Обязанности посла в иностранном государстве

Обновлено: 27.03.2024

Почти в каждом иностранном государстве есть маленький кусочек России — это посольство.

Многие уверены, что если за границей случится какая-то беда, нужно срочно бежать в посольство: там встретят, выслушают, помогут решить проблемы и вернуться на родину, еще и денег с собой дадут.

Наверное, так когда-нибудь будет в прекрасной России будущего. Но сейчас все работает несколько иначе.

Зачем нужны посольства (дипломатия для самых маленьких)

Россия хочет, чтобы в мире ее уважали, а страны-соседи с ней дружили и торговали. Для этого у нее есть специальные люди — дипломаты. Они разъезжаются в разные части света, открывают там свои офисы и начинают общаться с представителями других стран как бы от лица России.

Еще дипломаты следят за тем, чтобы другие государства учитывали российские интересы и не нарушали права проживающих за границей россиян.

Если интересы России или права ее граждан как-то ущемляются, посольство начинает писать и звонить во все местные инстанции, чтобы узнать, в чем дело. И власти иностранного государства не могут просто так отмахнуться от требований посольства, иначе вся Россия может на них обидеться.

Венская конвенция о дипломатических сношениях: кто такие дипломаты, зачем они нужны и какие у них есть права

Какие права есть у россиянина за границей

Когда россиянин пересекает границу России, он становится иностранцем и на него начинают распространяться законы другой страны. Если россиянин нарушит закон в иностранном государстве, с ним будут разбираться в соответствии с нормами этой страны. Даже если там законы совсем не такие, как в России, и гражданин стал нарушителем по незнанию.

Например, в России за оскорбления или агрессивные жесты в общественном месте можно отделаться простым разговором с полицией, а вот в Австрии за такое без лишних слов оштрафуют на крупную сумму или дадут 3 месяца тюрьмы. В каких-то странах строгий сухой закон или нельзя ходить в шортах выше колен, а где-то привезенные из России лекарства могут признать наркотиками и дать пожизненное.

В то же время у гражданина России есть права, нарушать которые не может никто и нигде: это право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливый суд и защиту законом наравне с местными жителями. Еще россиянин за границей не должен подвергаться произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Вот именно за соблюдением этих прав и следят российские дипломаты.

Чем посольство может помочь

В Конституции РФ написано, что Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Что именно понимается под «защитой и покровительством», нигде не конкретизировано.

Из-за такой размытой формулировки россияне за границей ждут от посольства радушия и гостеприимства: например, что дипломаты заставят полицейских искать карманника, который украл все деньги российского туриста, или добьются, чтобы отель предоставил тот номер, который обещал при бронировании, или оплатят лечение, если угодил в больницу.

Но по сути посольство России в иностранном государстве — это такое же госучреждение, как районная поликлиника или отделение полиции. Когда случаются неприятности, мы идем туда, чтобы нам оказали госуслугу: вылечили, дали справку для бассейна, поговорили с шумными соседями или стали искать карманника, который украл сумку с деньгами. Но никто не ждет, что полицейские напоят чаем или пустят переночевать. Хотя это совсем не значит, что такого вообще не может быть. Везде же люди.

Общий порядок работы посольства прописан в административных регламентах Министерства иностранных дел России: там указано, что и как должны делать дипломаты. Рассмотрим наиболее частые проблемы россиян за границей и то, как в их решении может помочь российское посольство.

Потеря или порча документов

Чаще всего в посольство приходится обращаться тем, кто остался без документов и теперь не может вернуться домой. В таких случаях оформляют свидетельство на возвращение в Россию, или СНВ , — оно выдается бесплатно.

Это специальный бланк, который сотрудники посольства заполняют на русском и английском языках. Он подтверждает, что его предъявитель — гражданин России, следующий на родину.

В некоторых странах по СНВ россиянина беспрепятственно пропустят через границу, даже если для въезда требовалась виза. В других государствах правила строже, поэтому понадобится оформить дополнительные документы, разрешающие выезд без паспорта. Не забудьте узнать в посольстве, что вам делать после получения свидетельства.

СНВ дает 15 дней, чтобы покинуть территорию иностранного государства и вернуться в Россию. На родине этот документ станет основанием для оформления нового загранпаспорта взамен утерянного. Если вместе с загранпаспортом был утрачен и обычный паспорт гражданина РФ , СНВ можно в течение 15 дней использовать как удостоверение личности на территории России.

дает СНВ на то, чтобы покинуть территорию иностранного государства и вернуться в Россию

Чтобы получить свидетельство на возвращение, нужно прийти в посольство или ближайшее консульство России за границей и написать заявление. Прошение о выдаче СНВ можно подать и на сайте Консульского департамента МИД России, но получать свидетельство все равно придется лично, в консульстве.

Чтобы оформить СНВ , дипломаты должны убедиться, что заявитель — на самом деле гражданин России. Для этого пригодятся любые документы: общегражданский российский паспорт, водительские права, служебное удостоверение или ксерокопии утерянного заграна. Если ничего этого нет, придется привести с собой двух граждан России, которые письменно подтвердят гражданство заявителя.

Если предоставить в посольство все нужные документы, свидетельство оформят максимум за 2 рабочих дня. На практике СНВ часто выдают в день обращения, особенно если у человека есть билеты на обратный рейс и самолет вот-вот улетит в Россию.

Если документов и свидетелей нет, посольству придется направлять запрос по месту жительства заявителя, и процесс может затянуться до 27 дней.

Обращение за медицинской помощью

Если за границей россиянину потребуется помощь врача, нужно напрямую обращаться в местные медицинские учреждения. Скорее всего, услуги иностранных врачей будут платными, и нести эти расходы придется самому пострадавшему или его родственникам — так написано в законе о выезде и въезде на территорию России.

От больших финансовых потерь в таких ситуациях может спасти страховка для выезжающих за рубеж — оформлять ее советует МИД России.

Что такое туристическая страховка и зачем она нужна, мы уже подробно писали в отдельной статье.

Покупайте страховку только у надежных компаний и следите, чтобы сумма страхового покрытия была не меньше 30 000 $, потому что лечение в зарубежной клинике может стоить дорого

Если россиянин попал в иностранную больницу и ситуация серьезная, посольство должно немедленно предупредить родственников и страховую компанию, если с ней заключен договор. Еще дипломаты могут помочь при общении с иностранными медиками, если иначе пациента не хотят лечить по страховке. Но постоянно сидеть у кровати пациента и выступать бесплатными переводчиками они вряд ли станут.

Тот же порядок распространяется и на репатриацию — так называется возвращение тела или праха погибшего россиянина на родину для захоронения. Все в той же статье закона говорится, что расходы на транспортировку останков покрываются либо за счет страховки умершего, либо оплачиваются его родственниками. Российские дипломаты лишь помогают с правильным и максимально быстрым оформлением всех документов, требующихся для перевозки гроба с телом через границу.

Но иногда происходят ситуации, не описанные в законах и регламентах, и посольству приходится импровизировать.

В практике знакомого дипломата был такой случай: российский турист отдыхал на горнолыжном курорте и получил тяжелую травму позвоночника. Местные медики оказали ему всю необходимую первую помощь, а затраты покрыла страховка. Но авиакомпания, которой летел этот человек, теперь отказывалась сажать его на обратный рейс, потому что не хотела отвечать за его состояние во время полета. Медицинская транспортировка на специальном самолете стоила огромных денег, и страховка ее не покрыла бы.

После долгих переговоров посольство все же убедило авиакомпанию взять россиянина на рейс — в сопровождении врача и под личную ответственность дипломатов.

Арест или тюремное заключение

Самая сложная ситуация — когда гражданина России за границей обвиняют в нарушении местных законов и берут под стражу. По международным нормам иностранная полиция должна сразу же сообщать в посольство России о любом задержанном россиянине, чтобы дипломаты могли встретиться с ним и узнать, что случилось.

Но так бывает не всегда. Иногда на россиян пытаются оказать давление: помещают в камеру, допрашивают и даже подсовывают на подпись какие-то бумажки, а потом основывают обвинения против них на «чистосердечном признании».

В таких случаях нужно повторять одну-единственную фразу:

Требовать встречи с сотрудником посольства можно даже по-русски: на большинстве языков слово «консул» понятно и без перевода. Ни в коем случае не нужно оказывать сопротивления, грубить или провоцировать иностранных силовиков на агрессивные действия. И главное — нельзя ничего подписывать.

Рано или поздно консула к задержанному россиянину пустят, и тогда нужно подробно рассказать ему все, что произошло: кто задерживал, кто допрашивал, чего хотели, насколько вежливо разговаривали, в каких условиях держали. Консул все зафиксирует, а потом посольство России направит официальный протест правительству иностранного государства. Порой этого бывает достаточно, чтобы россиянина отпустили с извинениями.

Когда обвинения против россиянина обоснованы, а дело дошло до суда, возможности посольства ограничены. Дипломаты обязаны соблюдать законы государства, в котором находятся, и не вмешиваться в работу правосудия, иначе их просто вышлют на родину. Поэтому, если начался суд, дипломаты могут лишь найти хорошего адвоката и следить за тем, чтобы судебное заседание шло в рамках закона. Платить за адвоката придется самому задержанному или его родственникам.

Если россиянина признают виновным и приговорят к тюремному сроку, дипломаты обязаны время от времени навещать его и обеспечивать минимальным набором средств для «комфортного» пребывания в месте заключения, например: зубной щеткой, книгами на русском языке, посылками и письмами от родных.

Обычно дипломаты стараются не довести дело до тюремного заключения и убеждают местные власти ограничиться депортацией нарушителя. Часто им идут навстречу, ведь никому не выгодно, когда россиянин томится в зарубежной тюрьме и проедает деньги иностранных налогоплательщиков.

Принцип взаимности

Дипломаты очень любят решать вопросы по так называемому принципу взаимности. Если очень упрощенно, это значит: «как ты со мной, так и я с тобой».

Каждая страна суверенна, то есть может делать все, что захочет, тем более внутри своих границ. Но если где-то систематически нарушаются права российских граждан — например, их задерживают по надуманным обвинениям, а потом не дают встретиться с российскими дипломатами, — Россия может обидеться и так же поступать с гражданами этой страны. Иногда это приводит к международным скандалам, разрыву дипломатических отношений и даже к вооруженным конфликтам.

Но если это не целенаправленная политика иностранного государства, а просто глупость или злой умысел конкретных полицейских, задержавших россиянина, тогда одно только требование вызвать консула может сделать их гораздо вежливее и внимательнее. Никто же не хочет на пустом месте стать виновником международного конфликта.

За границей без средств к существованию

Если россиянин по каким-то причинам оказался за границей совсем без денег, посольство даст ему возможность связаться со знакомыми в России, чтобы те смогли перевести ему необходимую сумму. В большинстве случаев помощь посольства на этом заканчивается.

Но есть и исключительные случаи, когда дипломаты могут оплатить россиянину жилье и питание, купить средства первой необходимости и даже обратный билет на родину. Так будет, если человек заявит, что находится в бедственном положении, из-за чего его жизни угрожает опасность, — и сможет это доказать.

Для рассмотрения каждого такого случая в посольстве собирается специальная комиссия, которая изучает все обстоятельства и решает, нужно ли предпринимать экстренные действия. При этом заявителю придется подробно рассказать комиссии, как он попал в страну, что с ним случилось и почему ни родственники, ни знакомые, ни соседи не могут помочь ему вернуться на родину. Еще он должен убедить дипломатов, что есть прямая угроза его жизни, которая может быть устранена, только если он немедленно вернется в Россию.

Если комиссия решит, что экстренная помощь необходима, дипломаты снимут заявителю самое дешевое жилье, купят немного еды, средства личной гигиены и минимум одежды, а также оплатят обратный билет на родину — по минимальному тарифу перевозчика.

Родные пропали без вести за границей

Бывают случаи, когда россияне едут на отдых в иностранное государство и исчезают там без следа, — порой некому даже написать заявление в местную полицию. Если родственники начали беспокоиться, они могут попросить помощи у российских дипломатов.

В Консульский департамент можно обратиться и когда вам кажется, что посольство или конкретный дипломат не хотят помогать в решении вашей проблемы

Поэтому, когда отправляетесь в зарубежную поездку, лучше подстрахуйтесь и оставьте родным копию загранпаспорта, а также подробно расскажите им о предстоящем маршруте и дате возвращения в Россию.

Если потребуется организовать поиски россиянина, дипломаты из посольства, конечно, не будут сами бегать с фонариками и искать пропавшего. Их главные инструменты — официальные запросы и звонки в компетентные органы иностранного государства. Но даже эти действия часто приносят ощутимую пользу: местные власти не могут просто так отмахнуться от просьб дипломатов и спустить дело на тормозах, иначе будут последствия — все по тому же принципу взаимности.

Стихийные бедствия, войны, революции

Иногда за границей россияне попадают в теракт, революцию или цунами. В такие моменты самое страшное — отсутствие проверенной информации и непонимание, что делать дальше. Мне пришлось прочувствовать это на собственном опыте.

В 2012 году я поехал изучать арабский язык и восточную культуру в Ливан. Спустя две недели недалеко от дома, где я жил, произошел теракт: взорвали какого-то генерала, а вместе с ним целую жилую улицу. Следующие несколько дней весь город гудел: одни люди жгли покрышки, другие строили баррикады, на улицы вывели военную технику, начались перестрелки.

Я решил позвонить в посольство и спросить, что происходит, — может, началась революция или очередная война с Израилем. В посольстве ответили, что по телефону мне ничего говорить не будут: мол, вдруг я какой-нибудь провокатор.

Еще мне сказали, что если я чувствую угрозу своей безопасности, то могу на время укрыться на территории посольства, а там уже решат, что со мной делать. Вот только идти до посольства мне пришлось бы через блокпосты военных и баррикады мятежников. Гораздо безопаснее оказалось добраться до аэропорта, поэтому я купил обратный билет и вернулся в Россию.

Сейчас для чрезвычайных ситуаций в Министерстве иностранных дел РФ есть специальная структура — департамент Ситуационно-кризисный центр. Он координирует действия посольств и других российских ведомств в случаях, когда жизням граждан России за границей угрожает опасность: например, помогает укрыться в ближайшем посольстве, быстро получить последние сведения об обстановке в стране или узнать, где будет точка сбора, если принято решение об эвакуации россиян из зоны бедствия.

Для экстренной связи с ДСКЦ разработали мобильное приложение «Зарубежный помощник», его можно скачать на сайте МИД России.

После установки приложение попросит ввести данные загранпаспорта и номер телефона. Если зарегистрировать маршрут будущей поездки, то при возникновении опасных ситуаций на телефон придут оповещения. Эта информация также постоянно публикуется в Твиттере Ситуационно-кризисного центра.

Главная функция «Зарубежного помощника» — экстренная связь с российскими дипломатами. В этом случае приложение отследит координаты звонящего и направит их в ближайшее посольство, а те — местным властям, если россиянину угрожает опасность.

В приложении можно узнать полезную информацию о стране, в которой вы находитесь, и найти ближайшее посольство или консульство, используя геолокацию


Политическое устройство любого официально признанного государства требует ведения внешне направленной деятельности. Как правило, для этого требуются люди, которые смогут официальным образом представлять страну в других государствах. Таковыми должностными лицами являются послы. Именно о них и пойдет речь в статье. Далее можно будет подробно рассмотреть вопросы, кто такой посол и в чем заключаются его функции.

Посол – кто это такой? Определение

Согласно научному толкованию, посол – это должностное лицо высшего ранга, которое представляет свою страну в другом иностранном государстве. Помимо этого, при необходимости, это уполномоченное лицо также может быть задействовано в деятельности международных организаций. Говоря более простыми словами, посол – дипломат, который представляет интересы своего государства на территории других стран.

Как правило, послами становятся лица, имеющие высшее образование по направлению "Международные отношения", знающие два и более иностранных языков в совершенстве и осуществляющие свою трудовую деятельность в Министерстве иностранных дел.

Функции, задачи и права посла

Человек, который направляется в другие государства с дипломатической целью, имеет свои функции и задачи. В первую и самую главную очередь — это представление и защита интересов своей страны.

Посол дипломат

Для осуществления своей профессиональной деятельности посол может вести официальное общение с представителями государственных органов той страны, в которой он пребывает, а также с политической оппозицией и другими правительственными организациями.

С целью представления интересов своей страны послы наделяются дипломатической неприкосновенностью.

Посол является главой посольства, которое необходимо для поддержания качественных дипломатических отношений между державами. Назначается это должностное лицо главой государства, которое он представляет.

Живут послы, как правило, в официальной резиденции, которая обязательно находится на территории посольства. Крайне важно отметить, что этот участок наделен экстерриториальным иммунитетом.

Кто такой посол?

Заключение

Разобравшись в вопросе, кто такой посол, можно сделать вывод, что люди, которые назначаются на эту должность, несут большую ответственность за свое государство и его политические интересы. От того, насколько качественно этот представитель будет выполнять свои должностные обязанности, зависит то, как будет выглядеть его страна в глазах других государств.

Дипломатия характеризуется строгим ранжированием для должностных лиц, а также определенным законом порядком присвоения данных рангов. Такая практика характерна как для нашего государства, так и для ряда других. Давайте подробно разберем дипломатические чины и ранги. И начнем с характеристики предмета разговора.

Определение понятия

Дипломатическими рангами называются классные чины, которые присваиваются лицам, занимающим государственные должности в Министерствах иностранных дел, консульских организациях либо дипломатических представительствах. В ряде некоторых государств допускается практика ранжирования дипломатов по типу государственных служащих, принятому в этой стране.

дипломатические ранги

Также отметим, что дипломатические ранги и должности - это не одно и то же, они могут между собой не совпадать. Например, третий секретарь не обязательно работает именно в должности секретаря.

Должности и ранги дипломатических представителей

Представим в таблице в порядке возрастания (от меньшего к более высокому) ранги и соответствующие им должности российских дипломатов.

Данным дипломатическим рангом должен обладать советник либо помощник заместителя министра МИДа,

советник либо помощник генерального директора Министерства иностранных дел,

Данный ранг может быть присвоен помощнику первого замминистра МИДа или

начальнику определенного отдела в департаменте МИДа.

Этот ранг имеется у заместителя директора департамента МИДа,

помощника, советника министра иностранных дел,

генерального консула страны,

1-го заместителя представителя при международном объединении.

Дипломатический ранг может иметь глава дипломатической миссии страны в другом государстве,

а также директор департамента МИДа.

Это сам министр иностранных дел либо его первый заместитель,

посол по особого вида поручениям,

генеральный директор МИДа,

постоянный представитель государства при объединении стран мирового уровня.

Мы разобрали ранги дипломатических представителей конкретно для РФ. Обратимся теперь к опыту других государств.

Дипломатия в других странах

Для примера посмотрим на ранжирование в других государствах:

  • Беларусь, Узбекистан, Казахстан имеют точно также же дипломатические ранги, что и РФ.
  • В государстве Киргизия подобная градация, только без разделения ранга чрезвычайного полномочного посла на классы.
  • В Армении всем рангам чрезвычайного полномочного посланника соответствует единый - чрезвычайный полномочный министр.
  • В Италии существует следующее ранжирование (опять же в порядке возрастания):
    • стажер-секретарь дипломатической миссии;
    • секретарь миссии;
    • советник миссии;
    • советник итальянского посольства;
    • полномочный министр иностранных дел;
    • посол.

    дипломатические чины и ранги

    Регламентация в РФ

    В России присвоение дипломатических рангов регламентирует Указ Президента (тогда еще Б.Н. Ельцина) №1371, утвержденный осенью 1999 года - 15 октября. Законодательный акт пережил три редакции, последняя из которых приходится на 2006 год.

    Указ касается всех лиц, выполняющих работу дипломатического характера:

    • на государственных должностях в РФ;
    • на должностях государственной федеральной гражданской службы в МИДе;
    • в российских консульствах;
    • в дипломатических представительствах РФ;
    • в территориальных представительствах МИДа на территории Российского государства.

    дипломатические ранги и воинские звания

    Ранжирование и оплата труда

    С данным актом непосредственно связаны указы об установлении месячной оплаты труда работников-дипломатов. Отсюда оклад представителей всей дипломатической градации прямо соразмерим с занимаемым ими рангом. Общая оплата труда формируется по схеме: оклад по рангу + определенная надбавка в соответствии с занимаемой должностью.

    присвоение дипломатических рангов

    Присвоение рангов

    Согласно указу о дипломатических рангах, присвоение последних в РФ происходит в строгом соответствии с:

    • нормативно-правовыми российскими актами;
    • требованием к уровню и специфике профессионального образования;
    • стажем и опытом работы конкретного должностного лица;
    • знанием Конституции, ФЗ и иных правовых актов, прямо или косвенно относящихся к занимаемой должности;
    • учетом времени пребывания в предыдущем ранге;
    • анализом результатов служебной деятельности работника;
    • фактом наличия сертификата, свидетельствующего об определенной степени владения иностранным языком или языками.

    дипломатические классы и ранги

    Минимальные сроки пребывания в рангах

    Законодательство устанавливает следующие сроки для пребывания в определенных рангах дипломатическим работникам.

    РангМинимальный срок, лет
    Советник 1-го класса и вышеНе предписано
    Советник 2-го класса3
    1-й секретарь первого класса3
    1-й секретарь второго класса2
    2-й секретарь первого и второго класса2
    3-й секретарь2
    Атташе2

    Познакомимся далее еще с информацией о дипломатических классах и рангах.

    Важные предписания указа №1371

    ранги дипломатических представителей

    Представим важную информацию из данного законодательного акта:

    • Последний присвоенный дипломатический ранг сохраняется за лицом пожизненно.
    • Решение о присвоении ранга - прерогатива МИДа или президента РФ. Запись о повышении производится в личное дело и трудовую книжку дипломата.
    • Присвоение минимального ранга (атташе) выпускникам профильных учебных заведений - прерогатива аттестационной комиссии. Данный акт имеет место быть только после прохождения профессионального испытания.
    • Если служебный контракт работника подразумевает наличие определенного срока служебного испытания, то по истечении этого времени он имеет право быть представленным к минимальному рангу согласно занимаемой им должности.
    • Если увольнение дипломата было незаконным, то время перерыва будет засчитываться в течение срока его текущего дипломатического ранга.
    • Если имеют место особые отличия, выполнение исключительно важных дипломатических заданий, то присвоение следующего ранга может произойти ранее установленного срока или вовсе без соблюдения алгоритма очередности. Последнее, естественно, характерно для самых исключительных случаев.

    дипломатические ранги государственных служащих

    • Как досрочное, так и внеочередное присвоение дипломатических рангов государственным служащим осуществляется только аттестационной комиссией, председателем которой выступает 1-й замминистра МИДа.
    • Такие ранги, как чрезвычайный полномочный посол, чрезвычайный полномочный посланник 1-го и 2-го класса, имеет право присваивать только президент РФ по представлению министра МИДа. Остальные ранги назначает аттестационная комиссия.
    • Выплата месячных окладов дипломатическому работнику прекращается в момент его увольнения со службы.
    • Если лицо имеет как дипломатический ранг, так и квалификационный разряд (классный чин) государственной службы, то оплата труда ему начисляется согласно присвоенному рангу в дипломатической сфере.

    Дипломатические ранги и воинские звания в чем-то сравнимы. Существует строгая градация, регламентация присвоения. Как мы убедились, ранжирование дипломатических работников характерно не только для России. В нашей стране все аспекты данного мероприятия регламентируются соответствующим указом президента.

    1. Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, основные задачи и полномочия лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в иностранном государстве, Постоянного представителя (представителя, постоянного наблюдателя) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве) (далее соответственно - Посол, Представитель).

    2. Посол - высший официальный представитель Российской Федерации, аккредитованный в государстве пребывания, обеспечивающий дипломатическими и международно-правовыми средствами проведение внешнеполитической линии Российской Федерации, защиту национальных интересов, суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов ее граждан и российских юридических лиц в государстве пребывания.

    3. Представитель - полномочный представитель Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве), обеспечивающий дипломатическими и международно-правовыми средствами проведение внешнеполитической линии Российской Федерации в соответствующей международной организации.

    4. Перечень международных организаций (иностранных государств), при (в) которых необходимо присутствие Представителя, определяется Президентом Российской Федерации.

    5. Послу, Представителю присваиваются дипломатические ранги в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

    6. В своей деятельности Посол, Представитель руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

    1. Посол возглавляет Посольство в государстве пребывания, непосредственно руководит работой Посольства, определяет его структуру в соответствии с актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, распределяет должностные обязанности между сотрудниками дипломатической службы и работниками Посольства.

    2. Посол обеспечивает проведение внешнеполитической линии Российской Федерации в государстве пребывания и с этой целью осуществляет координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания иных представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, российских государственных учреждений и иных организаций, их делегаций и групп специалистов.

    3. Основными обязанностями Посла являются:

    1) выполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а также поручений других федеральных государственных органов, согласованных с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

    2) информирование Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченного федерального органа исполнительной власти, других федеральных органов исполнительной власти по вопросам внешней и внутренней политики государства пребывания и внесение предложений о развитии отношений Российской Федерации с государством пребывания, об обеспечении интересов Российской Федерации в соответствующем регионе и мире в целом;

    3) обеспечение развития сотрудничества Российской Федерации с государством пребывания в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях, представляющих взаимный интерес, оказание содействия органам государственной власти Российской Федерации, общественным объединениям и представителям деловых кругов Российской Федерации при необходимости в установлении контактов с государственными органами, общественными объединениями и представителями деловых кругов государства пребывания;

    4) участие в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации с государством пребывания, предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия международных договоров Российской Федерации, осуществление контроля за выполнением двусторонних международных договоров Российской Федерации с государством пребывания, а также многосторонних международных договоров Российской Федерации в части отношений Российской Федерации с государством пребывания;

    5) ведение работы по защите в государстве пребывания прав и интересов граждан Российской Федерации и российских юридических лиц с учетом законодательства государства пребывания, направление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти информации о наиболее важных правовых актах государства пребывания, судебных процессах в государстве пребывания, в том числе с участием граждан Российской Федерации и российских организаций;

    6) руководство постоянно действующим кризисным штабом Посольства, принятие необходимых мер по обеспечению безопасности граждан Российской Федерации, российских государственных учреждений и объектов в государстве пребывания, в том числе мер по поддержанию необходимого уровня безопасности Посольства, сотрудников дипломатической службы и работников Посольства, а также членов их семей;

    7) организация деятельности Посольства и консульских учреждений Российской Федерации, действий граждан Российской Федерации в государстве пребывания в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций, включая ситуации, возникающие вследствие угроз совершения или совершения актов международного терроризма;

    8) организация защиты государственной и иной охраняемой законом тайны;

    9) участие в подготовке и осуществлении межгосударственных обменов на высшем и высоком уровнях, а также визитов в государство пребывания официальных делегаций Российской Федерации и представителей федеральных государственных органов;

    10) подписание международных договоров Российской Федерации;

    11) поддержание контактов с руководителями государства пребывания, органами государственной власти, должностными лицами, общественными объединениями, представителями деловых, научных и культурных кругов, средств массовой информации, дипломатического корпуса в государстве пребывания;

    12) осуществление общего руководства деятельностью консульских учреждений Российской Федерации в государстве пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками;

    13) обеспечение распространения в государстве пребывания официальной информации по вопросам, касающимся внешнеполитического курса Российской Федерации, ее внутренней политики, социально-экономической, культурной и духовной жизни, всемерное содействие (в том числе и своим личным участием) формированию в государстве пребывания позитивного отношения к Российской Федерации, ее инициативам на международной арене;

    14) защита права собственности Российской Федерации на принадлежащее ей имущество в государстве пребывания, обеспечение сохранности и рационального использования такого имущества;

    15) проведение работы с сотрудниками дипломатической службы и работниками Посольства, сотрудниками российских организаций в государстве пребывания в целях обеспечения достойного представления интересов Российской Федерации в государстве пребывания, уважения ими традиций, обычаев и законодательства государства пребывания;

    16) принятие необходимых мер, связанных с тем, чтобы на территории государства пребывания обеспечивались в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания привилегии и иммунитеты, предоставляемые Посольству, находящимся на территории государства пребывания иным представительствам Российской Федерации, их сотрудникам и работникам, а также членам их семей, дипломатическим курьерам и следующей с ними дипломатической почте, а также иным гражданам Российской Федерации, имеющим право на привилегии и иммунитеты;

    17) обеспечение эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных Посольству, соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации;

    18) обеспечение необходимых условий для работы сотрудников дипломатической службы и работников Посольства, внесение предложений по вопросам, связанным с деятельностью Посольства.

    4. Посол исполняет другие обязанности в соответствии с нормами международного права, законодательством Российской Федерации.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: