Обязанностями судебных приставов по судебным уставам 1864 г были

Обновлено: 24.04.2024

Козлов С.С., профессор кафедры административного права и АСД ОВД ДВЮИ МВД России, кандидат юридических наук, доцент, член Российской академии юридических наук.

Рубцов А.Г., заместитель начальника отдела - начальник отделения кадров ОВД по Солнечному муниципальному району Хабаровского края.

В 1997 г. с принятием Федеральных законов "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" в Российской Федерации был создан, а правильнее сказать - возрожден институт судебных приставов, существовавший в дореволюционной России. Современная оценка прошлого позволяет по-новому, беспристрастно проанализировать процессы формирования и развития государственных институтов дореволюционной России. Ценность прошлого опыта полезна в том смысле, что дает возможность использовать отечественные достижения в государственно-правовом строительстве и в наши дни. Должность судебного пристава была учреждена в России еще в древности. До XIV - XV вв. слово "пристав" означало не столько название определенной должности, сколько выражало исполнение судебной обязанности, преимущественно отдачу на поруки служилыми лицами . Впервые упоминание пристава встречается в XIII столетии, преимущественно в договорных грамотах великих князей с Новгородом. Один из ранних источников права Древней Руси - Русская Правда предусматривал исполнение наказаний княжеской дружиной. В Русской Правде за совершение преступления ("обиду") предусматривались различные наказания. Это могли быть "поток и разграбление" за конокрадство, убийство в разбое, а также штрафы, например, за убийство - одинарная или двойная вира . Указание на штраф содержали свыше 90% санкций. Это позволяет сделать вывод о том, что экономические меры принуждения имели в рассматриваемый период приоритетное значение. Причем слово "пристав" употреблялось в Древней Руси в разных смыслах. В Новгороде на суде посадника приставами называли лиц, миривших тяжущихся. В Москве приставами назвали исполнительные чины, на которых возлагались какие-либо особые поручения, например сопровождение иностранных послов, для чего выбирались лица из наиболее знатных фамилий. В Псковском государстве исполнительные функции выполняли подвойские, или приставы, которые по приставным памяткам вызывали в суд ответчика и свидетеля, производили по определению суда различные взыскания . Однако прежде всего приставами являлись чиновники по судным делам, в чьи обязанности входил вызов на суд ответчика и свидетелей, а также производство взысканий по определению суда. В период конца XV - XVII в. судебный пристав назывался недельщиком, поскольку исполнял свои обязанности неделями ("быть в неделях"). Недельщики состояли при дьяках, которые вносили их имена в особые книги при вступлении в должность. Обязанности недельщиков заключались в оповещении сторон о вызове и доставлении их в суд, а также в поимке преступников. Все это делалось самими недельщиками только в пределах города. Для вызова в суд из уездов каждый недельщик имел при себе семь так называемых ездоков, которые также были записаны в книгах у дьяков. Ездоки действовали от имени недельщика и под его ответственность. Недельщикам и ездокам полагалось вознаграждение, которое взыскивалось с вызываемых лиц. При вступлении в должность недельщики представляли поручные записи, называвшиеся "заговором", и поручителей ("заговорщиков"), которые также вносились дьяками в книги. В XVIII в. должность пристава была упразднена, и исполнительные функции перешли в ведение полиции . Однако возложение на полицию судебно-вспомогательных функций не оправдало себя. Так, например, имелись случаи, когда из-за несвоевременного вызова в суд истцов, свидетелей и ответчиков (в соответствии с существовавшим порядком) судебные разбирательства затягивались на несколько десятков лет. Судебная реформа 1864 г., имевшая большое значение для развития судопроизводства в России, в корне изменила механизм исполнения решения судов, ядром которого стали судебные приставы. В ходе судебной реформы были разработаны и приняты Законы (Судебные уставы), в основу которых легла организация судов Французской республики. К ним относились: Учреждение судебных установлений (далее - УСУ), Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей, Устав уголовного судопроизводства и Устав гражданского производства. В книгу вторую входил раздел Об исполнении судебных решений . В соответствии с принятыми законами судебные приставы состояли при мировых судьях, окружных судах, судебных палатах и кассационных департаментах Сената. Большую роль в правовой регламентации правового статуса судебного пристава, помимо Судебных уставов, играли циркуляры Министерства юстиции, регулировавшие отдельные аспекты прав и обязанностей судебных приставов, порядок оказания им содействия со стороны исполнительной власти, вопросы их вознаграждения, а также содержали положения разъясняющего характера. Численность судебных приставов определялась индивидуально для каждого суда по штатам, утвержденным министром юстиции Российской империи. Судебный пристав окружного суда имел чин VIII класса согласно Табели о рангах и титуловался "Ваше высокоблагородие". Судебные приставы судебных палат и кассационных департаментов Сената имели чин X класса и титуловались "Ваше благородие". Кандидаты на должность судебного пристава при окружных судах и судебных палатах избирались председателями данных судебных органов, а при кассационных департаментах Сената - обер-прокурорами, но утверждение в должности происходило после прохождения ими испытания в течение года со времени начала исполнения обязанностей.

Горбачева Е.В. Недельщики, мечники, праведчики, доводчики, ябедники и другие // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. N 1. С. 48.
Российское законодательство X - XX веков: В 9 т. Т. 1: Законодательство Древней Руси. М.: Юрид. лит., 1984. С. 64 - 73.
Гольмстен А.Х. Учебник русского гражданского судопроизводства. 4-е изд. СПб., 1907. С. 154.
Васьковский Е.В. Курс гражданского процесса. М., 1913. С. 266, 267.
См.: Боровиковский А. Устав гражданского судопроизводства с объяснениями. СПб., 1899.

Законодательство Российской империи устанавливало ряд квалификационных требований к лицам, желавшим занять должность судебного пристава. В отношении судебных приставов, назначаемых на должность, действовал большой перечень условий или цензов, препятствовавших поступлению на государственную службу . В соответствии со ст. 299 УСУ не могли быть судебными приставами: лица, не достигшие 21 года; иностранцы; несостоятельные должники; состоящие на службе от правительства или по выборам; лица, подвергшиеся по приговорам суда ограничению или лишению прав состояния; священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда. Кроме того, запрещалось принимать на службу судебными приставами лиц, "состоящих под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния", а также тех, кто был под судом за такие преступления и проступки и не был оправдан судебными приговорами; уволенных со службы по решению суда или из духовного ведомства; исключенных из сословий по постановлениям соответствующих органов. Среди указанных выше ограничений, безусловно, следует выделить два наиболее важных: ценз подданства и возрастной ценз. В законе не говорилось, но предполагалось, что не могли занимать должность судебного пристава женщины. Значительное число требований было связано с морально-нравственными качествами кандидатов. В УСУ неоднократно подчеркивалась необходимость приема на службу приставами людей высоконравственных, добросовестных, что в конечном счете должно было обеспечить интересы сторон в исполнительном производстве. Принимая во внимание сложные условия работы судебных приставов, принудительный характер исполнения судебных решений, а также в целях придания приставам независимого статуса законодатель ввел ценз несовместимости. На практике это означало, что судебные приставы не могли сочетать службу с "исправлением должности" в государственных или общественных учреждениях, выполнять функции присяжных заседателей (ст. 84), принимать на себя какие-либо действия, касавшиеся своей жены или же родственников до четвертой и свойственников до второй степеней включительно (ст. 324). Денежное содержание судебных приставов в сравнении с другими должностными лицами судебных органов было невелико. Так, ежегодное содержание судебного пристава при окружном суде, кассационном департаменте Сената и при судебной палате устанавливалось в размере 600 рублей. Для сравнения: такое же небольшое денежное содержание в сумме 600 рублей было только у помощника секретаря окружного суда. Секретарь при прокуроре окружного суда получал 1000 рублей, судебный следователь - 1500 рублей, член окружного суда - 2200 рублей в год. Что касается доходов судебных приставов, находящихся при мировых судьях, то их денежное содержание устанавливали в столицах городские думы, на местах - уездные земские собрания. Кроме денежного содержания, устанавливаемого государством, все без исключения судебные приставы дополнительно получали за исполнение своих обязанностей денежное вознаграждение, которое распределялось между ними "соразмерно их трудам и местным обстоятельствам, по усмотрению судебных палат, а там, где будут образованы советы судебных приставов, по распоряжению сих советов". В. Фармаковский в своей книге, изданной в 1874 г. и посвященной вопросам функционирования мирового суда в Вятской губернии, указывал, что судебные приставы, помимо зарплаты, получали определенное вознаграждение за выполнение исполнительных действий, которое взыскивалось с должника. Вознаграждение в пользу судебного пристава взыскивалось, например, за опись и продажу имущества, а также за иные исполнительные действия.

Гольмстен А.Х. Указ. раб. С. 217.

При поступлении на службу судебные приставы принимали присягу по утвержденной форме. К ней они приводились духовным лицом их вероисповедания на общем собрании департамента или отделения судебного органа, к которому они были прикреплены. Поступившему на службу приставу выдавалось свидетельство о поступлении его в должность судебного пристава с указанием местности, назначенной ему для жительства. В случае изменения места жительства в свидетельстве делалась соответствующая отметка. Кроме того, выдавались особый знак и особая печать. Обязательным условием допуска судебного пристава к исполнению своих обязанностей являлось внесение им денежного залога, как указывалось в ст. 302 УСУ, в целях возмещения убытков, которые могли произойти от неправильных действий пристава. В ст. 331 подчеркивалось, что если неправильными противозаконными действиями судебного пристава по исполнению его служебных обязанностей кому-либо будут причинены убытки, то, независимо от ответственности в дисциплинарном или уголовном порядке, вознаграждение за данные убытки производится по судебному решению из представленного приставом залога. Если залога оказывалось недостаточно для возмещения причиненного ущерба, то недостающая часть взыскивалась из иного имущества виновного. В отдельных местностях залог вообще не требовался, что объяснялось недостатком лиц, отвечавших всем требованиям, в такой ситуации необходимость уплаты налога только усугубляла бы дефицит кадров. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за совершение противоправных поступков судебные приставы несли дисциплинарную, гражданскую и уголовную ответственность. Самые распространенные преступления судебных приставов были непосредственно связаны с их профессиональной деятельностью: "противозаконные проступки при хранении и управлении вверенного по службе имущества" и "медлительность, нерадение и несоблюдение установленного порядка в отправляемой должности". Примером первой группы преступных деяний может служить дело судебного пристава Курского окружного суда Ф. В 1887 г. в ходе ревизии его делопроизводства было выявлено, что начиная с 1881 г. часть взысканных денег он не записывал в денежную книгу, а оставлял на "руках". Это деяние квалифицировалось по ст. 354 Уложения, в которой устанавливался запрет должностным лицам пользоваться, присваивать или тратить вверенные по службе казенные или частные вещи, денежные средства, финансовые средства, банковские билеты, облигации и т.п. В ходе судебного разбирательства была установлена вина судебного пристава, и поскольку он возвратил все средства только после обнаружения правонарушения, суд приговорил Ф. к денежному взысканию в размере 10 руб. и "исключению вовсе из должности".

В дореволюционной России существовали различные точки зрения ученых-процессуалистов по поводу места и роли судебных приставов в судопроизводстве России. Так, например, по мнению Г. Вербловского, исполнительное производство "введено в гражданский процесс исключительно для удобства и заимствовано из французского процесса" . В то же время он подчеркивает, что "суды не обязаны наблюдать за приведением решения в исполнение, а главная их роль заключается в разрешении споров и жалоб" . Такая двойственность во мнении ученого объяснялась положением пристава при новых судебных учреждениях. Законодательство закрепило принадлежность судебных приставов к судебной власти: нормы УСУ, в частности ст. ст. 6 - 11, относят практически все организационные формы, обеспечивающие правосудие, - следователей, нотариусов, судебных приставов к "составу судебных мест". Однако согласно ст. 925 УГС деятельность судебного пристава по исполнению судебных решений суд не был вправе контролировать.

Цит. по: Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: В 82 т. (4 т. доп.). Т. 25. СПб., 1894. С. 453.
Там же.

Таким образом, с одной стороны, органы исполнения находились при суде, а с другой - суд не вправе был непосредственно контролировать деятельность судебного пристава. Итак, однозначно рассматривать судебного пристава в качестве органа судебной власти затруднительно, но в то же время отнести его к другим органам власти не представляется возможным. Такая неопределенность положения судебного пристава негативно отразилась на эффективности системы исполнения судебных решений. И.Е. Энгельман писал по этому поводу: "Кажется, составители Устава гражданского судопроизводства полагали, что исполнение решения - дело простое и нетрудное. они пришли к заключению, что судебные установления не обязаны наблюдать за приведением решений в исполнение. Это постановление повело к совершенной обособленности и бесконтрольности судебных приставов и к весьма чувствительным неудобствам для сторон" . А.И. Маттель также подчеркивал, что "правило ст. 925 о том, что судебные места не обязаны наблюдать за приведением решений в исполнение, представляется ошибочным в своем основании и потому должно быть исключено" . Однако, несмотря на негативные оценки ученых-процессуалистов, учреждение института судебных приставов при новых судебных установлениях сыграло положительную роль в развитии отечественного пореформенного судоустройства.

Энгельман И.Е. Курс русского гражданского судопроизводства. Юрьев, 1912. С. 454 - 455.
Маттель А.И. Об исполнении судебных решений // Журнал Министерства юстиции. 1899. N 3. С. 57.

Негативно сказывалось на исполнении судебных решений отсутствие образовательного ценза для судебных приставов. В процессе работы Комиссии для пересмотра законоположений по судебной части в 1896 - 1899 гг. был подготовлен проект новой редакции УСУ, который предусмотрел необходимость наличия среднего или высшего образования для занятия должности судебного пристава. Однако данное положение не было внесено в Судебные уставы.

В дореволюционной России, до тех пор пока не было учреждено в результате Судебной реформы 1864 г. особое сословие судебных приставов, находящихся всецело в судебной системе, оторванность органов исполнения от суда проявлялась в том, что "взыскания тянулись целые годы и десятки лет. " .

Малышев К. Курс гражданского судопроизводства. Т. 2. СПб., 1875. С. 70.

Таким образом, особенности правового статуса судебных приставов дореволюционного периода определялись: 1) нормативными требованиями, предъявляемыми к кандидатам на занятие этой должности; 2) порядком вступления в должность судебного пристава и освобождения от нее; 3) совокупностью установленных судоустройственными и процессуальными законами прав и обязанностей судебных приставов; 4) гарантиями реализации этих прав и обязанностей. Цензовая система назначения кандидата на должность пристава имела ряд недостатков. Отсутствие образовательного ценза приводило к занятию должностей приставов людьми, не только не имевшими специальной подготовки, но и незнакомыми с нормами Судебных уставов .

Зезюлина Т.А. Организационно-правовые основы становления института судебных приставов в России (1864 - 1917 гг.): Дис. . канд. юрид. наук. Владимир, 2007. С. 89.

Практическая деятельность судебных приставов в последующие годы после введения данного института показала, что институт судебных приставов был жизненно необходим. Как в дореволюционное время, так и в наши дни институт судебных приставов остается неотъемлемой частью Российского государства, без которого невозможно представить успешную работу всей судебной системы. Понятно, что без создания эффективного механизма исполнения судебных решений и приговоров самый справедливый и объективный вердикт суда является бессмысленным.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Должность судебных приставов была учреждена в России еще в древности. Причем слово «пристав» употреблялось в Древней Руси в разных смыслах. В Новгороде на суде посадника приставами называли лиц, миривших тяжущихся. В Москве приставами назвали исполнительные чины, на которых возлагались какие-либо особые поручения, например, сопровождение иностранных послов, для чего выбирались лица из наиболее знатных фамилий. Однако, прежде всего, приставами являлись чиновники по судным делам, в чьи обязанности входил вызов на суд ответчика и свидетелей, а также производство взысканий по определению суда.


В период конца 15-17 вв. судебный пристав назывался недельщиком, поскольку исполнял свои обязанности неделями («быть в неделях»). Недельщики состояли при дьяках, которые вносили их имена в особые книги при вступлении в должность. Обязанности недельщиков заключались в оповещении сторон о вызове и доставлении их в суд, а также в поимке преступников. Недельщикам и ездокам полагалось вознаграждение, которое взыскивалось с вызываемых лиц.

В 18 веке должность пристава была упразднена и исполнительные функции перешли в ведение полиции. Однако возложение на полицию судебно-вспомогательных функций не оправдало себя. Полицейские чины не были материально заинтересованы в том, чтобы обеспечить явку в суд всех приглашенных лиц. Исполнение же состоявшихся приговоров судов также затягивалось на годы.

Судебная реформа 1864 года

Судебная реформа 1864 г., имевшая большое значение для развития судопроизводства в России, в корне изменила механизм исполнения решения судов, ядром которого стали судебные приставы. В ходе судебной реформы были разработаны и приняты Законы (Судебные уставы), в основу которых легла организация судов Французской республики. К ним относились: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного судопроизводства» и «Устав гражданского производства». Судебными уставами были регламентированы вопросы, связанные с правовым статусом судебных приставов.
В соответствии с принятыми законами судебные приставы состояли при мировых судьях, окружных судах, судебных палатах и кассационных департаментах Сената. Численность судебных приставов определялась индивидуально для каждого суда по штатам, утвержденным Министром юстиции Российской империи. Судебный пристав окружного суда имел чин VIII класса согласно «Табели о рангах» и титуловался «Ваше высокоблагородие». Судебные приставы судебных палат и кассационных департаментов Сената имели чин X класса и титуловались «Ваше благородие».
При поступлении на службу судебные приставы принимали присягу по утвержденной форме. К ней они приводились духовным лицом их вероисповедания на общем собрании департамента или отделения судебного органа, к которому они были прикреплены.
Поступившему на службу приставу выдавалось свидетельство о поступлении его в должность судебного пристава с указанием местности, назначенной ему для жительства. Кроме того, выдавался особый знак и особая печать.

Судебные исполнители Советской России

Декретом Совнаркома от 24.11.1917 года «О суде» все судебные учреждения, в т.ч. окружные суды были упразднены, а действие мировых судов – приостановлено. Декретом предусматривалось создание двух видов судов – народных судов и революционных трибуналов. Учреждались уездные съезды (Советы) местных судей, которые являлись кассационной инстанцией для местных народных судов.

Порядок в местных судах и других судебных органах обеспечивался сначала Красной гвардией, а затем местной милицией, они же исполняли судебные приговоры. Решения по гражданским делам и различного рода денежные взыскания возлагались на судебных исполнителей, о которых прямо говорится в Положении о народном суде РСФСР, принятом Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 года.

Судебные исполнители, в отличие от судебных приставов, стали государственными служащими: они состояли в штатах районных народных судов и по своему правовому статусу являлись представителями судебной власти.

Судебные исполнители назначались на должность или увольнялись с должности по распоряжению председателя губернского или окружного суда.

На протяжении последующих 80 лет в Российской Федерации функции обеспечения порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников процесса возлагаются на советскую милицию.

Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты.

Возрождение института судебных приставов

Смена политического режима в 90-х годах, развитие предпринимательской деятельности, изменение форм владения, пользования и распоряжения сделали систему исполнительного производства «советского образца» неэффективной.

Логическим итогом разрешения сложившейся ситуации стало учреждение в России специальной службы, действующей на принципиально иных организационно-правовых началах — Службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. Оно нашло свое практическое воплощение в двух Федеральных законах — «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», вступивших в силу 6 ноября 1997 года.

В результате административной реформы 2004 года были реорганизованы органы Министерства юстиции Российской Федерации и образовался ведомственный Федеральный орган исполнительной власти — Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации, Положение о которой было утверждено Указом Президента №316 от 13 октября 2004 года.


В настоящее время служба судебных приставов входит в единую систему Минюста РФ, и представляет собой организованное и структурированное ведомство, предназначенное для обеспечения исполнительного производства, с определенным штатом сотрудников и подразделениями, охватывающими все субъекты Российской Федерации.


***
Как в дореволюционное время, так и в наши дни институт судебных приставов остается неотъемлемой частью российского государства, без которого невозможно представить успешную работу всей судебной системы. Понятно, что без создания эффективного механизма исполнения судебных решений и приговоров, самый справедливый и объективный вердикт суда является бессмысленным. В начале XX века, анализируя историю развития института судебных приставов в России, ученые пришли к выводу, что «институт судебных приставов находится у нас еще в периоде роста и образования. Многолетняя практика доказала его несомненную жизнеспособность и важность, но эта же практика выяснила, что в отдельных своих частях институт судебных приставов нуждается в существенных поправках». Эти слова, сказанные более ста лет назад, актуальны и сегодня, поскольку сейчас Служба судебных приставов находится в стадии очередного этапа своего развития. Отрадно, что это развитие связано с дальнейшим укреплением и повышением статуса судебного пристава.

Время создания/изменения документа: 20 июля 2011 05:47 / 21 ноября 2018 11:04

В 1997 году с принятием федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» в Российской Федерации был создан, а правильнее сказать, возрожден институт судебных приставов, существовавший в дореволюционной России. Современная оценка прошлого позволяет по-новому, беспристрастно, проанализировать процессы формирования и развития государственных институтов дореволюционной России. Ценность прошлого опыта полезна в том смысле, что дает возможность использовать отечественные достижения в государственно-правовом строительстве и в наши дни.

Должность судебных приставов была учреждена в России еще в древности. Причем слово «пристав» употреблялось в Древней Руси в разных смыслах. В Новгороде на суде посадника приставами называли лиц, миривших тяжущихся. В Москве приставами назвали исполнительные чины, на которых возлагались какие-либо особые поручения, например, сопровождение иностранных послов, для чего выбирались лица из наиболее знатных фамилий. Однако, прежде всего, приставами являлись чиновники по судным делам, в чьи обязанности входил вызов на суд ответчика и свидетелей, а также производство взысканий по определению суда.

В период конца 15-17 вв. судебный пристав назывался недельщиком, поскольку исполнял свои обязанности неделями («быть в неделях»). Недельщики состояли при дьяках, которые вносили их имена в особые книги при вступлении в должность. Обязанности недельщиков заключались в оповещении сторон о вызове и доставлении их в суд, а также в поимке преступников. Все это делалось самими недельщиками только в пределах города. Для вызова в суд из уездов каждый недельщик имел при себе семь так называемых ездоков, которые также были записаны в книгах у дьяков. Ездоки действовали от имени недельщика и под его ответственность. Недельщикам и ездокам полагалось вознаграждение, которое взыскивалось с вызываемых лиц. При вступлении в должность недельщики представляли поручные записи, называвшиеся «заговором», и поручителей («заговорщиков»), которые также вносились дьяками в книги.

В 18 веке должность приста¬ва была упразднена и исполнительные функции перешли в ведение полиции. Однако возложение на полицию судебно-вспомогательных функций не оправдало себя. Так, напри¬мер, имелись случаи, когда из-за несвоевременного вызова в суд истцов, свидетелей и ответчиков (в соответствии с существовавшим порядком) судеб¬ные разбирательства затягивались на несколько десятков лет. Полицейские чины не были мате¬риально заинтересованы в том, чтобы обеспе¬чить явку в суд всех приглашенных лиц. Исполне¬ние же состоявшихся приговоров судов также за¬тягивалось на годы.

Судебная реформа 1864 г., имевшая большое значение для развития судопроизводства в России, в корне изменила механизм исполнения решения судов, ядром которого стали судебные приставы. В ходе судебной реформы были разработаны и приняты Законы (Судебные уставы), в основу которых легла организация судов Французской рес¬публики. К ним относились: «Учреждение судебных установлений» (далее – «УСУ»), «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного судопроиз¬водства» и «Устав гражданского производства». Судебными уставами были регламентированы вопросы, связанные с правовым статусом судебных приставов.

В соответствии с принятыми законами судебные при¬ставы состояли при мировых судьях, окружных судах, су¬дебных палатах и кассационных департаментах Сената. Численность судебных приставов определялась индиви¬дуально для каждого суда по штатам, утвержденным Министром юстиции Российской империи. Судебный пристав окружного суда имел чин VIII класса согласно «Табели о рангах» и титуловался «Ваше высокоблагородие». Судебные приставы судебных палат и кассационных департаментов Сената имели чин X класса и титуловались «Ваше благородие».

Кандидаты на должность судебного пристава при окружных судах и судебных палатах избирались председателями данных судебных органов, а при кассационных департаментах Сената - обер-прокурорами, но утверждение в должности происходило после прохождения ими испытания в течение года со времени начала исполнения обязанностей.

В отношении судебных приставов, назначаемых на должность, действовал большой перечень условий или цензов, препятствовавших поступлению на государственную службу. В соответствии со ст. 299 «УСУ» не могли быть судебными приставами: лица, не достигшие 21 года; иностранцы; несостоятельные должники; состоящие на службе от правительства или по выборам; лица, подвергшиеся по приговорам суда ограничению или лишению прав состояния; священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда. Кроме того, запрещалось принимать на службу судебными приставами лиц, «состоящих под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния», а также тех, кто был под судом за такие преступления и проступки, и не был оправдан судебными приговорами; уволенных со службы по решению суда или из духовного ведомства; исключенных из сословий по постановлениям соответствующих органов.

Среди указанных выше ограничений, безусловно, следует выделить два наиболее важных: ценз подданства и возрастной ценз. В законе не говорилось, но предполагалось, что не могли занимать должность судебного пристава женщины. Значительное число требований было связано с морально-нравственными качествами кандидатов. В «УСУ» неоднократно подчеркивалась необходимость приема на службу приставами людей высоконравственных, добросовестных, что в конечном счете должно было обеспечить интересы сторон в исполнительном производстве.

Принимая во внимание сложные условия работы судебных приставов, принудительный характер исполнения судебных решений, а также в целях придания приставам независимого статуса, законодатель ввел ценз несовместимости. На практике это означало, что судебные приставы не могли сочетать службу с «исправ¬лением должности» в государственных или общественных учреждениях, выполнять функции присяжных заседателей (ст.84), принимать на себя какие-либо действия, касавшиеся своей жены или же родственников до четвертой и свойственников до второй степеней включительно (ст. 324).

Денежное содержание судебных приставов в сравнении с другими должностными лицами судебных органов было невелико. Так, ежегодное содержание судебного пристава при окружном суде, кассационном департаменте Сената и при судебной палате устанавливалось в размере 600 рублей. Для сравнения – такое же небольшое денежное содержание в сумме 600 рублей было только у помощника секретаря окружного суда. Секретарь при прокуроре окружного суда получал 1000 рублей, судебный следователь – 1500 рублей, член окружного суда – 2200 рублей в год.7 Что касается доходов судебных приставов, находящихся при мировых судьях, то их денежное содержание устанавливали в столицах городские думы, на местах – уездные земские собрания.

Кроме денежного содержания, устанавливаемого государством, все без исключения судебные приставы дополнительно получали за исполнение своих обязанностей денежное вознаграждение, которое распределялось между ними «соразмерно их трудам и местным обстоятельствам, по усмотрению судебных палат, а там, где будут образованы советы судебных приставов, по распоряжению сих советов». В.Фармаковский в своей книге, изданной в 1874 году и посвященной вопросам функционирования мирового суда в Вятской губернии, указывал, что судебные приставы, помимо зарплаты, получали определенное вознаграждение за выполнение исполнительных действий, которое взыскивалось с должника. Вознаграждение в пользу судебного пристава взыскивалось, например, за опись и продажу имущества, а также за иные исполнительные действия.

При поступлении на службу судебные приставы принимали присягу по утвержденной форме. К ней они приводились духовным лицом их вероисповедания на общем собрании департамента или отделения судебного органа, к которому они были прикреплены.

Поступившему на службу приставу выдавалось свидетельство о поступлении его в должность судебного пристава с указанием местности, назначенной ему для жительства. В случае изменения места жительства в свидетельстве делалась соответствующая отметка. Кроме того, выдавался особый знак и особая печать.

Обязательным условием допуска судебного пристава к исполнению своих обязанностей являлось внесение им денежного залога, как указывалось в статье 302 «УСУ», в целях возмещения убытков, которые могли произойти от неправильных действий пристава.10 В ст. 331 подчеркивалось, что если неправильными противозаконными действиями судебного пристава по исполнению его служебных обязанностей кому-либо будут причинены убытки, то, независимо от ответственности в дисциплинарном или уголовном порядке, вознаграждение за данные убытки производится по судебному решению из представленного приставом залога. Если залога оказывалось недостаточно для возмещения причиненного ущерба, то недостающая часть взыскивалась из «всякого иного имущества виновного».

Сумма залога для каждого судебного округа устанавливалась по представлению министра юстиции законодательном порядком. По Указу 1866 г. для Петербургского и Московского судебных округов размер залога составил 600 рублей. В дальнейшем эта норма была распространена на другие округа. Эта сумма равнялась штатному годовому содержанию судебного пристава. Считалось, что ее размер не является слишком большим, чтобы препятствовать поступлению на должность судебного пристава лицам, не имевшим значительного состояния. В некоторых российских губерниях сумма залога была меньше. Так, в Ставропольской губернии и на Кавказе она составляла 200 рублей. Кроме того, в отдельных местностях залог вообще не требовался: Архангельской, Вологодской губерниях, Сибири, Средней Азии. Это объяснялось недостатком лиц, отвечавшим всем требованиям, в такой ситуации необходимость уплаты налога только усугубляла бы дефицит кадров.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за совершение противоправных поступков, судебные приставы несли дисциплинарную, гражданскую и уголовную ответственность.

Самые распространенные преступления судебных приставов были непосредственно связаны с их профессиональной деятельностью: «противозаконные проступки при хранении и управлении вверенного по службе имущества» и «медлительность, нерадение и несоблюдение установленного порядка в отправляемой должности».

Примером первой группы преступных деяний может служить дело судебного пристава Курского окружного суда Ф. В 1887 г. в ходе ревизии его делопроизводства было выявлено, что, начиная с 1881 г. часть взысканных денег он не записывал в денежную книгу, а оставлял на «руках». Это деяние квалифицировалось по ст. 354 Уложения, в которой устанавливался запрет должностным лицам пользоваться, присваивать или тратить вверенные по службе казенные или частные вещи, денежные средства, финансовые средства, банковские билеты, облигации и т.п. В ходе судебного разбирательства была установлена вина судебного пристава, и поскольку он возвратил все средства только после обнаружения правонарушения, суд приговорил Ф. к денежному взысканию в размере 10 руб. и «исключению вовсе из должности».

Как в дореволюционное время, так и в наши дни институт судебных приставов остается неотъемлемой частью российского государства, без которого невозможно представить успешную работу всей судебной системы. Понятно, что без создания эффективного механизма исполнения судебных решений и приговоров, самый справедливый и объективный вердикт суда является бессмысленным. В начале XX века, анализируя историю развития института судебных приставов в России, ученые пришли к выводу, что «институт судебных приставов находится у нас еще в периоде роста и образования. Многолетняя практика доказала его несомненную жизнеспособность и важность, но эта же практика выяснила, что в отдельных своих частях институт судебных приставов нуждается в существенных поправках». Эти слова, сказанные более ста лет назад, актуальны и сегодня, поскольку сейчас Служба судебных приставов находится в стадии очередного этапа своего развития. Отрадно, что это развитие связано с дальнейшим укреплением и повышением статуса судебного пристава.

Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 02:22 / 18 декабря 2018 15:36

Должность судебных приставов была учреждена в России еще в древности. Причем слово «пристав» употреблялось в Древней Руси в разных смыслах. В Новгороде на суде посадника приставами называли лиц, миривших тяжущихся. В Москве приставами назвали исполнительные чины, на которых возлагались какие-либо особые поручения, например, сопровождение иностранных послов, для чего выбирались лица из наиболее знатных фамилий. Однако, прежде всего, приставами являлись чиновники по судным делам, в чьи обязанности входил вызов на суд ответчика и свидетелей, а также производство взысканий по определению суда.

В период конца 15-17 вв. судебный пристав назывался недельщиком, поскольку исполнял свои обязанности неделями («быть в неделях»). Недельщики состояли при дьяках, которые вносили их имена в особые книги при вступлении в должность. Обязанности недельщиков заключались в оповещении сторон о вызове и доставлении их в суд, а также в поимке преступников. Все это делалось самими недельщиками только в пределах города. Для вызова в суд из уездов каждый недельщик имел при себе семь так называемых ездоков, которые также были записаны в книгах у дьяков. Ездоки действовали от имени недельщика и под его ответственность. Недельщикам и ездокам полагалось вознаграждение, которое взыскивалось с вызываемых лиц. При вступлении в должность недельщики представляли поручные записи, называвшиеся «заговором», и поручителей («заговорщиков»), которые также вносились дьяками в книги.

В 18 веке должность пристава была упразднена и исполнительные функции перешли в ведение полиции. Однако возложение на полицию судебно-вспомогательных функций не оправдало себя. Так, например, имелись случаи, когда из-за несвоевременного вызова в суд истцов, свидетелей и ответчиков (в соответствии с существовавшим порядком) судебные разбирательства затягивались на несколько десятков лет. Полицейские чины не были материально заинтересованы в том, чтобы обеспечить явку в суд всех приглашенных лиц. Исполнение же состоявшихся приговоров судов также затягивалось на годы.

Судебная реформа 1864 года

Судебная реформа 1864 г., имевшая большое значение для развития судопроизводства в России, в корне изменила механизм исполнения решения судов, ядром которого стали судебные приставы. В ходе судебной реформы были разработаны и приняты Законы (Судебные уставы), в основу которых легла организация судов Французской республики. К ним относились: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного судопроизводства» и «Устав гражданского производства». Судебными уставами были регламентированы вопросы, связанные с правовым статусом судебных приставов.

В соответствии с принятыми законами судебные приставы состояли при мировых судьях, окружных судах, судебных палатах и кассационных департаментах Сената. Численность судебных приставов определялась индивидуально для каждого суда по штатам, утвержденным Министром юстиции Российской империи. Судебный пристав окружного суда имел чин VIII класса согласно «Табели о рангах» и титуловался «Ваше высокоблагородие». Судебные приставы судебных палат и кассационных департаментов Сената имели чин X класса и титуловались «Ваше благородие».

Кандидаты на должность судебного пристава при окружных судах и судебных палатах избирались председателями данных судебных органов, а при кассационных департаментах Сената - обер-прокурорами, но утверждение в должности происходило после прохождения ими испытания в течение года со времени начала исполнения обязанностей.

Денежное содержание судебных приставов в сравнении с другими должностными лицами судебных органов было невелико. Так, ежегодное содержание судебного пристава при окружном суде, кассационном департаменте Сената и при судебной палате устанавливалось в размере 600 рублей. Для сравнения – такое же небольшое денежное содержание в сумме 600 рублей было только у помощника секретаря окружного суда.

Кроме денежного содержания, устанавливаемого государством, все без исключения судебные приставы дополнительно получали за исполнение своих обязанностей денежное вознаграждение, которое взыскивалось с должника и распределялось между приставами «соразмерно их трудам и местным обстоятельствам, по усмотрению судебных палат, а там, где будут образованы советы судебных приставов, по распоряжению сих советов». Вознаграждение в пользу судебного пристава взыскивалось, например, за опись и продажу имущества, а также за иные исполнительные действия.
При поступлении на службу судебные приставы принимали присягу по утвержденной форме. К ней они приводились духовным лицом их вероисповедания на общем собрании департамента или отделения судебного органа, к которому они были прикреплены.

Поступившему на службу приставу выдавалось свидетельство о поступлении его в должность судебного пристава с указанием местности, назначенной ему для жительства. В случае изменения места жительства в свидетельстве делалась соответствующая отметка. Кроме того, выдавался особый знак и особая печать.

Обязательным условием допуска судебного пристава к исполнению своих обязанностей являлось внесение им денежного залога, как указывалось в статье 302 «УСУ», в целях возмещения убытков, которые могли произойти от неправильных действий пристава. В ст.331 подчеркивалось, что если неправильными противозаконными действиями судебного пристава по исполнению его служебных обязанностей кому-либо будут причинены убытки, то, независимо от ответственности в дисциплинарном или уголовном порядке, вознаграждение за данные убытки производится по судебному решению из представленного приставом залога. Если залога оказывалось недостаточно для возмещения причиненного ущерба, то недостающая часть взыскивалась из «всякого иного имущества виновного».

Сумма залога для каждого судебного округа устанавливалась по представлению министра юстиции законодательном порядком. По Указу 1866 г. для Петербургского и Московского судебных округов размер залога составил 600 рублей. В дальнейшем эта норма была распространена на другие округа. Эта сумма равнялась штатному годовому содержанию судебного пристава. Считалось, что ее размер не является слишком большим, чтобы препятствовать поступлению на должность судебного пристава лицам, не имевшим значительного состояния. В некоторых российских губерниях сумма залога была меньше. Так, в Ставропольской губернии и на Кавказе она составляла 200 рублей. Кроме того, в отдельных местностях залог вообще не требовался: Архангельской, Вологодской губерниях, Сибири, Средней Азии. Это объяснялось недостатком лиц, отвечавшим всем требованиям, в такой ситуации необходимость уплаты налога только усугубляла бы дефицит кадров.

Судебные исполнители Советской России

Декретом СНК от 24 ноября 1917 года «О суде» все судебные учреждения, в т.ч. окружные суды были упразднены, а действие мировых судов – приостановлено. Декретом предусматривалось создание двух видов судов – народных судов и революционных трибуналов. Учреждались уездные съезды (Советы) местных судей, которые являлись кассационной инстанцией для местных народных судов.

Порядок в местных судах и других судебных органах обеспечивался сначала Красной гвардией, а затем местной милицией, они же исполняли судебные приговоры. Решения по гражданским делам и различного рода денежные взыскания возлагались на судебных исполнителей, о которых прямо говорится в Положении о народном суде РСФСР, принятом Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 года. В 20-е годы, в период новой экономической политики, служба судебного исполнения работала достаточно активно в связи с оживлением гражданского оборота.

Судебные исполнители, в отличие от судебных приставов, стали государственными служащими: они состояли в штатах районных народных судов и по своему правовому статусу являлись представителями судебной власти.

Судебным исполнителем мог быть назначен гражданин, пользовавшийся избирательными правами, если он прослужил в течение одного года в какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержал экзамен при губернском суде. Судебные исполнители назначались на должность или увольнялись с должности по распоряжению председателя губернского или окружного суда.

На протяжении последующих 80 лет в Российской Федерации функции обеспечения порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников процесса возлагаются на советскую милицию. И только в четырех бывших союзных республиках (Азербайджане, Армении, Грузии и Литве) уголовно-процессуальное законодательство предусматривало такого участника процесса как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания.

Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты.

Судебные исполнители не обладали такой свободой прав и действий, какие принадлежали их предшественникам до революции. Часто сегодня их называют неприметными полухозяйственными работниками.

Затем порядок исполнения регламентировался в ГПК РСФСР 1964 года, ряде подзаконных актов, например инструкция Министерства юстиции СССР об исполнительном производстве от 15 ноября 1985 года. В тот период окончательно и сложилась действующая до середины 90-х годов система исполнительного производства СССР и России.

Возрождение института судебных приставов

Смена политического режима в 90-х годах, развитие предпринимательской деятельности, изменение форм владения, пользования и распоряжения сделали систему исполнительного производства «советского образца» неэффективной.

Логическим итогом разрешения сложившейся ситуации стало учреждение в России специальной службы, действующей на принципиально иных организационно-правовых началах — Службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. Оно нашло свое практическое воплощение в двух Федеральных законах — «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», вступивших в силу 6 ноября 1997 года.

В результате административной реформы 2004 года были реорганизованы органы Министерства юстиции Российской Федерации и образовался ведомственный Федеральный орган исполнительной власти — Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации, Положение о которой было утверждено Указом Президента №316 от 13 октября 2004 года.

В настоящее время служба судебных приставов входит в единую систему Минюста РФ, и представляет собой организованное и структурированное ведомство, предназначенное для обеспечения исполнительного производства, с определенным штатом сотрудников и подразделениями, охватывающими все субъекты РФ. Таким образом, судебный пристав сегодня - это часть единой системы исполнительного производства (в отличии от прошлых веков, где судебный пристав выступал лишь как отдельное должностное лицо).

Как в дореволюционное время, так и в наши дни институт судебных приставов остается неотъемлемой частью российского государства, без которого невозможно представить успешную работу всей судебной системы. Понятно, что без создания эффективного механизма исполнения судебных решений и приговоров, самый справедливый и объективный вердикт суда является бессмысленным. В начале XX века, анализируя историю развития института судебных приставов в России, ученые пришли к выводу, что «институт судебных приставов находится у нас еще в периоде роста и образования. Многолетняя практика доказала его несомненную жизнеспособность и важность, но эта же практика выяснила, что в отдельных своих частях институт судебных приставов нуждается в существенных поправках». Эти слова, сказанные более ста лет назад, актуальны и сегодня, поскольку сейчас Служба судебных приставов находится в стадии очередного этапа своего развития. Отрадно, что это развитие связано с дальнейшим укреплением и повышением статуса судебного пристава.


Источники:
Туйчиев В.М. «Правовой статус судебного пристава в дореволюционной России»;

Судебные приставы. Законодательство Российской Федерации. Сборник нормативных актов и документов под общей редакцией Зам. Министра юстиции - главного судебного пристава РФ Мельников А.Т. Издательство ПРИОР. М:2000

Время создания/изменения документа: 20 июля 2011 07:36 / 06 февраля 2013 13:48

WhatsApp Image 2022 01 25 at 18.53.39


Версия для слабовидящих

p4e111vishh.jpg

  1. Вы здесь:
  2. СУДЕБНЫЕ ПРИСТАВЫ В РОССИИ

Поздравления
Главы Успенского района

335245-svetik_2880x1800.jpg

СУДЕБНЫЕ ПРИСТАВЫ В РОССИИ

Судебный пристав как должностное лицо известен еще судоустройства Руси с эпохи средневековья. В ХVI веке на Руси была принята Псковская Судная грамота. Согласно этому документу исполнительские функции выполняли подвойские, или приставы, а также княжеские слуги. Суть же их полномочий связывалась в основном с исполнением денежных взысканий по решению суда. Работу пристава времен Древней Руси оплачивал проигравший судебную тяжбу – “…виновному платить, и княжа продажа и приставное двема приставом, толка побьются, по 6 денег, а толка прощение возьмут, ино приставом по 3 деньги…”. Олицетворение эффективно действующей власти государства пристав был фигурой и влиятельной, и популярной. Не случайно ко времени судебной реформы 1864 года в системе органов российской власти функционировали частные приставы (начальники уездной полиции), следственные приставы (следователи), винные и соляные приставы (лица, наблюдавшие за соблюдением порядка в акцизной торговле вином и солью).

Указом Петра в 1717г. была образована Юстиц-коллегия, а в ее составе - Урядный приказ, который осуществлял исполнительно- распорядительные функции на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц Российского государства. Служащие Урядного приказа носили форму гражданского образца “строгого содержания”. В 1738 году, императрицей Анной Ивановной, приказы были преобразованы в Департаменты. Четвертый урядный департамент был передан в подчинение непосредственно Правительствующему Сенату.
В 1782 году уже Екатерина II отнесла исполнение функций урядников (приставов) к полиции, а спустя четыре года урядники были разделены на полицейских приставов, исполнявших решение суда и становых приставов - охранников. После учреждения министерств исполнительная полиция (полицейские приставы) была отнесена к министерству полиции (главное управление исполнительной полиции), становые приставы - к Министерству юстиции. Затем должность судебного пристава была упразднена и исполнительная часть судебного процесса перешла целиком в ведение полиции. Однако сотрудники этого ведомства не были материально заинтересованы в обеспечении явки в суд приглашенных лиц. Исполнение приговоров суда порой затягивалось на годы.

Решение к возврату института судебных приставов было принято в ходе подготовки судебной реформы. 20 ноября 1864 года Император Александр II утвердил ряд документов, лежащих в ее основе – “Учреждение судебных установлений”, “Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей”, “Устав уголовного судопроизводства” и “Устав гражданского производства”. Судебные приставы исполняли судебные решения при Кассационном департаменте Правительствующего Сената, судебных палатах, окружных и мировых съездах. Эта государственная служба считалась и престижной, и высокооплачиваемой. В соответствие “Учреждением судебных установлений” судебными приставами не могли быть “недостигшие двадцати одного года; иностранцы; объявленные несостоятельными должниками; состоящие на службе от Правительства или по выборам; подвергшиеся, по судебным приговорам, лишению или ограничению прав состояния, а также Священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда; состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния; исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; те, коим по суду воспрещено хождение по чужим делам”. Судебные приставы приступали к исполнению своих обязанностей только после удостоверения их в “благонадежной нравственности” и способностях кандидата к государственной службе. В связи с особой значимостью этой должности кандидат в судебные приставы приводился к присяге духовным лицом в большом зале судебного собрания либо Сената, в присутствии членов суда или Сената. Поступившим на службу приставам выдавалось Свидетельство о поступлении его в должность с указанием местности, назначенной ему для жительства. Кроме этого выдавался особый знак и особая печать. В обязанности судебного пристава входило сопровождение присяжного заседателя при выходе из зала суда; допуск публики на судебное заседание по билетам, количество которых определяется председателем суда (выдавались они также судебным приставом); предоставление ежемесячной ведомости о своей деятельности; ведение учетных книг с записями о каждом поручении, об исполнении судебных действий и иных налагаемых на пристава обязанностей. Штатная численность судебных приставов при каждом судебном месте определялась соответствующим руководителем. В среднем 12-18 приставов на губернию. Сравнительно небольшое, по сегодняшним меркам, количество судебных приставов легко объяснимо. Устав уголовного судопроизводства наряду с судебными приставами исполнение приговоров в части денежных взысканий, возлагалось на волостных и сельских начальников, а также местные полицейские чины. В соответствии с действующим тогда законом судебный пристав не мог поменять место жительства без разрешения председателя суда, при котором состоял. Что же касается денежного довольствия, то у судебного пристава был самый маленький среди чинов канцелярии оклад содержания. Вместе со столовыми и квартирными судебный пристав окружного суда получал в год 600 рублей. Кроме этого, за исполнение своих обязанностей судебный пристав получал денежное вознаграждение по определенному тарифу. Этот тариф утверждал Министр юстиции и изменялся он в законодательном порядке. При получении причитающегося вознаграждения за доставление повестки судебный пристав расписывался на ней, а уплачивающий отмечал об уплате на другом экземпляре повестки, прилагаемом судебным приставом к делу Кассационного департамента. При неуплате судебному приставу причитающегося ему за данное действие вознаграждения он имел право приступить к немедленному аресту имущества и затем взыскать как свое вознаграждение, так и издержки по судопроизводству. Вознаграждение, положенное по действующему тарифу, судебные приставы могли получать и имели право взыскивать с лица, по требованию которого выполняли какие-либо исполнительные действия. Судебные приставы, наделенные особыми правами, имели некоторые преимущества перед чиновниками других ведомств. Так, в случае оказания судебному приставу сопротивления он мог потребовать содействия полиции и даже военных властей, которые обязаны были оказать его без промедления. За сопротивление при исполнении судебных постановлений, других распоряжений властей, а также иных законных действий судебных приставов виновные лица наказывались, в частности, лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет; ссылкой в Сибирь на поселение, отдачей в арестантские роты и т. п. Таким образом, закон довольно серьезно защищал лиц, исполняющих решения судов.

Декрет советского правительства от 24 ноября 1917 года, упразднил общие судебные установления, приостановил и действующий на то время институт мировых судей. В то же время судебным приставам, как и другим “канцелярским чиновникам упраздненных учреждений предписывается оставаться на своих местах и под общим руководством комиссаров исполнять все необходимые работы по направлению неоконченных дел, а равно и давать, в назначенные дни, заинтересованным лицам справки о положении их дел”. Но и они вскоре остаются без работы. Порядок в местных судах и других судебных органах обеспечивается вначале красной гвардией, а затем и местной милицией. Она же осуществляла вручение судебных повесток, а также исполняла судебные приговоры. Решения по гражданским делам и различного рода денежные взыскания возлагались на судебных исполнителей. На протяжении последующих восьмидесяти лет в Российской Федерации функции обеспечения порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников процесса возлагаются на советскую милицию. И только в четырех бывших союзных республиках (Азербайджане, Армении, Грузии и Литве) уголовно-процессуальное законодательство предусматривало такого участника процесса, как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания. Радикальные перемены в государственном устройстве нашего общества, экономические преобразования, реформа правовой системы поставили перед органами исполнения судебных решений в части имущественных взысканий новые задачи. К этому добавилась необходимость обеспечения специальными силами действенного порядка в залах судебного заседания, реальных гарантий безопасности судьям, заседателям, всем участникам процесса, выполнения целого ряда других операций по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Возможности судебных исполнителей не позволяли обеспечить разрешение этого комплекса проблем.

Противоречие разрешилось с принятием 6 ноября 1997 года федеральных законов “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве”, что фактически означало воссоздание в России института судебных приставов. Согласно закону на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом “Об исполнительном производстве”. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию в установленный ими срок. Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. В соответствии с федеральным законом “О судебных приставах” судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не должно создавать угрозу жизни и здоровью присутствующих в суде лиц. Превышение полномочий при применении указанных силы, средств и оружия влечет ответственность, установленную законом. Указанным законом установлено, что действия судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд. Судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный закон “Об исполнительном производстве” определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий. Указанным законом определяются основания применения мер принудительного исполнения, определяются меры принудительного исполнения, рассматриваются вопросы, связанные с обращением взыскания на имущество должника, особенности обращения взыскания на имущество должника-организации, арест и реализация имущества должника-организации, обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника, исполнение исполнительных документов по спорам неимущественного характера, распределение взысканных денежных сумм и очередность удовлетворения требований взыскателя и другие вопросы. С января 2005 года приобрела новый статус и наименование. Будучи выделенной из структур территориальных управлений юстиции Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации стала самостоятельным государственным органом, способным решать по-настоящему государственные задачи. В настоящее время служба судебных приставов находится в стадии развития и ее деятельность постоянно совершенствуется.

Европейское исполнительное производство значительно отличается от российского. Так, во Франции судебные исполнители являются одновременно и независимым практикующим лицом и государственным служащим. Список требований к французским исполнителям довольно жесткий. Чтобы заступить на должность необходимо иметь юридическое образование, пройти двухгодичную стажировку и сдать государственный квалификационный экзамен. Во Франции судебные приставы подчиняются прокурорам Республики. Кроме того, сами исполнители являются прокурорами, командирами и офицерами полиции.
К слову сказать довольно лояльно к судебным приставам относятся в Германии, там исполнителям достаточно иметь специальный сертификат, дающий право исполнять решения суда.
В США исполнительная система полностью отличается и от российской, и от европейской. За действие функций исполнительного производства отвечают шерифы, их заместители, а также маршальская служба на федеральном уровне, судебные приставы-исполнители и даже частные юридические агентства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: