Обязанности государя и правительств

Обновлено: 24.04.2024

Когда царь деятелен, то вслед за ним деятельны его слуги. Если царь бездеятелен, то вслед за ним бездеятельны и его слуги, которые и уничтожают его дела, и он одолевается ненавидящими его. Поэтому пусть царь проявляет свою деятельность. Пусть он делит трубочками [водяных часов] день на восемь частей, так же и ночь, или же по счету длины тени в три пуруша, в один пуруша, в четыре ангула[32] и бестенный полдень; это первые четыре восьмушки дня, и этими же [делениями] объяснены и деления после полудня.

В первую часть ночи пусть принимает тайных агентов; во вторую пусть займется купаньем и приемом пищи и пусть изучает веды; в третью, легши отдыхать при звуках труб, пусть спит четвертую и пятую; в шестую, пробужденный звуком труб, пусть размышляет о науке и о том, что должен делать; в седьмую пусть заседает в совете и рассылает тайных агентов; в восьмую пусть он в сопровождении жертвенного жреца, духовного учителя, домашнего жреца принимает благопожелания и пусть видится с врачом, поваром, предсказателем. Обойдя с правой стороны корову с теленком и быка[33], пусть он идет затем в зал собраний; или же, распределив в соответствии со своими силами части дня и ночи, пусть ведет [свои] дела.

Придя в зал собраний, пусть не заставляет дожидаться у дверей тех, кто имеет к нему дела. Ибо когда трудно видеть царя, то он своими приближенными приводится к тому, что смешивает то, что надо и чего не надо делать.

Вследствие этого бывают возмущения подданных, и царь попадает во власть врага. Поэтому пусть царь по порядку рассматривает дела: божеств, отшельнических обителей, еретиков, жрецов-брахманов, скота, священных мест, детей, стариков, больных, попавших в беду, беззащитных и женщин. Или же пусть рассматривает дела в порядке их важности или срочности.

Всякое срочное дело пусть выслушивает и не откладывает. Дело пренебреженное становится или трудноисполнимым, или неисполнимым.

Прибыв в помещение, где находится священный огонь, пусть он рассматривает дела знатоков вед и отшельников вместе с домашним жрецом и духовным учителем, после того как привстанет и поклонится.

Дела отшельников и знающих применение волшебства пусть [царь] рассматривает вместе со знатоками трех вед. Пусть один он их не рассматривает, опасаясь вызвать гнев [отшельников и знающих применение волшебства].

Ведь обет царя – это его деятельность, его жертвоприношения, его повеления по делам, священные дары и выдержанность поведения, окропление посвященного.

Счастье царя в счастии подданных, в пользе подданных – его польза. Польза для царя – не то, что ему приятно, но что приятно подданным – в том польза царю.

Поэтому царь, всегда напряженный в работе, пусть то велит делать, что нужно. Корень того, что нужно, – это напряженность в работе, противоположное – корень вреда.

При отсутствии напряженности в работе несомненна гибель как того, что уже достигнуто, так и того, что еще предстоит сделать. Напряженностью в работе достигается ее плод и полнота материальных благ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Без царя в голове [22]

Без царя в голове [22] Что было пороками, то теперь – нравы. Сенека АНОМИЯ (от греческого а- – отрицательная частица + nomos – закон) – понятие социологии и социальной психологии, означающее различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества. В последние годы

Рецепт царя Соломона

Рецепт царя Соломона Предание гласит, что библейский царь Соломон однажды получил в подарок кольцо, на котором была начертана универсальная формула житейской мудрости: «Все пройдет». В минуты сомнений и невзгод царь обращал взор к драгоценному кольцу и черпал в этих

Рецепт царя Соломона

Рецепт царя Соломона Предание гласит, что библейский царь Соломон однажды получил в подарок кольцо, на котором была начертана универсальная формула житейской мудрости: «Все пройдет». В минуты сомнений и невзгод царь обращал взор к драгоценному кольцу и черпал в этих

Повседневные обязанности

Повседневные обязанности Выберите несколько повседневных обязанностей, таких, как мытье посуды, чистка зубов, вынос мусора и т.д. Выполняя их, уделяйте пристальное внимание тому, что чувствует ваше тело. (…) Попробуйте несколько минут выполнять выбранное дело в два раза

Обязанности

Обязанности Сейчас я хочу, чтобы А говорил партнеру фразы, которые начинаются со слов «Я должен». Я хочу, чтобы после каждой сказанной им фразы Б четко, уверенно и твердо отвечал «Нет». Кроме этого, ничего говорить не нужно. Продолжайте эксперимент в течение четырех минут,

Пиры и обязанности

Пиры и обязанности «Тот, кто понимает бабуина, больше продвинулся по части метафизики, чем Локк». Чарльз Дарвин. Записные книжки78.1836-1844 Вообразите, что люди занимались бы сексом сообща и публично, а кушали тайком и при закрытых дверях. Нет никаких конкретных причин, по

1. Мужчина по обязанности

1. Мужчина по обязанности Рассмотрев сложение сексуального поведения у человека как вида (филогенез), можно перейти к формированию сексуальной ориентации у индивида (онтогенез). Большое значение в этом приписывается освоению социально-половой (гендерной) роли: мальчик

Архетип царя

Архетип царя Так же как Зевс и, в меньшей степени, Гадес, Посейдон стремится обрести собственные владения, а также завоевать уважение и власть, какими пользуется царь. Мужчина-Посейдон стремится "быть важным человеком". Однако мужчине, в ком доминирует архетип Посейдона,

ОБЯЗАННОСТИ И ЗАНЯТИЯ

ОБЯЗАННОСТИ И ЗАНЯТИЯ В первой же беседе с ребенком о том, как он будет проводить время один, постарайтесь выяснить, какие занятия ему нравятся, а какие нет. Предполагается, что каждый ребенок должен выполнять определенную домашнюю работу, соответствующую его возрасту.

Игры царя Давида

Игры царя Давида Ни в коем случае нельзя говорить об эстетическом познании или освоении Мира. Правомернее считать художественное творчество усвоением или даже утилизацией действительности. Здесь не может быть ни прогресса, ни развития, а только – накопление,

Глава 24. Обязанности

Глава 24. Обязанности Обязанностей у нас в жизни намного меньше, чем нам кажется. Всю нашу сознательную и несознательную жизнь нам создают иллюзии обязанностей, которые не имеют под собой реальной почвы. Это начинается с тех пор, как нас заставляют держать головку в два

Раздел 18. Охрана особы [царя]

Раздел 18. Охрана особы [царя] Глава 21 Как только царь встанет, пусть он будет окружен отрядами женщин с луками, во втором дворе – носящими тюрбаны слугами, евнухами, домашними слугами, в третьем – горбатыми, карликами, горцами, в четвертом – советниками, родственниками и

Кольцо царя Соломона

Кольцо царя Соломона Жил был мудрый царь Соломон. Но, несмотря на всю его мудрость, жизнь царя не была спокойной. И обратился однажды Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой:— Помоги мне — очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я сильно

От обязанности к увлечению

От обязанности к увлечению Диаграмма любезно предоставлена IDEOКаждый, кто работал с Дэвидом один на один, видели, возможно, как он набрасывает крайне простой рисунок: весы, на одной чаше которых находится «сердце», а на другой – значок доллара. Это противоречие между

Манифестом 17 октября 1905 года мы возвестили об осуществлении нами законодательной власти в единении с представителями народа и о даровании населению незыблемых основ гражданской свободы. Установив новые пути, по которым будет проявляться самодержавная власть всероссийских монархов в делах законодательства, мы утвердили Манифестом 20 февраля сего года порядок участия выборных от народа в сих делах и определили временными правилами условия пользования населением гражданской свободою.
Вместе с тем, в видах укрепления основ обновляемого государственного строя, мы повелели свести воедино постановления, имеющие значение Основных государственных законов, подлежащих изменению лишь по почину нашему, и дополнить их положениями, точнее разграничивающими область принадлежащей нам нераздельно власти верховного государственного управления от власти законодательной.
Начертанные на сих основаниях, по предуказаниям нашим, Основные государственные законы мы признали за благо утвердить и препровождаем в Правительствующий сенат для обнародования их установленным порядком.
Правительствующий сенат к исполнению сего не оставит учинить надлежащее распоряжение.
1. Государство Российское едино и нераздельно.
2. Великое княжество Финляндское, составляя нераздельную часть государства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства.
3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных и общественных установлениях определяется особыми законами.

Глава первая
О существе верховной самодержавной власти

4. Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть. Повиноваться власти его, не только за страх, но и за совесть, сам бог повелевает.
5. Особа государя императора священна и неприкосновенна.
6. Та же верховная самодержавная власть принадлежит государыне императрице, когда наследство престола в порядке, для сего установленном, дойдет до лица женского; но супруг ее не почитается государем: он пользуется почестями и преимуществами, наравне с супругами государей, кроме титула.
7. Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственною думою.
8. Государю императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основные государственные законы могут подлежать пересмотру в Государственном совете и Государственной думе.
9. Государь император утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.
10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит государю императору в пределах всего государства Российского. В управлении верховном власть его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим его именем и по его повелениям.
11. Государь император, в порядке верховного управления, издает, в соответствии с законами, указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов.
12. Государь император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского государства.
13. Государь император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.
14. Государь император есть державный вождь российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского государства. Он определяет устройство армии и флота и издает указы и повеления относительно: дислокации войск, приведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского государства. Государем императором, в порядке верховного управления, устанавливаются также ограничения в отношении права жительства и приобретения недвижимого имущества в местностях, которые составляют крепостные районы и опорные пункты для армии и флота.
15. Государь император объявляет местности на военном или исключительном положении.
16. Государю императору принадлежит право чеканки монеты и определение внешнего ее вида.
17. Государь император назначает и увольняет председателя Совета министров, министров и главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения.
18. Государь император, в порядке верховного управления, устанавливает в отношении служащих ограничения, вызываемые требованиями государственной службы.
19. Государь император жалует титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. Им же непосредственно определяются условия и порядок пожалования титулов, орденов и отличий.
20. Государь император издает непосредственно указы и повеления как в отношении имуществ, личную ею собственность составляющих, так равно в отношении имуществ, именуемых государевыми, кои, всегда принадлежа царствующему императору, не могут быть завещаемы, поступать в раздел и подлежать иным видам отчуждения. Как те, так и другие имущества не подчиняются платежу налогов и сборов.
21. Государю императору, как главе императорского дома, принадлежат, согласно Учреждению о императорской фамилии, распоряжения по имуществом удельным. Им же определяются также устройство состоящих в ведении министра императорского двора учреждений и установлений, равно как порядок управления оными.
22. Судебная власть осуществляется от имени государя императора установленными законом судами, решения коих приводятся в исполнение именем императорского величества.
23. Государю императору принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния с прекращением судебного против них преследования и освобождением их от суда и наказания, а также сложение, в путях монаршего милосердия, казенных взысканий и вообще дарование милостей в случаях особых, не подходящих под действие общих законов, когда сим не нарушаются ничьи огражденные законом интересы и гражданские права.
24. Постановление Свода законов (т.1, ч.1, изд. 1892 г.): о порядке наследия престола (ст.3 - 17), о совершеннолетии государя императора, о правительстве и опеке (ст.18 - 30), о вступлении на престол и о присяге подданства (ст.31 - 34 и прил.V), о священном короновании и миропомазании (ст.35 и 36), о титуле его императорского величества и о государственном гербе (ст.37 - 39 и прил.I) и о вере (ст.40 - 46) сохраняют силу законов основных.
25. Учреждение о императорской фамилии (Свода зак. т.1, ч.1, изд. 1892 г., cт.82 - 179 и прил.II - IV и VI), сохраняя силу у законов основных, может быть изменяемо и дополняемо только лично государем императором в предуказываемом им порядке, если изменения и дополнения сего Учреждения не касаются законов общих и не вызывают нового из казны расхода.
26. Указы и повеления государя императора, в порядке верховного управления или непосредственно им издаваемые, скрепляются председателем Совета министров или подлежащим министром либо главноуправляющим отдельною частью и обнародываются Правительствующим сенатом.

Глава вторая
О правах и обязанностях российских подданных

Глава третья
О законах

42. Империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке.
43. Сила законов равно обязательна для всех без изъятия российских подданных и для иностранцев, в Российском государстве пребывающих.
44. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения государя императора.
45. Во время прекращения занятий Государственной думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет министров представляет о ней государю императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные государственные законы, ни в Учреждения Государственного совета и Государственной думы, ни в постановления о выборах в Совет или Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим министром или главноуправляющим отдельной частью не будет внесен в Государственную думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или его не примут Государственная дума или Государственный совет.
46. Законы, особенно изданные для какой-либо местности или части населения, новым общим законом не отменяются, если в нем именно такой отмены не постановлено.
47. Каждый закон имеет силу только на будущее время, кроме тех случаев, когда в самом законе постановлено, что сила его распространяется и на время предшествующее, или что он есть только подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего.
48. Общее хранение законов полагается в Правительствующем сенате. Посему все законы должны быть вносимы в подлиннике или в заверенных списках в Правительствующий сенат.
49. Законы обнародываются во всеобщее сведение Правительствующим сенатом в установленном порядке и прежде обнародования в действие не приводятся.
50. Законодательные постановления не подлежат обнародованию, если порядок их издания не соответствует положениям сих Основных законов.
51. По обнародовании, закон получает обязательную силу со времени назначенного для того в самом законе срока, при неустановлении же такового срока - со дня получения на месте листа сенатского издания, в коем закон напечатан. В самом издаваемом законе может быть указано на обращение его, до обнародования, к исполнению по телеграфу или посредством нарочных.
52. Закон не может быть отменен иначе, как только силою закона. Посему, доколе новым законом положительно не отменен закон существующий, он сохраняет полную свою силу.
53. Никто не может отговариваться неведением закона, когда он был обнародован установленным порядком.
54. Постановления по строевой, технической и хозяйственной частям, а равно положения и наказы учреждениям и должностным лицам военного и военно-морского ведомств, по рассмотрении Военным и Адмиралтейств советами, по принадлежности, непосредственно представляются государю императору, если только сии постановления, положения и наказы относятся собственно к одним упомянутым ведомствам, не касаются предметов общих законов и не вызывают нового расхода из казны или же вызываемый ими новый расход покрывается ожидаемыми сбережениями по финансовой смете Военного или Морского министерства, по принадлежности. В том же случае, когда новый расход не может быть покрыт указанными сбережениями, представление означенных постановлений, положений и наказов на высочайшее утверждение допускается лишь по испрошении в установленном порядке ассигнования соответственного кредита.
55. Постановления по военно-судебной и военно-морской судебной частям издаются в порядке, установленном в Сводах военных и военно-морских постановлений.

Глава четвертая
О Государственном совете и Государственной думе и образе их действии

56. Государственный, совет и Государственная дума ежегодно созываются указами государя императора.
57. Продолжительность ежегодных занятий Государственного совета и Государственной думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указами государя императора.
58. Государственный совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам. Общее число членов Совета, призываемых высочайшею властью к присутствованию в Совете из среды его членов по высочайшему назначению, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам.
59. Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в законоположениях о выборах в Думу.
60. Государственный совет проверяет полномочия своих членов по выборам. Равным образом Государственная дума проверяет полномочия своих членов.
61. Членом Государственного совета и членом Государственной думы одно и то же лицо одновременно быть не может.
62. Состав членов Государственного совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих членов по указу государя императора, коим назначаются и новые выборы членов Совета.
63. Государственная дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов распущена указом государя императора. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва.
64. Государственный совет и Государственная дума пользуются равными в делах законодательства правами.
65. Государственному совету и Государственной думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных государственных законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно государю императору.
66. Государственному совету и Государственной думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны, или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными.
67. Ведению Государственного совета и Государственной думы и обсуждению их в порядке, учреждениями их определенном, подлежат те дела, кои указаны в учреждениях Совета и Думы.
68. Законодательные предположения рассматриваются в Государственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный совет. Законодательные предположения, предначертанные по почину Государственного совета, рассматриваются в Совете и, по одобрении им, поступают в Думу.
69. Законопроекты, не принятые Государственным советом или Государственною думою, признаются отклоненными.
70. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и не удостоившиеся высочайшего утверждения, не могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и отклоненные одним из сих установлений, могут быть вносимы на законодательное рассмотрение в течение той же сессии, если последует высочайшее на то повеление.
71. Законопроекты, поступившие в Государственную думу и одобренные как ею, так и Государственным советом, равно как законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета и одобренные как им, так и Государственною думою, представляются государю императору председателем Государственного совета.
72. При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам или по другим, принятым на себя Российским государством, обязательствам.
73. Кредиты на расходы Министерства императорского двора, вместе с состоящими в его ведении учреждениями, в суммах, не превышающих ассигнований по государственной росписи на 1906 год, обсуждению Государственного совета и Государственной думы не подлежат. Равным образом не подлежат их обсуждению такие изменения означенных кредитов, которые обусловливаются постановлениями Учреждения об императорской фамилии, соответственно происшедшим в ней переменам.
74. Если государственная роспись не будет утверждена к началу сметного периода, то остается в силе последняя, установленным порядком утвержденная, роспись, с теми лишь изменениями, какие обусловливаются исполнением последовавших после ее утверждения узаконений. Впредь до обнародования новой росписи, по постановлениям Совета министров, в распоряжение министерств и главных управлений открываются постепенно кредиты в размерах действительной потребности, не превышающие, однако, в месяц, во всей их совокупности, одной двенадцатой части общего по росписи итога расходов.
75. Чрезвычайные сверхсметные кредиты на потребности военного времени и на особые приготовления, предшествующие войне, открываются по всем ведомствам, в порядке верховного управления, на основаниях, в законе определенных.
76. Государственные займы для покрытия как сметных, так и сверхсметных расходов, разрешаются порядком, установленным для утверждения государственной росписи доходов и расходов. Государственные займы для покрытия расходов в случаях и в пределах, предусмотренных в статье 74, а также займы для покрытия расходов, назначаемых на основании статьи 75, разрешаются государем императором в порядке верховного управления. Время и условия совершения государственных займов определяются в порядке верховного управления.
77. Если по заблаговременном внесении в Государственную думу предложений о числе людей, потребном для пополнения армии и флота, закон по сему предмету не будет в установленном порядке издан к 1 Мая, то указом государя императора призывается на военную службу необходимое число людей, не свыше, однако, назначенною в предшествующем году.

Глава пятая
О Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями

78. Направление и объединение действий министров и главноуправляющих отдельными частями по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления возлагается на Совет министров на основаниях, в законе определенных.
79. Министры и главноуправляющие отдельными частями имеют право участия в голосовании в Государственном совете и Государственной думе только в том случае, если они состоят членами сих установлений.
80. Обязательные постановления, инструкции и распоряжения, издаваемые Советом министров, министрами и главноуправляюшими отдельными частями, а также другими, на то законом уполномоченными, установлениями, не должны противоречить законам.
81. Председатель Совета министров, министры и главноуправляющие отдельными частями ответствуют перед государем императором за общий ход государственного управления. Каждый из них в отдельности ответствует за свои действия и распоряжения.
82. За преступные по должности деяния председатель Совета, министров, министры и главноуправляющие отдельными частями подлежат гражданской и уголовной ответственности на основаниях, в законе определенных.

Согласно концепции «правды воли монаршей», «царей должность есть»: заботиться о счастье подданных, наставляя их к благочестию и честной жизни, предоставить сильное правосудие, организовать боеспособную армию для защиты от неприятелей, а также необходимое количество учителей, как гражданских, так и духовных.

Исходя из утверждения о том, что самодержец должен о «добре общем народа себе подданного» заботиться, следует, что он обязан с умом выбирать себе наследника, «который бы доброе отечества состояние не токмо сохранил в целости, но и паче бы утвердил, и укрепил, и если бы что не довершенное застал, тщался бы привести в совершенство»[29].

Обязанности подданных.

По мысли произведения, подданным не нужно понимать причины царских повелений, поскольку «Небо высоко, земля же глубока, сердце же Царево необлично», «якоже бо высоты небесной и глубины земной испытать невозможно, тако не подобает испытывать Царева сердца»[30]. Государевы указы должны исполняться при этом с величайшей старательностью, без прекословия и роптания.

Судить царя народ не смеет, поскольку сам в прошлом отдал ему всю полноту власти над собой. Если же вдруг царь изменится и обернется злым, не отвечающим чаяниям, то и в этом случае народ должен подчиняться ему. Не может народ отнять своей воли, данной монарху, поскольку в этом случае рушатся основы, авторитет наследственной монархии, да и само ее существование ставится под сомнение. А если народ упрямо и сможет отнять свою волю, то воли Божьей, «которая и волю народную двигнула и купно с оною сама действовала в установлении такой Монархии и первого Монарха избрании»[31] он отменить не сможет. Таким образом, две теории, сливаясь, поддерживают друг друга. Если царем недовольны – сами виноваты, ведь сами его властью наделили, а если низвергнуть его желаете, то тут уже против Божьей воли поступаетесь.

Однако затем допускается, что может существовать монарха первого соизволение, обещание, подтвержденное клятвой и документом, нарушать которое его преемникам нельзя. Однако утверждается, что такая монархия есть «непрестанным бедствиям подлежащая» , потому что недоброжелатели короны могут истолковать любое благое деяние царя как нарушение этой самой клятвы и смутить народ.

Народ обязан принимать безропотно любого наследника, которого изберет себе царь. Не имеет значение, кем он будет, поскольку волю свою в избрании следующего государя, как и вообще всю политическую волю, народ возложил на государя.

Мысль о том, что лучшее средство обеспечить общее благополучие - это позволить каждому заботиться о своих интересах, проходит через все «Богатство народов» . Смит объясняет, в чем заключается «простая и нехитрая система естественной свободы» , которая должна заменить существующие системы поощрения отечественной промышленности и торговли, с одной стороны, и стеснения частной инициативы -- с другой. «Всякий человек, - говорит автор, - пока он не нарушает законов справедливости, имеет бесспорное право следовать по пути, указанному ему его личным интересом, и употреблять по своему усмотрению свой труд и капитал.. . Государь освобождается совершенно через это от.. . обязанности руководить трудом людей и направлять его самым выгодным образом для целого общества.

При системе естественной свободы государю остается исполнить три обязанности:

- Первая состоит в защите общества от всякого рода насилия или нашествия со стороны других независимых обществ.

- Вторая состоит в защите каждого члена общества от несправедливостей и притеснений со стороны другого члена общества, или в установлении определенного суда.

- Третья его обязанность состоит в проведении, исполнении и поддержании общественных предприятий и некоторых учреждений, которые не могут быть исполнены и содержимы за счет одного или нескольких людей.

Разобрав и отвергнув системы, построенные как на поощрениях, так и на стеснениях, Смит приходит к тому заключению, что остается еще только одна система естественной свободы. Она-то и будет вполне истинной. Всякому человеку, пока он не нарушает законов справедливости, должно быть предоставлено право свободно преследовать свои личные интересы и употреблять по своему усмотрению труд и капитал. При этом государственная власть освободилась бы от обязанности руководить трудом каждого человека и направлять его самым выгодным образом для целого общества, от обязанности, которой выполнить нет никакой человеческой возможности; она несла бы только три обязанности - правда, в высшей степени важные, но вместе с тем ясные, простые и доступные пониманию всякого.

- Первая состоит в защите государства от насилия и нападения со стороны другого государства.

- Вторая - в защите каждого члена общества от несправедливости и насилия со стороны других членов, то есть в поддержании справедливого суда.

- Наконец, третья ее обязанность состоит в приведении в исполнение и в поддержании общественных предприятий и некоторых учреждений, которые не могут быть исполнены и содержимы за счет одного или нескольких лиц, так как доставляемая ими прибыль не выручит расходов одного или нескольких лиц, но относительно всего общества доставляемая ими польза может более чем вознаградить за сделанные расходы.

Мильтон известен не только как автор религиозно-философских трактатов и политических памфлетов, но и как активный участник политической жизни Англии во времена революции 1640-1660 годов, как мудрый мыслитель и гражданин, полный любви к Родине и желания изменить её к лучшему. Его жизнь – пример нравственного и душевного героизма.

Родился Джон Мильтон 9 декабря 1608 года в Лондоне в семье успешного нотариуса, крупного дельца, человека разносторонне образованного и обладающего вполне прогрессивными для своего времени взглядами. Он всячески способствовал наилучшему интеллектуальному воспитанию и обучению сына. Мальчик получил очень хорошее начальное образование, продолженное в Кембриджском университете, который Мильтон окончил в 1632 году со степенью магистра искусств. Следующие 5 лет после окончания университета, проведённые в имении отца близ Лондона, были посвящены самообразованию и самосовершенствованию. 1637-1638 годы были проведены в путешествии по Италии и Франции, где Мильтон познакомился с Галилеем, Гуго Гроцием и другими знаменитыми людьми своего времени.

Ещё в годы обучения в университете Мильтон загорелся двумя своими пристрастиями – политикой и писательством. Увлечение политикой пришло из неприятия существующей в те времена ситуации, когда корона и церковь крепко регулировали университеты. В них сохранялись средневековые методы обучения: история, математика и опытные науки не входили учебный план. В те годы как раз зарождался революционный дух, начиналось брожение в обществе, и всё это не могло не пробудить пыл борьбы в молодом Мильтоне. Увлечение литературой началось с достаточно лёгкой и светлой поэзии, не тронутой пока высокими гражданскими или духовными исканиями. В ней начинающий поэт выражал своё душевное состояние полной гармонии, идеализировал природу и сельскую жизнь. Его первые поэмы - "L’Allegro" ("Весёлый") , "Il Penseroso" ("Задумчивый") , "Lycidas" ("Люсидас") , "Comus" ("Комус") - написаны именно в таком ключе. Однако эти юношеские настроения сменились позже более зрелыми и серьёзными размышлениями.

Зрелый период Мильтона относится к 1639 – 1660 годам, когда он вернулся из итальянского путешествия, обосновался в Лондоне, открыл частное учебное заведение, занимался воспитанием своих племянников, что стало основой для трактата "О воспитании" . В начале 40-х годов, когда английская революция вступила в свою начальную фазу, Мильтон увлёкся общественно-публицистической деятельностью, вступил в ряды партии "индепендентов" ("независимых"), начал писать политические памфлеты "на злобу дня", посвящённые общественной борьбе, призывающие к переменам и критикующие монархию: "О реформации" , "Скорый и лёгкий путь к установлению свободной республики" и многие другие. В этих произведениях, охвативших всё течение английской революции 1640-1660 годов, ярко выразились ораторский дар и гражданское самосознание мыслителя. Один из самых известных памфлетов - "Ареопагитика" , посвящённый требованию свободы для печатного слова.

Тогда же, в 1641 году, Мильтон неудачно женился: через месяц супруга ушла к родителям и вернулась только в 1645 году. Этот печальный опыт писатель воплотил в трактате "О разводе" . Несмотря на потерянную душевную гармонию, отсутствие покоя, постоянные переживания, Мильтон продолжал активно заниматься двумя любимыми делами: собирал материалы по истории Британии, писал, занимался общественными и политическими вопросами. В январе 1649 года случилось торжество революции: был казнён король Карл I, по поводу чего Мильтон написал смелый памфлет "Обязанности государя и правительств" . Вскоре он был назначен секретарём при Государственном совете, занимался перепиской на иностранных языках.

Казалось бы, настал наиболее благоприятный период в жизни мыслителя: история менялась на его глазах, его идеалы были близки к воплощению. Но 50-е годы стали настоящей чёрной полосой. Несмотря на предупреждения врачей и советы прекратить усердную работу из-за стремительно ухудшающегося зрения, Мильтон продолжал своё дело, заявляя: "Подобно тому, как я пожертвовал поэзией, так теперь я готов принести на алтарь свободы свои глаза". В феврале 1952 года Джон Мильтон полностью ослеп. В мае того же года при родах умерла его жена, а через месяц – и маленький сын. До 1655 года слепой Мильтон продолжал работать секретарём в Государственном совете с помощью помощников - переписчиков, чтецов, но это не давало полноценной возможности самореализации. Вторая жена, с которой он связал судьбу в конце 1656 года, умерла в начале 1658 года, прожив с ним всего лишь год. Обе дочери Мильтона были совершенно чужды отцу, не высказывали особой поддержки, старались проводить с ним меньше времени, не желая читать ему вслух произведения на латыни, которые он не мог теперь читать сам. В 1660 году произошла Реставрация Стюартов — восстановление ранее упразднённой монархии и воцарение Карла II, а с ней и разгром партии Мильтона, его политическая опала, тюремное заключение и финансовый крах.

Однако именно этот трудный период жизни Мильтона стал апогеем его литературного творчества и ознаменовался гениальными и, по признанию многих критиков, лучшими произведениями автора: "Потерянный рай" (1667), "Возвращенный рай" (1671) и "Самсон-борец" (1671). Эти произведения, посвящённые христианской тематике и перенёсшие кипучую политическую борьбу тех лет в психологическую картину столкновения неба и ада, стали достойным окончанием литературного пути великого мыслителя. В 1674 году 65-летний Мильтон скончался у себя дома, в Лондоне.

Интересный факт: перу Мильтона принадлежит компиляция "Brief History of Moscovia" ("Краткая история Московии"), опубликованная в 1682 году, уже после его смерти. В России она была опубликована в 1875 году под названием "Московия Джона Мильтона" .

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку мудрых высказываний мыслителя.

1. Книги — не мёртвые совершенно вещи, а существа, содержащие в себе семена жизни. В них — чистейшая энергия и экстракт того живого разума, который их произвел. Убить хорошую книгу значит почти то же самое, что убить человека: кто убивает человека, убивает разумное существо, подобие Божие; тот же, кто уничтожает хорошую книгу, убивает самый разум, убивает образ Божий как бы в зародыше. Хорошая книга — драгоценный жизненный сок творческого духа, набальзамированный и сохраненный как сокровище для грядущих поколений. ( "Ареопагитика, или Речь о свободе печати")

2. Свобода — вот кормилица всех великих талантов: она, подобно наитию свыше, очистила и просветила наши души; она сняла оковы с нашего разума, расширила его и высоко подняла над самим собой. Дайте мне поэтому свободу знать, свободу выражать свои мысли, а самое главное — свободу судить по своей совести. ("Ареопагитика, или Речь о свободе печати")

3. С тех пор как вкусили всем известное яблоко, в мир явилось познание Добра и Зла, этих двух неотделимых друг от друга близнецов. И быть может, осуждение Адама за познание Добра и Зла именно в том и состоит, что он должен Добро познавать через Зло. ("Ареопагитика, или Речь о свободе печати")

4. Брак не может существовать и сохраняться без взаимности в любви, а там, где нет любви, от супружества остается только внешняя оболочка, столь же безрадостная и неугодная Богу, как и всякое другое лицемерие. ("О разводе")

5. Люди от природы рождаются свободными, неся в себе образ и подобие самого Бога; они имеют преимущество перед всеми другими живыми существами, ибо рождены повелевать, а не повиноваться. ("Права и обязанности короля и правителей")

6. Лучше царствовать в Аду, чем прислуживать на небесах. ("Потерянный рай")

7. Чем больше злодеяние, тем грозней расплата. ("Потерянный рай")

8. Одиночество - порой лучшее общество. ("Потерянный рай")

9. Везде в Аду я буду. Ад - я сам. ("Потерянный рай")

10. Кто царствует внутри самого себя и управляет своими страстями, желаниями и опасениями, тот более чем царь. ( "Возвращённый рай")

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: