Обязанности вахтенного матроса при стоянке судна на якоре у причала

Обновлено: 23.04.2024

Значительную часть времени морское торговое судно прово­дит на стоянке в портах. Характер стоянок судна может быть самым разнообразным: в закрытых гаванях и недостаточно за­щищенных портах, на внутренних рейдах и, в открытых бухтах, среди ледяного поля у кромки припая и просто в море и т. д. Стоянки в целом подразделяются на два вида: рейдовые w причальные. К рейдовым относятся стоянки на якорях или боч­ках, независимо от того, отдан ли якорь данного судна или оно ошвартовано лагом к другому, стоящему на рейде. Все другие-стоянки (у причала, мола, специального пирса, кормой к бере­гу и т. д.) считаются причальными.

При стоянке судна на рейде, тем более открытом, не защи­щенном надежно, устанавливают обычно четырехчасовые мор­ские вахты. Лишь в исключительных случаях по усмотрению капитана могут временно вводиться иные графики несения вахт. Во время стоянок у причала комсостав (штурманы, меха­ники, дежурные по низам) несет суточные вахты, а рядовой состав—восьмичасовые через каждые 16 ч отдыха.

На стоянке вахтенная служба решает две главные задачи:

1) обеспечивает безопасность как самого судна, так и находя­щихся на нем груза и людей; 2) организует и реализует меро­приятия, содействующие планомерному и успешному ходу гру­зовых, пассажирских и иных операций, какие выполняются си­лами и средствами портов или других береговых предприятий и организаций, а в исключительных случаях—самих экипажей:.

Важное значение следует придавать организации вахтенных-постов. Всякий пост, где бы он ни находился, должен обеспечи­вать для вахтенных наилучший обзор зоны обслуживания и контроля и надежную связь как между всеми участками произ­водственной системы, так и между составом подчиненных и на' чальников. Каналы связи необходимо дублировать, чтобы поток информации поступал бесперебойно и оперативно.

Состав вахтенной службы на стоянке должен быть в уста­новленной для данного рода деятельности форменной или спе­циальной рабочей одежде, которую всегда надо содержать и 8?

опрятном и чистом виде. Кроме того, вахтенный помощник ка­питана, дежурный командир и вахтенный матрос обязаны иметь нарукавные повязки, состоящие из трех горизонтальных полос:

двух по краям одинакового цвета, а третьей белой. Вахтенный помощник и дежурный командир носят на левом рукаве повяз­ку с синими крайними и белой полосой посредине,-а вахтенный матрос — с красными крайними и такой же белой полосой. Об­щая ширина повязки 45 мм, ширина каждой полосы 15 мм. По­вязку следует закреплять аккуратно, не допуская, чтобы бол­тались тесемки.

К несению самостоятельной вахты как на ходу, так и на сто­янке допускаются только дипломированные командиры: судо­водители, механики, радиооператоры и т. д. Что касается рядо­вых членов экипажа, то они должны иметь квалификационные свидетельства, дающие им право занимать соответствующие должности.

Во время стоянки судна вахтенный помощник при отсутст­вии на борту капитана и старпома является старшим лицом на судне и все его распоряжения обязательны для всех членов экипажа, а также других лиц, находящихся на боргу. Никто,! кроме капитана или старшего помощника, не имеет права вме-:

шиваться в распоряжения вахтенного 'помощника.

Если на судне, в отсутствие капитана и его старшего по­мощника, возникнет 'пожар или иное какое-либо чрезвычайное событие, вахтенный помощник объявляет тревогу и, обладая правами старшего на борту, сразу вступает в командование судном и людьми, принимая вместе с тем все меры для быст­рого уведомления капитана или старпома о случившемся. .;

Статистика показывает, что главным видом аварий на судах;

во время их пребывания в портах являются пожары, 'причем | ^возникают они '.преимущественно ночью, когда люди спят, что| 'благоприятствует быстрому распространению огня и приводит| обычно к очень тяжелым последствиям. Это обстоятельство тре-| бует, чтобы противопожарным мероприятиям на^судне уделя-| лось серьезное внимание. Первейшей обязанностью вахтенного| помощника является предупреждение таких условий, при кото-| •рых может зародиться очаг пожара. С другой стороны, вахта| на судне должна быть организована таким образом, чтобы'3 огонь, где бы он ни возник, сразу был замечен, локализован щ ликвидирован. В этих целях на каждом судне надо вводить| 'круглосуточное патрулирование, регулярно осматривая все жи- * лые и служебные помещения. Особенно важны такие постоян-| мые обходы ночью, начиная с 20 или 22 ч и до утра. 1

Как и на ходу судна, в период стоянок в портах и поргпунк-Д тих лтоди, 'несущие вахту, обязаны в течение всего .срока йе- ;

журства находиться в состоянии бодрствования. Но на суточ­ной вахте во время стоянки судна на швартовах в закрытом;

порту вахтенному помощнику при отсутствии грузовых опера~|

ций, а вахтенному механику при отсутствии работ в машинном отделении разрешено отдыхать ночью в своих каютах, не chei-мая одежды и обуви. Однако это вовсе не означает, что они не должны осуществлять патрульную службу. Обходы и осмотры судна и помещений вахтенные помощник и механик производят поочередно: первую половину ночи это выполняет один, а вто­рую половину — другой. Там, где учреждена вахта дежурного командира, например на пассажирских судах, ночью патрули­рование делится между ним и вахтенным штурманом. Иногда к выполнению патрульных функций привлекают членов экипажа, оставленных на так называемую пожарную вахту.

Стояночная вахта по своему характеру сложна и ответствен­на. Ее особое положение усугубляется тем, что, напр-имер, в ба­зовых портах на судне остается лишь незначительная часть экипажа, а наиболее сведущие и опытные старшие командиры (капитан, стармех, старпом) обычно отсутствуют. Поэтому к вопросу формирования стояночной вахты следует всегда подхо­дить очень серьезно и продуманно. Учитывая, что опыт, практи­ческие знания и общий кругозор командиров младшего ранга по естественным и понятным причинам обычно недостаточны, ставить их одновременно на суточную вахту не рекомендуется. Надо распределять штурманов и механиков так, чтобы наиболее младший командир одной команды нес дежурство с наиболее старшим по должности командиром другой команды, или наобо- . рот. Так, например, лучшим сочетанием в этом отношении были бы следующие: четвертый помощник—второй механик или второй помощник — четвертый механик. Конечно, здесь необхо­димо принимать во внимание индивидуальные способности, де­ловые и волевые качества каждого отдельного командира в каж­дом конкретном случае.

Нередко в базовых портах суточную вахту поручают нести вачманам, которые в большинстве случаев не знакомы с данным судном и его оборудованием. В подобных случаях интересы без­опасности как судна, так и людей требуют, чтобы один из вах­тенных командиров обязательно был из штатного экипажа. Понятно, насколько рискованно составлять вахту одновременно из вачмана-штурмана и вачмана-механика да еще, как это под­час можно встретить, почти всех рядовых вахтенных, состоящих из вачманскогс состава.

Вахтенный помощник обязан следить за выполнением всеми лицами, находящимися на борту, правил техники безопасности и противопожарных правил. Он иструктирует людей на месте работы по соблюдению всех требований важнейших- норматив­ных документов.

Одной из наиболее частых причин возникновения пожаретв на судах является небрежное обращение с огнем. Поэтому курение на судне должно быть строго регламентировано и находиться под контролем вахтенного помощника. Курить разрешается-89.

только в особо отведенных для этого местах. Во время несения вахт на каком бы то ни было посту, исключая, разумеется, су­точных, а также в период тревог и авральных работ курение

Большую угрозу для противопожарной безопасности и благо­получия личного состава представляют лица, находящиеся в не­трезвом состоянии. В целях предупреждения пожаров, поломок, .'аварий технических средств и травматизма людей членам судо­вого экипажа, портовым, заводским и другим рабочим и специа- '1 листам категорически запрещается приносить и употреблять на J

•судне спиртные напитки, а также появляться на борту в пьяном | .виде. 1

В период стояночной вахты, днем и ночью, вахтенный помощ­ник проверяет несение службы вахтенными матросами, он обя­зан присутствовать при их смене.

К важнейшим функциям вахтенного помощника на стоянке судна относится обеспечение согласованной деятельности всех «судовых служб, главной заботой которых всегда должны быть две определяющие задачи: первая—безопасность судна, груза, | и людей; вторая—успешное выполнение производственных пла- Я нов и заданий.

Погрузка балкера Kurpie

Погрузка балкера Kurpie

Вахта у трапа

Во время стоянки судна у трапа постоянно должен находится вахтенный матрос, который осуществляет контроль за посещением судна, не допускать посторонних лиц без разрешения вахтенного помощника капитана.

ВПКМ должен убедиться в наличии у верхней площадки трапа спасательного круга с линем и закрепленной под трапом спасательной сетки.

Если трап нельзя положить на причал, то с нижней площадки подается сходня, при этом необходимо проверить надежность ее крепления.

При минусовых температурах и наличии осадков трап должен быть освобожден от снега и льда и при необходимости посыпан песком.

ВПКМ должен знать о персональном составе суточной вахты по всем основным службам. Кроме того, важно всегда быть осведомленным, кто именно из лиц командного состава отсутствует, а кто в данный момент находится на борту. Для этого у трапа устанавливается «Доска вахтенной службы». Вахтенный матрос обязан отмечать присутствие лиц командного состава на борту судна.

Вахтенный матрос у трапа

Вахтенный матрос у трапа не имеет права самостоятельно, без разрешения ВПКМ, пропускать на борт по- сторонних лиц. Порядок допуска на судно посторонних или должностных лиц состоит в следующем. Остановив у трапа поднявшегося на борт человека, вахтенный матрос вызывает ВПКМ, который проверяет у прибывшего документы и выясняет у него цель посещения судна.

Каждый прибывший на судно по частному делу или служебному вопросу обязан предъявить вахтенной службе документ, удостоверяющий его личность. Этот документ хранится у ВПКМ или вахтенного матроса и возвращается владельцу при уходе с судна.

ВПКМ обязан сопровождать прибывшего от трапа до каюты, куда направляется посетитель. Обратное со- провождение до трапа осуществляет тот, кто принимал посетителя, либо ВПКМ, если ему будет дано такое поручение.

Сопровождение прибывшего вахтенным

ВПКМ, прежде чем пропустить посетителя к капитану, обязан доложить ему, кто и с какой целью прибыл на судно, а затем уже действовать так, как ему будет приказано.

Если постороннее или должностное лицо при оставлении борта почему-либо не сопровождает ВПКМ, то вахтенный у трапа матрос обязан вызвать последнего для доклада ему о том, что человек сошел с судна. Такой доклад можно сделать и по телефону.

Вызов к трапу осуществляется следующей системой сигнализации: для вызова ВПКМ − два звонка, для вызова капитана − три звонка.

При сходе капитана с борта и возвращении его на судно также подается три звонка. По этому сигналу ВПКМ немедленно выходит к трапу.

На вахте у трапа матросу категорически запрещается уходить со своего поста и отвлекаться на выполнение каких-либо работ или поручений без разрешения ВПКМ. В случае неотложной необходимости отлучиться от трапа вахтенный матрос вызывает ВПКМ и просит у него на это разрешение. На время отсутствия вахтенного матроса на посту у трапа остается либо сам помощник, либо он поручает этот пост другому матросу.

ВПКМ и вахтенный матрос должны быть одеты по установленной форме и иметь нарукавные повязки.

Смена вахтенных матросов у трапа производится только в присутствии ВПКМ. Заступающий матрос должен быть ознакомлен со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.

Во время несения вахты у трапа матрос наблюдает за окружающей обстановкой на судне и около судна, в районе поста. Обо всех случаях, которые могут отразиться на безопасности судна и людей или отрицательно сказаться на общем ходе его производственной деятельности, вахтенный матрос немедленно докладывает ВПКМ и затем действует по его указанию.

При выносе с судна вещей или каких-либо предметов вахтенный у трапа проверяет у их владельца должным образом оформленный пропуск. При отсутствии такового задерживает человека и вызывает ВПКМ.

В случае возникновения пожара на судне или вблизи него, а также при других аварийных либо иных чрезвычайных происшествиях ВПКМ немедленно объявляет по судну тревогу, используя для этого звонки громкого боя, судовой колокол и другие средства. Он обязан знать способы вызова береговых пожарных команд и расположение ближайших к судну водяных колонок на берегу.

При тревогах вахтенный матрос у трапа остается на своем посту, не допуская на судно посторонних лиц.

Он может покинуть пост лишь по указанию капитана,старшего или вахтенного помощника.

Пожарная вахта на судне

Пожарная вахта в порту

1. Во время стоянки судна в порту ежесуточно формируется пожарная вахта, которая должна постоянно пребывать на судне.

2. Лица, включенные в состав пожарной вахты, не имеют права отлучаться с судна. По разрешению ВПКМ пожарный может сойти с борта, но тогда вместо него временно назначается другой человек из числа находящихся на судне свободных членов экипажа.

3. Список членов экипажа, назначаемых для несения пожарной вахты, составляет старший помощник. ВПКМ инструктирует состав пожарной вахты.

4. В течение суточного дежурства ВПКМ периодически проверяет наличие на борту всего состава пожарной вахты и контролирует готовность к немедленным действиям по тревоге.

5. Члены экипажа, назначенные в состав пожарной вахты, по усмотрению ВПКМ привлекаются поочередно к выполнению функций ночного патрулирования судна с целью обхода и осмотра всех его помещений.

6. Лица судового экипажа, не включенные в состав пожарной вахты, но находящиеся в данный момент на борту судна, обязаны в любое время суток по сигналу тревоги сразу прибыть в распоряжение ВПКМ и при тушении пожара действовать по его указанию.

7. При отсутствии на борту капитана или старшего помощника общее руководство борьбой за живучесть судна и действиями по ликвидации последствий аварии осуществляет ВПКМ. Работу технических средств тушения пожара обеспечивает вахтенный механик, который должен выполнять все распоряжения ВПКМ.

Планирование перехода морского судна

Планирование предстоящего перехода морского судна

На судне должно выполняться документированное планирование предстоящего перехода.
Эта процедура является составной частью общей организации вахты на судне и выполняется на принципах «от причала до причала», т. е. от причала порта отхода до причала первого порта захода в рейсе.

Плановый характер перехода должен позволить предусмотреть все возможные опасности и риски в процессе перехода как с лоцманом, так и без него, как в прибрежном, так и в океанском плавании.
При составлении плана перехода должны учитываться как факторы, связанные с судном, так и все внешние факторы, которые можно учесть заранее.

Комплекс действий по планированию рейса разбивается на четыре этапа:

1) оценку (appraisal);

2) непосредственное подробное планирование рейса (detailed planning from berth to berth);

3) обсуждение подготовленного плана с учетом точного времени и даты отхода (execution);

4) контроль выполнения плана (monitoring) − исполнительная прокладка.

Оценка перехода морского судна

Планирование рейса начинается заблаговременно и в его основе может лежать расписание работы судна на линии, информация оператора судна или агента и т. п. Предварительная оценка перехода должна включать информацию о времени предстоящего перехода, необходимости бункеровки и пополнения судовых запасов, ограничениях коммерческих возможностей судна в следующем порту.

Информационные источники для планирования рейса:

каталог карт и руководств для плавания;

навигационные и справочно-информационные карты;

гидрометеорологические карты Мирового океана, карты сезонных зон по Международной конвенции о грузовой марке 1966 г.; прогнозы и анализ погоды,факсимильные карты погоды, ледовые карты,предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях, океанографические сведения;

морские лоции и руководства для плавания;

таблицы приливов, атласы приливо-отливных течений;

таблицы морских расстояний;

Guide to Port Entry;

информация, полученная от лоцманов, систем УДС и т. п.;

рекомендации судовладельца, фрахтователя и иные документы;

личный опыт капитана и его помощников.

Планирование предварительной прокладки

Целью планирования, выполнения предварительной прокладки с составлением плана перехода (Passage Plan), является обеспечение постоянного контроля за безопасностью судна на всем переходе при любых условиях плавания.

Непосредственно на карту наносит курсы и надписи навигационный помощник, однако только капитан устанавливает, например, какими курсами следовать вне систем разделения движения, на каком расстоянии от навигационных опасностей проходить и т. п.
Вместе с тем исполнитель прокладки выполняет необходимую черновую работу по уточнению курсов, расстояний, времени, требуемого судну для выполнения перехода и его отдельных отрезков.
Выделяются наиболее приметные ориентиры, соответствующие выбранным способам обсерваций, опасные в навигационном отношении районы, т. е. производится «подъем карты».

Выделяют следующие факторы, определяющие план перехода :

2. Безопасная скорость на всем переходе с учетом близости навигационных опасностей, маневренных характеристик судна, его осадки, запаса воды под килем,влияния проседания и крена. Необходимые изменения скорости, связанные с влиянием приливов, приливо-отливных течений, ограничений по ночному проходу судна.

3. Постоянный учет запаса воды под килем, включая влияние проседания на мелководье, всех видов качки, высоты прилива, характеристик грунта и регулярности промера на карте.

4. Прохождение навигационных опасностей на достаточном расстоянии с учетом преобладающей погоды, течений, плотности движения, ширины возможной полосы движения.

5. Все точки изменения курса должны быть четко видимы на карте, и каждый поворот контролируется подходящим способом визуально или по радару. Смена карт не должна производиться в критических точках маршрута.

6. На всем протяжении перехода планируются основные и вспомогательные способы определения местоположения судна.

7. При наличии электронных картографических систем учитываются все их ограничения.

8. Отмечается дальность видимости огней, моменты их открытия и закрытия, секторы и цвета огней маяков.

9. Выделяются отдельно лежащие глубины и характерные изобаты для контроля места с помощью эхолота.

11. Отмечаются точки возможного изменения маршрута, указываются возможны альтернативные маршруты, аварийные якорные стоянки, порты-убежища. Учитываются существующие береговые средства для оказания помощи в случае аварийной ситуации.

12. Отмечаются точки смены режима работы двигателя, подготовки к сдаче,смене и приему лоцманов, готовности экипажа к работе с буксирами.

13. Для океанского плавания выбирается маршрут, кратчайший по времени,свободный ото льдов, штормовой погоды. При следовании под проводкой береговой службы прокладка выполняется по первоначальным данным.

Фрагмент Passage Plan

Фрагмент Passage Plan

Вторая часть фрагмента Passage Plan

Третий фрагмент Passage Plan

Четвертый фрагмент Passage Plan

Все эти и другие подробности плана должны быть четко отражены на картах и представлены в виде формы, установленной компанией.

Танкер Viktor Konetsky стоит на якоре

Танкер Viktor Konetsky стоит на якоре

После постановки на якорь, когда судно выйдет на канат, вахтенный помощник капитана обязан определить место судна, измерить глубину и oпределить характер грунта, нанести на карту окружность перемещения кормы судна под влиянием ветра и течения с учетом длины судна и вытравленной якорной цепи, наметить и определить контрольные пеленги и дистанции по РЛС до береговых ориентиров. Сделать записи в судовом журнале.

При стоянке судна на якоре следует помнить, что самая благоприятная стоянка может оказаться опасной, и потребуется немедленно сняться с якоря.

Поэтому запрещается при стоянке на якоре:

производить работы в машинном отделении, связанные с выводом из эксплуатации главного двигателя, рулевого и якорного устройств;

главный двигатель должен находиться в готовности, установленной капитаном судна в зависимости от конкретных условий.

При заступлении на вахту, вахтенный помощник должен ознакомиться с условиями якорной стоянки, окружающей обстановкой и получить следующую информацию:

место судна по карте и ориентиры для его контроля;

количество вытравленной якорной цепи (цепей);

характер рыскания судна;

глубину места и характер грунта;

скорость и направление течения, изменение уровня воды;

сведения о поднятых сигналах и огнях на судне;

о работающих технических средствах судовождения;

готовности главного двигателя к действию;

распоряжениях капитана для вахтенных помощников;

ознакомиться с метеорологическими сводками, прогнозом погоды и срочными навигационными предупреждениями.

Вахтенный помощник капитана должен постоянно находиться на мостике или верхней палубе судна, вести наблюдение за состоянием погоды и окружающей обстановкой, контролировать место судна, убеждаться в отсутствии дрейфа.

Надежность якорной стоянки резко ухудшается, если с усилением ветра судно начинает рыскать, т. е. совершать колебательные движения от линии действия ветра (рис. 2.34).

Размеры рыскания зависят от конструктивных особенностей судна, его загрузки и силы ветра. Наибольшему рысканию подвержены суда в балла- сте и, особенно, при наличии у них дифферента на корму. Амплитуда рыскания у таких судов может достигать 1000, что может привести к началу дрейфа судна независимо от силы ветра.
Кроме того, во время рыскания в определенные моменты якорная цепь будет испытывать настолько значительные напряжения, что это может привести к ее разрыву.

Для уменьшения рыскания необходимо:

дополнительно потравить якорную цепь;

принять балласт в носовые танки для уменьшения дифферента на корму;

отдать второй якорь;

сняться с якоря для штормования в море.

Все эти действия наиболее эффективны тогда, когда они предпринимаются своевременно.

Признаками дрейфа судна на якоре являются:

судно перестает рыскать, то есть направление ветра относительно диаметральной плоскости судна не меняется, корпус судна разворачивается практически лагом к ветру и «замирает» в этом положении;

появление рывков якорной цепи (якорная цепь натягивается втугую, затем резко провисает);

биение якорной цепи в клюзе и вздрагивание цепи под ногой у палубного клюза;

изменение контрольных пеленгов и дистанций.

Рис. 2.34. Поведение судна на якоре в свежий ветер

Поведение судна на якоре в свежий ветер

При появлении дрейфа необходимо:

потравить несколько смычек цепи в воду, причем травить в тот момент, когда возникает ее провисание. При усилении ветра до 6 - 7 баллов травят от половины первоначально вытравленной длины на средних глубинах, до двойной – на малых.
При усилении ветра до 8 баллов цепь потравливается почти полностью (оставляется не более одной смычки в цепном ящике), главный двигатель переводится в постоянную готовность;

если принятые меры не дают должного эффекта, то начинают осторожно подрабатывать машиной, режим работы должен быть таким, чтобы якорная цепь не пошла под корпус;

при усилении ветра для предупреждения разрыва якорной цепи во время рыскания судна необходимо отдать второй якорь или сняться с якоря и выйти в море для штормования;

при получении штормового предупреждения иногда разумнее заранее поменять место якорной стоянки на более безопасное. Вахтенный помощник постоянно должен:

вести наблюдения за судами, проходящими мимо, и теми, которые становятся на якорь или снимаются с якоря. В случае возникновения аварийной ситуации вахтенный помощник обязан прежде всего доложить об этом капитану и в дальнейшем руководствоваться его распоряжениями. Одновременно необходимо принимать меры предупреждения подачей звуковых и световых сигналов, применением УКВ радиостанции;

следить за исправностью судовых огней и знаков, которые предусмотрены для судна на якоре согласно МППСС или местными правилами;

следить за возможным перекручиванием цепей при стоянке на двух якорях;

при наличии льда на рейде следить за его движением и в случае необходимости переводить главный двигатель в постоянную готовность;

обо всех изменениях в условиях стоянки судна (о внезапном усилении ветра, получении штормового предупреждения или сводки погоды со значительными изменениями гидрометеообстановки, появлении дрейфа судна и ухудшении видимости) следует немедленно докладывать капитану.

Балкер Nova Era стоит на якоре

Балкер Nova Era стоит на якоре

До заступления на вахту сделать обход судна.

Знать состав всей судовой вахты, наличие членов экипажа и посторонних на борту.

Убедиться, что персонал, заступающий на вахту, способен эффективно выполнять свои обязанности.

Учесть все распоряжения капитана по вахте.

Надежно определить место судна, нанести его на карту и регулярно контролировать.

Измерить глубину под килем, периодически ее проверять.

Обеспечить эффективное непрерывное наблюдение за окружающей обстановкой, метеорологическими условиями, течением и состоянием моря.

Совершать обходы судна по наружным палубам, оставив на, это время на мостике вахтенного матроса.

Организовать обходы вахтенным матросом внутренних помещений.

Обеспечить готовность судовой энергетической установки (СЭУ) и другого оборудования в соответствии с указанием капитана.

В случае необходимости перевести СЭУ в постоянную готовность. Нести постоянную вахту на соответствующем канале ультра- коротковолновой связи (УКВ-связи).

Следить за положением и возможным дрейфом других судов.

Своевременно включать палубное освещение, в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновения судов 1972 г. (МППСС-72) выставлять надлежащие огни и знаки, подавать при необходимости звуковые сигналы.

В случае ухудшения видимости известить капитана, усилить наблюдение с помощью всех имеющихся средств, начать подачу сигналов в соответствии с МППСС-72.

Пассажирское судно стоит на якоре

Докладывать капитану о всех изменениях на рейде, могущих повлиять на безопасную стоянку судна.

Следить за направлением и натяжением якорной цепи, не допускать ее самопроизвольного вытравливания.

При дрейфе на якоре доложить капитану и принять необходимые меры.

Лично контролировать безопасную посадку (высадку) людей на рейдовый катер.

Принимать меры по предупреждению загрязнения окружающей среды с судна и выполнять соответствующие требования, касающиеся предотвращения загрязнения.

Во время стоянки судна у причала вахтенный матрос должен постоянно находиться у трапа. Обязанности вахтенного матроса:
— должен быть одет согласно установленной форме и иметь нарукавную повязку ли бэйджик;
— должен убедиться в наличии у верхней площадки трапа спасательного круга с линем и закрепленной под трапом спасательной сетки. Если трап нельзя положить на причал, то с нижней площадки подается сходня, при этом необходимо проверить надежность ее крепления. При минусовых температурах и наличии осадков трап должен быть освобожден от снега и льда и при необходимости посыпан песком;

— категорически запрещается уходить со своего поста и отвлекаться на выполнение каких-либо работ или поручений без разрешения вахтенного помощника. В случае неотложной необходимости отлучиться от трапа вахтенный матрос должен вызвать вахтенного помощника и спросить у него на это разрешение.
Вызов помощника осуществляется двумя звонками или по радиостанции. На время отсутствия вахтенного матроса на посту у трапа остается либо сам помощник, либо он поручает этот пост другому матросу;
— должен знать о персональном составе суточной вахты по всем основным службам. Кроме того, важно всегда быть осведомленным, кто именно из лиц командного состава отсутствует, а кто в данный момент находится на борту. Для этого у трапа устанавливается «Доска вахтенной службы». Вахтенный матрос обязан отмечать присутствие лиц командного состава на борту судна;
— в течение всей вахты матрос наблюдает за окружающей обстановкой на судне и около судна, в районе поста. Обо всех случаях, которые могут отразиться на безопасности судна и людей или отрицательно сказаться на общем ходе его производственной деятельности, вахтенный матрос немедленно докладывает вахтенному помощнику и затем действует по его указанию;
— при выносе с судна вещей или каких-либо предметов вахтенный у трапа проверяет у их владельца должным образом оформленный пропуск. При отсутствии такового задерживает человека и вызывает вахтенного помощника;
— при сходе капитана с борта и возвращении его на судно подается три звонка. По этому сигналу вахтенный помощник немедленно выходит к трапу;
— вахтенный матрос у трапа не имеет права самостоятельно, без разрешения помощника, пропускать на борт посторонних лиц. Остановив у трапа поднявшегося на борт человека, вахтенный матрос вызывает помощника, который проверяет у прибывшего документы и выясняет у него цель посещения судна. Документ, удостоверяющий личность прибывшего, хранится у помощника или вахтенного матроса и возвращается владельцу при уходе с судна. Вахтенный помощник обязан сопровождать прибывшего от трапа до каюты, куда направляется посетитель. Обратное сопровождение до трапа осуществляет тот, кто принимал посетителя, либо помощник. Если постороннее лицо при оставлении судна никто не сопровождал, то вахтенный матрос обязан доложить об этом помощнику;
— смена вахтенных матросов у трапа производится только в присутствии вахтенного помощника. Заступающий матрос должен быть ознакомлен со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.
В случае возникновения пожара на судне или вблизи него, а также при других аварийных либо иных чрезвычайных происшествиях вахтенный матрос немедленно объявляет по судну тревогу, используя для этого звонки громкого боя, судовой колокол и другие средства. Он обязан знать способы вызова береговых пожарных команд и расположение ближайших к судну водяных колонок на берегу.
При тревогах вахтенный матрос у трапа остается на своем посту, не допуская на судно посторонних лиц. Он может покинуть пост лишь по указанию капитана, старшего или вахтенного помощника.

Виды опасных работ, допуск к ним.

На каждом судне должен находиться перечень судовых работ повышенной опасности, на которые требуется получение разрешения на проведение судовых работ повышенной опасности, к которым в том числе относятся работы:

1) выполняемые на высоте и за бортом;

2) выполняемые в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих СИЗ;

3) связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;

4) связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;

5) выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;

6) связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);

7) выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов требуют оформления разрешения.

Разрешение на проведение судовых работ повышенной опасности (далее - Разрешение) должно содержать следующие сведения:

1) наименование судовой работы повышенной опасности;

2) фамилия, имя, отчество (далее - Ф.И.О.) и должность руководителя работы;

3) время действия Разрешения;

4) сведения о проведении целевого инструктажа по охране труда с исполнителями работ;

5) сведения об осмотре оборудования, инструментов, приспособлений (нахождение в исправном, рабочем состоянии, соответствие требованиям охраны труда, даты испытаний);

6) сведения об обеспечении работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты;

7) Ф.И.О. и должность страхующего лица;

8) сведения об оповещении вахтенной службы о предстоящей работе, согласовании и проверке системы связи руководителя работы и исполнителя работы;

9) Ф.И.О. исполнителя работы, время начала и окончания работы;

10) сведения о завершении работы, извещение вахтенных о завершении работы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: