Общие причины и закономерности возникновения государства и права

Обновлено: 25.04.2024

Общие предпосылки возникновения государства и права (были сформулированы в XIXв. Ф.Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» на основе взглядов Л.Моргана; в ней отражается господствующая в настоящее время историко-материалистическая теория происхождения государства и права):

1. Экономические предпосылки: переход от собирательной экономики к производящей (неолитическая революция) → три общественных разделения труда (скотоводство отделилось от земледелия, отделение ремесел, появление торговли и ростовщичества) → повышение производительности труда → появление прибавочного продукта → возникновение и накопление частной собственности.

2. Социальные предпосылки: запрет инцеста (кровосмешения) → превращение полигамной семьи в моногамную → распад родовой общины на соседскую → выделение знати → раскол общества на классы.

3. Военно-политические предпосылки: борьба за территорию, за власть, за подчинение других народов, за иные ресурсы.

Общие закономерности возникновения государства:

1. Возникновение государства – это длительный исторический процесс.

2. Государство возникает объективно, т.е. не возникнуть на определенном этапе развития общества оно не может.

3. Государство возникает тогда и там, где и когда возникают антагонизмы - неустранимые противоречие внутри общества (частная собственность и интересы экономически господствующего класса требуют защиты), а также противоречия между обществом и природой (для подчинения водной стихии и возможности жить на берегу Нила древние египтяне были объединены под властью фараона).

4. Общество нуждается в государстве, поэтому государство, возникнув, не исчезнет. Общественные отношения постоянно усложняются, следовательно, усложняются функции государства.

Основные способы образования права:

В догосударственый период общественные отношения регулировались мононормами, т.е. социальными нормами, в которых были слиты воедино нормы морали, запреты (табу) и религиозные предписания. Сородичами они выполнялись добровольно и формировались в течение долгого времени. С появлением государства его веления становятся обязательными и облекаются в форму права следующими способами:

1. Санкционирование – утверждение государством существующих социальных норм первобытного общества, придающее им силу закона. Формы санкционирования:

- прецедентная - разрешение дела со ссылкой на обычай (характерно для англо-саксонской системы права);

- правотворческая - включение социальных норм (обычаев) в текст нормативно-правовых актов (Русская Правда, Салическая Правда являются сводами обычаев).

2. Правотворчество – разработка, принятие и издание государством специальных документов, содержащих непосредственно нормы права, которые не могли быть выработаны в догосударственном обществе (нормы о введении и размере налогов, санкции за совершение правонарушений).

Таким образом, процесс происхождения государства и права имеет общие предпосылки и закономерности.

Ни одна теория не может претендовать на исключительность как единственно верная для всех времен и народов.

Причины происхождения государства и права следует искать во всей совокупности закономерностей, обусловливающих существование человеческого общества.

Основные причины, обусловливающие наличие множества теорий происхождения государства и права:

- сложность и многосторонность самого процесса происхождения государства и права, трудность его адекватного восприятия;

- несовпадающие, а порой противоречивые экономические, политические и идеологические взгляды и интересы; конъюнктурные или иные соображения;

- непреднамеренное смешение процесса возникновения государства и права с другими, соотносящимися с ними процессами.

Кроме того, необходимо различать процесс первоначального возникновения государства и права на основе разложившихся догосударственных институтов и явлений, и процесс зарождения и развития новых государственно-правовых явлений на базе ранее существовавших.

Если первичные государства формировались в основном, исходя из объективных условий развития общества, то в процессе становления вторичных государств большая роль отводится конкретным личностям, т. е. субъективному фактору.

Тем не менее, можно выделить общие закономерности возникновения государств:

- становление государства представляет собой достаточно длительный исторический процесс, а не одномоментный акт;

- государство возникает из недр первобытнообщинного строя как закономерный результат естественного развития общества вследствие экономического развития, появления частной собственности, имущественной дифференциации населения, а также изменений в нормативном регулировании;

- государство не навязывается обществу извне, не является результатом чьего-то решения. Государство возникает в силу объективного развития общества, когда на определенном этапе общество не может обходиться без такого органа управления, когда возникающие противоречия не могут быть разрешены в рамках догосударственной организации и когда уровень экономического развития позволяет содержать аппарат политической публичной власти;

- государство в определенной мере есть продукт сознательной деятельности людей;

- о появлении признаков государства в обществе свидетельствует, прежде всего, выделение особого слоя людей, не производящих материальных благ, а занятых лишь управленческими делами. Этот аппарат формировался из родоплеменной знати, либо верхушки имущих классов;

- государственные органы и организации частично появились в результате модернизации органов и организаций, сложившихся в рамках первобытнообщинного строя, частично – путем полного вытеснения последних.

Причины возникновения государства и права:

- необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением;

- необходимость решения крупных проблем, связанных с ведением войн, строительством и т. д.;

- необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых;

- необходимость поддержания общественного порядка.

Г. В. Шершеневич отмечал, что вопрос о происхождении государства часто смешивается с вопросом «об обосновании государства». Конечно, логически эти два вопроса совершенно различны, но «психологически они сходятся разными корнями». «Не то важно, каково было в действительности государство, а как найти такое происхождение, которое способно было бы оправдать заранее предвзятый вывод»[10].

Таким образом, в строго теоретическую проблему о происхождении государства вносится чисто политический момент.

Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной ин­станцией.

Постепенно первобытные коллективистские производствен­ные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три круп­ных общественных разделения труда (выделение скотоводства, от­деление ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена - торговли), а также постепенное совершенство­вание орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт.

Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет со­держание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.

Переход от первобытно-общинного строя к государственно-организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни - укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной мест­ности, соседством. С этого момента территория стала важным фак­тором в процессе формирования государственности.

Признаки государства:

1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Пуб­личная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, ко­торый отделен от остального общества. Во-первых, он представ­ляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в обществен­ном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.

2. Взимание налогов и сборов, поскольку для содержания го­сударственного аппарата необходимы средства.

3. Разделение населения на территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытно-общинного строя приводит к постоянным пере­мещениям людей.

Необходимо выделить и признаки государства, отличающие его от других, существующих в обществе организаций:

1. Государство - единственная организация власти в масшта­бе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, об­щественная и т.п.) не охватывает всего населения.

2. Государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. не­зависимостью от других государств в международных отношени­ях, так и внутренним - независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим ор­ганизациям.

3. Наличие специального аппарата принуждения. Только го­сударство включает такие структуры, как суд, прокуратура, ор­ганы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государст­венных решений, в том числе по необходимости и принудитель­ными средствами.

4. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, поста­новления и т.п.

Государство возникает как закономерный, объективно обу­словленный результат естественного развития первобытного об­щества.

Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от воз­никающего способа производства.

Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, кото­рый позволяет содержать государственный аппарат.

Государственный аппарат сформировался из аппарата управ­ления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказы­валась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остально­го общества, либо верхушка господствующего класса, также экс­плуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.

Основными причинами появления государства были следую­щие:

- необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отрас­лей, разделением труда, изменением условий распределения об­щественного продукта, обособлением социальных структур, их ук­рупнением, ростом численности населения, проживающего на оп­ределенной территории и т.п.

- необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно про­являлось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъ­емников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;

- необходимость подавления сопротивления эксплуатиру­емых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем - к появлению соци­альных антагонизмов и сопротивления той части общества, кото­рая подвергалась эксплуатации;

- необходимость поддержания в обществе порядка, обеспе­чивающего функционирование общественного производства, со­циальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопо­рядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарож­дающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;

- необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных бо­гатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их.

Право формировалось одновременно и параллельно с государ­ством (а в определенном смысле и раньше государства). Их воз­никновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию пра­вовой системы, и наоборот.

Понятие и признаки государства

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

Признаки государства

1. Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.

2. Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.

3. Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Атрибуты государства:

- Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.

- Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.

- Аппарат — система органов и наличие особого "класса чиновников" посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы.

Признаки государства:

- Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

- Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

- Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

- Стремление к представительству интересов всего общества —государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

- Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

- Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

- Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

- Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

К числу таких признаков относятся следующие:

- публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;

- определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;

- суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;

- монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;

- право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;

- обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения.

В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

Общие предпосылки возникновения государства и права (были сформулированы в XIXв. Ф.Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» на основе взглядов Л.Моргана; в ней отражается господствующая в настоящее время историко-материалистическая теория происхождения государства и права):

1. Экономические предпосылки: переход от собирательной экономики к производящей (неолитическая революция) → три общественных разделения труда (скотоводство отделилось от земледелия, отделение ремесел, появление торговли и ростовщичества) → повышение производительности труда → появление прибавочного продукта → возникновение и накопление частной собственности.

2. Социальные предпосылки: запрет инцеста (кровосмешения) → превращение полигамной семьи в моногамную → распад родовой общины на соседскую → выделение знати → раскол общества на классы.

3. Военно-политические предпосылки: борьба за территорию, за власть, за подчинение других народов, за иные ресурсы.

Общие закономерности возникновения государства:

1. Возникновение государства – это длительный исторический процесс.

2. Государство возникает объективно, т.е. не возникнуть на определенном этапе развития общества оно не может.

3. Государство возникает тогда и там, где и когда возникают антагонизмы - неустранимые противоречие внутри общества (частная собственность и интересы экономически господствующего класса требуют защиты), а также противоречия между обществом и природой (для подчинения водной стихии и возможности жить на берегу Нила древние египтяне были объединены под властью фараона).

4. Общество нуждается в государстве, поэтому государство, возникнув, не исчезнет. Общественные отношения постоянно усложняются, следовательно, усложняются функции государства.

Основные способы образования права:

В догосударственый период общественные отношения регулировались мононормами, т.е. социальными нормами, в которых были слиты воедино нормы морали, запреты (табу) и религиозные предписания. Сородичами они выполнялись добровольно и формировались в течение долгого времени. С появлением государства его веления становятся обязательными и облекаются в форму права следующими способами:

1. Санкционирование – утверждение государством существующих социальных норм первобытного общества, придающее им силу закона. Формы санкционирования:

- прецедентная - разрешение дела со ссылкой на обычай (характерно для англо-саксонской системы права);

- правотворческая - включение социальных норм (обычаев) в текст нормативно-правовых актов (Русская Правда, Салическая Правда являются сводами обычаев).

2. Правотворчество – разработка, принятие и издание государством специальных документов, содержащих непосредственно нормы права, которые не могли быть выработаны в догосударственном обществе (нормы о введении и размере налогов, санкции за совершение правонарушений).

Таким образом, процесс происхождения государства и права имеет общие предпосылки и закономерности.

Возникновение государства и права носит объективный характер, обусловлено разложением родоплеменного общества в связи с переходом к производящей экономике кардинально изменившей социальную структуру родовой общины. Государство и право являются продуктом внутреннего развития общества

Закономерности возникновения государства и права



экономические: переход к производящей экономике; три этапа общественного разделения труда (отделение земледелия от скотоводства, выделение ремесла и торговли); переход к индивидуальному характеру трудовой деятельности; появление прибавочного продукта, частной собственности


социальные: формирование патриархальной семьи; трансформация родовой общины в соседскую; социальная дифференциация общества (расслоение на классы, социальные группы и др.)


идеологические: возникновение единобожия, религии консолидирующей разрозненные общины в единую социальную общность


демографические: рост населения

психологические: осознание единства общества, несмотря на существующие противоречия, и необходимости создания социальных институтов представляющих, выражающих и защищающих всеобщий интерес



политические: создание системы учреждений и организаций, осуществляющих политическое руководство обществом; обособление слоя профессионалов-управленцев, наделенных особыми правами и властными полномочиями


Причины возникновения государства и права



необходимость совершенствования управления обществом, связанного с его усложнением


необходимость организации крупных общественных работ (строительство ирригационных, религиозных, оборонительных сооружений и т.д.)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: