Обязанности второго помощника капитана на судне

Обновлено: 18.04.2024

The Chief Officer reports to the Master. He should always obtain the consent of the Master, before going on shore leave.

The Chief Officer is the Head of the Deck Department and is the Officer in Charge in the absence of the Master.

On Deck Chief Officer is responsible:

  • to ensure that all the cargo and deck activities are as per the SMS, fully complying with the International & Company Safety Rules and Regulations.
  • For efficient and safe work practices by issuing detailed instructions on the work to be done, training the deck staff for the particular tasks, ensuring that the proper checklist, Risk Assessments, Work Permits etc. are issued and exercising adequate supervision.
  • for setting Watches.He is responsible for training junior Deck Officers in higher rank duties by ensuring that they are actively involved in the planning, cargo-line setting, and execution of the cargo and ballast operations.
  • for appraising deck crew, in cooperation with the Master.
  • to ensure that the Ship's Planned Maintenance system (PMS) is maintained up-to-date for his area of responsibility.
  • to ensure that all files and records for which he is responsible, are updated at all times and as per the Vessel's Standard Filing Plan.
  • to ensure that the ship's deck and cargo equipment are operated and maintained in accordance with SMS procedures with the rules and regulations of the Classification Society, and the Flag Administration.

As Cargo Officer the Chief Officer is responsible for:

  • Planning and supervising all cargo related operations. (Cargo Planning, pre-cargo operations, safe loading and discharging operations, cargo sampling, MSDS, periodical checks of various equipment , gas measuring equipment etc.) and keeping relevant records.
  • Ensuring the safe loading, unloading, ballasting, de-ballasting and when required, tank cleaning.
  • Ensuring that the ship's trim, draft, stability and stress are maintained within the required limits, at all times.
  • Being responsible for the implementation of the Ballast Water Management Plan, keeping it updated at all times, filling in the Forms and the relevant Log Book.
  • Supervising the mooring operations and being responsible for the maintenance of the mooring system.

As Navigation Officer the Chief Officer is responsible for:

  • Keeping a safe navigational watch, if required.
  • Assisting with communications, if and when required.

As Environmental Control Officer:

  • He is responsible for the implementation of the Garbage Management Plan as per Marpol Annex V requirements.
  • The Chief Officer , in cooperation with the Master , is responsible to ensure general health and personal hygiene onboard.
  • When appointed as Medical Officer, he is responsible for maintaining the vessel's Medical Chest and Medical Log Book.

Перевод должностных обязанностей старшего помощника капитана на русский язык

Обязанности старшего помощника капитана судна

Докладывает:

  • Старший Помощник докладывает капитану.
  • Он должен получить разрешение капитана перед тем, как идти на берег.
  • Старший помощник отвечает за палубное отделение и выполняет обязанности капитана в его отсутствие.

На палубе Старший помощник ответственный за:

  • Обеспечение выполнения всех палубных работ в соответствии с международными правилами безопасности и правилами безопасности, принятыми в компании.
  • Безопасное и эффективное выполнение работ, инструктирувание, обучение палубного экипажа. Обеспечение выполнения работ под наблюдением и с наличием чеклистов, оценки риска и разрешений на работу.
  • Распределение вахтенных обязанностей.
  • Обучение младших офицерских помощников, их вовлечение в планирование, грузовые и балластные операции.
  • Оценка экипажа, при содействии капитана.
  • Обеспечение плановых работ по обслуживанию судна, тех которые в его заведовании.
  • Все записи и файлы должны быть обновлены согласно стандартам принятым на судне.
  • Обеспечение работы и обслуживания палубного и грузового оборудования.

Как Грузовой Офицер, Старший помощник отвечает за:

  • Планирование и контроль всех грузовых операций (планирование грузовых работ, работы до начала погрузки, безопасная погрузка и выгрузка, периодическая проверка различного оборудования).
  • Обеспечение безопасной погрузки, разгрузки, балластных и помывочных операций.
  • Поддержание в нужных пределах дифферент и осадку судна.
  • Контроль швартовых операций и контроль за обслуживание швартовых механизмов.

Как Навигационный офицер, Старший помощник ответственный за:

Мои знакомые любят интересоваться, чем же я вообще занимаюсь на судне. Многие из нас имеют хотя бы приблизительное представление о том, чем занимается, например, учитель на работе или врач, продавец или тренер, строитель или повар. Но чем же реально занимаются моряки на судне? Давайте разбираться)

Спектр работ на торговом судне довольно большой и разнообразный. Судно – это целый мир со своими жителями, которые должны поддерживать его безопасную работу. Сейчас хочу рассказать о своих обязанностях(2-й помощник капитана) и общем распорядке дня.

Обязанности на судне

Вдаваться в термины и тонкости пожалуй не будем, если будет интересно позже напишу отдельный пост для моряков (дайте обратную связь в комментариях).

Есть работы, которые я должен выполнять регулярно на протяжении всего контракта, прям вот каждый день. Через месяцев пять-шесть они начинают жестко бесить, рутина рутинная). А есть обязанности, которые нужно выполнять с разной периодичностью (еженедельные, ежемесячные, годовые и др.) Постараюсь рассказать об этом максимально просто.

1. Ежедневные отчеты в полдень. Каждый день на 12:00 часов нужно отправлять в компанию, фрахтователю инфу о том, какую дистанцию прошло судно за сутки, сколько миль осталось до порта назначения, какая сейчас погода за окном;-) и т.д.

2. Ежедневные проверки специального оборудования при бедствии (ГМССБ) и навигационного оборудования.

3. Вахта , которая есть всегда и она никуда не уходит, даже на выходные)). Что значит вообще вахта в морском понимании? Простым языком, это время, в течение которого ты несешь ответственность за многое, что происходит на судне. Например, как врач заступает на дежурство, так же и мы заступаем на вахту. Если судно на морском переходе, т.е. движется из пункта "А" в пункт "Б", им же нужно управлять постоянно 24/7, для этого и нужны вахты. Если брать команду мостика (штурманов), то их в большинстве случаев на судне всего четверо: капитан, старший помощник, 2-й помощник и 3-й помощник. Кэп вахту не стоит, соответственно сутки разбиваются на троих. Моя вахта с 00:00 до 04:00 и с 12:00 до 16:00. В течение этого времени я ответственен за все, что происходит на навигационном мостике и на судне в целом. Представьте себе, как пилот садится в свою кабину, где куча разных кнопок, радары и другое оборудование. То же самое происходит, когда вахтенный помощник поднимается на мост и заступает на вахту. С этого момента именно он и есть тот самый пилот, только на судне. Главная задача - обеспечить безопасное мореплавание. Казалось бы это бескрайнее море, дорог нет, места завались, можно не париться. Но порой такой трафик плотный, что это напоминает автомобильные пробки в каком-нибудь мегаполисе. Сложная навигационная обстановка на подходах к портам, в проливах и узкостях (взять тот же Сингапурский пролив, там очень весело).Кстати еще в Желтом море весьма не просто, в рыбные сезоны, там стооолько китайских рыбаков, что даже подумать не можешь, что их столько бывает. Судно идет, а вокруг тебя сотни этих рыбаков, каждый из которых катается, как хочет и плевать они хотели на МППСС (как ПДД на суше). Да у нас тоже есть свои правила, кто кому уступает, куда можно ехать, а куда нет)

4. Медицина. В большинстве морских компаний, медицинским помощником (Medical Officer) является второй помощник. Подробнее об этом я расскажу в следующей статье. Если что-то заболело, сразу к навигационному помощнику - парадокс да и только!

5. Навигация. Главная наука любого штурмана, настольная книга и то, чему должны учить в мореходке с самого первого курса (но это не так). Второй помощник является навигационным помощником и именно капитан он должен быть хозяином мостика;-) Все что происходит на мосту, это его бизнес. Любой веттинг инспектор (проверка нефтяными компаниями) должен его бояться, а не наоборот. По навигации обязанностей хоть отбавляй, описывать все не буду. Основное, это конечно план перехода (Passage Plan). Что это такое и с чем его едят?! Представляем себе, например, Яндекс Навигатор (думаю именно он установлен у многих). Забиваете откуда и куда и навигатор вам сам предлагает несколько путей следования. Примерно то же самое должен сделать штурман, когда дали следующий порт захода. Нарисовать в электронной картографической системе (ECDIS) маршрут и полностью его проработать, оценить навигационные опасности, глубины и др. В общем, сделать этот маршрут безопасным, ведь дорог то нет (как в случае с Яндекс навигатором, ему проще), можно проплыть здесь, а можно проплыть на 100-200 метров правее или левее, к примеру, но безопасно ли? Это и должен выяснить навигационный помощник. На 5-м курсе мореходки, как раз дают задание по навигации, сделать план перехода и выделяют на выполнение пару месяцев, а то и целый семестр. На судне же порой приходится его делать за несколько часов, ну любят дать следующий порт в самый последний момент.

Хватит про обязанности, надеюсь у вас теперь сложился пазл и вы примерно представляете, чем занимаются моряки в море. В следующих статьях вкратце расскажу о других должностях, кто и чем занят, думаю будет интересно.

Предлагаю сделать паузу и посмотреть интересное видео, которое напрямую касается работы моряков, практически всего экипажа. Смотреть всем!! 👇

Распорядок дня

Любой мой день на судне максимально распланирован и каждая секунда на счету. Я не люблю часами прохлаждаться в каюте и тупо залипать в сериалы или доту.

00:00 - 04:00 Вахта

04:00 - 05:00 Общение с семьей в мессенджерах (если не спят) или легкий сериальчик

05:00 - 05:15 Умывашки, аффирмации и мотивация

05:15 - 05:30 Отбой

11:00 Подъем. Всем бы такой подъем, да?))) Но если не в 5 утра ложиться.

11:00 - 11:20 Зарядка, аффирмации, мотивация и упражнения для тренировки мозга.

11:20 - 11:30 Душ и умывашки

11:30 - 11:45 Завтрак (а для всех уже обед). Питаюсь всегда по-своему, не могу есть суп, когда только недавно проснулся. Обычно это мюсли или хлопья.

12:00 - 16:00 Вахта

16:00 - 16:15 Обед

16:15 - 18:00 Работа на мосту и чтение, саморазвитие

18:00 - 19:00 Тренажерный зал, турники, брусья или настольный теннис (чередую)

19:00 - 20:00 Ужин и общение с семьей

20:00 - 20:30 Чтение, саморазвитие

20:30 - 23:00 Вечерний сон перед вахтой. Из-за отсутствия одного полноценного сна в 7-8 часов, приходится спать дважды, иначе сил не хватит на такой режим.

23:00 - 23:45 Общение с семьей и снова на вахту. Кстати, на каждой вахте у меня есть перекусы. Кушаю мало, но часто. Раз пять в день точно)

Это мой классический распорядок, иногда в него вклинивается сауна и бассейн (если есть на судне), а иногда его просто рушат 6-ти часовые вахты, которые крадут мои личные 4 часа в сутки.

Надеюсь было интересно и легко. Подписывайтесь на канал и ставьте лайк. Пишите в комментариях, о чем бы вы хотели узнать в моих следующих статьях. Тем очень много, помогайте обратной связью)

В предыдущей статье я рассказывал свой распорядок дня, когда я был практикантом на ПУС "Надежда" и только готовился стать вахтенным помощником капитана. А в этой статье расскажу свой распорядок уже будучи штурманом на судне.

Распорядок дня

Я работаю на судне специального назначение в должности 2 вахтенного помощника капитана или по простому 2ПКМ, или по народному 2 штурман. И мой день начинается с вахты, которую я несу с 00.00 до 04.00 .

А вот и нет, как раз в этом и заключается основная задача штурмана на вахте. Обеспечить безопасное следование по маршруту, чтобы добраться до места целыми и невредимыми.

04.00 Приходит старший помощник и сменяет меня. Вахта с 04.00 до 08.00 считается самой тяжелой, ведь организм в это время большего всего клонит в сон, поэтому эту вахту доверяют самому опытному из штурманов.

После смены я остаюсь на подвахте. Подвахта не означает, что я должен все это время нести вахту со старшим помощников, но это значит, что в случае необходимости меня поднимут для помощи в операциях.

Ну мы представим, что на этот раз все хорошо и меня все таки не вызывали на подмогу, значит распорядок следующий.

04.00-11.00 Отдых. По моему мнению отдых в это время является самым важным, чтобы чувствовать себя хорошо в течении дня, не стоит пренебрегать ночным сном. Потому что днем просыпается офис и начинается много вопросов по разным темам.

Большая проблема моей вахты в том, что когда я на вахте моя семья и друзья отдыхают, а когда я отдыхаю они все работают, поэтому общение с ними затрудняется. Еще все осложняет, что все они находятся на другом конце земного шара.

11.00 Подъем. Ведь необходимо покушать перед дневной вахтой, поэтому всегда встаю за час до вахты, чтобы успеть приготовиться.

11.30-11.50 Сам обед. Кормят нас здесь практически, как мишленовском ресторане. Иногда кажется, что кормят на убой.

В 11.50 я уже на вахте и готов менять 3го помощника капитана. Хорошей морской практикой здесь является то, что необходимо приходить на вахту за 10 минут, чтобы оценить обстановку самому и спокойно принять вахту.

С 12.00 до 16.00 Опять вахта и опять я обеспечиваю безопасное следование по маршруту.

С 16.00 до 17.00 зачастую я остаюсь все еще на вахте вместе со старшим помощникам. Бумажную работу еще никто не отменял. Да и подменить его надо на ужин. Когда старпом возвращается и я могу сходить поужинать.

И вот уже с 17.00 , если повезет, можно связаться со семьей и друзьями.

После связи свободное время, при условии, что нет авралов или срочной работы.

Ну и конечно лучше поспать перед вахтой хотя бы час, а лучше два. Так что с 22.00 до 23.50 отдых перед вахтой, чтобы быть в боевой готовности всю вахту. а не только начало.

23.50-24.00 Адаптация к ночным условиям вахты и прием вахты.

Обязанности по судну.

Распорядок дня я рассказал, теперь хотелось бы поведать коротко и моих обязанностях на судне. Самые простые и которые не являются специфическими это:

  1. Вахта. Нести вахту с 00.00 до 04.00 и с 12.00 до 16.00 прямая обязанность 2го штурмана. Вахтенный помощник несет уголовную ответственность за жизни экипажа и сохранность судна, поэтому пока он на вахте ему подчиняются весь экипаж, за исключением капитана, старшего помощника и старшего механика. Он должен знать о каждом телодвижении экипажа. В некоторых спорных ситуациях даже капитан не может давать указания, пока не примет вахту у вахтенного экипажа. К счастью в таких ситуациях я еще не был и надеюсь не буду. Вахту любого вахтенного помощника можно сравнить с дежурством врача и дежурством пожарного одновременного. Ведь на вахте вахтенный помощник, в случае отсутствия врача на борту, главный врач и главные пожарный. Для примера, в пожарном плане второй помощник, то есть я, является командиров аварийной партии при пожаре.
  2. Ежедневные и еженедельные отчеты перед фрахтователем и судовладельцем. В отчет входит информация о пройденном расстоянии. погоде и так далее.
  3. Аппаратура ГМССБ (Глобальная Морская Система Связи при Бедствии) тоже является ответственностью 2го вахтенного помощника. Необходимо не просто знать, как ею пользоваться, но и еще проводить ежедневные, еженедельные и ежемесячные проверки.
  4. Так же я отвечаю и за продукты на судне. Расход, приход и деньги на эти самые продукт считает второй помощник капитана. От судно к судну продуктами может заниматься, как старпом, так и второй помощник.
  5. Грузовые операции по судну тоже лежат на втором помощнике. Составление грузовых планов, грузовых деклараций, расчет остойчивости судна, размещение груза является обязанностью второго штурмана.

Это были обязанности, которые не отличаются от судна к судну. А сейчас расскажу про обязанности, которые присущи только судну специального назначения:

  • И первое это DP оператор . Что такое DP? Система DP это система, которая пронизывает все судно. Грубо говоря это очень умный компьютер, благодаря которому судно может само держать позицию в море и смещаться не более чем на один метр с точки. Такое оборудование имеется только в оффшорном флоте и нигде больше вы с таким не столкнетесь.
  • И второе это система Ampelmann , оператором, которой я опять таки являюсь. Вкратце это система, которая позволяет пересаживать людей между судами в море, представляющая собой гидравлический трап.

Вот так кратко выглядят мои обязанности на судне и распорядок дня. Я надеюсь вам было интересно. Пиши о чем вы бы хотели увидеть статьи в дальнейшем и я обязательно напишу об этом. А пока прочитайте предыдущие мои статьи:

2. Назначение на должность помощника капитана, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.

3. Дополнительные требования:

— возраст не моложе 18 лет;

— прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

— прохождение инструктажа по охране труда и проверка знаний требований охраны труда;

— наличие диплома помощника капитана или диплома вахтенного помощника капитана;

— наличие свидетельств о прохождении специальных подготовок;

— знание английского языка для экипажей морских судов.

4. Помощник капитана должен знать:

4.1. Требования к выбору маршрута, планированию и предварительной проработке перехода

4.2. Назначение, классификация и содержание бумажных и электронных навигационных карт, судовая коллекция карт и пособий, средства и способы получения и выполнения их корректуры

4.3. Условные знаки для морских карт и планов

4.4. Средства и виды навигационного оборудования морей и навигационной обстановки на внутренних водных путях

4.6. Способы учета приливо-отливных и сгонно-нагонных явлений в судовождении

4.7. Океанические течения

4.8. Нормативные правовые акты, регулирующие торговое мореплавание

4.9. Специальную лоцию района плавания и особенности движения судов по внутренним водным путям (для судоводителей судов внутреннего водного транспорта)

4.10. Условные знаки для карт и атласов внутренних водных путей (для судоводителей судов внутреннего водного транспорта)

4.11. Навигационные руководства и пособия для плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (для судоводителей судов внутреннего водного транспорта)

4.12. Нормативные правовые акты, регулирующие судоходство и радиосвязь на внутренних водных путях Российской Федерации (для судоводителей судов внутреннего водного транспорта)

4.13. Правила и основные принципы несения ходовой навигационной и стояночной вахты, особенности организации штурманской службы на судах

4.14. Принципы управления составом вахтенной службы на мостике, включая: распределение вахтенного состава, возложение обязанностей и установление очередности использования ресурсов; эффективную связь; уверенность и руководство; достижение и поддержание информированности о ситуации; учет опыта работы в составе команды

4.15. Роль человеческого фактора в эффективном управлении вахтой и экипажем судна

4.16. Содержание и цели международных правил предупреждения столкновений судов в море

4.17. Технику судовождения при отсутствии видимости

4.18. Условия плавания при особых обстоятельствах: в условиях ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, при буксировке судов, в районах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов

4.19. Способы формирования буксируемых и толкаемых составов (для судоводителей судов внутреннего водного транспорта)

4.20. Мероприятия по обеспечению безопасности судна при плавании в особых условиях: в условиях ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения — с учетом влияния на судно внешних факторов

4.21. Характеристики различных систем погоды, включая тропические циклоны, и способы избегать их центра и опасных четвертей

4.22. Порядок ведения гидрометеорологических наблюдений на судах и методика обработки их результатов, устройство судовых гидрометеорологических приборов, система информирования о гидрометеорологической обстановке

4.23. Состав технических систем и средств судовождения и связи и правила их эксплуатации для несения безопасной ходовой навигационной вахты

4.24. Эксплуатационные аспекты использования радиолокатора, средства автоматической радиолокационной прокладки, электронной картографической навигационно-информационной системы и технических систем и средств судовождения и связи для обеспечения безопасности плавания

4.25. Физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики технических систем и средств судовождения и связи

4.26. Методику определения поправок технических средств судовождения

4.27. Принципы радиолокации и работы средств автоматической радиолокационной прокладки, приемы расшифровки и анализа информации, получаемой от радиолокатора

4.28. Основные типы средств автоматической радиолокационной прокладки, их характеристики отображения, эксплуатационные требования и технические ограничения

4.29. Возможности и ограничения работы электронной картографической навигационно-информационной системы, включая: сущность данных электронной навигационной карты, точность данных, правила представления, варианты отображения и форматы карт; опасности чрезмерного доверия; функции электронной картографической навигационно-информационной системы, необходимые согласно действующим эксплуатационным требованиям

4.30. Системы, связанные с основным прибором гирокомпаса, принципы действия и обслуживания различных типов гирокомпасов, репитеров и курсографов

4.31. Основы автоматизации управления движением судна, принципы настройки систем автоматического регулирования технических систем и средств судовождения и связи

4.32. Основные принципы работы судовой двигательной установки и дистанционного управления ею

4.33. Система управления рулевым приводом, процедуры перехода с ручного на автоматическое управление рулем и обратно, перехода на аварийное управление рулем

4.34. Устройства аварийной буксировки и методы буксировки

4.35. Первоначальные действия после столкновения или посадки на мель; методика первоначальной оценки повреждений; методы борьбы за живучесть судна

4.36. Меры предосторожности для защиты и безопасности пассажиров в аварийных ситуациях

4.37. Действия, которые необходимо выполнять при спасании людей на море, в прибрежном плавании и на внутренних водных путях при оказании помощи терпящему бедствие судну; при аварии, произошедшей в порту; ответственность и обязательства при оказании помощи

4.38. Принципы работы всех подсистем и оборудования глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности

4.39. Правила, применяемые в радиосвязи на море

4.40. Ответственность за аварийные случаи, предусмотренная законодательством Российской Федерации и международным законодательством

4.41. Содержание международного свода сигналов

4.42. Процедуры и содержание международных документов, регламентирующих поиск и спасание

4.43. Порядок контроля судов в портах

4.44. Международные и национальные правила, отраслевые нормы и стандарты сохранной перевозки грузов

4.45. Классификацию грузов

4.46. Линейные и объемно-массовые характеристики грузов

4.47. Транспортные характеристики грузов

4.48. Влияние груза, включая тяжеловесные грузы, на мореходность и остойчивость судна

3.49. Промысловые схемы лова гидробионтов

4.50. Методы безопасной обработки, размещения и крепления грузов на судне, включая навалочные грузы, а также опасные и вредные грузы; влияние грузов на безопасность человеческой жизни и судна

4.51. Общие требования к грузовому плану

4.52. Общие характеристики судна и нормируемые характеристики посадки, остойчивости и прочности корпуса судна

4.53. Методику расчета и измерения характеристик посадки, остойчивости и прочности корпуса судна по фактической загрузке

4.54. Правила ведения грузовых документов на судне

4.55. Технические условия размещения груза на судах

4.56. Политику в области безопасности и защиты окружающей среды; противонаркотическую и антиалкогольную политику

4.57. Порядок действий при обнаружении несоответствий на судне

4.58. Порядок документооборота судовой системы управления безопасностью

4.59. Оценку рисков выполняемых работ в соответствии с требованиями судовой системы управления безопасностью

4.60. Судовой план чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов нефтью и нефтепродуктами

4.61. Классификацию и конструктивные особенности пассажирских судов

4.62. Правила перевозки пассажиров и их багажа на морских и внутренних водных путях

4.63. Судовые индивидуальные и коллективные спасательные средства

4.64. Расположение судовых аварийных выходов и способы эвакуации пассажиров

4.65. Особенности эвакуации пассажиров с ограниченными физическими возможностями

4.66. Порядок проверки надлежащего обеспечения водонепроницаемости судовых закрытий

5. Помощник капитана подчиняется непосредственно ____________________________

6. На время отсутствия помощника капитана (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

II. Должностные обязанности

В обязанности помощника капитана входит:

1. Судовождение на уровне эксплуатации:

— Планирование и выполнение перехода, определение местоположения судна

— Несение ходовой навигационной вахты

— Управление и маневрирование судном

— Выполнение первичных действий при авариях, при получении сигнала бедствия на море, в прибрежном плавании и на внутренних водных путях, передача и получение информации посредством визуальных сигналов

2. Обработка и размещение грузов на судне на уровне эксплуатации:

— Мониторинг погрузки, размещения, крепления и выгрузки грузов на судне, а также обращения с грузом во время рейса

3. Управление операциями судна и забота о людях на судне на уровне эксплуатации:

— Обеспечение функционирования на судне системы управления безопасностью в пределах назначенных обязанностей

— Контроль наличия на судне и действительности всех требуемых по заведованию судовых документов и свидетельств

— Ознакомление членов палубной команды судна, принятых на работу или назначенных на судно, с их обязанностями и устройством судна до выхода судна в рейс

— Выполнение регулярных проверок действующих устройств и оборудования судна в пределах своего заведования, а также плановых проверок устройств и оборудования, которые не используются постоянно

— Использование судовых технических средств обеспечения транспортной безопасности

— Проверка эффективности судовой системы управления безопасностью и подготовка предложений по ее пересмотру

— Обеспечение постоянной готовности судовых сил и средств предупреждения и предотвращения загрязнения окружающей среды

4. Обеспечение перевозки пассажиров и их багажа на судне на уровне эксплуатации:

— Выполнение операций технологического процесса перед посадкой пассажиров на борт судна

— Организация процедуры безопасной посадки и высадки пассажиров на судне, доставки пассажиров к месту стоянки судна в случае необходимости

— Организация размещения пассажиров и их питания на судне

— Информирование пассажиров о правилах поведения на борту судна и личной безопасности, в том числе инструктаж (занятия) по условиям оставления судна в аварийных ситуациях

— Организация оформления багажа, доставки багажа к месту стоянки судна, погрузки, размещения и крепления багажа на борту судна, а также выгрузки и выдачи багажа пассажирам

III. Права

Помощник капитана имеет право:

1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.

2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)

3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

IV. Ответственность

Помощник капитана несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Судоводитель» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 ноября 2019 г. № 745н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

2. Назначение на должность капитана, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.

3. Опыт практической работы не менее восемнадцати месяцев в должности старшего помощника капитана.

4. Дополнительные требования:

— возраст не моложе 18 лет;

— прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

— прохождение инструктажа по охране труда и проверка знаний требований охраны труда;

— наличие диплома капитана, старшего помощника капитана;

— наличие свидетельств о прохождении специальных подготовок;

— знание английского языка для экипажей морских судов.

5. Капитан должен знать:

5.1. Принципы работы радиолокационных средств, их ограничения, источники ошибок

5.2. Процедуры планирования и координации поисково-спасательных операций

5.3. Международные правила предупреждения столкновений судов в море

5.4. Содержание, применение и цели основных принципов несения навигационной вахты

5.5. Характеристики различных систем погоды, включая тропические циклоны, и способы избегать их центра и опасных четвертей

5.6. Действия, которые должны предприниматься, если посадка судна на мель неизбежна, и действия после посадки судна на мель

5.7. Действия, которые должны предприниматься, если столкновение неизбежно, после столкновения или при нарушении водонепроницаемости корпуса, произошедшем по какой-либо причине

5.8. Устройства аварийной буксировки и процедуры буксировки

5.9. Взаимодействие между проходящими судами, а также взаимодействие собственного судна с близлежащими берегами (канальный эффект)

5.10. Факторы, влияющие на выбор необходимой длины якорной цепи

5.11. Способы плавания с уменьшенной скоростью для предотвращения повреждений, причиняемых попутной волной своего судна

5.12. Управление судовой движительной установкой при помощи системы дистанционного управления

5.13. Практические меры, принимаемые при плавании во льдах, или вблизи льда, или в условиях обледенения судна

5.14. Международные правила рыболовства и экологической безопасности (для судоводителей рыбопромысловых судов)

5.15. Биологию моря и сырьевую базу рыбной промышленности (для судоводителей рыбопромысловых судов)

5.16. Влияние орудий лова на мореходные качества судна (для судоводителей рыбопромысловых судов)

5.17. Технологии переработки улова, правила транспортировки различных видов рыбопродукции (для судоводителей рыбопромысловых судов)

5.18. Особенности судовождения на промысле, влияние орудий лова на траекторию движения судна (для судоводителей рыбопромысловых судов)

5.19. Правила совместного плавания и ведения промысла (для судоводителей рыбопромысловых судов)

5.20. Основы теории поиска объектов, планирование и ведение гидроакустического поиска объектов промысла (для судоводителей рыбопромысловых судов)

5.21. Международные правила, кодексы и стандарты, а также национальные правила, касающиеся безопасной обработки, размещения, крепления и транспортировки грузов

5.22. Международные рекомендации, касающиеся остойчивости судна

5.23. Правила погрузки и балластировки для удержания напряжений в корпусе в приемлемых пределах

5.24. Эксплуатационные и конструктивные ограничения навалочных судов, ограничения с точки зрения прочности важнейших конструктивных элементов навалочного судна

5.25. Влияние груза и грузовых операций на посадку и остойчивость

5.26. Общие сведения о танкерах и операциях на танкерах

5.27. Основные принципы устройства судна, теории судна, факторы, влияющие на посадку и остойчивость, а также меры, необходимые для обеспечения безопасной посадки и остойчивости

5.28. Влияние повреждения и последующего затопления какого-либо отсека на посадку и остойчивость судна, а также контрмер, подлежащих принятию

5.29. Международные и национальные правила, отраслевые нормы и стандарты безопасной перевозки опасных грузов

5.30. Судовые документы

5.31. Политику компании в области безопасности и охраны окружающей среды, противонаркотическую и антиалкогольную политику

5.32. Процедуры по обеспечению безопасной эксплуатации судна и охраны окружающей среды, соответствующие применимым международным и национальным требованиям и стандартам

5.33. Процедуры внутренних проверок, пересмотра системы управления безопасностью и внедрения изменений

5.34. Порядок взаимодействия судна и судоходной компании в целях обеспечения управления безопасностью

5.35. Требования антикоррупционного законодательства Российской Федерации и ответственность за совершение коррупционных правонарушений

5.36. Основные меры по предупреждению коррупции в организации

5.37. Порядок ведения судового документооборота системы управления безопасностью

5.38. Правила проведения занятия, тренировки и учения с экипажем пассажирского судна

5.39. Методику расчета осадки, остойчивости и напряжений в корпусе пассажирского судна

5.40. Методы, позволяющие уменьшить панику и избежать ее при аварийных ситуациях

5.41. Методы общения при аварии судна с помощью неязыковых средств в тех случаях, когда устное общение практически невозможно

5.42. Порядок проверки надлежащего обеспечения водонепроницаемости закрытий

6. Капитан подчиняется непосредственно ____________________________

7. На время отсутствия капитана (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

II. Должностные обязанности

В обязанности капитана входит:

1. Судовождение на уровне управления:

— Планирование рейса и судовождение в любых условиях с применением подходящих методов прокладки путей, принимая во внимание стесненные воды, метеорологические условия, льды, ограниченную видимость, системы разделения движения, районы служб управления движением судов, районы с сильными приливами

— Координация поисково-спасательных операций

— Организация несения вахты

— Обеспечение безопасного плавания путем использования информации от навигационного оборудования и систем, облегчающих процесс принятия решений

— Прогнозирование погоды и океанографических условий

— Организация и управление судовым экипажем при авариях, возникающих во время плавания

— Маневрирование и управление судном в любых условиях

— Эксплуатация систем дистанционного управления двигательной установкой, системами и службами машинного отделения

— Управление судном и составом при плавании по внутренним водным путям с использованием знаков береговой и плавучей навигационной обстановки, при прохождении крутых изгибов рек, мостов, шлюзов, подходе и отходе от причалов по течению и против него (для судоводителей судов внутреннего водного транспорта)

— Управление скоростным судном при плавании по внутренним водным путям (для судоводителей судов внутреннего водного транспорта)

— Выбор орудий рыболовства, технологии лова морепродуктов и их применение с учетом экологических последствий (для судоводителей рыбопромысловых судов)

— Предварительная проработка и планирование рейса судна с учетом лоций района плавания, атласов, требований руководств для плавания и навигационных пособий внутренних водных путей (для судоводителей судов внутреннего водного транспорта)

2. Обработка и размещение грузов на судне на уровне управления:

— Планирование погрузки, размещения, крепления и выгрузки груза

— Выполнение расчетов по диаграммам остойчивости и дифферента с использованием устройств для расчета напряжений в корпусе, включая автоматическое оборудование, использующее базу данных

— Организация мер безопасности при размещении и креплении грузов на судах с использованием всех имеющихся на судне данных, относящихся к погрузке и креплению груза

— Руководство мерами безопасности при обращении с грузом во время рейса, в том числе при транспортировке грузов, указанных в международных кодексах безопасной практики размещения и крепления грузов

— Оценка обнаруженных дефектов и повреждений в грузовых помещениях, на крышках люков и в балластных танках и принятие соответствующих мер

3. Управление операциями судна и забота о людях на судне на уровне управления:

— Организация выполнения требований законодательства Российской Федерации на судне

— Организация и обеспечение функционирования на судне системы управления безопасностью

— Обеспечение безопасности членов экипажа судна и пассажиров

— Обеспечение наличия на судне и действительности всех требуемых судовых документов и свидетельств

— Ознакомление членов экипажа судна, принятых на работу или назначенных на судно, с их обязанностями и устройством судна до выхода судна в рейс

4. Обеспечение перевозки пассажиров и их багажа на судне на уровне управления:

— Руководство операциями технологического процесса перед посадкой пассажиров на борт судна

— Организация процедуры безопасной посадки и высадки пассажиров, доставки пассажиров к месту стоянки судна в случае необходимости

— Организация размещения пассажиров и их питания на судне

— Информирование пассажиров о правилах поведения на борту судна и личной безопасности, в том числе инструктаж (занятия) по условиям оставления судна в аварийных ситуациях

III. Права

Капитан имеет право:

1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.

2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)

3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

IV. Ответственность

Капитан несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Судоводитель» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 ноября 2019 г. № 745н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: