Общественное признание населением страны законности действующих институтов государственной власти

Обновлено: 23.04.2024

В широком смысле легитимность – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность.

Государственные органы приобретают свойство леги-тимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.

Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения.

Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация - насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Узурпировать можно и ле-гитимно образованную власть, если ею злоупотреблять, т. е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия, и т.д. В п. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации сказано: "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону".

Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т, е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать вг рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, нелегальная - на неписаные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань социума.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный ) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

Легитимное действие — это такое действие, которое не оспаривается никем из игроков, которые имеют право и возможности это действие оспорить. Действие перестает быть легитимным, когда субъекту действия приходится прилагать специальные усилия, чтобы защитить свое право поступать так, как он поступил [1] .

Кроме того, легитимность — политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности.

Содержание

Политическая легитимность

Применительно к политической легитимности известный английский политолог Дэвид Битэм (David Beetham) разработал «нормативную структуру политической легитимности»:

1. власть соответствует принятым или установленным в обществе правилам;

2. эти правила оправданы путём ссылки на веру, которую разделяют управляемые и управляющие;

3. имеются доказательства согласия на существующие отношения власти.

Легитимность следует отличать от легальности — соответствия правовым нормам.

Легальный — признаваемый законом, соответствующий закону.

Отношение легитимности и легальности

Термин «легитимность» возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл — признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии.

Легитимность означает признание населением данной власти, её права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что её поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества. Легитимность не следует смешивать с также существующим в политологии понятием легальность власти. Легальность власти — юридическое её обоснование, её законность, соответствие существующим в государстве правовым нормам. Легитимность, в отличие от легальности, не является юридическим фактом, но — социально-психологическим явлением. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не признаваться народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафия, которая также, в принципе, может восприниматься народом (или его частью) как легитимная либо нелегитимная.

Легитимность — это доверие и принятие власти общественным сознанием, оправдание её действий, потому она связана с моральной оценкой. Граждане одобряют власть, исходя из своих моральных критериев, представлений о добре, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то — оправдать принуждение, применение силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий (легитимация), обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т. д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на «своих» и «чужих».

Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве. Соответствующая типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером. Согласно ей, три типа легитимности соответствуют трём источникам правомерности политической власти: традиция, харизма и рационально-правовая основа. Вебер подчёркивал, что речь идёт не об отнесении любого реального режима к какому-то из типов, а об абстракциях (так называемых «идеальных типах»), в конкретных политических системах сочетающихся в той или иной пропорции.

В зависимости от того, какой из перечисленных мотивов поддержки населением политического нормативного порядка преобладает в обществе, принято выделять следующие типы легитимности: традиционную, харизматическую и рациональную.

Международно-правовое признание (признание в международном праве) — формальный акт (или действие) государства, констатирующий какой-либо конкретный факт, с которым данное государство связывает наступление определённых юридических последствий в сфере международных отношений. Это признание в соответствии с международным правом существующими государствами новых государств или правительств либо других органов, позволяющее установить с ними официальные или неофициальные, полные или неполные, постоянные или временные отношения. Видами международно-правового признания являются:

  • признание государства;
  • признание правительства;
  • признание восставшей (воюющей) стороны;
  • признание органов национального освобождения;
  • признание организаций сопротивления и др.

Содержание

Виды международно-правового признания

Общая характеристика видов международно-правового признания

Основные виды признания — признание новых государств и признание новых правительств, образованных «неконституционным путём» (в результате революции, гражданской войны или государственного переворота). Видами признания являются также признания органов национального освобождения, организаций сопротивления и воюющей стороны.

Признание нового государства со стороны уже существующих государств состоит в том, что последние прямо заявляют или иным образом показывают, что они считают новое государственное образование независимым и суверенным государством, полноправным участником международного общения.

Признание нового правительства со стороны других государств означает, что старое правительство уже не представляет данное государство и что только новое правительство, по мнению признающих государств, способно его представлять в международном общении. Характерной особенностью признания нового правительства, отличающей его от признания новых государств, является сохранение старого субъекта международного права.

Признание государств и правительств именуются в доктрине международного права традиционными, так как основными критериями признания здесь являются независимость признаваемого государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти нового правительства. Предварительные или промежуточные признания: наций, восставшей или воюющей стороны, организации сопротивления и правительств в эмиграции — применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства (при признании нации), либо к стабилизации положения в стране, где власть нового правительства была установлена неконституционным путём.

Признание государства

Признание государства в международным публичном праве, совокупность норм, регулирующих процесс вступления на международную арену новых государств как субъектов международно-правовых отношений.

Признание — односторонний добровольный акт государства, исходящий от органа, компетентного согласно внутреннему праву государства заявлять о признании соответствующего государства, в котором оно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории.

Крупнейшая международная организация — ООН — не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством.

Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство.

— Фактологический бюллетень ООН № 2 [1]

Новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

Вопрос о признании рассматривается только тогда, когда государство возникло в результате: а) социальной революции, приведшей к замене одного общественного строя другим; б) образования государств в ходе национально-освободительной борьбы, когда народы бывших колониальных и зависимых стран создали независимые государства; в) слияния двух или более государств или разъединения одного государства на два или более.

Признание правительства

Признание обычно первоначально адресуется вновь возникшему государству. Но признание может предоставляться и правительству государства, которое пришло к власти неконституционным путём — в результате гражданской войны, переворота.

Единых критериев признания такого рода правительств в международной практике не существует. Обычно исходят из того, что признание правительства является обоснованным, когда оно:

  • эффективно осуществляет власть на территории государства,
  • контролирует ситуацию в стране,
  • проводит политику соблюдения прав и основных свобод человека, уважения прав иностранцев,
  • выражает готовность к мирному урегулированию конфликтов, если такие имеет место внутри страны,
  • заявляет о готовности соблюдать международные обязательства.

В 1907 году была выдвинута доктрина Тобара, в силу которой правительства, возникшие неконституционным путём, не должны признаваться, пока они не будут признаны населением своей страны.

В 1930 году министр иностранных дел Мексики Эстрада сформулировал доктрину, согласно которой особого признания правительства не требуется, поскольку это поставило бы признающее правительство в положение высказывающего суждение о законности другого правительства и тем самым вмешивающегося во внутренние дела другого государства.

В последние десятилетия все больше государств (США, Англия, Австралия) отказываются от практики выступлений с заявлениями о признании правительств, ограничиваясь для таких случаев продолжением или отказом от продолжения дипломатических отношений.

Признание восставшей (воюющей) стороны

Это как бы предварительное признание, направленное на установление контактов с признаваемым субъектом, как это первоначально имело место во время гражданской войны в Испании во второй половине 30-х годов XX века. Признание в качестве воюющей стороны предполагает, что признающее государство исходит из наличия состояния войны и считает необходимым соблюдать по отношению к воюющим правил нейтралитета. В период Второй мировой войны в качестве воюющей стороны признавался Национальный комитет «Сражающаяся Франция».

Примеры международно-правового признания статуса воюющей стороны

    признавала Конфедеративные Штаты Америки в качестве воюющей стороны в первый месяц гражданской войны в США. , Эквадор, Колумбия, Перу и Венесуэла признали Сандинистский фронт национального освобождения, как воюющую сторону в гражданской войне в Никарагуа в июне 1979 года. и Мексика признали Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ) как воюющую сторону в гражданской войне в Сальвадоре28 августа1981 года.

Признание организации сопротивления и органов национального освобождения

Признание организаций сопротивления получило широкое распространение со стороны государств антигитлерской коалиции в годы второй мировой войны. Признание органов сопротивления, которые создавались на территории государств, временно захваченных Германией и её союзниками, означало признание власти, борющейся против оккупантов.

Одни органы власти, организовавшие эту борьбу, находились в эмиграции (Французский Комитет национального освобождения, Чехословацкий Национальный Комитет), а другие — на оккупированной территории. Вместе с признанием органы народного сопротивления получали международно-правовой статус сражающихся (комбатантов), что означало распространение на них правил ведения войны и юридически обосновывало оказание помощи (Народно-освободительная армия Югославии).

Организации сопротивления нередко преобразовывались в легитимное правительство после освобождения территории государства от оккупации — так, например, 2 июня 1944 года Французский Комитет национального спасения (бывшее движение «Сражающаяся Франция») переименовал себя во временное правительство Французской Республики, которое возглавил лидер Французского сопротивления генерал Шарль де Голль.

Формы международно-правового признания

Основными формами признания являются признание де-юре и признание де-факто. Признание ad hoc — это временное или разовое признание, признание для данного случая, данной цели. Признание может быть прямо выраженным, когда признаваемой стороне направляется специальный документ о признании, или подразумеваемым, когда последствия признания реализуются фактически. Установление дипломатических отношений всегда является свидетельством полного и окончательного признания. Тогда как разрыв дипломатических отношений может означать прекращение признания правосубъектности государства (правительства). Уставом ООН предусматривается возможность разрыва дипломатических отношений в соответствии с решением Совета Безопасности в целях поддержания или восстановления международного мира в качестве меры воздействия (санкции) на государство, виновное в создании угрозы таковому (ст. 39 и 41).

Полное, окончательное и официальное (дипломатическое) признание называется признанием de jure. Признание de jure (официальное) выражается в официальных актах, например, заявлении об установлении дипломатических отношений, что является классической формой признания государства, даже если в предложении об установлении таких отношений не содержится заявления об официальном признании, заключении договоров по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам.

Неокончательное признание — признание de facto имеет место в тех случаях, когда у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого субъекта международного права, а также когда он (субъект) считает себя временным образованием. Этот вид признания может быть реализован, например, путём участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Однако не рассматривается как признание факт участия не признающих друг друга субъектов международного права в одном международном договоре или одной международной организации (ст. 82 Венской конвенции «О представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера» 1975 г.), так как участие в договоре и представительство в международной организации, с одной стороны, и признание, с другой стороны, представляют собой различные правоотношения, регулируемые разными институтами и нормами международного права.

Признание de facto, как правило, не влечет за собой установление дипломатических отношений. Между государствами устанавливаются торговые, финансовые и иные отношения, но не происходит обмена дипломатическими представительствами.

Практике международных отношений известно также т. н. признание «фактическое», или ad hoc, которое не носит официального характера и означает лишь факт вступления в отношения с новой властью по какому-либо отдельному вопросу или поводу (например, для защиты своих граждан, для обмена пленными и т. д.).

Теории международно-правового признания

Конститутивная теория признания

Некоторые юристы-международники (Г. Трипель, Д. Анцилотти, К. Штрупп, Холд Фернек, Г. Кельзен, Г. Лаутерпахт и др.) развивали так называемую конститутивную теорию признания, согласно которой признание государства является конститутивным актом, от которого зависит его международная правосубъектность [2] . Однако эта теория не учитывает факты реальной действительности, демонстрирующие возможность любого государства независимо от признания или непризнания его другими государствами иметь и эффективно осуществлять установленные международно-правовыми нормами права и обязанности. Другие участники международного общения обязаны независимо от признания или непризнания ими данного государства строго соблюдать в отношениях с ним общепризнанные и общеобязательные нормы международного права. Государство в отличие от других субъектов международного права обладает универсальной правосубъектностью, не ограниченной ни в отношении предмета международно-правого регулирования, ни во времени, поскольку государство существует.

Конститутивная теория была в основном широко распространена до Второй мировой войны.

Декларативная теория признания

Декларативная теория признания имеет сейчас подавляющее большинство сторонников. Её сущность заключается в том, что признание не сообщает дестинатору соответствующие качества, а лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контактов. Признание предполагает внутреннюю независимость вновь возникшего государства. «Государство возникает и существует самостоятельно, — писал Ф. Ф. Мартенс. — Признанием его лишь констатируется его рождение» [3] . Л. А. Моджорян отмечает, что признание «не создает нового субъекта международного права». Жизнеспособные государства, возникшие в результате реализации права наций на самоопределение, а также жизнеспособные правительства, пришедшие к власти в результате свободного волеизъявления народа, «будут существовать независимо от того, пользуются ли они признанием или нет» [4] . Признание или непризнание не влияет на существование нового государства. Признание носит декларативный характер. Статья 9 Устава Организации американских государств, например, гласит: «политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже до признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости». Признание нового государства не затрагивает прав, приобретённых им до признания в силу законов, имевших применение. Иными словами, юридическим последствием международного признания является признание юридической силы за законами и подзаконными актами признанного государства.

Доктрина Тобара

Доктрина Тобара — политическая доктрина международно-правового характера, выдвинутая в 1907 году министром иностранных дел Эквадора Карлосом Р. Тобаром (Сarlos R. Tobar (исп.)) о непризнании новых правительств, пришедших к власти антиконституционным путём (то есть после государственного переворота правительств), пока эти правительства не будут признаны населением своей страны. Тобар предложил американским государствам подписать международную конвенцию, согласно которой они получили бы возможность вмешиваться во внутренние дела латиноамериканских стран. Практически доктрина Тобара была реализована в двух договорах, заключённых Гватемалой, Гондурасом, Коста-Рикой, Никарагуа и Сальвадором в декабре 1907 г. и в ноябре 1923 г., где было зафиксировано, что их участники «не признают правительства, которое может установиться в одной из пяти республик в результате государственного переворота или революции…». США, не являясь участником этих договоров, активно использовали их в своей политике в 1-й половине XX в [5] .

Доктрина Эстрады

Доктрина Эстрады [6] — политическая доктрина международно-правового характера, провозглашенная в 1930 году секретарём по внешним связям Мексики Хенаро Эстрадой по вопросу о признании новых правительств. В 1930—2000 годах являлась официальной доктриной Мексики в области международной политики. В противоположность доктрине Тобара, по доктрине Эстрады, новое правительство, даже если оно пришло к власти неконституционным путём, не нуждается в специальном акте признания со стороны иностранных государств. Таким образом возникновение нового правительства ставит перед участниками международного общения лишь вопрос о том, вступать или не вступать с ним в дипломатические сношения. Эстрада осудил злоупотребления правом признания и вмешательство во внутренние дела наций. Доктрина Эстрады, направленная прежде всего против вмешательства США во внутренние дела Мексики и других латиноамериканских государств, признавалась в СССР прогрессивной [7] .

Рассказываем, что такое легитимность власти, Конституции и документа без сложных терминов и простыми словами.

Что такое легитимность

В словаре Ожегова есть самое простое и понятное определение слова «легитимность» — это то, что соответствует закону и признается им.

В Большом юридическом словаре это понятие трактуется более подробно. Легитимность — это политико-правовое понятие, которое означает согласие жителей страны, большой группы лиц или общественного мнения с действующими в стране институтами власти и права. То есть признание институтов власти правомерными.

Но есть и другие трактовки, смысл которых все равно остается таким: легитимность = законность.

Кстати, слово «легитимность» произошло от латинского «legitimus», что в переводе означает «законный».

Легитимность власти — это

Власть считается легитимной, когда большинство населения признает ее законной и справедливой, а также добровольно соглашается с тем, что она будет принимать общеобязательные решения для страны.

Легитимность власти — важнейшее условие эффективности государственной власти. Чем чаще власть будет использовать методы силового принуждения в отношении граждан, тем ниже будет становиться уровень ее легитимности.

Легальная власть и легитимная власть

Это разные понятия, которые стоит разделять, так как легальная власть не всегда является легитимной.

  • Легальная — власть, имеющая правовое закрепление в законодательстве;
  • Легитимность — процесс, при помощи которого власть обретает доверие и поддержку со стороны населения.

Надо отметить, что абсолютной легитимности не бывает, ведь власть всегда находится под прицелом оппозиции.


Виды легитимности государственной власти

Существует множество взглядов на легитимность государственной власти: о них говорят социологи, политики и исследователи. Но мы рассмотрим наиболее актуальные и популярные типы легитимности власти.

ТипОписание
Социокультурная легитимностьЭто базовый и системообразующий вид, так как социокультурные ценности являются первичными для любой политической системы. Этот вид связан с социокультурный средой — объектом управления, обладающим способностью осмысливать и интерпретировать себя, свои и чужие действия, в том числе историю. Социокультурная легитимность представляет из себя нравственно-духовное отношение к власти, ее управленческому воздействию на конкретную социальную общность.
Политическая легитимностьЭтот вид признается многими отечественными и зарубежными исследователями. Основной легитимационный механизм политической власти — способность институтов власти решать проблемы политического характера и укреплять свой собственный статус и престиж. В теории вопроса различают внутренние и внешние признаки политической легитимности.
Конституционная легитимностьЧасто называют либерально-демократической. Конституция имеет важное значение для легализации государственной власти в целом и оформляемой ею системы госорганов. С формальной точки зрения принятие Конституции свидетельствует об определенной стабильности власти. Конституция может быть разработана специальным учредительным собранием или парламентом. То есть легитимность кКонституции — это признание конституции в установленном правом порядке, ее признание и одобрение обществом.
Электоральная легитимностьЧерез этот вид обеспечивается политическая легитимность системы. Основание для выделения в отдельный вид — признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета.


Революция и легитимность власти

Эта тема неразрывно связана с темой легитимности власти. Уже более 200 лет идут дискуссии о революционном свержении режимов, потому что революции представляют собой наиболее яркие проявления в изменениях социума.

Революция — фундаментальный перелом в историческом процессе, который преобразует общество. От других форм социальных изменений революции отличаются пятью особенностями:

  1. Затрагивают все уровни и сферы общества: экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь;
  2. Во всех сферах революционные изменения носят радикальный характер;
  3. Революция быстро все меняет и не оставляет пути назад;
  4. После революции возникают необычные реакции общества: энтузиазм, возбуждение, радость, оптимизм;
  5. Революции всегда входят в историю.


Легитимность документа

Этот термин не имеет отношения к власти, политике и Конституции, но в нашем материале мы рассказываем обо всех видах легитимности.

Согласно Приказу Ростехрегулирования от 29.12.2004 «Легитимность документа» — это такое свойство, которое состоит в том, что демонстрируемое представление документа содержит параметры, объективно подтверждающие правомерность использованных на протяжении жизненного цикла документа технологий.

I. Установите верность или ложность утверждений («Да» или «Нет») и занесите ответы в таблицу:

1. Социальное развитие современной России не характеризуется стабильностью социальных статусов людей.
2. Проведение ежегодных ярмарок вакансий для молодежи является примером функционирования рынка информации.
3. Уголовное право относится к отраслям публичного права.
4. Для традиционного общества характерно рациональное восприятие мира.
5. Регулирование экономики с помощью эмиссии банкнот, изменения учетной ставки и нормы обязательных резервов является основой фискальной политики государства.
6. Тенденция к межнациональной интеграции проявляется в сепаратизме.
7. Для философов эпохи Просвещения характерно представление об истории человечества как о непрерывном прогрессе всех сторон жизни общества.


Ответ:

II. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

1. Д. Кейнс, Д. Риккардо, А. Смит, М. Фридман
2. Выражение изысканных вкусов определенной части общества, сложность и противоречивость, расчет на узкий круг.

Ответ: 1. Ученые экономисты. 2. Черты элитарной культуры.

III. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

1. Унитарное государство, светское государство, федеративное государство, конфедерация.
2. Искусство, наука, здравоохранение, образование.

Ответ: 1. Светское государство, остальное формы государственного устройства.
1. Здравоохранение, так как остальное – элементы духовной сферы.

IV. Заполните пропуски в ряду.

1. Партия, победившая в выборах и сформировавшая правительство – правящая партия; партия, выступающая за коренное и насильственное изменение существующего строя — ________________; партия, предлагающая альтернативную правительственную программу общественного развития — __________________.
2. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой — __________________; право на жилище – социальное право; право на проведение собраний, митингов, демонстраций — ______________.

Ответ: 1. Революционная. 2. Личное право.
Оппозиционная. Политическое право.

V. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, которые его характеризуют.

Типы общества

Характеристика общества

А. Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

Б. По высказываю Всероссийского старосты М. И. Калинина – Морозовская стачка «…это первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

В. «Выборы через Интернет могут стать реальностью» — сообщает информационное агентство «Инерфакс».

Д. Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам.

Е. Рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре того Артур награждает каким-либо подарком.

Ж. Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни: наука становиться массовым видом деятельности.

З. «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или радами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм». (А. де Токвиль)

Ответ:

VI. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

1. В детскую поликлинику одного из районов Самары, подбросили маленького мальчика. Кто является его родителями и где они, установить не удалось.
Гражданином какого государства будет являться мальчик?
Обоснуйте свой ответ.
2. 17-летний Василий Петров устроился на предприятие «Старт». Он заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончанию этого срока Петрова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания.
Правомерно ли увольнение Петрова?
Свое мнение обоснуйте.

Ответ: 1. Мальчик является гражданином РФ (1 балл.). По закону о гражданстве РФ «ребенок, родившийся на территории РФ, если оба родителя его неизвестны, является гражданином РФ. Т. Н. «принцип почвы».
2. Нет (1 балл). По трудовому кодексу РФ для лиц, не достигших 18 лет, испытательный срок при приеме на работу не устанавливается

VII. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из приведенного списка. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Обратите внимание – в списке слов больше, чем пропусков!

Большое распространение в ______________ получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения ________ членство ___________ и ____________ партии. Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________, а основой их строения является комитет активистов. Они формируются обычно ___________ на базе различных ____________ фракций, объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только вовремя ___________. Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается ___________ единству членов партии. Такие партии чаще всего формируются ___________, на основе профсоюзных и иных _________ движений, отражающих интересы различных социальных ___________.

Ответ: 9, 13, 21, 7, 18, 19, 14, 11, 16, 1, 2, 10

VIII. Проанализируйте представленные стихотворные отрывки. В них в образной форме отразились известные из курса обществознания социальные явления и научные понятия. Определите их и подпишите под каждым стихотворным отрывкам.

1. О, сколько нам открытый чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений парадоксов друг,
И случай, бог-изобретатель.
(А. С. Пушкин)
А)______________________
Б) ______________________
В) _____________________

2. Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно
(Н. А. Заболоцкий)
Г) _______________________

Ответ: 1. А) Чувственное познание, Б) Рациональное сознание, В) Интуитивное познание
2. Г) Художественный образ

IX. Прочитайте текст и выполните задание к нему.
1. Дайте определение всем пронумерованным терминам.
2. О каких сферах (подсистемах) общественной жизни идет речь в тексте? Какой из них отводится определяющая роль?
3. Что входит в состав производительных сил общества кроме их материально-технической части?

Развитие экономической системы (1) является основой экономического прогресса (2). Его основу составляет развитие материальных производительных сил, которые ведут к росту, производительности труда (3). Обновление материально-технической базы порождает новые знания (4) и навыки работников, меняет существующее общественное разделение труда. Параллельно прогрессу техники и, опережая его, идет развитие науки (5), прикладные отрасли которой непосредственно ориентированы на применение результатов научного знания для решения производственных и социально-практических проблем. Одновременно увеличивается объем и структура потребностей (6), меняются способы их удовлетворения, существенно изменяется сам образ жизни.

Ответ: 1.1). Совокупность экономических процессов производства. Обмена, распределения, потребления, организационных форм и механизма хозяйственной деятельности.
2). Направление развития, характеризующиеся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
3). Количество продукции, выпушенной в единицу времени.
4). Результат познания, процесса постижения действительности в ходе активного отражения сознанием человека объективных отношений и закономерностей реального мира.
5). Система знаний; форма духовной жизнедеятельности общества, направленная на производство объективно-истинных знаний о природе, обществе, человеке.
6). Нужда, необходимость чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности человека и общества в целом.
2. Экономической, социальной и духовной жизнедеятельности общества, направленная на производство объективно-истинных знаний о природе, обществе, человеке.
2. Рабочая сила.

X. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

Ответ:

XI. Ученые должны грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (буквы) вместо пропусков.

1. Экз…стенц…лизм – философия существования.
2. С…т…ит – исполнитель чужой воли.
3. М…нт…л…тет – образ мышления личность или общественной группы.
4. М…н…д…мент – управление производством.
5. КС…н…ф…бия – нетерпимое отношение ко всему непривычному, чужому.
6. И…п…ч…ент – особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц.
7. Пр…ц…дент – случай, имевший ранее место и служащий примером для последующих случаев подобного рода.
8. С…гр…гация – вид расовой дискриминации
9. Д…в…львация – официальное понижение стоимости денежной единицы
10. С…п…ратизм – стремление к отделению, обособлению.

Ответ: 1. Экзистенциализм. 2. Сателлит. 3. Менталитет. 4. Менеджмент. 5. Ксенофобия. 6. Импичмент. 7. Прецедент. 8. Сегрегация. 9. Девальвация. 10. Сепаратизм.

XII. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем высказываний.

А. «В соответствии с общественным договором человек теряет собственную свободу, а приобретает свободу гражданскую и право собственности на все, чем обладает»

Б. «Рыночная экономика, основывается на свободной конкуренции, может существовать сама по себе».

В. «Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни».

Г. «История до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов»

Д. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

Е. Человек есть не что иное, как ряд его поступков».

Ж. «Умирая, культура превращается в цивилизацию».

5. К. Маркс, Ф. Энгельс

Ответ:

XIII. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.

1. Мифологическое. 2. Общечеловеческое. 3. Исторический тип. 4. Жизненно-практическое. 5. Групповое. 6. Степень теоретической «зрелости». 7. Критерии классификации мировоззрения. 8. Религиозное. 9. Индивидуальное. 10. Субъект. 11. Философское. 12. Теоретическое.

13

Ответ:

XIV. Прочитайте текст и назовите социальный процесс, который иллюстрирует приведенные в условии факты. Укажите две стороны социального статуса, упомянутые в условии задания. Как изменилась связь между этими показателями за два поколения?

Рожденный в низкой касте индиец Ганасет стал программистом и сейчас возглавляет фирму по производству компьютерных процессоров. Его дед был поденным рабочим и по своей кастовой принадлежности не мог стоять рядом с людьми из высших каст.

Ответ: 1. Социальный процесс: вертикальная социальная мобильность.
1. Два показателя социального статуса: а) кастовая принадлежность; б) профессия.
2. 3. Пояснение изменения связи: если раньше человек низкой касты мог выполнять только тяжелую и малооплачиваемую работу, то спустя десятилетия такая связь между кастовой принадлежностью и профессией, которой может владеть человек, была разрушена.

XV. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

1. Основной Закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны.
2. Предусмотренная законом возможность участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения.
3. Совокупность социально-экономических и правовых мер, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших прав и свобод.
4. Официальное провозглашение государством, партиями, международными, межгосударственными организациями основных принципов.
5. Максимальная открытость и правдивость в деятельности государственных и общественных организаций; действенная и активная форма участия общественного мнения в демократическом решении важнейших проблем страны.
6. Денежная выплата, которая производится гражданам в случаях, предусмотренных законодательством, одна из форм материального обеспечения в старости при болезни и потери трудоспособности.
7. Лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства.
8. Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
9. Решение важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей.
10. Возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, различных политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами.
11. Контроль официальных властей за содержанием произведений, предназначенных к печати, прокату, выпуску, постановке и т.д.
12. Общественное признание населением страны законности действующих институтов государственной власти.

кроссворд 10

Ответ: 1. Конституция. 2. Правомочие. 3. Гарантия. 4. Декларация. 5. Гласность. 6. Пособие. 7. Апатрид. 8. Образование. 9. Референдум. 10. Плюрализм. 11. Цензура. 12. Легитимность.
Слово по вертикали: тоталитаризм — политическая (государственная) система, осуществляющая или стремящаяся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сторонами жизни общества.

XVI. Установите соответствие между типами политических партий и их функциями; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Типы политических партий

Ответ:

XVII. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опят.

1. Философия- « Наука- сила: она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия» ( А.И Герцен);
2. Социальная психология-« С позиций гуманизма успех-это не просто продукт социальных обстоятельств, а свободное существо, субъект деятельности, познания и творчества». ( А. Радугин)
3. Экономика-«Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора»
(Ф. Хайек)
4. Социология — «Свобода –есть право на неравенство». ( Н.Н. Бердяев)
5. Политология — «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого». (Б.Чичерин)
6. Правоведение –«Наказание не может быть вечным , но вина пребывает вовек» (изречение из римского права).

Критерии оценивания ответа на эссе. 1) Раскрытие смысла высказывания.
а) Смысл высказывания раскрыт или содержание ответа даёт представление о его понимании.
б) Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не говорит о его понимании.
2) Представление и пояснение собственной позиции
а) Представлена и пояснена собственная позиция.
б) Собственная позиция не представлена.
3) Характер и уровень приводимых суждений и аргументов.
а) Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.
б) Раскрытие аспектов приведены без использования фактического материала.
в) Перечислены несколько аспектов проблемы ( темы) без аргументации.
г) Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. —

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: