Общие причины и закономерности возникновения государства и права
Обновлено: 25.04.2024
Общие предпосылки возникновения государства и права (были сформулированы в XIXв. Ф.Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» на основе взглядов Л.Моргана; в ней отражается господствующая в настоящее время историко-материалистическая теория происхождения государства и права):
1. Экономические предпосылки: переход от собирательной экономики к производящей (неолитическая революция) → три общественных разделения труда (скотоводство отделилось от земледелия, отделение ремесел, появление торговли и ростовщичества) → повышение производительности труда → появление прибавочного продукта → возникновение и накопление частной собственности.
2. Социальные предпосылки: запрет инцеста (кровосмешения) → превращение полигамной семьи в моногамную → распад родовой общины на соседскую → выделение знати → раскол общества на классы.
3. Военно-политические предпосылки: борьба за территорию, за власть, за подчинение других народов, за иные ресурсы.
Общие закономерности возникновения государства:
1. Возникновение государства – это длительный исторический процесс.
2. Государство возникает объективно, т.е. не возникнуть на определенном этапе развития общества оно не может.
3. Государство возникает тогда и там, где и когда возникают антагонизмы - неустранимые противоречие внутри общества (частная собственность и интересы экономически господствующего класса требуют защиты), а также противоречия между обществом и природой (для подчинения водной стихии и возможности жить на берегу Нила древние египтяне были объединены под властью фараона).
4. Общество нуждается в государстве, поэтому государство, возникнув, не исчезнет. Общественные отношения постоянно усложняются, следовательно, усложняются функции государства.
Основные способы образования права:
В догосударственый период общественные отношения регулировались мононормами, т.е. социальными нормами, в которых были слиты воедино нормы морали, запреты (табу) и религиозные предписания. Сородичами они выполнялись добровольно и формировались в течение долгого времени. С появлением государства его веления становятся обязательными и облекаются в форму права следующими способами:
1. Санкционирование – утверждение государством существующих социальных норм первобытного общества, придающее им силу закона. Формы санкционирования:
- прецедентная - разрешение дела со ссылкой на обычай (характерно для англо-саксонской системы права);
- правотворческая - включение социальных норм (обычаев) в текст нормативно-правовых актов (Русская Правда, Салическая Правда являются сводами обычаев).
2. Правотворчество – разработка, принятие и издание государством специальных документов, содержащих непосредственно нормы права, которые не могли быть выработаны в догосударственном обществе (нормы о введении и размере налогов, санкции за совершение правонарушений).
Таким образом, процесс происхождения государства и права имеет общие предпосылки и закономерности.
Ни одна теория не может претендовать на исключительность как единственно верная для всех времен и народов.
Причины происхождения государства и права следует искать во всей совокупности закономерностей, обусловливающих существование человеческого общества.
Основные причины, обусловливающие наличие множества теорий происхождения государства и права:
- сложность и многосторонность самого процесса происхождения государства и права, трудность его адекватного восприятия;
- несовпадающие, а порой противоречивые экономические, политические и идеологические взгляды и интересы; конъюнктурные или иные соображения;
- непреднамеренное смешение процесса возникновения государства и права с другими, соотносящимися с ними процессами.
Кроме того, необходимо различать процесс первоначального возникновения государства и права на основе разложившихся догосударственных институтов и явлений, и процесс зарождения и развития новых государственно-правовых явлений на базе ранее существовавших.
Если первичные государства формировались в основном, исходя из объективных условий развития общества, то в процессе становления вторичных государств большая роль отводится конкретным личностям, т. е. субъективному фактору.
Тем не менее, можно выделить общие закономерности возникновения государств:
- становление государства представляет собой достаточно длительный исторический процесс, а не одномоментный акт;
- государство возникает из недр первобытнообщинного строя как закономерный результат естественного развития общества вследствие экономического развития, появления частной собственности, имущественной дифференциации населения, а также изменений в нормативном регулировании;
- государство не навязывается обществу извне, не является результатом чьего-то решения. Государство возникает в силу объективного развития общества, когда на определенном этапе общество не может обходиться без такого органа управления, когда возникающие противоречия не могут быть разрешены в рамках догосударственной организации и когда уровень экономического развития позволяет содержать аппарат политической публичной власти;
- государство в определенной мере есть продукт сознательной деятельности людей;
- о появлении признаков государства в обществе свидетельствует, прежде всего, выделение особого слоя людей, не производящих материальных благ, а занятых лишь управленческими делами. Этот аппарат формировался из родоплеменной знати, либо верхушки имущих классов;
- государственные органы и организации частично появились в результате модернизации органов и организаций, сложившихся в рамках первобытнообщинного строя, частично – путем полного вытеснения последних.
Причины возникновения государства и права:
- необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением;
- необходимость решения крупных проблем, связанных с ведением войн, строительством и т. д.;
- необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых;
- необходимость поддержания общественного порядка.
Г. В. Шершеневич отмечал, что вопрос о происхождении государства часто смешивается с вопросом «об обосновании государства». Конечно, логически эти два вопроса совершенно различны, но «психологически они сходятся разными корнями». «Не то важно, каково было в действительности государство, а как найти такое происхождение, которое способно было бы оправдать заранее предвзятый вывод»[10].
Таким образом, в строго теоретическую проблему о происхождении государства вносится чисто политический момент.
Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.
Постепенно первобытные коллективистские производственные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена - торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт.
Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.
Переход от первобытно-общинного строя к государственно-организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни - укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.
Признаки государства:
1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.
2. Взимание налогов и сборов, поскольку для содержания государственного аппарата необходимы средства.
3. Разделение населения на территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытно-общинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.
Необходимо выделить и признаки государства, отличающие его от других, существующих в обществе организаций:
1. Государство - единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения.
2. Государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. независимостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним - независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.
3. Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами.
4. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, постановления и т.п.
Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества.
Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства.
Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат.
Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.
Основными причинами появления государства были следующие:
- необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п.
- необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;
- необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем - к появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;
- необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;
- необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их.
Право формировалось одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот.
Понятие и признаки государства
Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.
Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.
Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.
По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.
В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.
В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.
Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.
Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.
Признаки государства
1. Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.
2. Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.
3. Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.
Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.
Атрибуты государства:
- Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.
- Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.
- Аппарат — система органов и наличие особого "класса чиновников" посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.
Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.
В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы.
Признаки государства:
- Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);
- Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;
- Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;
- Стремление к представительству интересов всего общества —государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;
- Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;
- Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;
- Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;
- Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.
К числу таких признаков относятся следующие:
- публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
- определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;
- суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
- монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
- право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
- обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения.
В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;
Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.
При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.
Общие предпосылки возникновения государства и права (были сформулированы в XIXв. Ф.Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» на основе взглядов Л.Моргана; в ней отражается господствующая в настоящее время историко-материалистическая теория происхождения государства и права):
1. Экономические предпосылки: переход от собирательной экономики к производящей (неолитическая революция) → три общественных разделения труда (скотоводство отделилось от земледелия, отделение ремесел, появление торговли и ростовщичества) → повышение производительности труда → появление прибавочного продукта → возникновение и накопление частной собственности.
2. Социальные предпосылки: запрет инцеста (кровосмешения) → превращение полигамной семьи в моногамную → распад родовой общины на соседскую → выделение знати → раскол общества на классы.
3. Военно-политические предпосылки: борьба за территорию, за власть, за подчинение других народов, за иные ресурсы.
Общие закономерности возникновения государства:
1. Возникновение государства – это длительный исторический процесс.
2. Государство возникает объективно, т.е. не возникнуть на определенном этапе развития общества оно не может.
3. Государство возникает тогда и там, где и когда возникают антагонизмы - неустранимые противоречие внутри общества (частная собственность и интересы экономически господствующего класса требуют защиты), а также противоречия между обществом и природой (для подчинения водной стихии и возможности жить на берегу Нила древние египтяне были объединены под властью фараона).
4. Общество нуждается в государстве, поэтому государство, возникнув, не исчезнет. Общественные отношения постоянно усложняются, следовательно, усложняются функции государства.
Основные способы образования права:
В догосударственый период общественные отношения регулировались мононормами, т.е. социальными нормами, в которых были слиты воедино нормы морали, запреты (табу) и религиозные предписания. Сородичами они выполнялись добровольно и формировались в течение долгого времени. С появлением государства его веления становятся обязательными и облекаются в форму права следующими способами:
1. Санкционирование – утверждение государством существующих социальных норм первобытного общества, придающее им силу закона. Формы санкционирования:
- прецедентная - разрешение дела со ссылкой на обычай (характерно для англо-саксонской системы права);
- правотворческая - включение социальных норм (обычаев) в текст нормативно-правовых актов (Русская Правда, Салическая Правда являются сводами обычаев).
2. Правотворчество – разработка, принятие и издание государством специальных документов, содержащих непосредственно нормы права, которые не могли быть выработаны в догосударственном обществе (нормы о введении и размере налогов, санкции за совершение правонарушений).
Таким образом, процесс происхождения государства и права имеет общие предпосылки и закономерности.
Возникновение государства и права носит объективный характер, обусловлено разложением родоплеменного общества в связи с переходом к производящей экономике кардинально изменившей социальную структуру родовой общины. Государство и право являются продуктом внутреннего развития общества
Закономерности возникновения государства и права
экономические: переход к производящей экономике; три этапа общественного разделения труда (отделение земледелия от скотоводства, выделение ремесла и торговли); переход к индивидуальному характеру трудовой деятельности; появление прибавочного продукта, частной собственности
социальные: формирование патриархальной семьи; трансформация родовой общины в соседскую; социальная дифференциация общества (расслоение на классы, социальные группы и др.)
идеологические: возникновение единобожия, религии консолидирующей разрозненные общины в единую социальную общность
демографические: рост населения
психологические: осознание единства общества, несмотря на существующие противоречия, и необходимости создания социальных институтов представляющих, выражающих и защищающих всеобщий интерес
политические: создание системы учреждений и организаций, осуществляющих политическое руководство обществом; обособление слоя профессионалов-управленцев, наделенных особыми правами и властными полномочиями
Причины возникновения государства и права
необходимость совершенствования управления обществом, связанного с его усложнением
необходимость организации крупных общественных работ (строительство ирригационных, религиозных, оборонительных сооружений и т.д.)
Автор статьи
Читайте также: