Обязанности пожарного матроса на судне

Обновлено: 28.03.2024

Старший помощник капитана непосредственно подчиняется капитану и является его первым заместителем, отвечает за коммерческо-эксплуатационную деятельность судна, организацию службы и состояние дисциплины на судне, подготовку экипажа к борьбе за живучесть. Старший помощник капитана должен быть постоянно готовым в случае необходимости заменить капитана и принять командование судном на себя. При отсутствии капитана на борту старший помощник замещает его, производит перешвартовку судна с помощью лоцмана или самостоятельно.

Старший помощник капитана руководит работой помощников капитана. Распоряжения старшего помощника капитана, касающиеся выполнения членами экипажа обязанностей по распорядку дня, дисциплине на судне, авральным работам, тревогам, подготовке судна к приходу и отходу, выполнения приказов и указаний капитана и т. д., обязательны для всех членов экипажа.

В случае появления опасности для судна или груза старший помощник капитана должен принять меры немедленно, уведомив об этом капитана и старшего механика.

Старший помощник капитана обязан:

  • составлять грузовой план с учётом специфики и свойств груза, соблюдения допустимой осадки и требуемого дифферента, обеспечения остойчивости и прочности судна, а также последовательности портов выгрузки; представлять план на подпись капитану;
  • своевременно составлять и вручать подписанное капитаном извещение о готовности судна к грузовым операциям;
  • непосредственно руководить грузовыми операциями, балластировкой судна, подготовкой грузовых помещений с учётом требований правил по противопожарной безопасности, техники безопасности и предотвращения загрязнения окружающей среды;
  • обеспечивать надлежащую организацию труда и отдыха подчинённых ему членов экипажа;
  • составлять расписание по тревогам на весь экипаж, а при стоянках в портах — на сокращённый состав;
  • обеспечивать организацию и контроль за подготовкой аварийной партии, непосредственно руководить действиями экипажа по борьбе за живучесть судна;
  • обеспечить актуализацию внутренних и внешних нормативных документов;
  • вести журнал дефектов по своему заведованию и подготавливать ведомость дефектов;
  • контролировать правильное использование якорного и швартовного устройства;
  • контролировать правильное использование спасательного и пожарного имущества;
  • контролировать внесение в судовой журнал обязательных записей, предусмотренных международными Кодексами.

Перед выходом судна в рейс старший помощник капитана обязан:

  • обеспечить подготовку судна к плаванию, приняв меры к надлежащему креплению судовых палубных устройств, грузового оборудования и другого имущества и предметов, размещённых на палубах;
  • произвести обход судна и убедиться в надёжности закрытий трюмов, иллюминаторов, дверей, тамбучин, хозяйственных помещений, люков, капов и других отверстий на палубах и в бортах, убедиться в готовности рулевого, швартовного и якорного устройств, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и авральной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и системы дистанционного автоматизированного управления (ДАУ);
  • проверить наличие на борту всего экипажа и удаление с судна всех посторонних лиц, получить доклады от подчинённых лиц командного состава о готовности их заведований к выходу в море;
  • за 15 минут до назначенного времени выхода совместно со старшим механиком доложить капитану о готовности судна к выходу в море.

Во время плавания старший помощник капитана обязан контролировать и обеспечивать надлежащее крепление палубных устройств и грузов, организовывать и вести наблюдение за водонепроницаемостью корпуса и принимать надлежащие меры к её обеспечению, руководить подготовкой судна к штормовому плаванию и к борьбе с обледенением.

При входе судна в порт и при выходе из него, а также при осуществлении швартовных операций старший помощник капитана должен находиться на ходовом мостике или в ином месте по указанию капитана. При возникновении чрезвычайных ситуаций он должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

При угрозе гибели и оставлении судна старший помощник капитана должен удостовериться, что на судне не осталось людей.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Матрос пожарный" относится к категории "Рабочие".

1.2. Квалификационные требования - полное общее среднее образование и профессионально-техническое образование или полное общее среднее образование и профессиональная подготовка на производстве. Повышение квалификации, подготовка на специальных курсах и стаж работы по профессии матроса - не менее 1 года.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- основы строения судна и его корпуса, назначение и расположение судовых отсеков и помещений;
- расположение на судне противопожарного оборудования, имущества и инвентаря, его правильное применение;
- строение и действие переносного и мобильного оборудования для тушения пожара, учитывая устройства, насосы и оборудование по спасению людей и имущества;
- системы обнаружения пожара и стационарные системы пожаротушения;
- меры противопожарной безопасности и опасности, которые связаны с хранением и использованием топливно-смазочных материалов;
- действия в борьбе с пожаром в море и в порту;
- способы выполнения простых малярных, такелажных и других судовых работ.

1.4. Назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Следит за исправным состоянием противопожарного оборудования, имущества и инвентаря на судне, умеет им пользоваться.

2.2. Регулярно проверяет средства пожаротушения и противопожарный инвентарь.

2.3. Проверяет противопожарное состояние трюмов, обеспечивает соблюдение правил пожарной безопасности во время выполнения грузовых операций и проведения на судне ремонтных работ и работ с использованием открытого огня.

2.4. На наливных судах выполняет переключение основных клинкетов на палубе.

2.5. Несет пожарную вахту.

2.6. Выполняет судовые работы по указанию старшего помощника капитана.

2.7. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.8. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

Матрос пожарный имеет право:

3.1. Предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

Матрос пожарный несет ответственность за:

4.1. Невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Текст посадової інструкції українською мовою для посади "Матрос пожежний"

Передмова до посадової інструкції

0.1. Документ набирає в чинності з моменту затвердження.

0.2. Розробник документу: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ узгоджений: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Періодична перевірка даного документу здійснюється з інтервалом, що не перевищує 3 роки.

1. Загальні положення

1.1. Посада "Матрос пожежний" відноситься до категорії "Робітники".

1.2. Кваліфікаційні вимоги - повна загальна середня освіта та професійно-технічна освіта або повна загальна середня освіта та професійна підготовка на виробництві. Підвищення кваліфікації, підготовка на спеціальних курсах та стаж роботи за професією матроса - не менше 1 року.

1.3. Знає та застосовує у діяльності:
- основи будови судна і його корпусу, призначення й розташування суднових відсіків та приміщень;
- розташування на судні протипожежного устаткування, майна та інвентарю, його правильне застосування;
- будову та дію переносного й мобільного устаткування для гасіння пожежі, враховуючи пристрої, насоси та устаткування щодо рятування людей та майна;
- системи виявлення пожежі та стаціонарні системи пожежогасіння;
- заходи протипожежної безпеки та небезпеки, які пов'язано зі зберіганням та використанням паливно-мастильних матеріалів;
- дії в боротьбі з пожежею в морі та в порту;
- способи виконання простих малярних, такелажних та інших суднових робіт.

1.4. Призначається на посаду та звільняється з посади наказом по організації (підприємству/організації).

1.5. Підпорядковується безпосередньо _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Керує роботою _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Під час відсутності, заміщається особою, призначеною в установленому порядку, яка набуває відповідних прав і несе відповідальність за належне виконання покладених на нього обов'язків.

2. Характеристика робіт, завдання та посадові обов'язки

2.1. Стежить за справним станом протипожежного устаткування, майна та інвентарю на судні, вміє користуватися ним.

2.2. Регулярно перевіряє засоби пожежогасіння та протипожежний інвентар.

2.3. Перевіряє протипожежний стан трюмів, забезпечує дотримання правил пожежної безпеки під час виконання вантажних операцій та проведення на судні ремонтних робіт і робіт із використанням відкритого вогню.

2.4. На наливних суднах виконує переключання основних клінкетів на палубі.

2.5. Несе пожежну вахту.

2.6. Виконує суднові роботи за вказівкою старшого помічника капітана.

2.7. Знає, розуміє і застосовує діючі нормативні документи, що стосуються його діяльності.

2.8. Знає і виконує вимоги нормативних актів про охорону праці та навколишнього середовища, дотримується норм, методів і прийомів безпечного виконання робіт.

3. Права

Матрос пожежний має право:

3.1. Вживати дії для запобігання та усунення випадків будь-яких порушень або невідповідностей.

3.2. Отримувати всі передбачені законодавством соціальні гарантії.

3.3. Вимагати сприяння у виконанні своїх посадових обов'язків і здійсненні прав.

3.4. Вимагати створення організаційно-технічних умов, необхідних для виконання посадових обов'язків та надання необхідного обладнання та інвентарю.

3.5. Знайомитися з проектами документів, що стосуються його діяльності.

3.6. Запитувати і отримувати документи, матеріали та інформацію, необхідні для виконання своїх посадових обов'язків і розпоряджень керівництва.

3.7. Підвищувати свою професійну кваліфікацію.

3.8. Повідомляти про виявлені в процесі своєї діяльності порушення і невідповідності і вносити пропозиції щодо їх усунення.

3.9. Ознайомлюватися з документами, що визначають права та обов'язки за займаною посадою, критерії оцінки якості виконання посадових обов'язків.

4. Відповідальність

Матрос пожежний несе відповідальність за:

4.1. Невиконання або несвоєчасне виконання покладених цією посадовою інструкцією обов`язків та (або) невикористання наданих прав.

4.2. Недотримання правил внутрішнього трудового розпорядку, охорони праці, техніки безпеки, виробничої санітарії та протипожежного захисту.

4.3. Розголошення інформації про організацію (підприємство/установу), що відноситься до комерційної таємниці.

4.4. Невиконання або неналежне виконання вимог внутрішніх нормативних документів організації (підприємства/установи) та законних розпоряджень керівництва.

4.5. Правопорушення, скоєні в процесі своєї діяльності, в межах, встановлених чинним адміністративним, кримінальним та цивільним законодавством.

4.6. Завдання матеріального збитку організації (підприємству/установі) в межах, встановлених чинним адміністративним, кримінальним та цивільним законодавством.

4.7. Неправомірне використання наданих службових повноважень, а також використання їх в особистих цілях.

является включение ручного извещателя в системе обнаружения пожара. Как указывалось ранее, при нажатии кнопки ручного извещателя на приемной станции в центральном противопожарном посту включается звуковая и световая сигнализация. Как правило, после проверки причины срабатывания извещателя, вахтенный помощник объявляет общесудовую тревогу.

Согласно Конвенции СОЛАС-74 общесудовая тревога (general alarm) подается в виде семи или более коротких и одного длинного звукового сигнала. Впоследствии экипаж оповещается, например, о пожаре в определенном районе.
Этот сигнал может дублироваться частыми ударами в судовой колокол. При оповещении по трансляционной сети учебной пожарной тревоги объявляют о том, что тревога учебная.
Стоящие рядом в порту или на заводе суда дублируют тревогу и с помощью вахтенных матросов выясняют у вахтенного помощника аварийного судна, какая требуется помощь и впоследствии предо­ставляют ее. С момента дублирования тревоги экипажи стоящих рядом судов прокладывают пожарные рукава, готовят пожарные насосы.

Суда, стоящие лагом к аварийному судну или рядом с ним, усиливают надзор с целью предотвращения распространения пожара на них. Эти суда должны быть готовыми к отходу от аварийного судна.

При стоянке в порту, на судоремонтном заводе вахтенный помощник обязан иметь номера телефонов, знать способы связи с местными пожарными командами (портовыми, городскими), а также иметь возможность связаться с администрацией порта, капитаном судна и старшим помощником.

Схемы противопожарной защиты (Fire control plan ). На всех судах для руководства лиц командного состава должны быть постоянно вывешены схемы общего расположения с четким обозначением постов управления для каждой палубы, различные пожарные секции, выгороженные перекрытиями классов А, В, включая элементы систем сигнализации обнаружения пожара, спринклерной установки, средств пожаротушения, путей доступа к различным отсекам, палубам и т.д., а также вентиляционной системы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок, а также нумерацию вентиляторов, обслуживающих каждую секцию. Эти сведения могут быть представлены в виде буклетов, находящихся у каждого лица командного состава.
Один экземпляр должен храниться в доступном месте на судне. Такие схемы и буклеты должны составляться на языке государства флага и, если этот язык не является английским или французским, то они должны быть составлены на одном из этих языков.
Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легкодоступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению судовых средств, установок тушения и ограничения распространения пожара.

На всех судах второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схемами, предназначенный для использования береговой пожарной командой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащященном укрытии, расположенном снаружи рубки.

Место сбора (Muster station). Местом сбора аварийной партии, включаем в расписание по тревогам, может быть крыло мостика, определенное место на главной палубе или место, которое представляется капитану наиболее рациональным. Но в любом случае это должно быть место, где аварийная партия может собраться очень быстро. Если на судне несколько аварийных партий, то каждая из них имеет свое место сбора.

Расписания по тревогам (Muster list). Расписание по тревогам является документом, определяющим основные обязанности членов экипажа. Оно должно быть составлено до выхода судна в море и вывешено на видном месте в нескольких местах и обязательно в рулевой рубке.

При составлении расписания по тревогам следует учесть, что аварийная партия должна быть укомплектована физически здоровыми людьми.

Конвенция СОЛАС-74 предписывает включение следующих обязанностей различных членов экипажа:

- закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, клапанов, шпигатов, иллюминаторов, световых люков и других подобных отверстий на судне;

- пополнение снабжения в спасательных шлюпках, спасательных плотах и других спасательных средствах и т.д.

При пожарной тревоге в обязанности членов аварийной партии входит:

разведка и работа в изолирующих дымовых противогазах;

ввод в действие одновременно не менее двух - трех водоподающих стволов;

подача к месту пожара противопожарного инвентаря;

пуск судовых стационарных средств пожаротушения;

вскрытие и разбор конструкций;

закрытие противопожарных дверей и перекрытие вентиля­ционных систем.

Старший группы разведки обязан:

проводить разведку в течение всего времени пожара;

принимать участие в ликвидации очагов пожара, спасании людей и т.п., путем передачи через связных получаемых сведений начальнику аварийной пожарной партии.

Связные группы (один - два человека) действуют непосредственно в очаге пожара согласно указаниям старшего группы разведки.

Подстволыцики открывают секущий клапан пожарной магистрали, периодически подменяют ствольщиков, в необходимых случаях подносят воду к месту пожара ведрами.

Ствольщики прокладывают пожарные рукавные линии к месту пожара и работают водяными или пенными стволами в позициях, указанных начальником аварийных партий. Ствольщики, занятые защитой смежных с аварийным помещений, по указанию начальника аварийной партии подносят огнетушители к месту пожара и приводят их в действие, а также прокладывают пожарные рукавные линии и работают стволами.

Члены экипажа, согласно расписанию по тревоге и приказанию главного (старшего) механи-ка, выполняют следующие обязанности:

готовят и приводят в действие стационарные системы пожаротушения, стационарную систе-му пенотушения:

герметизируют аварийные помещения перед пуском системы объемного тушения;

подносят к месту пожара брезенты, кошмы, песок; ломы, багры, топоры, слесарные и метал-лорежущие инструменты и работают ими;

готовят и приводят в действие переносную пожарную мотопомпу или аварийный по-жарный насос;

подносят к месту пожара приборы переносного электро­освещения.

В зависимости от количества членов экипажа некоторые из них могут иметь сразу несколько обязанностей при тушении пожара.

При составлении расписания по пожарной тревоге должны быть выделены люди для закрытия дверей, люков, иллюминаторов, заслонок в воздуховодах, независимо от места пожара и для отключения естественной и принудительной вентиляции.

Расписание по тревогам составляется при участии помощника капитана по пожарно-технической части, подписывается старшим помощником капитана и старшим механиком и утверж-дается капитаном судна. Оно должно корректироваться при изменениях состава экипажа, а при большом количестве изменений должно быть составлено заново.

При стоянке судна в порту старший помощник капитана составляет стояночное расписание по тревогам, которое вывешивается у трапа. При составлении стояночного расписания следует учитывать, что во время стоянки судна в порту составляется расписание для 1/5 части экипажа, а при стоянке судна на внешнем рейде - для 1/3 части экипажа.

Члены экипажа, не включенные в стояночную пожарную вахту, но находящиеся на борту, по сигналу пожарной тревоги действуют согласно указанию вахтенного помощника капитана.

Если судно стоит в порту или на заводе, необходимо в стояночном расписании предусмотреть, чтобы в обязанность одного из матросов входил вызов по телефону или в случае срабатывания пожарной сигнализации береговой пожарной команды.
В стояночном расписании по тревогам распределение обязанностей должно быть таким, чтобы до приезда береговой пожарной команды была проведена разведка пожара и приняты все меры для его тушения.

Если пожар возник на российском судне, находящемся в иностранном порту, портовую пожарную команду вызывают только по указанию капитана судна.

Погрузка балкера Kurpie

Погрузка балкера Kurpie

Вахта у трапа

Во время стоянки судна у трапа постоянно должен находится вахтенный матрос, который осуществляет контроль за посещением судна, не допускать посторонних лиц без разрешения вахтенного помощника капитана.

ВПКМ должен убедиться в наличии у верхней площадки трапа спасательного круга с линем и закрепленной под трапом спасательной сетки.

Если трап нельзя положить на причал, то с нижней площадки подается сходня, при этом необходимо проверить надежность ее крепления.

При минусовых температурах и наличии осадков трап должен быть освобожден от снега и льда и при необходимости посыпан песком.

ВПКМ должен знать о персональном составе суточной вахты по всем основным службам. Кроме того, важно всегда быть осведомленным, кто именно из лиц командного состава отсутствует, а кто в данный момент находится на борту. Для этого у трапа устанавливается «Доска вахтенной службы». Вахтенный матрос обязан отмечать присутствие лиц командного состава на борту судна.

Вахтенный матрос у трапа

Вахтенный матрос у трапа не имеет права самостоятельно, без разрешения ВПКМ, пропускать на борт по- сторонних лиц. Порядок допуска на судно посторонних или должностных лиц состоит в следующем. Остановив у трапа поднявшегося на борт человека, вахтенный матрос вызывает ВПКМ, который проверяет у прибывшего документы и выясняет у него цель посещения судна.

Каждый прибывший на судно по частному делу или служебному вопросу обязан предъявить вахтенной службе документ, удостоверяющий его личность. Этот документ хранится у ВПКМ или вахтенного матроса и возвращается владельцу при уходе с судна.

ВПКМ обязан сопровождать прибывшего от трапа до каюты, куда направляется посетитель. Обратное со- провождение до трапа осуществляет тот, кто принимал посетителя, либо ВПКМ, если ему будет дано такое поручение.

Сопровождение прибывшего вахтенным

ВПКМ, прежде чем пропустить посетителя к капитану, обязан доложить ему, кто и с какой целью прибыл на судно, а затем уже действовать так, как ему будет приказано.

Если постороннее или должностное лицо при оставлении борта почему-либо не сопровождает ВПКМ, то вахтенный у трапа матрос обязан вызвать последнего для доклада ему о том, что человек сошел с судна. Такой доклад можно сделать и по телефону.

Вызов к трапу осуществляется следующей системой сигнализации: для вызова ВПКМ − два звонка, для вызова капитана − три звонка.

При сходе капитана с борта и возвращении его на судно также подается три звонка. По этому сигналу ВПКМ немедленно выходит к трапу.

На вахте у трапа матросу категорически запрещается уходить со своего поста и отвлекаться на выполнение каких-либо работ или поручений без разрешения ВПКМ. В случае неотложной необходимости отлучиться от трапа вахтенный матрос вызывает ВПКМ и просит у него на это разрешение. На время отсутствия вахтенного матроса на посту у трапа остается либо сам помощник, либо он поручает этот пост другому матросу.

ВПКМ и вахтенный матрос должны быть одеты по установленной форме и иметь нарукавные повязки.

Смена вахтенных матросов у трапа производится только в присутствии ВПКМ. Заступающий матрос должен быть ознакомлен со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.

Во время несения вахты у трапа матрос наблюдает за окружающей обстановкой на судне и около судна, в районе поста. Обо всех случаях, которые могут отразиться на безопасности судна и людей или отрицательно сказаться на общем ходе его производственной деятельности, вахтенный матрос немедленно докладывает ВПКМ и затем действует по его указанию.

При выносе с судна вещей или каких-либо предметов вахтенный у трапа проверяет у их владельца должным образом оформленный пропуск. При отсутствии такового задерживает человека и вызывает ВПКМ.

В случае возникновения пожара на судне или вблизи него, а также при других аварийных либо иных чрезвычайных происшествиях ВПКМ немедленно объявляет по судну тревогу, используя для этого звонки громкого боя, судовой колокол и другие средства. Он обязан знать способы вызова береговых пожарных команд и расположение ближайших к судну водяных колонок на берегу.

При тревогах вахтенный матрос у трапа остается на своем посту, не допуская на судно посторонних лиц.

Он может покинуть пост лишь по указанию капитана,старшего или вахтенного помощника.

Пожарная вахта на судне

Пожарная вахта в порту

1. Во время стоянки судна в порту ежесуточно формируется пожарная вахта, которая должна постоянно пребывать на судне.

2. Лица, включенные в состав пожарной вахты, не имеют права отлучаться с судна. По разрешению ВПКМ пожарный может сойти с борта, но тогда вместо него временно назначается другой человек из числа находящихся на судне свободных членов экипажа.

3. Список членов экипажа, назначаемых для несения пожарной вахты, составляет старший помощник. ВПКМ инструктирует состав пожарной вахты.

4. В течение суточного дежурства ВПКМ периодически проверяет наличие на борту всего состава пожарной вахты и контролирует готовность к немедленным действиям по тревоге.

5. Члены экипажа, назначенные в состав пожарной вахты, по усмотрению ВПКМ привлекаются поочередно к выполнению функций ночного патрулирования судна с целью обхода и осмотра всех его помещений.

6. Лица судового экипажа, не включенные в состав пожарной вахты, но находящиеся в данный момент на борту судна, обязаны в любое время суток по сигналу тревоги сразу прибыть в распоряжение ВПКМ и при тушении пожара действовать по его указанию.

7. При отсутствии на борту капитана или старшего помощника общее руководство борьбой за живучесть судна и действиями по ликвидации последствий аварии осуществляет ВПКМ. Работу технических средств тушения пожара обеспечивает вахтенный механик, который должен выполнять все распоряжения ВПКМ.

Планирование перехода морского судна

Планирование предстоящего перехода морского судна

На судне должно выполняться документированное планирование предстоящего перехода.
Эта процедура является составной частью общей организации вахты на судне и выполняется на принципах «от причала до причала», т. е. от причала порта отхода до причала первого порта захода в рейсе.

Плановый характер перехода должен позволить предусмотреть все возможные опасности и риски в процессе перехода как с лоцманом, так и без него, как в прибрежном, так и в океанском плавании.
При составлении плана перехода должны учитываться как факторы, связанные с судном, так и все внешние факторы, которые можно учесть заранее.

Комплекс действий по планированию рейса разбивается на четыре этапа:

1) оценку (appraisal);

2) непосредственное подробное планирование рейса (detailed planning from berth to berth);

3) обсуждение подготовленного плана с учетом точного времени и даты отхода (execution);

4) контроль выполнения плана (monitoring) − исполнительная прокладка.

Оценка перехода морского судна

Планирование рейса начинается заблаговременно и в его основе может лежать расписание работы судна на линии, информация оператора судна или агента и т. п. Предварительная оценка перехода должна включать информацию о времени предстоящего перехода, необходимости бункеровки и пополнения судовых запасов, ограничениях коммерческих возможностей судна в следующем порту.

Информационные источники для планирования рейса:

каталог карт и руководств для плавания;

навигационные и справочно-информационные карты;

гидрометеорологические карты Мирового океана, карты сезонных зон по Международной конвенции о грузовой марке 1966 г.; прогнозы и анализ погоды,факсимильные карты погоды, ледовые карты,предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях, океанографические сведения;

морские лоции и руководства для плавания;

таблицы приливов, атласы приливо-отливных течений;

таблицы морских расстояний;

Guide to Port Entry;

информация, полученная от лоцманов, систем УДС и т. п.;

рекомендации судовладельца, фрахтователя и иные документы;

личный опыт капитана и его помощников.

Планирование предварительной прокладки

Целью планирования, выполнения предварительной прокладки с составлением плана перехода (Passage Plan), является обеспечение постоянного контроля за безопасностью судна на всем переходе при любых условиях плавания.

Непосредственно на карту наносит курсы и надписи навигационный помощник, однако только капитан устанавливает, например, какими курсами следовать вне систем разделения движения, на каком расстоянии от навигационных опасностей проходить и т. п.
Вместе с тем исполнитель прокладки выполняет необходимую черновую работу по уточнению курсов, расстояний, времени, требуемого судну для выполнения перехода и его отдельных отрезков.
Выделяются наиболее приметные ориентиры, соответствующие выбранным способам обсерваций, опасные в навигационном отношении районы, т. е. производится «подъем карты».

Выделяют следующие факторы, определяющие план перехода :

2. Безопасная скорость на всем переходе с учетом близости навигационных опасностей, маневренных характеристик судна, его осадки, запаса воды под килем,влияния проседания и крена. Необходимые изменения скорости, связанные с влиянием приливов, приливо-отливных течений, ограничений по ночному проходу судна.

3. Постоянный учет запаса воды под килем, включая влияние проседания на мелководье, всех видов качки, высоты прилива, характеристик грунта и регулярности промера на карте.

4. Прохождение навигационных опасностей на достаточном расстоянии с учетом преобладающей погоды, течений, плотности движения, ширины возможной полосы движения.

5. Все точки изменения курса должны быть четко видимы на карте, и каждый поворот контролируется подходящим способом визуально или по радару. Смена карт не должна производиться в критических точках маршрута.

6. На всем протяжении перехода планируются основные и вспомогательные способы определения местоположения судна.

7. При наличии электронных картографических систем учитываются все их ограничения.

8. Отмечается дальность видимости огней, моменты их открытия и закрытия, секторы и цвета огней маяков.

9. Выделяются отдельно лежащие глубины и характерные изобаты для контроля места с помощью эхолота.

11. Отмечаются точки возможного изменения маршрута, указываются возможны альтернативные маршруты, аварийные якорные стоянки, порты-убежища. Учитываются существующие береговые средства для оказания помощи в случае аварийной ситуации.

12. Отмечаются точки смены режима работы двигателя, подготовки к сдаче,смене и приему лоцманов, готовности экипажа к работе с буксирами.

13. Для океанского плавания выбирается маршрут, кратчайший по времени,свободный ото льдов, штормовой погоды. При следовании под проводкой береговой службы прокладка выполняется по первоначальным данным.

Фрагмент Passage Plan

Фрагмент Passage Plan

Вторая часть фрагмента Passage Plan

Третий фрагмент Passage Plan

Четвертый фрагмент Passage Plan

Все эти и другие подробности плана должны быть четко отражены на картах и представлены в виде формы, установленной компанией.

Обязанности вахтенного матроса

Прежде чем принять вахту на руле, матрос обязан получить разрешение вахтенного помощника: «Разрешите стать на руль!». Получив подтверждение: «Становитесь!», сдающий вахту рапортует вахтенному помощнику: «Курс по гиро (рис. 2.3) и магнитному (рис. 2.4) компасу . градусов сдал!», а ставший к штурвалу матрос повторяет этот же рапорт со словом «принял». Принявший вахту дополнительно осведомляется о том, как судно слушается руля и в какую сторону больше рыскает.

Не разрешается производить смену вахты на руле непосредственно перед изменением и в момент изменения курса. Нельзя также менять рулевых при расхождении с судами и обгоне их.

В тех случаях, когда судно следует на автоматическом управлении, сдающий и принимающий вахту матросы передают курс авторулевого, проверяя, правильно ли он установлен на приборе, а также курс по магнитному компасу. Заданный курс должен быть выставлен на специальном табло, которое расположено перед рулевым постом.

Картушка гирокомпаса и Картушка магнитного компаса, наблюдаемая через оптическую систему

Во время вахты на руле матрос обязан точно удерживать судно на заданном курсе, периодически сличая показания гиро и магнитного компасов. Он должен внимательно следить за исправной работой курсоуказателей и рулевого устройства. О всех замеченных отклонениях в работе компасов, как, например, застой картушки, внезапное изменение курса, ухудшение освещения курсоуказателей, а также о неисправном действии рулевого устройства вахтенный матрос должен немедленно доложить вахтенному помощнику.

Вахтенному рулевому необходимо ясно представлять свои действия по всем командам рулевому, принятым при маневрировании, особенно когда ему не указывается конкретный угол поворота руля или курс. Так, например, по команде «Отводить!», которая подается обычно после команды «Право (лево) на борт!», означает, что надо уменьшить скорость поворота судна, т. е. уменьшить угол перекладки руля. При изменении курса рулевой матрос должен избегать резких и чрезмерно больших перекладок руля. Во время поворота необходимо внимательно следить за изменением угловой скорости судна, регулируя ее перекладкой руля таким образом, чтобы к моменту выхода на новый курс судно могло быть вовремя задержано.

Во всех случаях, когда величина угла перекладки руля задается командой помощника, например, «Десять градусов право руля!» или «Лево на борт» и т. д., вахтенный матрос не имеет права самовольно изменять положение руля без последующей команды того же или старшего по положению командира.

Если рулевой, критически оценивая конкретную обстановку, решит, что штурман, видимо, забыл подать новую команду, то в таком случае он должен один или несколько раз подряд громко напомнить о положении руля, например: «Руль лево на борту», или обратить внимание капитана либо его помощника на то, как ведет себя судно, например: «Судно быстро катится влево!» или «Судно влево не идет!» и т. п.

Индикатор аксиометра -прибора, указывающего положение пера руля относительно ДП судна

Вахтенный рулевой матрос должен обладать элементарными знаниями правил управления судном при различных обстоятельствах плавания:

  • ведя судно по створам, управлять им так, чтобы оба знака (днем) или оба огня (ночью) были постоянно в створе, по носу судна, причем в момент прихода на створ обязательно заметить курс и доложить о нем вахтенному помощнику;
  • ведя судно по фарватеру, обставленному знаками плавучего ограждения, рулевой следит за тем, чтобы эти знаки судно оставляло на расстоянии, исключающем возможность навала на них, особенно в местах поворотов;
  • при плавании на акватории, примыкающей непосредственно к берегам, вести судно (если не будет указано иначе) по береговым ориентирам, выбирая для этого в момент команды «Так держать!» какой-нибудь наиболее заметный и достаточно удаленный предмет, проектирующийся на горизонте в диаметральной плоскости судна, и одновременно замечая курс по компасу, который докладывать штурману или капитану;
  • при следовании с буксиром всячески избегать резких поворотов; совершая их постепенно и плавно, даже в тех случаях, когда в силу каких-то причин судно значительно рыскнуло в сторону и его нужно привести на курс;
  • при следовании на буксире удерживать судно в кильватер буксирующему судну, внимательно следя за всеми его поворотами для того, чтобы своевременно повторить их; совершать эти повороты надо по возможности более плавно, не давая своему судну переходить за линию нового курса;
  • при плавании во льду всячески оберегать корпус судна, его винты и руль от ударов, при этом особое внимание надо обращать на предохранение от повреждений скуловых частей корпуса, которые являются наиболее уязвимыми;
  • при невозможности вывернуться так, чтобы вообще не коснуться льда, надо брать льдины на форштевень, ни в коем случае не задевая их скулами судна;
  • чтобы не повредить руль при движении судна кормой, после дачи заднего хода немедленно ставить руль в прямое положение, не дожидаясь на этот счет особой команды, и доложить штурману либо капитану: «Руль прямо!»;
  • при изменении хода с заднего на передний перекладка руля из прямого положения допускается только при наличии у судна движения вперед, видимого на глаз.

Рулевой матрос обязан хорошо знать все команды как на русском, так и на английском языке. Ему следует твердо усвоить, что каждая полученная команда громко и отчетливо репетуется. После выполнения команды обязательно громко доложить об этом.

Команды на руль (Wheel Orders)

Команды на руль для матроса

Команды на руль для матроса

Команды на руль для матроса

Команды на руль для матроса

Правило 5 Международных правил предупреждения столкновений судов (МППСС - 72) гласит: «Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения».

Вахтенный матрос, выполняющий постоянное визуальное и слуховое наблюдение за окружающей обстановкой, называется впередсмотрящим, т.е. он является «глазами и ушами» судна. При выполнении своих обязанностей впередсмотрящий ведет тщательное визуальное наблюдение за горизонтом, водной поверхностью и другими судами.

При визуальном наблюдении впередсмотрящий должен постоянно осматривать весь горизонт. Всё замеченное невооруженным глазом следует немедленно рассмотреть в бинокль. В ночное время впередсмотрящий не должен заходить в освещенную зону мостика, т.к. после этого ему понадобиться не менее 5 минут, чтобы глаза вновь привыкли к темноте.

При слуховом наблюдении необходимо учитывать, что по звуковым сигналам нельзя точно определить положение источника звука относительно судна, особенно в условиях ограниченной видимости. Также нельзя по силе звука судить о расстоянии до его источника.

При обнаружении какого-либо объекта или предмета впередсмотрящий немедленно докладывает вахтенному помощнику. Доклады должны быть четкими и ясными, например: «Справа . градусов вижу судно, расстояние . миль» или «Слева . градусов слышу гудки, шум прибоя у берега и т. п.». На каждый доклад впередсмотрящий должен получить от вахтенного помощника подтверждение. Доклад, на который не последовало подтверждения, необходимо повторить. Получение подтверждения не освобождает от дальнейшего наблюдения за этим объектом. Он должен дополнительно докладывать об опасном развитии ситуации сближения с этим объектом.

Смена впередсмотрящих производится обязательно с докладом вахтенному помощнику. Рапортуют поочередно оба, сдающий и принимающий вахту по следующей форме: «Вахту наблюдения сдал (принял) такой-то!».

При особых условиях плавания впередсмотрящего дополнительно могут выставлять на баке судна. Вахта на баке необходима для возможно более раннего обнаружения всякого рода опасностей: берега, скал, рифов, льда, встречных судов, сооружений на воде, различных плавающих предметов, в том числе средств плавучего ограждения, плавающих мин, огней, сигналов и т. п. К несению вахты на баке привлекают квалифицированного матроса. Перед заступлением на вахту впередсмотрящего тщательно инструктируют, о чем делается соответствующая запись в судовом журнале.

Матрос, выполняющий обязанности рулевого, не является впередсмотрящим.

Вахта у трапа

Во время стоянки судна у причала вахтенный матрос должен постоянно находиться у трапа.

Обязанности вахтенного матроса:

  • должен быть одет согласно установленной форме и иметь нарукавную повязку или бэйджик;
  • должен убедиться в наличии у верхней площадки трапа спасательного круга с линем и закрепленной под трапом спасательной сетки. Если трап нельзя положить на причал, то с нижней площадки подается сходня, при этом необходимо проверить надежность ее крепления. При минусовых температурах и наличии осадков трап должен быть освобожден от снега и льда и при необходимости посыпан песком;
  • категорически запрещается уходить со своего поста и отвлекаться на выполнение каких-либо работ или поручений без разрешения вахтенного помощника. В случае неотложной необходимости отлучиться от трапа вахтенный матрос должен вызвать вахтенного помощника и спросить у него на это разрешение. Вызов помощника осуществляется двумя звонками или по радиостанции. На время отсутствия вахтенного матроса на посту у трапа остается либо сам помощник, либо он поручает этот пост другому матросу;
  • должен знать о персональном составе суточной вахты по всем основным службам. Кроме того, важно всегда быть осведомленным, кто именно из лиц командного состава отсутствует, а кто в данный момент находится на борту. Для этого у трапа устанавливается «Доска вахтенной службы». Вахтенный матрос обязан отмечать присутствие лиц командного состава на борту судна;
  • в течение всей вахты матрос наблюдает за окружающей обстановкой на судне и около судна, в районе поста. Обо всех случаях, которые могут отразиться на безопасности судна и людей или отрицательно сказаться на общем ходе его производственной деятельности, вахтенный матрос немедленно докладывает вахтенному помощнику и затем действует по его указанию;
  • при выносе с судна вещей или каких-либо предметов вахтенный у трапа проверяет у их владельца должным образом оформленный пропуск. При отсутствии такового задерживает человека и вызывает вахтенного помощника;
  • при сходе капитана с борта и возвращении его на судно подается три звонка. По этому сигналу вахтенный помощник немедленно выходит к трапу;
  • вахтенный матрос у трапа не имеет права самостоятельно, без разрешения помощника, пропускать на борт посторонних лиц. Остановив у трапа поднявшегося на борт человека, вахтенный матрос вызывает помощника, который проверяет у прибывшего документы и выясняет у него цель посещения судна.

Документ, удостоверяющий личность прибывшего, хранится у помощника или вахтенного матроса и возвращается владельцу при уходе с судна. Вахтенный помощник обязан сопровождать прибывшего от трапа до каюты, куда направляется посетитель. Обратное сопровождение до трапа осуществляет тот, кто принимал посетителя, либо помощник. Если постороннее лицо при оставлении судна никто не сопровождал, то вахтенный матрос обязан доложить об этом помощнику;

В случае возникновения пожара на судне или вблизи него, а также при других аварийных либо иных чрезвычайных происшествиях вахтенный матрос немедленно объявляет по судну тревогу, используя для этого звонки громкого боя, судовой колокол и другие средства. Он обязан знать способы вызова береговых пожарных команд и расположение ближайших к судну водяных колонок на берегу.

При тревогах вахтенный матрос у трапа остается на своем посту, не допуская на судно посторонних лиц. Он может покинуть пост лишь по указанию капитана, старшего или вахтенного помощника.

Пожарная вахта

Во время стоянки судна в порту ежесуточно формируется пожарная вахта, которая должна постоянно пребывать на судне. При отсутствии на борту капитана или старшего помощника общее руководство борьбой за живучесть судна и действиями по ликвидации последствий аварии осуществляет вахтенный помощник. Работу технических средств тушения пожара обеспечивает вахтенный механик, который должен выполнять все распоряжения вахтенного помощника.

Список членов экипажа, назначаемых для несения пожарной вахты, составляет старший помощник. Вахтенный помощник инструктирует состав пожарной вахты, в течение суточного дежурства периодически проверяет наличие на борту всего состава пожарной вахты и контролирует готовность к немедленным действиям по тревоге.

Лица, включенные в состав пожарной вахты, не имеют права отлучаться с судна. По разрешению вахтенного помощника пожарный может сойти с борта, но тогда вместо него временно назначается другой человек из числа находящихся на судне свободных членов экипажа.

Члены экипажа, назначенные в состав пожарной вахты, привлекаются поочередно к выполнению функций ночного патрулирования судна с целью обхода и осмотра всех его помещений.

Лица судового экипажа, не включенные в состав пожарной вахты, но находящиеся на борту судна, обязаны по сигналу тревоги сразу прибыть в распоряжение вахтенного помощника и при тушении пожара действовать по его указанию.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: