Обязанности водителя в суде

Обновлено: 28.03.2024

Верховный суд разъяснил, что собственник автомобиля не отвечает за того, кто сидел за рулем

Важное решение для многих, попавших в дорожно-транспортное происшествие, приняла коллегия по гражданским делам Верховного суда. Материальные претензии после ДТП необходимо предъявлять только тому, кто был за рулем. Конечно, если доказано, что по его вине произошла авария.

Надо сказать, что довольно часто пострадавшие в ДТП пытаются взыскать причиненный ущерб не с виновника аварии, а с собственника транспортного средства. Однако, как поясняет Верховный суд, это незаконно. Водитель может совершить аварию и скрыться с места происшествия на автомобиле или без него.

Однако это не означает, что отвечать за его поступки должен собственник автомобиля, который передал машину по доверенности.

Собственник машины несет ответственность только за нарушения, которые выявлены камерами фотовидеофиксации, работающими в автоматическом режиме, если не сможет доказать, что не он управлял автомобилем. Но это единственное исключение из правил.

Итак, некий Борисов В.М. сбил пешехода, переходившего дорогу, некоего Пилюгина А.Н. От полученных в результате наезда травм Пилюгин позднее скончался в больнице. Страховая компания по ОСАГО выплатила родственникам погибшего расходы на погребение в размере 25 тысяч рублей.

Родственники погибшего обратились в суд, чтобы возместить полностью расходы на погребение, а также моральный ущерб - всего почти 120 тысяч рублей. Но подали иск не против Борисова, который управлял автомобилем, а против собственницы этого автомобиля некоей Клепиковой М.С. В качестве третьего лица была привлечена страховая компания, которая выплатила родственникам лишь 25 тысяч.

Советский райсуд Орла отклонил этот иск на том справедливом основании, что возмещать ущерб должен тот, кто его причинил. Однако истцы оказались упорными. Они, по непонятной причине, отказались изменить ответчика по иску и подали апелляцию в орловский областной суд. Там их требования удовлетворили и потребовали от собственницы автомобиля частично компенсировать причиненный ущерб.

Однако собственница - Клепикова - не согласилась с таким решением и обжаловала его уже в Верховном суде России.

Родственники погибшего в ДТП должны получить 475 тысяч рублей от страховщика виновника аварии

Проверив материалы дела, коллегия по гражданским делам ВС РФ пришла к выводу, что водитель - Борисов - управлял автомобилем на законных основаниях. Ключи и документы Клепикова передала ему добровольно. Кроме того, он был вписан в полис ОСАГО.

Согласно правилам дорожного движения водитель не обязан при себе иметь доверенность от собственника. Право владения подтверждает полис ОСАГО, в который этот водитель вписан.

Согласно пункту 1 статьи 1079 Гражданского кодекса обязанность возмещения вреда возлагается на гражданское лицо, владеющее источником повышенной опасности, на праве собственности, праве оперативного управления или иных законных основаниях. То есть отвечать за ДТП должен тот, кто находился за рулем в момент совершения аварии.

Поэтому Верховный суд отменил решение апелляционной инстанции и посчитал законным и справедливым решение суда первой инстанции.

Примечательно, что в истории, которую сейчас рассматривал Верховный суд, родственники погибшего по закону об ОСАГО могут рассчитывать на компенсацию в размере 475 тысяч рублей от страховщика виновника ДТП. Плюс 25 тысяч - это действительно установленные законом расходы на погребение.

Если бы родственники погибшего привлекли страховую компанию не в качестве третьего лица, а в качестве соответчика, то они могли бы рассчитывать на получение всей этой суммы, которая почти в три раза превышает заявленный ими ущерб. В итоге они получили только затраты на судебные издержки.

Теперь, чтобы получить всю необходимую компенсацию, родственникам погибшего вновь необходимо подать в суд. Но уже на непосредственного виновника аварии - причинителя вреда. А страховую компанию привлечь к делу в качестве соответчика. Также необходимо попросить суд установить, кто должен выплачивать компенсацию.

5. Типовые должностные обязанности водителя

автомобиля по обслуживанию судов общей юрисдикции,

Судебного департамента при Верховном Суде Российской

Федерации и управлений (отделов) Судебного департамента

в субъектах Российской Федерации

1. Общие положения:

5.1.1. На должность водителя автомобиля принимаются, как правило, работники, имеющие удостоверение на право управления транспортными средствами категории не менее "В", "С" и общим стажем работы водителем не менее 3-х лет.

5.1.2. Водителям устанавливается рабочий день в соответствии с требованиями Приказа Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 "Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей".

5.1.3. Передача автомобиля водителю, закрепление автомобиля за водителем, прием автомобиля от водителя при его перемещении или увольнении производится по акту установленной формы на основании приказа соответствующего руководителя.

5.1.4. Водитель несет материальную ответственность за причиненный ущерб в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

(п. 5.1.4 в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 14.02.2011 N 23)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Водитель обязан знать:

5.2.1. Назначение, устройство, принцип действия и работы агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемого автомобиля, правила технической эксплуатации закрепленного транспортного средства.

5.2.2. Правила заполнения путевых документов по учету работы автомобиля, порядок представления авансовых отчетов по денежным средствам и документам, выданным в подотчет.

5.2.3. Причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля.

5.2.4. Порядок проведения ТО закрепленного автомобиля.

5.2.5. Правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках.

5.2.6. Правила эксплуатации автомобильных шин и аккумуляторных батарей.

5.2.7. Правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта.

5.2.8. Марки топлива, смазочных материалов, нормы их расхода и способы экономного расходования ГСМ.

5.2.9. Влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля и способы предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

3. Водитель обязан:

5.3.1. Выполнять требования Правил дорожного движения.

5.3.2. Выполнять требования утвержденного внутреннего распорядка.

5.3.3. Выполнять требования по порядку оформления путевого листа и ежедневного отражения в нем результатов использования автомобиля, а также по своевременному представлению ежемесячных отчетов о работе автомобиля, авансовых отчетов по использованию принятых в подотчет денежных средств и документов.

5.3.4. Проверять техническое состояние закрепленного автомобиля перед выездом из гаража, следить за исправностью и внешним видом автомобиля в период работы на линии.

5.3.5. Предъявлять для проверки должностным лицам судов, АХУ Судебного департамента и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации водительское удостоверение и регистрационные документы на закрепленный автомобиль, путевой лист, оформленный в установленном порядке.

5.3.6. Принимать все возможные меры, направленные на сохранность автомобиля, предотвращение его угона, а также проникновения посторонних лиц в салон автомобиля с целью хищения автомобильного имущества.

5.3.7. Сообщать администратору суда, начальнику АХУ Судебного департамента, начальнику управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, а в их отсутствие - лицам, их заменяющим, обо всех случаях возникновения неисправностей агрегатов, узлов, систем, приборов контроля и учета, автошин и аккумуляторных батарей автомобиля.

5.3.8. При совершении любого дорожно-транспортного происшествия с участием служебного автотранспорта водитель обязан:

выполнить требования п. 2.5 Правил дорожного движения;

немедленно сообщить о происшествии администратору суда, начальнику управления (отдела) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, начальнику АХУ Судебного департамента, а в их отсутствие - лицам, их замещающим.

от 30 июня 2008 года N 104

(с изменениями на 14 февраля 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
от 4 декабря 2014 года N 272
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В целях упорядочения эксплуатации служебного автотранспорта и организации автотранспортного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации

1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 2008 года Инструкцию о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта в судах общей юрисдикции, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (прилагается).

2. Председателям верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и начальнику Административно-хозяйственного управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации:

2.1. При эксплуатации автотранспорта руководствоваться:

- нормами сроков службы стартерных аккумуляторных батарей автотранспортных средств в соответствии с руководящим документом Минтранса России "Нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков" (РД-3112199-1089-02) в части, касающейся эксплуатации, списание аккумуляторных батарей производить по фактическому состоянию на основании заключения комиссии.

3. Признать утратившим силу приказ Судебного департамента от 30 июля 2004 года N 115.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента Обарчука А.А.

УТВЕРЖДЕНА
приказом Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 30 июня 2008 года N 104

Инструкция о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта в судах общей юрисдикции, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации

(с изменениями на 14 февраля 2011 года)

1. Содержание и эксплуатация служебного автотранспорта

Укомплектование судов общей юрисдикции, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и Административно-хозяйственного управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации автотранспортом производится Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в централизованном порядке либо непосредственно верховными судами республик, краевыми и областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов (далее - областные и равные им суды), окружными (флотскими) военными судами, управлениями (отделами) Судебного департамента, Административно-хозяйственным управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - АХУ Судебного департамента) в соответствии с временными нормами обеспечения, объявленными приказами Судебного департамента.

Все транспортные средства ставятся на баланс областных и равных им судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, регистрация их производится в соответствующих органах ГИБДД МВД России (Госавтоинспекции) по месту нахождения.

При централизованной поставке передача автотранспорта в распоряжение областных и равных им судов, окружных (флотских) военных судов, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и АХУ Судебного департамента производится на основании приказа (распоряжения) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации с оформлением акта приема-передачи транспортного средства от организации-поставщика доверенному представителю получателя.

Передача автотранспорта в распоряжение районных (городских) судов производится на основании приказа начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации с оформлением акта приема-передачи транспортного средства установленной формы через доверенного представителя суда.

При вводе транспортного средства в эксплуатацию оформляются следующие документы:

акт закрепления (передачи) транспортного средства (приложение N 1);

эксплуатационная карта транспортного средства (приложение N 2);

карточка учета эксплуатации аккумуляторной батареи (приложение N 3);

карточка учета работы автомобильной шины (приложение N 4).

Годовые, месячные лимиты пробега служебного автотранспорта устанавливаются и утверждаются председателями областных и равных им судов, начальниками управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, для АХУ Судебного департамента - Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации на каждый конкретный автомобиль в зависимости от объемов финансирования, установленных Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, на приобретение горючего и смазочных материалов (далее - ГСМ) на планируемый год.

Управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации на этом основании разрабатывают, утверждают и доводят до районных судов годовые, месячные лимиты пробега на каждый конкретный автомобиль. Для автотранспорта, находящегося на балансе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, годовые и месячные лимиты пробега на автомобили разрабатываются и утверждаются АХУ Судебного департамента.

Данные по пробегу транспортного средства заносятся в путевой лист исключительно на основании показания спидометра автомобиля. Эксплуатация автомобиля с неисправным спидометром запрещена.

Расход автомобильного топлива, смазочных материалов, спецжидкостей устанавливается в соответствии с нормами и утверждается приказами председателей областных и равных им судов, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, для АХУ Судебного департамента - приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Все случаи перерасхода ГСМ на работу автотранспорта, нерационального расходования топлива, масел и смазок должны быть тщательно расследованы, а материалы с предложениями по устранению недостатков, привлечению виновных к ответственности представлены председателю суда, начальнику управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, начальнику АХУ Судебного департамента для принятия решения.

2. Порядок оформления, ведения путевых листов и контроль за использованием служебного автотранспорта

Путевой лист является основным первичным документом по учету работы служебного автотранспорта и списания ГСМ.

Форма путевого листа установлена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года N 78. Бланк путевого листа автомобиля изготавливается печатным способом. Бланки нумеруются сквозной нумерацией, ставятся на учет в бухгалтерии (финансово-экономическом отделе) суда, управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации и выдаются в подотчет должностному лицу, на которое возложены функции выдачи и приема путевых листов. Выдача путевых листов фиксируется в Журнале учета путевых листов, в котором применяется сквозная нумерация.

АХУ Судебного департамента организует учет путевых листов самостоятельно.

В случае утраты путевого листа или невосполнимой его порчи дубликат выдается только после проведения проверки обстоятельств пропажи, порчи, установления виновных и принятия к ним соответствующих мер ответственности.

Все вносимые в путевой лист изменения, исправления подтверждаются подписью водителя и лица, ответственного за выдачу путевых листов.

Должностное лицо, на которое возложены функции выдачи и приема путевых листов, обязано заполнить бланк путевого листа до выдачи его водителю. Выдачу путевого листа водителю следует производить ежедневно после получения от него заполненного путевого листа за прошедший день.

Использование транспортного средства в не установленное трудовым распорядком дня время строго воспрещается.

Назначение дежурного транспортного средства в выходные и праздничные дни осуществляется на основании письменного приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, председателя суда, начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации. В этом случае выписывается бланк путевого листа, на лицевой стороне которого нанесена красная полоса по диагонали (из верхнего левого угла в нижний правый угол), с приложением копии приказа.

Списание всех видов топлива осуществляется по его фактическому расходу, но не выше утвержденных норм расхода ГСМ.

3. Техническое обслуживание и ремонт служебного автотранспорта

Техническая готовность служебного автотранспорта обеспечивается плановым проведением технического обслуживания (далее - ТО) автомобилей.

Плановые показатели обслуживания и ремонта автотранспорта определяются и утверждаются председателями областных и равных им судов, окружных (флотских) военных судов, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации для АХУ Судебного департамента, начальниками управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации для районных судов и непосредственно управлений (отделов).

ТО N 1, ТО N 2 проводятся на станциях технического обслуживания (далее - СТО), имеющих лицензии на его проведение. Выбор СТО проводится на конкурсной основе.

Перечень регламентных работ по ТО конкретной марки автомобиля, порядок и периодичность их проведения изложены в руководстве по эксплуатации автомобильного средства завода-изготовителя.

При наличии гарантии (гарантийного талона, сервисной книжки) на автотранспорт ТО и ремонт проводятся в технических центрах, имеющих аккредитацию завода-изготовителя, на основании норм пробега, указанных в сервисной книжке, с обязательной отметкой о проведении ТО.

Списание и замена автошин производится в зависимости от их технического состояния с учетом фактического пробега и срока эксплуатации (не ниже нормативных) и оформляются актом. Досрочное списание автошин производится только после установления причин преждевременного выхода их из рабочего состояния.

Эксплуатация транспортных средств, не прошедших технического осмотра в органах ГИБДД и технически неисправных, запрещается.

При ремонте автотранспорта необходимо руководствоваться эксплуатационной и ремонтной документацией завода-изготовителя, Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного автомобильного транспорта, утвержденным Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 сентября 1984 года.

Ремонт и списание автомобилей, поврежденных при дорожно-транспортных происшествиях, пожарах, стихийных бедствиях, при невозможности их дальнейшего использования осуществляются по фактическому техническому состоянию независимо от норм износа с возмещением материального ущерба виновными лицами в установленном порядке.

4. Установка, списание запасных частей

При установке запасных частей и шин на автомобиль составляется акт (приложение N 5). В акте указываются номера, модель и обозначение. При установке аккумуляторных батарей указываются номер и тип батареи.

Снятые с автомобиля пришедшие в негодность аккумуляторные батареи, шины, узлы и агрегаты списываются в соответствии с действующей Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утверждаемой приказом Министерства финансов Российской Федерации. Акты утверждаются председателями областных и равных им судов, начальниками управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации - за районные суды и непосредственно управления (отделы), за Судебный департамент - Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, а также детали и узлы, изготовленные из черных и цветных металлов и не используемые для нужд учреждения, подлежат реализации соответствующим организациям, имеющим лицензии на данный вид деятельности.

5. Типовые должностные обязанности водителя автомобиля по обслуживанию судов общей юрисдикции, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации

1. Общие положения:

5.1.1. На должность водителя автомобиля принимаются, как правило, работники, имеющие удостоверение на право управления транспортными средствами категории не менее "В", "С" и общим стажем работы водителем не менее 3-х лет.

5.1.3. Передача автомобиля водителю, закрепление автомобиля за водителем, прием автомобиля от водителя при его перемещении или увольнении производится по акту установленной формы на основании приказа соответствующего руководителя.

5.1.4. Водитель несет материальную ответственность за причиненный ущерб в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (подпункт в редакции приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 14 февраля 2011 года N 23 - см. предыдущую редакцию).

2. Водитель обязан знать:

5.2.1. Назначение, устройство, принцип действия и работы агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемого автомобиля, правила технической эксплуатации закрепленного транспортного средства.

5.2.2. Правила заполнения путевых документов по учету работы автомобиля, порядок представления авансовых отчетов по денежным средствам и документам, выданным в подотчет.

5.2.3. Причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля.

5.2.4. Порядок проведения ТО закрепленного автомобиля.

5.2.5. Правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках.

5.2.6. Правила эксплуатации автомобильных шин и аккумуляторных батарей.

5.2.7. Правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта.

5.2.8. Марки топлива, смазочных материалов, нормы их расхода и способы экономного расходования ГСМ.

5.2.9. Влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля и способы предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 августа 2018 года N 134

В целях упорядочения эксплуатации служебного автотранспорта и организации автотранспортного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации

2. Председателям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и начальникам управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации:

2.1. При организации эксплуатации автотранспорта руководствоваться:

действующими нормами расхода топлива и смазочных материалов в соответствии с руководящими документами Минтранса России;

действующими руководящими документами по эксплуатации автомобильных шин и аккумуляторных батарей, утвержденных Минтрансом России.

2.2. Списание транспортных средств производить в соответствии с действующими нормативными актами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и инструкциями по бухгалтерскому учету.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, осуществляющего координацию и контроль деятельности Главного финансово-экономического управления.

УТВЕРЖДЕНА

приказом Судебного департамента

при Верховном Суде

от 31 августа 2018 года N 134

Инструкция о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации

1. Содержание и эксплуатация служебного автотранспорта

Укомплектование федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации автотранспортом производится Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в централизованном порядке или самостоятельно в соответствии с действующими нормативными затратами и предельными ценами, установленными приказами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Все транспортные средства ставятся на баланс федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации с обязательной регистрацией в соответствующих органах ГИБДД МВД России (Госавтоинспекции) по месту нахождения.

При централизованной поставке передача автотранспорта в распоряжение федерального суда общей юрисдикции, федерального арбитражного суда и управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации производится на основании приказа (распоряжения) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации с оформлением акта приема-передачи транспортного средства от организации поставщика доверенному представителю получателя.

Передача автотранспорта в распоряжение районных (гарнизонных военных) судов производится на основании приказа начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации с оформлением акта приема-передачи транспортного средства установленной формы через доверенного представителя районного (гарнизонного военного) суда.

Доверенный представитель назначается приказом председателя федерального суда общей юрисдикции, федерального арбитражного суда или начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.

Обеспечение служебным автотранспортом гарнизонных военных судов, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, по решению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации может осуществляться через окружные (флотские) военные суды.

По решению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации допускается заключение государственных контрактов на автотранспортное обслуживание федеральных арбитражных судов.

При вводе транспортного средства в эксплуатацию оформляются следующие документы:

акт закрепления (передачи) транспортного средства (приложение N 1*);

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

эксплуатационная карта транспортного средства (приложение N 2);

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

карточка учета эксплуатации аккумуляторной батареи (приложение N 3);

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

карточка учета работы автомобильной шины (приложение N 4).

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Годовые, месячные лимиты пробега служебного автотранспорта устанавливаются и утверждаются председателями федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, начальниками управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации для автотранспорта, эксплуатирующего для собственных нужд и для организации деятельности районных (гарнизонных военных) судов на каждый конкретный автомобиль в соответствии с действующими нормами расхода горючего и смазочных материалов (далее - ГСМ) в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации на планируемый год.

Данные по пробегу транспортного средства заносятся в путевой лист исключительно на основании показания спидометра автомобиля. Эксплуатация автомобиля с неисправным спидометром запрещена.

Расход автомобильного топлива, смазочных материалов, спецжидкостей устанавливается в соответствии с действующими нормами и утверждается приказами председателей федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов или начальника управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

Все случаи перерасхода ГСМ на работу автотранспорта, нерационального расходования топлива, масел и смазок должны быть тщательно расследованы, а материалы с предложениями по устранению недостатков, привлечению виновных к ответственности - представлены председателю федерального суда общей юрисдикции, федерального арбитражного суда или начальнику управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации в течение 10 дней со дня установления нарушения для принятия решения.

2. Порядок оформления, ведения путевых листов и контроль за использованием служебного автотранспорта

Путевой лист является основным первичным документом по учету работы служебного автотранспорта и списания ГСМ.

Приказом председателя федерального суда общей юрисдикции, федерального арбитражного суда, начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации может самостоятельно утверждаться форма путевого листа с применением обязательных реквизитов, утвержденных приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов".

Бланк путевого листа автомобиля изготавливается печатным способом. Бланки нумеруются сквозной нумерацией, ставятся на учет в бухгалтерии (финансово-экономическом отделе) федерального суда общей юрисдикции, федерального арбитражного суда, управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации и выдаются в подотчет должностному лицу, на которое возложены функции выдачи и приема путевых листов. Выдача путевых листов фиксируется в журнале учета путевых листов, в котором применяется сквозная нумерация.

В случае утраты путевого листа или невосполнимой его порчи дубликат выдается только после проведения проверки обстоятельств пропажи, порчи, установления виновных и принятия к ним соответствующих мер ответственности.

Все вносимые в путевой лист изменения, исправления подтверждаются подписью водителя и лица, ответственного за выдачу путевых листов.

Должностное лицо, на которые возложены функции выдачи и приема путевых листов, обязано заполнить бланк путевого листа до выдачи его водителю. Выдачу путевого листа водителю следует производить ежедневно после получения от него заполненного путевого листа за прошедший день.

Использование транспортного средства в не установленное трудовым распорядком дня время строго воспрещается.

Использование служебного транспорта в личных целях, а также лицами, должностным регламентом которых не предусмотрены функции водителя, не допускается.

Назначение дежурного транспортного средства в выходные и праздничные дни осуществляется на основании приказа председателя федерального суда общей юрисдикции, федерального арбитражного суда или начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации. В этом случае выписывается бланк путевого листа с приложением копии приказа.

Списание всех видов топлива осуществляется по его фактическому расходу, но не выше утвержденных норм расхода ГСМ.

Для организации постоянного контроля за эксплуатацией автотранспорта, контроля применения поправочных коэффициентов (надбавок) при списании ГСМ оборотная сторона путевого листа (сведения о маршруте, время выезда и возвращения автомобиля, километраж маршрута) заполняется водителем в обязательном порядке.

3. Техническое обслуживание и ремонт служебного автотранспорта

Техническая готовность служебного автотранспорта обеспечивается плановым проведением технического обслуживания (далее - ТО) автомобилей.

Плановые показатели обслуживания и ремонта автотранспорта определяются и утверждаются председателями федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, начальниками управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации для районных (гарнизонных военных) судов и непосредственно для управлений.

ТО проводятся на станциях технического обслуживания (далее - СТО), имеющих лицензии на его проведение. Выбор СТО проводится на конкурсной основе.

Перечень регламентных работ по ТО конкретной марки автомобиля, порядок и периодичность их проведения изложены в руководстве по эксплуатации автомобильного средства завода-изготовителя.

При наличии гарантии (гарантийного талона, сервисной книжки) на автотранспорт ТО и ремонт проводятся в технических центрах, имеющих аккредитацию завода-изготовителя, на основании норм пробега, указанных в сервисной книжке, с обязательной отметкой о проведении ТО.

Эксплуатация транспортных средств, не прошедших технический осмотр и технически неисправных, запрещается.

При ремонте автотранспорта необходимо руководствоваться эксплуатационной и ремонтной документацией завода-изготовителя, Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного автомобильного транспорта, утвержденным Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984.

Ремонт и списание автомобилей, поврежденных при дорожно-транспортных происшествиях, пожарах, стихийных бедствиях, при невозможности их дальнейшего использования осуществляются по фактическому техническому состоянию независимо от норм износа с возмещением материального ущерба виновными лицами в установленном порядке.

Водитель несет ответственность за техническое состояние служебного автотранспорта.

4. Установка, списание запасных частей

При установке запасных частей и шин на автомобиль составляется акт (приложение N 5*), в котором указываются номера, модель и обозначение. При установке аккумуляторных батарей указываются номер и тип батареи.

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Снятые с автомобиля пришедшие в негодность аккумуляторные батареи, шины, узлы и агрегаты списываются в соответствии с действующей Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утверждаемой приказом Министерства финансов Российской Федерации. Акты утверждаются председателями федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, начальниками управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации - в отношении районных (гарнизонных военных) судов и непосредственно управлений.

Списание и замена автошин производятся в зависимости от их технического состояния с учетом фактического пробега и срока эксплуатации и оформляются актом.

Списание аккумуляторных батарей следует производить по фактическому состоянию на основании заключения комиссии.

Детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, а также детали и узлы, изготовленные из черных и цветных металлов и не используемые для нужд учреждения, подлежат реализации в соответствующие организации, имеющие лицензии на данный вид деятельности.

5. Типовые должностные обязанности водителя автомобиля по обслуживанию федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и управлении Судебного департамента в субъектах Российской Федерации

5.1. Общие положения

5.1.1. На должность водителя автомобиля принимаются работники, имеющие удостоверение на право управления транспортными средствами с категорией, соответствующей категории автомобиля, и общим стажем работы водителем не менее 1 года.

Дальнобойщик не справился с управлением и устроил ДТП, серьезно повредив грузовик и полуприцеп. Компания, на которую он работал, подала на водителя в суд, а там с него взыскали полную стоимость ущерба — порядка 450 000 руб. Верховный суд не согласился и отправил дело на пересмотр, найдя в решениях нижестоящих инстанций сразу несколько ошибок.

Работники некоторых категорий, имеющие доступ к ценному имуществу работодателя, могут заключать с ним договор о полной материальной ответственности. И в этом случае она не ограничивается средним заработком за месяц (ст. 242 ТК). Это, например, кассиры, продавцы, водители-экспедиторы.

Поскольку суммы ущерба могут быть значительными для обычного человека, суды должны учитывать и социальный аспект дела, о чем напомнил Верховный суд в одном из недавних споров. Даже если работник сам не просил снизить размер компенсации, суды должны по своей инициативе поднимать этот вопрос. Для этого надо оценить обстоятельства, которые касаются материального и семейного положения человека, а также конкретной ситуации, в которой был причинен ущерб.

Проблемы с экспертами

Спустя пару месяцев после аварии дальнобойщик уволился из «Сельты» по соглашению сторон. А работодатель подал на него в суд, требуя возмещения убытков, ведь тот подписывал договор о полной материальной ответственности. Размер ущерба в 440 546 руб. определил в своем экспертном заключении специалист из Екатеринодарского центра независимой экспертизы.

Дрегун в суде вину не признал, заявил о неисправности машины. Он не согласился с заключением и утверждал, что его не уведомляли о проведении экспертизы. А еще ответчик сомневался, что специалист осматривал те самые грузовик и полуприцеп. Эксперта дважды вызывали в заседание, но он не явился, ссылаясь на то, что живет далеко и у него маленькие дети. Водитель так и не смог задать ему вопросы.

В январе 2019-го Дрегун добился назначения судебной экспертизы, которую должны были провести специалисты из Краснодарского центра строительной и автотехнической экспертизы. Но там через некоторое время отказались: в штате не было эксперта, который мог бы ответить на все поставленные вопросы.

Это не помешало Тихорецкому городскому суду Краснодарского края принять решение. В 2019-м судья Оксана Гончарова взыскала с водителя всю запрошенную сумму (дело № 2-1330/2019). Она сочла, что вина водителя подтверждается внутренними документами работодателя и бумагами по делу об административном правонарушении. Отдельно судья отметила, что экспедитор не заявлял ранее о неисправностях грузовика.

Это решение устояло в нескольких инстанциях, а затем дело попало в Верховный суд, который не согласился с коллегами.

Определить границы интересов

ВС обнаружил, что нижестоящие инстанции не проверили доводы Дрегуна, который ставил под сомнение заключение специалиста. Тот дважды отказался приходить в суд, хотя ч. 1 ст. 85 ГПК обязывает эксперта это делать и участвовать в допросе. Таким образом, не были всесторонне исследованы доводы специалиста, подчеркнула гражданская коллегия ВС. Она обратила внимание и на то, что судебной экспертизы по делу так и не состоялось.

Кроме того, нижестоящие инстанции не выяснили, возможно ли снизить сумму ущерба. Пусть даже работник об этом не заявлял, суд обязан самостоятельно поднять этот вопрос, написано в определении ВС по делу Дрегуна со ссылкой на п. 16 Постановления Пленума ВС от 16.09.2006 № 52. Судам следовало изучить материальное и семейное положение работника и обстоятельства конкретной аварии, но они этого не сделали, указала коллегия ВС под председательством Светланы Фролкиной. С такими указаниями дело вернули в Тихорецкий горсуд на новое рассмотрение. Пока оно еще не рассмотрено.

«В таких делах надо определить границы интересов работодателя, понесшего безусловный материальный ущерб, и работника, который менее финансово защищен», — комментирует руководитель практики уголовного и административного права Амулекс Любовь Шебанова. Также по ее словам, имеет значение степень виновности причинителя вреда, ведь спор связан с ДТП. «Даже несмотря на то, что специальная норма устанавливает преюдицию для случаев, когда работник привлечен к административной ответственности», — уточняет эксперт.

Проанализировать эти факты и выяснить возможность снижения размера ущерба — обязанность, а не право суда. Но на практике эти обстоятельства исследуются поверхностно, признает Шебанова. «К сожалению, многие ответчики, проиграв спор, не подают жалоб в вышестоящие инстанции, хотя определение ВС дает повод для оптимизма», — заключает юрист.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: