Обязательство граждан и организаций платить налоги метод государственного управления

Обновлено: 26.04.2024

I. Формы государственного управления

Государственное управление выражается в совершении определённых действий, которые воспринимаются другими субъектами управленческих отношений в определённых формах.
Формы государственного управления – внешне выраженное действие О.И.В и его должностных лиц.

1.выражают сущность деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют государственное управление.

2.практически реализуют задачи и функции управления.

3.обеспечение наиболее целесообразного достижения целей с наименьшими затратами.

4.вызывают наступление каких-либо последствий.

Ф.Г.У шире, чем формы исполнительной власти, поэтому они могут выступать как:

  • Формы государственно-управленческой деятельности.
  • Формы реализации исполнительной власти.

Многообразие задач управления обуславливает многообразие форм управления.


Выбор формы зависит от:

  • Характера компетенции О.И.В. (должностного лица)
  • Особенности Объекта
  • Характера вызываемых последствий
  • ПРАВОВЫЕ
    • четко выраженные юридические последствия.
    • издание актов, которые влекут за собой административные отношения между субъектами.

    В правовых формах отчётливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный характер полномочий органов управления и их должностных лиц.

    • Издание нормативных актов органами исполнительной власти.

    Содержит административно правовые нормы, которые регулируют управленческие отношения.
    А) Нормативного характера (Постановления правительства РФ).
    Б) Ненормативного характера (Распоряжения правительства РФ).

    Это разновидность юридических факторов (Пр: назначение в/служащего на должность). Договорные отношения стоит относить к формам государственного управления, т.к они влекут юридические последствия.

    • НЕПРАВОВЫЕ
    • не связаны с изданием правовых актов и совершением иных юридических действий.
    • не порождают, а прекращают административные отношения.
    • Осуществление организационных операций.

    А) Разработка научно-обоснованных рекомендаций.
    Б) Подбор кадров.
    В) Проведение совещаний.

    А) Работа с информацией.
    Б) Ведение делопроизводства.
    В) Проведение исследований.
    Г) Подготовка к изданию НПА.

    Управленческие действия вызывают последствие юридического характера, которое признано называть административно-правовыми формами.
    Административно-правовое регулирование может осуществляться в 2-х формах. Административно-правовая форма может быть представлена как своеобразная система действий ОИВ. По степени юридического выражения можно различать основные действия органов и должностных лиц (издание правовых актов) и действие, которое базируется на них, которые также влекут наступление юридических последствий.
    Пр: Лицензионно-разрешительная деятельность.

    II.МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

    Методы государственного управления – это способ осуществления его функций.
    Сущность методов государственного управления определяется его социальной природой. Знание методов говорит о функционировании механизмов государства.

    Методы государственного управления – способы, средства практического осуществления функций государственного управления, достижение его целей.

    Применение методов управления зависит от цели управления. Если цель управления обуславливает специфику использованных методов, то правильный выбор метода обеспечивает реальное достижение цели.

    Характерные черты методов:

    • 1.Выражают связь субъекта или объекта.
    • 2.Обеспечивает достижение целей определённым способом воздействия.
    • 2.Обладает определённой организационной формой (приказ, правило поведения)
    • 4.Обладает временной характеристикой (краткие и долгосрочные)
    • Убеждение – представляет собой законопослушное поведение всех субъектов, способствует профилактики правонарушений.

    Меры:

    По характеру воздействия:

    1.Прямое воздействие – административные методы управления.

    • Одностороннее властное воздействие субъекта управления на поведение управляемых.
    • Обязательность исполнения управленческой стороной решений стороны управляющей.
    • Возможность наступления правовой ответственности за невыполнение управляемой стороной законно – отданных распоряжений.

    2.Косвенное воздействие. Цели достигаются по средствам воздействия на интересы управляемой стороны, т.е создаются такие условия, когда управляемая сторона сама без властного воздействия выбирает вариант поведения.
    Социально психологические методы управляющего воздействия:
    Все методы тесно взаимосвязаны, и применяются косвенно.

    • Принуждение – разновидности государственного принуждения и являются средствами обеспечения правопорядка.
      • Вне судебное применение предусмотренных законными либо подзаконными административно - правовыми нормами принудительных мер административно – властного органа.
      • Направленность на выполнение общеобязательных правил поведения в сфере государственного управления.

      Виды административного принуждения:

      1.Административное предупреждение
      2.Меры административного пресечения
      3.Меры административной ответственности.

      1-Профилактический характер, принудительный порядок в виде ограничений и запретов.
      2-Пресечение правонарушений и наступления вредных последствий.

      Это основная правовая форма реализации задач органов государственной власти.

      • Юридическая природа
      • Государственно-властный характер
      • Обязательность исполнение адресатами
      • Односторонность волеизъявления компетентного субъекта
      • Установление обязательных правил поведения

      Правовой акт управления – это официальное подзаконное решение принятое ОИВ в одностороннем властном порядке, и с соблюдением определённых процедур по вопросу, отнесённому к его компетенции, имеющий определённую законом форму и порождающий юридические последствия.

      Прежде чем перейти к изучению методов государственного управления следует произвести анализ понятия «метод» в общей теории права. Так, в качестве метода принято понимать различные способы и приемы, с помощью которых осуществляется регулирование теми или иными отношениями в обществе. Метод регулирования присущ не только самостоятельным правовым отраслям, но и различным обособленным явлениям и процессам.

      Метод государственного управления – это совокупность способов и приемов по воздействию субъектом управления на объект управления в процессе отношений, связанных с управлением, используемых с целью достичь определенные задачи и цели управления, а также реализовать управленческие функции.

      Особенности методов государственного управления:

      • их реализация происходит в рамках управленческой деятельности;
      • имеют органическую взаимосвязь с имеющим целевое назначение определенным видом управленческой деятельности;
      • выражают особенности того, как воздействует управленческий субъект на объект управления;
      • характеризуются в качестве средства, направленного на реализацию субъектом управления принадлежащих ему по закону полномочий;
      • распространяются на конкретный объект управления;
      • имеют определенное отношение к состоянию (характеристике) объекта, на который оказывается управленческое воздействие;
      • служат в качестве оптимального способа по достижению различных целей управления в сложившихся условиях;
      • должны сопровождаться правовым опосредованием;
      • обладают временной и территориальной привязкой.

      Стоит отметить, что «методы государственного управления» граничат с таким понятием как «формы государственного управления». Это связано с тем, что метод определенным образом выражается в форме, например, законодательное закрепление административной ответственности (форма управления) делает возможным ее применение (метод государственного управления).

      Готовые работы на аналогичную тему

      Сущностное значение метода управления состоит в непосредственном изъявлении воли субъектом управления по отношению к остальным участникам управления, а также в характере такого волеизъявления.

      Важным является выбор используемого метода государственно управления. Он зависит от множества показателей, например, полномочий и компетенции органов управления, целей и функций, которые поставлены перед государственным управлением, специфики управленческого объекта и т.д.

      Виды методов государственного управления

      Все методы государственного управления можно разделить на обособленные группы в зависимости от того или иного критерия.

      В зависимости от формы закрепления (выражения) методы могут быть:

      • административно-правовыми,
      • административно-организационными.

      В зависимости от содержания методы рассматриваются в качестве:

      • обязывающих,
      • управомочивающих,
      • запрещающих,
      • поощряющих.

      В зависимости от юридических свойств выделяют:

      • нормативные методы,
      • индивидуальные методы.

      В зависимости от способа регулирования методы могут быть:

      • императивными,
      • поручительными,
      • рекомендательными.

      Административная наука выделяет определенные методы, относящиеся к государственному регулированию. К ним относятся методы убеждения, принуждения и поощрения. В качестве дополнительных выступают также надзор, руководство, регулирование, координация, субординация и пр.

      • Метод убеждения состоит в различных разъяснительных, организационных, воспитательных средствах, которые направлены на формирование у подчиненных воли (разъяснение, пропаганда, обменивание опытом и т.д.);
      • Метод принуждения является одним из видов государственного принуждения и применяется для того, чтобы предупредить и пресечь различные административные проступки, а также с целью обеспечить привлечение к ответственности виновного;
      • Метод поощрения связан с воздействием на волю субъектов через их интересы, путем их поощрения.

      Нужны еще материалы по теме статьи?

      Воспользуйся новым поиском!

      Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

      Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 02.09.2021

      Сергей Олегович Тихонов

      Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

      Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

      Принципы государственного управления – это теоретические основы и правила, которые отражают объективную закономерность общественного и государственного развития, объединяющие наиболее значимые стороны системы государственного управления.

      Принципы государственного управления является отражением основных требований к устройству системы государственных органов и выбору методологии государственного управления.

      Для принципов государственного управления характерна объективность, то есть независимость от действий или воли людей, осуществляющих государственное управление.

      Всю совокупность принципов государственного управления можно разделить на две группы:

      • принципы государственного управления общего характера;
      • принципы государственного управления организационного характера.

      Первая группа принципов государственного управления характеризуется общей социальной значимостью и независимостью от статуса органа государственного управления или должности государственного лица. Действие указанной группы принципов распространяется на все государственное управление.

      К числу этих принципов относятся следующие:

      1. Научность, подразумевающая обязательность применения в системе государственного управления научных достижений менеджмента. Проявлением данного принципа является применение таких инструментов как анализ проблем с применением научных методов, прогнозирование вариантов развития проблемных ситуаций, разработка планов действий, выбор оптимальных вариантов действий и так далее;
      2. Целостность, подразумевающая сохранение единства государственного аппарата, деятельность которого направлена на нормальное функционирование всего народного хозяйства. Реализация данного принципа подразумевает отказ от изолированности каких-либо государственных объектов, следование единым целям и задачам при осуществлении государственного управления;
      3. Динамизм форм собственности, подразумевающий создание равных условий развития и существования различных форм собственности, в том числе государственной;
      4. Децентрализация, подразумевающая рациональное сочетание федерального управления и управления на местах. Реализация данного принципа стремится к развитию самоуправления на уровне муниципальных образований и формированию эффективных систем взаимодействия между различными уровнями власти;
      5. Экономичность и эффективность, требующие формирования экономной структуры государственного управления, стремящейся к минимизации затрат на ее функционирование и достижению максимального результата;
      6. Динамичность и адаптивность, подразумевающие способность системы государственного управления оперативно реагировать на изменения социально-экономической ситуации в стране и мире;
      7. Сочетание программно-целевого и функционального управления, подразумевающее возможность применения различных подходов к организации государственного управления в зависимости от конкретных ситуаций и задач этого управления;
      8. Устойчивость и стабильность развития, подразумевающие обеспечение последовательности социально-экономического развития государства в соответствии с установленными целями и задачами.

      Готовые работы на аналогичную тему

      Вторая группа принципов государственного управления характеризует организационные аспекты этого управления. К числу принципов данной группы относятся:

      1. Отраслевой принцип, суть которого выражается в обеспечении единства политики государства, осуществляемой в рамках отдельных отраслей, рационального использования средств и сил, принятия единообразных решений;
      2. Территориальный принцип, суть которого сводится к формированию государственного аппарата исполнительного характера в соответствии с административно-территориальным делением страны;
      3. Линейный принцип, суть которого сводится к обеспечению вертикальной иерархичности, персональной ответственности высшего уровня руководства за деятельность всех органов государственного управления;
      4. Функциональный принцип, суть которого состоит в формировании органов государственного управления специализированного назначения, несущих ответственность за решение конкретных проблем государственного развития;
      5. Двойственность подчинения, подразумевающая наличие федерального и регионального, а также местного уровня управления;
      6. Коллегиальность и единоначалие, подразумевающие решение наиболее значимых вопросов коллективными органами государственного управления в сочетании с реализацией оперативных решений на единоличном уровне.

      Методы государственного управления

      Методы государственного управления – это инструменты влияния государственных должностных лиц и органов государственного управления на объекты управления.

      Всю совокупность методов государственного управления можно разделить на несколько групп:

      • во-первых, административные методы государственного управления, в основе которых находится властная мотивация. Основу данных методов составляет механизмы поощрения и санкций. Данные методы имеют прямой характер воздействия на управляемые объекты. Административные методы реализуется в следующих формах: приказы, распоряжения, постановления;
      • во-вторых, организационные методы государственного управления, которые также основаны на властной мотивации. В основе организационных методов находится организационное воздействие управляющего субъекта на управляемый объект и на себя. В составе организационных методов государственного управления выделяют нормирование, инструктирование, регламентирование и так далее;
      • в-третьих, экономические методы государственного управления, в основе которых находятся материальная заинтересованность населения. Для стран с рыночной экономикой применение этих методов преобладает при осуществлении государственного регулирования. К числу экономических методов государственного управления относятся хозяйственный расчет, мотивация, ответственность за результаты деятельности и так далее;
      • в-четвертых, социально-психологические методы государственного управления, в основе которых находится моральная мотивация граждан, выражающаяся в их самовыражении и самоутверждении в рамках общества, трудового коллектива или иных социальных групп. Инструментами данных методов государственного управления является убеждение, управление социально-массовыми процессами, моральное стимулирование и прочее.

      Нужны еще материалы по теме статьи?

      Воспользуйся новым поиском!

      Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

      Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 06.01.2022

      Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление» , преподавательский стаж — 15 лет

      Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

      Методы государственного и муниципального управления – это основанная на конституционных демократических принципах система способов и инструментов реализации властного управленческого воздействия должностными лицами и органами государственного и муниципального управления, а также государственными и муниципальными служащими на соответствующие общественные отношения для достижения целей и осуществления функций публичного управления.

      Значение методов государственного и муниципального управления

      Государственное и муниципальное управление представляет собой специальную профессиональную деятельность государственных и муниципальных служащих, а также должностных лиц системы публичного управления, направленную на достижение целей и задач публичного управления.

      В качестве приоритетных целей государственного и муниципального управления можно назвать реализацию внутренней политики для обеспечения прав личности, социально-экономического развития территорий и пр. Организация публичного управления требует постановки стратегических и оперативных целей, то есть использования новейших методов управления, к числу которых относятся стратегическое планирование, управление по результатам, программно-целевое управление и пр.

      Публичное управление предполагает постановку:

      • общественно-политических целей;
      • социально-экономических целей;
      • организационных целей;
      • информационных целей и др.

      Требования к эффективности публичного управления определяют требования к целям государственного и муниципального управления:

      • прежде всего, такие цели должны быть практически и научно обоснованными, они должны быть реально достижимыми;
      • постановка целей должна обеспечиваться прогнозируемым и планируемым государственным общественным развитием;
      • постановка новых целей допустима только в случае достижения прежних целей или в форме их корректировки.

      Готовые работы на аналогичную тему

      Поставленные цели определяют задачи государственного и муниципального управления в конкретных сферах. Достижение целей и решение задач государственного и муниципального управления предполагает реализацию функций такого управления. Эти функции могут быть общими, такими как:

      • анализ;
      • постановка целей;
      • планирование и прогнозирование общественного развития;
      • организация управленческого воздействия;
      • контроль эффективности управленческого воздействия и пр.

      В качестве специфических функций публичного управления можно выделить управление:

      • экономическим развитием;
      • обеспечением социальной поддержки;
      • обеспечением реализации политических прав граждан, в частности посредством организации и проведения выборов и др.

      В соответствии с демократическими принципами устройства и организации публичного управления, целями и функциями публичного управления выбираются и реализуются специальные инструменты, способы, механизмы реализации управленческого воздействия, так называемые методы государственного и муниципального управления.

      Таким образом, методы государственного и муниципального управления следует определить как систему демократических инструментов и способов реализации управленческого воздействия в конкретной сфере публичного управления для достижения социально полезных стратегических и оперативных целей и конкретных управленческих задач. Необходимо отметить, что система методов реализации государственного и муниципального управления формируется не только исходя из целей и задач, но и из специфических характеристик предмета и объекта управления.

      Виды методов государственного и муниципального управления

      Виды методов государственного и муниципального управления классифицируются по самым различным основаниям, в том числе по степени соответствия современным социальным запросам. По названному основанию выделяют:

      • традиционные административные методы;
      • инновационные методы управления. Названные методы являются сегодня наиболее востребованными в системе публичного управления демократических государств, поскольку они направлены на повышение эффективности функционирования механизмов государственной и муниципальной власти.

      Сегодня в качестве основных методов государственного и муниципального управления следует рассматривать управление по результатам, стратегическое планирование управленческого воздействия, программно-целевую ориентацию управленческого воздействия и пр.

      Важную роль в системе инновационных методов управления играют информационные технологии, их внедрение необходимо для информационного обеспечения управленческих решений и повышения открытости и прозрачности управленческих процессов, в том числе для удовлетворения потребностей населения и реализации населением своих политических прав.

      Исходя из отраслевой принадлежности объекта управления методы делятся на:

      Экономические методы - это совокупность способов экономического (косвенного) воздействия субъектов государственного управления на поведение управляемых объектов. В литературе можно встретить обозначение экономических методов в качестве методов регулирующего управления . Суть экономических методов государственного управления такова: природе человека свойственно стяжательство (не в самом плохом смысле этого слова), т.е. естественное стремление к улучшению своего материального благосостояния, основанное на желании обеспечить себя и свою семью всем необходимым для наиболее комфортного существования. Государство, используя указанную черту человеческой природы, может стимулировать определенные варианты поведения членов общества, создавая соответствующие экономические условия: устанавливая более или менее высокий уровень налогов, предоставляя налоговые льготы, финансируя определенные виды деятельности, осуществляя квотирование и используя прочие аналогичные приемы управленческого воздействия. Применение экономических методов в меньшей степени связано с принудительными способами воздействия, однако, налоговая льгота не имела бы такого стимулирующего эффекта, если бы уплата налогов не была всеобщей обязанностью и не обеспечивалась бы принудительными средствами. Безусловно, экономические методы государственного управления предпочтительны в силу своей убеждающей силы, однако, их существование без методов прямого управления невозможно.

      Экономические методы - вид методов государственного управления, оказание воздействия на основании использования экономических отношений потребностей и интересов.

      Виды экономических методов:

      прибыль – результат хозрасчетной деятельности хозяйствующего субъекта, часть стоимости прибавочного продукта за вычетом расходов на производство, в том числе заработную плату;

      кредит – передача денег или вещей, обладающих определенными родовыми признаками, на условиях возврата либо отсрочки платежа, как правило, с уплатой процента;

      лицензия – разрешение (право) на осуществление лицензированного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

      премия – стимулирование посредством награждения лица денежной суммой или ценным подарком;

      налогообложение – деятельность государственных органов на основе законов по взиманию налогов и платежей в бюджет различного уровня;

      квота – количественная мера осуществления определенной деятельности, например на вывоз энергоресурсов.

      Экономические методыгосударственного управления призваны соединить интересы большинства общества, предпринимательской структуры и личные интересы работника; обеспечивать точное учета интересов большинства и с целью их оптимального сочетания для увеличения объемов продукции и улучшения ее качества, роста прибыли и заработной платы, повышения эффективности производства

      К экономических методов государственного управления можно отнести следующие: индикативное планирование, государственное регулирование, денежно-кредитная и финансовая политика, конкурентная политика, влияние на рыночное ценообразование, налоговая политика, экономическое стимулюв ванн.

      Применение экономических методов государственного регулирования экономики позволяет создавать экономические условия, побуждающие субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении, решать те или др. нши задачи по общегосударственными и частными интересами Регулирование с помощью экономических методов позволяет субъектам рынка сохранить право на свободный выбор своего поведенияи.

      Экономическое регулирование осуществляется инструментами: фискальной, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, амортизационной и других направлений государственной экономической политики

      Инструментами фискальной политики являются государственные закупки, которые характеризуют бюджетные расходы и налоги, которые определяют бюджетные доходы Следовательно, существует связь между фискальным, бюджетным и налоговым напря ямками политики.

      Государственные закупки осуществляются через механизм государственных заказов, который предусматривает конкурентный отбор исполнителей государственных заказов, заключения контрактов, производство продукции (выполнение работ, на адання услуг), контроль, оплату продукции Объемы государственных закупок обусловлено государственными нуждами в продукции (работах, услугах), возможностями государственного бюджета обеспечить финансирование и моде лью фискальной политики Выделяют стимулирующую (экспансионистскую) фискальную политику, направленную на стимулирование производства через увеличение государственных закупок, иа стимулирующее (рестрикционным), направленную на стимулирование производства

      В рамках бюджетной политики государство осуществляет прямое финансирование учреждений сектора общего государственного управления, финансирования инвестиционных программ, обслуживание государственного долга Расходы государственного в бюджет осуществляется также в таких формах, как дотации, субсидии, субвенцииї.

      Налоговая политика применяется для пополнения государственных финансовых ресурсов, а также для стимулирования экономического роста, научно-технического прогресса, осуществления структурных преобразований, повышения конкурентоспо оможности отечественных производителей Налоговая политика реализуется по двум направлениям - это, во-первых, определения видов налогов и установление налоговых ставок и, во-вторых, предоставление налоговых льгот в кремами субъектам (лицам) с целью влияния на инвестиционный климат и уровень денежных доходов населенияя.

      Денежно-кредитное регулирование осуществляется с целью влияния на денежное предложение Для достижения этой цели центральный банк (в Украине - Национальный банк Украины) использует следующие основные инструменты: денежная эмиссия, операции с де ержавнимы ценными бумагами на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов, манипулирования учетной ставкой

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: