Общие особенности государства и права в средние века

Обновлено: 19.04.2024

Права человека — это многообразное и сложное общественное явление, которое прошло в своем развитии несколько последовательно сменявших друг друга этапов.

Права человека в большей или меньшей степени были присущи всем общественно-экономическим формациям. История прав человека — это история очеловечивания индивидов, история прогрессивного расширения правового признания. Предыстория прав человека связана с самоопределением человека через его принадлежность к роду, с правилами поведения в этом обществе. Данные правила отображали целесообразные и устойчивые привычки людей. Правила первобытного общества в научной литературе называют «мононормами», то есть нормами, которые не могут быть классифицированы, дифференцированы как нормы, морали, религии и обычного права.

Для Древнего мира характерно действие норм, наделявших человека правами в зависимости от их социального статуса. В соответствии с социальным статусом субъектами права могли выступать только лично свободные члены сообщества. Рабы рассматривались не как субъекты права, а как объекты правового воздействия, «говорящие орудия».

Полноправными субъектами могли быть только граждане полиса. Иностранцы выступали в качестве субъектов права с ограниченной дееспособностью, полностью лишенных политических прав.

Первые суждения о правах человека восходят к временам античности. В Риме и Греции впервые появились идеи, что полноценное существование человека, расцвет общества не могут состояться в условиях произвола и насилия. Поиски основ права и закона в природе человека и общества продолжил Софокл. Многие исследователи считают, что истинный первоисточник прав человека находится в трудах этого автора.

В развитие прав человека значительный вклад внесли:

Софисты. Осуществили поворот от объективно-божественного понимания явлений бытия и права к субъективно-человеческому. Основополагающий принцип софистов сформулировал Протагор, указавший, что человек является мерой всех вещей. Аристотель большое внимание уделял справедливости, как принципу естественного права человека, выделяя две ее разновидности: справедливость распределяющая и справедливость уравнивающая.

Стоики. Развивали фаталистическую концепцию естественного права. Зенон указывал, что естественный закон является божественным, обладает силой, позволяющей осуществлять правильное и запрещать неверное. Естественным законом является судьба. Такой закон обладает божественный смысл и характер.

Готовые работы на аналогичную тему

Источники прав человека в Древнем мире — традиции и обычаи, на основе которых формируется обычное право (общинное самоуправление, военная демократия), как зачаточная форма естественного права. Полисная демократия породила первые явления, названные «правами человека». Первая юридическая форма прав человека — неотъемлемые права гражданина античного полиса.

В Древней Греции гражданином-обладателем прав является исключительно человек, рожденный от гражданки и гражданина Афин. Такой гражданин наделялся политическими правами, имел право после достижения 20 лет участвовать в законотворчестве Народного собрания. Афинянин участвовал в обсуждении вопросов, касающихся проблем внешней и внутренней политики.

Развитие прав человека в Средневековье

В Средние века воззрения на государство и право, на права человека были тесно связаны с христианством. Социальная психология, общественное сознание, впитавшие идеи христианства, оказались единственным средством идеологического противодействия господствующей системе угнетения.

В позднем христианстве наблюдаются изменения ранних идей противостояния власти государства. Постепенно христианство трансформировалось в политическую идеологию и политически беспринципную религию. Представители христианства стали тесно сотрудничать с властью, содействуя ей и одновременно завоевывая авторитет и саму власть. Представления о правах человека в X-XI вв. основываются на идее правовой справедливости. Наблюдается превосходство естественно-правовых начал над позитивным, государственным правом, в целом над государством.

Большой вклад в развитие модели прав человека, политико-правового мышления внес Фома Аквинский, который утверждал, что основная и конечная цель любого государства — обеспечение общего блага, наилучших условий для достойной и разумной жизни граждан. Фома Аквинский указывал на право каждого человека и всего народа на свержение тиранического правления и установление «политической монархии».

Мыслитель считал, что естественный закон предписывает людям стремиться к продолжению своего рода, к самосохранению, стремиться искать истинного Бога и Истину, уважать достоинство любого человека. Этти взгляды внесли большой вклад в концепцию естественных неотчуждаемых прав человека.

Вклад отдельных мыслителей Средневековья в становление современной теории прав человека:

Кальвинистское учение отличается религиозной нетерпимостью к любым иным установкам и воззрениям, что воплотилось в политической деятельности мыслителя в 1541-1564 гг.

1.В странах Западной Европы на развалинах Западной Римской империи, завоеванной в ходе Великого переселения народов германскими племенами (франками, вестготами, бургундами и др.), начиная с V в., сложились новые феодальные отношения. Этот процесс осуществлялся в результате синтеза разлагавшихся рабовладельческих (античных) и первобытнообщинных (германских) отношений. При многообразии путей возникновения феодальных государств общим в этом процессе было следующее: во-первых, возникшая в результате сложения сельской общины и общинной собственности частная собственность на землю переходит в руки все богатеющей знати. Образуется крупное землевладение. В странах, где сельская община длительно сохранялась (например, марка в Германии), замедлялся процесс феодализации, так как сильная община препятствовала образованию крупного феодального землевладения. Во-вторых, происходит превращение свободных общинников, теряющих права собственности на землю, в феодально-зависимых людей. Экономической основой этой зависимости была феодальная собственность на землю.

Феодальная собственность на землю в странах Западной Европы отличается от рабовладельческой собственности следующим:

1. Иерархичным характером собственности. Существовали определенные различия, которые влияли на развитие государства и права. Являясь верховным собственником земли, монарх (он же сюзерен) мог двояко распорядиться своим богатством: либо подарить земли с целью, например, привлечения на свою сторону знати (как это было во Франкском государстве в период правления династии Меровингов в VII веке), либо отдать их в условное держание за несение военной службы и других повинностей (как это было во Франкском государстве, но уже в период правления династии Каролингов в IX в.).

В первом случае крупнейшие феодалы (герцоги, графы, бароны), получив землю от монарха-сюзерена передавали ее феодалам низшего ранга и т.д. В силу этого устанавливались отношения сюзеренитета — вассалитета, по которым вышестоящий феодал был сюзереном для нижестоящего, считавшегося, по отношению к сеньору, вассалом.

Если в основе вассальной зависимости лежит дарение земли в полную собственность, то действует известный принцип: «Вассал моего вассала - не мой вассал». Этот принцип присущ только для периода феодальной раздробленности, децентрализации, со слабой монархической властью. Монарх формально является собственником всей земли, фактически же ею владеют феодалы, которые со временем перестают поддерживать монарха, что и приводит к разобщенности и междоусобным отношениям.

Напротив, если же в основе вассальной зависимости лежит условное держание земли (например, бенефиций по реформе Карла Мартелла во Франкском государстве), то действует другой, не менее известный принцип, «Вассал моего вассала - мой вассал».

Этот принцип был присущ для периода усиления монархической власти, которую активно поддерживали все нижестоящие феодалы единого, сильного, централизованного государства. Отношения сюзеренитета - вассалитета оформлялись особым договором (например, символическим оммажем во Франции), в силу которого вассалы должны были нести определенные повинности и службу в пользу сеньора.

2. Следующей отличительной чертой феодальной собственности на землю является ее «сословный» характер, так как только представители феодалов имели право на владение феодальным поместьем.

3. Распоряжение землей было ограничено (например, купля-продажа, дарение и т.д.), а некоторые категории земель, например, церковные земли, вообще были изъяты из гражданского оборота.

Господствующей формой правления феодального государства являлась монархия, которая, в силу различных причин, не могла находиться в статичном, неизменном состоянии, а постоянно эволюционировала.

В рабовладельческих государствах монархия выступала главным образом как неограниченная деспотия (например, Восточная деспотия). В феодальных государствах монархия выступала как раннефеодальная монархия (иногда принимала формы обширных феодальных империй), затем - как монархия феодальной раздробленности, характеризующаяся слабой централизованной властью, позднее - как ограниченная сословно-представительная монархия и неограниченная - абсолютная монархия.

Характерными чертами феодального государства являются следующие:

1. Соединение земельной собственности и политической власти в руках феодальной знати. Являясь земельными собственниками, феодалы одновременно обладали политической властью (административной, финансовой, судебной, военной, полицейской) над населением своих владений. Для осуществления этой власти и обеспечения своего господства феодалы из числа своих приближенных создавали военно-административный и судебный аппараты.

2. В период развитого феодализма создавалась система феодальных дружин, основанная на иерархической структуре земельной собственности.

3. Для этого периода характерна также децентрализация государственной власти, которая выражалась в слабости центральной власти и усилении власти крупных феодалов, что означало действие принципа: «Вассал моего вассала - не мой вассал». Экономической основой этого явления был натуральный характер хозяйства.

4. В период сословного представительства власть монарха сочеталась с наличием сословно-представительных учреждений. Сословное представительство существовало в Англии (парламент), во Франции (генеральные штаты), в Германии (рейхстаг), в Испании (кортесы), в Чехии и Польше (сеймы), в России (земские соборы). Необходимость создания сословно-представительных собраний диктовалась тем, что королевская власть еще не могла обойтись без согласия сословия на сбор налогов, необходимых на содержание армии и государственного аппарата, и другие важнейшие мероприятия. Опираясь на низшие и средние слои феодалов, а также на горожан, а в некоторых странах даже на верхушку свободного крестьянства, в политической борьбе с крупными, сепаратистски настроенными феодалами или лавируя между сословиями, монарх концентрировал в своих руках судебную, военную и финансовую власть, создавал сильный государственный аппарат в центре и на местах, контролировал общегосударственное законодательство и налогообложение. В тех странах Западной Европы, где представители разных сословий (мелкие феодалы и горожане) действовали сплоченно, сословно-представительные органы добивались самостоятельности и вводили некоторые ограничения на королевскую власть, чаще в вопросах налогообложения, реже - законодательства. Однако, в целом, несмотря на отдельные разногласия с королевской властью (например, в Англии, XIII век, в Германии, XIV век), сословные органы, скорее, укрепляли королевскую власть.

5. Последней формой феодального государства стала абсолютная монархия, которая характеризуется следующими признаками:

а) монарх - главный представитель законодательной и исполнительной власти (последняя осуществляется зависимым от него аппаратом);

б) монарх устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами;

в) достигается наибольшая (в условиях феодализма) степень централизации государства (исключением была Германия);

г) создается огромный бюрократический аппарат (за исключением Англии);

д) создается большая и постоянная армия и полиция;

е) деятельность органов сословного представительства или прекращается, или теряет прежнее значение (исключением был Английский парламент);

ж) социальной опорой абсолютизма являлось дворянство (но не всегда).

Все черты, характерные для абсолютизма, в большинстве Европейских стран нашли наиболее законченное воплощение во Франции (XV-1-й пол. XVIII в.). Абсолютизм Англии и Германии имел незавершенный характер. Так, особенностями английского абсолютизма являлись: существование парламента, наряду с сильной королевской властью; наличие слабого бюрократического аппарата на местах; отсутствие постоянной армии. Особенностью германского, т.н. княжеского абсолютизма, был его раздробленный характер. Во второй половине XVIII в. характерной формой абсолютизма в ряде стран Европы был т.н. просвещенный абсолютизм.

Таким образом, следует, что монархия действительно «не единообразное и неизменное, а очень гибкое и способное приспособляться к различным классовым отношениям господства, учреждение» .

Наиболее распространенной периодизацией истории феодального государства и права в Западной Европе является следующая:

1. V-IX вв. - раннефеодальное государство и право.

2. X-XIII вв. - раздробленное феодальное государство и право.

3. XIII-XV вв. - централизованное феодальное государство в форме сословно-представительной монархии.

4. XVI-XVIII вв. - феодальное абсолютистское государство и право.

2.Процесс формирования феодального права в различных странах шел по-разному, в зависимости от образования феодального государства. Если это происходило в результате синтеза разлагающихся рабовладельческих и первобытнообщинных отношений, то в государствах существовал дуализм правовых систем. Например, для галло-римского населения действовало римское право, а для завоевателей – обычное право, оформленное в т.н. варварских правдах. Если же формирование права происходило в результате разложения первобытнообщинных отношений, то существенного влияния рабовладельческого общества не было (например, англосаксонские правды).

Эпоха Средних веков составляет в значительной степени условно выделяемый период мировой истории. Он имеет лишь начальную точно обозначаемую грань — распад и падение Римской империи, которая в политическом и культурном отношении была своего рода кульминацией античного общества. Конечная грань эпохи растянулась на многовековой период, для разных народов Европы и Азии пришедшийся то на XVI, то на XVIII в.

С распадом Римской империи, которому немало способствовали не только германские народы, но и вторжения кочевых объединений из глубин Центральной Азии, опустошивших в ходе Великого переселения народов огромные пространства, на государственно-политической карте Европы появились варварские королевства. В их недрах созрел и стал определяющим феодальный уклад социальных отношений.

Единство эпохе Средних веков придает господство феодализма в социальных и политических отношениях. Это касается не только Европы с историческими особенностями ее развития, но и государств Азии. Феодализм означал не только особую форму социально-экономических связей, связанную с вотчинным хозяйством, но существование особых, подчиняющих себе многие другие стороны жизни лично-служебных отношений, пронизывающих все общество: от королей до последних по уровню социальной среды зависимых крестьян. Неизменной спутницей феодализма и присущих ему правовых связей стала сословность общества, разделение его на жесткие слои, различающиеся по своим правам, привилегиям, отношению к государственной власти.

Эпоха Средних веков не сформировала собственного, только ей присущего типагосударственности. Государственная организация принимала вид раннефеодальной или феодально-ленной монархии на раннем этапе. Она принимала вид сословной монархии в период расцвета сословной независимости либо даже особых самоуправляющихся республик, однако весьма далеких от ограниченной даже античной демократии. Наконец, в эту эпоху началось формирование государственности абсолютной монархии, которая станет едва ли не классической — по политическим и правовым принципам — формой государства на переходе от Средневековья к Новому времени.

В эпоху Средневековья произошло формирование национальных государств новых наций, исторически существующих доныне. В этом смысле тогда были заложены основы политических и правовых традиций большинства современных государств и правовых систем. В эту эпоху произошло становление современной государственной организации: по роли власти в жизни общества и ее публичному содержанию, по взаимоотношению институтов власти, по характеру применения права. Составляющий важнейшее начало государственной организации последующих эпох представительный принцип реализации власти сложился именно в государстве Средневековья; именно с ним, а не с античным государством взаимосвязаны напрямую многие важнейшие принципы государственного и правового уклада Нового времени.

Эпоха Средневековья была эпохой значительного, иногда доминирующего участия в государственной организации церкви — христианской в Европе, мусульманской или буддистской, синтоистской в странах Азии. Церковь была не только соучастницей многоразличной — от законодательной до судебной — государственной деятельности. Она привносила в политические идеалы государств и в право религиозные идеалы и принципы, которые по-новому включались в общую правовую культуру. Внутрицерковные и межцерковные события оказывали порой решающее влияние на историю государств, на развитие их политического уклада. Глобальный поворот в истории Средиземноморья, приведший к прямому соприкосновению Запада и Востока (в лице Оттоманской империи турок), связан с начавшимися по инициативе церкви крестовыми походами. Политический и правовой раскол на два полумира в Европе, обособивший государства славян и Россию, связан в корне с расколом христианской церкви на западную, католическую, и восточную. Решающим поворотом в европейской, а отчасти и мировой истории стала церковная Реформация. С нее начались искания и идеалы, перенесшие европейские государства и право в Америку.

Эпоха Средних веков стала первой в мировой истории эпохой действительно общемирового политического и правового процесса. В известном культурному человечеству мире практически не было значимых народов на внегосударственной стадии жизни. Государства пришли в тесное соприкосновение, влияли друг на друга не только в военном, но и в культурном, правовом отношении. Появились новые, неведомые предыдущим эпохам межгосударственные установления и почти единая правовая культура.

ГЕРОИ И ЧУДЕСА СРЕДНИХ ВЕКОВ

ГЕРОИ И ЧУДЕСА СРЕДНИХ ВЕКОВ

От Средних веков к Ренессансу

От Средних веков к Ренессансу Проводя историческое различие между Средними веками и Ренессансом, мы вместе с тем не должны рассматривать его как некую непреодолимую хронологическую грань между ними. Вовсе не нужна волшебная палочка, дабы по ее мановению осуществился

ПРОЛОГ СРЕДНИХ ВЕКОВ

ПРОЛОГ СРЕДНИХ ВЕКОВ Маздак говорил: "Кто богат и силён, не выше бедняги, что нищим рождён". Фирдоуси. Шахнамэ. Катастрофа, разрушившая государства Древнего Мира, была вызвана новым ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМ ОТКРЫТИЕМ кочевников — изобретением стремени и седла. Стремя и седло

Раздел I. Государство и право Древнего Востока

Раздел I. Государство и право Древнего Востока Первые очаги человеческой цивилизации появились на Ближнем Востоке, самые первые — в Палестине около Х тыс. до н. э. Здесь же намного раньше других стран древности возникли и политические общества, объединившие людей

Раздел II. Государство и право античного мира

Раздел II. Государство и право античного мира Первые на территории Европы политические общества сложились в странах Средиземноморья во II–I тыс. до н. э. Они, в первую очередь цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной и правовой

4.3.6. Эпоха средних веков (VI — XV вв.)

4.3.6. Эпоха средних веков (VI — XV вв.) После падения Западной Римской империи Западная Европа долго еще не могла успокоиться. Варварские королевства возникали и исчезали, границы между ними менялись.В V в. началось переселение англов, саксов и ютов в Британию. Большинство

4. ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ (VI-XV вв.).

4. ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ (VI-XV вв.). 4.1. Возникновение "варварских" королевств на территории Западной Европы и империя Каролингов После падения Западной Римской империи Западная Европа долго еще не могла успокоиться. Варварские королевства возникали и исчезали, границы между

От Средних веков до революций

От Средних веков до революций Бог мира, обрати народы, которые предаются войне, этой язве всех язв, к книгам, святилищам вечной истины. Ричард

6. Эпоха средних веков (VI-XVвв.)

6. Эпоха средних веков (VI-XVвв.) Подточенная внутренними противоречиями Западная Римская империи рухнула под натиском германцев. Произошло наложение германских предклассовых демосоциальных организмов, которые принадлежали к проформации, отличной от протополитарной, а

Общие характеристики государства и права средних веков

Эпоха Средних веков составляет в значительной степени условно выделяемый период мировой истории. Он имеет лишь начальную точно обозначаемую грань – распад и падение Римской империи, которая в политическом и культурном отношении была своего рода кульминацией античного общества. Конечная грань эпохи растянулась на многовековой период, для разных народов Европы и Азии пришедшийся то на XVI, то на XVIII в.

С распадом Римской империи, которому немало способствовали не только германские народы, но и вторжения кочевых объединений из глубин Центральной Азии, опустошивших в ходе Великого переселения народов огромные пространства, на государственно-политической карте Европы появились варварские королевства. В их недрах созрел и стал определяющим феодальный уклад социальных отношений.

Единство эпохе Средних веков придает господство феодализма в социальных и политических отношениях. Это касается не только Европы с историческими особенностями ее развития, но и государств Азии. Феодализм означал не только особую форму социально-экономических связей, связанную с вотчинным хозяйством, но существование особых, подчиняющих себе многие другие стороны жизни лично-служебных отношений, пронизывающих все общество: от королей до последних по уровню социальной среды зависимых крестьян. Неизменной спутницей феодализма и присущих ему правовых связей стала сословность общества, разделение его на жесткие слои, различающиеся по своим правам, привилегиям, отношению к государственной власти.

Эпоха Средних веков не сформировала собственного, только ей присущего типа государственности. Государственная организация принимала вид раннефеодальной или феодально-ленной монархии на раннем этапе. Она принимала вид сословной монархии в период расцвета сословной независимости либо даже особых самоуправляющихся республик, однако весьма далеких от ограниченной даже античной демократии. Наконец, в эту эпоху началось формирование государственности абсолютной монархии, которая станет едва ли не классической – по политическим и правовым принципам – формой государства на переходе от Средневековья к Новому времени.

В эпоху Средневековья произошло формирование национальных государств новых наций, исторически существующих доныне. В этом смысле тогда были заложены основы политических и правовых традиций большинства современных государств и правовых систем. В эту эпоху произошло становление современной государственной организации: по роли власти в жизни общества и ее публичному содержанию, по взаимоотношению институтов власти, по характеру применения права. Составляющий важнейшее начало государственной организации последующих эпох представительный принцип реализации власти сложился именно в государстве Средневековья; именно с ним, а не с античным государством взаимосвязаны напрямую многие важнейшие принципы государственного и правового уклада Нового времени.

Эпоха Средневековья была эпохой значительного, иногда доминирующего участия в государственной организации церкви – христианской в Европе, мусульманской или буддистской, синтоистской в странах Азии. Церковь была не только соучастницей многоразличной – от законодательной до судебной – государственной деятельности. Она привносила в политические идеалы государств и в право религиозные идеалы и принципы, которые по-новому включались в общую правовую культуру.

Внутрицерковные и межцерковные события оказывали порой решающее влияние на историю государств, на развитие их политического уклада. Глобальный поворот в истории Средиземноморья, приведший к прямому соприкосновению Запада и Востока (в лице Оттоманской империи турок), связан с начавшимися по инициативе церкви крестовыми походами. Политический и правовой раскол на два полумира в Европе, обособивший государства славян и Россию, связан в корне с расколом христианской церкви на западную, католическую, и восточную. Решающим поворотом в европейской, а отчасти и мировой истории стала церковная Реформация. С нее начались искания и идеалы, перенесшие европейские государства и право в Америку.

Эпоха Средних веков стала первой в мировой истории эпохой действительно общемирового политического и правового процесса. В известном культурному человечеству мире практически не было значимых народов на внегосударственной стадии жизни. Государства пришли в тесное соприкосновение, влияли друг на друга не только в военном, но и в культурном, правовом отношении. Появились новые, неведомые предыдущим эпохам межгосударственные установления и почти единая правовая культура.

Государственность в период средних веков характеризуется определенными особенностями, которые оказали влияние на формирование мировой истории. Центральную точку здесь поставили распад и падение Римской империи.

При этом данная эпоха растянулась на достаточно длительный период. После распада Римской империи, которому от части поспособствовала Германия, вторжение народов из Центральной Азии, результат великого переселения, осуществлялось развитие государства и права Средних веков.

В Европе появились так называемые варварские королевства. В их недрах созрел феодальный уклад социальных отношений, которые стал определяющими для развития иных государств. В этот период появился феодализм в рамках социальных и политических отношений. Данная позиция коснулась не только Европы в рамках ее исторических особенностей, но и государств Азии. Феодализм выступил в качестве особой формы социальной экономических связей, относящихся к водному хозяйству, а также к личным и служебным отношениям, которые пронизывали всё общество, от высших слоев населения до низших. В качестве неизменного признака феодального уклада выступила сословность общества, разделив его на достаточно жесткие слои. Население, которое состояло в данных слоях, различалось по своим правам, привилегиям и отношению к формированию государственной власти.

Основные признаки государственности средних веков

Указанный период сформировался сословной монархией, наблюдался расцвет монархии в общем смысле данного понятия. Были созданы так называемые самоуправляющиеся республики, однако они были далеки от идеалов демократия. Также в указанный период была сформирована абсолютная монархия, которая стала классической в рамках политических и правовых принципов и просуществовала вплоть до Нового времени.

Были сформированы национальные государства новых наций. Заложены политические правовые традиции для большинства государств, которые соблюдаются и по сей день. Был сформирован ряд нормативно-правовых актов, оказавших важнейшее влияние на развитие правовых аспектов в государствах. В этот период реализовался представительный принцип реализации власти, который сложился именно в государствах Средневековья.

После перехода от античного государства в средние века были сформированы войны важнейшие принципы деятельности субъектов государства. Церковь выступила в качестве важнейшего элемента государства, оказала влияние на формирование политических взглядов, на социальную и экономическую сферу.

Готовые работы на аналогичную тему

Ряд церковных и религиозных идеалов и принципов был включён в культурную сферу, оказал значительное влияние на развитие правовой культуры и правосознания в целом. Был сформирован определенный политический уклад в данный период. Однако соприкосновение Запада и Востока в лице Оттоманской империи турок глобальному перевороту в истории Средиземноморья, ознаменовал эпоху крестовых походов. Произошел раскол Европы на два полумера, в частности славяне и Россия были обособлены от иных государств. Кроме того, церковь раскололась на западную, католическую и восточную. Качестве решающего поворота в мировой истории стала церковная реформация, основные идеи которых также были перенесены в Америку.

Таким образом, эпоху Средних веков знаменовали значительные перевороты в культурной, исторической, политической и церковной сфере. Значительно преобразовались политические и правовые процессы. Государства пришли в тесное соприкосновение и влияние друг на друга, причём не только в военном, но и в иных смыслах. Таким образом, средневековая государственность охарактеризовалась данными признаками:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: