Обязанности 3 штурмана на судне

Обновлено: 18.04.2024

С получением штормового предупреждения капитан принимает решение о возможности продолжения рейса, штормования наиболее безопасным для судна способом или направляет судно в ближайшее убежище или укрытие за берегом.

В районе необязательной лоцманской проводки капитан вправе пользоваться услугами лоцмана, если он найдет это необходимым.

Капитан контролирует выполнение вахтенными помощниками гидрометеорологических наблюдений и своевременную передачу гидрометеорологических донесений учреждениям Госкомгидромета в соответствии с Инструкцией по производству гидрометеорологических наблюдений экипажами судов (при наличии на судне гидрометеостанции).

Капитан утверждает акт судовой комиссии, возглавляемой старшим помощником капитана, по проверке на судне наличия, учета, хранения, использования и списания навигационных карт, руководств и пособий в соответствии с действующими правилами.

Капитан организует проведение испытаний по определению маневренных элементов судна, своевременное выполнение де- виационных и радиодевиационных работ, испытание и приемку в эксплуатацию вновь установленного на судне оборудования, при­боров и аппаратуры электрорадионавигации.

При приемке судна, находящегося в эксплуатации, капитан по­лучает от сдающего капитана и штурманского состава сведения о маневренных и мореходных качествах судна, состоянии технических средств навигации, укомплектованности и выполнении корректуры навигационных карт, атласов, руководств и пособий для плавания.

Капитан организует вахтенную службу на мостике таким обра­зом, чтобы она с должной надежностью обеспечивала безопасность плавания судна.

Состав вахты на мостике в течение всего рейса должен соответствовать фактическим условиям и обстоятельствам плавания. При определении состава вахты на мостике принимаются во внимание:

  • * обеспечение непрерывного наблюдения;
  • * состояние погоды, видимости, время суток;
  • * особенности района плавания, в том числе близость навигационных опасностей, интенсивность движения судов, возможность появления малых судов с плохой различимостью, скоростных судов, паромов и т.д., требующие выполнения вахтенным помощником капитана ряда специфических обязанностей;
  • * условия плавания во льдах;
  • * возможность и целесообразность использования судовых технических средств судовождения, их состояние;
  • * любые другие требования к вахте, которые обусловливаются особыми условиями эксплуатации судна.

Вахта должна быть укомплектована так, чтобы эффективность ее несения не снижалась из-за усталости отдельных лиц, входящих в ее состав. Судоводителям должны быть даны четкие указания, в каких ситуациях капитан без промедления может быть вызван на мостик.

В процессе повседневной работы вахтенному помощнику капитана следует вырабатывать умение докладывать текущую информацию своевременно, точно, кратко.

Капитан должен всячески способствовать усвоению вахтенным помощником капитана правила, что в случае опасности, грозящей судну, людям и грузу, СЭУ, рулевое и звукосигнальное устройства судна находятся в полном его распоряжении. Однако, по возможности, следует своевременно уведомлять вахтенного механика о намерении изменить режим работы СЭУ.

1. Подчиняется непосредственно старшему помощнику капитана и в необходимых случаях замещает второго помощника капитана. Ведает морскими картами, руководствами и пособиями для плавания, штурманскими навигационными и гидрометеорологическими приборами и инструментами, средствами визуального наблюдения, пиротехнической, флажной, ручной, Рис.6 Часы отдыха вахтенной службы

звуковой сигнализацией и сигнальными знаками. Отвечает за поддержание чистоты и порядка на мостике, в штурманской и рулевой рубках.

2. Третий помощник капитана обязан:

вести хронометрический журнал и выводить поправку хронометра на каждые сутки, сверять показания судовых часов перед началом рабочего дня, перед подходом к порту и выходом из него и в других необходимых случаях; следить за своевременным производством девиационных работ и состоянием необходимого для их производства снаряжения на судне;

· своевременно получать и надлежащим образом хранить пиротехнические средства и линемет;

· получать и регистрировать в порту судовые, машинные и другие журналы, вести и хранить судовой реестр указанных журналов;

· проводить занятия с палубными специалистами по сигналопроизводству зрительными средствами связи, устройству и использованию приборов и инструментов своего заведования;

· следить за наличием и состоянием на ходовом мостике всех документов, схем и таблиц согласно РШС, международным и национальным требованиям;

· руководить грузовыми и балластными операциями во время своей вахты в порту;

· соблюдать все установленные конвенционные требования в отношении незагрязнения окружающей среды;

· систематически и аккуратно вести установленные журналы;

· вести кассовую книгу, составлять кассовые отчеты, вести документацию по зарплате, составляет установленную документацию для компании;

· знать устройство судна, грамотно эксплуатировать системы жизнеобеспечения судна, аварийно-спасательного и противопожарного оборудования;

· докладывать старшему помощнику капитана о готовности своего заведования к предстоящему рейсу.

· способствовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе, ориентировать подчиненных на выполнение задач, поставленных руководством компании.

ПРИНЯТИЕ ВАХТЫ (ПДНВ – 78, С ПОПРАВКАМИ).

1. Вахтенный помощник капитана не должен передавать вахту заступающему на вахту помощнику, если имеется основание полагать, что последний не в состоянии должным образом выполнять обязанности по несению вахты, и в этом случае он должен уведомить об этом капитана.

2. Заступающий на вахту помощник должен убедиться в том, что весь персонал его вахты способен выполнять полностью свои обязанности, в частности, полностью адаптирован к условиям ночного наблюдения. Заступающий на вахту помощник не должен принимать вахту до тех пор, пока его зрение полностью не адаптируется к условиям видимости.

3. До принятия вахты, заступающие на вахту вахтенные помощники должны удостовериться в счислимом или истинном местоположении судна и подтвердить его проложенный путь, курс и скорость, а также положения органов управления машинных отделений с периодически безвахтенным обслуживанием, и должны учесть любые навигационные опасности, которые могут встретиться во время их вахты.

4. Заступающие на вахту помощники должны лично удостовериться в отношении:

распоряжений по вахте и других особых инструкций капитана, касающихся плавания судна;

o местоположения судна, его курса, скорости и осадки;

· преобладающих и предвычисленных приливов, течений, погоды, видимости и влияния этих факторов на курс и скорость;

· процедур использования главных двигателей для осуществления маневра, если главные двигатели управляются с мостика;

· навигационной обстановки, включая нижеследующее, но, не ограничиваясь этим:

· рабочее состояние всего навигационного оборудования и оборудования по безопасности, которое используется или, возможно, будет использоваться в течение вахты;

· поправки гиро и магнитных компасов;

· наличие и перемещение судов, находящихся на виду, или судов, появления которых можно ожидать;

· условия и опасности, которые могут встретиться в течение вахты;

· возможное влияние крена, дифферента, плотности воды и увеличения осадки от скорости судна на запас воды под килем.

Если во время сдачи вахты выполняется маневр или другое действие по уклонению от какой-либо опасности, сдачу вахты необходимо отложить до момента, когда это действие будет полностью закончено.

ОБЯЗАННОСТИ ВАХТЕННОГО ПОМОЩНИКА КАПИТАНА ПРИ НЕСЕНИИ ВАХТЫ:

· выполнять Международные Правила предупреждения столкновения судов в море;

· вести визуальное наблюдение за окружающей обстановкой, не полагаясь только на средства навигации, такие как радиолокатор;

· периодически проверять нормальное функционирование ходовых и сигнальных огней;

· систематически проверять правильность выдерживания курса, как при ручном, так и при автоматическом управлении; при автоматическом управлении производить проверку перехода управления с автоматического на ручное не реже одного раза за вахту;

· сверять не реже одного раза за вахту показания гирокомпаса, репитеров и магнитного компаса;

· как можно чаще проверять местоположение судна путем обсервации различными способами, особенно, вблизи навигационных опасностей;

· проверять глубину эхолотом, особенно, когда она менее 200 м;

· следить за состоянием погоды и моря, при резких изменениях сообщать об этом капитану и в машинное отделение;

· перекачивать балласт, груз и бункерное топливо только с разрешения капитана;

· обеспечивать измерение уровня жидкости во всех судовых помещениях, оборудованных устройствами для этой цели, не реже одного раза за вахту.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.015)

Третий штурман непосредственно подчиняется первому штурману. В ведении третьего штурмана находятся навигационные карты и пособия, корректурные материалы, техническая библиотека, штурманские и гидрометеорологические приборы и инструменты, средства визуального наблюдения, связи, сигнализации, а также судовая канцелярия.

Третий штурман обязан:

--- обеспечивать техническую эксплуатацию и содержание приборов, инструментов и принадлежностей своего заведования в соответствии с правилами технической эксплуатации, инструкциями заводов-изготовителей и другой нормативно-технической документацией, издаваемой Министерством речного флота Р. Ф. или судовладельцем;

--- вести и хранить техническую документацию, касающуюся приборов, инструментов и принадлежностей своего заведования;

--- заказывать, получать, вести учет и хранить приборы, инструменты и средства сигнализации своего заведования, техническую литературу, карты и пособия для плавания, корректурные материалы; своевременно вести корректуру карт и пособий;

--- производить продажу билетов (на пассажирских судах), вести кассовую отчетность и представлять ее на подпись капитану;

--- вести учет рабочего времени, начислять заработную плату, получать по доверенности капитана деньги и выдавать их по ведомости членам экипажа;

--- вести хронометрический журнал, ежесуточно определять (выводить) поправку хронометра и сверять показания судовых часов;

--- следить за своевременным производством девиационных работ;

--- проводить занятия и тренировки с палубной командой по сигналопроизводству зрительными средствами связи, устройству и использованию приборов и инструментов своего заведования;

--- оформлять приходы и отходы судна; получать и заверять в установленном порядке судовые, машинные и другие журналы, хранить на них реестр;

--- получать бланки журналов и другие бланки, канцелярские принадлежности, приказы, инструкции и т. п., вести их учет;

Обеспечивать подготовку к рейсу своих заведований, о готовности их в назначенное время докладывать первому штурману.

Третий помощник механика непосредственно подчиняется механику.

В введении его находятся:

Вспомогательная котельная установка с обслуживающими ее техническими

Средствами;

--- двигатели спасательных шлюпок, механическая часть палубных механизмов, средств трюмной механизации и бытовой техники;

--- система водоснабжения, сточно-фановая, отопления и вентиляции (кроме их электрической части);

--- средства автоматизации (кроме их электрической части) и к-и приборы своего заведования;

Он обязан:

--- обеспечивать техническую эксплуатацию и содержание судовой техники в соответствии с правилами технической эксплуатации, инструкциями заводов-изготовителей и другими нормативно-техническими документами, издаваемыми Министерством речного флота Р. Ф. или судовладельцем;

--- устранять лично или с привлечением выделенных ему специалистов отказы судовой техники;

--- руководить работами выделенных ему специалистов, обеспечивать выполнение ими правил и инструкций по безопасности труда и пожарной безопасности;

--- составлять календарные графики технического обслуживания и ремонтные ведомости, контролировать полноту объема и качество технического обслуживания и ремонта судовой техники, выполняемых береговыми и судовыми специалистами;

Перед каждой перегрузочной работой совместно со 2 штурманом осматривать и

проверять действие грузоподъемных устройств;

--- составлять заявки на материально-техническое снабжение, обеспечивать его получение и хранение, вести его учет;

--- вести установленную техническую документацию;

Обеспечивать подготовку к рейсу и о готовности заведования в назначенное врем докладывать механику.

На судах, где отсутствует штатная должность третьего помощника механика, его

Обязанности выполняет второй помощник механика.

1.5 Основные маневренные элементы:

А) диаметр циркуляции

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.014)

2. Обязанности вахтенного офицера при стоянке корабля на якоре (швартовах).

Литература.

1. Инструкция по организации корабельной службы на кораблях Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.

1.Учебный вопрос. Обязанности вахтенного офицера на ходу корабля

Вахтенный офицер является непосредственным помощником командира корабля в вопросах маневрирования, применения оружия при внезапных встречах с противником, уклонения от атак подводных лодок, самолетов, вертолетов и торпедных катеров, а также от обнаруженных торпед и мин.

Вахтенный офицер обязан:

1) руководить работой боевого информационного поста по обеспечению безопасности плавания;

2) принимать меры к прекращению дымления и искрения из труб в случае их появления;

2) руководить подъемом и подачей сигналов при изменении курса, хода, при маневрировании корабля, взлете и посадке летательных аппаратов, а также при ухудшении видимости;

3) докладывать командиру корабля (старшему помощнику командира) обо всем обнаруженном, что может повлиять на безопасность плавания или на выполнение поставленной задачи, а также об изменении обстановки и условий плавания;

4) информировать штурмана (боевой информационный пост) о начале и окончании поворота на новый курс, полученных приказаниях, связанных с изменением маршрута, места в строю (ордере), появлении и скрытии берегов и средств навигационного оборудования, резких изменениях гидрометеорологической обстановки, подъеме и опускании забортных устройств и о других действиях;

5) получать от штурмана: справочные данные, необходимые для выполнения обязанностей; доклады о времени поворота на новый курс за пять минут, за одну минуту и в расчетный момент начала поворота, о продолжительности лежания на новом курсе;

6) контролировать исправную работу и переключения размагничивающего устройства;

7) предупреждать командира электромеханической боевой части за 30 минут до прихода корабля к назначенному месту (плавбазе, якорной стоянке, узкости и далее), а также в других случаях, когда он сочтет необходимым.

Вахтенный офицер обязан осуществлять контроль:

1) за точным удержанием назначенного курса, скорости, места корабля в ордере;

2) за путеисчислением корабля, периодически определяя его место;

3) за изменением пеленга при встрече с кораблями и определять условия расхождения;

4) за исправным действием ходовых огней, а при плавании без огней - за полным затемнением корабля;

5) за положением подъемно-опускаемых устройств и возможностью их использования в зависимости от глубины места, волнения и скорости хода корабля.

Командир корабля назначает курс и скорость корабля через вахтенного офицера.

Вахтенный офицер имеет право без разрешения командира корабля изменить курс и скорость корабля только в случаях, грозящих опасностью кораблю (во избежание столкновения с другим кораблем, при обнаружении внезапной навигационной опасности, для уклонения от внезапных атак противника), а также для спасения упавшего за борт человека. При этом вахтенный офицер обязан, немедленно доложить о принятых мерах командиру корабля.

На ходу корабля вахтенный офицер обязан неотлучно находиться на ходовом мостике (в центральном посту). Смена вахтенных офицеров, в том числе и подсмена их на короткое время, производится с разрешения командира корабля (старшего помощника командира корабля).

Вахтенный офицер на ходу корабля обязан принять при заступлении на вахту сведения, касающиеся:

1) места корабля (обсервованного или счислимого), курса (по основным и резервным средствам курсоуказания) и назначенного хода, времени их предстоящего изменения, характера строя или номера ордера и места корабля в строю, элементов дрейфа и сноса течением, учитываемых поправок курсоуказателей и измерителей скорости;

2) обстановки в районе плавания: средств навигационного оборудования и берегового технического наблюдения, глубин и навигационных опасностей, кораблей (судов), находящихся на видимости, и условий расхождения с ними;

3) машин и устройств, которыми осуществляется движение корабля и управление им;

4) готовности оружия, дежурных сил и средств.

Вахтенный офицер, заступающий на вахту, обязан лично проверить место, курс, скорость и положение корабля в ордере, измерить глубину эхолотом, изучить обстановку по маршруту плавания в течение предстоящей вахты.

2. Учебный вопрос. Обязанности вахтенного офицера при стоянке корабля на якоре (швартовах)

Вахтенный офицер обязан:

1) докладывать командиру корабля (старшему помощнику) и дежурному по кораблю обо всех входящих на рейд и выходящих с рейда кораблях и судах, а также обо всем обнаруженном, что может повлиять на безопасность стоянки корабля;

2) осуществлять контроль за правильным использованием корабельных катеров и шлюпок, руководить их отправкой и приемом, производить посадку в них людей, не допуская перегрузки;

3) контролировать выполнение рейдовых и портовых правил личным составом корабля и проходящих катеров и шлюпок;

4) принимать меры к обеспечению безопасной стоянки и движения катеров и шлюпок у борта корабля;

5) принимать меры к оказанию помощи шлюпкам, терпящим бедствие, а также к спасению утопающих;

6) требовать от личного состава соблюдения корабельных правил, установленной формы одежды, порядка и чистоты на верхней палубе и у бортов корабля;

7) руководить подъемом и спуском Военно-морского флага, включением и выключением якорных огней, подъемом и подачей сигналов в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновения судов;

8) посылать за 30 минут до подъема флага старшему помощнику командира корабля утренний рапорт по форме, указанной в приложении 5;

9) контролировать своевременность отбития склянок.

Вахтенный офицер ведет наблюдение за якорной цепью и ее вытравленным количеством, которое всегда должно соответствовать условиям стоянки и состоянию погоды, за швартовами, за готовностью к отдаче второго якоря.

При усилении ветра приказывает докладывать ему замеры ветра через каждый час или каждые тридцать минут, в соответствии с обстановкой, принимает меры к подъему катеров и шлюпок или отсылает их в укрытое место стоянки и докладывает об этом командиру корабля или его старшему помощнику.

Вахтенный офицер обязан особенно осуществлять контроль за дрейфом корабля, используя для этого личные определения места корабля, контрольные пеленги, дистанции до береговых ориентиров и брошенную за борт балластину. В случае обнаружения дрейфа немедленно докладывать командиру корабля.

Вахтенный офицер отвечает за своевременную подготовку корабля к приему к борту судов снабжения (за уборку трапов, шлюпок, заваливание шлюпбалок, кранов), быструю приемку швартовов и организацию приемки запасов, обеспечивающую минимальный срок стоянки судна у борта корабля.

Перед дачей пробных оборотов машин вахтенный офицер принимает необходимые меры предосторожности в отношении шлюпок (катеров) и концов за кормой, устанавливает наблюдение за швартовами и якорной цепью. С ведома старшего помощника командира корабля, убедившись в готовности машинного телеграфа, он дает разрешение в машину о даче пробных оборотов.

Вахтенный офицер обязан находиться на верхней палубе, преимущественно на юте или у входных трапов. В свежую погоду при стоянке корабля, имеющего главные машины в готовности к немедленной даче хода, во время проворачивания главных машин и в других случаях, когда требуется личное наблюдение за окружающей обстановкой, вахтенный офицер обязан находиться на ходовом мостике.

Вахтенный офицер, заступая на вахту, должен принять сведения, касающиеся:

1) готовности корабля к походу;

2) количества якорной цепи на клюзе (заведенных на бочку перлиней или на стенку швартовов);

3) готовности второго якоря к отдаче;

4) глубины, грунта и течения;

5) отсутствующих лиц экипажа, а также пребывания посторонних лиц на корабле;

6) катеров и шлюпок, как отсутствующих, так и находящихся у борта;

7) диспозиции кораблей, стоящих на рейде, местонахождения старшего на рейде;

8) условных сигналов по тревогам.

Вахтенный офицер контролирует съезд с корабля и возвращение на него личного состава, своз различных материальных средств и имущества и доставку их на корабль.

При встрече катеров (шлюпок) с начальниками вахтенный офицер занимает положение, указанное в приложении 14. При приеме катеров (шлюпок) со старшинами и матросами вахтенный офицер остается на верхней площадке трапа до выхода из катера (шлюпки) последнего прибывшего на нем человека.

При отправлении личного состава с корабля вахтенный офицер не допускает скопления людей у трапов (сходней). До начала посадки отбывающие на берег старшины и матросы должны находиться в строю.

С подходом катера (шлюпки) к трапу вахтенный офицер производит посадку в первую очередь матросов и старшин, затем офицеров, не допуская нагрузки катера выше установленных норм.

При посадке личного состава на катера (шлюпки) и до их отхода от борта (трапа) вахтенный офицер на корабле находится на верхней площадке трапа, в этом случае к трапу он вызывает подсменного рулевого-сигнальщика (боцмана).

На кораблях 1 ранга может назначаться помощник вахтенного офицера.

Помощник вахтенного офицера должен знать обязанности вахтенного офицера в полном объеме и быть готовым заменить его в случае необходимости.

. Вахтенный матрос подчиняется непосредственно вахтенному помощнику капитана. На ходу судна вахт&нные матросы вы­полняют в основном две главные функции: стоят на руле и ве­дут визуально-слуховое наблюдение за окружающей обстанов­кой. Прием и сдача вахты как рулевым матросом, так и впе­редсмотрящим производится только с разрешения вахтенного помощника капитана.

Во время несения вахты впередсмотрящему и рулевому матросу категорически запрещается уходить с поста, а также отвлекаться от прямых обязанностей. Выполнение каких-либо поручений и иных работ, не связанных с функциями рулевого или впередсмотрящего, допустимо лишь с разрешения вахтен­ного помощника.

Прежде чем принять вахту «а руле, матрос обязан получить разрешение вахтенного помощника или капитана: «Разрешите стать на руль!». Получив подтверждение: «Становитесь!», мат-

рос осв.ёдомляется у сменяющегося о том, как судно слушается руля. и в какую сторону больше ходит. Затем он принимает курс судна.по гирокомпасу и путевому магнитному компасу.

Сдав вахту, .сменившийся рулевой матрос рапортует вахтен­ному помощнику.: «Курс по такому-то компасу столько-то граду­сов сдал!», а .ставший к штурвалу матрос повторяет этот же рапорт-со, словом «принял». Рекомендуется, чтобы матросы докладывали отсчеты обоих курсоуказателей: гирокомпаса, по которому-ведется судно, и магнитного компаса, по которому осуществляется постоянный контроль за курсом. '

Не разрешается производить смену вахты на руле непосред­ственно перед .изменением и в момент изменения курса. Нельзя также :менять рулевых при расхождении с судами и обгоне их. В .тех случаях, когда судно следует на автоматическом управ­лении, сдающий и принимающий вахту матросы передают курс авторулевого, проверяя, правильно ли он установлен на прибо­ре., Это..выполняется независимо от того, что аналогичную про­верку производит заступающий на вахту штурман. Эта опера­ция всегда .необходима, так как вахтенный рулевой обязан в любой момент быть готовым принять управление рулем, а для этого он должен знать, каким курсом идет .судно. Заданный курс записывают либо обозначают иным образом на специаль­ной доске или табло, которые обычно укрепляют перед руле­вым постом. Во время вахты на руле матрос обязан точно удер­живать судно на заданном курсе, как можно чаще сличая по­казания гирокомпаса с магнитным. Он должен внимательно следить за исправной работой курсоуказателей и рулевого уст­ройства. О всех замеченных отклонениях в работе компасов, как, например, застой картушки,-внезапное изменение курса, ухудшение освещения курсоуказателей, а также о неисправном действии рулевого устройства вахтенный матрос должен не­медленно доложить вахтенному штурману. Если судно начнет вдруг плохо слушать руля, матрос обязан сразу доложить об этом. •• -

Удерживая судно на заданном курсе или приводя его на новый, указанный вахтенным помощником курс, рулевой мат­рос должен избегать резких и чрезмерно больших перекладок руля. Для этого он внимательно следит за угловой скоростью поворота судна, регулируя ее таким образом, чтобы к моменту подхода к линии заданного курса оно могло быть задержано и не перевалило бы этой линии по инерции.

Вахтенному рулевому необходимо ясно представлять свои действия по всем командам, принятым при маневрировании, особенно когда ему не указывается заранее и конкретно угол поворота. Так, например, по команде «Отводить!», которая по дается обычно после команды «Право (лево) на борт!» и озна­чает, что надо уменьшить стремительность поворота судна, вах­тенному рулевому следует сделать меньшим угол перекладки

руля" :ил1[, иначе говоря, отвести руль настолько, чтобы скорость .поворота судна заметно снизилась. Во всех случаях, когда ве­личина угла перекладки руля задается командой капитана или штурмана, например, «Десять градусов право руля!» или «Ле­во на борт» и т. д., вахтенный матрос не имеет права самоволь­но изменять положение руля без последующей команды того -же или старшего по положению командира. Если рулевой, кри­тически оценивая конкр.етную обстановку, решит, что судоводи­тель, видимо, забыл подать новую команду, то в таком случае он должен один или несколько раз подряд громко напомнить о положении руля, например: «Руль лево на борту», или обратить внимание капитана либо его помощника на то, как ведет себя судно, например: «Судно быстро катится влево!» или «судно влево не идет!» и т. п.

Вахтенному матросу на руле запрещается сидеть, курить, заниматься посторонними разговорами. Он не имеет права дер­жать при себе железные или стальные предметы, могущие вы­зывать случайную девиацию магнитного компаса.

Рулевой матрос обязан хорошо знать все команды как на русском, так и на английском языке (см. приложение 1). Ему следует твердо усвоить, что каждая полученная команда гром­ко и отчетливо репетуется.

Вахтенный рулевой матрос должен обладать элементарны­ми знаниями правил управления судном при различных обстоя­тельствах плавания:

ведя судно по створам, управлять им так, чтобы оба знака (днем) или оба огня (ночью) были постоянно в створе, по но­су судна, причем в момент прихода на створ обязательно за­метить курс и доложить о нем вахтенному помощнику; руле­вой матрос должен знать, что по мере приближения к перед­нему знаку створа курс судна будет несколько меняться, о чем также надо докладывать;

ведя судно по фарватеру, обставленному знаками плавучего ограждения, вахтенный рулевой следит за тем, чтобы эти зна­ки судно оставляло на расстоянии, исключающем возможность навала на них, особенно в местах поворотов; в случае каких-либо сомнений в правильности курса матрос немедленно докла­дывает вахтенному штурману;

при плавании на акватории, примыкающей непосредственно к берегам, вести судно (если не будет указано иначе) по бере­говым ориентирам, выбирая для этого в момент команды «Так держать!» какой-нибудь наиболее заметный и достаточно уда­ленный предмет, проектирующийся на горизонте в диаметраль­ной плоскости судна, и одновременно замечая курс по компасу, который докладывать штурману или капитану;

прк следовании с буксиром всячески избегать резких пово­ротов; совершая их постепенно к плавно, даже в тех случаях, 81

когда в силу каких-то 'причин судно значительно рьгскнуло в сторону и его нужно привести на курс;

при следовании на буксире удерживать судно в кильватер буксирующему судну, внимательно следя за всеми его поворо­тами для того, чтобы своевременно повторить их; совершать эти повороты надо по возможности более плавно, не давая свое­му судну переходить за линию нового курса;

при плавании во льду всячески оберегать корпус судна, его винты и руль от ударов, при этом особое внимание надо обра­щать на предохранение от 'повреждений скуловых частей кор­пуса, которые являются наиболее уязвимыми; при невозможно­сти вывернуться так, чтобы вообще не коснуться льда, надо брать льдины на форштевень, ни в коем случае не задевая их скулами судна; чтобы не повредить руль 'при движении судна кормой, после дачи заднего хода немедленно ставить руль в прямое положение, не дожидаясь на этот счет особой команды, и доложить штурману либо капитану: «Руль прямо!»; при из­менении хода с заднего на передний перекладка руля из пря­мого положения допускается только при наличии у судна дви­жения вперед, видимого на глаз; на ледоколе и на любом дру­гом судне, следующем во главе каравана, следует всячески из­бегать крутых поворотов с тем, чтобы оставляемый канал был бы 'по возможности более прямолинейным.

Вахтенный матрос должен хорошо знать систему перехода с механического рулевого управления на ручное или резервное и уметь грамотно пользоваться рулевым устройством.

При выполнении обязанностей впередсмотрящего вахтенный матрос ведет тщательное визуальное наблюдение за горизон­том. водной поверхностью и окружающей обстановкой. Он осу­ществляет также слуховое наблюдение. Обо всем замеченном. матрос немедленно докладывает вахтенному помощнику.

К несению вахты на баке привлекают квалифицированных матросов или специальных наблюдателей, фамилии которых следует заносить в судовой журнал. Перед заступлением на вахту их надо тщательно 'проинструктировать, о чем сделать. запись в журнале.

Об обнаружении какого-либо объекта или предмета вперед­смотрящий на баке сразу докладывает на мостик, используя. все имеющиеся в его распоряжении средства связи: колокол,, рупор, телефон и т. д. Доклады должны быть четкими и ясны­ми; например: «Справа (слева) столько-то градусов вижу суд-яо, буй, скалу, огонь и т. д.» или «Справа (слева) столько-то 82

.градус&в ясно (слабо) слышу сигналы судна, шум прибоя у берега и т. п.».

Смена впередсмотрящих на баке производится обязательно на самом этом посту с немедленным докладом вахтенному по­мощнику по телефону, мегафону или внутрисудовой командной трансляции. Рапортуют поочередно оба — сдающий и прини­мающий вахту на баке по следующей форме: «Вахту наблюде­ния на баке сдал (принял) такой-то!»..

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: