Обязанностями судебных приставов по судебным уставам 1864 г были тест

Обновлено: 15.05.2024

Федеральная служба судебных приставов в современном ее состоянии обладает длительным эволюционным периодом. Зарождение института судебных приставов, в современном понимании, произошло при возникновении первого русского государства - Киевской Руси, а известное нам законодательное закрепление их прав и обязанностей нашло свое отражение в «Русской Правде».

По ранним литературным источникам на Руси исполнением судебных решений занимались отроки, мечники Русской правды, а также приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника.

В Судебнике 1497 г. неоднократно упоминаются особые судебные исполнители - «недельщики»[3]. В нем были изложены их права и обязанности. Недельщик - должностное лицо, в обязанности которого входили вызов в суд сторон, арест и пытка обвиняемых, передача в суд дел о воровстве, организация судебного поединка и исполнение решения суда. Наименование свое недельщики получили потому, что они исполняли свои обязанности по неделям, чередуя службу с отдыхом.

В целом, в исторической литературе отмечается, что в Судебнике 1497 г. институт приставов продолжает носить еще частный характер. Это проявляется в том, что приставы ездили за ответчиками и на поруки отдавали их сами либо посылали своих племянников или зависимых людей, но отправлять посторонних людей им запрещалось.

В XVI-XVII веках начинает формироваться единая общерусская судебная система, проходит глобальная систематизация нормативных правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получает конкретизацию, законодательно закрепляются его функции. В первую очередь это произошло благодаря принятию Соборного уложения 1649 года, в котором Х-XV главы включали в себя статьи, посвященные судоустройству и судопроизводству.

В соответствии с вышеуказанным памятником права приставом признавалось должностное лицо приказа с различными полномочиями судебного и административного характера. А именно: он доставлял повестки о вызове в суд, осуществлял розыск и привод ответчика, участвовал в выемке вещественных доказательств у обвиняемых, сторожил преступников, с которых взыскивались.

Новый этап в развитии системы исполнения решения судов связан, в первую очередь, с петровскими преобразованиями, развитием государственной власти в рамках общеевропейской традиции и первой попыткой отделить судебные органы от государственной администрации. Так, Указом от 24 мая 1700 г. «О посылке солдат дворцового караула для сыска и представления в Судный приказ ответчиков и для взыскания с них пошлинных денег и истцовых исков» прекращено направление подьячих и приставов из Судного приказа. Для данных целей Преображенскому приказу отдавалось распоряжение направлять солдат по мере надобности.

Таким образом, постепенно служебные функции судебных приставов переходят к другим категориям государственных служащих, в том числе к военнослужащим. Соответственно в конце XVII - начале XVIII веков судебные приставы перестают существовать как вспомогательный институт судебной и административной власти в России. Их полномочия передаются мелким судебным чинам, полицейским и другим государственным служащим.

В ходе государственной реформы 1864 г. был фактически закреплен институт судебных приставов, существовавший к тому времени уже во многих европейских странах. В связи с этим были приняты новые нормативные акты:

– Учреждения судебных установлений;

– Устав гражданского судопроизводства;

– Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей;

– Правила об устройстве судебной части и производстве судебных дел в местностях, в которых введено положение о земских участковых начальниках.

– В основу разграничения компетенции были положены признаки родовой подсудности: созданы должности судебных приставов

– окружных судов и судебных палат, а также приставы, исполнявшие

– решения мировых установлений; решения коммерческих судов исполнялись присяжными приставами и общей полицией.

В результате судебной реформы 1864 г., основываясь на Уставе гражданского судопроизводства, были пересмотрены старые способы исполнения решений. К мерам принудительного исполнения стали относить:

– передачу имущества натурой лицу, которому оно было присуждено;

– производство за счет ответчика тех действий или работ, которые должны быть совершены в назначенный судом срок;

– обращение взыскания на имущество должника (движимое и недвижимое).

В рамках осуществления своей деятельности судебные приставы всецело находились под контролем суда, при котором они состояли. Судебный пристав докладывал председателю суда об избранном взыскателем способе исполнения.

Советскому этапу развития законодательства была присуща известная специфика, являющаяся частью социально-политического курса страны в целом.

Принятый 7 июля 1923 г. первый Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, вступивший в силу с 1 сентября того же года, содержал специальный раздел 5, где находились нормы, регулирующие исполнение судебных решений, которое было предоставлено сторонам. И только в случае отказа от добровольного исполнения взыскатель мог просить суд, вынесший решение, о принудительном исполнении последнего и о выдаче исполнительного листа. Основной целью стало быстрое, удобное и дешевое исполнение требований кредитора при сохранении должника как хозяйственной и рабочей силы.

После Октябрьской революции функции судебного исполнения выполняли судебные исполнители, состоявшие при судах.

В современной России служба была создана как государственная структура в системе Министерства юстиции Российской Федерации в 1997 году. Ее создание было продиктовано временем. К этому периоду в Российской Федерации окончательно сложились три ветви государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная.

Судебная власть обособилась в самостоятельную ветвь власти. Происходило обособление судебной власти от исполнения несвойственных ей функций. Судейское сообщество считало, что исполнение судебных решений на тот период времени ближе все-таки к власти исполнительной. Идея создания мощной государственной структуры, нацеленной на реальное исполнение решений судов, возникла с появлением различных форм собственности и расцветом предпринимательства.

Впервые в законодательстве последовательно был реализован принцип равенства защиты всех форм собственности.

Судебный пристав-исполнитель получил более широкие возможности по исполнению своих обязанностей за счет наделения его правом налагать штрафы, а также вносить представления о привлечении к административной или уголовной ответственности.

В 2009 году Федеральной службой судебных приставов были приняты меры по совершенствованию законодательства, регламентирующего служебную деятельность судебных приставов.

Таким образом, служба судебных приставов в современных условиях играет положительную роль в укреплении законодательства и выработке в обществе истинного ценностного отношения к праву как к социальному институту, без которого нельзя решать стратегические задачи повышения эффективности правового воздействия на общественные отношения. Она контролирует исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве», а также следит за поддержанием установленного порядка деятельности судов.

4. Во юстиые суды, учреждеииьш в Российской империи в 1861 г., .

а) прсдназначалнсьдля рассмотрения дет, возникающих в крестьян­ской среде.

б) являлись апелляционной инстанцией для мировых судов,

в) рассматривали дела, возникающие в пределах волости;

r) іаиимались рассмотрением жалоб, возникающих в ходе реализа­ции Крестьянской реформы 1861 r.

5. Функции высшей кассашюииой нистаиини в пореформенной судебной системе Российской империи принадлежали

б) Судебной Палате;

в) Министерству юстиции; r) окружному суду.

6. Прииішп правосудия, направленный иа предотврашеиие какого-лнбо влияиия судеи при осуществлении ими правосудия, — это принцип.

в) иконности, r) независимости.

7. После Судебной реформы 1864 г. судьи обших судебных установлений занимали должность путем.

а) выборов местными органамн самоуправления:

б) назначения императором по представлению министра юстиции;

в) назначения Сенатом.

r) выборов членами окружного суда или судебной палаты

8. Создаииьк в ходе Судебной реформы 1864 г. мировые суды комплектовались

а) выборами земскими собраниями и городскими думами;

б) назначались министром юстиции;

в) назначались губернатором.

r) выборами членами окружного суда іпи судебной палаты.

9. Основной функцией почетного мирового сулыі был(о):

а) рассмотрение всех незначительных уголовных и гражданских дел, возникаюших в волости:

б) разбор жалоб населения в пределах мирового участка;

в) рассмотрение дел в отсутствии мирового судьи; r) надзор за мировымн судебными установлениями

11. Исполнение судебных решении было задачей.

а) присяжных поверенных;

б) судебных приставов;

в) частных поверенных; і) стряпчих.

12. Судебное заседание с участием присяжных заседателей было возможно.

а) в уголовном и в гражданском процессе:

б) только в уголовном процессе:

в) только при рассмотрении политических дел:

г) в любом процессе по просьбе сторон.

13. Предварительное следствие no уголовным делам, подведомственным окружным судам, осуществляли

б) следственные приставы сыскного управления;

в) земские начальники;

і) судебные следователи.

14. Короииый суд — это.

а) уголовное отделение окружного сула,

б) суд, осуществляемый лично императором:

в) суд д ія дворян и чиновннков;

г) высшая инстанция церковного суда.

15. Особому присутствию Севата были подведомственны дела.

а) наиболее тяжкис уголовные;

в) гражданские дсла. в которых фигурировала государственная соб­ственность;

r) уюловные дела, рассматриваемые с участием присяжных заседателей.

16. Алеллящіоииой инстанцией для мировых судов являлся

б) съсзд мировых судей;

в) волостной суд;

17. Должность генерал-прокурора (главного прокурора) по итогам рефор­мы 1864 г. бьша совмещеиа с должностью.

а) председателя Сената;

б) председателя государственного совета;

в) министра юстиции:

r) министра внутренних дел.

18. K 1917 г. количество судебных округов Российской империи достигло

19. Земскне начальники — это.

а) контролирующий Орган волостных судов;

б) контролирующий орган мировых судов;

в) институт, осущестатяющий предварительное следствие; і) лнца. воллавляющие окружные суды.

20. Определите полномочия каждого из названный судов согласно «Учреж­дениям судебных установлений >:

б) Судебная палата;

1) малозначительные уголовные и граждаискисдсла,

2) надзор за всеми судебными устаноатсниями;

3) рассмотрение уголовных п гражданских дсл в первой ипсташши;

4) рассмотрение дсл о государственных преступлениях в первой ин­станции

21. Устав торгового судопроизводства, действовавший в Российской импе­рии до 1917 г., быі принят в.

в) 1884 г. r) 1887 г.

22. Аііслляішониоіі инстанцией для коммерческих судов являлея(ась):

а) судебный департамент правительственного сената;

в) судебная палата;

і) іражданский департамент сената.

23. B регионах Российской империи, где отсутствовали коммерческие су­ды, нх фуикцни выполняли

а) совестные суды;

б) церковные суды;

в) общегражданские суды;

11 надворные суды.

24. Словесиая форма судебного разбирательства подразумевала:

а) отсутствие писаных протоколов заседаний суда;

б) отсутствия представительства с обсих сторон.

в) присутствие на судебном заседании присяжных стряпчих ком­мерческого суда;

r) запись в протокол всех сведений, полученных во время судебного разбирательства, а также объяснений, данных по требованию суда.

25. Пнсьменная форма судебного разбирательства в коммерческих судах предусматривала:

а) обмен в оіраниченном количестве состязательных бумаг между сторонами;

б) обязательное присутствие обсих сторон.

в) участие в процессе присяжных стряпчих; r) отсутствие исковых пошлин.

26. У.пожеине о наказаниях уголовных и исправительных предусматривало использование в случае отсутствия прямого указаиня в закоие принци­па аналогии. Эго означало.

а) применение к отношениям прямо не урегулированным в законо­дательстве. норм, регулирующих сходные отношения;

б) пользование правом до его утверждения;

в) использование судебной практики;

0 вынесения решения судьсй на основе его правосознательности

27. У.пожеине о иаказаннях выделяло следующие категорнн наказаний:

а) уголовные, исправительные, дополнительные;

б) общие, сословные;

в) квалифицированные, неквалифицированные; r) прямые, косвенные.

28. Порядок производства уголовных дел в мировом суде отличался:

а) невозможностью обжаловать решение мирового судьи;

б) присутствием сословных представителей:

в) отсутствием делення процесса на стадии; r) отсутствием прокурора и адвоката.

29. Судопроизводство ло делам о государственных преступлениях осуще­ствлялось в.

а) окружных судах;

б) судебных палатах;

в) собственной импсраторскоіі канцелярии; r) особо.м присутствие Сената.

30. Судопроизводство в общих судебных установлениях осуществлялось

а) одним судьей единолично;

б) коллегией из трех судей:

в) коллегией из пяти судсіі;

r) судьей и двумя помощниками.

31. Присяжным заседателем HE могбыть представитель сословия.

а) временнообязанных крестьян;

32. Возрастной ценз, предъявляемый к присяжным заседателям:

а) от 21 года до 60 лет;

б) от 21 года до 65 лст,

в) от 25 до 65 лст; r) от 25 до 70 лет.

33. Составлением общих списков лиц, имеющих право быть присяжными заседателями, занимались

а) окружные суды;

б) временные комиссии;

в) земские собрания; r) судебные палаты.

34. Очередные списки лиц, имеющих право быть присяжными заседателя­ми, — это.

а) перечень всех ліш губернии, имеющих право быть присяжными заседателями,

б) спнски лиц. имеюших право быть присяжпымн заседателями, отредактированные губернатором:

в) перечень лиц. которые будут призваны для участия в судебном заседании в текущем году;

r) обновленные списки лиц. имеющих право быть присяжными за­седателями. состааляемые к 1 октябрю каждого года.

35. Среди закоииых причии неявки присяжного иа судебное заседание было

а) получение особых порученнй по службе, командировки;

б) пнсьмснііыіі отказ ліша, нс желающего быть присяжным по дан- пому делу;

в) перехол в неправославную веру; r) перенесение судебного заседания

36. Количество присяжных заседателей, вызываемых иа судебное заседа­ние, составляло

37. Правом немотивированного отвод присяжных заседателей обладали.

в России второй половины XIX — начала XX в.

31. Коммерческий суд в России второй половины XIX — начала XX в.

32 Крестьянские суды в России второй половины XIX — начала XX в.

33. Российский суд в период Революции 1917 г.

34. Порядок возбуждения исполнительного иронзводства по Уставу гражданского судопроизводства 1864 г.

35 Меры принудительного исполнения но Уставу іражданского судо­производства 1864 г.

36. Роль суда в исполнительном производстве по Уставу гражданского судопроизводства 1864 r

37. Субъекты исполнительных правоотношений no Уставу гражданско­го судопроизводства 1864 г.

38. Закон 1889 г. «О производстве судебныхдел у зсмских начальников и городских суден» и его роль в реформировании исполнительного производства.

39. Понудительное исполнение по Закону 1912 г. «О реформе местной юстиции».

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Обязанностями судебных приставов по судебным уставам 1864 г были в?».

1.2 Судебная реформа 1864 года

Судебная реформа 1864 г., имевшая большое значение для развития судопроизводства в России, в корне изменила механизм исполнения решения судов, ядром которого стали судебные приставы. В ходе судебной реформы были разработаны и приняты Законы (Судебные уставы), в основу которых легла организация судов Французской республики. К ним относились: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного судопроизводства» и «Устав гражданского производства». Судебными уставами были регламентированы вопросы, связанные с правовым статусом судебных приставов.

В соответствии с принятыми законами судебные приставы состояли при мировых судьях, окружных судах, судебных палатах и кассационных департаментах Сената. Численность судебных приставов определялась индивидуально для каждого суда по штатам, утвержденным Министром юстиции Российской империи. Судебный пристав окружного суда имел чин VIII класса согласно «Табели о рангах» и титуловался «Ваше высокоблагородие». Судебные приставы судебных палат и кассационных департаментов Сената имели чин X класса и титуловались «Ваше благородие».

Кандидаты на должность судебного пристава при окружных судах и судебных палатах избирались председателями данных судебных органов, а при кассационных департаментах Сената — обер-прокурорами, но утверждение в должности происходило после прохождения ими испытания в течение года со времени начала исполнения обязанностей.

Денежное содержание судебных приставов в сравнении с другими должностными лицами судебных органов было невелико. Так, ежегодное содержание судебного пристава при окружном суде, кассационном департаменте Сената и при судебной палате устанавливалось в размере 600 рублей. Для сравнения — такое же небольшое денежное содержание в сумме 600 рублей было только у помощника секретаря окружного суда.

Кроме денежного содержания, устанавливаемого государством, все без исключения судебные приставы дополнительно получали за исполнение своих обязанностей денежное вознаграждение, которое взыскивалось с должника и распределялось между приставами «соразмерно их трудам и местным обстоятельствам, по усмотрению судебных палат, а там, где будут образованы советы судебных приставов, по распоряжению сих советов». Вознаграждение в пользу судебного пристава взыскивалось, например, за опись и продажу имущества, а также за иные исполнительные действия.
При поступлении на службу судебные приставы принимали присягу по утвержденной форме. К ней они приводились духовным лицом их вероисповедания на общем собрании департамента или отделения судебного органа, к которому они были прикреплены.

Поступившему на службу приставу выдавалось свидетельство о поступлении его в должность судебного пристава с указанием местности, назначенной ему для жительства. В случае изменения места жительства в свидетельстве делалась соответствующая отметка. Кроме того, выдавался особый знак и особая печать.

Обязательным условием допуска судебного пристава к исполнению своих обязанностей являлось внесение им денежного залога, как указывалось в статье 302 «УСУ», в целях возмещения убытков, которые могли произойти от неправильных действий пристава. В ст.331 подчеркивалось, что если неправильными противозаконными действиями судебного пристава по исполнению его служебных обязанностей кому-либо будут причинены убытки, то, независимо от ответственности в дисциплинарном или уголовном порядке, вознаграждение за данные убытки производится по судебному решению из представленного приставом залога. Если залога оказывалось недостаточно для возмещения причиненного ущерба, то недостающая часть взыскивалась из «всякого иного имущества виновного».

Сумма залога для каждого судебного округа устанавливалась по представлению министра юстиции законодательном порядком. По Указу 1866 г. для Петербургского и Московского судебных округов размер залога составил 600 рублей. В дальнейшем эта норма была распространена на другие округа. Эта сумма равнялась штатному годовому содержанию судебного пристава. Считалось, что ее размер не является слишком большим, чтобы препятствовать поступлению на должность судебного пристава лицам, не имевшим значительного состояния. В некоторых российских губерниях сумма залога была меньше. Так, в Ставропольской губернии и на Кавказе она составляла 200 рублей. Кроме того, в отдельных местностях залог вообще не требовался: Архангельской, Вологодской губерниях, Сибири, Средней Азии. Это объяснялось недостатком лиц, отвечавшим всем требованиям, в такой ситуации необходимость уплаты налога только усугубляла бы дефицит кадров[15].

Судоустройство по Судебным уставам 1864 г

1. Система судоустройства России до середины XIX в. стро­илась в соответствии с Учреждением о губерниях 1775 г. Су­дебные функции осуществляли как сложная система сослов­ных судов, так и административные органы. В судопроизвод­стве продолжала использоваться теория формальных доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было ра­венства сторон, ведение следствия и исполнение приговора были возложензд на полицейские органы.

Недостатки судебной системы и судопроизводства вызы­вали недовольство различных сословий, и 20 ноября 1864г. императором Александром II были утверждены и вступили в силу судебные уставы — основные акты судебной реформы:

*Учреждения судебных установлений;

* Устав уголовного судопроизводства;

*Устав гражданского судопроизводства;

* Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

2. Судебная реформа 1864 г. устанавливала новые принципы судоустройства и судопроизводства:

• отделение суда от администрации;

• создание четкой системы судебных инстанций;

• отделение предварительного следствия от судебного

• несменяемость судей и следователей;

• создание всесословного суда;

• равенство всех перед судом;

• введение присяжных заседателей;

• установление прокурорского надзора.

Реформа вводила такие институты буржуазного процесса, как устность, гласность, состязательность, равенство сторон, презумпция невиновности, апелляция и кассация.

3. Судебная система состояла из местных и общих судебных органов. Существовали также духовные, коммерческие и во­енные суды.

К местным судебным органам относились мировые судьи и съезды мировых судей.

Мировые судьи избирались уездными земскими собрания­ми и городскими думами. Кандидаты в мировые судьи должны были отвечать ряду требований, в том числе высокому иму­щественному и образовательному цензу. Список кандидатов в мировые судьи санкционировался губернатором.

Деятельность мировых судей осуществлялась в пределах мировых участков, составлявших мировой округ (уезд и входя­щие в него города).

Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для мировых судов.

4. К общим судебным органам относились окружные суды и судебные палаты.

Окружные суды создавались на несколько уездов. В состав окружных судов входили председатель и члены суда, назна­чаемые императором по представлений министра юстиции. К кандидатам на эти судебные должности предъявлялся ряд тре­бований: имущественный и образовательный ценз, стаж рабо­ты, соответствие классово-политическим требованиям и т. д.

Окружной суд рассматривал как гражданские, так и уго­ловные дела (в том числе с участием присяжных заседателей). Заседание суда проходило коллегиально: в нем участвовали председатель и два члена суда либо председатель и присяжные заседатели.

Проведение предварительного следствия возлагалось на судебных следователей, действовавших при окружных судах.

Судебные палаты создавались в качестве апелляционной инстанции по делам, рассматривавшимся окружными судами без участия присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам (государственные, должностные, религиозные и другие преступления).

Судебные палаты учреждались по одной на несколько гу­берний, их общее число составляло 11 (позднее 14) на всю Россию. Палаты состояли из двух департаментов — граждан­ского и уголовного, которые возглавляли председатели. Пред­седатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции.

При судебных палатах состояли прокуроры, следователи и присяжные поверенные.

5. Высшим судебным органам России оставался сенат. Он был кассационной инстанцией для всех судебных органов го­сударства, а также судом первой инстанции по делам особой важности (государственные, должностные и другие преступ­ления). Для рассмотрения дел о государственных преступле­ниях особой важности царским указом мог создаваться Вер­ховный уголовный суд, который состоял из председателей де­партаментов Государственного совета и членов сената и возглавлялся председателем Государственного совета.

6. Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуру и пол­номочия прокуратуры. Во главе прокуратуры, состоявшей при общих судебных органах и сенате, находился генерал-проку­рор. Органы прокуратуры осуществляли надзор за судом, след­ствием и местами заключения, а также участвовали в судебном процессе в качестве стороны обвинения. Для замещения про­курорских должностей кандидат должен был отвечать ряду тре­бований (политическая благонадежность и т. д.).

7. Судебной реформой учреждались:

адвокатура (присяжные поверенные) — для защиты обвиняемых в суде по уголовным делам и представительства ин­тересов сторон в гражданском процессе;

нотариат — для оформления и засвидетельствования сделок, актов, фактов, имеющих юридическое значение и т. д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 7958 —
| 6573 —
или читать все.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Судоустройство по Судебным уставам 1864 г.

Система судоустройства России до середины XIX в. строилась в соответствии с Учреждением о губерниях 1775 г. Судебные функции осуществляли как сложная система сословных судов, так и административные органы.

Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали недовольство различных сословий, и 20 ноября 1864г. императором Александром II были утверждены и вступили в силу судебные уставы — основные акты судебной реформы:

*Учреждения судебных установлений;

Устав уголовного судопроизводства;

*Устав гражданского судопроизводства;

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Судебная реформа 1864 г. устанавливала новые принципы судоустройства и судопроизводства:

отделение суда от администрации;

создание четкой системы судебных инстанций;

отделение предварительного следствия от судебного

несменяемость судей и следователей;

создание всесословного суда;

равенство всех перед судом;

введение присяжных заседателей;

установление прокурорского надзора.

Реформа вводила такие институты буржуазного процесса, как устность, гласность, состязательность, равенство сторон, презумпция невиновности, апелляция и кассация.

Судебная система состояла из местных и общих судебных органов. Существовали также духовные, коммерческие и военные суды.

К местным судебным органам относились мировые судьи и съезды мировых судей.

Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Кандидаты в мировые судьи должны были отвечать ряду требований, в том числе высокому имущественному и образовательному цензу. Список кандидатов в мировые судьи санкционировался губернатором.

Деятельность мировых судей осуществлялась в пределах мировых участков, составлявших мировой округ (уезд и входящие в него города).

Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для мировых судов.

К общим судебным органам относились окружные суды и судебные палаты.

Окружные суды создавались на несколько уездов. В состав окружных судов входили председатель и члены суда, назначаемые императором по представлений министра юстиции. К кандидатам на эти судебные должности предъявлялся ряд требований: имущественный и образовательный ценз, стаж работы, соответствие классово-политическим требованиям и т. д.

Окружной суд рассматривал как гражданские, так и уголовные дела (в том числе с участием присяжных заседателей). Заседание суда проходило коллегиально: в нем участвовали председатель и два члена суда либо председатель и присяжные заседатели.

Проведение предварительного следствия возлагалось на судебных следователей, действовавших при окружных судах.

Судебные палаты создавались в качестве апелляционной инстанции по делам, рассматривавшимся окружными судами без участия присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам (государственные, должностные, религиозные и другие преступления).

Судебные палаты учреждались по одной на несколько губерний, их общее число составляло 11 (позднее 14) на всю Россию. Палаты состояли из двух департаментов — гражданского и уголовного, которые возглавляли председатели. Председатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции.

При судебных палатах состояли прокуроры, следователи и присяжные поверенные.

Высшим судебным органам России оставался сенат.

Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуру и полномочия прокуратуры. Во главе прокуратуры, состоявшей при общих судебных органах и сенате, находился генерал-прокурор. Органы прокуратуры осуществляли надзор за судом, следствием и местами заключения, а также участвовали в судебном процессе в качестве стороны обвинения. Для замещения прокурорских должностей кандидат должен был отвечать ряду требований (политическая благонадежность и т. д. ).

Судебной реформой учреждались:

— адвокатура (присяжные поверенные) — для защиты обвиняемых в суде по уголовным делам и представительства интересов сторон в гражданском процессе;

— нотариат — для оформления и засвидетельствования сделок, актов, фактов, имеющих юридическое значение и т. д.

Судебный процесс по Судебным уставам 1864 г.

Судебные уставы, в России законодательные положения, принятые 20 ноября 1864 года составили основу судебной реформы 1864 года.

Судебные уставы – в дореволюционной России официальное название законов, утвержденных 20 ноября 1864 года: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав гражданского судопроизводства». Судебные уставы оформили проведение судебной реформы 1864 года.

«Устав уголовного судопроизводства» (уголовно-процессуальный кодекс) определял компетенцию судебных органов по рассмотрению уголовных дел, общие положения, порядок производства в мировых установлениях, порядок производства в общих судебных местах, изъятие из общего порядка уголовного судопроизводства.

Основными стадиями в уголовном процессе, согласно Уставу, были: предварительное расследование, предание суду, приготовительные распоряжения к суду, рассмотрение дела, исполнение приговора. Различались приговоры окончательные (которые подлежали пересмотру только в кассационном порядке, т. е. не по существу, а лишь по вопросу об их законности или незаконности) и неокончательные (допускавшие возможность пересмотра дела по существу, т. е. в порядке апелляции).

Составители уставов подчеркивали, что цель уголовного судопроизводства – обнаружение материальной истины. Вследствие этого вопрос о том, что лежит в основе определения достоверности доказательств в уголовных делах, т. е. о силе доказательств, на которых судьи должны основывать приговор о виновности или невиновности подсудимого, имеет первостепенную важность.

«Устав гражданского судопроизводства» (гражданский процессуальный кодекс) различал судопроизводство гражданских дел в мировых и судебно-административных установлениях (в суде земских начальников и уездных съездов) и судопроизводство в общих судебных местах. В Уставе, отразившем основные принципы буржуазного права, наиболее последовательно осуществлены начала состязательности, доказательства в нем должны были обеспечивать стороны. Низшей инстанцией являлся окружной суд, апелляционной – судебная палата. Слушание дела происходило в открытом судебном заседании.

Судебные уставы ввели суд присяжных и институт судебных следователей, была реорганизована прокуратура, учреждена адвокатура и провозглашены такие буржуазно-демократические принципы судопроизводства, как гласность, устность, состязательность. Некоторые судебные органы (мировая юстиция) стали выборными, была создана более четкая система судебных инстанций.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Обязанностями судебных приставов по судебным уставам 1864 г были в» в комментариях.


Должность судебных приставов была учреждена в России еще в древности. Причем слово «пристав» употреблялось в Древней Руси в разных смыслах. В Новгороде на суде посадника приставами называли лиц, миривших тяжущихся. В Москве приставами назвали исполнительные чины, на которых возлагались какие-либо особые поручения, например, сопровождение иностранных послов, для чего выбирались лица из наиболее знатных фамилий. Однако, прежде всего, приставами являлись чиновники по судным делам, в чьи обязанности входил вызов на суд ответчика и свидетелей, а также производство взысканий по определению суда.


В период конца 15-17 вв. судебный пристав назывался недельщиком, поскольку исполнял свои обязанности неделями («быть в неделях»). Недельщики состояли при дьяках, которые вносили их имена в особые книги при вступлении в должность. Обязанности недельщиков заключались в оповещении сторон о вызове и доставлении их в суд, а также в поимке преступников. Недельщикам и ездокам полагалось вознаграждение, которое взыскивалось с вызываемых лиц.

В 18 веке должность пристава была упразднена и исполнительные функции перешли в ведение полиции. Однако возложение на полицию судебно-вспомогательных функций не оправдало себя. Полицейские чины не были материально заинтересованы в том, чтобы обеспечить явку в суд всех приглашенных лиц. Исполнение же состоявшихся приговоров судов также затягивалось на годы.

Судебная реформа 1864 года

Судебная реформа 1864 г., имевшая большое значение для развития судопроизводства в России, в корне изменила механизм исполнения решения судов, ядром которого стали судебные приставы. В ходе судебной реформы были разработаны и приняты Законы (Судебные уставы), в основу которых легла организация судов Французской республики. К ним относились: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного судопроизводства» и «Устав гражданского производства». Судебными уставами были регламентированы вопросы, связанные с правовым статусом судебных приставов.
В соответствии с принятыми законами судебные приставы состояли при мировых судьях, окружных судах, судебных палатах и кассационных департаментах Сената. Численность судебных приставов определялась индивидуально для каждого суда по штатам, утвержденным Министром юстиции Российской империи. Судебный пристав окружного суда имел чин VIII класса согласно «Табели о рангах» и титуловался «Ваше высокоблагородие». Судебные приставы судебных палат и кассационных департаментов Сената имели чин X класса и титуловались «Ваше благородие».
При поступлении на службу судебные приставы принимали присягу по утвержденной форме. К ней они приводились духовным лицом их вероисповедания на общем собрании департамента или отделения судебного органа, к которому они были прикреплены.
Поступившему на службу приставу выдавалось свидетельство о поступлении его в должность судебного пристава с указанием местности, назначенной ему для жительства. Кроме того, выдавался особый знак и особая печать.

Судебные исполнители Советской России

Декретом Совнаркома от 24.11.1917 года «О суде» все судебные учреждения, в т.ч. окружные суды были упразднены, а действие мировых судов – приостановлено. Декретом предусматривалось создание двух видов судов – народных судов и революционных трибуналов. Учреждались уездные съезды (Советы) местных судей, которые являлись кассационной инстанцией для местных народных судов.

Порядок в местных судах и других судебных органах обеспечивался сначала Красной гвардией, а затем местной милицией, они же исполняли судебные приговоры. Решения по гражданским делам и различного рода денежные взыскания возлагались на судебных исполнителей, о которых прямо говорится в Положении о народном суде РСФСР, принятом Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 года.

Судебные исполнители, в отличие от судебных приставов, стали государственными служащими: они состояли в штатах районных народных судов и по своему правовому статусу являлись представителями судебной власти.

Судебные исполнители назначались на должность или увольнялись с должности по распоряжению председателя губернского или окружного суда.

На протяжении последующих 80 лет в Российской Федерации функции обеспечения порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников процесса возлагаются на советскую милицию.

Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты.

Возрождение института судебных приставов

Смена политического режима в 90-х годах, развитие предпринимательской деятельности, изменение форм владения, пользования и распоряжения сделали систему исполнительного производства «советского образца» неэффективной.

Логическим итогом разрешения сложившейся ситуации стало учреждение в России специальной службы, действующей на принципиально иных организационно-правовых началах — Службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. Оно нашло свое практическое воплощение в двух Федеральных законах — «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», вступивших в силу 6 ноября 1997 года.

В результате административной реформы 2004 года были реорганизованы органы Министерства юстиции Российской Федерации и образовался ведомственный Федеральный орган исполнительной власти — Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации, Положение о которой было утверждено Указом Президента №316 от 13 октября 2004 года.


В настоящее время служба судебных приставов входит в единую систему Минюста РФ, и представляет собой организованное и структурированное ведомство, предназначенное для обеспечения исполнительного производства, с определенным штатом сотрудников и подразделениями, охватывающими все субъекты Российской Федерации.


***
Как в дореволюционное время, так и в наши дни институт судебных приставов остается неотъемлемой частью российского государства, без которого невозможно представить успешную работу всей судебной системы. Понятно, что без создания эффективного механизма исполнения судебных решений и приговоров, самый справедливый и объективный вердикт суда является бессмысленным. В начале XX века, анализируя историю развития института судебных приставов в России, ученые пришли к выводу, что «институт судебных приставов находится у нас еще в периоде роста и образования. Многолетняя практика доказала его несомненную жизнеспособность и важность, но эта же практика выяснила, что в отдельных своих частях институт судебных приставов нуждается в существенных поправках». Эти слова, сказанные более ста лет назад, актуальны и сегодня, поскольку сейчас Служба судебных приставов находится в стадии очередного этапа своего развития. Отрадно, что это развитие связано с дальнейшим укреплением и повышением статуса судебного пристава.

Время создания/изменения документа: 20 июля 2011 05:47 / 21 ноября 2018 11:04

Десятик М.С., аспирант Российской правовой академии Министерства юстиции (г. Москва).

Проводимая в России административная реформа, реформа государственной службы имеет целью совершенствование деятельности всех ветвей государственной власти. Одним из ключевых ее направлений является оптимизация правового статуса правоохранительных органов и учреждений, совершенствование нормативной регламентации их деятельности. Одним из ключевых ее направлений является оптимизация правового статуса службы судебных приставов, совершенствование нормативной регламентации их деятельности.

Исследование эволюции правового статуса службы судебных приставов, несомненно, имеет социально-политическую и теоретико-методологическую актуальность.

В истории российской государственности лицу, занимающемуся исполнением судебных решений, а также выполняющему различные поручения князя, монастыря, общины и т.д., всегда отводилось место и уделялось соответствующее внимание. Слово "пристав" еще до XIV - XV вв. означало не столько название определенной должности, сколько выражало исполнение судебной обязанности, и преимущественно отдачу на поруки служилыми лицами. Эти служилые лица, ездившие приставами и дававшие на поруки, назывались разными именами: отроками, мечниками, емцами, дворянами, позовниками, подвойскими, ходоками, ездоками, а еще позднее недельщиками. Для различных исполнительных действий держали проведчиков и доводчиков, затем в грамотах упоминаются еще вирники и метальщики, ябедники и другие должностные лица . В периоды становления и развития российской государственности название "пристав" употреблялось в разных значениях.

См.: Горбачева Е.В. Недельщики, мечники, проведчики, доводчики, ябедчики и другие // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. N 1. С. 48.

Для Древней Руси во многих княжествах "приставы" выполняли несвойственные для сегодняшнего дня функции. Например, в Московском княжестве приставы занимались сопровождением иностранных послов, в Новгородском княжестве приставы были людьми, мирившими тяжущихся, они были признаком самостоятельности каждого судьи и его независимости от другого судьи. Однако деятельность приставов все же была напрямую связана с исполнением судебных пошлин и исполнения судебных решений. Например, ст. 34 Новгородской Судной грамоты определяет один месяц для уплаты судебных пошлин и исполнения судебного решения. Если за этот срок пошлины не будут выплачены, виновный принуждается к уплате приставами новгородского вече. В обязанности пристава входило и проведение следственных действий. В частности, ст. 57 Псковской Судной грамоты говорит о таком следственном действии, как обыск, в случае совершения кражи. Лицо, подозреваемое в краже, обязано было допустить в свой двор приставов для обыска. В противном случае оно обвинялось в краже. Судебным приставам достаточно было двоих или троих свидетелей для доказательства того, что их не пустили обыскивать двор. Если же приставы сами не выполняли порученное им дело, они отстранялись от выполнения обязанностей, а истец проигрывал дело .

См.: Российское законодательство X - XX веков: В 9 т. Т. 1. Законодательство Древней Руси. М., 1984. С. 318, 369.

В период феодальной раздробленности полномочия приставов были уже достаточно широкими. Они включали в себя как судебную, так и следственную работу, а также охранную деятельность. Екатерина II в 1782 г. отнесла функции урядников (приставов) к полиции, а в 1786 г. урядники были разделены на полицейских приставов, которые исполняли решения судов, и становых приставов, занимающихся охранной функцией. Образование в 1802 г. восьми министерств затронуло и службу приставов, исполнительная полиция (полицейские приставы) была отнесена к Министерству полиции, которое выделилось из Министерства внутренних дел. Однако в 1819 г. Министерство полиции вновь вошло в это министерство. Становые приставы находились в компетенции Министерства юстиции. 20 ноября 1864 г. считается днем организации судебных приставов или судебной полиции. Именно в этот день Александр II утвердил законы по судоустройству "Судебник", "Судебный устав", "Судебные приставы и правила исполнительного производства по судебному уставу". Служба судебных приставов создавалась для исполнения судебных решений снизу доверху. В частности, "Судебный устав" возлагал обязанности по исполнению судебных решений на судебных приставов, состоящих при окружных судах; решения мировых судебных установлений приводились в исполнение судебными приставами, состоящими при мировых съездах. Что касается решений земских начальников и городских судей в пределах земских участков, то их исполнение осуществлялось полицией. Служба судебных приставов была создана также при судебных палатах и при Кассационном департаменте Правительствующего сената.

Пристав как олицетворение эффективно действующей государственной власти был не только фигурой влиятельной, но и с течением времени фигурой популярной. Не случайно со времени Судебно-правовой реформы 1864 г. в системе органов власти царской России наряду с судебными приставами уже функционировали частные приставы (начальники полиции в уездах и помощники председателей судов), следственные приставы (следователи), винные и соляные приставы (должностные лица, наблюдавшие за соблюдением порядка акцизной торговли вином и солью) .

См.: Мельников А.Т. Служба судебных приставов Министерства юстиции России: история, современность и перспективы развития // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2002. N 9. С. 52.

Законы по судоустройству 1864 г. устанавливали ограничения отдельным категориям населения в связи с поступлением на должности судебных приставов. Согласно Учреждению судебных установлений, принятому в период судебной реформы при императоре Александре II, компетенция судебных приставов включала в себя следующие полномочия: исполнение судебных решений и определений, доставка сторонам повесток и бумаг по находящимся в производстве делам, исполнение иных поручений судов, в том числе распоряжений председательствующего в судебном заседании.

Законодательство Российской империи устанавливало ряд квалификационных требований к лицам, желающим занять должность судебного пристава. Судебным приставам, как государственным служащим, был определен порядок приема и вступления в должность. Кандидаты на должность судебного пристава сначала исполняли свои обязанности в течение одного года, а затем, при условии надлежащего их исполнения, утверждались в должности. К исполнению своих обязанностей они допускались только после соответствующей проверки в Кассационном департаменте Правительствующего сената и внесения залога на случай неправильных действий, причинивших убытки, а также после получения судебного места в соответствующем суде.

Судебные приставы избирались в окружные суды, судебные палаты и мировые съезды председателями этих органов, а в Кассационный департамент Правительствующего сената - только по решению обер-прокурора и после удостоверения в благонадежной нравственности и способностях кандидата к исполнению принимаемых на себя обязанностей. В связи с особой значимостью этой должности кандидат в судебные приставы приводился к присяге духовным лицом в Большом зале судебного собрания либо Сената в присутствии всех членов суда или Сената.

Для того чтобы стать судебным приставом, необходимо было подать докладную записку на имя председателя окружного суда с прошением об определении на должность, где указывались не только фамилия, имя, отчество, чин, возраст, образование, семейное положение служащего, но и его вероисповедание, происхождение. В процессе определения кандидатов на судебные должности сведения о них неизменно ежегодно представлялись в вышестоящие инстанции, и обычно приходил запрос на кандидатуру от управляющего канцелярией Министерства юстиции председателю окружного суда. Однако в действительности этот порядок не был незыблемым: практиковались и частные письма, письма сторонних (третьих) лиц с просьбой поучаствовать в судьбе того или иного кандидата на должность.

См.: Из истории формирования в Вятской губернии института судебных приставов // Бюл. Министерства юстиции РФ. 2003. N 10. С. 99 - 100.

Интересным является тот факт, что, хотя на должности судебных приставов брали в основном представителей дворянства, унтер- и обер-офицерских детей, большинство их было из духовенства. Особое внимание уделялось чиновничеству как более профессионально подготовленным кадрам. Случайные люди, попав на эту службу, долго там не задерживались, так как работать приходилось много.

Как и в наши дни, приставы давали присягу "по вступлению на должность", только более торжественную: "Обещаю и клянусь всемогущим Богом, перед святым его Евангелием и животворящим крестом Господним хранить верность Его Императорскому Величеству государю императору, самодержцу всероссийскому, честно и добросовестно исполнять все обязанности принимаемой мною на себя должности и все, относящиеся до сих обязанностей законы и правила, распоряжения и поручения, не превышать предоставленной мне власти и не причинять с умыслом никому ущерба или убытков. А напротив, вверяемые мне интересы ограждать как свои собственные, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на страшном суде его. В удостоверении сего целую слова и крест Спасителя моего. Аминь".

После принятия присяги на судебного пристава возлагался особый высеребренный знак. В центре его был изображен герб судебного ведомства, а внутри по окружности имелась надпись. Носился знак на высеребренной бронзовой цепи, состоящей из небольших продолговатых колец, при исполнении служебных обязанностей и в особо торжественных случаях, которые оговаривались отдельно (встреча императора, представление ко двору, торжественные приемы и другие официальные случаи).

После вручения знака судебному приставу выдавалось свидетельство о вступлении его в должность с указанием назначенного ему места жительства. Впоследствии в этом свидетельстве делались отметки обо всех переменах его места жительства .

См.: Мельник Г., Можейко И. Должностные знаки Российской империи. М.: Юрид. лит., 1993. С. 13.

Судебному приставу также вручалась печать с изображением герба судебного ведомства и надписью вокруг него, например: "Судебный пристав Кассационного департамента Правительствующего сената". Печати изготавливались по распоряжению начальников (председателей) тех судов и судебных мест, при которых состояли судебные приставы, а в кассационных департаментах Правительствующего сената - по личному распоряжению обер-прокурора.

Для всеобщего сведения публиковалась информация о назначении на должность судебного пристава. Как государственным служащим, им устанавливались оклады, размеры которых зависели от классной должности и разряда.

Судебный пристав получал оклад, т.е. ежегодное содержание, в рублях (серебром): чистого жалованья - 300 руб., столовых (на питание) - 150 руб., квартирных (на оплату жилья) - 150 руб., всего 600 руб. в год. Кроме того, за исполнение своих обязанностей судебный пристав получал денежное вознаграждение по определенному тарифу (временной таксе), который утверждался Министерством юстиции и изменялся в законодательном порядке. На судебных приставов возлагались следующие обязанности:

а) сопровождать присяжного заседателя при выходе из зала суда;

б) допускать публику на судебное заседание по билетам, количество которых определялось председателем суда (выдавались они судебным приставом);

в) представлять ежемесячную ведомость о своей деятельности;

г) содержать учетные книги с записями о каждом поручении, исполнении судебных действий и иных налагаемых на них обязанностей.

Фактически институт судебных приставов как система обеспечения судебных и иных актов просуществовал до революционных событий 1917 г. Декретами о суде от 22 ноября 1917 г. N 1, от 7 марта 1918 г. N 2, от 20 июля 1918 г. N 3 была упразднена судебная система царской России, в том числе и институт судебных приставов. На смену судебным учреждениям дореволюционной России приходила советская система правосудия и обеспечения. Она строилась на принципиально новых началах, которые были заложены еще Парижской коммуной 1871 г. Соответствующими декретами были созданы две системы судов: местные народные суды, где решалась основная масса уголовных и гражданских дел, и революционные трибуналы, компетенцией которых были дела о контрреволюционных и иных особо опасных преступлениях. По Положению о народном суде 1918 г. дела в народных судах рассматривались коллегией в составе народного судьи и заседателей. В годы гражданской войны были созданы военные трибуналы. Судебная реформа РСФСР 1922 г. установила новую систему судебных органов: народные суды, губернские суды, верховный суд республики. Революционные трибуналы были упразднены. Принятые в 1923 г. Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы установили совокупность принципов, на которых строилось все судопроизводство. В 1924 г. был создан Верховный Суд СССР. Основы судоустройства СССР и союзных республик 1924 г. являлись первым общесоюзным законом о судебных органах и подытожили опыт строительства советских судов.

На смену институту судебных приставов дореволюционной России пришли судебные исполнители судов. Они состояли в штатах низовых судов и по своему статусу являлись представителями судебной власти. Охрана судебных органов осуществлялась сначала красной гвардией, а затем местной милицией, на которую были возложены функции исполнения судебных приговоров. Судебные исполнители судов осуществляли исполнение решений по гражданским делам и иным денежным взысканиям.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. в 1938 г. был принят Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. Этот законодательный акт ввел прямые выборы народных судей и народных заседателей. Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик, Основы законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик (1958 г.) и Основы гражданско-процессуального законодательства СССР и союзных республик (1961 г.) подтвердили основные демократические принципы советской судебной системы: устность, гласность и непосредственность процесса, ведение дел на языке коренной национальности, предоставление обвиняемому права на защиту, кассационный порядок обжалования и т.д. Подчеркивалась независимость судей и подчинение их только закону.

Закон о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981 г. закреплял задачи судов общей юрисдикции, принципы правосудия, судебную систему России, структуру и состав судов различных звеньев, их полномочия и другие вопросы. Происходящие изменения в совершенствовании системы и полномочий судебных органов в то же время мало затрагивали исполнительное производство. Со временем стало очевидным, что в этом направлении деятельности судов есть очень серьезные упущения. В частности, загруженность судей не позволяла в достаточной степени осуществлять за судебными исполнителями надлежащий ведомственный контроль. Накопилось множество исполнительных документов по решениям судов и иных органов, которые могли причинить вред жизни и здоровью при их принудительном исполнении. На работе судебных исполнителей сказывалась и их низкая профессиональная квалификация, а также отсутствие должного финансирования их работы. Эти и другие причины способствовали формированию формального отношения к порученному делу судебных исполнителей. Да и сама судебная система в целом стала давать сбои. Происходящие серьезные изменения в нашем обществе и появившиеся новые тенденции рыночных отношений поставили перед обществом вопрос о реформировании всей судебной системы. 24 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР была одобрена Концепция правовой реформы . Главной задачей судебной реформы, как было отражено в Постановлении Верховного Совета РСФСР, явилось утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Концепция правовой реформы имела историческое и фундаментальное значение для российской судебной системы. В ней были отражены прогрессивные идеи, основанные на практике отечественного осуществления правосудия с учетом зарубежного опыта. 26 июня 1992 г. был принят Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" . В этом документе был разрешен широкий круг вопросов, в частности о правах и обязанностях судей, о требованиях, предъявляемых к кандидатам на замещение должностей судей, об органах судейского сообщества и т.д. В развитие этого Закона было принято Положение о квалификационных коллегиях судей и Положение о квалификационной аттестации судей .

Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1981. N 28. Ст. 976.
Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1435.
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 24. Ст. 856.

Основные положения Концепции правовой реформы получили законодательное закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 г. В частности, они составили основу ст. 10 главы 1 "Основы конституционного строя", ст. ст. 22 - 23, 25, 45 - 54 главы 2 "Права и свободы человека и гражданина", ст. ст. 118 - 129 главы 7 "Судебная власть". Всего из 137 статей Конституции Российской Федерации более 30 статей непосредственно затрагивали судоустройство. На основе этих конституционных статей были приняты российские законодательные акты: "О Конституционном Суде Российской Федерации"; "Об арбитражных судах в Российской Федерации"; "О судебной системе Российской Федерации"; "О судебных приставах"; "Об исполнительном производстве"; "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"; "О мировых судьях в Российской Федерации"; "О военных судах Российской Федерации". В этот период были приняты: Гражданский кодекс Российской Федерации; Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации.

Институт принудительного исполнения судебных решений и актов других органов также подвергся реформированию. Более того, это реформирование рассматривалось как одна из частей начатых общих судебных изменений.

Новая законодательная база судебно-правовой реформы в определенной мере создала более эффективную систему безопасности для судей и других участников процесса, свидетелей, улучшился порядок в суде, стали применяться меры процессуального принуждения к лицам, не выполняющим распоряжения председателя суда, а также председательствующего в судебном заседании. На смену судебным исполнителям судов пришла служба судебных приставов. Этот институт возник уже на созданной в России законодательной базе в области государственно-служебных отношений.

Таким образом, служба судебных приставов имеет в России определенные исторические корни и традиции, определенную совокупность исторических источников нормативно-правового регулирования ее деятельности, которые могут использоваться в России в настоящий период для обеспечения деятельности ФСНП.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: