Обязанности посудомойщицы в кафе

Обновлено: 28.03.2024

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Мойщицы посуды назначаются и освобождаются от занимаемой должности директором гостевого дома.

1.2. На период отпуска или временной нетрудоспособности мойщицы посуды ее обязанности могут быть возложены на кухонного работника. Временное использование обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директорагостевого дома, издаваемого с соблюдением требований законодательства о труде.

1.3 Мойщицы посуды подчиняются непосредственно руководителю подразделения. 1.4. В своей деятельности мойщицы посуды руководствуются:

- правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной -защиты.

- Правилами внутреннего распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией,

- трудовым договором (кон трак том).

2. Должностные обязанности

2.1. Мойка столовой посуды с применением моющих средств в течение всего рабочего дня;

2.2. Очистка тарелок и стаканов от пищевых отходов;

2.3. Приготовление и использование дезинфицирующих растворов согласно нормам и требованиям СЭС:

2.4. Доставка чистой посуды на раздаточные столы; *

2.5. Содержание в чистоте и соблюдение правил эксплуатации посудомоечной машины;

2.6. Вести учет поступления и бой посуды, а также расходование моющих средств и приспособлений;

2.7. Мойка бочков, поддонов, противней, разделочных досок и кухонного инвентаря (ножи, половники, терки, чайники, кастрюли), с моющими средствами;

2.8. Содержание в чистоте ванны для мытья посуды.

Для выполнения своих должностных обязанностей мойщик посуды имеет право вносить предложения шеф-повару или непосредственно управляющему ресторанным комплексом, директору гостевого дома по улучшению работы кухни ресторанного комплекса и докладывать руководству гостевого дома обо всех недостатках, имеющихся в работе комплекса.

Мойщик посуды несет ответственность:

4.1. За не использование или ненадлежащее использование без уважительных причин законных распоряжений директора гостевого дома, управляющего ресторанным комплексом, шеф-поваром, а также должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав мойщик посуды несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенным трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

4.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда санитарно-гигиенических правил мойщик посуды привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

4.3. За виновное причинение имуществу гостевого дома в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей мойщик посуды несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных гражданским законодательством.

5. Взаимоотношении. Связи но должности

5.1. Работает по графику, составленному управляющим рестораном и утвержденному директором гостевого дома.

5.2. Получает от непосредственного руководителя информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

5.3. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию с управляющим ресторанным комплексом;

5.4. Исполняет обязанности кухонного работника в период временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.д.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде на основании приказа директора.

Должностная инструкция мойщика посуды используется в качестве справочника, где прописаны основные аспекты его трудовой деятельности. Инструкцию составляют на основе стандартных образцов, с использованием подходящих профстандартов и разделов квалификационных справочников. Поскольку она может применяться в юридических и административных разбирательствах по трудовым спорам, от работодателя требуется внимательное отношение к качеству её составления.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Образец должностной инструкции мойщика посуды

1. Общий раздел

  1. Мойщик посуды нанимается и увольняется директором учреждения общественного питания.
  2. Мойщик посуды состоит в подчинении у шеф-повара.
  3. На время отсутствия сотрудника (отпуск, лечение заболевания и пр.) его подменяет другой кухонный работник, рекомендованный шеф-поваром.
  4. Лицо, претендующее на эту работу, должно удовлетворять следующим критериям:
    • действительная медицинская книжка;
    • успешно пройденное медобследование;
    • требования к трудовому опыту и образованию не предъявляются.
  5. Мойщик посуды обязан понимать:
    • профильные акты и законы;
    • профессиональные стандарты;
    • стандарты эксплуатации посудомоечной машины;
    • нормативы расходования моющих препаратов;
    • правила использования чистящих веществ;
    • требуемые параметры качества работ;
    • правила использования тележки для перевозки посуды;
    • стандарты обращения со столовыми приборами, подносами, посудой;
    • правила чистки посуды, её последующей сортировки и укладывания;
    • правила пожарной и технической безопасности, а также нормативы охраны труда;
    • стандарты трудовой дисциплины;
    • обязательные к применению на кухне санитарно-гигиенические нормативы.
  6. Специалист руководствуется:
    • нормативными актами;
    • действующим законодательством;
    • внутренней документацией учреждения;
    • разделами данного документа.

2. Обязанности

Мойщик посуды отвечает за следующий спектр задач:

  1. Помощь служащим кухни в границах своей компетенции.
  2. Информирование руководства о проблемных моментах в работе посудомоечной машины.
  3. Сбор и транспортировка на кухню использованной посуды, подносов, столовых приборов.
  4. Чистка посуды и других предметов с использованием специального оборудования и моющих средств.
  5. Сушка очищенных предметов, их сортировка и выкладывание.
  6. Проверка готовности посудомоечного оборудования к работе, а также его проверка в конце смены.
  7. Составление заявок на пополнение запасов чистящих препаратов, щеток и пр.
  8. Участие в уборке пищевых отходов.
  9. Участие в наведении порядка на кухне в конце смены.
  10. Очистка посудомоечной машины в соответствии с установленным графиком.
  11. Изготовление требуемых чистящих растворов.
  12. Обеспечение ухода за выданной работодателем спецодеждой.
  13. Соблюдение требуемых санитарно-гигиенических стандартов.
  14. Соблюдение параметров трудовой дисциплины, нормативов пожарной безопасности и правил охраны труда.

3. Ответственность

Мойщик посуды может быть наказан в следующих ситуациях:

  1. За материальный ущерб, полученный работодателем по его вине, — в соответствии с разделами трудового законодательства.
  2. За невыполнение профессиональных функций — в тех пределах, которые обозначены в трудовом законодательстве и документации работодателя.
  3. За правонарушения, совершенные на рабочем месте, — в порядке, указанном в подходящих разделах административного, трудового и уголовного права.

4. Права

Мойщик посуды наделен работодателем нижеперечисленными возможностями:

  1. Доносить до менеджмента предложения по улучшению трудовых процессов на кухне.
  2. Участвовать в собраниях работников кухни, на которых обсуждаются вопросы её функционирования.
  3. Получать дополнительные выплаты при выполнении показателей эффективности (KPI), а также в случаях, оговоренных в инструкции и трудовом договоре.
  4. Требовать от коллег получения нужной в работе информации.
  5. Иметь доступ к критериям, на основании которых менеджмент оценивает эффективность работы.
  6. Требовать от менеджеров содействия в исполнении своих трудовых функций.

5. Условия труда

  1. Мойщик посуды снабжается работодателем фирменной рабочей одеждой (халат, перчатки, шапочка).
  2. Мойщик посуды имеет право на питание за счет заведения в порядке, указанном в документах учреждения.
  3. График работы сотрудника допускает его занятость в праздничные и выходные дни, а также ночью; при этом служащий получает дополнительное вознаграждение, в соответствии с положениями трудового законодательства.
  4. Мойщик посуды может привлекаться к работе на выезде, для содействия в обслуживании праздничных мероприятий.

Базовые параметры написания документа

Работодатели составляют должностную инструкцию с использованием профильных стандартных образцов, опираясь на правила делового документооборота.

Типовая структура инструкции:

  • Общая часть.
  • Профессиональные обязанности.
  • Возможная ответственность работника.
  • Его права.

Если наниматель хочет детальнее описать какие-то аспекты, то он может добавить и дополнительные части. Наиболее востребованы:

  • Особенности работы.
  • Требования к квалификации.
  • Критерии определения эффективности труда (KPI).
  • Порядок должностных взаимосвязей.

Внимание! Инструкция может создаваться в двух вариантах: «для позиции» и «под специалиста». В первом варианте пишется стандартный образец, который подходит для любого сотрудника. Во втором, если инструкция пишется под специалиста на ответственной позиции, применяется более индивидуальный подход.

Общие положения

В этой части описаны базовые параметры профессиональной деятельности:

  • У кого состоит в подчинении сотрудник.
  • Кто его заменяет на время отсутствия.
  • Кто руководит его кадровыми перемещениями.
  • Каковы требования к его квалификации.
  • Другие моменты.

Особую значимость играют квалификационные требования: опыт, образование и практические умения. Они нужны для гарантии эффективного выполнения профессиональных задач, описанных в следующем разделе.

Внимание! Для ряда профессий могут использоваться положения профстандартов и разделов Единого квалификационного справочника (ЕТКС). Так, для мойщика посуды можно применять параграфы 16-17 в выпуске ЕТКС №51, утвержденном Минтрудом в 2004 году.

Обязанности

Перечень должностных функций работника можно разделить на три части:

  1. Базовые, которые обязательны для конкретной профессии, независимо от особенностей компании-работодателя.
  2. Вспомогательные, которые могут отличаться у разных работодателей, в зависимости от проводимой ими трудовой политики, отраслевой специфики, масштабов деятельности и пр.
  3. Типовые, присутствующие у сотрудников почти любых направлений: соблюдение норм охраны труда, пожарной безопасности и пр.

Внимание! Если служащему предоставляется нанимателем спецодежда или какие-то инструменты, то в отдельном пункте прописывают необходимость аккуратно их использовать.

Ответственность

Здесь даны основные варианты привлечения сотрудника к ответственности за возможные нарушения. Содержание раздела дано в общей форме, поскольку конкретную меру наказания работнику можно присудить лишь после определения степени его вины, после окончания соответствующих юридических разбирательств.

Права

Конкретное содержание раздела зависит от важности профессии, трудовой политики работодателя и других аспектов. Как правило, чем значительнее круг решаемых служащим задач, тем больше у него должно быть прав для их решения.

Условия работы

В этом дополнительном разделе прописываются особенности работы на конкретном предприятии. Обычно сюда добавляют данные по нестандартному рабочему графику, особенности дополнительных выплат и возможность получения сотрудником льгот от работодателя.

Для утверждения инструкции используется следующий порядок действий:

  • Создание чернового варианта на базе типовых инструкций, подходящих профстандартов, параграфов ЕТКС.
  • Его согласование с участием будущих коллег и руководителей сотрудника, юриста и специалиста кадровой службы.
  • Внесение необходимых правок в документ.
  • Печать чистовика на корпоративном бланке, с проставлением даты составления, расшифровкой подписей и другими атрибутами официального документа.
  • Визирование инструкции специалистами, с которыми согласовывался её чистовик.
  • Проставление подписи главой организации-работодателя.

Заключительным этапом вступления инструкции в силу является её подписание самим работником в ходе трудоустройства.

Трудовое законодательство прямо не требует от бизнеса составлять должностные инструкции, но регулирующие организации (Роструд, ПФР, ФСС) рекомендуют их к применению. Также они могут использоваться в практике разрешения должностных споров и для повышения эффективности трудовой деятельности. Конкретно в этом материале вашему вниманию предлагается должностная инструкция кухонного работника.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Образец должностной инструкции кухонного работника

1. Общие положения

  1. Кухонного работника нанимает и увольняет заведующий учреждением, по рекомендации шеф-повара.
  2. Кухонный работник подчиняется шеф-повару.
  3. На время отсутствия работника (отпуск, командировка, болезнь) его замещает другой работник, назначенный шеф-поваром.
  4. Лицо, принимаемое на эту должность, должно отвечать следующим требованиям:
    • среднее (профильное средне-специальное) образование;
    • действующая медицинская книжка;
    • успешно законченное медицинское обследование;
    • требования к рабочему стажу не предъявляются.
  5. Кухонный работник должен знать:
    • отраслевые стандарты и административные нормы;
    • основы эксплуатации кухонного оборудования;
    • способы подготовки ингредиентов для изготавливаемых блюд;
    • критерии безопасности пищевых ингредиентов;
    • стандарты расходования пищевых ингредиентов;
    • стандарты проведения уборки в кухонном помещении;
    • правила использования дезинфицирующих и моющих препаратов;
    • назначение посуды, кухонных приспособлений, используемого инвентаря;
    • правила работы с грузами;
    • правила работы с упаковкой (тарой);
    • требования к качеству выполняемой работы;
    • стандарты пожарной безопасности и трудовой дисциплины;
    • используемые на кухне санитарно-гигиенические нормативы.
  6. Кухонный работник руководствуется:
    • действующими законами;
    • отраслевыми стандартами;
    • документами учреждения;
    • содержимым данной инструкции.

2. Обязанности

На кухонного работника возложены следующие функции:

  1. Помощь поварам в приготовлении блюд.
  2. Помощь другим кухонным работникам в рамках своей компетенции.
  3. Информирование шеф-повара о возможных проблемах с качеством ингредиентов, готовых блюд, работой кухонного оборудования.
  4. Переноска грузов, доставляемых на кухню, и их сортировка.
  5. Размещение готовых блюд на раздаче.
  6. Вскрытие упаковок доставленной продукции.
  7. Подготовка кухонного оборудования к началу работы.
  8. Поддержание текущей работы кухонного оборудования.
  9. Проверка состояния кухонного оборудования в конце смены.
  10. Уборка пищевых отходов.
  11. Чистка мусоросборников в соответствии с установленным графиком.
  12. Регулярная дезинфекция санитарно-технического оборудования
  13. Отбор и сортировка пищевых ингредиентов.
  14. Участие в уборке кухонного помещения.
  15. Чистка кухонного оборудования, посуды, инвентаря.
  16. Уход за выданной работодателем фирменной одеждой.
  17. Соблюдение в своей работе санитарно-гигиенических нормативов, стандартов трудового распорядка, норм пожарной безопасности.
  18. Прохождение регулярных медицинских осмотров, в соответствии со стандартами учреждения.

3. Ответственность

Кухонный работник несет ответственность в следующих случаях:

  1. За ущерб, полученный учреждением из-за его действий, — в пределах, обозначенных в соответствующих положениях трудового законодательства.
  2. За невыполнение трудовых обязанностей — в границах, указанных в трудовом законодательстве.
  3. За совершенные в ходе работ правонарушения — в порядке, определенном соответствующими статьями законодательства.

4. Права

  1. Вносить предложения шеф-повару по оптимизации своих трудовых процедур.
  2. Принимать участие в собраниях персонала учреждения, где затрагиваются вопросы работы кухни.
  3. Получать доплаты по мере выполнения плановых показателей.
  4. Требовать от сотрудников получения доступа к необходимой в работе информации.
  5. Требовать от руководства кухни поддержания условий, нужных для эффективного выполнения своей работы.

5. Условия труда

  1. Кухонный работник получает от работодателя комплект фирменной одежды (халаты, перчатки и пр.), используемый им в работе.
  2. Кухонный работник может привлекаться к работе по праздникам и выходным, в соответствии со своим рабочим графиком и правилами учреждения.
  3. Кухонный работник может быть привлечен к выполнению своих обязанностей на выезде, для помощи в обслуживании торжественных мероприятий, в соответствии с правилами учреждения.

Основные параметры составления документа

В действующем законодательстве не установлен формат должностной инструкции. Есть рекомендованные формы, которые используются работодателями, адаптирующими их под свои нужды. Эти рекомендации касаются основных параметров инструкции, таких как её структура.

Рекомендованный формат инструкции:

  • Общий раздел.
  • Должностные обязанности.
  • Права сотрудника.
  • Ответственность сотрудника.

Эти базовые разделы определяют основные параметры взаимодействия специалиста и его нанимателя. Многие компании, если хотят детальнее прописать какие-то трудовые параметры, добавляют следующие части:

  • Условия работы.
  • Параметры для определения результатов работы.
  • Порядок должностных связей.

Вспомогательные разделы особо популярны в крупном бизнесе, с сотнями сотрудников на разнообразных должностях. Чем полнее инструкция, тем меньше времени они будут тратить на индивидуальные разбирательства.

Внимание! Инструкция создается в двух формах: «для должности» и «для специалиста». В первом случае создается типовой вариант, одинаковый для всех работников. Во втором — индивидуализированный вариант, под конкретного работника.

Общие положения

Во вступительной части приведены общие параметры трудовой деятельности:

  • Кому из руководителей подчиняется сотрудник.
  • Кто его нанимает и увольняет.
  • Кто его подменяет.
  • Каких умений ждет от него работодатель.
  • Каков требуемый уровень опыта и образования.

Требования к навыкам кандидата на должность имеют наиболее индивидуальный характер. Они должны соответствовать обязанностям, перечисленным в следующем разделе.

Внимание! Ряд отраслей имеет свои специфические требования к навыкам сотрудников. Так, для работников кухни детских садов необходимо знание санитарно-эпидемиологических требований (СанПиН 2.4.5.2409-08). Подобные особые требования нужно упомянуть в данном разделе.

Обязанности

Здесь раскрывается содержание трудовой функции, чье использование устанавливает статья 57 ТК. Список обязанностей можно разделить на 3 части:

  • Основные, соответствующие профилю профессии.
  • Второстепенные, которые могут различаться на разных предприятиях, в зависимости от их организационно-правовой формы, кадровой политики и пр.
  • Традиционные, включающие требования к соблюдению стандартов трудовой дисциплины, пожарной безопасности и пр.

Внимание! Возможное изменение обязанностей должно быть согласовано с работниками. Поэтому с самого начала нужно исчерпывающе описать должностные функции, чтобы не переделывать документ.

Ответственность

Данный раздел устанавливает возможности привлечения служащего к ответственности. Этот список приведен в общем виде, с минимумом конкретных формулировок, поскольку ответственность может быть установлена лишь в ходе административных и юридических процедур.

Права

Помимо описания стандартных прав, которыми обладают большинство работников, — на получение информации, участие в собраниях, внесение предложений — сюда можно добавить и дополнительные возможности для сотрудника. Так, для ряда профессий есть возможность останавливать процесс производства или распоряжаться выделенными денежными средствами.

Условия работы

Данный раздел добавляется, если наниматель хочет включить описание каких-то дополнительных особенностей работы. Так, сюда можно добавить упоминания о нестандартном трудовом графике, бесплатной рабочей одежде, частичной оплате компанией образования или расходов на связь и транспорт.

Составление должностной инструкции проходит ряд этапов:

  • Подготовка чернового варианта.
  • Его обсуждение с юристом, сотрудником кадровой службы, будущими коллегами специалиста.
  • Создание варианта с учетом их замечаний.
  • Распечатывание на фирменном бланке, с включением атрибутов официального документа.
  • Проставление подписей руководителями организации, с которыми согласовывалось её составление.
  • Визирование инструкции директором.
  • Знакомство с документом сотрудника, и проставление им своей подписи.

Внимание! Сотрудник имеет право получить в отделе кадров свою копию инструкции в бумажной или электронной форме. В последнем случае нужно предварительно удалить из неё все личные сведения.

Должностная инструкция официанта используется для раскрытия положений трудового договора. Хотя обязанность составлять инструкцию и не упоминается в законодательстве, письма Роструда и зарубежная практика её применения стимулируют работодателей включать должностную инструкцию в стандартный пакет трудовой документации.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Образец должностной инструкции официанта

1. Общие положения

  1. Лицо, которое претендует на позицию официанта, обязано отвечать следующим стандартам:
    • соответствующее профильное образование;
    • опыт работы в сфере общественного питания от 0,5 года.
  2. Официант принимается на свою должность и увольняется с неё управляющим рестораном.
  3. Сотрудник на этой позиции должен знать следующее:
    • профильные нормы и законы, регулирующие процессы торговли и обращения с потребителями;
    • положения ресторана по взаимодействию с посетителями;
    • разновидности столовых приборов и их назначение;
    • основы взаимодействия с коллегами по обслуживанию посетителей;
    • нормы сервировки столов;
    • принципы обслуживания клиентов ресторана;
    • правила взаиморасчетов с клиентами;
    • организацию сдачи полученных денег и платежных документов;
    • стоимость основных ресторанных блюд и напитков;
    • порядок разрешения возможных конфликтных ситуаций с клиентами, а также варианты их профилактики;
    • нормы учета и использования соответствующего инвентаря;
    • правила ухода для применяемого инвентаря;
    • кулинарные свойства и пищевые особенности основных блюд, подаваемых в заведении;
    • рекомендуемый порядок сочетания блюд, а также правила их подачи;
    • нормы подачи спиртных напитков;
    • признаки бракованных и некачественных пищевых продуктов;
    • нормы санитарной и гигиенической политики ресторана;
    • правила, регулирующие пожарную и технологическую безопасность в ресторане, а также санитарную обстановку.
  4. Официант руководствуется:
    • соответствующими законами и правилами;
    • актуальными нормами ресторана;
    • содержанием этой инструкции.
  5. На время отсутствия официанта его трудовые функции передаются другому работнику, выбранному управляющим рестораном.
  6. Официант подчиняется управляющему рестораном.

2. Трудовые обязанности

В список обязанностей сотрудника на этой позиции входит:

  1. Сервировка столов и их оперативная уборка.
  2. Обеспечение оперативной смены загрязненных столовых принадлежностей.
  3. Контроль за наличием перца, соли, зубочисток и иных расходных вещей.
  4. Выполнение заказов клиентов в части подачи блюд и напитков.
  5. Информирование посетителей по вкусовым качествам подаваемых блюд, особенностям их приготовления и пищевой ценности.
  6. Информирование клиентов по качеству и вкусам напитков, в том числе спиртных, предлагаемых в ресторане.
  7. Взаимодействие с коллегами и управляющим в части урегулирования конфликтных моментов.
  8. Прием от клиентов платежей, выдача сдачи, оформление платежных документов.
  9. Мониторинг ситуации с обслуживанием посетителей в помещении ресторана.
  10. Помощь в уборке ресторанного помещения в конце рабочей смены.
  11. Участие в украшении и оформлении заведения при приеме торжественных мероприятий.
  12. Участие в выездном обслуживании рестораном корпоративных мероприятий.

3. Ответственность

Официант может привлекаться к ответственности в следующих случаях:

  1. За ущерб, который нанесен работодателю по его вине, — в тех границах, которые установлены актуальными положениями законодательства.
  2. За ненадлежащее исполнение функций, изложенных в этой инструкции, — в соответствии с положениями трудового законодательства.
  3. За правонарушения, совершенные в процессе работы, — в соответствии с актуальными разделами соответствующего законодательства.

4. Права

Официант на работе имеет следующие права:

  1. Вносить обоснованные предложения по улучшению обслуживания клиентов.
  2. Доносить до руководства информацию по потенциально проблемным моментам в деятельности по обслуживанию посетителей.
  3. Участвовать в собраниях сотрудников, посвященных текущей ситуации в области функционирования персонала заведения.
  4. Знакомиться с жалобами клиентов на его работу.
  5. Получать доплаты в случае выездного обслуживания и других ситуаций, предусмотренных соответствующими положениями внутренней документации.
  6. Получать чаевые в размерах, которые даны во внутренней документации.

5. Условия работы

  1. Официант может быть отправлен в командировку, в тех случаях, которые прописаны во внутренней документации.
  2. Сотрудник может быть задействован в обслуживании клиентов на выездных мероприятиях, в том числе в выходные дни.
  3. За счет работодателя сотруднику предоставляется фирменная рабочая одежда.
  4. Официант получает премии в случае выполнения рестораном плановых показателей.

Зачем требуется должностная инструкция

Компания-наниматель применяет инструкцию как средство формализации своих взаимодействий с сотрудником. Особенно это важно для крупных компаний, с сотнями и тысячами служащих, выполняющих самую разную работу. Чтобы не тратить время менеджеров и самих сотрудников на консультации и пререкания по поводу их прав, обязанностей и сфер ответственности, и применяется должностная инструкция, в которой как можно более детально расписываются данные моменты.

Для работника этот документ тоже важен, так как позволяет спокойно заниматься своей работой, не отвлекаясь на второстепенные обязанности, не обозначенные в инструкции.

Важно! Должностная инструкция не должна противоречить трудовому договору, а также описывать те обязанности, которые выходят за границы описанной в нем трудовой функции работника.

Что нужно помнить при написании инструкции

В трудовом законодательстве пока не прописаны положения, которые регулируют составление должностной инструкции. Пользуясь этим, рестораторы могут адаптировать её содержимое под свои потребности. Что касается формата, то обычно применяется стандартный план инструкции, который включает:

  • Общие положения.
  • Рабочие обязанности.
  • Права.
  • Ответственность.

Работодатель может добавить к этим разделам ещё несколько пунктов, если хочет более подробно конкретизировать какие-то моменты. Особо популярны следующие дополнительные разделы:

  • Критерии оценки результатов работы.
  • Должностные взаимосвязи.
  • Условия труда.

Дополнительные части к инструкции обычно добавляют крупные организации, стремящиеся формализовать возможно большую часть своих отношений с сотрудниками.

Вводная часть

Раздел отведен под формулировку базовых параметров взаимодействия сотрудника с его нанимателем. Здесь дано описание, кто нанимает сотрудника, кому он подчиняется и других основных рабочих моментов.

Особое значение имеет список знаний, которыми должен обладать сотрудник. Они должны соотноситься с перечнем функций, перечисленных в следующем разделе. Также значительную роль играют и требования к уровню образования и опыту работы сотрудника. В премиум-сегменте они могут значительно превосходить общепринятый уровень для данной позиции. Так, от официанта может потребоваться знание разговорного английского или тонкостей работы с винами.

Важно! Официанты по функционалу и другим параметрам могут довольно сильно отличаться у разных работодателей. Элитный ресторан, винный бар или корпоративная столовая — все имеют свою специфику, которая должна учитываться в данном разделе, в том числе при перечислении требуемых навыков.

Обязанности

Эта часть отводится под перечень трудовых обязанностей сотрудника. Обычно здесь перечисляют набор типовых функций, который может быть дополнен несколькими пунктами, связанными со спецификой деятельности работодателя. Так, в некоторых ресторанах официант участвует в уборке зала после окончания работы, в других — помогает оформлять интерьер для праздничных мероприятий.

Ответственность

В данной части приведен список действий, за которые работник может быть наказан в соответствии с документацией работодателя и законодательством. Меры наказания прописывают в общей форме, поскольку конкретная степень ответственности может быть определена лишь путем административных и судебных споров.

Права

Заключительный типовой раздел, в котором перечислены права служащего. Для рядовых сотрудников, к которым относятся официанты, права довольно стандартны, но могут быть расширены при желании работодателя.

Условия труда

Один из дополнительных разделов, отведенных нанимателем под описание льгот и специфических моментов. В данном разделе обычно упоминается предоставление работодателем официанту фирменной рабочей одежды, а также его привлечение к обслуживанию на выезде.

После первоначального составления должностной инструкции она должна быть утверждена соответствующими специалистами. Обычно для этого привлекают юриста и HR-менеджера. После учета их правок документ утверждается руководителем организации. Далее документ распечатывается с соблюдением всей официальной атрибутики: даты, данных об организации и других параметров. После этого в процессе приема на работу с ним знакомится сам сотрудник. Окончательным этапом ввода документа в действие является проставление подписей задействованными лицами: самим работником, руководителем организации и другими сотрудниками, если их подписи нужны по действующим нормам документооборота.

Одним из ритуалов ежедневной уборки является мытье посуды. Постепенно ручной труд автоматизируется. Все чаще в быту можно встретить посудомоечную машину, но только не в кафе и ресторанах — там работают люди. Мойщик посуды, имеет должностные обязанности, чтобы ничего не разбить и не угробить себя. Чтобы избежать таких случаев предусмотрена инструкция по охране труда для мойщика посуды (посудомойщицы), которую зачитывают каждому устраивающемуся в ресторан, кафе, столовую, или школу. Выполняя ежедневно мелкие бытовые дела, настраивая себя на мытье сковородки или гору посуды после визита гостей, мы даже не задумываемся, что для кого-то мытье посуды является ежедневными должностными обязанностями. Есть целая профессия, со своими инструкциями, правилами с определенными требованиями, которая называется — мойщик посуды (посудомойщица). Востребована профессия мойщика посуды,чаще всего в ресторане, кафе или в столовой, словом, в местах общественного питания.


Мойщик посуды (посудомойщица) — кто это, чем он занимается

Уже из названия профессии мойщица посуды можно догадаться чем занимается данный работник. Конечно же моет посуду. Забегая наспех в столовую во время обеденного перерыва, отмечая знаменательную дату на летней площадке изысканного ресторана или, забредя с друзьями в бар возле дома, независимо от стоимости, популярности, посещаемости заведения, все продукты питания подаются нам в чистой, сухой посуде. При любой точке общественного питания для клиента необходим комплект чистого столового и чайного сервиза, а значит, здесь невозможно обойтись без работника, который будет его мыть, а при крупных популярных часто посещаемых кафе, ресторанах — вовсе таких работников может быть несколько. Профессия не проста, как кажется. За день вручную приходится перемывать по несколько тонн железа и стекла. Это далеко не две кастрюли, сковородка или пять тарелок. Во время особо крупных банкетов или же во время праздников приходится стоять возле раковины по 12 часов в день, находясь руками постоянно в воде с чистящим средством, не всегда имея перчатки под рукой, чтобы уберечь кожу рук от повреждений. Проведя 15 минут за мытьем тарелок дома, кожа на руках высыхает, чешется и возникает явное желание нанести на нее питательный крем, представляете, что случится с кожей рук спустя 12 часов?

Обязанности мойщика посуды


Обязанности посудомойщицы не просты, как кажутся на первый взгляд. Для начала нужно знать все нормы санитарно-эпидемиологической службы. По данным нормам выявляются нюансы работы, например, что вода для мытья должна быть 65 градусов, что кастрюли, сковородки и прочее железо моется в отдельной раковине и комнате, обособленно от столовых сервизов, которые используют для подачи еды посетителям кафе или ресторанов. Стаканы, фужеры, бокалы, рюмки и остальные емкости для напитков тоже должны мыться отдельно от сервизов и кастрюль. После основной мойки, чашки, ложки и тарелки переносятся в другую чистую раковину, где они тщательно должны ополоснуться под душем с проточной водой. Но даже это еще не все. Затем помытое собирается, устанавливаясь на специальные решетки, а после этого погружается вместе с ними в стерилизационный шкаф, где сначала обдается дезинфицирующим раствором, потом смывается чистой прозрачной водой и после этого высушивается струей воздуха. После всех, описанных процедур посудомойщица вытаскивает посуду, сортирует по отдельным предметам, типовым принадлежностям, относит на раздачу. Столовые приборы готовы к использованию для подачи блюда следующему клиенту заведения, а мойщик посуды снова приходит к изначальной точке, к первой раковине, которая по размерам и габаритам больше похожа на алюминиевую ванну. Всем эти занимаются мойщики посуды второго разряда.

Сбором посуды со столов, удалением остатков пищи, транспортировкой грязной посуды к раковине занимаются мойщики первого разряда. Но при мелких местах общепита, иногда, эти две должности объединяются одной. Вот тогда нет разделения на разряды.

Существуют инструкции по охране труда мойщика посуды. Приступая к работе, мойщик должен получить первичный инструктаж по охране труда. Необходимо пройти стажировку. После сдается зачет по правилам эксплуатации оборудования, нормам СЭС, требованиям к рабочей одежде, электробезопасности, техники безопасности, по порядку действия, при внезапной поломке оборудования. Только после этого можно приступать к работе. Проходить инструктаж по охране труда придется каждые 6 месяцев.

Как получить профессию

Какого-то специального образования для профессии посудомойщик не требуется. Можно устроиться на должность работника данной сферы вовсе без опыта работы, учитывая при этом, что возраст сотрудника не будет нарушать трудовой кодекс Российской Федерации. Это не значит, что вас тут же допустят к работе. Придется все же немного подучиться, а после сдать зачет. Нужно прослушать несколько лекций по санитарно-гигиеническим знаниям, освоить правила техники безопасности, правила и количество использования моющих, чистящих растворов, правила эксплуатации вспомогательных электрических приборов, сделать обязательную санитарную книжку с необходимыми анализами и допуском к работе.

Чек-лист: плюсы, минусы профессии

В любой работе, как руками, так и головой есть много того что нравится и наоборот раздражает — мы выделили основные распространенные моменты.

Из плюсов профессии выделим:

  • удобный график работы, чаще всего это 2 рабочих дня через 2 выходных;
  • Некоторые работодатели предлагают своим сотрудникам данной отрасли гибкий почасовой график;
  • Большое количество точек общепита обеспечивает высокий спрос на профессию. Обычно устроиться на эту должность не сложно;
  • Работа не требует применения большой физической силы;
  • Самый главный плюс неплохая зарплата с возможностью трудоустройства, не имея опыта работы в подобной сфере;
  • Огромным бонусом во многих заведениях бывает бесплатное питание для работников и возможность забирать неиспользованные порции домой.

Минусов в данной работе тоже хватает:

  • Целый день нужно стоять на ногах, исключая мелкие перерывы во время работы, ну с перерывом на обед;
  • Руки постоянно в воде с химическим средством для мытья посуды;
  • Не всегда работодатель соблюдает предписанные нормы(не выдает перчатки, экономит на вытяжке и качестве моющих средств, отчего может страдать здоровье работника);
  • По мимо этого, нужна постоянная внимательность и собранность для контроля чистоты мойки и слежением за работой стерилизационных посудомоечных машин;
  • Огорчает так же 12 часовой рабочий день и хрупкие стеклянные предметы, за поломку которых придется заплатить работодателю;
  • Редкое оформление по трудовому договору, а значит и отсутствия защищенности работника трудовым кодексом Российской Федерации.

Требования к мойщику посуды

Требований к работнику этой профессии не мало. Обязательная санитарная книжка, с допуском работы, которую обновляют каждый год в комплексе с флюорографией и осмотром врача-дерматолога. Прохождение лекций на базе санитарно-эпидемиологической службы каждые 2 года и обязательное ношение специальной одежды- шапочки, фартука, резиновых перчаток. Четкие знания правил техники безопасности, в том числе в работе с электроприборами, знание всех этапов обработки посуды, выполнение всех требований по охране труда, проверка всей утвари на целостность, утилизация того, что с дефектами (трещины, сколы). В одежде не должно быть иголок, булавок и других опасных колющих предметов, которые могут упасть при транспортировке на раздачу, а затем оказаться в тарелке с едой клиента. Необходимы качества, как: аккуратность, чистоплотность, обязательность, ответственность, умение следить за рабочей одеждой, быть опрятным.

Зарплата

В среднем зарплата составляет составляет от 12000 до 30000 рублей в месяц в зависимости от графика, региона, а также престижности общепита. Чаще всего зарплата договорная, поэтому зависит от количества отработанных часов.

Тип занятости

Работать посудомойщиком очень удобно для людей совмещающих две и более работы. Чаще всего к предъявляемым требованиям относят неполный тип занятости или посменную, а иногда даже почасовую работу. Очень хорошо данные условия подходят студентам и людям, ищущим подработку. А изобилие мест общественного питания увеличивает спрос и предложения по вакансии, что позволяет без конкурентно получить место работы по этой профессии, даже не имея опыта.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: