Обязан ли клиент платить за разбитую посуду

Обновлено: 23.04.2024

Добрый день.
Вчера ходили в кофе и, вставая из-за стола, зацепил официанта с подносом.
Он в это время нес заказ и разбил посуду.
Мне администратор сказал, что я теперь обязан оплатить заказ и посуду, иначе вызовут полицию и скажут, что я буянил.
Пришлось оплатить, но я считаю, что не виноват, так как официант сам бегал между столиками, а не обходил, чтобы не зацепить гостей.
Что мне нужно было сделать?


Добрый день, Александр Сергеевич. 👱‍♂️

В ресторанах и не только считают чуть ли не законом: РАЗБИЛ, ЗНАЧИТ КУПИЛ!

Обычно мало кто знает свои права в такой ситуации, ведь посетитель не всегда обязан платить за испорченную посуду, как этого требуют администратор ресторана или кафе.

В Вашей ситуации главное не спешить доставать кошелёк , а разобраться в нюансах.

Они здесь есть 👇 👇 👇

Согласно Гражданскому кодексу за случайное повреждение имущества отвечает его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

❗️ ВАЖНО: Клиент не обязан платить за разбитую посуду!

Ведь большинство заведений ИЗНАЧАЛЬНО закладывают потенциальные расходы на покупку новых тарелок и стаканов в стоимость блюд.

Администрация может установить ответственность за бой посуды и указать в прейскуранте её стоимость.

❗️ ВАЖНО: Но это условие должно быть донесено до клиента и согласовано с ним в письменном виде ✍️

Просто где‑то указать расценки недостаточно!

Что делать, если с вас требуют завышенную сумму за ущерб:

  • вам необходимо найти 2-3 свидетеля, которые вас поддержат;
  • потребуйте подтвердить цену испорченного имущества документально;
  • опишите ситуацию в книге жалоб и предложений, приведите свои доводы, почему вы отказываетесь платить;
  • пусть администрация составит официальный акт, в котором укажут стоимость разбитой посуды, опишите в акте свою точку зрения;
  • сообщите, что вы отказываетесь платить указанную сумму, пусть администрация кафе обращается в суд.

Владельцы заведения не имеют право:

  • шантажировать вас суммой возмещения, если вы откажетесь признавать вину;
  • отказываться от документального оформления происшествия;
  • не предоставлять документов в подтверждение реальной стоимости испорченной посуды;
  • требовать от вас залога в виде ценных вещей (мобильных телефонов, украшений и т.д.) или документов (паспорт, водительское удостоверение и т.д.);
  • насильно удерживать вас в ресторане.

_______________________________________________________________

Больше новостей на Telegram – канале 📲 👈
_______________________________________________________________

Данная статья является личным мнением автора. 👱‍♂️

Спасибо, что дочитали статью до конца! 👋 👋 👋

👉 Если она оказалась вам полезной, вы можете сказать спасибо Донецкому юристу – поставить лайк 👍 и подписаться на канал 😉

Кто должен платить за разбитую посуду в кафе или ресторане?

Вы пришли в кафе или ресторан с целью провести приятный вечер в кругу родственников или друзей, а может просто забежали пообедать. Одно неосторожное движение – и с сервированного стола падает посуда и разбивается с громким звоном. Естественно, администрация заведения, не желая нести дополнительные убытки, предъявляет претензии и заставляет неаккуратного посетителя заплатить. В большинстве случаев люди соглашаются и послушно выплачивают требуемую сумму денег. Но немногие знают, что такие претензии не всегда обоснованы, и посетители не всегда обязаны это делать!

Закон

В Гражданском кодексе, статье 213 сказано, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, владение которым не запрещено.

Статья 211 ГК РФ устанавливает, что риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Посещая кафе или ресторан, согласно статье 426 ГК РФ, мы вступаем в публичный договор с владельцем заведения, который действительно в некоторых случаях имеет право требовать с вас возмещения убытков. Этот вопрос является довольно спорным и непростым. Давайте по порядку.

Когда виноват сотрудник заведения?

Со случаем, когда официант споткнулся или не удержал поднос, всё понятно. Но вот другой случай: вы, заговорившись, или в порыве эмоций опрокинули свой пустующий за ненадобностью прибор. Кто виноват? Прямая обязанность официанта – убирать со стола посуду по мере ее опустошения. Если персонал заведения по каким-то причинам не спешил вас обслужить, то это проблема не ваша, а официанта. Если с вас требуют оплаты за бой такой посуды, то приглашайте администратора и задайте ему соответствующий вопрос. Если это не подействует, попросите показать локальные акты заведения, в которых перечислены обязанности официанта. Возможно, вы и сами удивитесь, что окажетесь правы.

Когда виноват посетитель?

Полагаю, что не имеет смысла говорить об умышленном уничтожении имущества заведения общественного питания. Если кто-то умышленно бил посуду или ломал столы со стульями, то должен понимать, что помимо материального возмещения такого вреда ему может грозить как административная, так и уголовная ответственность в зависимости от причинённого ущерба.

Статья 1064 ГК РФ устанавливает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом вред может быть причинён не только умышленно, но и по неосторожности. Будет ли в таком случае посетитель отвечать рублём?

Кто докажет вашу вину?

Это ещё один спорный вопрос. Каждая сторона будет отстаивать свою позицию. Точку в разрешении спора может поставить только суд.

Еще один вопрос, который нередко возникает в таких случаях, – это сумма возмещения, заявляемого заведением за бой посуды. В некоторых кафе и ресторанах (обычно в меню) можно увидеть, что за разбитую посуду с посетителя потребуют двойную или даже тройную стоимость.

Такое требование заведения о возмещении вреда в большем размере, естественно, незаконно. Если посетитель признает свою вину в причинении вреда, однако не согласен с размером, он имеет полное право отказаться возмещать вред в указанном размере.

В такой ситуации заведению необходимо будет в судебном порядке подтвердить обоснованность размера заявляемого требования.

Как действовать?

  • Если не согласны с размером ущерба, то требуйте подтвердить документально стоимость разбитой посуды.
  • Заручитесь поддержкой двух-трех свидетелей инцидента.
  • Оставьте запись в книге отзывов и предложений о случившемся, подробно, но лаконично описав ситуацию и указав причины, по которым вы не согласны возмещать ущерб.
  • Требуйте от администрации заведения составить акт о порче имущества с указанием его стоимости, в котором обязательно опишите свое видение случившегося, а также аргументы своей невиновности.
  • Сообщите администрации заведения, что отказываетесь возмещать ущерб, в случае если не согласны с его величиной или не признаёте свою вину. Пусть обращаются в суд.

Незаконные действия владельцев заведения

  • Требование оплаты стоимости ущерба в большем размере или если вы не признаёте свою вину;
  • отказ в оформлении документов, в том числе по факту боя посуды или оплаты ущерба;
  • отказ в предоставлении документов, подтверждающих стоимость ущерба, или предоставлении книги отзывов и предложений;
  • требование об оставлении в качестве залога паспорта, иных документов или предметов;
  • удержание вас в помещении заведения.

Главное

Первое: в любом случае, если вы что-то разбили, сломали или испортили и не нашли общий язык с администрацией заведения, помните, что заставить вас силой выплатить сумму возмещения вреда никто (в том числе и полиция) не может иначе как по решению суда.

Второе: в силу статьи 211 ГК РФ: «Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором». То есть если ваша вина не доказана, то все расходы, связанные с порчей имущества кафе или ресторана, несёт его собственник.

Желаю всем хорошего дня и отличного настроения!

Здравствуйте! ⚠ Начиная работать со мной Вы делаете правильный выбор! ⚠ Моё преимущество - многолетний опыт практической работы с гражданами и организациями. ⚠ Буду рад помочь в сложной ситуации и оказать Вам качественную юридическую помощь по любым жизненным вопросам. ⚠ Подготовлю дистанционно любые документы с индивидуальным подходом. ⚠ Зарегистрирую ИП или ООО без оплаты пошлин и посещения нотариуса с открытием счёта в любом банке. ⚜ С уважением, Лопатин Д.Н.

Да, возмещает при условии, что ненадлежащее исполнение им обязанностей повлекло утрату вверенного имущества.

Похожие вопросы

Обязан ли я возмещать имущество в суточном наряде дежурного по столовой?

Мой сын содат срочник разбил тарелку в столовой. Его заставляют выплачивать сумму стоимости этой тарелки вразмере 214 руб. Обязан ли солдат срочник оплачивать стоимость разбитой тарелки? Какое наказание содату срочнику могут вменить при отказе от оплаты за разбитую посуду? Разве в столовых нет норм списания на бой посуды?

В наряде срочник случайно сломал (уронил)оборудование, должен ли он возмещать ущерб?

Я разбил посуду в кафе.

Меня просят возместить ущерб в размере 5 тысяч рублей.

Имею ли я право не платить и посоветовать обратиться администраторам кафе в суд?

Если я заступаю в суточный наряд дежурным по столовой в образовательном учреждении МВД России, обязан ли я возмещать ущерб за разбитую посуду персоналом за время наряда?

Имеют ли право высчитывать из заработной платы младшего воспитателя за разбитую детьми посуду и порванный пододеяльник.

В школьной столовой ребенок нечаянно разбил тарелку. Велели принести взамен новую. Обязан ли родитель взмещать такой ущерб?

Клиент в баре разбил пивную кружку. Работник бара предложил возместить ущерб за разбитую кружку. Клиент согласился и добровольно возместил установленную прейскурантом сумму. Позже он обратился в органы МВД о защите своих нарушенных прав. Что стоимость разбитой кружки завышена. По данному заявлению была организована проверка отделом по защите прав потребителей. В материалах дела имеется объяснение клиента. Что он якобы оставил в баре залог за разбитую кружку, и по договоренности с сотрудником бара если он принесет такую же кружку, ему вернут залог. Такого разговора между клиентом и работником бара не было. На следующий день он пришел и предложил что если он принесет такую же кружку чтобы ему вернули деньги. Сотрудники бара ему отказали. Т.к. ущерб был им уже возмещен.

Правомерны ли действия работников бара? Можем ли мы самостоятельно устанавливать размер возмещаемого ущерба? Т.к. сотрудники отдела по защите прав потребителей считаю это незаконным обогощением.

Это правило считают чуть ли не законом: разбил – купил. Мало кто знает, что посетитель не всегда обязан платить за испорченную посуду, как этого требуют сотрудники ресторана, кафе или столовой.

Законное обоснование

Согласно статье 211 Гражданского Кодекса собственник сам в ответе за риск возможной порчи имущества, если иное не прописано в законе или в договоре.

Статья 426 Гражданского Кодекса сообщает, что когда посетитель пользуется услугами ресторана или кафе, он вступает в публичный договор с собственниками предприятия общественного питания. Есть случаи, когда они действительно могут обязать вас платить за битую посуду. Но это правило действует далеко не всегда.

Когда вина на официанте

Нёс поднос, споткнулся, выронил, ой.

Клиент заговорился, махнул рукой, и пустой стакан улетел на пол. Тоже виноват официант. Он должен был убирать со стола опустошённую посуду. Зазевался, не обслужил – посетитель тут ни при чём.

Если всё же вас просят заплатить за разбитый таким образом стакан, зовите администратора и объясните ему, что его сотрудники не выполняют обязанности. Если он заупрямится, требуйте локальные акты ресторана/кафе. В них указаны обязанности персонала.

В каких случаях платить за порчу посуды должен посетитель

Если он нализался спиртного и принялся умышленно крушить помещение и всё находящееся в нём. В таком случае можно не только налететь на круглый счёт за порчу собственности заведения, но и быть привлечённым к уголовной ответственности. Особенно если от буйного клиента достанется и персоналу.

Согласно статье 164 Гражд.Кодекса, если имуществу гражданина или юр. лица нанесён вред умышленно или по неосторожности, то потери должны быть возмещены в 100% размере. В таких ситуациях каждая сторона будет доказывать свою правоту и степень вины, и разрешить вопрос поможет только суд.

Сколько платить за испорченную посуду

Бывает, что в ресторане разбитый стакан включают в счёт посетителя по двойной-тройной стоимости. Это, разумеется, незаконно.

Если вы согласны заплатить за ущерб, но затребованная сумма вас не устраивает, вы можете отказаться от оплаты. Насколько обоснованно требования заведения, определит суд.


Что поделать: иногда клиенты бьют бокалы, прожигают диваны и ломают бачки. По закону клиент должен заплатить ресторану за ущерб точно также как за чужую личную вещь. Проблемы нет, если клиент готов расплатиться здесь и сейчас. А вот если клиент ушёл, отрицает вину или несогласен с прайсом, спор с ним может превратиться в детективную историю с полицией и судом.

Часто реагировать надо быстро. Если сразу понятно, что клиент переломал мебели на крупную сумму и вы точно не собираетесь спускать это с рук, вызывайте полицию. Сотрудники составят документы, которые понадобятся для суда — про это будет дальше.

Содержание

Клиент обязан заплатить за ущерб

Если клиент нечаянно или специально испортил вещь ресторана, он обязан заплатить. Потому что для ресторана это материальный ущерб. Исключение — когда клиент не виноват — ст. 1064 ГК РФ.

  • Нечаянно: клиент резко повернулся, уронил кальян на пол и разбил его.
  • Специально: клиент дебоширил и ударил кулаком по двери, появилась трещина.
  • Не виноват: клиент повесил пальто на сломанную вешалку, она упала на стол и там разбилась посуда.

Если клиент сильно выпил и не помнит себя, это никак не снимает с него ответственность за ущерб — ст. 1078 ГК РФ.

Если клиенты сломали вещь вместе, например, оба упали на стол, они платят поровну. Но в этом случае ресторан может взыскать всю сумму ущерба с любого, а по долям клиенты будут разбираться между собой — ст. 1080 ГК РФ.

За несовершеннолетних ущерб возмещают родители. За детей до 14 лет — всегда, а с 14 до 18 — если у подростка нет своего дохода — ст. 1073, 1074 ГК РФ.

Брать в залог паспорт клиента, пока он не принесёт деньги, нельзя. Ресторан могут оштрафовать, правда, всего на 100 ₽ по ст. 19.17 КоАП РФ. Хуже другое: клиент может предъявить ресторану свои убытки из-за отсутствия паспорта. Например, за пропавший билет на самолёт, на котором он не смог полететь без паспорта.

Ещё в общепите есть миф, что в меню надо включить раздел с ценами за бой посуды, мебели и техники. А в случае ущерба, просто включить цену в счёт, и тогда клиент просто обязан заплатить. Но это не так. В меню пишут названия блюд, услуг ресторана и цены. А плата за испорченные вещи ни к еде, ни к услугам не относится. Клиент легко оспорит, что икеевский бокал стоит две сотни, а не полтысячи и откажется платить по прайсу. Заранее навязать клиенту цену за ущерб, как это удобно ресторану, нельзя — ст. 16 Закона о правах потребителей.

Если клиент отказывается платить, придётся готовиться к суду. Дальше расскажем, как это сделать.

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно.

Как доказать факт и сумму ущерба

В суде ресторану надо доказать следующее:

  • что именно сломал клиент;
  • сломал именно он;
  • стоимость сломанной вещи.

Невиновность уже будет доказывать клиент, например, что бокал разбил не он, а официант. Ресторану разве что придется это опровергать.

Что именно сломал клиент

Хорошо, если официанты сразу составят акт ущерба в свободной форме. Туда надо вписать все испорченные вещи и расписаться.

Сломал именно он

Для суда понадобится имя и адрес клиента и доказательства, что он причинил ущерб. Это подтвердят документы из полиции, записи с камер наблюдения и показания официантов.

Если сразу видно, что клиент сломал дорогую вещь и платить не собирается, надо вызвать полицию. Умышленная порча имущества на сумму больше 5000 ₽ — это преступление по ст. 167 УК РФ. Сотрудники дежурной части приедут по такому вызову. И если клиент ещё не ушёл, запишут в протокол его имя, адрес и что он натворил. Дальше проведут доследственную проверку. Дело заведут вряд ли, но ресторан получит постановление об отказе в возбуждении дела, где будет зафиксирован факт нанесения ущерба. Но если сразу это не сделали, написать заявление можно и после.

В подтверждение вины клиента можно взять записи с камер наблюдения. Показать запись полиции, своему юристу и суду — можно. Нельзя только сливать её в интернет в общий доступ — ст. 152.1 ГК РФ и п. 44 Постановления Пленума ВС № 25.

Обычно сложно доказать, что клиент сломал сантехнику, потому что в санузле камер нет. Тут помогут показания официантов, охранников, администраторов. В суде они будут свидетелями.

Если клиент успел уйти, его имя можно попробовать узнать по банку и кассе. Во-первых, если он применял карту лояльности можно посмотреть его имя в онлайн-кассе. Во-вторых, можно сделать запрос в банк, объяснив, что клиент причинил материальный ущерб.

Сколько это стоит

Вещь может быть сломана совсем или подлежать ремонту. Отсюда ресторан может показать суду такие документы:

  • чеки и накладные на покупку;
  • чеки и акты на ремонт;
  • оценку стоимости ущерба — её придется заказать за деньги.

Дальше надо написать исковое заявление, приложить документы и идти в суд по месту жительства клиента. На этом этапе лучше позвать юриста. Если выиграете, клиент заплатит и за него тоже. В конце суд выдаст исполнительный лист, с которым можно снять деньги с карты клиента через банк или приставов.

Однако если клиент докажет, что у него маленький доход и есть дети, суд сделает ему скидку — ст. 1083 ГК РФ.

Напоследок посмотрите реальные примеры споров общепита с клиентами.

В Омском ресторане подрались две девушки и мужчина. В драке разбили стаканы и плазменный телевизор, повредили деревянные перила. А девушки ещё и не оплатили счёт. Ресторан вызвал полицию, сотрудники записали имена клиентов. Дальше ресторан обратился в суд и показал постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, запись с камер того вечера, где хорошо видно кто и что ломает, справку из бухгалтерии о стоимости вещей. В роли свидетелей драки выступили официанты. Суд взыскал в пользу ресторана: с девушек вместе 250 ₽ за посуду и 1400 ₽ за неоплаченный счёт. С одной девушки 1000 ₽ за сломанные перила. А с мужчины 60 000 ₽ за разбитую плазму — дело №2-834/2017.

В другом деле в Сургуте мужчина на корпоративе в ресторане сломал дверь в вип-зал. Хозяева вызвали полицию, данные на мужчину записали. Ресторан заказал экспертизу стоимости двери, получилось 98 000 ₽. В суд ресторан принёс постановление от полиции, видеозапись и заключение эксперта. Мужчина в суде говорил, что плохо помнит вечер в ресторане, потому что пил и не может что-то сказать. Суд взыскал с мужчины в пользу ресторана 98 000 ₽, 20 000 ₽ расходов на юриста и 10 000 ₽ на экспертов — дело № 33-685/2020.

В Челябинске женщина танцевала возле стола в караоке-баре, уронила кальян на бархатный диван и прожгла его. В суд владельцы заведения принесли постановление из полиции о факте инцидента и акт выполненных работ на перетяжку прожжённого дивана новым бархатом в сумме 62 000 ₽. Женщина отрицала стоимость ремонта, но не подкрепила слова бумагами. В итоге суд обязал девушку заплатить бару 62 000 ₽ — дело № 2-1187/2019.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: