Объясните как право вето главы государства соотносится с принципом народовластия

Обновлено: 25.04.2024

Демокра́тия (др.-греческого δημοκρατία - «власть народа», от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») – управление государством, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. В современном понимании демократия рассматривается не как власть народа, а как участие граждан и их объединений в осуществлении власти.

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина возможно в условиях демокра­тического режима, когда в государстве уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный на­род. Народ, с юридической точки зрения - принадлеж­ность данной группы населения, ассоциированной в рам­ках единого государства, совокупности людей к соответ­ствующему государству. В зависимости от формы волеизъявления народа разли­чаются демократии: представительная и непосредственная.

Представительная демократия - осуществление наро­дом власти через выборных представите­лей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Непосредственная демократия - это форма непосред­ственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением вла­сти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы». Референдум Российской Федерации (всероссийский ре­ферендум) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни государства. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Помимо всерос­сийских референдумов могут проводиться региональные и местные референдумы.

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством, лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Впервые в Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашен в Декларации «О государствен­ном суверенитете РСФСР», в которой разделение законо­дательной, исполнительной и судебной властей объявля­лось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конститу­цию РФ в качестве одной из незыблемых основ конститу­ционного строя России (ст. 2). Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации). Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции). РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Правовое государство это высшая форма государственного быта которую выработало человечество как реальный факт.

Основной принцип правового, или конституционного, государства – в ограничении государственной власти. «В правовом государстве власти положены известные пределы, которых она не должна и не может переступать» . Ограничение власти происходит за счет признания неприкосновенных и неотъемлемых прав личности. Таким образом, в русской юридической литературе, пожалуй, впервые признается, что имеется известная сфера самоопределения и самопроявления личности, в которую государство не имеет права вторгаться. В этом специфика правового государства. Все права граждан и их неприкосновенность, подчеркивал ученый, составляют содержание политической свободы, без которой не может обойтись ни одно культурное общество.

Видным теоретиком правового государства был Б. А. Кистяковский (1868–1920), ему принадлежит инициатива теоретической постановки вопроса о правовом социалистическом государстве. Методологической основой его исследований является комплексное применение собственно юридического метода с идеями психологической и социологической школ.
В 1906 г. была опубликована работа Б. А. Кистяковского «Государство правовое и социалистическое», . Еще Фихте и Гегель под понятием государства, писал Б. А. Кистяковский, подразумевали исключительно правовое государство и представляли его как совокупность тех принципов, которые должны осуществляться в совершенном правовом государстве. «Вполне понятно, почему Фихте и Гегель, чтобы уразуметь истинную природу государства, обращали свои взоры, прежде всего и исключительно на правовое государство. Правовое государство — это высшая форма государственного быта, которую выработало человечество как реальный факт. В идеале есть более высокие формы государственности, например, социалистическое государство» [5]. По его мнению, основной принцип правового, или конституционного, государства – в ограничении государственной власти. «В правовом государстве власти положены известные пределы, которых она не должна и не может переступать». Ограничение власти происходит за счет признания неприкосновенных и неотъемлемых прав личности. Таким образом, в русской юридической литературе, пожалуй, впервые признается, что имеется известная сфера самоопределения и самопроявления личности, в которую государство не имеет права вторгаться. В этом специфика правового государства. Все права граждан и их неприкосновенность, подчеркивал ученый, составляют содержание политической свободы, без которой не может обойтись ни одно культурное общество. «Благодаря неотъемлемым правам и неприкосновенности личности, государственная власть в правовом, или конституционном, государстве не только ограничена, но и строго подзаконна».

Говоря о правовом государстве, Б. А. Кистяковский не ограничивался признанием принципа разделения властей и необходимостью сосредоточения власти в руках народа. Даже если власть всецело сосредоточена в руках народа, но способна по желанию отменять свободу слова, печати, собраний и союзов, государство, считал он, не только не имеет ничего общего с правовым, а, напротив, обладает обратным антиправовым характером. «Свободы эти настолько неотъемлемое право каждого человека, что тот государственный строй, в котором они нарушаются, не может быть признан нормальным, независимо от того, в чьих руках находится власть. Там, где этих свобод нет или где они во всякий данный момент могут быть хотя бы временно упразднены, там нет даже элементарной политической свободы и там государственная власть имеет характер насильственный, а не правовой». Государства, построенные на принципе народовластия, также могут быть несвободными и деспотичными, причем диктат и деспотизм здесь может привести к более трагическим последствиям, чем деспотизм одного лица. Об этом свидетельствуют примеры некоторых античных республик, практика конвента и якобинцев в эпоху Великой французской революции.

Гарантию свободы личности Б. А. Кистяковский видел в такой организации власти, при которой исключается возможность подавления личности и обеспечивается признание за ней и народом в целом прерогатив как объекта, так и субъекта власти, т. е. признается ее суверенитет. Самое важное учреждение правового государства – народное представительство – должно являться непосредственным соучастником государственной власти. Только тогда возрастает престиж власти, когда она находит поддержку и опору в своем народе, что придает ей прочность и устойчивость.

Ве́то (от лат. veto — «запрещаю») — право, означающее полномочие лица или группы лиц в одностороннем порядке заблокировать принятие того или иного решения.

Вето может быть абсолютным (например, как в Совете Безопасности ООН, где постоянные члены могут заблокировать любое решение, принятое Советом), или суспензивным (отлагательным) (например, в законодательной системе США, где Палата представителей США и Сенат США двумя третями голосов могут преодолеть вето Президента. Или в системе Польши, где для преодоления вето требуется три пятых голосов).

При слабом вето парламент обязан лишь повторно рассмотреть законопроект. Для его преодоления достаточно такого же большинства, как и для принятия обычного закона. Так, президенты Франции и Италии имеют слабое суспензивное вето.

Сильное вето может быть преодолено лишь квалифицированным большинством, иногда с соблюдением усложнённой процедуры. Так, Президент США обладает сильным вето. Следует отметить, что вето позволяет блокировать принятие решения и останавливать изменения, но никоим образом не может быть использовано для проведения каких-либо реформ. Вето является механизмом поддержания статус-кво, а не формирования политики.

В ряде государств (Германия, Япония) право отклонять законы, принятые парламентом, у главы государства отсутствует, хотя закон должен быть утверждён главой государства.

Право вето как общественный институт появилось в Древнем Риме. В Римской республике каждый из двух консулов мог заблокировать приведение в исполнение военного или гражданского решения другого консула. Также, каждый трибун имел право единолично отклонить закон, принятый Сенатом.

Вето (от лат. veto — запрещаю) — право, означающее полномочие лица или группы лиц в одностороннем порядке заблокировать принятие того или иного решения.
Вето может быть абсолютным (например, как в Совете Безопасности ООН, где постоянные члены могут заблокировать любое решение, принятое Советом) , или ограниченным (например, как в законодательной системе США, где Палата представителей США и Сенат США двумя третями голосов могут преодолеть вето Президента) .
Право вето, как общественный институт появилось в Древнем Риме. В Римской республике каждый из двух консулов мог заблокировать приведение в исполнение военного или гражданского решения другого консула. Также, каждый трибун имел право односторонне отклонить закон, принятый Сенатом.

Право вето как общественный институт появилось в Древнем Риме. В Римской республике каждый из двух консулов мог заблокировать приведение в исполнение военного или гражданского решения другого консула. Также, каждый трибун имел право односторонне отклонить закон, принятый Сенатом.

ВЕТО (от лат. veto -запрещаю) - запрещение какого-либо решения, принятого полномочным органом, но не совпадающего с волей органа или лица, который обладает этим правом. В политической практике право вето означает возможность запрещения одним политическим органом или лицом выполнять решение или постановление другого органа или лица. Вето может носить абсолютный или относительный, частичный характер. В современном государстве, как правило, правом вето владеет руководитель государства. Для осуществления права вето необходима властная и правовая субординация, иерархия. Более полномочные субъекты власти могут иметь право влиять на политический процесс принятия решений посредством этого права. Право вето в обязательном порядке должно быть закреплено в законах государства. Поскольку вето - действенный механизм воздействия на власть, оно закрепляется в конституции. Наиболее часто этот политический механизм применяется в конституционных монархиях.
Например, в Великобритании уже несколько столетий власть короля ограничивается парламентом. При подобной форме власти король и палата лордов имеют право вето. Республиканское правление, при котором сильна власть президента, также, зачастую, предполагает право вето для него. В том случае, когда президент не соглашается с решением правительства или парламента, он возвращает решение на доработку. Вторичное рассмотрение данного решения может привести к его принятию. Таким правом обладает, например, президент России. В США президент также имеет право вето, он обязывается решить судьбу закона в течение 10 дней. Во многих странах правом вето обладает народ. Например, в России возможен референдум, который определяет судьбу важнейших законов. Но в реальной политической практике он не гарантирует проведения законов, которые противоречат воле субъектов власти.


В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по конституционному праву России. Пособие составлено на основе новейшего конституционного законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Конституционное право». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении конституционного права России, подготовке к сдаче экзаменов.

Оглавление

  • 1. Понятие и предмет конституционного права
  • 2. Источники конституционного права
  • 3. Конституция РФ как источник конституционного права
  • 4. Соотношение конституционного и других отраслей права
  • 5. Принципы конституционного права
  • 6. Субъекты конституционного права
  • 7. Нормы конституционного права
  • 8. Конституционные правоотношения
  • 9. История конституционного права
  • 10. Принцип разделения властей
  • 11. Принцип народовластия
  • 12. Содержание и правовое закрепление российского федерализма
  • 13. Принцип приоритета прав и свобод человека

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5. Принципы конституционного права

Принципы права — основополагающие, исходные начала права, определяющие его направленность и содержание. Различают общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Поскольку конституционное право является системообразующей основой для всей системы российского права, доминирующее положение в нем занимают общеправовые принципы (демократия, законность, справедливость, гуманизм).

К числу конституционных принципов относятся:

3) разделение властей;

4) государственный суверенитет РФ;

7) верховенство Конституции РФ;

8) равенство граждан перед законом и судом;

9) равноправие граждан.

Народовластие (демократия) означает, что носителем суверенитета и источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ). Преамбула Конституции РФ написана от имени народа России.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум и выборы проводятся в соответствии с законодательством РФ. Народовластие осуществляется как в сфере государственного управления, так и в сфере местного самоуправления. Народовластие обеспечивается совокупностью политических прав.

Никто не может присваивать себе власть в РФ. Захват власти и присвоение властных полномочий преследуются по закону.

Суверенитет РФ означает, что РФ — независимое государство, самостоятельно решающее свои внутренние вопросы. Вмешательство во внутренние дела РФ извне недопустимо. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Регулирование вопросов, касающихся территории, осуществляется законодательством РФ. Споры о принадлежности территории между государствами решаются договорным путем.

Верховенство Конституции РФ означает, что все нормативные акты независимо от статуса издавших их органов должны соответствовать Конституции РФ как Основному Закону. В случае противоречия между нормами Конституции РФ и другого закона действуют нормы Конституции РФ. Вопросы принадлежности территории какому-либо государству решаются договорным путем.

Территория РФ целостна и неприкосновенна.

Принцип разделения властей означает разделение компетенции и органов власти РФ в соответствии с компетенцией на исполнительную, судебную и законодательную ветви. Такое деление весьма условно, однако имеет очень важное значение в правовом государстве. Разделение властей призвано обеспечить функционирование системы «сдержек и противовесов», гарантировать защиту от узурпации власти какой-либо ветвью власти.

Принцип законности означает точное и неуклонное соблюдение законодательства РФ, без которого существование правового государства невозможно. В данном случае термин «законодательство» следует понимать широко, т. е. имеются в виду все нормативные акты, хотя в первую очередь речь идет о законах.

Принцип равенства граждан перед законом и судом означает, во-первых, наличие общего для всех общегражданского статуса и, во-вторых, отсутствие дискриминации, которая запрещается в какой-либо форме. В РФ запрещена дискриминация по половому, национальному или какому-либо другому признаку. Закон имеет одинаковый смысл для всех, а его нарушение влечет одинаковую для всех ответственность.

Принцип равноправия граждан означает наличие равного количества прав у всех граждан по закону. Этот принцип предполагает не фактическое, а юридическое равенство.

Гласность реализуется путем обязательного опубликования текста закона для всеобщего ознакомления. Все законы, издаваемые в РФ, должны быть опубликованы в определенном порядке и в определенный срок в официальных изданиях.


В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по конституционному праву России. Пособие составлено на основе новейшего конституционного законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Конституционное право». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении конституционного права России, подготовке к сдаче экзаменов.

Оглавление

  • 1. Понятие и предмет конституционного права
  • 2. Источники конституционного права
  • 3. Конституция РФ как источник конституционного права
  • 4. Соотношение конституционного и других отраслей права
  • 5. Принципы конституционного права
  • 6. Субъекты конституционного права
  • 7. Нормы конституционного права
  • 8. Конституционные правоотношения
  • 9. История конституционного права
  • 10. Принцип разделения властей
  • 11. Принцип народовластия
  • 12. Содержание и правовое закрепление российского федерализма
  • 13. Принцип приоритета прав и свобод человека

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

11. Принцип народовластия

Принцип народовластия является выражением демократизма РФ.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает, что Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В преамбуле Конституции, написанной от имени народа РФ, говорится о незыблемости демократической основы России.

Прежние конституции России провозглашали принцип народовластия, однако не было создано механизма осуществления народовластия, а вся власть принадлежала партийно-государственной номенклатуре.

В демократическом государстве единственным источником власти является народ. Конституция РФ гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум и выборы проводятся в соответствии с законодательством РФ. К законодательству, регулирующему эти вопросы, относятся такие законы, как «О референдуме», «О выборах Президента РФ» и др. Выборные органы реализуют власть, делегированную им народом. В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В первом случае это связано с невозможностью определения подлинной воли недееспособного лица, во втором случае подобное ограничение служит как бы дополнительным наказанием. Народовластие осуществляется как в сфере государственного управления, так и в сфере местного самоуправления. Народовластие обеспечивается совокупностью политических прав.

Никто не может присваивать себе власть в РФ. Захват власти и присвоение властных полномочий преследуются по закону.

Наличие в государственной системе аппарата управления, действующего на постоянной основе, не противоречит принципу народовластия.

Граждане РФ вправе участвовать в отправлении правосудия. Такое участие возможно в различных формах. Во-первых, при равном доступе к государственной службе гражданин может замещать должность судьи. Во-вторых, гражданин при определенных обстоятельствах может отправлять правосудие в составе коллегии присяжных заседателей. При всех аргументах против этого института следует отметить, что более демократичного способа отправления правосудия история не знает. Суд присяжных давно прочно вошел в судебную практику цивилизованных государств.

В РФ гарантируется равный доступ к государственной службе. Закон «О государственной службе» конкретизирует положения Конституции РФ по этому вопросу.

Выражением народовластия является и то, что граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Такие обращения подлежат рассмотрению соответствующим органом в определенный срок.

Итак, принцип народовластия выражается в следующих правах:

1) право участвовать в управлении делами государства;

2) право избирать и быть избранными;

3) право участвовать в референдуме;

4) равный доступ к государственной службе;

5) право участвовать в отправлении правосудия;

6) право обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные органы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: