Обязанности командного состава при возникновении угрозы судоходству

Обновлено: 24.04.2024

Для организации и осуществления обороны и защиты судна личный состав должен находится на командных пунктах и судовых постах в зависимости от объявленной боевой готовности.

При боевой готовности N 1 (общесудовая тревога) все оружие и технические средства, в том числе и средства защиты от оружия массового поражения, должны быть приготовлены к немедленному действию, весь экипаж судна должен находиться на своих судовых постах согласно расписанию по общесудовой тревоге.

При боевой готовности N 2 все оружие и технические средства, в том числе и средства защиты от оружия массового поражения, должны быть приготовлены к использованию. Не менее половины артиллерийских постов, необходимых для отражения внезапных атак противника, должны находиться в боевой готовности N 1, на остальных постах у оружия выставляется вахта. На постах, обеспечивающих управление судном, назначенный ход и подачу электроэнергии, а также связь и наблюдение, несется вахта.

Боевые готовности на судне при одиночном плавании устанавливаются капитаном судна.

Рекомендуемые материалы

5.1 Приготовление судна к плаванию в военное время.

Выход судов в море с возникновением угрозы судоходству и объявлением особого режима плавания производится только с разрешения штаба флота (ВМБ) по предварительной заявке судовладельца.

При подготовке судна к выходу в море, кроме мероприятий предусмотренных документами мирного времени, должно быть уделено особое внимание:

– состоянию и готовности связи;

– проверке исправности оружия;

– проверке наличия и исправности всех средств защиты от ОМП;

– состояние размагничивающего устройства (РУ) и срокам очередного размагничивания.

– проверке готовности к действию системы водяной защиты (СВЗ) и состоянию фильтров всех систем;

– проверке герметичности водонепроницаемых переборок и закрытий судна;

– проверке полного затемнения судна;

– выдаче экипажу индивидуальных средств защиты и индивидуальных дозиметров,

– подготовке средств для спасения особо ценных грузов, важных и секретных документов.

Наличие запасов, включая индивидуальные средства защиты, дегазирующие и дезактивирующие вещества, перевязочные пакеты, ИПП-8, оружие, боезапас к нему, должны быть не ниже установленных норм:

Примерные нормы средств защиты от ОМП, средств специальной обработки судна и принадлежностей в военное время.

По одному на каждого члена экипажа +10% запасных

По одному на л/с аварийных партий +10% запасных

Защитная одежда, комплект № 5

По одному на несущих вахту в машинном отделении

Защитная одежда, комплект № 6

По одному на каждого члена экипажа + 10% запасных

При постройке судна

При постройке судна

Радиометр-рентгенометр типа ДП-5

Комплект индивидуальных дозиметров (ИД-1, ДП-22, 24)

Дозиметр на каждого человека

Ранцевый корабельный дегазационный прибор РКДП

Распылительно-растирающее устройство РРУ

Мешки для зараженной одежды

Препараты СФ-3, ДТС-ГК

По табелю военного времени

По одной на члена экипажа

По одному на члена экипажа

По одному на члена экипажа

Санитарная сумка в спецукладке

По нормам снабжения

Имущество необходимое для санитарной обработки людей на ПСО

Мешки для зараженной одежды

Положено по снабж.

Положено по снабж.

Положено по снабж.

Санитарная сумка со спецукладкой

По линии мед.служ.

2-3% раствор хлорамина

По линии мед.служ.

Раствор борной кислоты (для глаз)

По линии мед.служ.

2% раствор питьевой соды

По линии мед.служ.

По линии мед.служ.

Тампоны для промывки глаз

По линии мед.служ.

Тазы для раствора

Тазы для душевой

Скамейки для раздевания

Ящик или сумка для документов

Мыло хозяйственное кусочки по 50 гр.

Журнал учета прохождения л/с ПСО

5.2 Выход из порта в военное время

Капитан судна перед выходом обязан получить от представителя военно-морского командования, судовладельца, в малых портах – от капитана порта инструктаж и необходимые документы.

На инструктаже капитан судна обязан уточнить:

– время выхода, порядок выхода из порта и скорость на переходе;

– рекомендации по маршруту и обстановку в районе плавания;

– наиболее опасные участки от воздействия противника;

– промежуточные пункты захода и порядок захода в них;

– порядок движения на переходе;

– организацию связи на переходе;

– организацию наблюдения и опознавания;

– действие судна при нападении противника, в условиях шторма, плохой видимости;

– организацию обороны и защиты судна на переходе, при стоянке на рейде и меры маскировки;

– порядок донесений об обнаруженных силах и средствах противника.

Выход (вход)из порта производится по боевой готовности №1 (общесудовая тревога).

При выходе из порта должны соблюдаться меры предосторожности, независимо от времени суток:

– недопущение дымности, искрения;

– включение ходовых огней только для предупреждения столкновения;

– запрещение передачи радио- и зрительных сигналов, передачи звуковых сигналов (без разрешения капитана), запрещение работы радиотехнических средств, в т.ч. эхолота;

– запрещение настройки радиотехнических средств с излучением в эфир;

– запрещение включения трансляции на верхнюю палубу.

В сложной обстановке безопасность плавания по ФВК военно-морское командование обеспечивает:

– навигационными лидерами, вооруженными специальной аппаратурой;

– данными берегового информационного поста (БИП);

– проводкой за тралами;

– по заявке могут включаться на определенный период маяки.

Разрешение на вход (выход) запрашивается капитаном с приходом на видимость РТП у оперативного дежурного ВМБ по УКВ или светом. С выходом из порта и до прибытия в пункт назначения капитан судна должен устанавливать боевые готовности в соответствии с обстановкой на переходе.

5. 3 Оборона и защита судна на переходе (основные принципы).

Выполнять мероприятия предупреждающие внезапность нападения на судно противника:

1. Проанализировать обстановку на маршруте перехода, используя информацию командования ВМФ и опыт плавания других судоводителей.

2. Предусмотреть мероприятия по уменьшению вероятности обнаружения судна и затруднения наблюдения за ним (ограничение использования радио- и радиотехнических средств, изменение курса с наступлением тёмного времени суток или при ухудшении видимости, использование береговой черты для маскировки от наблюдения со стороны моря, расположение курсов в лунные ночи в тёмной части горизонта, запрещение выбрасывания за борт плавающих предметов и откачки воды из трюмов, соблюдение светомаскировки).

Выполнять мероприятия по уменьшению вероятности встречи с противником:

1. Соблюдать скрытность выхода и перехода.

2. Организовать непрерывное наблюдение за морской и воздушной обстановкой.

3. Обходить районы обнаружения сил противника и возможных минных постановок.

4. Организовать своевременное получение оповещений о противнике.

Выполнять мероприятия по уменьшению эффективности применения оружия противником:

1. Поддерживать установленную боевую готовность.

2. Быть готовым произвести манёвр уклонения от атак противника.

3. Содержать в готовности имеемое оружие.

3. Быть готовым к ликвидации последствий атак противника.

Уклонение судна от атак воздушного противника производится немедленно с обнаружением его резкими изменениями курса и скорости хода. Уклонение от высотных самолетов (высота свыше 1000 м) производится:

– при атаках самолетов с острых курсовых углов (до 90 град) поворотом судна на самолеты, приводя их в кратчайшее время на траверзные курсовые углы другого борта (рис 3 ).

Рис 3. Схема уклонения судна при атаках высотных самолетов на острых курсовых углах

– при атаках самолетов с кормовых курсовых углов ( более 90 град) поворотом судна от самолетов, приводя их в кратчайшее время на траверзные курсовые углы другого борта ( рис 4. )

Рис 4. Схема уклонения судна при атаках высотных самолетов на кормовых курсовых углах

Уклонение судна от низколетящих самолетов (до высот 1000 м) и крылатых ракет производится путем приведения их на траверзные углы того же борта, резким изменением скорости судна, введением в сектор стрельбы максимального числа артиллерийских стволов (рис5).

Рис 5. Схема уклонения судна от низколетящих самолетов.

Уклонение судна от подводной лодки, находящихся на дистанции более 8 но менее 15 миль, на курсовых углах судна менее 90 град, необходимо изменить курс и скорость с расчетом разойтись с ПЛ на расстоянии не менее 15 миль с учетом предполагаемого направления ее движения. Если ПЛ находится на курсовых углах судна более 90 град, необходимо увеличить скорость и следовать противолодочным зигзагом. При нахождении ПЛ на дистанции менее 8 миль следует считать, что ПЛ атаковала судно, и выполнять уклонение как от обнаруженных торпед.

Уклонение судна от атак катеров производится немедленно после их обнаружения изменением курса и увеличением скорости хода до максимального в целях приведения их на кормовые курсовые углы (более 130 град) для расхождения с ними на максимальном расстоянии (рис 6). Если маневр уклонения от атаки невозможен, судно маневрирует таким образом, чтобы снизить эффективность атак катеров. При внезапной встречи с катерами (на дистанции менее 15 кбт) уклонение производится поворотом на курс, обратный пеленгу на катера, с одновременным увеличением скорости хода (рис 7).

Рис 6. Уклонение судна от атаки катера на дистанции более 15 кбт

Рис 7. Уклонение судна от атаки катера на дистанции менее 15 кбт

Уклонение судна от торпеды производится:

– при обнаружении торпеды на дистанции менее 15 кбт и курсовом угле менее 60 град. – изменением курса на торпеду, приведением ее на курсовой угол 20 град. борта обнаружения и увеличением скорости хода до максимальной (рис 8);

– при обнаружении торпеды на дистанции менее 15 кбт и курсовом угле более 60 град. или на дистанциях 15-30 кбт при любых курсовых углах – приведением торпеды за корму с увеличением скорости хода до максимальной (рис 9).

КУ менее 60 град

Рис 8. Уклонение от торпеды на курсовом менее 60 град.

Рис 9. Уклонение от торпеды на курсовом более 60 град

Уклонение от плавающих мин, обнаруженных по курсу судна или вблизи курса, производится путем оставления мины с наветренного борта на расстоянии не менее 50-60 м. Окончание маневра уклонения производится тогда, когда мина остается за кормой (рис 10).

Рекомендуем посмотреть лекцию "9 Социальные конфликты".

II. Обязанность и ответственность в области охраны труда

судовладельца и командного состава

10. Работодатель (судовладелец) обязан обеспечить:

1) наличие на судне системы управления охраной труда (далее - СУОТ);

2) регулярное инспектирование рабочих мест на судне, от технического состояния которых зависит здоровье и безопасность членов экипажа;

3) выявление, оценку рисков, управление ими на судне, информирование о них членов экипажа судна;

4) безопасность членов экипажа судна при эксплуатации судового оборудования, инструментов и выполнении судовых работ;

5) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильным применением членами экипажа судна средств индивидуальной и коллективной защиты;

6) осуществление санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания членов экипажа судна в соответствии с требованиями охраны труда;

7) рассмотрение предложений, поступающих от экипажа судна о мерах по созданию безопасных условий труда;

8) наличие необходимых документов по охране труда;

9) организацию работы судовых комитетов (комиссий) по охране труда (при их наличии);

10) разработку технологических карт или инструкций по безопасному выполнению характерных опасных судовых работ;

11) обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда капитана судна, лиц командного состава и членов экипажа судна;

12) проведение специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) на рабочих местах членов экипажей судов Компании (судовладельца, работодателя).

11. Капитан судна обязан обеспечить:

1) безопасные условия труда, соблюдение требований нормативных правовых актов (далее - НПА) по охране труда членами экипажа судна;

2) выполнение на судне положений действующей в судоходной компании СУОТ, требований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации).

(в ред. Приказа Минтруда России от 05.10.2021 N 671н)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) ознакомление (под роспись) членов экипажа судна с результатами СОУТ на их рабочих местах;

4) проведение своевременного расследования несчастного случая, происшедшего на борту судна с членом экипажа.

12. Лицо командного состава, назначенное капитаном судна ответственным за организацию работ по охране труда на судне, обязано:

1) вести судовую документацию СУОТ;

2) совместно с руководителями судовых служб составлять заявки на обеспечение членов экипажа судна специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

3) участвовать совместно с руководителями судовых служб и членами судового комитета (комиссии) по охране труда (при его наличии) в проверках состояния охраны труда на рабочих местах членов экипажа судна;

4) участвовать в работе судового комитета (комиссии) по охране труда;

5) участвовать в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, оформлять документы по расследованию несчастных случаев.

13. Капитан и командный состав судна обязаны следить за тем, чтобы:

1) механизмы, устройства, системы и оборудование судна эксплуатировались в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации заводов-изготовителей оборудования, правил технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций, требованиями Правил;

2) механизмы, устройства, системы и оборудование судна осматривались, проверялись и испытывались в сроки, установленные инструкциями заводов-изготовителей оборудования, правилами технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций;

3) при работе механизмов и другого оборудования судна движущиеся и вращающиеся их части, а также отверстия в оборудовании, через которые в процессе эксплуатации могут выделяться пламя, горячие газы, пыль, лучистая теплота, были закрыты или ограждены;

4) проемы палубы и рабочие места, расположенные на высоте от 500 мм и выше (площадки управления, наблюдения), имели закрепленные леерные ограждения.

14. Члены экипажа судна обязаны:

1) сообщить своему непосредственному начальнику о замеченных неисправностях судового оборудования, систем, устройств, трапов, средств страховки, представляющих опасность, а также о нарушениях Правил и инструкций по охране труда;

2) использовать предохранительные приспособления и СИЗ в соответствии с выполняемой работой;

3) выполнять требования Правил и инструкций по охране труда по основным и совмещающим профессиям и должностям, а также по конкретному виду выполняемых судовых работ;

4) при несчастном случае немедленно прекратить воздействие внешних травмирующих факторов, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить о событии вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику) и, по возможности, сохранить обстановку на месте происшествия для расследования.

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 34.1, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

Статья 34.1. Система управления безопасностью судов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 34.1 КВВТ РФ

1. Судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее - система управления безопасностью), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций и включающих в себя:

1) инструкции работникам судовладельца по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;

2) документы, устанавливающие полномочия и взаимоотношения работников судовладельца, осуществляющих управление эксплуатацией судов, в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;

3) документ, устанавливающий полномочия и взаимодействие членов экипажей судов владельца в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;

4) способы связи между работниками судовладельца и экипажем судна;

6) порядок действий членов экипажа судна и других работников судовладельца в случае возникновения аварийных ситуаций;

7) документы, устанавливающие обязанности капитана судна в отношении:

обеспечения безопасной эксплуатации судна экипажем судна;

издания необходимых приказов и инструкций в целях обеспечения безопасной эксплуатации судна;

проверки выполнения экипажем судна требований безопасной эксплуатации судна;

9) программы учений экипажа судна по действиям в условиях аварийной ситуации;

10) порядок ознакомления членов экипажа судна, принятых на работу или назначенных на судно, со своими обязанностями до выхода судна в рейс;

11) порядок ознакомления работников судовладельцев при приеме на работу и переводе на другую работу с возложенными на них обязанностями в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;

12) порядок планирования рейса судна и обеспечения безопасности его плавания;

13) меры по обеспечению надежности механизмов, устройств, оборудования судов, в том числе регулярные проверки механизмов, устройств, оборудования, которые не используются постоянно;

14) порядок проведения проверок эффективности системы управления безопасностью и при необходимости ее пересмотра.

2. Правила разработки и применения системы управления безопасностью утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 367-ФЗ в пункт 3 статьи 34.1 настоящего Кодекса внесены изменения

3. Судовладелец должен назначить работника или работников (не из членов экипажей судов), ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами. Профессиональные и квалификационные требования, требования к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, устанавливаются правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. К полномочиям таких лиц относятся контроль за соблюдением работниками судовладельца требований в области безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды, обеспечение надлежащего выполнения требований безопасной эксплуатации судов.

4. Судовладелец должен обеспечить:

1) соответствие капитана судна профессиональным и квалификационным требованиям в зависимости от района эксплуатации судна и его типа;

2) ознакомление капитана судна с системой управления безопасностью;

3) безопасное выполнение капитаном судна своих обязанностей.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 9 января 2018 г. - Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 450-ФЗ

5. Эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи (далее - документ о соответствии). Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, после проверки выполнения им требований настоящей статьи, проводимой в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Документ о соответствии выдается на срок пять лет.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 9 января 2018 г. - Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 450-ФЗ

6. Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, судну (за исключением судна, эксплуатируемого без экипажа) в подтверждение того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей статьи, применяется на судне надлежащим образом. Проверки применения на судне системы управления безопасностью осуществляются по заявкам судовладельца в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается на срок пять лет и подтверждается после проведения между вторым и третьим годами его действия проверки применения на судне системы управления безопасностью организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 367-ФЗ в пункт 7 статьи 34.1 настоящего Кодекса внесены изменения

7. Для судов, эксплуатируемых без экипажа, требования подпунктов 3 - 10 пункта 1, пункта 6 настоящей статьи не применяются. В отношении несамоходных судов, эксплуатируемых с экипажами, требования подпунктов 1 - 3, 7 - 11, 13 пункта 1 и пункта 4 настоящей статьи не применяются.

8. Если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, требования настоящей статьи считаются исполненными судовладельцем в полном объеме.

1. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

2. Капитан судна по согласованию с судовладельцем имеет право применять к членам экипажа судна поощрения и налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания, отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

4. В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.

5. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ.

Комментарий к ст. 31 КВВТ РФ

1. Комментируемая статья определяет особенности правового положения капитана судна по поддержанию порядка на судне.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи распоряжения капитана судна в пределах его полномочий, выданные как в письменной, так и устной форме, должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

Также в соответствии с п. 44 Устава службы на судах Минречфлота РСФСР капитан судна:

- участвует в подборе и расстановке членов экипажа, принимает меры к закреплению кадров на судне;

- в случае неисполнения кем-либо из лиц, находящихся на судне, распоряжений капитана он принимает в отношении этих лиц необходимые меры в пределах предоставленных ему прав.

Согласно ст. 11.17 КоАП невыполнение лицами, находящимися на судне внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. рублей до 5 тыс. рублей.

Более подробно порядок наложения дисциплинарных взысканий на членов экипажа регулируется п. 2 комментируемой статьи.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи капитан судна правомочен:

- применять к членам экипажа судна поощрения;

- налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания;

- отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Реализация указанного правомочия должна в обязательном порядке согласовываться с судовладельцем. Закон не устанавливает форму такого согласования. По нашему мнению, достаточно устного согласования.

Отметим, что до недавнего времени действовал Устав о дисциплине работников речного транспорта, утв. Постановлением Совмина СССР от 26 августа 1985 г. N 812 . Среди обязанностей работников внутреннего водного транспорта особо выделялись обязанности по обеспечению соблюдения установленных правил и норм по безопасности судоходства, технической эксплуатации флота, оборудования и механизмов, охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и охране окружающей среды; сочетанию требовательности работников речного транспорта к подчиненным с заботой о них.

Утратил силу на территории РФ в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26 октября 2018 г. N 1275.

Была попытка разработать Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта в форме федерального закона. Законопроект прошел первое чтение, но в процессе его подготовки к процедуре второго чтения разработчики пришли к выводу о необходимости отзыва законопроекта. К работе был привлечен ряд экспертов, включая представителей профсоюзов работников морского и речного транспорта, а также судовладельцев. В ходе этой работы был выявлен ряд неустранимых противоречий положений законопроектов положениям ТК. К примеру, увольнение за повторное совершение дисциплинарного проступка во всех отраслях народного хозяйства осуществлялось в рамках порядка, установленного ст. 192, 193 ТК, при этом для увольнения работника по общему правилу наступление каких-либо негативных последствий не является обязательным. Положение о том, что работник на год переводится на другую работу без согласия, противоречило ч. 1 и 2 ст. 37, ст. 55 Конституции. В результате проработки всех вопросов Правительство направило в Государственную Думу письмо о том, что законопроект необходимо снять с дальнейшего рассмотрения как утративший актуальность .

Таким образом, в настоящее время вопросы поощрения и дисциплинарного взыскания членов экипажа регламентируются только нормами ТК.

Согласно ст. 191 ТК работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

В то же время в соответствии со ст. 192 ТК за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

- увольнение по соответствующим основаниям.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Дисциплинарное взыскание производится капитаном только при издании приказа по судну и согласовании этого с судовладельцем.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет правомочие капитана судна изолировать лицо, которое непосредственно создает угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

Аналогичное правило закрепляется и в ст. 67 КТМ РФ, посвященной поддержанию порядка на судне.

Действия такого лица не должны содержать признаки преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Тогда применяется другой порядок. Согласно п. 4 и 5 комментируемой статьи в случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

Таким образом, комментируемый Кодекс ограничивает права капитана судна только организацией непосредственно задержания и информированием компетентных органов. В то же время ст. 69 КТМ закрепляет, что капитан судна, находящегося в плавании, возбуждает уголовное дело публичного обвинения и осуществляет неотложные следственные действия в соответствии с УПК.

При этом ст. 40 УПК РФ установлено, что возбуждение уголовного дела публичного обвинения и выполнение неотложных следственных действий возложено на капитанов как морских, так и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах.

См.: Александров М.С. Дознание на судах, находящихся в плавании // Российский судья. 2010. N 6. С. 31 - 35.

При совершении каким-либо лицом на судне административного правонарушения капитан имеет право составить протокол об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП капитаны судов внутреннего плавания уполномочены составлять протоколы о следующих административных правонарушениях:

- выбрасывание мусора или иных предметов за борт судна внутреннего водного транспорта;

- невыполнение лицами, находящимися на судне внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна.

"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"

Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019

ВОЕННО-МОРСКАЯ ПОДГОТОВКА является составной частью государственных мероприятий по обеспечению безопасности судоходства при возникновении военной угрозы и в мирное время.

Основным содержанием ВМП экипажей судов является:

– подготовка судов к производственной деятельности в военное время;

– подготовка экипажей к выполнению мероприятий по защите от сил и оружия противника для предотвращения или уменьшения ущерба от его применения.

Военно-морская подготовка проводится во всех судоходных компаниях не зависимо от форм собственности на судах под российским флагом.

Основанием для ее проведения являются: Постановление правительства Российской федерации, Директива главнокомандующего ВМФ РФ, согласованная с Министерством транспорта РФ, Приказ министра транспорта, положение по ВМП, курс подготовки гражданских судов (КПГС-2004).

1.1 Основные документы по ВМП.

Рекомендуемые материалы

1. Организационные:

– «Курс Военно-морской подготовки экипажей гражданских судов РФ » (КПГС-2004), который определяет содержание задачи, цели подготовки командного состава и судовой команды, предлагает методику ее отработки и оценки, а также содержит программы подготовки должностных лиц к самостоятельному несению ходовой вахты.

– Приказ Генерального директора о постановке задач судам с указанием сроков их отработки.

– План-календарь ВМП, который определяет сроки и последовательность отработки комплексной курсовой задачи на судне.

– Приказ капитана судна об организации ВМП на судне.

2. Руководящие:

– «Руководство для гражданских судов при одиночном плавании и в составе конвоя » (РГС).

– «Указание капитану судна по действиям с возникновением военной угрозы судоходству » .

– «Свод эволюционных сигналов гражданского флота » (СЭС).

– «Наставление по перевозке войск » .

– «Наставление по борьбе за живучесть » (НБЖС).

– «Наставление по предотвращению заражения и спец.обработке судов » .

– «Правила плавания и рейдовой службы на флоте » .

– «Руководство по организации технической эксплуатации дополнительного оборудования и снабжения судов.

3. Справочные и учебные пособия:

– «Основы ВМП гражданских судов » , учебники, справочники, описания приборов, методические разработки, настоящее пособие и др.

4. По планированию и учету:

– План-календарь отработки задачи ВМП, месячный план ВМП, тетради по ВМП, планы общесудовых учений, судовой номерник.

Курсовая задача и сроки ее отработки.

Комплексная курсовая задача по ВМП «ГС » - « Подготовка экипажа судна к плаванию и производственной деятельности в военное время » отрабатывается в сроки установленные Генеральным директором в течение одного контракта капитана (4 месяца). Сроки отработки задачи указываются на титульном листе Плана-календаря.

В ходе задачи отрабатываются следующие элементы:

– общесудовая организация судна на военное время;

– плавание и производственная деятельность в условиях вооруженных конфликтов, непосредственной угрозы агрессии или агрессии против Российской Федерации;

– плавание судов при введении вариантов особого режима плавания, отзыв и укрытие судов;

– совместное плавание судов в составе группы, отряда, конвоя;

– погрузка (выгрузка), перевозка грузов, военной техники и людей;

Элементы комплексной курсовой задачи для отработки, расчет времени на их отработку, перечни тем подготовки командного состава и судовой команды определяются капитаном наставником по ВМП судоходной компании.

1.2.1 Учебные цели задачи:

1. Изучить с командным составом судна руководящие документы по обеспечению безопасности российского морского судоходства..

– общесудовую организацию, обеспечивающую плавание судна в военное время.

– действия по защите и обороне судна от обычного оружия, оружия массового поражения (ОМП), заражения судна радиоактивными веществами (РВ), ядовитыми сильно действующими веществами (СДЯВ) отравляющими (ОВ) и бактериологическими средствами (БС) при стоянке судна в порту, на рейде, на переходах при одиночном и совместном плавании.

– действия ГКП при уклонении судна от боевых средств флота и авиации противника.

– организацию опознавания, оповещения и донесений, связи взаимодействия.

– действия с получением сигналов свертывания судоходства из удаленных районов морей и океанов.

– управление судном при плавании в составе группы, отряда судов, а также при совместном плавании с кораблями ВМФ.

1.2.2 Отработка элементов задачи

Мероприятия комплексной курсовой задачи отрабатываются по решению капитана в любое время суток, без отрыва от производственной деятельности на переходе морем, при стоянках в порту и на рейде. ВМП не проводится при проведении ремонтных работ и грузовых операций, при ремонте в иностранном государстве, при стоянке в иностранном порту. При ремонте в российских портах отрабатывается элемент задачи №1.

В ходе отработки элементов комплексной курсовой задачи обращается внимание на практическое освоение личным составом судна обязанностей по судовым расписаниям.

Мероприятия по обеспечению безопасности судоходства отрабатываются в ходе проведения занятий, тренировок и общесудовых учений с командным составом, которые должны предусматривать отработку организации и правил обнаружения, классификации и опознавания воздушных и надводных целей наблюдателями открытых постов, операторами радиолокационных станций.

Действия по отзыву и укрытию судов, выход судна в район рассредоточения и стоянка его в этом районе отрабатываются на занятиях и групповых упражнениях, на которых изучаются и отрабатываются требования руководящих документов, а также на внезапных учениях по экстренному выходу из порта (совмещенных с плановыми выходами).

Оборона судна в море и на якоре отрабатывается на судовых учениях, которые должны предусматривать правила наблюдения, опознавания, классификацию воздушных и надводных целей, отработку маневрирования в целях уклонения от атак самолетов, ракет, р/акт. облака, ПЛ, мин, катеров.

Подготовка судна по борьбе за живучесть проводиться в ходе отработки всей задачи на ходу, при стоянке у причала и на якоре и должна заканчиваться зачетным судовым учением. В результате отработки задачи экипаж должен быть подготовлен к борьбе за живучесть судна на ходу при получении боевых и других повреждений.

Проводят мероприятия по ВМП, ведут их учет на судне:

– руководители групп занятий по ВМП;

– командиры командных пунктов и судовых постов;

– второй помощник капитана или другое назначенное лицо ведет судовую документацию.

В ходе отработки курсовой задачи на судне разрабатываются и ведутся следующие документы:

– Приказ об организации ВМП (приложение 1).

– Приказ об итогах отработки комплексной задачи (приложение 2).

– План - календарь отработки задачи (приложение 3).

– Месячные планы (приложение 4).

– Планы общесудовых учений (приложение 5).

– Судовой номерник (заполняется ежемесячно) (приложение 6).

– Тетради по ВМП у руководителей занятий (приложение 7).

– Документы по эксплуатации доп. оборудования.

Тетрадь по ВМП – это документ, в котором планируется и учитывается подготовка командных пунктов, судовых постов и всего личного состава.

Состоит из разделов:

– документы по организации и учету подготовки;

– планы занятий, тренировок и учений.

Тетради ведутся всеми командирами командных пунктов и судовых постов в соответствии с рекомендациями изложенными в их начале по темам указанным в месячных планах ВМП

1.2.3 Что должен знать и уметь командный состав и судовая команда в итоге отработки

Командный состав должен уметь:

– нести ходовую вахту при обеспечении безопасности судоходства;

– производить уклонение судна от атак и оружия противника;

– руководить действиями подчиненных при ликвидации последствий применения ОМП;

– пользоваться индивидуальными средствами защиты и дозиметрической аппаратурой;

– организовывать наблюдение за воздушной, береговой и морской обстановкой;

– правильно составлять донесения, оповещения о противнике и его действиях;

– производить зрительное и техническое опознавание;

– руководить борьбой за живучесть судна при боевых повреждениях;

– организовывать и оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным;

– руководить погрузкой /выгрузкой/ военной техники, эвакуируемого населения, производить необходимые расчеты по определению вместимости судна при воинских перевозках и эвакуации населения.

Судовая команда должна уметь:

– практически выполнять обязанности по судовым расписаниям на военное время;

– пользоваться индивидуальными средствами защиты от ОМП;

– проводить дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию судна;

– вести борьбу за живучесть судна при боевых повреждениях;

– оказывать первую медицинскую помощь при ранениях и поражениях;

– осуществлять связь с кораблями, РТП ВМФ и летательными аппаратами;

– опознавать и классифицировать корабли и самолеты иностранных государств.

Порядок допуска судоводителей к самостоятельному управлению судном и несению ходовой вахты в военное время:

– приказ о допуске капитана и старшего помощника капитана к плаванию при обеспечении безопасности судоходства издает судовладелец после приема задачи и зачетов по специальным программам;

– приказ о допуске командного состава судна (штурмана, механики) к самостоятельному несению ходовой вахты издает капитан судна на основании принятых зачетов на судне;

– периодичность проверки и подтверждения допуска устанавливается 1 раз в два года;

– сдавшим на допуск выдается свидетельство установленного образца.

1.2.4 Прием и оценка задачи.

Комплексную курсовую задачу «ГС » принимает и оценивает капитан судна. Она оценивается как «отработано » или « не отработано » . Задача «ГС » оценивается как «отработано » , если все элементы задачи, назначенные к отработке, оценены положительно, судно и экипаж подготовлены:

– практически выполнять обязанности по судовым расписаниям на военное время;

– использовать индивидуальные и коллективные средства защиты от ОМП, проводить радиационную и химическую разведку, специальную обработку судна и санитарную обработку людей;

– осуществлять борьбу за живучесть судна при боевых и других повреждениях;

– оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным.

Прием задачи капитаном осуществляется в ходе проведения зачетного учения с максимальным использованием имеющегося спецоборудования и средств защиты. После проведения зачетного учения капитан проводит разбор учения и объявляет оценку принятой задачи.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: