Общество не вправе осуждать человека за нарушение правовых норм потому что это функция государства

Обновлено: 25.04.2024

Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

Государство; финансы; семья; право; этнос.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

Экономическая сфера жизни общества - это

1) отношения людей, связанные с властью, обеспечивающие совместную безопасность

2) область идеальных, нематериальных образований

3) отношения людей, возникающие в непосредственной человеческой жизни

4) совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ

Верны ли следующие суждения о способностях человека?

А. Способности человека отражают его индивидуальность.

Б. Способности человека проявляются в деятельности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Под духовной деятельностью понимают

1) активность человека, направленную на преобразование окружающего мира

2) творческий процесс производства и воспроизводства идеальных ценностей

3) специфическую форму, в которой происходит взаимодействие человека с другим человеком

Верны ли следующие суждения о морали?

А. Появление в обществе морали было связано с возникновением государства.

Б. Государство всегда контролирует мораль граждан.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Олег Григорьевич - активный пользователь Интернета. На своём айфоне он установил приложение мобильного банка и использует его во всех финансовых операциях.

В чём заключаются преимущества использования мобильного банка (назовите одно преимущество)?

Какая опасность, связанная с использованием Интернета, может подстерегать клиента мобильного банка?

Общей и существенной характеристикой всех факторов производства является

Семья Ивановых купила мебель в кредит. При ежемесячной оплате кредита деньги выполняют функцию

1) средства обмена

2) меры стоимости

3) средства образования сокровищ

4) средства платежа

Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Государство не вмешивается в развитие современной рыночной экономики.

Б. Рыночная экономика развивается циклически.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Получив высшее образование, слесарь стал мастером производства. Это пример

1) социального неравенства

2) социальной мобильности

3) социального статуса

4) социальной стратификации

Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальная норма - установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Б. Законы не являются социальными нормами, поскольку устанавливаются государством.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл опрос об участии граждан в общественной жизни. Был задан вопрос « Лично Вам приходилось за последний год участвовать в общественной жизни? Если да, то в чём Вы участвовали? »

Полученные данные (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме


Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

К числу политических прав человека, установленных Конституцией Российской Федера­ции, относится право на

1) объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов

2) свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства

4) индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием норм, установлен­ных федеральным законом

Верны ли следующие суждения о власти?

А. В первобытном обществе власть старейшины основывалась на авторитете.

Б. Для осуществления власти необходимы по меньшей мере её субъект и объект.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Установите соответствие между признаками и факторами производства: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

3) предпринимательские способности

__ факторный доход - процент

__ природные ресурсы, применяемые в процессе производства

__ факторный доход - прибыль

__ факторный доход - рента

__ здания и оборудование

Признаком правонарушения является

1) противоречие нормам морали

3) наличие противоправных мыслей

Задержанному по подозрению в краже шестнадцати летнему гражданину в полиции отказали в праве позвонить родителям. Для восстановления справедливости родители подростка должны обратиться

1) в министерство внутренних дел

2) в мировой суд

4) в прокуратуру

Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?

А. Юридическая ответственность неразрывно связана с государством и нормами права.

Б. Юридическая ответственность выражается в определённых отрицательных последствиях для правонарушителя.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Тамара Ивановна преподаёт информатику в школе. Кроме того, она ведёт научное исследование в области использования в обучении компьютерных технологий.

Сравните две сферы деятельности, упомянутые в условии задания: образование и науку. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.

1) Черты сходства

2) Черты различия

1. предполагает открытие новых фактов и закономерностей

2 относится к духовной культуре

3. охватывает систему организаций и учреждений

4. передаёт социальный опыт поколений

Заполните пропуск в таблице.

Большинство правовых норм исполняется и соблюдается добровольно. Однако далеко не все из них претворяются в жизнь людьми в силу их внутреннего убеждения. Поэтому за каждой нормой потенциально стоит возможность государственного принуждения к исполнению, а также применения мер ответственности за её нарушение. Иной раз правовые предписания реа­лизуются лишь потому, что за ними стоит государство, которое может в любой момент приме­нить санкции за нарушение правовых норм.

Государство в прямом смысле охраняет право. Государственная охрана может быть разно­плановой и выражаться не только в виде наложения мер юридической ответственности или санкций, но и в виде осуществления различных организационных, организационно-­технических, воспитательных и других мер государственных органов. Этим мерам отводится большая роль, ибо они позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе, не приводя в действие дорогостоящий государственный репрессивный аппарат.

Обеспеченность норм права государственным принуждением — вот главный признак, по­зволяющий отличить право от других социальных норм.

Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). Значи­тельная их часть облекается в законодательную форму. Иная часть права существует в других формах. Вот почему право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законо­дательства по объёму и соотносится с ним как целое и часть. Другие социальные нормы возни­кают и существуют чаще в форме стабильных убеждений людей или в форме общественного мнения.

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Почему, по мнению автора, граждане выполняют правовые нормы (укажите две причины)? В каких документах закреплены нормы права? Что является главным отличием норм права от иных видов норм?

В каких формах, по мнению автора, возникают и существуют иные социальные нормы (не право)? Приведите два примера видов социальных норм, не упомянутых в тексте; в каждом случае укажите их особенность.

Автор придерживается мнения, что право может не совпадать с законодательством, закон соотносится с правом, как часть с целым. Используя текст и обществоведческие знания, приведите аргумент (объяснение) в поддержку мнения автора, и аргумент (объяснение) в опровержение этого мнения.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
  1. Каждый имеет право на жизнь.
  2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
  1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

  1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
  2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
  1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
  2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
  5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

  1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
  2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.
  1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
  3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
  1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
  2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
  1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
  2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
  2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
  1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
  3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
  1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
  2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
  1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
  2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
  2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
  3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

  1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
  2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
  1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
  2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

С древности, как возникло право, до настоящего времени спорят юристы, философы, другие ученые: «Что такое право? Какими признаками обладает Ваше право?» Единого мнения нет. Тем не менее можно выделить основные признаки права, описать формы проявления правового начала, исследовать его функции и роль.

Право - система возведенных, в закон общеобязательных правил поведения субъектов права, выражающих волю политически господствующих социальных групп или всего общества, обеспеченных силой государственного принуждения, сознательностью граждан и направленных на регулирование правоотношений. Это - одна из нормативных систем, регулирующая отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. Право закрепляется в официальных документах государства. Направлено на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования общества.

Общество, для того чтобы нормально развиваться, должно быть организованным. Нужно, чтобы поведение отдельных людей, их групп и коллективов каким-то образом направлялось, ставилось в известные рамки, так или иначе поощрялось или, наоборот, ограничивалось. Такое упорядочение поведения осуществляется при помощи общих правил - норм. Норма (от латинского слова norma) - образец, правило поведения. Она установлена людьми и обращена к людям. Этот образец поведения распространяется на неопределенный круг случаев и позволяет установить в жизни людей общий для всех порядок. Различаются правовые, моральные, политические, экономические, корпоративные (это нормы общественных организаций) нормы, а также нормы обычаев, традиций. Главное место среди них занимают нормы права и морали. Рассмотрим их более подробно.

Государство и право возникли одновременно, это два взаимосвязанных социальных явления. Государство без права представляло бы собой корабль, на котором каждый делает то, что ему заблагорассудится: один крутит штурвал, второй поднимает паруса, а третий опускает якорь. Никто при этом не смотрит на карту и компас. Что стало бы с таким кораблем, вы прекрасно понимаете. Главное предназначение права - воздействие на общество, его совершенствование и развитие. Именно поэтому право является фактором общественного прогресса.

По мнению историков, первые правовые акты появились в IV - III вв. до н. э. За долгую историю своего существования право меняло внешнее выражение, форму. Право Древней Греции и, особенно Древнего Рима, считается классическим, то есть образцовым, достойным подражания. Законы устанавливались, исходя из представлений о необходимости соблюдения определенной меры, общественных норм поведения. Большое влияние на развитие последующей мировой юридической мысли оказало римское право. В буржуазную эпоху в жизнь вошли юридические аксиомы: нельзя применять не предусмотренные законом наказания, осуждать дважды за одно и то же преступление, судить за действия, не предусмотренные уголовным законом, лишать человека правовой защиты и др.

Рассмотрим как формировалось право. Было два пути. Первый путь, когда первобытные обычаи перерастали в нормы права, государство делало их общеобязательными для исполнения. Французский писатель Жозеф Жубер (1754 - 1824) очень метко подметил: «Лучшие законы рождаются из обычаев». Правила поведения, заключенные в обычаях, проходили как бы проверку временем, изменялись в соответствии с потребностями жизни и были готовой правовой нормой. Второй путь, когда оно устанавливалось государством в виде принятия нормативно-правовых актов, т.е. установления норм, правил поведения, которых до этого в обществе не было. Таковы почти все законы Петра I.

Почему право называется «правом»? Прежде всего потому, что право неотделимо от важнейшего морального принципа - справедливости (например, слова «право», «правое», «справедливое»). Но не только поэтому. Главное в том, что право всегда действует через права, то есть через предоставляемые отдельным людям и целым коллективам, организациям юридические возможности. Право определяет, является ли их поведение правомерным либо неправомерным, незаконным, и потому наказуемым.

Нередко в одинаковом значении используются слова «право» и «закон». Право исходит от государства в форме закона. Именно в нем содержатся нормы - правила поведения. Законами называются такие правовые акты, которые принимаются высшими органами государственной власти и являются главными, ведущими. А среди них высшей юридической силой обладает Конституция (Основной Закон). На ее основе и в соответствии с ней издаются все остальные законы. Наряду с законами существуют и другие правовые акты, хотя и подчиненные законам, но также содержащие определенные правила поведения: постановления, инструкции, правила, приказы и т. п. Эти нормы соединены друг с другом смысловыми узами, являются звеньями одной цепи законодательства. Вместе с законами они составляют источники права - документы, в которых содержатся правовые нормы.

Право используется в трех значениях. Первое - совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение которых взыскивает государство. Другое значение - личная возможность. Эта возможность гарантируется законом. Речь идет о таких правах человека, как право на свободу совести, религии, на труд, образование, социальное обеспечение и т. д. И наконец, мы часто используем слово «право» в неюридическом значении. Это тоже личная возможность, но не зафиксированная в законах. Мы говорим: «Я имею право на внимание, на свою точку зрения». И эти права достойны такого же уважения, как и обеспеченные поддержкой закона. Для нас важно первое значение, оно и поможет ним сформулировать понятие права.

Сущность права выражается в том, что оно выступает и качестве регулятора общественных отношений. Регулировать отношения - значит направлять поведение людей, вводить его в определенные рамки, предупреждать совершения действий, опасных для общества. В этом ценность права для общества. Можно выделить два основных направления правового воздействия. Во-первых, это регулятивная функция, т.е. устанавливающая правила поведения в целях стабилизации и развития отношений, соответствующих интересам людей, общества и государства. Во-вторых, охранительная функция, т.е. охраняющая общественно полезные и пресекающая общественно опасные, вредные для людей, общества и государства отношения.

На схеме изображено, какие же признаки определяют понятие «право». Рассмотрим их.

Признаки права:

  • общеобязательность
  • формальная определенность
  • обеспеченность исполнения принудительной силой государства
  • многократность применения норм
  • справедливость содержания норм

В отличие от морали и других неправовых социальных норм правовые нормы являются обязательными для всего населения, проживающего на территории данного государства. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 24 мая 1996 года и одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, а Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 года введен в действие с 1 января 1997 года. С этого времени он приобрел силу закона, то есть распространил свое действие на всю территорию Российской Федерации, стал общеобязательным для всех.

Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимуществ ни у кого. Не существует исключений, связанных с должностью, национальностью, образованием и т. д. Таким путем достигаются единые, устойчивые руководящие начала в общественной жизни.

Даже если общество разделено на сословия, правовые нормы в равной мере затрагивают интересы и тех, кто «наверху», и тех, кто «внизу». Родовитый дворянин А.В. Сухово-Кобылин (1817 - 1903), например, по недоказанному обвинению в причастности к убийству много лет пребывал в цепких лапах неправедного правосудия, что дало ему материал для сатирических пьес «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».

В нетоталитарных государствах право всегда оказывается на стороне истины. Это свидетельствует о его самоценности. Хорошо известен результат слушания в царском суде дела Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдал ее.

В правовых нормах точно, в деталях отражаются требования, предъявляемые к поведению людей. Правовые нормы являются границами дозволенного, предписанного, либо запрещенного поведения. Словом, правовые нормы не просто идеи, мысли, а строго формально изложенные в правовых актах предписания. Такая формальная определенность позволяет понимать правила поведения однозначно и применять их на всей территории однообразно, она препятствует распространению насилия и произвола.

Правовые нормы не всегда исполняются добровольно, тогда их применение обеспечивается принудительной силой государства - виновные привлекаются к юридической ответственности. Юридическая ответственность осуществляется в зависимости от конкретной ситуации компетентными государственными органами (судом, прокуратурой, органами следствия и дознания и т. д.). Существование и действие правовых норм связаны с деятельностью государственных органов. Без принудительной силы право стало бы набором никому не нужных правил.

Правовые нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Правило поведения действует до тех пор, пока оно не отменено.

Нормы права - это не застывшие раз и навсегда догмы, они постоянно совершенствуются в соответствии с особенностями эпохи, как правило, становятся гуманнее, демократичнее. Право, выражая общую и индивидуальную волю граждан, утверждает в обществе принцип справедливости. Древнеримский оратор Цицерон говорил: «Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели».

Сделаем краткие выводы. Государство и право появились в результате развития человеческого общества и должны служить его интересам.

Государство стало особой политической организацией, осуществляющей управление обществом, его охрану и обеспечивающей его экономическое и социальное развитие. Для этого у государства имеется аппарат принуждения и управления. Своим велениям оно придает обязательную силу для населения всей страны. Велика роль государства в защите прав человека, управлении экономикой, борьбе с преступностью, развитии науки, культуры, образования.

Право - многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Право - средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения Вашего права. Одновременно с этим право несет идею справедливости и гуманизма.

Государство и право должны уважать и охранять права личности.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Функции государства—- это основные формыдеятель­ности государства, выражающиеего сущность.

Функциональный подход к государству, классификация и характеристика его функций и т.д. восходят к органическим

■\ Глава 5. Функции и механизм государства . 257

: представлениям о государстве как живом организме с прису­щими ему функциями, т.е. формами его жизнедеятельности.

Всвоем юридически адаптированном виде понятия "фун­кция", "функционирование" и т.д. применительно к праву и го-, сударству означают их действие, деятельность, формы их ре-гулятивно-упорядочивающего воздействия на людей и их отношения.Сказать: "право функционирует", "государство функционирует" — это то же самое, что сказать: "право дей­ствует", "государство действует".

В этом общеюридическом контексте под "функционирова­нием" государства имеется в виду динамическийаспект харак­теристики государства, деятельно-содержательное проявление его внутренней сущности. При этом следует, конечно, помнить об условности и метафоричности понятий "функционирование", "действие", "деятельность" и т.д. применительно к праву и государству, поскольку на самом деле действуют именно люди как субъекты права и государства, как частные лица, гражда­не, должностные лица и т.д.

Сущность государства, которая проявляется в его функ­циях (в его функциональной деятельности), состоит в том, что государство —это правовая, суверенная организация публич­ной власти свободных людей. Этим обусловлены следующие свойства и характеристики функций и функциональной дея­тельности государства:

■■ 1. В функциональной деятельности государства проявляет­ся представительный характер государства, которое является не природным организмом, а специфической социальной орга­низацией, представляющей и реализующей общую волю и об­щие интересы свободных людей — членов государства (граж­дан). Поэтому распространенные в политической теории и прак­тике ссылки — для оправдания своеволия и произвола государ­ства —на некие собственные высшие цели, права и интересы государства (так называемые "государственные резоны") про­тиворечат представительной природе, целям и правомочиям го­сударства и свидетельствуют о его отрыве (отчуждении) от об­разующих и управомочивающих его граждан и народа в целом как источника суверенной власти и правомерной деятельности государства, его органов и должностных лиц.

В этом смысле можно сказать, что,правомерна только функциональная деятельность государства, т.е. такая деятель­ность государства, которая порождается его природой и соот­ветствует его сущности. Действия же государства, его отдель­ных органов и должностных лиц, выходящие за рамки его сущностно обусловленных функций, т.е. все нефункциональ-

258 Раздел IV. Общество, право, государство

ные действия государственной власти, носят неправомерный и негосударственный характер.

2. Функции государства нельзя смешивать с теми или ины­
ми сферами деятельности государства и задачами, которые при
этом решаются с помощью государственно-правовых средств и
методов.

Государство, как и право, действует во всех сферах социаль­ной жизни людей, определяя соответствующий порядок отноше­ний и способ разрешения задач в этих разнообразных сферах — в сфере экономики, культуры, науки, образования, здравоохра­нения, окружающей среды и т.д. Это, однако, вовсе не означа­ет, будто у государства есть экономическая, экологическая, культурная, образовательная и другие подобным образом (т.е. по сферам социальной жизни) сконструированные функции.

Ничего специфически государственного (и государственно-правового) в самих по себе занятиях экономикой, культурой, наукой, экологией и т.д. нет. Ведь государство —• это не орга­низация для решения экономических, культурных, экологичес­ких и иных сходных задач, хотя роль государства (и права) в надлежащем решении этих и подобных задач весьма велика. С точки зрения функций государства (и права) определяющее значение имеют не сами по себе эти и другие сходные зада­чи и те сферы, где они возникают и требуют решения, а имен­но надлежащий государственно-правовой порядок их раз­решения.

3. Специфика, существо и смысл всей функциональной де­
ятельности государства, всех его функций состоят в организа­
ции, реализации и защите определенного (социально-истори-
чеСки обусловленного) государственно-правового порядка
жизни свободных людей.

Отдельные функции государства — это лишь относитель­но самостоятельные аспекты целостной и единой по своей сути функциональной деятельности государства по созиданию, под­держанию и практическому осуществлению соответствующего государственно-правового порядка.

К числу таких отдельных основных функцийгосударства относятся: правоустановительная функция, правореализатор-ская функция, правозащитная функция, внешнегосударствен-ная функция.

В числе названных функций три первые, являются внут­ренними функциямии связаны с осуществлением внутренне­го суверенитета государства. Четвертая функция является внешней функциейгосударства и характеризует осуществле­ние внешнего суверенитета государства.

Глава 5. Функции и механизм государства 259

Внутренние и внешняя функции государства тесно взаи­мосвязаны, дополняют и подкрепляют друг друга.

Правоустановительная функция — это деятельность госу­дарства по установлению всех источников и норм действующе­го права (издание законов и иных нормативно-правовых актов, установление прецедентов, санкционирование обычаев, офици­альное признание и закрепление приоритетного позитивно-пра­вового значения естественных прав и свобод человека и т.д.).

Исходное и определяющее значение этой функции обус­ловлено правовой природой государства, внутренним (сущно­стным) единством права и государства, неразрывной связью между ними как необходимыми всеобщими формами признания и осуществления свободы людей в виде субъектов права и субъектов государства.

Государство также невозможно без права, как и право — без государства. Поэтому по своему внутреннему смыслу пра­воустановительная функция — это одновременно и государ-ствоустановительная функция. Конституирование государства означает прежде всего его правовое оформление, т.е. опреде­ление правового положения людей и власти в условиях госу­дарственно-организованной жизни.

Правоустановительная деятельность, как и другие функ­ции государства, — это не только суверенное право, но и бе­зусловная обязанность государства (как организации публичной власти свободных людей), отличающая его от деспотической формы властвования.

Правоустановительная деятельность представляет собой процесс постоянного изменения и обновления действующего права, причем сама эта деятельность (ее формы, процедуры, субъекты, их правомочия и т.д.) тоже урегулирована правом и совершенствуется вместе с развитием правовой и политичес­кой культуры общества.

Правореализаторская функция — это деятельность госу­дарства по претворению в жизнь установленного права. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установленное в государ­стве право постоянно и неуклонно действовало, чтобы право, было подлинно действующим правом.

Правореализаторская функция призвана обеспечить все формы реализации права (осуществления правомочий, обязан­ностей и соблюдения запретов, применения права) как в дея­тельности самого государства (всех государственных органов и должностных лиц), так и применительно к поведению людей. Вся деятельность государства (всех его органов и должно­стных лиц) носит характер, правореализующих действий. Уже

260 Раздел IV. Общество, право, государство

сама правоустановительная деятельность (законодательство и т.д.) представляет собой форму реализации правомочий соответ­ствующих государственных органов и должностных лиц на из­дание в установленном порядке определенных нормативно-правовых актов и т.д. В форме реализации права протекает также исполнительно-распорядительная и правозащитная де­ятельность государства.

Правореализаторская функция включает в себя в качестве важного компонента и деятельность государства, его органов и должностных лиц по обеспечению процесса осуществления прав и свобод человека и гражданина и исполнения ими своих обязанностей.

Правозащитная функция— это деятельность государства по защите прав и свобод человека и гражданина, утверждению законности и правопорядка во всех сферах общественной и по­литической жизни.

Важным аспектом правозащитной деятельности является борьба с правонарушениями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприятий.

Осуществление правозащитной функции — одна из глав­ных обязанностей государства. Согласно Конституции Россий­ской Федерации (ст. 2), "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства".

В рамках правозащитной функции существенное значение имеет последовательное соблюдение государством данных им гарантий в области прав и свобод человека и гражданина. Та­кие гарантии закреплены и в Конституции Российской Феде­рации, например в ч. 1 ст. 17: "В Российской Федерации при­знаются и гарантируются права и свободы человека и гражда­нина согласно общепризнанным принципам и нормам междуна­родного права и в соответствии с настоящей Конституцией".

Внешняя функция государства— это деятельность госу­дарства в качестве суверенного субъекта международных от­ношений.

Данная функция включает в себя многообразную деятель­ность государства по обеспечению обороноспособности страны и защиты населения от внешней агрессии, по организации и осу­ществлению сотрудничества (политического, экономического, научно-технического, культурного и т.д.) с другими государства­ми, защите прав и интересов своих граждан вне пределов стра-*ны, укреплению и развитию международного сообщества госу­дарств, преодолению войн и упрочению мира между народами.

В том или ином виде и исполнении рассмотренные функ­ции — при всех существенных различиях в характере, объе-

Глава 5. Функции и механизм государства 261

ме, приоритетах соответствующей функциональной деятельно­сти в разных государствах — присущи государствам всех ис­торических типов. Конкретное содержание этих функций ме­нялось, конечно, от эпохи к эпохе, но каждое государство в меру своей развитости осуществляет такие основные функции, обусловленные природой публично-правовой власти.

Большой новизной (в плане и содержания, и развитости правовых форм и процедур осуществления государственных функций) отличается функциональная деятельность современ­ного правового государства.Принцип разделения властей в правовом государстве Дает основание для трактовки в качестве его основных внутренних функций законодательную, исполни­тельную и судебную функции.

Однако такая классификация функций не имеет универ­сального значения, поскольку не соответствует функциональ­ной деятельности государств других исторических типов, в которых еще не было разделения властей, присущего совре­менному правовому государству.

Применительно к социальному государствув литературе принято в числе функций выделять и социальную функцию,под которой имеется в виду деятельность государства по соци­альной защите людей и обеспечению достойных условий жизни для всех членов общества. Определенные основания для этого содержатся и в Конституции Российской Федерации (ст. 7), которая гласит: "Российская Федерация — социальное государ­ство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чело­века".

Подобная социальная деятельность государства имеет, не­сомненно, существенное значение. Но, характеризуя такую де­ятельность в качестве самостоятельной государственной фун­кции, не следует забывать, что речь при этом идет лишь о современном социальном правовом государстве. Необходимо также учитывать, что вообще все функции всех типов госу­дарств, как, впрочем, и любое государство, носят социальный характер.

+ охрана прав и свобод личности, обеспечение правопорядка.

борьба со стихийными бедствиями

ликвидация последствий экологической катастрофы

ведение оборонительной войны

Виды форм осуществления функций государства

Правовые формы реализации функций государства

решение кадровых вопросов

Организационные формы реализации функций государства

+ решение кадровых вопросов

Соответствие групп методов реализации функций государства и их видов

L1 Нормативного правового регулирования

R2 Наложение взыскания

R3 Предоставление льгот

L4 Договорного регулирования

R4 Нормативный договор

L5 Надзора и контроля

Соответствие групп методов реализации функций государства и их видов

L1 Нормативного правового регулирования

R2 Наложение взыскания

R3 Предоставление льгот

L4 Договорного регулирования

R4 Нормативный договор

L5 Надзора и контроля

Предмет регулирования социальных норм любого вида – это отношения

Признак отличия технических норм от социальных

Правила движения автомобильного транспорта – это нормы

Право способно быть регулятором отношений

+ не всех общественных

всех между юридическими и физическими лицами

Нормативный регулятор общественных отношений

Единый признак права и обычаев:

способы обеспечения исполнения

Правовым и корпоративным нормам соответствует общий признак

общеобязательность для населения

обеспеченность возможностью государственного принуждения

Положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» - это норма

подлежащая оценке Конституционным Судом РФ

Протокол осмотра места происшествия – это акт

Последовательность актов применения права по одному и тому же вопросу в порядке возрастания их юридической силы

D1 распоряжение главы муниципалитета

D2 постановление областного органа исполнительной власти

D3 распоряжение руководителя федерального ведомства

D4 распоряжение Правительства

Соответствие правоприменительных актов основаниям их классификации

R1 повестка дня Госдумы,

указы Президента о

R2 приказ о приеме

студента в институт,

L3 способ принятия

R3 распоряжение министра, решение коллегии

L4 направленность регулятивного

R4 исполнительные, правоохранительные

Соответствие правоприменительных актов основаниям их классификации

L1 юридическое значение

L2: время действия

L3: характер воздействия на правовой

статус личности, организации

R3: запрещающие, обязывающие,

L4: способ внешнего выражения

R5: нормативные постановления

R6: научные комментарии

Наиболее точно понятие актов применения права отражает их обозначение как актов

принимаемых органами местного самоуправления

нормативно-правовых, издаваемых в развитие принятого закона

+ индивидуальных, принимаемых компетентными органами по конкретному юридическому делу

В отличие от нормативно-правового акта правоприменительной акт

+ касается отдельного случая, лица

не имеет длительного действия

подлежит утверждению вышестоящим органом

нормативное

Соответствие элементов правового столбца видам толкования в левом

R1 орган, издавшеий данный

R2 словесные формулировки

R3 комментарий Гражданского

R4 адекватность смысла и текста

R5 анализ конкретных исторических

условий и целей принятия нормы

Акты официального толкования – это разновидность

Соответствие видов и оснований классификации актов толкования

L1 государственная власть

R1 официальное и неофициальное

L2 юридическая сила

R2 президентское и ведомственное

L3 авторство нормативного акта

R3 аутентическое и иное

L4 принадлежность толкования к ветвям

R4 судебное и административное

L5 широта значимости

R5 нормативное и казуальное

L6 внешняя форма

R6 устное и письменное

Акт официального толкования применительно к толкуемым им нормативно-правовым актам вправе

+ разъяснять их смысл и содержание

изменять их содержание

дополнять новыми нормами

отменять действие отдельных норм

Документ - разъяснение правовых норм всегда является актом

Соответствие между а) характеристиками соотношения нормативных актов и актов официального толкования и б) признаками последних

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: