Объясните почему именно они относятся к принципам правосудия

Обновлено: 22.04.2024

Разрешением гражданских споров занимаются различные частные третейские (арбитражные) суды, административные комиссии и другие квазисудебные органы, создаваемые спорящими сторонами или действующие на постоянной основе. Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил.

К конституционным принципам правосудия можно отнести:

    1. Правосудие в РФ осуществляется только судом (статья 118 Конституции РФ).
    2. Создание чрезвычайных судов не допускается (статья 118 Конституции РФ).
    3. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (статья 120 Конституции РФ).
    4. Судьи несменяемы (статья 121 Конституции РФ).Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
    5. Судьи неприкосновенны (статья 122 Конституции РФ).Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
    6. Разбирательство дел во всех судах открытое (статья 123 Конституции РФ). Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
    7. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом (статья 123 Конституции РФ).
    8. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 Конституции РФ).
    9. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (статья 123 Конституции РФ).
    10. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (статья 124 Конституции РФ).

    Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" к принципам правосудия относит следующие:

    Закон устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

    Высокий статус судов подчеркивается установленными законом символами судебной власти. На здании каждого суда устанавливается Государственный флаг РФ, а в зале заседаний помещаются изображение Государственного герба РФ и Государственный флаг РФ. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

    Правосудие осуществляется на основе принципов – общих положений, отражающих его природу. При этом они, как и само правосудие, объективны. Органы законодательной власти не создают принципов правосудия, а открывают уже существующие. Но принципам правосудия присущ и субъективный аспект, поскольку они формулируются людьми и закрепляются в нормативно-правовых актах [47]. Именно через правовые нормы принципы правосудия способны оказать воздействие на поведение участников правоотношений.

    Нормативная сторона принципов правосудия свидетельствует о том, что извне они представляют собой нормы права, соблюдение которых обеспечивается силой государства.

    В действующем законодательстве принципы правосудия получают двоякое закрепление. Они либо прямо выражены в отдельной норме, либо вытекают из нескольких конкретных норм права, в совокупности отражающих ту или иную сторону принципа. Нормы, наиболее полно отражающие принципы, носят название норм-принципов. Они воздействуют не на единичные общественные отношения, а на целую их систему, задавая ей направленность движения. Благодаря им, получают фиксацию целые блоки общественных отношений. Границы регулирующего воздействия принципов правосудия довольно широки. В виде норм-принципов отражены некоторые принципы правосудия в Конституции Республики Беларусь, УПК, ГПК, других нормативно-правовых актах, регулирующих правосудие. Важно, чтобы нормы-принципы были адекватны по своей сути принципам правосудия как объективному явлению. Поскольку принципы правосудия отражают природу правосудия и отличаются большой устойчивостью, желательно, чтобы они были сформулированы в виде норм-принципов. В отыскании принципов правосудия велика роль науки. Она призвана оказывать помощь органам законодательной власти в выявлении новых принципов, в поисках таких способов их выражения и формулирования, которые соответствовали бы уровню развития государства и общества, отражали интересы человека.

    Итак, принципами правосудия являются основные правовые положения, выражающие природу и сущность правосудия, сформулированные в нормативно-правовых актах в виде норм-принципов, или вытекающие из системы конкретных правовых норм. Можно назвать два способа фиксирования принципов правосудия: 1) описание содержания принципа в норме-принципе и дальнейшая его детализация в конкретных нормах; 2) включение в текст конкретных правовых норм описания отдельных сторон принципа. При закреплении принципов правосудия в законах приемы юридической техники имеют второстепенное значение. Важно, чтобы нормы права были адекватны по своей сути принципам правосудия как объективному явлению. Предпочтительнее, однако, использовать такой подход: общие свойства принципа правосудия отражать в норме-принципе, а его содержание определять в конкретных нормах права. Нормы-принципы образуют границы действия данного принципа и тем самым отвечают требованиям его логической независимости от других принципов.

    Принципы правосудия, пронизывая все правосудие, всю деятельность суда по рассмотрению и разрешению дел, по особенному проявляются в различных видах правосудия. Правосудие по конституционным, гражданским, судебным административным делам осуществляется только в судебном процессе, объединяющем ряд стадий. На каждой из них происходит своеобразное преломление принципов правосудия. Уголовный процесс состоит из досудебной уголовно-процессуальной деятельности и судебной уголовно-процессуальной деятельности. Принципы правосудия реализуются в судебных стадиях уголовного процесса, особенно в стадии судебного разбирательства, когда суд выносит обвинительный или оправдательный приговор. В досудебных стадиях уголовного процесса они лишь зарождаются.

    Реализация принципов правосудия в конкретных стадиях судебного процесса зависит от многих обстоятельств, в частности, от тех задач, которые необходимо разрешить в каждой стадии процесса, статуса органов и должностных лиц, ведущих производство по делу, участия представителей общественности в разрешении юридического конфликта, степени детализации законодательства, регулирующего судебную деятельность. Однако принципы правосудия не разобщены. Наоборот, все они взаимосвязаны, представляют собой систему, которая воздействует на поведение участников правоотношений.

    В юридической литературе длительное время вместо термина «принципы» использовали термин «основы» или «начала» [48]. Еще и теперь некоторые авторы продолжают их применять [49]. В какой-то мере это можно объяснить тем, что ранее в законодательстве о суде и правосудии не было специального раздела, где использовался бы один из этих терминов. Но есть еще один аспект. Слово «принцип» латинского происхождения и в переводе на русский язык означает «начало», «основа». С этой точки зрения речь может идти о терминологических преимуществах. В философской литературе довольно четко различают понятия «принцип», «основа», «начало». Основы связывают с сущностью предмета, явления; начала выражают первоначальный источник; а принципы интегрируют различные явления в одну основную тенденцию [50]. Ныне действующее законодательство применяет термин «принципы». Например, гл. 2 ГПК носит название «Принципы гражданского судопроизводства».

    При выделении принципов правосудия необходимо положить следующий главный критерий: правовая норма, претендующая на статус нормы-принципа, должна охватывать довольно широкую сферу общественных отношений, имеющих место при осуществлении правосудия, и не дублировать иные общие нормы. В систему принципов правосудия должна входить такая их совокупность, при которой выпадение одного из них приведет к нарушению системы, невозможности ее функционирования в том виде, в каком она запрограммирована в законодательстве.

    В число принципов правосудия не должны включаться хотя и важные, но совершению очевидные и бесспорные требования, касающиеся всех видов человеческой деятельности, к которым можно отнести, например, быстроту и экономию средств при осуществлении правосудия.

    Существует мнение, что к принципам правосудия относится презумпция невиновности обвиняемого [51]. В Конституции Республики Беларусь она сформулирована в ст. 26: «Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность».

    Однако презумпция невиновности обвиняемого относится к презумпциям, а не к принципам правосудия. Кроме презумпции невиновности обвиняемого существуют и иные презумпции, которые не сформулированы в законе в виде нормы-презумпции.

    Уголовный процесс может быть изначально построен на одной их двух предпосылок: 1) признать лицо виновным до вынесения приговора и применять к нему всевозможные, а не только уголовно-процессуальные ограничения, и исходя из этого строить уголовный процесс; 2) лицо не виновно в совершении преступления. Третьего не дано. Конструктивным является второе предположение. Вследствие этого презумпция невиновности получила свое отражение не в какой-то одной норме права, а во всех уголовно-процессуальных нормах.

    Принципы правосудия – наиболее общие положения, определяющие сущность правосудия и его направленность.

    Презумпция невиновности обвиняемого в совершении преступления представляет конструкцию всего правосудия по уголовным делам. Хотя эта презумпция наиболее компактно сформулирована в одной норме права, однако она пронизывает все существо правосудия по уголовным делам и проявляется через следующие положения: 1) суду, прокурору, следователю, дознавателю запрещено перелагать обязанность доказывания на обвиняемого; 2) государственные органы, ведущие производство по делу, обязаны всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого; 3) обвиняемому обеспечено право на защиту от обвинения; 4) признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу; 5) недопустимо вынесение судом обвинительного приговора на основе предположений; его постановление должно осуществляться лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства будет доказана виновность обвиняемого в совершении преступления; 6) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; 7) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

    Презумпция невиновности в уголовном процессе носит опровержимый характер: предположение о невиновности лица действует до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке в приговоре суда не будет установлена виновность в совершении преступления. При этом выводы должностных лиц и органов, расследующих уголовное дело, будут носить предварительный характер. Окончательно вопрос о виновности лица решает суд.

    Само наличие презумпции невиновности является важной гарантией авторитета судебной власти при реализации ею функции правосудия. И хотя эта презумпция затрагивает деятельность других органов уголовной юстиции, однако с учетом того, что суду принадлежит право окончательно разрешить возникшее юридическое дело, ее действие завершается в суде.

    В юридической литературе можно встретить мнение, что законность – это принцип правосудия [52]. Действительно, в ч. 2 ст. 7 Конституции Республики Беларусь сказано: «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства». Из содержания этой нормы следует, что на основе законности должна осуществляться деятельность всех государственных органов, включая деятельность суда.

    При характеристике законности как правовой категории надо учитывать следующее.

    Законность – универсальное общественное явление, определяющее линию поведения личности и государства. Обращая внимание на ее природу, надо подчеркнуть, что она предполагает прежде всего наличие законодательства, адекватно отражающего достигнутый уровень развития общественных отношений, а также неуклонное соблюдение его всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Однако в правовом государстве с развитым гражданским обществом применяются не только законы, но и иные источники права. В ч. 1 ст. 7 Конституции Республики Беларусь этот аспект довольно четко сформулирован: «В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права».

    Надо еще учитывать и то, что суд при рассмотрении дел использует не только закон, но и свое усмотрение, которое, конечно, должно быть основано на законе, а также судебный прецедент, который присущ и нашему правосудию, хотя и в усеченном виде [53]. Поэтому более правильно говорить о наличии необходимости в государстве режима правозаконности [54].

    Исходя из предложенного критерия, в систему принципов правосудия входят: осуществление правосудия только судом; независимость судей при осуществлении правосудия; равенство участников судебного процесса перед законом и судом; публичность правосудия; состязательность при осуществлении правосудия; обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту; всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела при осуществлении правосудия; использование государственного языка при осуществлении правосудия; гласность правосудия; участие в осуществлении правосудия народных заседателей или присяжных заседателей.

    Все эти принципы равноценны. Очередность их перечисления значения не имеет. Устранение любого из них не приведет к замене его оставшимися. Каждый из них имеет самостоятельное значение. Все они отражают существо правосудия, носят универсальный характер. Именно в них раскрываются возможности суда как органа судебной власти, осуществляющего функцию правосудия.

    Решаю задачи по праву на studentshop.ru

    Решаю задачи по праву на studentshop.ru

    Ниже в качестве примера приведено решение двух задач: теоретиче-ской и практической.

    Проанализируйте представленные ниже понятия:

    – независимость судей и подчинение их только закону;

    – национальный язык судопроизводства;

    – укрепление законности и правопорядка;

    – осуществление правосудия судом;

    – непрерывность судебного разбирательства;

    – особый порядок привлечения судей к ответственности;

    – защита прав и свобод человека и гражданина.

    Укажите в приведенном перечне понятия, которые относятся

    к принципам правосудия, и объясните, почему именно они относятся

    к принципам правосудия?

    Назовите другие принципы правосудия, не указанные в данном пе-речне.

    Все ли принципы правосудия закреплены в законе?

    В каких законодательных актах находят свое закрепление принципы правосудия? Приведите конкретные примеры.

    Чем отличаются нормы закона, в которых закреплены принципы правосудия, от иных правовых норм?

    Дайте определение понятия принципов правосудия и классифици-руйте их.

    Укажите в приведенном перечне понятия, которые относятся

    к принципам правосудия, и объясните, почему именно они относятся

    к принципам правосудия?

    Законность – относится к принципам правосудия, поскольку являет-ся общим началом деятельности судов в строгом соответствии с законом (ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 7 УПК РФ, ст. 11 ГПК РФ, ст. 6, 13 АПК РФ, ст. 9, 15 КАС РФ, ст. 1 КоАП РФ).
    Независимость судей и подчинение их только закону – относится к принципам правосудия, поскольку является общим началом деятельности судов и подчеркивает независимость судов (ст. 120 Конституции Россий-ской Федерации, ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Меж-дународного пакта о гражданских и политических правах, ст. 6 Конвенции

    о защите прав человека и основных свобод, ст. 5 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 29 ФКЗ «О Конституционном Суде Россий-ской Федерации», ст. 5 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», ст. 5 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ст. 8.1 УПК РФ, ст. 8 ГПК РФ, ст. 5 АПК РФ, ст. 7 КАС РФ, ст. 24.3 КоАП РФ).

    Гласность судопроизводства – относится к принципам правосудия, поскольку является общим началом деятельности суда, так как суды долж-ны действовать в открытых судебных заседаниях (ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 10 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 6 Кон-венции о защите прав человека и основных свобод, ст. 9 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 31 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ст. 5 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Россий-ской Федерации», ст. 241 УПК РФ, ст. 10 ГПК РФ, ст. 11 АПК РФ, ст. 11 КАС РФ, ст. 24.3 КоАП РФ).

    Справедливость приговора – является не принципом правосудия, а одним из требований к приговору (ст. 297 УПК РФ).

    Единоначалие – не является принципом правосудия, поскольку дела рассматриваются судами не только единолично, а при сочетании едино-личного и коллегиального начала.

    Национальный язык судопроизводства – является принципом право-судия, поскольку выражает общее начало о рассмотрении всех категорий дел на государственном языке Российской Федерации или государствен-ном языке республики, входящей в состав Российской Федерации (ст. 26 Конституции Российской Федерации, ст. 2 Всеобщей декларации прав че-ловека, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических пра-вах, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 10 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 33 ФКЗ «О Консти-туционном Суде Российской Федерации», ст. 6 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», ст. 18 УПК РФ, ст. 9 ГПК РФ, ст. 12 АПК РФ, ст. 12 КАС РФ, ст. 24.2 КоАП РФ).

    Укрепление законности и правопорядка – является не принципом правосудия, а его задачей.

    Осуществление правосудия судом – является общим принципом пра-восудия, поскольку характеризует деятельность судов при рассмотрении любых категорий дел (ст. 47, 118 Конституции Российской Федерации, ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 5 ФКЗ «О су-дах общей юрисдикции в Российской Федерации», ст. 8 УПК РФ, ст. 5 ГПК РФ, ст. 1 АПК РФ).

    Непрерывность судебного разбирательства – в настоящее время та-кого принципа правосудия нет, он выделялся в советском процессуальном законодательстве, сейчас же суды не обязаны рассматривать каждое дело непрерывно.

    Особый порядок привлечения судей к ответственности – является не принципом, а гарантией одного из принципов (принципа независимости судей и подчинения их закону).
    Защита прав и свобод человека и гражданина – является не принци-пом, а целью правосудия.
    Назовите другие принципы правосудия, не указанные в данном пе-речне.

    1. Принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конститу-ции Российской Федерации, ст. 2, 7, 10 Всеобщей декларации прав челове-ка, ст. 2, 14, 26 Международного пакта о гражданских и политических пра-вах, ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 5 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 5 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ст. 6 ГПК РФ, ст. 7 АПК РФ, ст. 8 КАС РФ, ст. 1.4 КоАП РФ).

    2. Принцип состязательности (ст. 123 Конституции Российской Фе-дерации, ст. 10 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международ-ного пакта о гражданских и политических правах, ст. 6 Конвенции о защи-те прав человека и основных свобод, ст. 35 ФКЗ «О Конституционном Су-де Российской Федерации», ст. 5 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Рос-сийской Федерации», ст. 15 УПК РФ, ст. 12 ГПК РФ, ст. 8, 9 АПК РФ, ст. 14 КАС РФ).

    3. Принцип презумпции невиновности (ст. 49 Конституции Россий-ской Федерации, ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Между-народного пакта о гражданских и политических правах, ст. 6 Конвенции
    о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 УПК РФ, ст. 1.5 КоАП РФ).

    4. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международного пакта о гражданских
    и политических правах, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основ-ных свобод, ст. 16 УПК РФ).

    5. Принцип разумного срока судопроизводства (ст. 6 Конвенции

    о защите прав человека и основных свобод, ст. 6.1 УПК РФ, ст. 6.1 ГПК РФ, ст. 6.1 АПК РФ, ст. 10 КАС РФ).
    Все ли принципы правосудия закреплены в законе?

    Все принципы правосудия закреплены в законах, однако они могут быть не прямо закреплены (может не быть отдельной статьи, закрепляю-щей название и содержание принципа), а выводиться на основании си-стемного толкования соответствующих процессуальных норм.

    В каких законодательных актах находят свое закрепление принципы правосудия? Приведите конкретные примеры.

    Принципы правосудия закреплены в Конституции Российской Феде-рации, международно-правовых актах (Всеобщей декларации прав челове-ка, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвен-ции о защите прав человека и основных свобод), федеральных конститу-ционных законах (ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федера-ции», ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»), процессуальных кодексах (АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ, УПК РФ).

    Чем отличаются нормы закона, в которых закреплены принципы правосудия, от иных правовых норм?
    Данные нормы являются наиболее общими и не закрепляют кон-кретных правил поведения, напротив, все остальные правила поведения должны соответствовать нормам-принципам.

    Дайте определение понятия принципов правосудия и классифици-руйте их.

    Принципы правосудия – это закрепленные в Конституции Россий-ской Федерации и федеральном законодательстве основополагающие начала организации и деятельности судов.

    Классификация принципов правосудия:

    I. По сфере действия:

    1) конституционные принципы;

    2) международно-правовые принципы;

    3) принципы, закрепленные в федеральном законодательстве. III. По содержанию:

    Председатель Асиновского городского суда Томской области Х.

    с 9.00 до 10.00 часов провел совещание с работниками аппарата суда. На нем, в частности, рассматривался вопрос о неудовлетворительной рабо-те секретаря суда Мирошниченко: опаздывает на работу, грубит посетите-лям, не вовремя оформляет документы. Председатель суда объявил Ми-рошниченко устный выговор и предупредил о возможном ее увольнении. Затем до 12.30 председатель изучал поступившие из прокуратуры уголов-ные дела и распределил их между судьями. После обеда он единолично рассмотрел два гражданских дела, а с 18.00 до 19.30 осуществлял прием граждан.

    Назовите полномочия председателя районного суда. Что такое правосудие?

    Назовите признаки, характеризующие правосудие и отличающие его от иных видов государственной деятельности.

    Какие виды судопроизводств в России предусматривает действую-щее законодательство?

    Всякую ли деятельность суда можно отнести к осуществлению правосудия?

    Какой из названных в задаче вид деятельности председателя суда можно отнести к правосудию и почему?

    Назовите полномочия председателя районного суда.

    В соответствии со ст. 6.2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, уста-новленных для председателя суда федеральными конституционными зако-нами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

    1) организует работу суда;

    2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

    3) распределяет обязанности между заместителями председателя,

    а также в порядке, установленном федеральным законом, между судьями;

    4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

    5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда,

    в том числе назначает на должность и освобождает от должности работни-ков аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, прини-мает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию допол-нительного профессионального образования работников аппарата суда;

    6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

    7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

    Что такое правосудие?

    Правосудие – осуществляемая в особом процессуальном порядке правоохранительная деятельность суда в форме гражданского, уголовного, административного, конституционного и арбитражного судопроизводства, направленная на разрешение правовых споров в целях защиты прав и за-конных интересов граждан, юридических лиц и государства, в результате которой принимаются особые акты, которые являются обязательными для исполнения.

    Назовите признаки, характеризующие правосудие и отличающие его от иных видов государственной деятельности.

    1) одна из правоохранительных функций, одна из функций судебной

    2) в результате этой деятельности принимаются особые акты, кото-рые являются общеобязательными;

    3) осуществляется только конкретными способами, указанными в за-

    4) особая подведомственность споров, предусмотренных законом;

    5) данная деятельность осуществляется с соблюдением особого по-рядка (процедуры), установленного процессуальным законом;

    6) осуществляется только особым органом – судом.

    Какие виды судопроизводств в России предусматривает действую-щее законодательство?

    В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, граждан-ского, административного и уголовного судопроизводства. Кроме того, принято выделять также арбитражное судопроизводство как отдельный вид судопроизводства, хотя в науке гражданского процесса ведутся споры по поводу того, является ли арбитражное судопроизводство самостоятель-ным видом или только подвидом гражданского судопроизводства.

    Всякую ли деятельность суда можно отнести к осуществлению правосудия?

    Нет, не всякую. Помимо правосудия суды также осуществляют:

    1) конституционный контроль (осуществляется исключительно Кон-ституционным Судом Российской Федерации);

    2) судебный контроль (например, ч. 2 ст. 29 УПК РФ – контроль за ограничением конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе);
    3) судебный надзор – деятельность вышестоящих судов по проверке решений нижестоящих судов (некоторыми авторами рассматривается как самостоятельная функция судов);

    4) иные функции: толкование правовых норм, участие в формирова-нии судейского корпуса, изучение и обобщение судебной практики.

    Какой из названных в задаче вид деятельности председателя суда можно отнести к правосудию и почему?
    Совещание с работниками аппарата суда и обсуждение результатов работы отдельных из них нельзя считать правосудием, поскольку на таком совещании не решаются какие-либо правовые споры, а лишь решаются ор-ганизационные вопросы деятельности суда (п. 5 ст. 6.2 Закона РФ «О ста-тусе судей в Российской Федерации»). Распределение дел между судьями также не относится к правосудию, поскольку это является организацион-ной деятельностью председателя суда (п. 1 ст. 6.2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»), а не собственно разрешением дел. Еди-ноличное рассмотрение гражданских дел, в свою очередь, является право-судием, поскольку председатель суда действовал как судья и осуществлял деятельность, направленную на разрешение правовых споров, урегулиро-ванную ГПК РФ. Прием граждан также не является правосудием, посколь-ку в ходе такого приема председатель суда не разрешает конкретных дел, такая деятельность не урегулирована процессуальным законом.

    ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

    1. Президент Российской Федерации издал указы:

    – о классных чинах прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации;

    – о присвоении судье почетного звания «Заслуженный юрист Рос-сийской Федерации»;

    – вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации;

    – о координации деятельности правоохранительных органов по борь-бе с преступностью;

    – об оплате труда Председателя Следственного комитета Россий-ской Федерации;

    – о назначении судей федеральных судов и о представителях Прези-дента РФ в квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Фе-дерации;

    – о комиссии при Президенте Российской Федерации по предвари-тельному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов;

    – о назначении начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области.

    Какие из этих актов относятся к нормативным источникам курса «Правоохранительные органы» и почему?

    Что такое правовые источники курса «Правоохранительные орга-

    Приведите классификации правовых источников курса «Правоохра-нительные органы» по разным основаниям.

    2. В Конституционный суд Российской Федерации поступил запрос гарнизонного военного суда о соответствии Уголовно-процессуальному

    кодексу Российской Федерации отдельных положений Федерального зако-на «О прокуратуре Российской Федерации».

    Вправе ли Конституционный суд Российской Федерации рассматри-вать данный запрос?

    Каковы цели и полномочия Конституционного суда Российской Фе-дерации?

    3. Начальник Следственного департамента Министерства внутрен-них дел Российской Федерации своим приказом назначил на должность начальника Главного следственного управления Главного управления МВД России по субъекту Российской Федерации. Вновь назначенный начальник Главного следственного управления издал приказ об увольне-нии начальника следственного отдела МВД России одного из муниципаль-ных районов субъекта Российской Федерации.

    Опишите систему органов предварительного следствия в системе органов внутренних дел.

    Каковы их задачи? Кто возглавляет эту систему?

    В каком порядке назначаются на должность и освобождаются от должности сотрудники следственных подразделений органов внутренних дел?

    Какие специальные звания присваиваются следователям органов внутренних дел?

    Принципы (демократические основы) правосудия — это общие руководящие, исходные идеи, положения, определяющие наиболее су­щественные стороны данного вида государственной деятельности. Такие исходные идеи, положения являются основополагающими для решения всех вопросов организации и осуществления правосудия, оп­ределения его роли и места в государственном механизме и полити­ческой системе общества.

    В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных правовых предписаний , регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить прин­ципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в зако­нах, имеющих достаточно высокую юридическую силу, — в Консти­туции РФ, конституционных и других федеральных законах.

    В отличие от конкретных законодательных предписаний специфика положений, именуемых принципами (основами), состоит также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов , которые, со­здавая новые законы или корректируя их, должны считаться с суще­ствующими демократическими требованиями или традициями в той или иной сфере, в частности, в сфере организации и деятельности пра­восудия.

    Существенной особенностью принципов является их относитель­ная стабильность . Они подвержены конъюнктурным, сиюминутным веяниям в меньшей мере, чем конкретные правовые предписания, в том числе установленные законами. Объясняется это тем, что прин­ципы формулируются, как отмечено выше, преимущественно в таких правовых актах, как Конституция РФ и международные договоры. А акты этой категории изменить, дополнить или как-то иначе откор­ректировать значительно сложнее, чем федеральные законы, в том чис­ле конституционные, и тем более акты Президента РФ, Правительства РФ либо ведомственные инструкции, приказы и т. д.

    Стабильность правовых положений, именуемых принципами пра­восудия, — один из факторов, придающих устойчивость этому направ­лению правоохранительной деятельности и, в известной мере, ограж­дающих его от случайных и не продуманных глубоко “нововведений”.

    Эмоджи

    Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам, а также промокод на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.

    Условие

    Укажите в приведенном перечне понятия, которые относятся к принципам правосудия: законность; независимость судей и подчинение их только закону;гласность судопроизводства; справедливость приговора; единоначалие; национальный язык судопроизводства; укрепление законности и правопорядка; осуществление правосудия судом; непрерывность судебного разбирательства; особый порядок привлечения судей к ответственности; защита прав и свобод человека и гражданина. Объясните, почему именно они относятся к принципам правосудия? Назовите другие принципы правосудия, не указанные в данном перечне. Все ли принципы правосудия закреплены в законе? В каких законодательных актах находят свое закрепление принципы правосудия? Приведите конкретные примеры. Чем отличаются нормы закона, в которых закреплены принципы правосудия, от иных правовых норм? Дайте определение понятия принципов правосудия и классифицируйте их.

    Нужно полное решение этой работы?

    Решение

    Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

    Эмоджи

    и получи доступ ко всей экосистеме Автор24

    . Принципы правосудия – это мировоззренческие идеи высокой степени общности, определяющие должное и сущее в построении и деятельности органов правосудия. Принципы правосудия обладают рядом признаков. 1. Принципы – это мировоззренческие идеи. Идеи, с одной стороны, носят объективный характер, диктуются объективными законами развития природы и общества; с другой – на их понимание, формулирование и законодательную интерпретацию огромное внимание оказывает общество. В этой связи можно говорить о национальном характере правосудия. Идея претерпевает внешние изменения (свое проявление в материальном мире) в большей степени под влиянием мировоззрения. 2. Принципы – это идеи относительно должного и сущего. В основе принципа правосудия должен лежать идеальный вариант структуры или действия, составляющего правосудие, иными словами, – схема того, как оно должно быть устроено. Этой схемой должны руководствоваться и законодатель при написании закона, и практик (судья) . Одновременно принцип должен нести в себе информацию о существе правосудия. Таким образом, должное и сущее в принципе тесно переплетаются. 3. Принципы характеризуют организацию и деятельность судов. В принцип заложена схема как идеального, так и реального (живого) процесса реализации судебной власти

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: