Обязанности командира аварийной партии по борьбе с пожаром на судне

Обновлено: 19.04.2024

Пожар – это огонь, вышедший из-под власти человека, или огонь, возникший в непотребном месте.

Горение - это химическая реакция окислительно-восстановительного характера: материал + тепло + кислород. Чтобы остановить реакцию горения, необходимо понизить температуру и/или прекратить доступ кислорода.

Для борьбы с пожарами на судах создаются аварийные партии:

  • с экипажем менее 100 человек - 2 аварийные партии и 1 аварийная группа;
  • с экипажем 100 и более человек - 3 аварийные партии;
  • с экипажем до 50 человек -1 аварийная партия и 1 аварийная группа.

На судах типа БМРТ:

  • 1-я аварийная партия - носовая. Командир – 3 –й помощник капитана, заместитель - боцман;
  • 2-я аварийная партия - кормовая. Командир 2- й помощник капитана.
  • Аварийная группа МКО. Командир 2 механик.
  • любой член экипажа, заметивший пожар, или его признаки, немедленно сообщает об этом вахтенному штурману;
  • вахтенный штурман после получения сигнала или доклада немед-ленно объявляет общесудовую тревогу (в порту обязательно звонок громкого боя сопровождать ударами в судовой колокол для оповещения рядом стоящих судов);
  • при стоянке в порту после объявления тревоги вахтенный штурман сообщает о пожаре диспетчеру, вызывает пожарную команду и пожарный катер по укв-связи на канале 16.

Борьба экипажа с пожаром на судне должна проводиться в соответствии с ОТКП и ОТПП под руководством капитана, а в его отсутствие вахтенного штурмана, и включать следующие действия:

  • разведка, обнаружение пожара и выявление его места и размеров;
  • ограничение распространения пожара;
  • предупреждение возможных взрывов;
  • ликвидация пожара и его последствий.

По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром начальники аварийных партий (групп) обязаны:

  • прибыть в район пожара и немедленно приступить к руководству его тушением;
  • установить место и размеры пожара;
  • выделить необходимое количество людей в ДИА и средств для тушения пожара и работы в задымленных помещениях;
  • обеспечить вынос из охваченных огнем и задымленных помещений пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь;
  • организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным, обеспечить охлаждение переборок водой;
  • доложить на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной партии.

По сигналу общесудовой тревоги экипаж занимает свои места в аварийных партиях и на постах у механизмов и средств пожаротушения согласно расписания по тревогам и должен немедленно без дополнительных приказаний:

  • включить пожарные насосы и подать воду в пожарную магистраль и к пожарным кранам;
  • изготовить к действию средства пожаротушения;
  • закрыть противопожарные и водонепроницаемые двери;
  • отключить от аварийного помещения все виды вентиляции;
  • задраить все иллюминаторы, двери ,люки, горловины;
  • приступить к ликвидации пожара на участке своего поста и одновременно производить разведку в смежных помещениях.

При разведке пожара устанавливают:

  • место и размер очага пожара (то есть, центр пожара , зона наиболее интенсивного горения);
  • границы распространения огня и зоны задымления;
  • наличие, наименование и количество горючих материалов в очаге пожара, в непосредственной близости от него и в смежных помещениях;
  • возможные пути распространения пожара и способы его тушения;
  • условия, затрудняющие и способствующие тушению пожара;
  • наличие завалов, необходимость и возможность их расчистки.

Место, характер и размеры пожара можно определить непосредственным осмотром очага пожара, а если это невозможно, - ориентировочно по нагреву переборок, палуб и других судовых конструкций.

Группы для разведки пожара должны состоять не менее, чем из 3-х человек, один, из которых должен находиться на посту безопасности у входа в помещение, где работает группа, для связи с ней при помощи сигналов по спасательному линю.

Разведчиков в задымленное помещение можно посылать только в снаряжении пожарного. Использование фильтрующих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается.

Термостойкие костюмы применяются для кратковременной защиты членов экипажа, работающих в зоне высоких температур при тушении пожара и ликвидации аварий. Костюм не приспособлен для защиты от прямого воздействия пламени.

Пожарный инструмент предназначен для вскрытия изоляции и обшивки помещений, разборки деревянных конструкций, очистки мест пожара и растаскивания предметов, мешающих тушению пожара.

Тушение пожара рекомендуется осуществлять, в следующем порядке:

  • прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара;
  • изолировать очаг пожара от доступа воздуха;
  • охладить горючие вещества до температуры, которая ниже температуры воспламенения их газов;

При тушении пожара необходимо учитывать:

  • возникновение угрозы отравления людей; особенно при тушении горящих химикатов;
  • возможность проникновения ядовитых и отравляющих газов в соседние помещения;
  • отсутствие примеси пара в дыму при тушении пожара водой (вода не достигает очага пожара).

Пожар в МКО

Причинами пожара в МКО могут быть искра при коротком замыкании, вспышка при разжигании форсунок, попадание топлива на горячие части двигателей, самовозгорание ветоши и т. д.

Особую опасность проставляют утечки из поврежденного топливного трубопровода, находящегося под давлением, когда топливо вырывается в виде струй с большим распылом. Такую же опасность представляют находящиеся в МКО неисправные самозапорные клапаны измерительных труб топливных танков. Разбрызгиваясь, топливо покрывает тонким слоем узлы и механизмов и машин, трубопроводы и скапливается под настилом.

В случае возникновения искры пары топлива и масел, уже нагретые до температуры помещения МКО, а иногда и выше, мгновенно воспламеняются. При этом пожар быстро распространяется, возможен взрыв паровоздушной смеси.

При возникновении пожара в МО или КО нужно в первую очередь прекратить поступление топлива к двигателям, котлам и расходным цистернам, отключить электроэнергию от горящего помещения, остановить вентиляторы и немедленно, начать борьбу с огнем стационарными и переносными средствами пожаротушения. В КО необходимо погасить топки.

Небольшие возгорания ветоши, разлитого горючего, краски или другого материала ликвидируются пеной из ручных или возимых огнетушителей и распыленной водой из пожарных стволов.

При возгорании топлива под котлами и двигателями для тушения применяют пену, подаваемую воздушно-пенными стволами, и распыленную воду из ручных стволов с распылительными насадками. При значительном повышении температуры в МКО необходимо включить систему орошения.

Если люди не успеют выйти из MKО до начала развития пожара, включают орошение сходных шахт, чтобы можно было выйти из горящего помещения.

При горении топлива выше настила следует включать стационарную систему пенотушения или систему водораспыления. Если тушение с помощью этих систем не дает эффекта или поверхность горящего топлива закрыта от воды и пены настилом, трубопроводами и механизмами , пожар тушат с помощью стационарных углекислотных и жидкостных установок.

Чтобы предупредить распространение пламени по трапам в сторону жилых, помещений, необходимо использовать водяную завесу.

Перед включением стационарных систем пожаротушения в МКО необходиомо:

  • вывести из действия все механизмы;
  • произвести герметизацию отделения и выключить вентиляцию;
  • подать сигнал о запуске стационарных систем пожаротушения и вывести из помещения всех людей;
  • одновременно с пуском указанных систем необходимо охлаждать водой переборки и палубы всех помещений, смежных с аварийным.

Стационарные углекислотные, химические, жидкостные и другие имеющиеся на судне стационарные системы пожаротушения включаются только с разрешения капитана по указанию старшего механика. В случаях, не терпящих отлагательств, и не позволяющих в создавшейся обстановке получить разрешение капитана, команда о включении стационарных систем пожаротушения может быть дана непосредственно старшим механиком, о чем должно быть немедленно доложено вахтенному штурману.

Находящееся, под напряжением горящее электрооборудование перед тушением необходимо по возможности как можно быстрее обесточить. Если же напряжение сразу снять не удалось, для тушения находящегося под напряжением электрооборудования следует использовать сухие углекислотные или аэрозольные огнетушители, воздушно-механическую пену, приготовленную на пресной воде, и асбестовые коврики. Применение других средств запрещается.

Лица, участвующие в тушении горящего электрооборудования, находящегося под напряжением, должны работать в диэлектрических перчатках, а также в ботах или галошах и по возможности находиться на резиновых ковриках.

Если горящее электрооборудование обесточено, то его можно тушить с помощью любых огнегасительных средств. Однако во избежание порчи электрооборудования тушить его рекомендуется по возможности углекислотой, а при ее отсутствии - воздушно-механической пеной, приготовленной на пресной воде или пресной водой. При этом необходимо учитывать, следующее:

  • углекислота не влияет на снижение сопротивления изоляции электрооборудования;
  • воздушно-механическая пена и пресная вода снижает сопротивление изоляции, поэтому после их применения электрооборудование требует тщательной просушки;
  • при применении морской воды или химической пены электрообо- рудование может быть выведено из строя.

При пожаре в помещениях с аккумуляторами следует немедленно прекратить их зарядку, батареи отключить, с помощью вентиляторов создать усиленную тягу из помещения, чтобы предотвратить взрыв, газовой смеси, и тушить пожар матами, асбестовыми ковриками, воздушно-механической пеной на пресной, воде, сухой углекислотой. Морская вода разлагает электролит.

Необходимо всегда помнить следующее:

  • развитие пожара в МКО происходит очень быстро, при этом доступ в помещение сверху затруднен уже в первые минуты пожара;
  • одним из основных факторов, обеспечивающих эффективное тушение пожара, является перекрытие всех отверстий в помещение МКО;
  • при тушении пожара в МКО наиболее эффективным средством является углекислота и высокократная пена, а также тушение распыленной водой и составами на основе галоидоуглеводородов.

При пожаре в рефотделении, когда в результате повышения температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные клапаны не срабатывают во избежание взрыва нужно произвести аварийный выпуск аммиака из системы рефустановки

Пожар в жилых и служебных помещениях

В жилых и служебных помещениях пожары сопровождаются значительным выделением дыма вследствии горения изоляционных и отделочных материалов, краски, мебели, одежды, бумаги и т. д.

Для тушения пожаров в жилых и служебных помещениях в основном следует применять системы водотушения, а при необходимости – пенотушения. Для тушения в труднодоступных местах таких помещений, где нет людей, можно использовать пар, углекислотные огнетушители и бромэтиловые составы.

Использование паротушения, жидкостного и газотушения в жилых и служебных помещениях при нахождении в них людей запрещается.

Для предотвращения усиления горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а подавать пожарные стволы через иллюминаторы, филенки и специально пробиваемые для этой цели отверстия.

В помещениях, смежных с горящим, постоянно следят за переборками и при необходимости охлаждают их, чтобы предупредить распространение огня на эти помещения.

По окончании тушения следует тщательно осмотреть район пожара, чтобы исключить возможности повторного возгорания. Все удаляют или заливают водой.

В случае нахождения в помещении людей , отрезанных от путей выхода из горящей зоны, в первую очередь должны быть приняты меры к их спасению. Основные средства тушения пожара необходимо сосредоточить в местах, через которые будут выводить людей. После спасения людей принимают меры для тушения пожара.

Тушение пожара в грузовых помещениях

Тушение пожаров в загруженных трюмах представляет собой особую сложность, так как доступ к очагу пожара часто бывает ограничен или невозможен. При определении способа тушения таких пожаров и выборе и огнегасительных средств необходимо учитывать физико-химические свойства груза, расположение его в трюме и в смежных с ним помещениях, а также возможность герметизации люковых закрытий и надежность закрытия трюмной вентиляции.

При возникновении пожара в загруженном трюме необходимо:

  • прекратить грузовые операции ;
  • произвести полную герметизацию трюма;
  • включить стационарную систему пожаротушения (паротушение, жидкостное или газотушение) данного отсека;
  • вести наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков;
  • производить охлаждение забортной водой палуб, переборок и других конструкций, расположенных в районе пожара и в районе трюмов, загруженных опасными грузами;
  • производить при необходимости разгрузку смежных трюмов, не охваченных пожаром.

При горении в грузовых трюмах волокнистых грузов и гофротары необходимо необходимо заполнить трюмы эффективными огнегасительными средствами (высокократной воздушно-механической пеной и др.). Тушение самовозгорающихся веществ (рыбная мука, рыбные отходы, промасленная ветошь и пр.) должно производиться пеной, а в закрытых помещениях - инертными газами, водяным паром и высокократной пеной.

В особо тяжелых случаях, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнегасительных средств следует затопить трюм. При этом необходимо учитывать:

  • влияние принимаемой воды в трюм /отсек/ на остойчивость и запас плавучести судна;
  • возможность всплытия горящего груза под палубу;
  • увеличение объема /разбухание/ некоторых грузов;

Пожар в топливных танках и наливных отсеках

При пожаре в топливном танке /наливном отсеке/, имеющем топливо, необходимо;

  • немедленно прекратить грузовые операции, закрыть клапаны трубопроводов и отсоединить грузовые шланги /топливные рукава/, если пожар возник во время бункеровки ;
  • произвести герметизацию танка /отсека/;
  • включить стационарную систему пожаротушения, предусмотренную для данного, танка;
  • усилить наблюдение за переборками и палубами со стороны смежных отсеков и помещений судна;
  • охлаждать забортной водой палубы и переборки , другие конструкции в районе пожара, а также смежные танки.

При пожаре топлива в цистерне, не имеющей повреждений, наиболее эффективным способом борьбы с огнем является полная немедленная герметизация цистерны и включение стационарных средств объемного тушения пожара.

Горящую цистерну целесообразно запрессовать водой, чтобы поднять в ней уровень горящего топлива и тем самым уменьшить свободный объем в цистерне, доступ воздуха и накаливания металлических конструкций.

Тушение пожара в рыбомучных бункерах /трюмах/

При появление признаков загорания необходимо принять меры для предупреждения пожара с помощью судовых средств пожаротушения, вплоть до затопления бункера (трюма) с мукой забортной водой. Выбор и применение тех или иных средств пожаротушения и мер предупреждения пожара производится по усмотрению капитана в зависимости от конкретных условий.

Наиболее эффективными средствами тушения горящей рыбной муки в бункерах (трюмах) являются вода со смачивателем, химическая высокократная пена, водяной пар, инертные газы.

Пожар в фонарных, малярных и шкирпеских кладовых

Особенности развития пожара в этих помещениях: наличие большого количества горючих жидкостей, способных образовывать с воздухом взрывоопасные смеси.

Сильное задымление помещений в результате горения нефтепродуктов.

Возможность разлива жидкостей и распространение очагов горения не только внутри этих помещений и на палубу, но и в расположенные ниже помещения.

Высокая температура, затрудняющая действия экипажа и сильное нагревание смежных помещений и соседних конструкций судна.

Наиболее интенсивное горение чаще всего наблюдается между бочками и бидонами.

Разведка очага горения не представляет трудностей ввиду небольшой площади помещений и ограничение их металлическими переборками.

При обнаружении горения необходимо прежде всего плотно закрыть двери и заглушить вентиляционные трубы пробками. Поднести огнетушители, подать водяные стволы с распылителями и осторожно приоткрыть дверь, прикрываясь ею во избежание получения ожогов.

Для тушения пожара следует применять пенные огнетушители и песок, ограничивающий растекание жидкости.

Водяные распыленные струи для охлаждения конструкций судна и переборок нужно подавать как внутрь кладовой, так и в смежные помещения, чтобы предупредить возможные повторные воспламенения паров нефтепродуктов.

Если загоревшиеся жидкости хранятся в бидонах, необходимо их горловины накрыть кашмой, брезентом или другой плотной тканью и орошать их водой из ствола. Во избежание взрыва бидонов или бочек, особенно пустых или не полных следует охлаждать их струями распыленной воды.

В шкирпеской интенсивного горения обычно не наблюдается, пожар здесь как правило сопровождается сильным задымлением. Поэтому следует открыть двери и, подавая распыленную струю внутрь, освободить помещение от дыма. После этого принять меры к ликвидации пожара.

В настоящее время на многих судах фонарные, малярные и шкиперские кладовые оборудуются системами парового, углекислотного и/или жидкостного /СЖБ/ тушения. Поэтому при пожаре необходимо произвести тщательную герметизацию помещения и включить противопожарную систему, предусмотренную для данного помещения. Пар, и/или углекислый газ в этом случае следует подавать до тех пор, пока пожар не будет окончательно ликвидирован.

Готовность экипажа к борьбе с пожаром, умение командного состава судна организовать действия подчиненных членов экипажа и руководить ими, правильное использование членами экипажа средств и систем обнаружения, локализации и тушения пожара — определяются при проведении учебной тревоги по борьбе с пожаром.

Проведение учений и учебных тревог.Общесудовое учение или учебную тревогу по борьбе с пожаром проводят в соответствии с одним из оперативных планов пожаротушения. При этом отраба­тывают следующие вопросы:

1. действия членов экипажа, обнаруживших признаки пожара или получивших вводную с указанием места предполагаемого пожара: их умение пользоваться сигнализацией извещения о пожаре (а на мостике — станцией пожарной сигнализации);

2. время, требуемое для сбора членов аварийной партии в установленном месте (продолжительность времени рекомендуется отсчитывать с момента объявления тревоги и до прибытия всех членов аварийной партии (группы) в установленное место);

3. наличие в месте сбора аварийной партии:

· у командира аварийной партии: копий каютных карточек; оперативного плана пожаротушения для отсека, в котором расположено помещение с условным очагом пожара;

· у членов группы разведки: правильно надетых комплектов снаряжения пожарного, дыхательных аппаратов;

У других членов аварийной партии: необходимого оборудования и средств пожаротушения и соответствие их указанным в расписании по тревоге;

— возможности надежной связи аварийной партии с главным командным пунктом;

выбор огнетушащих веществ, методов, способов борьбы с пожаром;

для командира аварийной партии: умение организовать действия своих подчиненных согласно оперативному плану пожаротушения; правильно отдавать приказы; докладывать на главный командный пункт об обстановке на участке;

для членов аварийной партии: знание своих обязанностей по борьбе с пожаром; уровень натренированности; наличие практических навыков по приведению в действие средств борьбы с пожарами; наличие навыков включения дыхательных аппаратов; знание расчета необходимого запаса воздуха; знание условных сигналов связи, их подачи и приема; знание порядка боевого следования в задымленное помещение;

для капитана судна: умение координировать действия других членов экипажа с действиями аварийной партии; своевременно принимать решения по способу ликвидации пожара и применению соответствующих средств пожаротушения; руководить расстановкой сил и средств береговых и рейдовых пожарных подразделений, прибывающих для оказания помощи;

для каждого представителя командного состава судна: наличие практических навыков по приведению в действие судовых систем пожаротушения и аварийного пожарного насоса;

Учения по пожарной тревоге проводят в различное время суток, при любых погодных условиях, с вводом условных отказов обору­дования.

Периодичность судовых тренировок и учений обуславливается степенью готовности экипажа и реальными возможностями. Однако такие тренировки и учения не могут проходить реже, чем это предписано СОЛАС-74.

ТЕМА 3.4. Использование противопожарного оборудования и снабжения.

Средства личной противопожарной зашиты.Очевидно, что средства личной противопожарной защиты имеют крайне важное значение. Члены аварийной партии обязательно должны быть экипированы снаряжением пожарного. Снаряжение пожарного необходимо правильно хранить, своевременно очищать, тщательно осмат­ривать, а при необходимости ремонтировать или заменять.

2.3.1. Подготовка планов действий в чрезвычайных ситуациях Командные пункты и посты. Схема аварийной организации судна согласно НБЖС – 81. Центральный пожарный пост. Аварийные партии, группы и посты. Задачи аварийных партий. Обязанности лиц старшего командного состава по организации Требования ISGOTT по учреждению аварийной организации, которая будет действовать в случае Чрезвычайной Ситуации на судне. Состав аварийной организации (схема). Задачи подразделений. Расписание по тревогам. Состав. Оперативный план по борьбе с пожаром: - состав оперативно плана; - судовые помещения; - средства пожаротушения; 15 - условные обозначения; - составление оперативного плана для различных палуб и отсеков. Состав и распределение людей в аварийных партиях. Организация аварийной партии. Действия членов аварийной партии по общесудовой тревоге. Тактика борьбы с пожаром аварийной партии. Группа разведки очага пожара. Назначение, задачи. Численный состав группы. Обязанности членов группы. Экипировка группы разведки. Техника безопасности при выполнении задания. Обязанности командира аварийной партии при выполнении разведки очага пожара. Виды связи с группой, сигналы перестукивания. Контроль за психическим состоянием группы. Действия группы разведки очага пожара: - правило открывания дверей, люков; - правило передвижения членов группы; - поиск и перенос пострадавшего; - движение по трапам, обследование помещений; - оказание взаимопомощи; - поиск отставшего; - способы выживания без аппарата. 2.3.2. Стратегия и тактика борьбы с огнем в различных частях судна 1. Стратегия – это предварительной планирование и определение политики по отношению к пожару на судне. Стратегия выдвигает два требования: 1. Хорошее знание планировки судна. 2. Получение, анализ и своевременное обновление информации. Тактика – это методы адаптированные для выполнения стратегии. Пожар на судне рассматривается как шестигранный огонь (металлическая коробка), отсюда вытекает основные тактические направления действий экипажа на судне по борьбе с пожаром: - тушение огня в отсеке; - разведка и осмотр смежных помещений; - создание рубежей по недопущению распространения огня; - уборка горючих материалов в смежных отсеках. 2. Тактика борьбы с пожаром в машинном помещении. Два этапа: 1 этап – использование переносных средств тушения огня и стационарной противопожарной водяной системы; 2 этап – использование объемной системы пожаротушения. Вентиляция машинного помещения после ликвидации пожара, вход людей в машинное помещение. 3. Тактика борьбы с пожаром в грузовом помещении: - определение эпицентра огня (разведка пожара); - использование воды; - использование высокократной пены; - использование инертного газа. 4. Тактика борьбы с пожаром в жилых и служебных помещениях: - герметизация; - выключение вентиляции; - создание водяной завесы в районе открытия двери; - ликвидация огня при помощи стационарной водяной противопожарной системы; 16 - подача воды через противопожарную филенку и иллюминатор; - осмотр смежных помещений, уборка горючих материалов. 5. Контроль остойчивости судна, использование связи, наблюдение за отсеком после ликвидации пожара. Практическое занятие в условиях максимально приближенных к реальности, подготовка на тренажере, имитирующем реальные условия судна (Учение № 2).

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image








Забудьте о себе хотя бы ненадолго и сделайте что-то для других. © Мать Тереза ==> читать все изречения.

Пожары являются одной из самых опасных аварий на судах, независимо от их назначения. Дело в том, что скорость распространения пожара чрезвычайно высокая, пожар затрудняет эвакуацию людей с судна. Подробнее

ТАКТИКА БОРЬБЫ С ПОЖАРОМ

Что называется тактикой борьбы с пожаром и что она определяет?

Тактика борьбы с пожарами определяет организацию, порядок действий, способы и приёмы их тушения с учетом имеемых сил, средств и конкретной обстановки.

Организация тушения пожара определяется судовой организацией борьбы за живучесть судна и изложено в Расписании по тревогам. Она направлена на наиболее рациональное распределение членов экипажа для эффективного использования стационарных технических средств, противопожарного снабжения при возникновении взрывов и пожаров.

Порядок действий на пожаре в судовых условиях должен обеспечить положительный результат и должен состоять из определенного набора мероприятий, которые нужно выполнять, не зависимо от масштабов горения.

Борьба с пожарами включает в себя:

  • Оповещение экипажа о пожаре.
  • Герметизацию судовых помещений.
  • Организацию разведки района пожара.
  • Сосредоточение сил и средств тушения в районе пожара.
  • Локализацию пожара.
  • Организацию разведки очага пожара.
  • Тушение пожара.
  • Удаление воды, скапливающейся при тушении пожара.
  • Установление контроля над помещениями, в которых велась борьба с огнем.
  • Приведение средств пожаротушения в рабочее состояние.
  • Разбор борьбы с пожаром.

Способы и приёмы тушения пожаров зависят от многих факторов: горящего материала, места возникновения пожара, имеемых сил и средств, обстановки, но набор действий экипажа должен быть неизмененным.

Вышесказанное не обозначает, что борьба с пожаром должна производиться именно в этой последовательности.

Основные определения (из Боевого устава пожарной охраны РФ 2000 г.):

Тушение пожаров – организованное применение сил и средств, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожара.

Основная боевая задача при тушении пожара – спасение людей в случае угрозы их жизни, достижение локализации и ликвидации пожара в сроки и в размерах, определенных возможностями привлеченных к его тушению сил и средств экипажа судна.

Локализация пожара – стадия тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

Ликвидация пожара – стадия тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.

Решающее направление – направление действий, на котором использование сил и средств в данный момент времени обеспечивает наилучшие условия решения основной боевой задачи.

Успешное выполнение боевых задач при тушении пожаров основано на:

  • эффективной организации действий, в том числе своевременном сосредоточении на месте пожара необходимых для его ликвидации сил и средств, умелой их расстановкой и активным, наступательным применением с учетом решающего направления;
  • мужестве, высоком уровне профессиональной, физической и психологической подготовки, опыте экипажа;
  • дисциплинированности участников тушения пожара.

Как производится оповещение экипажа судна о пожаре?

Первоначальные действия любого члена экипажа, обнаружившего признаки пожара, очень важны, они помогут экипажу потушить пожар в кратчайший срок, если будут выполнены четко и быстро, то есть без приказания. Главные моменты в этом случае: оповещение экипажа и вахты, локализация пожара, получение и уточнение информации о пожаре.

Сообщать следует обо всех пожарах, даже если они прекратились сами по себе.

Вахтенный помощник капитана, получив доклад о пожаре, после подачи звонком сигнала общесудовой тревоги объявляет по трансляции: «Пожарная тревога», указывает место и характер пожара, отдает первые приказания АП по борьбе с пожаром.

При стоянке судна у причала с объявлением общесудовой тревоги вахтенный помощник обязан немедленно:

  • вызвать портовую пожарную команду;
  • прекратить на судне все грузовые и бункеровочные операции;
  • принять меры по закрытию грузовых трюмов.

Экипаж судна действует согласно расписанию по тревогам:

  • собирается на местах сбора для контроля за наличием всех членов экипажа и постановки первоочередных задач;
  • производится герметизация корпуса судна (задраиваются судовые закрытия, иллюминаторы, запорные устройства вентиляции);
  • все стационарные системы пожаротушения и противопожарное снабжение приводятся в полную готовность к немедленному действию;
  • с разрешения капитана отключается электроэнергия в районе, охваченном пожаром;
  • начинается разведка района пожара;
  • шлюпки, оказавшиеся под угрозой огня, приспускаются или спускаются на воду.

СПКМ на сборе экипажа оповещает о случившемся, поверяет наличие экипажа, ставит основные задачи аварийным подразделениям, отпускает экипаж для выполнения своих обязанностей, сообщив всем на сборе и ВПКМ, где будет находиться пост безопасности. ВПКМ объявляет по судовой трансляции место поста безопасности.

Как производится локализация пожара?

Локализация пожара достигается созданием рубежей обороны по борьбе с пожаром. Рубеж обороны – это герметичные переборки, палубы, платформы, на которых выставляются силы и средства для предотвращения распространения пожара в данном направлении.

Первые рубежи обороны создают по внешним границам непроницаемых и герметичных переборок, палуб, платформ на возможно близком расстоянии от аварийного помещения.

Вторые рубежи обороны создают по внешней границе непроницаемых и герметичных помещений, непосредственно примыкающих к границе первого рубежа обороны.

Из-за малочисленных экипажей современных судов вторые рубежи придется вооружать только в наиболее опасных направлениях распространения пожара: машинные помещения, крюйт-камеры, кладовые ЛВЖ, грузовые помещения, командные посты.

На рубежах обороны необходимо:

- по его границе закрывать все, не используемые при тушении пожара двери, люки, иллюминаторы, запорные устройства на воздухопроводах систем вентиляции и воздухоприемниках;

- закрыть арматуру на трубопроводах топлива, масла, груза и сжатого воздуха;

- принять меры по подготовке к затоплению (орошения) крюйт-камер, к освобождению от огне- и взрывоопасных материалов смежных помещений;

- подготовить средства для борьбы с огнем и удаления дыма.

На рубежах обороны необходимо без приказания выполнять следующие мероприятия (т.е. выполнить команду «Рубеж обороны в …… помещении вооружить!»):

  • Проверить герметизацию судовых закрытий.
  • Закрыть запорные устройства на воздухопроводах систем вентиляции, воздухоприемниках, трубопроводах топливных, масляных систем и сжатого воздуха.
  • Вооружить рукавную линию, подать воду к стволу.
  • Поднести 2-3 огнетушителя.
  • Убрать горючие материалы от переборки или поднять с палубы.
  • Проконтролировать температуру переборки (палубы, подволока) в разных местах.
  • Доложить командиру АП о вооружении рубежа обороны и обстановке, например: «Рубеж обороны в …… помещении по левому (правому) борту вооружен штатно. Возгораний нет. Температура переборки в носовой части 40 градусов, в кормовой – 60, начал охлаждать водой из ствола.»

Дальнейшие доклады о состоянии рубежа и изменении обстановки производить через 2-3 минуты без напоминаний. При повышении температуры конструкций до 50 - 60 градусов – начинать их охлаждение распыленной водой. Зашивку переборок, подволоков разбирать или пробивать в них отверстия для подачи воды на конструкции для охлаждения.

Удаление воды, скапливающейся при охлаждении, производится по приказанию капитана, но об уровне воды докладывать постоянно. Пример доклада: «Обстановка на рубеже обороны в …….. помещении по левому борту не изменилась. Температура 60 градусов, уровень воды – 5 сантиметров».

В процессе локализации пожара необходимо производить дальнейшую разведку района – то есть продвигаться вперед, на сколько это возможно. Продвижение вперед безопаснее выполнять парами или тройками, имея пожарный ствол наготове. Если помещение слабо задымлено и в нем нет больших площадей горения, помещение можно разгерметизировать (для отвода дыма и разогретых газов) потушить очаги пожара и контролировать новый рубеж обороны уже ближе к очагу пожара.

Как производится тушение пожара? Что такое атака на пожар?

Способы, приемы и средства тушения пожара необходимо выбирать, исходя из специфики горящего помещения, размеров пожара, физико-химических свойств горящих материалов, имеющихся на судне огнегасящих веществ и конкретной обстановки, чтобы потушить пожар в минимально возможное время. Никогда не нужно затягивать с применением более мощных средств тушения, если они есть в наличии, особенно в грузовой зоне и в машинных помещениях. Большие (объемные) пожары необходимо тушить с помощью систем объемного тушения.

В зависимости от пожарной ситуации существует два способа тушения, два способа атаки – прямая и непрямая. Оба способа при правильном их применении эффективны, но различаются способами и приёмами подачи огнетушащего вещества и временем пожаротушения.

Прямая атака. При прямой атаке пожарные приближаются к очагу пожара и направляют огнетушащее вещество непосредственно в него. Чаще прямая атака применяется при тушении наружных пожаров и за бортом судна.

Непрямая атака. Применяется, когда пожарные не могут приблизиться к очагу пожара и огнетушащее вещество подается в помещение практически наугад или для создания в нем непригодной для горения атмосферы. Для выполнения непрямой атаки необходима полная или частичная герметизация помещения.

Примеры и способы ведения непрямой атаки:

1. Тушение пожара методом герметизации помещения с выполнением обязательных мероприятий: вооружение рубежей обороны по борьбе с пожаром; охлаждение контура помещения снаружи.

2. Герметизация помещения и применение объёмных систем пожаротушения.

3. Подача распыленной воды через открытые иллюминаторы, двери, люки в разных направлениях. Оставить один из иллюминаторов или люк под контролем для выхода пара. В контейнерах можно проделать несколько отверстий, одно из них остаётся свободным для выхода пара. Воду подавать в самом раскаленном месте.

4. Через иллюминатор, дверь, люк забросить несколько углекислотных огнетушителей, закрыть двери, люки, наблюдать за контуром помещения.

5. Подавать в помещение воздушно-механическую пену с помощью нескольких пенных стволов через двери, люки, иллюминаторы.

В.2.3.1: На выполнение каких мероприятий должна быть направлена борьба экипажа судна с пожаром ?

О: Борьба экипажа с пожаром на судне возглавляется капитаном судна и должна быть направлена на:

* обнаружение и выявление места, размеров, характера пожара;

* установление наличия и возможности эвакуации людей из помещений охваченных пожаром;

ограничение распространения пожара по судну;

предупреждение возможных взрывов при пожаре;

борьбу с пожаром и ликвидацию его последствий.

В.2.3.2: Что необходимо выполнить нa судне по общесудовой тревоге (пожарной)?

остановить движение судна, а в случае необходимости развернуть так, чтобы пламя и дым сбивались ветром за борт;

вывести людей из опасной зоны;

задраить все двери (противопожарные) и заслонки;

герметизировать корпус судна, задраить водонепроницаемые закрытия, имеющие маркировку ТП и иллюминаторы, запорные устройства судовой вентиляции и имеющие маркировку Т;

запустить насосы водо-пожарной системы;

все стационарные системы пожаротушения и противопожарное снабжение привести в полную готовность к немедленному действию;

с разрешения капитана судна отключить электроэнергию в районе, охваченном пожаром;

командир аварийной партии посылает группу разведки пожара на место пожара;

шлюпки, оказывающиеся под угрозой огня приспустить или спустить па воду.

В.2.3.3: По какому принципу создаются аварийные партии па судах?

О: Аварийные партии на судах создаются в зависимости от численности экипажа. При численности экипажа более 100 человек - 3 аварийные партии, при численности 50-100 человек - 2 аварийные партии и группа МП, при численности 15-50 человек - 1 аварийная группа. Распределение членов экипажа по аварийным партиям и группам производится с учетом их опыта работы на судах, профессиональной подготовленности и других деловых качеств. Каждому члену аварийной партии определяется круг обязанностей, которые фиксируются в "Расписание по тревогам" и в виде выписки -в каютную карточку. Разрабатывается и осуществляется система патрулирования.

В.2.3.4: Какова основная задача аварийных партий?

О: Главной задачей первоочередных действий аварийных партий и всего экипажа судна является локализация пожара. Для этого необходимо: В жилых каютах - вывести людей в безопасное место, перекрыть вентиляцию, закрыть окна (иллюминаторы) и двери, обесточить освещение (только в каютах). Проложить рукавные линии подать воду, в первую очередь на путях выхода людей. В грузовых помещениях - прекратить грузовые операции, покинуть помещение, перекрыть люки, лазы, вентиляционные каналы. В судовых кладовых - привести в действие огнетушители или закрыть помещение, вентиляционные и другие проемы и отверстия до приведения в ' готовность основных средств тушения-(вода, пена). На камбузе - задействовать средства местного тушения или покинуть помещение, перекрыв все входы, иллюминаторы и другие проемы и каналы. В машинных помещениях задействовать ручные огнетушители, передвижные огнетушители, переносную пенную установку. Вводить в действие водяные стволы, распылители и пенные генераторы по мере их готовности.

В.2.3.5: Что должна установить группа разведки пожара?

О: Группа разведки пожара должна установить:

* место и размеры очагов пожара:

* опасность пожара для смежных помещений и людей;

* количество пострадавших и отрезанных огнем людей в, помещениях и пути их эвакуации;

* тип горючих материалов;

* масштаб пожара и пути его распространения по судну;

* условия, усложняющие или облегчающие борьбу с пожаром.

В.2.3.6: На какие судовые 'помещения разрабатываются оперативные планы по борьбе с пожаром?

О: Оперативные планы (ОП) по борьбе с пожаром разрабатываются на наиболее пожароопасные судовые помещения, а также помещения, где всегда находятся люди. Для всех судов, независимо от их назначения, ОП разрабатывается на: судовые кладовые горючих жидкостей (фонарные, малярные, шкиперские), блоки жилых кают (не менее 2-х на разных палубах по обоим бортам), судовой камбуз с примыкающими вспомогательными помещениями, один из отсеков машинных помещений. Кроме того, в зависимости от назначения судна ОП разрабатываются: на 2-3 трюма для сухогрузных универсальных, многоцелевых и балкерных судов, на один участок каждой грузовой палубы судов с горизонтальным способом погрузки (на группу укрупненных грузовых мест-), на 2 группы наливных судов, на группу жилых кают каждой палубы пассажирских и приравненных к ним судов. ОП состоит из текстовой и графической (схемы) частей. Комплект ОП судна снабжается несколькими справочными приложениями. Отработка действий аварийных партий по ОП производится путем частных и общесудовых учений.

В.2.3.7: Какие существуют способы ликвидации пожаров?

О: Способы ликвидации пожаров классифицируются следующим образом:

* охлаждение зоны горения (в основном водой);

* изоляция реагирующего вещества от зоны горения (в основном пеной, порошковыми составами);

* разбавление реагирующих веществ (в основном окислителя-кислорода воздуха) новым не поддерживающим горение веществом (углекислый газ, азот, инертные газы, водяной пар или мелко распыленная вода);

* химическое торможение реакции горения с помощью ингибиторов (легкоиспаряющихся жидкостей или порошков), вступивших во взаимодействие при горении, в результате чего скорость горения падает а горение прекращается.

В.2.3.8: Какие опасности могут возникнуть при тушении пожара на судне водой?

О: При подаче воды внутрь корпуса возникает крен судна, рост которого особенно значителен при подаче воды в помещения верхних палуб надстройки. Для сохранения плавучести и, в особенности, остойчивости судна необходимо в процессе пожаротушения принимать определенные меры безопасности: включить систему осушения, не допускать бесцельной подачи воды внутрь корпуса ("на дым"), проделать отверстия в комингсах, переборках и в других местах накапливания воды для удаления ее за борт, производить спрямление судна путем перекачивания балласта и жидких судовых запасов из-емкостей одного борта на другой.

В.2.3.9: Кто осуществляет руководство тушения пожара на судне?

О: Руководителем тушения пожара (РПТ) на судне (кроме случая нахождения судна в большом ремонте) является капитан (лицо, его заменяющее) аварийного судна. Обязанности РТП на судне могут быть переданы старшему пожарному начальнику по: указанию судовладельца, по указанию капитана порта, где находится судно, по просьбе капитана аварийного судна. Факт смены РТП должен быть отражен в вахтенном журнале с указанием времени и оснований смены, обстановки на момент смены.

В.2.3.10: Какие виды связи используются при пожаре на судне?

О: При пожаре на судне должна быть установлена устойчивая с дублированием связь командного пункта с аварийными партиями, работающими в очаге пожара. Это может быть: судовая телефонная сеть, переносные портативные радиостанции, радиотрансляционная сеть судна, либо с помощью посыльных. При стоянке судна у причала может быть использована система специальной связи пожарной охраны и/или портовая.

В.2.3.11: Какие меры используются для защиты топливных емкостей и трубопроводов при пожаре?

О: Система топливоподачи и емкости по хранению топлива на судне при возникновении пожара в этих местах может служить причиной резкого усиления горения. Особенно опасно нарушение целости топливных трубопроводов высокого давления и подвесных расходных цистерн.

Для защиты топливных емкостей и трубопроводов во время пожара необходимо:

* прекратить перекачку топлива по трубопроводам, проходящим в зоне повышенных температур;

* слить топливо из подвесной цистерны в емкости основного запаса и заполнить ее водой;

* покрыть стенки топливных емкостей и трубопроводы теплоизоляционными материалами: пожарное покрывало, кошма, асбестовое полотно и т.п.;

* обеспечить орошение нагревающихся поверхностей цистерн водой.

В.2.3.12: Когда обесточивают электропотребители при пожаре на судне?

О: Электрические сети и агрегаты судна, находящиеся в зоне горения под напряжением могут явиться причиной усиления горения в результате короткого замыкания при разрушении изоляции. Электросети и агрегаты в судовых помещениях обесточиваются при уходе оттуда людей (жилые, служебные, общественные, кладовые и другие вспомогательные помещения). Не допускается полное отключение освещения на путях эвакуации людей до её окончания.

Отсеки машинных помещений и другие, связанные с обеспечением движения и управляемости судна, обесточиваются по указанию или с ведома ГКП. Полное обесточивание судна допускается только по указанию капитана.

В.2.3.13: Какое место на судне называется пожарным постом?

О: Пожарным постом называется место, где хранится противопожарное снабжение, или место, где находятся станции пожарной (дымовой) сигнализации и пусковые устройства противопожарных систем.

В.2.3.14: Каким требованиям должны удовлетворять пожарные посты?

О: Располагаться выше палубы переборок в различных противопожарных зонах. Пост в машинном отделении целесообразно располагать не ниже второго яруса, причем над входом в пост должны быть надпись "Пожарный пост" и знак F. Надпись наносится красной краской "пожарный пост" с высотой букв 50-100 мм, шириной штриха 5-10 мм и соответствующие знаки. В местах хрипения противопожарного снабжения на внутренней стороне двери и крышке ящика должны быть вывешена опись

2.4. Тушение пожара в судовых помещениях

В.2.4.1: Какие основные мероприятия необходимо предпринять для тушения пожара на открытой крытой палубе?

О: Для тушения пожара на открытой палубе необходимо:

* развернуть судно под ветер, чтобы огонь относило в сторону от палубного груза;

* подавать на очаг пожара максимально возможное количество компактных и распыленных струи с наветренного борта или пены, направляя ее на край участка пожара, постепенно перемещая ее к центру;

* охлаждать водой находящиеся вблизи огня конструкции, грузы и материалы;

* установить наблюдение за смежными помещениями.

В.2.4.2: Какие первоочередные действия необходимо выполнить при пожаре в жилых помещениях?

О: В первую очередь организуют вывод людей из зоны- пожара, затем пожар локализуют. Для этого выключают вытяжную и нагнетательную вентиляцию, герметизируют помещения, противопожарные контуры. Смежные с горящими помещения должны быть под постоянным контролем и при необходимости охлаждаться. Подачу огнетушащих средств п помещениях производят через нижние филенки дверей, либо через иллюминаторы, не допуская при этом полной разгерметизации помещения, чтобы не допустить выброса пламени наружу. Члены экипажа работают в изолирующих противогазах. При необходимости используют электронасосы и вытяжную вентиляцию для удаления дыма из помещений

В.2.4.3: Какие основные первоочередные мероприятия необходимо выполнить при тушении пожара в машинном отделении?

О: Тушение пожара в машинном отделении (МО) в первую очередь производят первичными огнегасительным средствами. Одновременно перекрывают топливо к аварийному механизму и останавливают топливный насос. Останавливают главный двигатель, выключают вентиляцию, запускают пожарный насос, частично герметизируют само помещение, в районе пожара отклюнают электропитание, готовят к действию основные средства пожаротушеия.

В.2.4.4: Что необходимо выполнить при возгорании опасного груза?

О: Опасные грузы при их перевозке создают дополнительные сложности по обеспечению живучести судна и сохранной транспортировке.

При возникновении пожара опасного груза или в грузовом помещении, где наряду с другими размещены опасные грузы необходимо:

* оценив обстановку, исходя из физико-химических и агрессивных свойств' грузов принять решение по выбору способов и методов тушения пожара;

* выбрать средства тушения, приняв рекомендуемые и не допуская запрещенные. Например: - при горении горючих жидкостей лучшим средством тушения является пена, не допустимы компактные струи воды;

* для волокнистых материалов (хлопок, джут и т.п.) рекомендуется использование воды.

В.2.4.5: Как тушить выброс пламени из вентиляционных труб?

О: Выброс пламени из вентиляционных труб тушат кошмами с последующей подачек распыленной воды для охлаждения нагретых мест.

В.2.4.6: Как осуществлять тушение пожара электрооборудования, находящегося под током?

О: При горении находящегося под током электрооборудования необходимо его обесточить и приступить к тушению как обычного пожара или' использовать углекислотные огнетушители. Если нет возможности обесточить электрооборудование, то тушение необходимо производить в резиновых перчатках и стоя на резиновых ковриках. При напряжении до 380 В при горении генератора электрического тока струю углекислоты следует подавать в каналы воздушного охлаждения генератора. Применение других огнегасительным средств запрещается.

В.2.4.7: Как осуществлять тушение обесточенного оборудования?

О: Обесточенное оборудование можно тушить с помощью любых огнегасительных средств. Во избежание порчи электрооборудования тушить его следует углекислотой, а при ее отсутствии - воздушно-механической пеной, повышенной кратности.

В.2.4.8: Какие меры необходимо осуществить при возникновении пожара в насосных отделениях наливных судов?

О: При возникновении пожара необходимо:

* объявить общесудовую тревогу;

* прекратить все виды грузовых и балластных операций, а также мойку и дегазацию танков,

* перекрыть быстрозапорные клапаны топливных емкостей неработающих механизмов и обесточить электрооборудование в районе пожара;

* привести в готовность все средства пожаротушения;

* запустить пожарные насосы, резервные агрегаты электропитания;

* произвести разведку пожара;

* заполнить инертным газом танки, смежные с горящим насосным отделением;

* приступить к тушению пожара.

В.2.4.9: Как тушить топливо, разлитое у борта судна?

О: При горении топлива, разлитого у борта нужно но возможности вы-весги судно из опасного района. Горящее топливо отгоняют or борта судна водяными компактными струями. Для накрытия горящего на воде топлива используют пену. В угрожаемых районах корпус судна, а также причалы охлаждают водой. Если горение разлитого у борта топлива не вызывает опасности - дают возможность ему выгореть. при этом необходимо установить наблюдение и держать в готовности средства тушения

2.5. Расследование пожара на судне

В.2.5.1: Как производится расследование и отчетность о пожаре на судне?

По прибытию в порт капитан судна капитан докладывает о происшествии: донесение капитана порта, акт судовой комиссии, выписку из вахтенного журнала, а при необходимости, и из машинного, письменные показания очевидцев и другие документы по требованию. Судовладельцем может быть создана ведомственная комиссия для расследования пожара. Капитан судна обязан представить комиссии все требуемые ею документы, создать условия для ее работы.

В отдельных случаях (при особо крупных пожарах, при пожарах с гибелью людей и т.п.) государственной властью может быть создана Правительственная комиссия. Ее создание не должно приостанавливать расследование ведомственной комиссии и капитана порта. По результатам работы комиссии готовится cooiBC-iciByioiHUH акт с выводами о причинах и обстоятельствах возникновения пожара, о ходе его тушения, с предложениями о мерах по недопущению возникновения пожаров.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: