Обжалование действий налогового органа в судебном порядке рк

Обновлено: 19.04.2024

1. Подача и рассмотрение жалобы на уведомление о результатах проверки производятся в порядке, определенном статьями 178 - 186 настоящего Кодекса.

2. Налогоплательщик (налоговый агент) вправе обжаловать уведомление о результатах проверки в суд.

Статья 178. Порядок подачи жалобы налогоплательщиком (налоговым агентом)

1. Жалоба налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки подается в уполномоченный орган в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику (налоговому агенту) уведомления.

При этом копия жалобы должна быть направлена налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы, проводившие налоговую проверку и рассматривавшие возражения налогоплательщика (налогового агента) к предварительному акту налоговой проверки.

Датой подачи жалобы в уполномоченный орган в зависимости от способа подачи являются:

1) в явочном порядке - дата регистрации жалобы уполномоченным органом;

2) по почте - дата отметки о приеме почтовой или иной организацией связи.

2. В случае пропуска по уважительной причине срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, этот срок по ходатайству налогоплательщика (налогового агента), подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом, рассматривающим жалобу.

3. В целях восстановления пропущенного срока подачи жалобы уполномоченным органом в качестве уважительной причины признается временная нетрудоспособность физического лица, в отношении которого проведена налоговая проверка, а также руководителя и (или) главного бухгалтера (при его наличии) налогоплательщика (налогового агента).

Положения настоящего пункта применяются к физическим лицам, в отношении которых проведена налоговая проверка, а также к налогоплательщикам (налоговым агентам), организационная структура которых не предусматривает наличия лиц, замещающих вышеуказанных лиц во время их отсутствия.

При этом налогоплательщиком (налоговым агентом) к ходатайству о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы должны быть приложены документ, подтверждающий период временной нетрудоспособности лиц, указанных в части первой настоящего пункта, и документ, устанавливающий организационную структуру такого налогоплательщика (налогового агента).

4. Ходатайство налогоплательщика (налогового агента) о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы удовлетворяется уполномоченным органом при условии, что налогоплательщиком (налоговым агентом) жалоба и ходатайство поданы не позднее десяти рабочих дней со дня окончания периода временной нетрудоспособности лиц, указанных в части первой пункта 3 настоящей статьи.

5. Налогоплательщик (налоговый агент), подавший жалобу в уполномоченный орган, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании своего письменного заявления. Отзыв жалобы налогоплательщика (налогового агента) не лишает его права на подачу повторной жалобы при условии соблюдения сроков, установленных пунктом 1 настоящей статьи.

Налогоплательщик (налоговый агент) не вправе производить отзыв жалобы в период с даты назначения тематической проверки до даты ее завершения.

Статья 179. Форма и содержание жалобы налогоплательщика (налогового агента)

1. Жалоба налогоплательщика (налогового агента) подается в письменной форме.

2. В жалобе должны быть указаны:

1) наименование уполномоченного органа, в который подается жалоба;

2) фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, подающего жалобу, его место жительства (место нахождения);

3) идентификационный номер;

4) наименование налогового органа, проводившего налоговую проверку;

5) обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

6) дата подписания жалобы налогоплательщиком (налоговым агентом);

7) перечень прилагаемых документов.

3. В жалобе могут быть указаны и иные сведения, имеющие значение для разрешения спора.

4. Жалоба подписывается налогоплательщиком (налоговым агентом) либо лицом, являющимся его представителем.

5. К жалобе прилагаются:

1) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования;

2) иные документы, имеющие отношение к делу.

Статья 180. Отказ в рассмотрении жалобы

1. Уполномоченный орган отказывает в рассмотрении жалобы налогоплательщика (налогового агента) в следующих случаях:

1) подачи налогоплательщиком (налоговым агентом) жалобы с пропуском срока обжалования, установленного частью первой пункта 1 статьи 178 настоящего Кодекса;

2) несоответствия жалобы налогоплательщика (налогового агента) требованиям, установленным статьей 179 настоящего Кодекса;

3) подачи жалобы за налогоплательщика (налогового агента) лицом, не являющимся его представителем;

4) подачи налогоплательщиком (налоговым агентом) искового заявления в суд по вопросам, изложенным в жалобе.

2. В случаях, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 1 настоящей статьи, уполномоченный орган в письменной форме извещает налогоплательщика (налогового агента) об отказе в рассмотрении жалобы в течение десяти рабочих дней с даты регистрации жалобы.

Уполномоченный орган в случае, предусмотренном подпунктом 4) пункта 1 настоящей статьи, в письменной форме извещает налогоплательщика (налогового агента) об отказе в рассмотрении жалобы с указанием причины такого отказа в течение десяти рабочих дней со дня установления факта обращения налогоплательщика (налогового агента) в суд.

3. В случаях, предусмотренных подпунктами 2) и 3) пункта 1 настоящей статьи, отказ уполномоченного органа в рассмотрении жалобы не исключает права налогоплательщика (налогового агента) в пределах срока, установленного частью первой пункта пунктом 1 статьи 178 настоящего Кодекса, повторно подать жалобу, если им будут устранены допущенные нарушения.

Статья 181. Порядок рассмотрения жалобы, направленной в уполномоченный орган

1. По жалобе налогоплательщика (налогового агента) выносится мотивированное решение в срок не более тридцати рабочих дней с даты регистрации жалобы, а по жалобам налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу, - не более сорока пяти рабочих дней с даты регистрации жалобы, за исключением случаев продления и приостановления сроков рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса.

2. Уполномоченный орган при рассмотрении жалобы налогоплательщика (налогового агента) вправе назначить тематическую проверку, а также повторную тематическую проверку в порядке, определенном статьей 186 настоящего Кодекса.

3. Жалоба рассматривается в пределах, обжалуемых налогоплательщиком (налоговым агентом) вопросов.

4. В случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) к рассмотрению жалобы документов, не представлявшихся им в ходе налоговой проверки, уполномоченный орган вправе устанавливать достоверность таких документов в ходе тематической и (или) повторной тематической проверок, назначаемых в порядке, определенном статьей 186 настоящего Кодекса.

5. Уполномоченный орган при рассмотрении жалобы налогоплательщика (налогового агента) в случае необходимости вправе:

1) направлять запросы налогоплательщику (налоговому агенту) и (или) в налоговые органы, проводившие налоговую проверку и рассматривавшие возражения налогоплательщика (налогового агента) к предварительному акту налоговой проверки, о предоставлении в письменной форме дополнительной информации либо пояснения по вопросам, изложенным в жалобе;

2) направлять запросы в государственные органы, соответствующие органы иностранных государств и иные организации по вопросам, находящимся в компетенции таких органов и организаций;

3) проводить встречи с налогоплательщиком (налоговым агентом) по вопросам, изложенным в жалобе;

4) запрашивать у сотрудников налоговых органов, принимавших участие в проведении налоговой проверки и рассматривавших возражения налогоплательщика (налогового агента) к предварительному акту налоговой проверки, дополнительную информацию и (или) пояснения по возникшим вопросам.

6. Запрещаются вмешательство в деятельность уполномоченного органа при осуществлении им своих полномочий по рассмотрению жалобы и оказание какого-либо воздействия на лиц, причастных к рассмотрению жалобы.

Статья 182. Вынесение решения по результатам рассмотрения жалобы

1. Для рассмотрения жалоб на уведомление о результатах проверки уполномоченный орган создает апелляционную комиссию.

По окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения апелляционной комиссии.

2. По итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки уполномоченным органом выносится одно из следующих решений:

1) оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения;

2) отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки полностью или в части.

3. Решение по жалобе в письменной форме направляется по почте заказным письмом с уведомлением или вручается налогоплательщику (налоговому агенту) под роспись, а копия - в налоговые органы, проводившие налоговую проверку и рассматривавшие возражения налогоплательщика (налогового агента) к предварительному акту налоговой проверки.

4. В случае отмены по результатам рассмотрения жалобы обжалуемого уведомления в части налоговый орган, проводивший налоговую проверку, выносит уведомление об итогах рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки и направляет его налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, установленный подпунктом 11) пункта 2 статьи 114 настоящего Кодекса.

5. Решение уполномоченного органа, вынесенное на основании и в порядке, определенном настоящим Кодексом, обязательно для исполнения налоговыми органами.

Статья 183. Приостановление и (или) продление срока рассмотрения жалобы

1. Срок рассмотрения жалобы, установленный пунктом 1 статьи 181 настоящего Кодекса, приостанавливается в следующих случаях:

1) проведения тематической и повторной тематической проверок - на период времени с даты назначения таких проверок в порядке, определенном статьей 186 настоящего Кодекса, до даты истечения пятнадцати рабочих дней после получения уполномоченным органом акта проверки;

2) направления запроса в государственные органы, соответствующие органы иностранных государств и иные организации по вопросам, находящимся в компетенции таких органов и организаций, - на период времени с даты направления такого запроса до даты получения ответа.

2. О приостановлении срока рассмотрения жалобы уполномоченный орган в письменной форме извещает налогоплательщика (налогового агента) с указанием причин приостановления в течение трех рабочих дней со дня назначения проверки и (или) направления запроса.

3. Срок рассмотрения жалобы, установленный пунктом 1 статьи 181 настоящего Кодекса, продлевается в следующих случаях:

1) представления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнения (дополнений) к жалобе - на пятнадцать рабочих дней.

При этом срок, установленный пунктом 1 статьи 181 настоящего Кодекса, продлевается на срок, указанный настоящим подпунктом, в каждом случае последующей подачи дополнений к жалобе;

2) уполномоченным органом при необходимости дополнительного изучения обжалуемого вопроса - до девяноста рабочих дней.

В случае продления срока рассмотрения жалобы в соответствии с настоящим подпунктом уполномоченным органом налогоплательщику (налоговому агенту) в течение трех рабочих дней со дня продления срока рассмотрения жалобы направляется извещение.

Статья 184. Форма и содержание решения уполномоченного органа

В решении уполномоченного органа по результатам рассмотрения жалобы должны быть указаны:

1) дата принятия решения;

2) наименование уполномоченного органа, в который направлена жалоба налогоплательщика (налогового агента);

3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование налогоплательщика (налогового агента), подавшего жалобу;

4) идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента);

5) краткое содержание обжалуемого уведомления о результатах проверки;

7) обоснование со ссылкой на нормы международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, и (или) законодательства Республики Казахстан, которыми уполномоченный орган руководствовался при вынесении решения по жалобе.

Статья 185. Последствия подачи жалобы (заявления) в уполномоченный орган или суд

Подача жалобы (заявления) налогоплательщиком (налоговым агентом) в уполномоченный орган или суд приостанавливает исполнение уведомления о результатах проверки в обжалуемой части.

При подаче жалобы в уполномоченный орган исполнение уведомления о результатах проверки в обжалуемой части приостанавливается до вынесения решения по жалобе.

В случае подачи налогоплательщиком (налоговым агентом) заявления в суд исполнение уведомления о результатах проверки в обжалуемой части приостанавливается со дня принятия судом заявления к производству до вступления в законную силу судебного акта.

Статья 186. Порядок назначения и проведения тематической проверки

1. Уполномоченный орган при рассмотрении жалобы налогоплательщика (налогового агента) в случае необходимости вправе назначить тематическую проверку.

2. Документ о назначении тематической проверки оформляется в письменной форме с указанием вопросов, подлежащих проверке.

При этом проведение тематической проверки не может быть поручено налоговому органу, проводившему налоговую проверку, результаты которой обжалуются, за исключением случая, когда обжалуемая налоговая проверка была проведена уполномоченным налоговым органом.

3. Тематическая проверка проводится в порядке и сроки, которые установлены настоящим Кодексом. При этом тематическая проверка должна быть начата не позднее десяти рабочих дней с даты получения налоговым органом документа о проведении такой проверки.

4. При недостаточной ясности или полноте данных, а также возникновении новых вопросов в отношении ранее проверенных в ходе тематической проверки обстоятельств и документов уполномоченный орган вправе назначить ее повторно.

5. Решение по результатам рассмотрения жалобы выносится с учетом результатов тематической и (или) повторной тематической проверок. При этом в случае несогласия уполномоченного органа с результатами таких проверок он вправе не учитывать их при принятии решения по жалобе, однако такое несогласие должно быть мотивированным.

В соответствии со статьей 13 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) налогоплательщик вправе обжаловать в установленном настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан порядке уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, а также действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

Возникшие между государством и налогоплательщиком (налоговым агентом) споры рассматриваются в порядке, установленным законодательством Республики Казахстан.

Действующее налоговое законодательство предусматривает обжалование уведомления о результатах налоговой проверки в вышестоящий орган налоговой службы, а также обжалования в суд.

В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик (налоговый агент) вправе обратиться с жалобой в вышестоящий орган налоговой службы в течение тридцати рабочих дней со дня вручения налогоплательщику (налоговому агенту) уведомления.

Орган налоговой службы, в ходе рассмотрения жалобы по вопросам, изложенным в жалобе налогоплательщика, рассматривает материалы проверки, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, иные документы, имеющие отношение к делу. В случае необходимости орган налоговой службы, рассматривающий жалобу, вправе запрашивать у налогоплательщика (налогового агента) или у соответствующего органа налоговой службы дополнительную информацию либо пояснения по вопросам, изложенным в жалобе, производить запрос в государственные органы и юридическим лицам со стопроцентным участием государства по вопросам, находящимся в компетенции таких государственных органов и юридических лиц, проводить встречи с налогоплательщиком (налоговым агентом) по вопросам, изложенным в жалобе.

Также в случае необходимости орган налоговой службы, рассматривающий жалобу, вправе назначить дополнительную, а при необходимости и повторную дополнительную проверку. При этом проведение дополнительной проверки не может быть поручено органу налоговой службы, проводившему налоговую проверку, результаты которой обжалуются.

Решение по жалобе налогоплательщика (налогового агента) выносится в срок не более тридцати рабочих дней, а по жалобам крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, не более сорока пяти рабочих дней с даты регистрации жалобы. При этом, срок рассмотрения жалобы приостанавливается на срок проведения дополнительной и повторной дополнительной проверок и до момента получения ответа при направлении запроса.

По результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах налоговой проверки вышестоящим органом налоговой службы выносится одно из решений предусмотренные статьей 671 Налогового кодекса.

Судебный порядок рассмотрения заявлений об оспаривании результатов налоговой проверки и действий (бездействия) должностных лиц органов налоговой службы регулируется главой 29 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан.

Установленный частью первой статьи 294 ГПК срок обращения с заявлением в суд исчисляется: в случае оспаривания уведомления о результатах налоговой проверки непосредственно в суде - со дня его вручения, а в случае предварительного обжалования в вышестоящий орган налоговой службы - со дня, когда налогоплательщику стало известно о решении этого органа об оставлении его жалобы без удовлетворения полностью или в части. Если по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика вынесено новое уведомление, срок его обжалования исчисляется заново со дня вручения в установленном порядке.

Исходя из положений статьи 638 Налогового кодекса о том, что решением по результатам налоговой проверки является вынесенное органом налоговой службы уведомление о результатах налоговой проверки, в случае несогласия налогоплательщика с начисленными суммами налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательств по исчислению, удержанию, перечислению обязательных пенсионных взносов, исчислением и уплатой социальных отчислений и пеней, уменьшением убытков, неподтверждением к возврату сумм превышения НДС и (или) корпоративного (индивидуального) подоходного налога, удержанного у источника выплаты с доходов нерезидентов, обжалованию в судебном порядке подлежит только уведомление. Суд проверяет законность начисления оспоренных сумм с учетом выводов, изложенных в акте налоговой проверки.

Акт налоговой проверки может быть обжалован, если налогоплательщик не согласен с его выводами, не повлекшими приведенные выше последствия, однако влияющими на его права и обязанности, в том числе и в будущих налоговых периодах. Обжалование акта проверки расценивается как обжалование действий должностных лиц органов налоговой службы.

Действующее налоговое законодательство предусматривает обжалование уведомления о результатах налоговой проверки и действий (бездействия) должностных лиц органов налоговой службы в вышестоящий орган налоговой службы или в суд.

Судебный порядок рассмотрения заявлений об оспаривании результатов налоговой проверки и действий (бездействия) должностных лиц органов налоговой службы регулируется главой 29 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - ГПК).

Установленный частью первой статьи 294 ГПК 3-х месячный срок обращения с заявлением в суд исчисляется: в случае оспаривания уведомления о результатах налоговой проверки непосредственно в суде - со дня его вручения в порядке, установленном статьей 115 Налогового кодекса, а в случае предварительного обжалования в вышестоящий орган налоговой службы и (или) уполномоченный орган - со дня, когда налогоплательщику стало известно о решении этих органов об оставлении его жалобы без удовлетворения полностью или в части. Если по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика вынесено новое уведомление, срок его обжалования исчисляется заново со дня вручения в установленном порядке.

При обжаловании действий (бездействия) должностных лиц органов налоговой службы указанный срок исчисляется со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и охраняемых законом интересов либо об оставлении вышестоящим органом налоговой службы его жалобы без удовлетворения полностью или в части.

Срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию составляет пять лет. По общему правилу течение срока исковой давности начинается после окончания соответствующего налогового периода.

Налоговый период подлежит определению с учетом положений Налогового кодекса в отношении того или иного налога или другого обязательного платежа.

Вместе с тем указанной выше нормой предусмотрены исключения из общего правила по налогоплательщикам, осуществляющим деятельность в соответствии с контрактом на недропользование, и по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием, или сделке (сделкам), совершенной (совершенным) с субъектом частного предпринимательства без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность.

Кроме того, документы на возврат суммы государственной пошлины должны быть представлены в орган налоговой службы до истечения трехлетнего срока со дня зачисления данной суммы в бюджет.

Применительно к праву органа налоговой службы на начисление или пересмотр исчисленной, начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет срок исковой давности исчисляется на дату вынесения уведомлений.

Право налоговых органов на пересмотр исчисленной, начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет в течение срока исковой давности означает, что они вправе проводить внеплановые налоговые проверки за ранее проверенный период при условии соблюдения указанного срока.

С учетом статьи 56 Налогового кодекса, которой определен исчерпывающий перечень оснований прекращения налогового обязательства, истечение сроков исковой давности не прекращает налоговое обязательство по уплате исчисленных и начисленных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, авансовых и текущих платежей по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.

Если суд установит, что решение органа налоговой службы, либо действие (бездействие) должностных лиц этого органа не соответствует нормам законодательства, указанное решение либо действие (бездействие) подлежит признанию незаконным полностью или в части, а решение, кроме того, - отмене. В соответствии с частью первой статьи 297 ГПК суд возлагает на налоговый орган либо на его должностное лицо обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и охраняемых законом интересов налогоплательщика.

Как установлено статьей 48 ГПК, суд не утверждает мировое соглашение сторон, если оно противоречит закону. Мировое соглашение между налогоплательщиком и налоговым органом нарушает установленные Налоговым кодексом принципы обязательности, определенности и справедливости налогообложения. Кроме того, право сторон на окончание дела мировым соглашением связано с наличием между ними основанных на равенстве имущественных отношений. Налоговые же отношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. В этой связи суд не вправе утверждать мировое соглашение по налоговым спорам.

Налоговые органы не менее чем за 30 календарных дней до начала проведения налоговой проверки, проводимой по особому порядку на основе оценки степени риска, направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику (налоговому агенту).

В извещении указываются форма налоговой проверки, перечень подлежащих проверке вопросов, предварительный перечень необходимых документов, права и обязанности налогоплательщика при проведении налоговой проверки, а также другие данные, необходимые для проведения налоговой проверки.

Налоговый орган вправе начать налоговую проверку, проводимую по особому порядку на основе оценки степени риска, без извещения налогоплательщика о начале проверки в тех случаях, когда имеется обоснованный риск, что налогоплательщик может скрыть или уничтожить необходимые для проведения проверки документы, связанные с налогообложением, либо имеются другие обстоятельства, делающие проверку невозможной или не позволяющие провести ее в полном объеме.

Налоговый орган осуществляет налоговую проверку, проводимую по особому порядку на основе оценки степени риска без извещения налогоплательщика (налогового агента) на основании письменного разрешения вышестоящего налогового органа.

Срок проведения налоговой проверки, указываемый в предписании, не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения ПРЕДПИСАНИЯ.

Налоговая проверка проводится на основании предписания, которое должно содержать следующие сведения:

1) дата и номер регистрации предписания в налоговом органе;

2) наименование налогового органа, вынесшего предписание;

3) фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование налогоплательщика (налогового агента);

4) идентификационный номер;

5) форма и вид проверки;

6) фамилии, имена, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) проверяющих лиц, а также специалистов, привлекаемых для участия в проведении налоговой проверки в соответствии с настоящим Кодексом;

7) срок проведения налоговой проверки;

8) проверяемый период, за исключением хронометражного обследования.

Предписание должно быть подписано первым руководителем налогового органа или лицом, его замещающим.

В случае продления сроков проведения налоговой проверки, и (или) изменения количества, и (или) замены лиц, проводящих проверку, и (или) изменения проверяемого периода оформляется дополнительное предписание, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего предписания, ФИО лиц, привлекаемых к проведению проверки.

На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка.

Датой начала проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику предписания.

При вручении предписания налогоплательщик на экземпляре предписания налогового органа ставит подпись об ознакомлении и получении предписания, а также дату и время получения предписания.

В случае отказа в получении предписания должностное лицо налогового органа делает на экземпляре предписания налогового органа соответствующую запись и составляет акт об отказе налогоплательщика от получения предписания с привлечением понятых (не менее 2-х).

Отказ налогоплательщика от получения предписания о проведении налоговой проверки не является основанием для отмены налоговой проверки.

Отказ налогоплательщика от получения предписания налогового органа означает недопуск должностных лиц налогового органа к налоговой проверке.

В случае отказа налогоплательщика от получения предписания датой начала проведения проверки считается дата составления акта об отказе налогоплательщика (налогового агента) в получении предписания.

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ПРЕДПИСАНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕКИ В Налоговом Кодексе (далее-НК) ПРЯМО НЕ ПРЕДУСМОТРЕН.

В качестве акта о назначении проверки предписание может являться самостоятельным предметом судебного оспаривания, поскольку выносится в рамках осуществления органом государственных доходов властных полномочий, влечет определенные правовые последствия для налогоплательщика (налогового агента).

Поэтому, предписание можно обжаловать в порядке главы 22 НК - порядок обжалования действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов.

Согласно ст. 187 НК налогоплательщик и налоговый агент имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов вышестоящему налоговому органу (административный порядок) или в суд (судебный порядок).

В соответствии с п. 2, 3 ст. 65 Закона о правовых актах, предписание органа государственных доходов может быть оспорено в порядке главы 29 ГПК до прекращения его действия, а именно завершения налоговой проверки путем составления акта налоговой проверки

По результатам налоговой проверки выносится уведомление. Его можно обжаловать, если налогоплательщик (налоговый агент) не согласны с суммой доначисления. Оно также обжалуется либо в вышестоящий налоговый орган или в суд. ВАЖНО: обжалуется уведомление, а не акт налоговой проверки.

2. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ УВЕДОМЛЕНИЯ

Порядок подачи жалобы налогоплательщиком (налоговым агентом):

1. Подается в уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения уведомления.

При этом копия жалобы должна быть направлена в налоговые органы, проводившие налоговую проверку и рассматривавшие возражения налогоплательщика к предварительному акту налоговой проверки.

(В случае пропуска по уважительной причине срока этот срок по ходатайству налогоплательщика может быть восстановлен, в качестве уважительной причины признается временная нетрудоспособность физического лица, в отношении которого проведена налоговая проверка, а также руководителя и (или) главного бухгалтера (при его наличии) налогоплательщика).

Важное условие: Ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы удовлетворяется при условии, что налогоплательщиком жалоба и ходатайство поданы не позднее 10 рабочих дней со дня окончания периода временной нетрудоспособности лиц.

Подача жалобы (заявления) в уполномоченный орган или суд приостанавливает исполнение уведомления о результатах проверки в обжалуемой части.

Жалоба подается в письменной форме и в ней должны быть указаны:

1) наименование уполномоченного органа, в который подается жалоба;

2) ФИО, либо полное наименование лица, подающего жалобу, его место жительства (место нахождения);

4) наименование налогового органа, проводившего налоговую проверку;

5) обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

6) дата подписания жалобы налогоплательщиком (налоговым агентом);

7) перечень прилагаемых документов.

Жалоба подписывается налогоплательщиком (налоговым агентом) либо лицом, являющимся его представителем.

Налогоплательщик, подавший жалобу в уполномоченный орган, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании своего письменного заявления. Это не лишает его права на подачу повторной жалобы.

Однако, в период с даты назначения тематической проверки до даты ее завершения нельзя вправе производить отзыв жалобы

Отказ в рассмотрении жалобы:

Уполномоченный орган отказывает в рассмотрении жалобы в следующих случаях:

1) подачи налогоплательщиком жалобы с пропуском срока обжалования;

2) несоответствия жалобы формальным требованиям;

3) подачи жалобы за налогоплательщика лицом, не являющимся его представителем;

4) подачи налогоплательщиком искового заявления в суд по вопросам, изложенным в жалобе.

Порядок рассмотрения жалобы, направленной в уполномоченный орган:

Для рассмотрения жалоб на уведомление о результатах проверки уполномоченный орган создает апелляционную комиссию.

По окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения апелляционной комиссии.

По жалобе выносится мотивированное решение в срок не более 30 рабочих дней с даты регистрации жалобы, а по жалобам налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу, - не более 45 рабочих дней с даты регистрации жалобы.

Жалоба рассматривается в пределах, обжалуемых налогоплательщиком вопросов.

Уполномоченный орган при рассмотрении жалобы в случае необходимости вправе:

1) направлять запросы налогоплательщику (налоговому агенту) и (или) в налоговые органы, проводившие налоговую проверку и рассматривавшие возражения налогоплательщика к предварительному акту налоговой проверки, о предоставлении в письменной форме дополнительной информации либо пояснения по вопросам, изложенным в жалобе;

2) направлять запросы в государственные органы, соответствующие органы иностранных государств и иные организации по вопросам, находящимся в компетенции таких органов и организаций;

3) проводить встречи с налогоплательщиком по вопросам, изложенным в жалобе;

4) запрашивать у сотрудников налоговых органов, принимавших участие в проведении налоговой проверки и рассматривавших возражения налогоплательщика к предварительному акту налоговой проверки, дополнительную информацию и (или) пояснения по возникшим вопросам.

По итогам рассмотрения жалобы на уведомление о результатах проверки уполномоченным органом выносится одно из следующих решений:

1) оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения;

2) отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки полностью или в части.

При рассмотрении жалобы уполномоченный орган в случае необходимости вправе назначить тематическую проверку (срок по общему правилу - не более 30 рабочих дней).

Вопросы определяются уполномоченным органом, но в рамках изложенных в жалобе налогоплательщика на уведомление о результатах проверки.

Проведение тематической проверки не может быть поручено налоговому органу, проводившему налоговую проверку, результаты которой обжалуются (за исключением случая, когда обжалуемая налоговая проверка была проведена уполномоченным налоговым органом).

Решение по результатам рассмотрения жалобы выносится с учетом результатов тематической и (или) повторной тематической проверок. При этом в случае несогласия уполномоченного органа с результатами таких проверок он вправе не учитывать их при принятии решения по жалобе, однако такое несогласие должно быть мотивированным.

Решение уполномоченного органа, обязательно для исполнения налоговыми органами.

3. СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ УВЕДОМЛЕНИЯ

Уведомление в судебном порядке обжалуется в порядке гл. 29 ГПК. Статья 292 ГПК предусматривает право граждан и юридических лиц оспорить решение, действия (бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего в суде.

Дела об обжаловании решений, действий (бездействия) должностных лиц органов государственных доходов гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическими лицами подсудны специализированным межрайонным экономическим судам.

Гражданин и юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3-х месяцев со дня, когда им стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.

(Пропуск срока не является основанием для суда к отказу в принятии заявления, однако если по ходатайству налогоплательщика данный срок не восстановлен, то суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявления).

Подготовка - срок 10 рабочих дней со дня принятия заявления.

Заявление рассматривается судом в месячный срок со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству с участием гражданина, представителя юридического лица, руководителя государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица или государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых оспариваются, или их представителей.

Суд вправе по своей инициативе истребовать указанных от лиц все документы и материалы, на основании которых принимались оспариваемые решение.

Решение суда направляется для устранения допущенных нарушений закона руководителю государственного органа в порядке подчиненности органу в течение трех рабочих дней после вступления решения суда в законную силу. Копия решения суда направляется вышестоящему государственному органу и прокурору.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду, гражданину или юридическому лицу не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. За неисполнение решения суда виновные должностные лица несут ответственность, предусмотренную законом.

При оспаривании налогоплательщиком уведомления о результатах налоговой проверки либо акта проверки по основанию нарушений налоговым органом установленных главой 89 НК порядка и сроков проведения налоговых проверок следует исходить из оценки характера допущенных нарушений и их влияния на законность и обоснованность результатов проверки.

Очень важно, что с 1 июля 2021 года будет новый порядок обжалования в связи со вступлением в силу нового Административного процедурно-процессуального кодекса . Авторы надеются, что после этой знаменательной даты количество выигрышных со стороны налогоплательщиков дел станет больше. Пока же картина грустная. По статистике Генеральной прокуратуры в 2019 году по стране было рассмотрено судами 971 гражданское дело об оспаривании действий (бездействий), решений налоговых органов, но удовлетворено было всего 190, то есть меньше 20 процентов от общего количества всех дел.

Но обжаловать в административном и гражданском порядках все равно надо, потому что в случае превышения недоимки в 50 тысяч МРП первого руководителя и бухгалтера могут привлечь к уголовной ответственности. А так есть шансы уменьшить сумму и доказать отсутствие умысла на совершение 245 УК в последующем уголовном деле. Ниже приведены статистические данные по судебным спорам с налоговыми органами:

Иногда возникают ситуации, когда конфликт с налоговой можно решить только через суд, поскольку досудебные разбирательства не приводят ни к какому результату. В этом случае компания должна тщательно подготовиться к рассмотрению дела, собрать необходимые доказательства и выбрать лицо, ответственное за присутствие в суде. В таком случае нужно обратить внимание на несколько важных моментов, которые позволят пройти судебное разбирательство с максимальной пользой для хозяйствующего субъекта.

Подготовка документов и доказательств

Компания должна сформулировать четкую позицию, которую будет доказывать при судебном разбирательстве. Ее нужно подкрепить соответствующими документальными доказательствами и положительной судебной практикой.

Что касается документального подтверждения, то это могут быть самые разные бухгалтерские и налоговые документы, которые можно распечатать из программы 1С или из сервиса 1СПАРК Риски. Кроме того, в ней можно подготовить различные доказательства, которые будут аргументированно подтверждать точку зрения компании. Например, к ним можно отнести акты сверки с налоговой инспекцией, регистры синтетического и аналитического учета по счетам 51 "Расчетные счета" (оплата налогов и сборов), 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

Также в конфигурации 1С: Отчетность можно сформировать отчетные документы по налогам и сборам - декларации или расчеты. На их основании можно доказывать, что все расчеты производились с учетом норм и требований законодательства РФ. Кроме того, этот сервис используется для осуществления электронного документооборота с налоговой инспекцией, а потому через него можно распечатать подтверждения, что компания своевременно реагировала на все поступающие из ИФНС требования или уведомления.

Что касается законодательства, то в первую очередь необходимо акцентировать внимание суда на нормы Налогового кодекса РФ. Кроме того, нужно подобрать различные федеральные законы, статьи Гражданского кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Трудового кодекса, Арбитражного процессуального кодекса и т.д. - в зависимости от того, какая конкретно ситуация рассматривается при судебном разбирательстве.

Важно! Эффективное действие оказывает представление на рассмотрение каких-либо судебных решений по аналогичным спорам, вынесенным в пользу налогоплательщика. Если такая практика существует, обязательно нужно воспользоваться ее результатами.

Для доказательства своей правоты можно использовать акты судов различных инстанций, поскольку они помогут укрепить позицию компании и повысить шансы выиграть судебное разбирательство по налоговым спорам.

Активно отстаиваем свою позицию

Доказывать свою позицию - это право, а не обязанность налогоплательщика. В этой связи многие компании выбирают неверную тактику поведения: они полагают, что суд и без их активного участия вынесет положительное решение по рассматриваемому делу.

Разбирательство может и не дойти до суда. Например, налоговая инспекция выявила какие-либо ошибки или неточности и доначислила налог, выставив требование об уплате. Если налогоплательщик не начнет самостоятельно разбираться, почему это произошло и правомерны ли действия налоговиков, то считается, что он согласен с мнением ИФНС. Дело в том, что результаты проверки налоговой инспекции вступают в действие в течение месяца. Если в этот период компания не приняла никаких действий для обжалования решения, то считается, что она с ним согласилась и, соответственно, должна исполнить.

Если при судебном разбирательстве налогоплательщик не защищает свою позицию, то суды ориентируются на материалы, представленные налоговой инспекцией. При этом они не будут назначать проведение дополнительной проверки, экспертизы и т.д., если об этом не заявит сам налогоплательщик. Соответственно, суд будет принимать решение на основании той информации, которую представят налоговики, а она, конечно же, будет не в пользу хозяйствующего субъекта.

Внимание! Позиция налогоплательщика "пусть докажут" - неверная, поскольку ИФНС на основе представленных материалов и проведенной проверки уже все доказала. Суды будут выносить решение на основе именно этой информации.

Обеспечиваем наличие всех документов

При судебном разбирательстве нельзя отстаивать свою точку зрения, если нет документально оформленных доказательств. В этой связи необходимо тщательным образом подготовить все документы, которые будут иметь юридическую значимость и законность.

Некоторые документы можно подготавливать в обычном порядке, составляя их в произвольном виде. Однако большинство бухгалтерских и налоговых документов проще сформировать в программе 1С, выгрузив их и подписав главным бухгалтером и директором. В таких документах указываются реквизиты компании и основная информация по документу, а также есть строки для проставления подписей. Представление официальных документов из программы 1С в большинстве случаев положительно влияет на мнение судебных органов о налогоплательщике.

Кроме того, при судебном разбирательстве обязательно нужно представить документы, поступившие от самой налоговой инспекции. Конечно, налоговики и сами будут готовить эти документы. Однако лучше, если у налогоплательщика будет на руках полный пакет всех документов, которые помогут подтвердить свою позицию в суде.

Возражаем против новых доказательств

Иногда налоговики при судебных разбирательствах представляют новые доказательства, которых ранее не было при проведении налоговой проверки. Компания имеет право возражать против их приобщения к материалам дела. В судебном разбирательстве могут быть представлены только те доказательства, которые были получены на стадии налогового контроля и проверки, то есть до вынесения решения налоговой инспекцией.

Важно! При таких обстоятельствах и сам налогоплательщик не сможет представить новые доказательства в суде. Поэтому нужно подбирать и представлять документы, которые действительно относятся к делу и были рассмотрены налоговой инспекцией до судебного разбирательства.

Однако законодательством не запрещено представление в суде новых доказательств, если они действительно влияют на исход дела и помогут суду принять верное решение. Суд может их как принять, так и отклонить, и это уже зависит непосредственно от судей. Как показывает судебная практика, этот вопрос достаточно спорный, а потому возможны оба варианта при разбирательстве.

Проверяем, как ИФНС получила доказательства

Документальные доказательства могут напрямую свидетельствовать против налогоплательщика. Однако он может доказать неправомерность их использования в судебном разбирательстве, если они были получены с процессуальными нарушениями. В этом случае есть возможность доказать, что действия налоговой инспекции были неправомерными по формальным основаниям.

Необходимо обратить внимание на то, что процедура проведения налоговой проверки строго регламентирована законодательством. Этот момент касается как камеральных (ст. 88 НК), так и выездных (ст. 89 НК) проверок. Если при проверке было допущено нарушение сроков, форм документов, правил извещения налогоплательщика, эти моменты можно использовать для отмены решения, вынесенного налоговой инспекцией.

Как правило, суды принимают во внимание существенные процессуальные нарушения. Если будет доказано, что такие нарушения ущемили права налогоплательщика, то суд может отменить решение налоговой инспекции.

Нюансы налогового разбирательства в суда

Следует помнить о таких особенностях судебного разбирательства по налогам:

  • исковое заявление в суд может подать как сама налоговая инспекция, так и налогоплательщик;
  • некоторые вопросы рассмотрения налоговых споров судебными органами закреплены в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 57;
  • на сайте Федеральной налоговой инспекции в разделе "Судебное урегулирование налоговых споров" содержится обзор правоприменительной практики;
  • сроки судебного разбирательства по налоговым спорам зависят от сложности дела и могут составлять от 3-х месяцев до 1 года;
  • в последнее время стало актуальным использование услуг налогового арбитража, когда разбирательством занимается высококвалифицированный специалист. Этот вариант особенно подходит тем компаниям, которые не имеют в штате главного бухгалтера или профессионального юриста;
  • перед судебным разбирательством целесообразно провести досудебное разбирательство с налоговой инспекцией. Есть вероятность, что вопрос можно будет урегулировать мирным путем;
  • при возникновении конфликтной ситуации нужно провести самопроверку - действительно ли компания совершила все свои действия в соответствии с требованиями налогового законодательства. В некоторых случаях налогоплательщик сам может допустить ошибки, а потому, скорее всего, проиграет дело;
  • в суде могут допрашиваться свидетели, в том числе и сотрудники компании. Они не всегда могут знать, как именно нужно отвечать на вопросы, а потому нужно их тщательно проинструктировать;
  • компании следует связаться с контрагентами и попросить их представить документы, если этого требует налоговая инспекция.

Судебное разбирательство по налоговым спорам - дело достаточно хлопотное и неприятное. Чтобы доказать свою правоту, необходимо тщательно подготовить все документы, которые будут аргументированно подтверждать правомерность действий налогоплательщика. В этих целях лучше использовать программу 1С, и тогда документы будут не только иметь юридическую силу, но и показывать деловую репутацию хозяйствующего субъекта в положительном ключе.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: