Обвинительный приговор суда во франции выносится кем

Обновлено: 23.04.2024

Досудебное производство во Франции состоит из трех стадий: дознания, возбуждения уголовного преследования и предварительного следствия, а предание суду входит в стадию предварительного следствия.

Первым этапом уголовного процесса во Франции является полицейское дознание. Дознание проводится под руководством прокурора полицейскими комиссарами, офицерами и агентами судебной полиции, мэрами и их помощниками. По некоторым делам дознание осуществляют полевые охранники, лесные сторожа и некоторые другие чиновники.

Во Франции выделяются следующие общие виды дознания: дознание очевидных преступлений (проступков) и первоначальное дознание.

Содержанием любого вида полицейского дознания являются отыскание улик, закрепление доказательств и принятие мер к обнаружению и розыску лиц, виновных в нарушении закона. Однако процессуальное значение действий полиции различается в зависимости от вида дознания.

УПК Франции детально регламентирует случаи очевидности преступления для производства дознания первого вида. Они аналогичны основаниям задержания подозреваемого в современном российском уголовном процессе, так как исторически послужили их прообразом.

Закон не устанавливает сроки данного вида дознания, обычно они составляют несколько часов или дней. Во время дознания очевидных преступлений полиция вправе произвести все следственные действия, каждое из которых оформляется протоколом, имеющим доказательственное значение.

Первоначальное дознание проводится, если нет указанных законом условий очевидности. Данный вид дознания характеризуется тремя признаками: отсутствием определенных законом поводов для его начала, формализмом процессуальных действий и отсутствием у полиции средств процессуального принуждения (кроме задержания).

Интересно, что полиция вправе производить задержание не только подозреваемых, но и потерпевших и свидетелей для дачи ими сведений о преступлении.

Первоначальное дознание не ограничено каким-либо сроком и имеет своей целью обосновать уголовный иск прокурора, который может быть возбужден по его результатам. Первоначальное дознание часто оформляется единым протоколом.

Тем не менее первоначальное дознание разрешается проводить и после предварительного следствия, если у прокуратуры возникнет необходимость в получении новых сведений и представлении их в судебное разбирательство.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что деятельность полиции носит розыскной характер. Она тесно связана с оперативно-розыскными мероприятиями, не регламентированными уголовно-процессуальными нормами.

Разносторонность действий полиции обуславливает контроль над ними со стороны трех субъектов: прокуратуры, обвинительной камеры (в части следственных действий) и вышестоящих полицейских чинов.

В теории уголовного процесса французское дознание является общим расследованием (inquisitio generalis), направленным к установлению события преступления и виновного лица. Последующее предварительное следствие призвано выполнить задачу специального расследования (inquisitio specialis): выяснить виновность конкретного лица в установленном преступлении.

На основе результатов дознания прокурор возбуждает уголовный иск о применении наказаний в отношении подозреваемых (в отношении конкретных лиц) или по факту преступления. Этап возбуждения публичного иска считается самостоятельной стадией возбуждения уголовного дела государственными органами уголовного преследования.

Он отличается от российского процесса прежде всего тем, что производится после полицейского дознания. Уголовный иск в форме специального требования (уголовное дело) прокурор направляет судебному следователю для производства предварительного следствия.

Производство предварительного следствия обязательно по преступлениям, факультативно по деликтам и проводится только по указанию прокурора по правонарушениям.

Во всех остальных случаях дело о правонарушении исчерпывается полицейским дознанием. По различным данным от общего количества возбуждаемых прокуратурой дел к следователю поступает от 0,5 до 15%.

В отличие от полицейского дознания предварительное следствие осуществляется в более состязательной форме.

Французские процессуалисты отмечают следующие особенности предварительного следствия, обеспечивающие его состязательность.

  1. Процессуальное положение следователя (его принадлежность к судебному ведомству) делает его независимым от прокуратуры.
  2. Сторона обвинения (прокурор и полиция) уравниваются в правах со стороной защиты.
  3. Имеется вторая инстанция для предварительного следствия в лице обвинительной камеры апелляционного суда. С соблюдением состязательной процедуры она осуществляет предание обвиняемого суду и рассматривает законность и обоснованность предварительного следствия.
  4. Устанавливается строгий судебный контроль за деятельностью полиции, и четко определяются ее функции.
  5. Устанавливаются процессуальные гарантии при заключении подследственного под стражу.

Судебный следователь – это состоящий в штате суда второго звена (трибунала большой инстанции) судья, назначенный президентом республики на должность следственного судьи сроком на три года. Судебный следователь должен выполнять функцию юстиции, которая в состязательном процессе должна быть отделена от функций обвинения и защиты.

Процессуальное положение судебного следователя создает реальные гарантии его независимости от обвинителя. Тем не менее прокурор обладает значительными полномочиями при производстве предварительного следствия.

Результатом состязательности являются следующие положения:

  • предварительное следствие может быть начато только при наличии требования прокурора (уголовного иска);
  • судебный следователь не вправе лично ex officio начать производство, он действует в пределах иска прокурора.

Прокурор имеет право приносить следователю такие ходатайства о проведении процессуальных действий, в которых ему нельзя отказать. Между тем судебный следователь самостоятелен в ведении следствия, не связан выводами прокуратуры и не ограничен собранными доказательствами.

Он вправе сам собирать доказательства путем производства следственных действий. Следователь, учитывая аргументы сторон, принимает важнейшие процессуальные решения, например, о направлении дела, о применении мер пресечения к обвиняемому.

Одним из важнейших элементов состязательности является формальное равенство сторон. На практике прокуратура обладает большим весом, чем сторона защиты. Однако французское законодательство предоставляет обвиняемому и его защитнику такие же права на предварительном следствии, какие есть у прокурора.

Так, защитник допускается к участию в деле с момента первого вызова обвиняемого к следственному судье, имеет право участвовать во всех допросах и очных ставках.

Сторона защиты вправе знать все улики обвинения, она обладает всей полнотой прав по заявлению ходатайств. Следствием состязательности является распределение обязанности доказывания между сторонами.

Если обвиняемый при своей защите что-либо утверждает, то он несет бремя доказывания этих обстоятельств. Срок предварительного следствия законом не ограничен. Средняя его продолжительность в 1980 г. составляла 9 месяцев.

Закончив следствие, судебный следователь передает дело прокурору республики. Прокурор республики после одобрения результатов следствия (дачи согласия поддерживать обвинение) возвращает его следователю для дальнейшего производства.

Если следователь найдет в совершенном деянии состав преступления, то он направляет дело в обвинительную камеру. Он может также вынести постановление о частичной необоснованности уголовного иска (прекратить дело в части).

Особенностью предварительного следствия во Франции выступает его двухинстанционность. Следственный судья действует как орган первой инстанции. Органом второй инстанции является обвинительная камера, которая имеется при каждом апелляционном суде.

Она действует в состязательном порядке в составе председателя и двух членов. Ее функцией является осуществление надзора за следственным судьей и деятельностью судебной полиции.

Она обладает правом наложения на них дисциплинарных взысканий. К обвинительной камере обращаются с жалобами на следователя, прокурора и полицейских чиновников.

Обвинительная камера осуществляет предание обвиняемого суду, которое не рассматривается в качестве самостоятельной стадии, а входит в рамки предварительного следствия. Предание суду протекает в состязательной форме. В судебном заседании могут участвовать прокурор, гражданский истец, ответчик и защитник.

Личное участие обвиняемого не обязательно. По каждому поступившему делу обвинительная камера принимает одно из следующих решений: о направлении дела на дополнительное расследование, о прекращении дела, об окончании следствия и предании обвиняемого полицейскому трибуналу, исправительному трибуналу или суду присяжных.

Обвиняемому сообщается постановление о предании его суду и вручается его копия, а также копии материалов дела об основных доказательствах, среди которых протоколы, констатирующие факт нарушения закона, заявления свидетелей и доклады экспертов.

Иногда в современных учебниках по уголовному процессу указывается еще один орган предварительного следствия – следственная палата. Однако в настоящий момент институт следственных палат упразднен. После направления обвинительной камерой дела в соответствующий суд начинается стадия судебного разбирательства.

Мелешко Александр

В последнее время участники уголовно-процессуальных отношений, включая автора этого очерка, все чаще вспоминают древнюю мудрость о тяготах жизни в эпоху перемен. Бесконечное мелкое и не очень реформирование уголовно-процессуального законодательства заставляет нас задуматься о том, к чему нас ведет законодатель и где в конце концов мы хотим оказаться. В этой связи особую актуальность приобретает изучение зарубежного процессуального опыта. Это касается и стран англо-американской модели правосудия, и стран континентального права, с которыми у нас исторически сложились более тесные отношения в плане восприятия и реализации правовых идей. В области уголовного процесса это касается, наверное, в первую очередь уголовно-процессуального законодательства Франции, которому и посвящен этот очерк.

Уголовный процесс Франции основан на разделении форм судопроизводства в зависимости от вида совершенного правонарушения. Вид правонарушения определяет подведомственность дела определенному суду при рассмотрении его по существу (des juridictions de jugement) и необходимую форму досудебного производства по нему (des juridictions d`instruction).

Французское уголовное право разделяет все уголовно наказуемые деяния на три вида:
нарушения (или проступки) (contravention) – те правонарушения, за которые установлено максимальное наказание в виде штрафа до 3000 евро (ст. 131.13 УК Франции). Они разделяются на пять классов. Рассматриваются мировыми судьями, а правонарушения пятого класса – полицейскими трибуналами.
деликты (delites) – те правонарушения, за которые установлено максимальное наказание до 10 лет лишения свободы (ст. 131.4 УК Франции). Рассматриваются коррекционными трибуналами, входящими на правах палаты в трибуналы высокой инстанции.
преступления (crimes) – те правонарушения, за которые установлено наказание в 10 и более лет лишения свободы вплоть до пожизненного заключения (ст. 131.1 УК Франции).

Суды, рассматривающие дела по существу
Полномочия и компетенция суда определяются как УПК Франции, так и Кодексом организации судопроизводства.

Суды ассизов. Рассматривают преступления (crimes). Они организованы в Париже и в каждом департаменте Франции (ст. 232 УПК Франции). В состав входят 3 профессиональных судьи и 6 присяжных заседателей. В апелляционной инстанции – 3 профессиональных судьи и 9 присяжных. Решения против подсудимого принимаются квалифицированным большинством голосов – в 6 голосов для первой инстанции и 9 голосов для апелляционной инстанции соответственно.

Коррекционные трибуналы (le tribunal correctionnel). Рассматривают деликты (ст. 381 УПК Франции) в составе председательствующего судьи и двух судей (ст. 398 УПК Франции). Решения коррекционного трибунала может быть обжаловано в апелляцию, которая также заседает в составе трех судей (ст. 510 УПК Франции).

Коррекционные трибуналы организационно входят в трибуналы высокой инстанции (le tribunal de grand instance) в виде палаты (chamber). Например, Трибунал высокой инстанции в Париже имеет 15 коррекционных палат. Трибуналы высокой инстанции имеются в каждом департаменте Франции.

Кроме того, в состав трибунала высокой инстанции организационно входят следственные судьи и судьи по свободам и задержанию, о которых речь пойдет ниже и которые по существу дело не рассматривают.

Полицейские трибуналы. К их компетенции относятся правонарушения (проступки) пятого класса. С июля 2017 г. будут рассматривать все правонарушения во исполнение Закона от 18 ноября 2016 г. Дела рассматриваются судьей единолично. Организованы в каждом департаменте Франции и в крупных кантонах.

Мировые судьи (juge de proximite) рассматривают нарушения (проступки), за исключением проступков пятого класса. С июля 2017 г. мировые судьи перестанут рассматривать уголовные дела.

Интересно, что мировой судья не является в полном смысле профессиональным судьей и назначается из практикующих юристов сроком на 7 лет. Такой судья проходит некоторую профессиональную подготовку до начала выполнения своих обязанностей.

Иные участники судопроизводства
Судебная полиция. В УПК Франции определен уголовно-процессуальный статус судебной полиции, представленной жандармерией, национальной и муниципальной полицией. Судебная полиция проводит неотложные следственные действия при обнаружении преступления, предварительное дознание до возбуждения уголовного дела, под контролем прокурора отвечает за сбор доказательств и поиск лиц, причастных к преступлению. Судебная полиция по открытому (возбужденному) делу выполняет поручения следственного судьи.

Прокуратура (ministère public). Прокурор республики. Прокуратура отнесена к стороне обвинения и осуществляет публичные полномочия, направленные на соблюдение закона на основе принципа беспристрастности, а также на надлежащее выполнение судебных решений. Ее представители участвуют в рассмотрении уголовного дела по существу в качестве обвинителей, все судебные решения провозглашаются в присутствии сотрудников прокуратуры. Как специально отмечается в законе, прокуратура ответственна за выработку аргументов, направленных на надлежащее отправление правосудия (ст. 31–33 УПК Франции).

Прокурор республики определяется как должностное лицо, лично или через своих заместителей представляющее прокуратуру в отправлении ее функций. В рамках судебной юрисдикции он участвует в заседаниях судов ассизов, трибуналов высокой инстанции, полицейских трибуналов и при необходимости мировых судей (ст. 39 УПК Франции).

Следственный судья (juge d`instruction). Является знаковой фигурой французского уголовного процесса на досудебной стадии. Он организует предварительное расследование и структурно входит в трибунал высокой инстанции. Однако формально следственный судья независим. В узком (российском) смысле слова правосудие он не отправляет и не может принимать участие в рассмотрении по существу дел, в которых участвовал в качестве следственного судьи. Независимость следственного судьи не означает бесконтрольность.

Его действия подконтрольны соответствующей палате (палата расследований) при апелляционном суде. Этот суд является вышестоящим по отношению к трибуналу высокой инстанции, к которому принадлежит следственный судья. Указанная палата рассматривает жалобы участников процесса на действия следственного судьи. В случае поступления такой жалобы дело передается следственным судьей в палату (ст. 173 УПК Франции). Прокурор дает свое заключение по жалобе (ст. 194 УПК Франции), после чего палата выносит свое решение, имея возможность полностью или в части аннулировать действия следственного судьи (ст. 174 УПК Франции).

Для обеспечения гарантий независимости правосудия от предшествующего ему предварительного расследования следственный судья и судьи апелляционной инстанции, контролирующие в той или иной форме расследование, организационно входят в палаты (палаты расследований), не занимающиеся рассмотрением дел по существу. Таким образом, при сохранении судебного контроля за следствием на формальном институционном уровне исключается возможность какой-либо предвзятости в отношении подсудимого со стороны судей первой и апелляционной инстанций, рассматривающих дело по существу.

Судья по свободам и содержанию под стражей (juge des libertes et la detention). Этот институт введен Законом от 15 июня 2000 г. о презумпции невиновности. Организационно такие судьи также входят в трибуналы высокой инстанции. Они тоже не слушают дела по существу, что является компетенцией судей других палат. Например, в состав Суда высокой инстанции Парижа входят как судьи коррекционных палат, слушающие уголовные дела о деликтах по существу, так и судья по свободам и задержанию. Их компетенции при этом в известной степени не пересекаются.

Что наиболее важно, судья по свободам и содержанию под стражей должен обладать рангом президента или вице-президента соответствующего суда (ст. 137-1 УПК Франции), то есть быть одним из наиболее подготовленных и профессиональных судей. Неслучайно в одном из интервью David Peyron, судья по свободам и содержанию под стражей Трибунала высокой инстанции Парижа, сообщил, что «пост судьи по свободам и задержанию находится в сердце уголовного правосудия», будучи на передовой столкновения публичных и частных интересов.

Решения такого судьи относительно меры пресечения могут быть обжалованы в апелляционном порядке. При этом жалобу будут рассматривать судьи особой палаты по свободам и задержанию при соответствующем апелляционном суде, не участвующие в рассмотрении дела по существу.

Подозреваемый, обвиняемый. Во французском уголовном процессе на стадии предварительного расследования лицо, привлекаемое к ответственности, может иметь два статуса. Первый статус именуется timion assiste – нечто среднее между свидетелем и обвиняемым (подозреваемый). С него не берется клятва о даче правдивых показаний. Такое лицо по своей инициативе вправе потребовать для себя права обвиняемого, обратившись с соответствующим заявлением к следственному судье. В этом случае он получает такие права и считается обвиняемым.

Второй статус – mise en examen, что более или менее соответствует отечественному понятию «обвиняемый». Обвинение согласно ст. 80.1 УПК Франции предъявляется тому и только тому лицу (под угрозой недействительности этого обвинения), в отношении которого существуют веские или взаимосвязанные улики того, что он мог участвовать в совершении преступления.

Адвокат. Выступает на стороне как подозреваемого и обвиняемого, так и потерпевшего. В своей деятельности в области уголовного правоприменения адвокат должен руководствоваться не только УПК Франции, но и Кодексом профессиональной этики (Code de déontologie des avocats), последний из которых (ныне действующий) вступил в силу 4 ноября 2005 г. Данный Кодекс принят законодательным актом – Декретом премьер-министра Французской Республики (Доминика де Вильпена) от 12 июля 2005 г. № 2005-790. Поэтому в отличие от российского КПЭА, принятого профессиональным сообществом и обязательного только внутри него, французский Кодекс этики адвоката является важным элементом всей системы судопроизводства. Он обязывает (в силу публично-властного характера своего происхождения) всех участников уголовного процесса соблюдать и уважать закрепленные в Кодексе основы адвокатской профессии: свободу, независимость и достоинство при осуществлении им профессиональной деятельности.

Впервые официально признанная декретом Филиппа XI Валуа в 1327 г. адвокатура была упразднена во время Французской революции в 1791 г. и восстановлена в 1810 г. С 1971 г. адвокаты получили монополию в большинстве сфер юридической деятельности перед другими представителями юридической профессии, в том числе по вопросам представительства в суде. Однако за исключением некоторых судов (Кассационный суд Франции) стороны могут выступать в суде лично, без участия адвоката. Доступ к профессии предполагает сдачу экзамена в одной из школ адвокатов. Для поступления в школу также сдается теоретический экзамен. Поступить в школу могут лица, получившие степень мастера права (минимум 4 года обучения на юридическом факультете). Обучение в таких школах длится 2 года.

Каждый адвокат должен состоять в бюро, действующем при Трибунале большой инстанции. Адвокаты таких бюро выбирают членов совета своего адвокатского образования и батонье – координатора адвокатов, приписанных к бюро. На уровне всей Франции адвокаты представлены Национальным советом бюро адвокатов.

Потерпевший, гражданский истец, «гражданская сторона» (partie civile) – участвует в судебной и досудебной юрисдикциях. На досудебной стадии он может обращаться с заявлением о совершении преступления, подавать заявления и ходатайства, обжаловать действия следственного судьи. На судебной стадии ему предоставлены права участия в судебном разбирательстве, в том числе право участвовать в прениях сторон.

P.S. Хочу выразить благодарность петербургскому адвокату Владиславу Вадимовичу Лапинскому, который подал идею этого очерка и своими советами помог воплотить ее в жизнь. Использовано законодательство Франции по состоянию на май 2017 г. с портала правовой информации legifrance.gouv.fr.

Мелешко Александр

Судебная юрисдикция
Рассмотрение дела в судах ассизов. Преступления в узком смысле слова (crimes) рассматриваются судами ассизов по первой инстанции с участием 3 профессиональных судей и 6 присяжных.

Присяжными могут быть несудимые граждане, достигшие 23 лет (ст. 255 УПК Франции), умеющие читать и писать, владеющие французским и обладающие политическими правами. Имеется широкий круг лиц, которые не могут быть присяжными. Помимо судимых, это отстраненные от исполнения обязанностей должностные лица, агенты государства и коммун и др.

Список присяжных составляется ежегодно для каждого суда ассизов. В него входят 1800 лиц для суда Парижа и 1300 – для других департаментов. Указанный ежегодный список формируется на основании предварительных списков, составляемых мэром каждой коммуны на основании списка избирателей в результате публичной жеребьевки (ст. 260, 261 УПК Франции). Данный лист поступает в суд ассизов, где соответствующая комиссия, возглавляемая президентом суда апелляционной инстанции и, помимо иных чиновников, включающая председателя адвокатского образования соответствующей территории, проверяет его и составляет на его основе окончательный ежегодный лист присяжных и специальный лист запасных присяжных.

За 30 дней до открытия судебной сессии из ежегодного списка присяжных председатель апелляционного суда или президент трибунала высокой инстанции (или уполномоченное ими лицо) публично по жребию избирают 39 присяжных для сессии соответствующего суда ассизов (ст. 266 УПК Франции). Также из специального списка запасных присяжных избираются запасные присяжные. Выбранные таким образом присяжные вызываются в конкретное судебное заседание.

Предоставляется право на мотивированные и немотивированные отводы. Немотивированных отводов у подсудимого не более четырех, а у стороны обвинения – не более трех (ст. 297, 298 УПК РФ).

Подсудимые могут договориться о порядке реализации своего права. Если этого не происходит, они путем жребия определяют, в какой очередности каждый из них заявляет отводы. В таком случае в отношении каждого из присяжных в этой установленной очередности подсудимыми заявляются отводы до тех пор, пока общее количество немотивированных отводов, предоставленное стороне защиты, не будет исчерпано (ст. 300 УПК Франции).

Подсудимый вправе пригласить адвоката. Если он не имеет возможности сделать это, председатель назначает защитника. Как специально подчеркнуто в ст. 274 УПК Франции, возможности назначить защитника у председательствующего нет, если подсудимый пригласил своего адвоката. В исключительных случаях председательствующий может допустить в качестве советника родственника или друга обвиняемого.

Как и в России, в процессе могут принимать участие потерпевший, представители гражданского истца (гражданская сторона).

Специально подчеркивается, что, общаясь с обвиняемым, адвокат вправе принести в место свидания с ним все необходимые материалы дела. Их копии бесплатно предоставляются каждому из обвиняемых, а также гражданской стороне.

Не менее чем за 24 часа до начала слушания сторона обвинения и сторона защиты раскрывают друг другу список свидетелей и лиц, подлежащих вызову (ст. 281 УПК Франции).

Если обвинения в отношении подсудимого не связаны между собой, председательствующий имеет право отложить рассмотрение одного или нескольких таких обвинений.

Разбирательство носит публичный характер. Исключительно по ходатайству потерпевшего председательствующий назначает заседание при закрытых дверях, если дело касается тяжких преступлений, связанных с той или иной формой сексуального насилия или эксплуатации. Однако, как и в России, решение по существу провозглашается публично.

По сравнению с англосаксонской моделью председательствующий играет более существенную роль, на что в свое время обращал внимание еще А.Ф. Кони. Председательствующий начинает заседание с изложения фактов обвинения, как они сообщены в решении о передаче дела, принятом следственным судьей. Излагает он и правовые вопросы, применимые к данным фактам (ст. 327 УПК Франции).

Далее председательствующий разъясняет подсудимому права и допрашивает его (ст. 328 УПК Франции). После этого допрашиваются вызванные свидетели. В случае неявки свидетеля его могут подвергнуть приводу. Не явившийся без уважительных причин свидетель может быть оштрафован на сумму до 3750 евро. Перед допросом свидетелей суд предпринимает меры, чтобы они не общались между собой.

Присяжные имеют право задавать вопросы свидетелям и подсудимым с разрешения председательствующего. Однако они обязаны воздерживаться от выражения своего мнения. Адвокат вправе ставить вопросы непосредственно перед обвиняемым, свидетелями, гражданским истцом. Обвиняемый задает вопросы через председательствующего.

Свидетели могут быть допрошены о личности и нравственном облике обвиняемого (ст. 331 УПК Франции).

Свидетели дают присягу говорить только правду и ничего кроме правды (de dire toute la vérité, rien que la vérité). Без присяги допрашиваются близкие родственники, обвиняемые или осужденные по делам, связанным с рассматриваемым делом, а также некоторые иные лица, указанные в законе. К ним относятся не только близкие родственники, определенные ст. 5 УПК РФ, но и бывший супруг (супруга). Однако и эти лица могут быть допрошены под присягой, если ни одна из сторон не возражает против этого.

Свидетели вправе, как и в нашем процессе, пользоваться письменными заметками с разрешения председательствующего.

После дачи показаний свидетели остаются в зале судебных заседаний. Однако согласно ст. 338 УПК Франции по ходатайству сторон суд должен удалить давшего показания свидетеля для того, чтобы после показаний других свидетелей решить вопрос о его повторном допросе, в том числе в виде конфронтации (confrontation).

Статья 339 УПК Франции дает возможность председательствующему допросить обвиняемых по процессуальным вопросам без участия присяжных.

Свидетелям и подсудимому в ходе дачи ими показаний могут предъявляться вещественные доказательства.

После исследования доказательств проводятся прения, в которых последнее слово всегда принадлежит адвокату и подсудимому.

В случае если подсудимый, гражданская сторона (потерпевший, гражданский истец), свидетель не владеют французским языком, председательствующий приглашает переводчика.

УПК Франции детально регулирует порядок постановки вопросов перед присяжными.

Также закон дословно описывает, каким должно быть напутственное слово председательствующего (ст. 353 УПК Франции), хотя его значение, очевидно, носит формальный характер. Ведь присяжные совещаются тайно вместе с профессиональными судьями, обсуждая и вопрос наказания. Голосование производится бюллетенями.

Решения, неблагоприятные для подсудимого, должны быть приняты большинством, составляющим не менее 6 голосов из 9 (8 голосов из 12 для апелляционной инстанции).

Протокол судебного заседания составляется и подписывается в течение 3 суток с момента провозглашения решения.

Решение суда ассизов по вопросам права или факта может быть обжаловано в апелляционный суд ассизов, заседающий в составе 3 профессиональных судей и 9 присяжных. Такой состав апелляционной инстанции появился относительно недавно – он введен после реформы уголовного процесса 2000-х годов. К слову, готовность Французской Республики обеспечить обвиняемому полноценное повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции с участием присяжных резонирует с апелляционным производством в наших судах, где институт проверки доказательств носит формальный характер.

Положение осужденного не может быть ухудшено апелляционным судом по его жалобе. Апелляция рассматривается другим судом ассизов. Он определяется апелляционным судом, а в случае несогласия сторон с его выбором – палатой по уголовным делам Кассационного суда Франции (ст. 380-14 УПК Франции).

Высшая инстанция для обжалования – Кассационный суд Франции, решающий вопросы права.

Судебное рассмотрение дел о деликтах. Дела о деликтах разбираются коррекционными трибуналами, заседающими в составе 3 профессиональных судей. Если дело может обернуться затяжным слушанием, по решению президента трибунала высокой инстанции назначаются дополнительные судьи, которые могут заменить выбывшего до вынесения решения судью, чтобы не нарушать принцип непосредственного исследования доказательств.

В отношении специально предусмотренных в УПК Франции деликтов рассмотрение может осуществляться судьей единолично (дела о причинении вреда здоровью на транспорте, мошенничества со своим имуществом после выдачи чека другому лицу, экологические деликты и др.).

В УПК Франции предусмотрена процедура признания вины, когда при подтверждении подсудимым фактов, положенных в основу обвинения, наказание в виде заключения под стражу не может превышать одного года от половины предусмотренного срока лишения свободы.

В отношении специально предусмотренных законом деликтов по решению президента трибунала может быть осуществлена упрощенная процедура назначения наказания. В этом случае наказание в виде лишения свободы вынесено быть не может. Ограничен и размер штрафа. Упрощенная процедура возможна с согласия на нее подсудимого.

По делам о деликтах в коррекционных трибуналах доказательства оцениваются по внутреннему убеждению (intime conviction). Провозглашается принцип непосредственного исследования доказательств. Судья должен основывать свое решение только на доказательствах, исследованных в судебном заседании; решение не может быть основано на доказательствах, не исследованных в судебном процессе (ст. 427 УПК Франции).

В ст. 428 УПК Франции провозглашается принцип свободной оценки доказательств. Указано, что признание, как и иные доказательства, оценивается судьями свободно.

Применительно к отдельным видам доказательств особо подчеркивается, что протокол допроса должен содержать вопросы, на которые отвечал допрашиваемый. Отмечается, что любой протокол, рапорт не имеет доказательственной ценности, если он составлен не в предусмотренной форме, а автор документа, действуя в официальном качестве, лично не воспринимал описанные в нем события (ст. 429 УПК Франции). Как тут не вспомнить формулировки наших приговоров: «Вина подсудимого подтверждается рапортом о совершении преступления».

Вместе с тем, несмотря на принцип свободной оценки доказательств, сохранены отголоски формальной теории доказывания. Так, в ст. 431 УПК Франции говорится о том, что в случае, когда закон наделил сотрудников судебной полиции специальными полномочиями по фиксации деликтов протоколами или рапортами, такие документы опровергаются свидетелями или другими письменными доказательствами.

Также специально отмечено, что переписка с адвокатом не может быть письменным доказательством (ст. 433 УПК Франции).

При необходимости суд имеет право назначить экспертизу.

Перед допросом свидетелей председательствующий допрашивает подсудимого. В этом смысле наш процесс, предоставляя подсудимому возможность дать показания в любой момент с разрешения председательствующего, более либерален.

Допрашиваемые свидетели дают клятву говорить только правду. Дети до 6 лет клятву не приносят, равно как и близкие родственники подсудимого. После допроса свидетеля судья вправе по ходатайству сторон удалить его из зала судебных заседаний с тем, чтобы впоследствии в случае необходимости допросить его повторно или провести очную ставку (ст. 454 УПК Франции).

Допрашиваемые в качестве свидетелей журналисты не обязаны раскрывать источники информации.

В ходе судебного заседания могут исследоваться вещественные доказательства, по поводу которых в случае необходимости задаются вопросы.

Предусмотрена возможность выехать на место происшествия для более полного выяснения обстоятельств дела (ст. 456 УПК Франции).

После допроса свидетелей проводятся прения, в которых последнее слово принадлежит защитнику и обвиняемому.

Рассмотрение дел о проступках. Проступки пятого класса разбираются по существу полицейским трибуналом в составе председателя, прокурора и секретаря. Остальные проступки рассматриваются единолично мировым судьей (juge de proximite).

Дела поступают из прокуратуры, так как предварительное расследование необязательно. Если судья выявляет, что совершен не проступок, а деликт или преступление, материал возвращается прокурору.

По общему правилу производство по нарушениям (проступкам) носит упрощенный заочный характер, если судья не решит, что необходим состязательный процесс (ст. 525 УПК Франции). Тогда он возвращает дело прокурору. Если дело рассмотрено в упрощенном порядке и вынесено решение, оно направляется прокурору и лицу, совершившему проступок. Эти лица, получив извещение, могут высказать свои возражения против упрощенного порядка. В этом случае применяются общие правила рассмотрения дела, предусмотренные для деликтов.

По делам данной категории рапорты и протоколы, составленные сотрудниками полиции, презюмируются достоверными, пока обратное не доказано свидетельскими показаниями или письменными доказательствами (ст. 537 УПК Франции).

Особые положения
УПК Франции, помимо традиционной специфики, связанной с судопроизводством по военным делам, по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, по делам с международным элементом, по запросам о выдаче и правовой помощи, по делам, касающимся безопасности государства, обязательствам, связанным с членством в ЕС (Европейский ордер на арест и т.д.), регламентирует производство по делам об отдельных преступлениях, в том числе в сфере наркотиков или организованной преступности.

Например, по делам по незаконному обороту наркотиков так называемая проверочная закупка санкционируется не как в России, руководителем того же органа, который ее проводит (что, кстати, вызывает критику ЕСПЧ), а прокурором либо следственным судьей (ст. 706-32 УПК Франции). При этом, как прямо указано в законе, такие действия не должны инициировать совершение преступления.

Французский уголовно-процессуальный закон предусматривает также возможность пересмотра окончательного решения, если после обвинительного приговора открылся новый факт или новый элемент, неизвестный на день вынесения решения и способный поставить под сомнение виновность осужденного (ст. 622 УПК Франции).

Ответственность юридических лиц
Юридические лица привлекаются к публично-правовой ответственности в порядке, установленном УПК Франции. К ним применяются общие санкции в виде штрафа и специфические санкции, связанные с принудительной ликвидацией, запретом деятельности и т.д. Сумма штрафа увеличивается в пять раз по сравнению с размером штрафа, установленного для физического лица, совершившего аналогичное правонарушение. Если штраф за правонарушение для физического лица не установлен, его сумма определена в размере до 1 млн евро. Процедура судопроизводства в отношении юридических лиц в целом аналогична общему порядку, действующему в отношении лиц физических.

Надеюсь, читатель обратил внимание, что у нашего и французского уголовно-процессуального закона много «общих мест» и неслучайных, как надо думать, совпадений. Однако во Франции немало идей, не нашедших отражения в нашем законе. Полагаю, что дальнейшее изучение и осмысление зарубежного опыта позволит нам улучшить качество правового регулирования уголовно-процессуальных отношений и достигнуть желаемых результатов правоприменения.

P.S. Хочу выразить благодарность петербургскому адвокату Владиславу Вадимовичу Лапинскому, который подал идею этого очерка и своими советами помог воплотить ее в жизнь. Использовано законодательство Франции по состоянию на май 2017 г. с портала правовой информации legifrance.gouv.fr.

Мелешко Александр

Досудебная юрисдикция
Дознание. В случае совершения очевидного преступления (crimes et delits flagrants), например, когда лицо застигнуто с поличным, когда при нем имеются следы недавно совершенного преступления и т.п., подозреваемый информируется о существе подозрения и своих правах, включая право на выбранного или назначенного адвоката (ст.61-1 УПК Франции). После этого он может быть допрошен. Также решается вопрос о задержании такого лица.

Если преступление совершено не в условиях очевидности, проводится предварительное дознание. При выявлении подозреваемого сотрудник судебной полиции, проводящий дознание, уведомляет прокурора о выявленном подозреваемом (ст. 75.2 УПК Франции) и перед допросом информирует его о правах, включая право на защиту.

Свои выводы по итогам предварительного дознания сотрудник полиции излагает в протоколе.

Данный протокол оценивается прокурором, который принимает решение о возбуждении дела (ст. 40-1 УПК Франции) и об открытии предварительного следствия, если оно обязательно. Согласно ст. 79 УПК Франции предварительное следствие обязательно по делам о преступлениях (crimes). По делам двух других категорий (деликты и нарушения) оно носит факультативный характер, при этом по делам о правонарушениях проводится по запросу прокурора.

Предварительное расследование.
Собственно предварительное расследование проводится следственным судьей. Оно начинается не иначе, как с информации, представленной следственному судье в заключении прокурора (ст. 80 УПК Франции). Однако уголовное дело может быть возбуждено и по заявлению потерпевшего следственному судье, который обязан передать это заявление прокурору, компетентному давать заключение о возбуждении дела (ст. 86 УПК Франции).

Заключение прокурора может быть составлено как в отношении определенного лица, так и по факту преступления.

Срок предварительного расследования зависит от сложности дела (ст. 175-2 УПК Франции). Срок расследования свыше 2 лет продлевается по мотивированному ходатайству следственного судьи президентом палаты расследований, которая, как уже говорилось выше, входит в состав вышестоящего апелляционного суда.

Судья обладает обширными полномочиями по проведению действий, направленных на установление истины по делу. Он протоколирует свои действия, такие протоколы подписываются также его секретарем (ст. 81 УПК Франции).

Он может предписать провести контроль и запись корреспонденции и иных коммуникаций, если наказание за правонарушение превышает 2 года. Следственный судья вправе давать обязательные поручения сотрудникам полиции, другим следственным судьям.

Ему предоставлено право назначать экспертизы. При назначении экспертизы сторонам дается 10 дней для ходатайства о внесении изменений в постановление о назначении экспертизы (ст. 161-1 УПК Франции).

Следственный судья допрашивает свидетелей. При этом протокол допроса подписывает не только допрашиваемый и следственный судья, но и секретарь следственного судьи, присутствующий во время допроса.

Следственный судья вправе проводить осмотры места происшествия и обыски. Указанные действия он протоколирует. Эти действия производятся в присутствии его секретаря.

Применительно к обыскам установлены гарантии от необоснованного вмешательства в профессиональную деятельность различного рода, в том числе в адвокатскую деятельность (ст. 56-1 УПК Франции). Обыски в жилище или кабинете адвоката могут быть осуществлены только магистратом (прокурором, судьей) и только в присутствии батонье (руководителя адвокатского образования) или лица, действующего по его поручению. В решении о производстве обыска должны быть указаны правонарушение, причины, послужившие основанием для обыска, и объекты обыска. Батонье или его представитель имеют право знакомиться с предметами и документами, подлежащими изъятию, возражать против их изъятия. Изъятые документы должны быть запечатаны и закрыты. Никто не может забирать у адвоката предметы и документы, не упомянутые в решении об обыске.

По факту обыска составляется протокол, в который вносятся в том числе возражения батонье. Данный протокол, изъятые документы и предметы незамедлительно направляются судье по свободам и задержанию. В течение 5 суток с момента получения протокола и документов данный судья выслушивает адвоката, у которого проводился обыск, батонье или его представителя, магистрата, проводившего обыск, прокурора и принимает решение о немедленном возвращении документов либо об их приобщении к материалам дела.
В случае обыска у нотариуса или у врача, который также проводится только магистратом, предусмотрена необходимость присутствия представителя профессионального сообщества (ст. 56-3 УПК Франции).

Обыски у лица, осуществляющего функции, связанные с правосудием, могут быть проведены также только магистратом и только в присутствии председателя соответствующего суда апелляционной инстанции, или кассационного суда Франции, или лиц, которым они поручили участвовать в таком следственном действии (ст. 56-5 УПК Франции).

Обыски в жилище проводятся с 6:00 до 21:00, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Следственный судья в целях обнаружения пропавшего или установления обстоятельств смерти может санкционировать процедуру геолокализации (ст. 230-32 – 230-44 УПК Франции), то есть установления в реальном времени с помощью технических средств местонахождения человека, автомобиля или иного объекта без согласия на то разыскиваемого лица либо собственника объекта. В исключительных случаях это может сделать и сотрудник судебной полиции. Подозреваемый (обвиняемый) в течение 10 дней с момента, когда ему стало известно об указанной процедуре, вправе обжаловать ее применение президенту палаты расследований соответствующего апелляционного суда, в том числе по мотиву ущемления права на защиту.

В УПК Франции не используется понятие «предъявить обвинение», вместо этого введено менее категоричное понятие mise en examen (дословно «поместить / лицо / под рассмотрение»), что тем не менее соответствует нашему пониманию предъявления обвинения.

В отличие от российской процедуры привлечения в качестве обвиняемого во французском уголовном процессе предъявлению обвинения предшествует допрос подозреваемого. Следственный судья, намереваясь предъявить обвинение, сначала направляет уведомление об этом подозреваемому, излагая существо и юридическую квалификацию вменяемых ему деяний, разъясняет его права, обеспечивает право на защиту, разъясняя возможность пригласить адвоката по выбору или назначенного защитника. За 4 рабочих дня перед первым допросом подозреваемого адвокату предоставляется возможность ознакомиться с материалами досье следственного судьи (ст. 114 УПК Франции).

После этого следует допрос, который протоколируется. В допросе может участвовать не только следственный судья, но и прокурор (ст. 119 УПК Франции).

По результатам допроса судья принимает решение, предъявлять обвинение или оставить подозреваемого в статусе temoin assiste (ассистированный свидетель, подозреваемый), о чем уведомляет допрашиваемого. Данное решение принимается согласно ст. 80-1 УПК Франции, как уже отмечалось, при наличии достаточных для этого доказательств под угрозой недействительности этого решения.

Решение о предъявлении обвинения может быть обжаловано в палату расследований апелляционного суда в течение 6 месяцев с даты уведомления о предъявлении обвинения (ст. 173-1 УПК Франции). При этом палата рассматривает не только формальные вопросы, но и соблюдение требований ст. 80.1 УПК Франции, то есть оценивает, достаточно ли доказательств для предъявления обвинения.
Право адвокатов знакомиться с досье следственного судьи сохраняется и после первого допроса. Оно может быть реализовано в любое рабочее время после предъявления обвинения. При этом они могут требовать копии документов из досье. Если досье сканируется, предусмотрена возможность выдачи электронной копии материалов (ст. 114 УПК Франции).

В предоставлении копий следственный судья вправе отказать, когда есть риск оказания давления на свидетелей, потерпевшего, адвокатов, экспертов, лиц, участвующих в расследовании. Однако такой отказ может быть обжалован президенту палаты расследований при вышестоящем апелляционном суде (ст. 114 УПК Франции).

В ходе расследования стороны вправе заявлять мотивированные ходатайства о своем допросе, допросе свидетелей, совершении иных следственных действий. Судья должен ответить на данные ходатайства мотивированным постановлением (ст. 82-1 УПК Франции).

По окончании расследования собранный следственным судьей материал предоставляется следственным судьей прокурору и стороне защиты, которые могут подавать свои замечания, заявления и ходатайства. Разрешив указанные ходатайства, следственный судья дает правовую оценку обстоятельствам дела и в зависимости от этой оценки либо прекращает дело, либо выносит решение о его передаче в соответствующий суд в зависимости от квалификации деяния (la decision de renvoi) (ст. 179, 180-1, 181 УПК Франции).

Задержание и меры пресечения. УПК Франции детально регулирует процедуру задержания – la garde à vue (ст. 63 УПК Франции). Оно может проводиться до возбуждения дела, на стадии дознания, проводимого судебной полицией.

Задержанному разрешается позвонить не только близким родственникам, но и работодателю или лицу, с которым он проживает. Ему в обязательном порядке немедленно разъясняют право на адвоката, а также право на обследование врачом. Лицо может быть задержано на срок 24 часа. Данный срок может быть продлен до 48 часов с разрешения прокурора республики и только при условии, что задержанный предъявлен ему (в том числе с использованием телекоммуникационных каналов связи). В этом случае задержанный получает право на повторное медицинское освидетельствование.

Как и в нашем уголовно-процессуальном законе, в УПК Франции закреплена возможность ограничения времени свидания задержанного с адвокатом.

Вопрос о заключении под стражу решает не следственный судья, а судья по свободам и содержанию под стражей.

Законодательство Франции предусматривает три меры пресечения: судебный контроль, домашний арест и заключение под стражу.

Судебный контроль представлен чрезвычайно широкими возможностями возложения на обвиняемого самых разнообразных обязанностей: не покидать определенную территорию, внести сумму залога, не посещать определенные места, воздерживаться от вождения транспорта, не общаться с определенными лицами, пройти медицинское лечение, участвовать в социально полезной деятельности органов, определенных судьей, не заниматься определенным видом деятельности и т.д. Судебный контроль как мера пресечения может быть применен также к юридическому лицу (ст. 706-45 УПК Франции).

Заключение под стражу применяется только в отношении обвиняемого (mise en examen), совершившего преступление или деликт, наказание за который превышает 3 года лишения свободы (ст. 143-1 УПК Франции). Помимо традиционных для российского права целей меры пресечения вообще и заключения под стражу в частности (предотвращение возможности скрыться, продолжения преступной деятельности, воздействия на потерпевших, свидетелей и устранение препятствия следствию), французский УПК устанавливает и иные цели заключения под стражу, такие как защита обвиняемого и предотвращение существенного и непрекращающегося нарушения общественного порядка, вызванного тяжестью преступления, его последствиями, обстоятельствами совершения преступления и даже предубеждениями, которые оно вызвало. Последнее возможно лишь в отношении преступления, получившего резонанс в средствах массовой информации (ст. 144 УПК Франции).

Как специально подчеркнуто в законе, эта мера может быть применена, только если она является единственным средством достижения установленных в законе целей меры пресечения.

Срок заключения под стражу по общему правилу не может превышать 1 года. Данный срок продлевается судьей по свободам и заключению не более чем на 6 месяцев. Общий срок заключения под стражу не может превышать 2 лет в отношении преступлений, за которые предусмотрено наказание до 20 лет, а в остальных случаях – 3 лет. Данные предельные сроки увеличиваются на год, если преступление совершено вне пределов Франции или связано с наркотиками, терроризмом, организованной преступностью (ст. 145-2 УПК Франции).

P.S. Хочу выразить благодарность петербургскому адвокату Владиславу Вадимовичу Лапинскому, который подал идею этого очерка и своими советами помог воплотить ее в жизнь. Использовано законодательство Франции по состоянию на май 2017 г. с портала правовой информации legifrance.gouv.fr.

Судебное разбирательство имеет состязательную форму, но в некоторых случаях возможно в отсутствие обвиняемого.

Например, заочное производство осуществляется при побеге обвиняемого из места заключения после передачи обвинительной камерой дела суду присяжных. Структуры судебного разбирательства во Франции и в России аналогичны.

Французское происхождение имеют и значительные дискреционные полномочия председательствующего, который обладает правом собирать доказательства по своей инициативе.

После изложения требований прокурора и гражданского истца председательствующий допрашивает подсудимого. Потом допрашиваются свидетели, исследуются вещественные доказательства, заслушиваются эксперты.

По собиранию и исследованию доказательств полномочиями обладают стороны и председательствующий в судебном заседании. После судебного следствия начинаются прения сторон, затем суд выносит приговор.

Французское право различает следующие виды приговоров: оправдательные, о снятии обвинения (или об освобождении от уголовной ответственности) и об осуждении.

Приговор об осуждении может предусматривать отсрочку исполнения с предоставлением (или без предоставления) испытательного срока. Вступивший в законную силу приговор пересмотру не подлежит, за исключением вновь открывшихся обстоятельств или наличия в нем фактической ошибки.

Во Франции выделяются две группы форм обжалования судебных решений: обычные и чрезвычайные.

  1. К обычным формам относятся обжалование приговоров, вынесенных при заочном рассмотрении дела, и апелляция. Обжалование в обычной форме должно быть произведено в десятидневный срок с момента ознакомления заинтересованных лиц с приговором.
  2. К чрезвычайным формам относятся кассация и ревизионный пересмотр.

Опротестование прокурором по поводу заочного рассмотрения дела производится в случаях, когда лицо не явилось в полицейский или исправительный трибунал и не знало о том, что должно было явиться. При таком обжаловании приговор автоматически отменяется и проводится новое разбирательство в той же инстанции.

Апелляция представляет собой проверку не вступившего в законную силу приговора путем пересмотра дела вышестоящим судом по существу. Апелляционная инстанция пересматривает решение суда по вопросам как «факта», так и «права». На основе исследования доказательств выносится новый приговор.

Среди особенностей апелляционного пересмотра приговоров во Франции следует отметить следующие:

  • не подлежат апелляционному пересмотру приговоры суда присяжных и военных трибуналов;
  • апелляционная инстанция при проведении нового разбирательства исследует доказательства только в пределах апелляционной жалобы, то есть она не правомочна по своему усмотрению проверить правильность всего приговора, если обжалована лишь его часть;
  • при вынесении нового приговора положение подсудимого может быть ухудшено.

Чрезвычайной формой обжалования судебных решений является кассация. Кассация как пересмотр дела по поводу нарушения процессуальных или материальных норм права во французском уголовном процессе имеет две разновидности: кассация в интересах сторон и кассация в интересах закона.

Кассация в интересах сторон подается на не вступивший в законную силу приговор обвинителем или представителем стороны защиты в течение пяти дней с момента ознакомления с приговором. Оправдательный приговор и решение о прекращении дела кассационному обжалованию в интересах сторон не подлежат.

Кассация в интересах закона подается генеральным прокурором при Кассационном суде или министром юстиции на вступивший в законную силу любой (в том числе и оправдательный) приговор. Кассация в интересах закона имеет своей целью не пересмотр вступившего в силу приговора, который непоколебим, а получение толкования закона вышестоящим судом на будущее время.

Другой чрезвычайной формой обжалования вступивших в законную силу приговоров служит ревизионный пересмотр. Ревизионный пересмотр производится по поводу фактических ошибок в приговоре. В сравнении с российским уголовным процессом данная форма аналогична пересмотру дела по вновь открывшимся обстоятельствам, но не производству в порядке надзора.

Ходатайство о ревизии подается осужденным или членами его семьи по вступившему в силу обвинительному приговору в Кассационный суд и поддерживается требованием министра юстиции.

Основанием для обжалования являются вновь открывшиеся обстоятельства, а при апелляции или кассации основанием служат те обстоятельства, которые установлены в деле. По УПК Франции основанием для возбуждения ревизионного производства служит явная неправильность приговора.

Ревизионный пересмотр уголовного дела приостанавливает исполнение наказания. В случае обоснованности требования дело передается для аннулирования судебного решения с его пересмотром или без пересмотра по существу.

Для характеристики французского уголовного процесса необходимо обратить внимание на значительную его дифференциацию.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: