Обязанности государственного инспектора рыбоохраны

Обновлено: 19.04.2024

от 30 июня 2021 года N 1065

О федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре)

(с изменениями на 8 декабря 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного охотничьего контроля (надзора), в пределах установленной предельной численности работников указанных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в соответствующем бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Признать утратившими силу:

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 года N 1065

Положение о федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре)

(с изменениями на 8 декабря 2021 года)

1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления федерального государственного охотничьего контроля (надзора) (далее - государственный надзор).

2. Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Федеральным законом "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об охоте), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - обязательные требования).

4. Государственный надзор осуществляется уполномоченными на осуществление государственного надзора органами исполнительной власти и государственными учреждениями (далее - надзорные органы):

а) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) - на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон, управление которыми не осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями;

б) федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, - на таких территориях;

в) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного надзора, - на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и случаев, предусмотренных подпунктом "г" настоящего пункта;

г) государственными учреждениями, созданными уполномоченными органами исполнительной власти, - на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, в пределах полномочий, определенных в соответствии с уставами таких учреждений.

5. Решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий вправе принимать руководители (лица, исполняющие их обязанности), заместители руководителей надзорных органов.

6. Должностные лица надзорных органов, уполномоченные на осуществление государственного надзора (далее - государственный охотничий инспектор), наряду с правами, установленными Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", имеют право:

а) изымать у нарушителей незаконно добытые охотничьи ресурсы и полученную из них продукцию охоты, оружие и другие орудия добычи охотничьих ресурсов, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы с оформлением изъятия в установленном порядке;

б) хранить и носить специальные средства и служебное оружие, а также разрешенное в качестве служебного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие;

в) применять физическую силу, специальные средства, служебное оружие, а также разрешенное в качестве служебного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие;

г) производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий охоты, добытых охотничьих ресурсов и полученной из них продукции охоты, в том числе во время ее транспортировки и переработки;

д) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании средств в счет возмещения ущерба, нанесенного охотничьим ресурсам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

7. Объектами государственного надзора являются деятельность контролируемых лиц в сфере охотничьего хозяйства, а также охотничье угодье или иная территория, являющаяся средой обитания охотничьих ресурсов (далее - объект контроля).

8. Объект контроля может быть отнесен к следующим категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления государственного надзора (далее - категория риска):

а) чрезвычайно высокий риск - в случае наличия 4 критериев риска;

б) значительный риск - в случае наличия от 2 до 3 критериев риска;

в) умеренный риск - в случае наличия 1 критерия риска;

г) низкий риск - в случае отсутствия критериев риска.

9. Критериями отнесения такого объекта контроля, как деятельность контролируемых лиц в сфере охотничьего хозяйства, к категориям риска являются:

а) наличие вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих проведению контрольного (надзорного) мероприятия, постановлений о назначении административного наказания лицу, деятельность которого является объектом контроля, за совершение административных правонарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

б) наличие в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя вступившего в силу решения суда о приостановлении деятельности.

10. Критериями отнесения такого объекта контроля, как охотничье угодье или иная территория, на которых осуществляется деятельность контролируемых лиц в сфере охотничьего хозяйства, к категориям риска являются:

а) наличие на территории объекта контроля видов охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации;

б) расположение охотничьего угодья или большей части площади его территории в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которыми осуществляется охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности;

в) наличие зон охраны охотничьих ресурсов;

г) снижение численности охотничьих ресурсов на территории объекта контроля более чем на 40 процентов в течение 2 лет согласно данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, формируемым в сроки, определенные порядком осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденным в соответствии со статьей 36 Федерального закона об охоте;

д) осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства на особо охраняемой природной территории.

11. Учет объектов контроля осуществляется путем внесения сведений об объектах контроля в информационные системы надзорных органов, создаваемые в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", не позднее 2 дней со дня поступления таких сведений.

При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета надзорные органы используют информацию, представляемую им в соответствии с Федеральным законом об охоте, Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию, в том числе сведения, содержащиеся в государственном охотхозяйственном реестре.

12. В рамках осуществления государственного надзора проводятся следующие профилактические мероприятия:

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

д) профилактический визит.

13. Надзорные органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальных сайтах надзорных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии).

14. Надзорные органы обеспечивают ежегодное обобщение правоприменительной практики осуществления государственного надзора.

По итогам обобщения правоприменительной практики каждый надзорный орган обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики надзорного органа (далее - доклад о правоприменительной практике).

Надзорные органы обеспечивают публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.

Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя каждого надзорного органа и ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным, размещается на официальном сайте надзорного органа в сети "Интернет".

15. В случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать возражение в отношении указанного предостережения, в котором указываются следующие сведения:

наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина;

идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина;

дата и номер предостережения;

обоснование позиции в отношении указанных в предостережении готовящихся или возможных действиях (бездействии), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;

способ получения ответа.

Возражения направляются контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, на указанный в предостережении адрес электронной почты.

Результат рассмотрения возражения на предостережение направляется контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения на адрес, указанный в возражении.

Учет предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований осуществляется каждым надзорным органом путем ведения журнала учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (на бумажном носителе либо в электронном виде) по форме, обеспечивающей учет указанной информации.

16. Государственные охотничьи инспектора по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование (дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора). Консультирование осуществляется без взимания платы.

Консультирование может осуществляться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

Консультирование осуществляется по следующим вопросам:

разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного надзора;

разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного надзора;

порядок обжалования решений надзорных органов, действий (бездействия) государственных охотничьих инспекторов.

Время консультирования при личном обращении устанавливается руководителем надзорного органа и размещается на стенде надзорного органа в доступном для ознакомления месте и официальном сайте надзорного органа в сети "Интернет".

Консультирование контролируемых лиц при личном обращении осуществляется в специальных помещениях, оборудованных средствами аудио- и (или) видеозаписи, о применении которых контролируемое лицо уведомляется до начала консультирования.

Контролируемым лицам, желающим получить консультацию по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора, предоставляется право ее получения в порядке очереди.

Статья 43.3. Права должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) запрашивать и получать от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения ими обязательных требований;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения, а при проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, о назначении проверки посещать рыболовные участки, места добычи (вылова) водных биоресурсов, приемки, обработки, перегрузки, транспортировки, хранения и выгрузки уловов водных биоресурсов, производства рыбной продукции, находящиеся на территориях указанных участков здания, помещения и сооружения, суда рыбопромыслового флота, проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, в том числе проверки соблюдения правил рыболовства и иных правил, регламентирующих добычу (вылов) водных биоресурсов, выделенных квот добычи (вылова) водных биоресурсов и рекомендуемых объемов добычи (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, условий выданных разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, условий договоров, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, документов, подтверждающих законность уловов водных биоресурсов и произведенной из них рыбной продукции;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений и проведении мероприятий по обеспечению предотвращения причинения вреда водным биоресурсам и среде их обитания;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях, принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

6) предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски физическим и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного водным биоресурсам в результате нарушений обязательных требований.

2. Должностные лица федерального органа исполнительной власти в области рыболовства при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, также имеют право:

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) запрашивать у граждан в целях проверки документы на право добычи (вылова) водных биоресурсов;

2) задерживать граждан, нарушивших обязательные требования при осуществлении рыболовства, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы;

3) производить досмотр транспортных средств, орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, личных вещей граждан;

4) изымать у граждан, нарушающих обязательные требования, продукцию и орудия добычи (вылова) водных биоресурсов, транспортные средства, а также соответствующие документы.

3. Должностные лица федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, осуществляющие государственный контроль (надзор), имеют право в соответствии с законодательством Российской Федерации получать во временное пользование в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия, а также использовать охотничье огнестрельное оружие в качестве служебного.

(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 391-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Хранение, ношение и применение боевого ручного стрелкового оружия, а также охотничьего огнестрельного оружия, используемого в качестве служебного, осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, осуществляющих государственный контроль (надзор), которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, боевого ручного стрелкового оружия, а также охотничьего огнестрельного оружия, используемого в качестве служебного, перечень типов, моделей и количество боевого ручного стрелкового оружия, а также охотничьего огнестрельного оружия, используемого в качестве служебного, боеприпасов и патронов к ним и правила их применения должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области рыболовства устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Должностные лица федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, осуществляющие государственный контроль (надзор), при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду. Образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, порядок ношения форменной одежды утверждаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Сегодня отправляясь на рыбалку, многие рыбаки-любители задаются вопросом, какие права имеют контролирующие органы рыбоохраны на водоёме. Имеет ли он право осматривать лодку, транспортные средства, личные вещи или конфисковывать орудия лова, с помощью которых совершались правонарушения? Если Правила рыболовства основная масса рыболовов знает, то права и полномочия государственных инспекторов рыбоохраны известны не всем. Продолжаем рубрику "Правовая страничка рыбака" на канале Блог-журнал "РыбачоК" и в этой статье хочу кратко разъяснить основные полномочия государственного инспектора рыбоохраны.

Начнём со всего по порядку. Права государственного инспектора рыбоохраны регламентируются Федеральным законом от 20.12.2004 года № 166-ФЗ (в редакции от 03.07.2016) "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" . А конкретно статья 43.3. "Права должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов", где говорится, что при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственные инспектора имеют следующие права:

2. Задерживать граждан, нарушивших обязательные требования при осуществлении рыболовства, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы.

3. Производить досмотр транспортных средств, орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, личных вещей граждан.

4. Изымать у граждан, нарушающих обязательные требования, продукцию и орудия добычи (вылова) водных биоресурсов, транспортные средства, а также соответствующие документы.

5. Составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях, принимать меры по предотвращению таких нарушений.

6. Применять боевое ручное стрелковое оружие, а также охотничье огнестрельное оружие в качестве служебного.

Последний пункт, довольно таки серьёзный, поэтому оказывать сопротивление инспектору рыбоохраны не стоит.

Помимо всего этого, права госинспектора рыбоохраны, перечисленные в данном данном федеральном законе, очень четко регламентированы Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст.ст. 23.27; 27.2; 27.7; 27.8; 27.9; 27.10).

Но у государственных инспекторов, осуществляющих контроль и находящихся при исполнении служебных обязанностей, должны обязательно быть в форменной одежде со знаками отличия и различия, образцы которой в свою очередь, утверждаются в установленном законодательством РФ порядке федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. То есть, если к Вам на рыбалке подойдёт человек в камуфляжной одежде маскировочного окраса, без опознавательных знаков, то вы можете усомниться в законности его действий, о чём непременно напишите в протоколе - это очень поможет Вам в суде. Помимо наличия формы, государственный инспектор рыбоохраны, в обязательном порядке обязан предъявить соответствующее служебное удостоверение (внимательно рассмотрите его, особенно срок действия удостоверения, оно может быть просроченным - бывали и такие случаи).

Возникает резонный вопрос, как при проверке должен вести себя рыбак? Самое главное, не препятствовать инспектору осуществлять его служебные обязанности, так как при попытке скрыться или оказание сопротивление, Ваши действия могут послужить основанием для применения инспектором физической силы, специальных средств, или огнестрельного оружия.

Так же не маловажным является тот факт, что досмотр личных вещей и автотранспорта, должен осуществляться в присутствии понятых.

В случае выявления нарушений, должен быть составлен протокол об административном нарушении. Об этом мы поговорим в следующей публикации рубрики "Правовая страничка рыбака" на канале Блог-журнал "РыбачоК".

Спасибо за внимание к моей статье. Надеюсь информация была для Вас полезной, жду комментариев и отзывов.

Если Вас интересуют мои публикации на тему "Рыбак и закон", можете ознакомиться с ними перейдя по ссылке:

И в чем же тут подвох? Кто же это такой? Общественный/внештатный сотрудник рыбоохраны. Каковы его полномочия и обязанности. А также есть ли плюсы для рыбака, если он захочет стать "внештатником". Об этом пойдет речь в данной статье. Я постараюсь вкратце, и без "лишней воды" рассказать вам о всех сторонах этой работы

И исходя из этого документа мы видим, что общественным/внештатным сотрудником рыбоохраны могут стать как простые граждане (физические лица), так и организации (юридические лица).

Стать внештатным общественным инспектором, не так уж и трудно. Для этого нужно, сперва захотеть им стать, потом придти в управление рыбоохраны поговорить с начальством и заполнить "пару-тройку" бумаг:

И вот предположим, вы стали "общественником", после этого вы приобретаете не только права, но и ряд определенных обязанностей.

  1. Данное лицо обязано оказывать практическую помощь должностным лицам Росрыболовства в их деятельности по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения. А также содействовать в реализации государственных программ по охране водных биоресурсов и среды их обитания, сохранению их биологического разнообразия. Участвовать в мероприятиях по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения.
  2. В случае самостоятельного обнаружения нарушения законодательства, внештатный общественный инспектор обязан сообщать должностным лицам о факте такого нарушения. Нарушения касающиеся рыболовства, сохранения водных биоресурсов, загрязнения, засорения водного объекта и касательно фактов проведения работ приводящих к гибели водных биоресурсов в том числе.
  3. Внештатный общественный инспектор должен пропагандировать через СМИ бережное и рациональное отношение к водным биоресурсам и среде их обитания. Должен проводить разъяснительные беседы/работы среди пользователей водными ресурсами, сообщая им действующие правила на соответствующих рыбохозяйственных бассейнах.
  4. Обязан также повышать свой уровень знаний действующего законодательства в области охраны водных биологических ресурсов.

Следует обратить внимание, обязанностей у внештатника не так уж и много. В основном, это все то, что делает каждый порядочный рыболов и без всяких корочек. Разве что исключение обязанность оказывать практическую помощь.

  1. Внештатный общественный инспектор получает право участвовать в мероприятиях, которые проводит Росрыболовство, по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения. То есть вместе с инспекторами может ходить в антибраконьерские рейды. И просто патрулировать водный участок вместе с инспектором.
  2. Есть у него и смешное право, сообщать о нарушениях. То же самое может сделать любой гражданин, не имея никаких корочек.
  3. Еще одно аналогичное пункту второму право, это право вносить предложения по совершенствованию работы Росрыболовства и его территориальных управлений. Так же, как и во втором случае, это может сделать любой рыболов.

И на этом права заканчиваются.

  1. Ему нельзя разглашать любые известные ему сведения, о которых он узнал, будучи внештатным сотрудником.
  2. Нельзя использовать свое положение и известную ему информацию в корыстных целях (к сожалению, некоторые, только за этим, туда и идут).
  3. Нельзя своими действиями, бездействиями или же аморальными поступками порочить Росрыболовство (вот выложишь, пьяное фото с сетями и кучей рыбы в инстаграмме и попался).

Так что же получается? Что именно дает "внештатнику" его новый статус и корочка?

На сегодня, получается, что кроме названия и кучи ограничений, внештатный общественный инспектор ничего не получает. По сути это просто ябеда и мальчик на побегушках у инспектора. И без инспектора "внештатник" по сути пустое место и ничем не отличается от обычного рыболова любителя.

Но это положение вещей может измениться. Потому что в управлении, это тоже прекрасно понимают, а по тому летом в 2020 году на очередном заседании Общественного совета рассмотрели и одобрили проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в инициативном порядке разработанный Росрыболовством. Документ предусматривает наделение волонтеров, представителей общественных организаций и рыбопромышленных предприятий функциями инспекторов рыбоохраны с целью проведения общественного контроля в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Но к сожалению дальнейшей информации о судьбе данной инициативы мне пока обнаружить не удалось.

  • Внештатный общественный инспектор получает красивую корочку.
  • Внештатный общественный инспектор может и должен участвовать в мероприятиях рыбоохраны вместе с инспекторами.
  • Внештатный общественный инспектор не имеет никаких прав на самостоятельную работу. Разве что только пропаганда соблюдения законодательства.
  • Если не дай бог внештатник нанесет вред здоровью браконьеру, то он будет нести ответственность по полной.
  • Если не дай бог, внештатнику нанесут телесные побои и т.д. - то это "его проблемы" и Росрыболовства, это никак не касается.

Вот вкратце и все, что необходимо знать про внештатного общественного инспектора. Получается, что быть внештатником нужно лишь для того, чтобы получить красивое удостоверение. А все права и обязанности его, аналогичны правам и обязанностям порядочного рыболова. И быть или не быть. и кем. решает каждый сам.

Правила рыболовства и полномочия инспектора рыбоохраны

На сайте Росрыболовства прописаны все правила и требования, которые рыбинспектор должен и имеет право предъявить рыбаку, который подозревается в незаконных действиях.

Права государственного инспектора рыбоохраны прописаны в ст. 43.3 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 N 166-ФЗ.

Статья 43.3. гласит о том, что при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения в порядке установленном законодательством Российской Федерации, государственные инспектора имеют право:


1) Запрашивать у граждан в целях проверки документы на право добычи (вылова) водных биоресурсов;
2) Задерживать граждан, нарушивших обязательные требования при осуществлении рыболовства, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы;
3) Производить досмотр транспортных средств , орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, личных вещей граждан;
4) Составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях, принимать меры по предотвращению таких нарушений;

Таким образом, если к рыбаку подошел человек (или несколько) и представился инспектором рыбоохраны, то представившийся обязан предъявить соответствующее удостоверение . При наличии удостоверения должностные лица органов рыбоохраны наделены правом:

1) Производить досмотр вещей, транспортных средств, проверку орудий и способов ловли, осмотр добытой рыбы и других водных животных на месте рыбалки;
2) При невозможности установления личности нарушителя на месте нарушения госинспектора органов рыбоохраны имеют право доставлять нарушителей в полицию .

Как при досмотре должен вести себя рыболов?

Прежде всего рыболов не должен препятствовать инспектору, так как попытки скрыться или оказать сопротивление могут послужить основанием для применения инспектором физической силы, специальных средств, либо огнестрельное оружие.

Не стоит усугублять ситуацию, тем более если вы понимаете, что нарушили Закон. К нарушениям правил рыболовства могут добавиться и статьи за неподчинение правоохранительным органам.

Важно знать, что видеофиксация заменяет свидетелей. Если инспектор при проведении рейда в целях контроля за соблюдением Правил рыболовства (а рейды теперь проводят бригадами и с видеофиксацией) потребовал показать улов, то вы обязаны подчиниться. И не нужно препятствовать инспектору рыбоохраны исполнять его должностные обязанности при проведении рейда. Выйдет себе дороже!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: