Общественно государственная подготовка приказ мо рф

Обновлено: 17.04.2024

В целях организации общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Руководство по организации общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации.

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, начальникам служб Министерства обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам обеспечить ежегодно до 1 ноября планирование и организацию общественно-государственной подготовки в подчиненных войсках (силах) и органах военного управления.

3. Начальнику Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации:

программно-методическое обеспечение общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации с использованием научно-педагогического потенциала военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации;

разработку ежегодно до 1 октября и направление в войска (силы) и органы военного управления методических рекомендаций по организации общественно-государственной подготовки на новый учебный год;

б) обеспечивать в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств выпуск необходимых учебных и наглядных пособий, аудио- и видеоматериалов по учебным планам общественно-государственной подготовки, регулярное опубликование методических материалов в помощь руководителям групп общественно-государственной подготовки в средствах массовой информации Вооруженных Сил Российской Федерации.

4. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации 1993 года N 250.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации.

Министр обороны
Российской Федерации

Начальник Главного
управления воспитательной
работы Вооруженных Сил
Российской Федерации -
заместитель начальника
Службы кадровой
и воспитательной работы
Министерства обороны
Российской Федерации
генерал-полковник

* Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны, Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами, органы военного управления, объединения, соединения, воинские части (корабли), подразделения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, военные комиссариаты - воинскими частями.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Утверждено Руководство по организации общественно-государственной подготовки (далее - ОГП) в Вооруженных Силах РФ.

В ходе занятий по ОГП военнослужащие изучают вопросы отечественной истории, военной педагогики и психологи, законодательство РФ и нормы международного права, а также традиции армии и флота.

ОГП проводится с солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и офицерами - в системе боевой, командирской и профессионально-должностной подготовки; с курсантами (слушателями) военных ВУЗов - при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин; с лицами гражданского персонала - по планам командиров (начальников) воинских частей методом информирования.

Общее руководство ОГП возлагается на командиров (начальников) воинских частей, а планирование ОГП - на начальников штабов воинских частей.

Приказ Министра обороны РФ от 12 мая 2005 г. N 170 "Об организации общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации"

Текст приказа официально опубликован не был

Приказом Министра обороны РФ от 22 февраля 2019 г. N 95 настоящий документ признан утратившим силу с 22 февраля 2019 г.

от 7 декабря 2013 года N 878

О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Министра обороны Российской Федерации от 5 мая 2021 года N 250
____________________________________________________________________

В целях осуществления эффективных мер по воспитанию высокой правовой культуры военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, совершенствованию правовой работы, укреплению законности и правопорядка, улучшению правовой подготовки личного состава, реализации обязательств Российской Федерации по распространению знаний о международном гуманитарном праве*

* Приказ Министра обороны 1990 года N 75.

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации:

считать правовое обучение и обучение нормам международного гуманитарного права составной частью боевой подготовки, одним из важнейших средств укрепления законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации, совершенствования правовых знаний военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Уделять особое внимание правовому обучению командиров воинских частей (кораблей), их заместителей, начальников штабов;

принять надлежащие меры по обеспечению воинских частей и подразделений необходимым количеством нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, международных нормативных правовых актов, другой справочной литературой.

Обеспечить библиотеки воинских частей подпиской на периодические издания по правовой тематике - Собрание законодательства Российской Федерации, журналы "Право в Вооруженных Силах", "Ориентир".

Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, Бюллетень Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и другие необходимые юридические издания рекомендовать к подписке, исходя из финансовых возможностей органов военного управления.

Создать в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации кабинеты военного законодательства, а в Домах офицеров, клубах и библиотеках воинских частей - уголки военного законодательства, в которых должны содержаться нормативные правовые акты, необходимые для изучения правового минимума, международные нормативные правовые акты, учебно-методическая и другая литература по правовым вопросам.

3. Начальнику Управления пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации организовать в установленном порядке освещение в печати передовой опыт по проведению правового обучения, регулярно публиковать информацию о новых нормативных правовых актах, затрагивающих права, свободы и обязанности военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, методические рекомендации и ответы на правовые вопросы.

4. Начальнику Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации организовать внесение изменений в Нормы коллективной подписки на периодические издания для личного состава воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 1 к директиве Министра обороны Российской Федерации 2009 года N Д-97).

5. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации:

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.Шойгу

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 7 декабря 2013 года N 878

Инструкция о правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет цели, задачи, организацию и основные формы правового обучения* в Вооруженных Силах Российской Федерации.

* Далее в тексте настоящей Инструкции, под правовым обучением понимается система мероприятий по правовой подготовке и воспитанию военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Правовое обучение направлено на усвоение военнослужащими и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации правового минимума, норм международного гуманитарного права в целях осуществления повседневной служебной деятельности, соблюдения законности, повышения уровня правовой культуры и правового воспитания.

3. Основными задачами правового обучения являются:

повышение уровня правового воспитания и правовой культуры военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;

изучение законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, норм международного гуманитарного права, обязательных для Российской Федерации, необходимых для осуществления служебной деятельности, реализации прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и исполнения ими своих обязанностей.

II. Организация правового обучения

4. Общее руководство правовым обучением осуществляет Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Правовой департамент Министерства обороны Российской Федерации осуществляет методическое руководство проведением правового обучения. Правовым департаментом Министерства обороны Российской Федерации ежегодно в соответствии с Примерным перечнем тем для изучения законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, международных обязательств Российской Федерации (приложение к настоящей Инструкции) разрабатывается перечень нормативных правовых актов, которые необходимо знать личному составу Вооруженных Сил Российской Федерации установленных категорий, который утверждается директором Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации (правовой минимум) и подлежат изучению ими в системе правового обучения и правового воспитания.

5. Организация правового обучения включает:

анализ состояния правового обучения и правового воспитания в воинской части, выработку направлений дальнейшей работы и разработку программ для проведения занятий;

изучение нового законодательства Российской Федерации, новых нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, международных обязательств Российской Федерации;

разработку и утверждение планов правовой подготовки и правового воспитания военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;

осуществление контроля за проведением мероприятий правового обучения.

6. Организацию правового обучения и непосредственное руководство им в воинских частях* осуществляют командиры (начальники) и органы воспитательной работы при непосредственном участии подразделений юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

* Далее в тексте настоящей Инструкции под воинскими частями понимаются органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, предприятия, учреждения, организации и военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации.

В целях обеспечения изучения личным составом нормативных правовых актов устанавливаются правовые минимумы для всех категорий военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Правовые минимумы устанавливаются:

для прапорщиков, мичманов, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин;

для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

для лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Правовые минимумы содержат Конституцию Российской Федерации, законодательные акты Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и директивы Министра обороны Российской Федерации и его заместителей, международные нормативные правовые акты, составляющие основу международного гуманитарного права. Решениями главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителей органов военного управления в правовые минимумы могут включаться нормативные правовые акты с учетом специфики вида (рода войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, центральных органов военного управления.

8.* Офицеры, прапорщики, мичманы 1 раз в 2 года, а также перед назначением на высшие должности сдают зачеты по соответствующему правовому минимуму.

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Зачет по правовому минимуму включает в себя два этапа:

проверку теоретических знаний нормативных правовых актов правового минимума на основе контрольного опроса;

решение практических задач с использованием нормативных правовых актов Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и норм международного гуманитарного права.

Контрольные вопросы и практические задачи по правовому минимуму разрабатываются органами воспитательной работы совместно с подразделениями юридической службы видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов (флотов), центральных органов военного управлений.

Для приема зачетов приказом соответствующего командира назначается комиссия, в состав которой входят представители командования, органов воспитательной работы, юридической службы.

Командиры воинских частей (и им равные и выше) сдают зачеты по правовым минимумам комиссиям вышестоящих органов военного управления.

По результатам сдачи зачетов по правовому минимуму офицерами и прапорщиками (мичманами) издается приказ командира воинской части.

Уровень правовой подготовки офицеров и прапорщиков (мичманов) отражается в аттестационном материале.

С военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, сержантов и старшин, гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации не реже 1 раза в год проводится контрольное собеседование, в ходе которого выявляется уровень их правовых знаний.

Для повышения уровня правовой подготовки военнослужащих на основе индивидуального задания командира (начальника) организуется самостоятельная работа по изучению правового минимума.

III. Формы правового обучения

9. Для организации правового обучения устанавливаются:

обязательная форма обучения;

факультативная форма обучения.

В органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации правовое обучение проводится:

с офицерами, прапорщиками (мичманами) - в системе командирской подготовки;

с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, - в системе общественно-государственной подготовки;

с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, - в системе общественно-государственной подготовки и в часы воспитательной работы.

В военных образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации с курсантами и слушателями правовое обучение проводится при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин в соответствии с предусмотренными учебными планами и программами.

Факультативно правовое обучение проводится:

с офицерами - на курсах подготовки и повышения квалификации при высших учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, плановых правовых информированиях, лекциях и в беседах по правовым вопросам с привлечением должностных лиц подразделений юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации;

IV. Методическое и материальное обеспечение правового обучения

10. Правовой департамент Министерства обороны Российской Федерации, командование и органы воспитательной работы военных округов (флотов) с привлечением подразделений юридической службы и во взаимодействии в установленном порядке с органами военной прокуратуры и военными судами обеспечивают разработку научно-методических рекомендаций по осуществлению правового обучения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.

11. В методических кабинетах правового воспитания при Домах офицеров, клубах создаются уголки военного законодательства с подборками необходимой правовой литературы.

Директор правового департамента
Министерства обороны
Российской Федерации
О.Безбабнов

Приложение
к Инструкции (п.4)

Примерный перечень тем для изучения нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, международных обязательств Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 февраля 2019 года N 95

Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации

В целях организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации

1. Утвердить Руководство по организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение к настоящему приказу).

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, командующему Северным флотом, командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления обеспечить в подчиненных объединениях, соединениях, воинских частях и организациях:

планирование ежегодно до 1 ноября и систематическое проведение военно-политической подготовки в подчиненных войсках (силах) и органах военного управления как неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса, формы поддержания высокого морально-политического состояния и крепкой воинской дисциплины личного состава;

приведение правовых актов Министерства обороны Российской Федерации в соответствие с настоящим приказом.

3. Заместителю Министра обороны Российской Федерации - начальнику Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации организовать:

программно-методическое обеспечение военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации с использованием научно-педагогического потенциала военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации;

разработку ежегодно до 15 августа и направление в войска (силы) и органы военного управления методических рекомендаций по организации военно-политической подготовки на новый учебный год;

выпуск необходимых учебных и наглядных пособий, аудио- и видеоматериалов по программам и учебным планам военно-политической подготовки, регулярное опубликование методических материалов в помощь руководителям учебных групп военно-политической подготовки в периодических изданиях и на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации за счет, и в пределах средств, ежегодно выделяемых Главному военно-политическому управлению Вооруженных Сил Российской Федерации на воспитательную работу.

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.Шойгу

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 22 февраля 2019 года N 95

Руководство по организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации

1. Военно-политическая подготовка (ВПП) является одним из основных предметов подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации* и важнейшей формой военно-политического, государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания.

* Далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны, Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами, военные округа, Северный флот - военными округами, органы военного управления, объединения, соединения, воинские части (корабли), организации Вооруженных Сил Российской Федерации - воинскими частями.

2. Целью ВПП является формирование у военнослужащих Вооруженных Сил высокого уровня военно-политического сознания и культуры, качеств воина-государственника, патриота, высоконравственной личности, сознательного и ответственного отношения к воинскому долгу, требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, уставов и воинской дисциплины.

ВПП в сочетании с другими предметами боевой подготовки обеспечивает высокую морально-политическую и психологическую готовность военнослужащих Вооруженных Сил и воинских коллективов к выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы.

3. В ВПП основное внимание уделяется изучению военнослужащими Вооруженных Сил вопросов государственного и военного строительства, военно-политической обстановки, предназначения Вооруженных Сил по отражению угроз национальной безопасности, отечественной истории, традиций армии и флота, военной педагогики и психологии, норм морали и воинской этики, законодательства Российской Федерации и норм международного гуманитарного права.

В ходе занятий используется исторический подход, приводятся примеры образцового исполнения военнослужащими Вооруженных Сил воинского долга. Преподаваемый материал тесно связывается с выполняемыми воинскими частями и подразделениями задачами, состоянием правопорядка и воинской дисциплины.

4. Общее руководство ВПП возлагается на командиров (начальников) воинских частей, а планирование дат и времени проведения занятий по ВПП - на соответствующих начальников штабов воинских частей. Непосредственную организацию, учебно-методическое обеспечение и контроль за проведением занятий по ВПП осуществляют военно-политические органы Вооруженных Сил.

5. ВПП проводится в течение всего учебного года:

с офицерами, прапорщиками, мичманами - в системе профессионально-должностной подготовки;

с сержантами, старшинами - в системе должностной и боевой подготовки;

с солдатами, матросами - в системе боевой подготовки;

с курсантами (слушателями) военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны - при изучении предусмотренных учебными планами и программами гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

с лицами гражданского персонала Вооруженных Сил - по планам командиров (начальников) воинских частей по военно-политическим, социально-экономическим и правовым вопросам методом информирования.

Планирование ВПП осуществляется на учебный год и уточняется на учебный период.

Для изучения военнослужащими Вооруженных Сил и разъяснения им актуальных для конкретной воинской части вопросов по ВПП командирам (начальникам) воинских частей предоставляется право своим решением, исходя из особенностей выполняемых задач, организации оперативной и боевой подготовки, условий дислокации, изменять тематику и содержание занятий (не более 25 процентов тем) с различными категориями личного состава Вооруженных Сил, а также изменять периодичность (дни) занятий при условии выполнения ежемесячных норм по количеству часов, отводимых на занятия по ВПП.

В воинских частях в целях организации ВПП разрабатываются:

календарные учебные планы ВПП для всех категорий личного состава Вооруженных Сил;

планы проведения двухдневных учебно-методических сборов с руководителями учебных групп ВПП и отчетные документы к ним.

Вопросы организации ВПП и информирования (состав учебных групп, их руководители и помощники руководителей; время и места проведения занятий; порядок инструктивно-методических занятий с руководителями учебных групп ВПП, их подготовки к занятиям; порядок участия должностных лиц в проведении и контроле занятий; порядок учета и отчетности по ВПП) отражаются в приказах командиров (начальников) воинских частей об организации боевой подготовки, внутренней и караульной служб на учебный год (период обучения) в соответствии с требованиями наставления по боевой подготовке в Вооруженных Силах.

6. Занятия по ВПП проводятся командирами (начальниками) воинских частей и подразделений, а также должностными лицами военно-политических органов Вооруженных Сил в соответствии с учебными программами (планами) в составе учебных групп, созданных для проведения профессионально-должностной, должностной и боевой подготовки:

с офицерами центральных органов военного управления, военных округов (флотов), объединений, профессорско-преподавательским составом военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны, военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, научно-исследовательских организаций Министерства обороны - 16 часов в год, в том числе 8 часов в дни профессионально-должностной подготовки;

с офицерами соединений, воинских частей (кораблей) и подразделений - 4 часа в месяц, в том числе 2 часа в дни профессионально-должностной подготовки;

с солдатами, матросами, сержантами, старшинами, проходящими военную службу по контракту и призыву, а также с прапорщиками и мичманами - 3 часа в неделю в первой половине учебного дня в составе подразделения (учебных групп прапорщиков и мичманов) численностью не более 25 человек;

с переменным составом в школах прапорщиков (мичманов), а также в учебных воинских частях, готовящих специалистов и младших командиров, - 2 раза в неделю по 2 часа в первой половине учебного дня;

с лицами гражданского персонала Вооруженных Сил - не менее 2 часов в месяц.

В ходе учений, боевых походов, полевых выходов, при выполнении задач в составе миротворческих сил, а также при нахождении подразделений в отрыве от пунктов постоянной дислокации ВПП организуется и проводится по отдельному плану не менее 1 часа в неделю.

Степень усвоения личным составом Вооруженных Сил знаний по ВПП оценивается по четырехбалльной системе. Учет успеваемости по ВПП ведется в журналах учета боевой (профессионально-должностной, должностной) подготовки.

На занятиях по ВПП (за устные и письменные ответы по основным и дополнительным вопросам семинара или беседы, выступления с рефератом, выполнение практических заданий) военнослужащие Вооруженных Сил получают индивидуальные оценки.

7. Для подготовки к занятиям руководителям учебных групп ВПП предоставляется 4 часа служебного времени в неделю. В воинских частях с руководителями учебных групп ВПП проводятся не менее одного раза в месяц двухчасовые инструктивно-методические занятия, а в соединениях и воинских частях перед началом каждого периода обучения - двухдневные учебно-методические сборы под руководством заместителей командиров (начальников) воинских частей по военно-политической работе.

Командиры (начальники) воинских частей утверждают планы сборов, а также ставят задачи на очередной учебный период (год) участникам сбора по повышению роли ВПП в поддержании боевой готовности, боевой подготовке, укреплении правопорядка и воинской дисциплины.

8. Участие руководящего состава объединений, соединений и воинских частей в проведении и текущем контроле занятий по ВПП осуществляется:

командирами воинских частей - не менее двух занятий в период обучения, а также контроль организации и методики проведения занятий в одной из подчиненных воинских частей (подразделении) ежемесячно;

заместителями командиров воинских частей - не менее трех занятий в период обучения, а также контроль организации и методики проведения занятий в одной из подчиненных воинских частей (подразделении), а заместителями командиров воинских частей по военно-политической работе - во всех подчиненных воинских частях ежемесячно;

начальниками отделов (отделений), служб воинских частей - не менее четырех занятий в период обучения с различными категориями военнослужащих Вооруженных Сил, а также контроль организации и методики проведения занятий в одной из подчиненных воинских частей (подразделении), а соответствующими должностными лицами по ВПП и информированию - во всех подчиненных воинских частях ежемесячно.

9. Состояние ВПП в ходе инспекторских, контрольных комплексных проверок проверяется в соответствии с требованиями Порядка проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 777дсп "О порядке проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации".

Вопросы для проверки знаний личного состава Вооруженных Сил по ВПП методом тестирования разрабатываются Главным военно-политическим управлением Вооруженных Сил, военно-политическими органами видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов.

10. В ходе контрольных проверок по отдельным вопросам ВПП включается в перечень основных предметов обучения, подлежащих обязательной проверке в соединениях, воинских частях всех видов и родов войск Вооруженных Сил и войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил. Состав соединений, воинских частей и подразделений, привлекаемых к контрольной проверке по отдельным вопросам, содержание контрольных занятий по ВПП определяются программой (планом) проверки, утверждаемой должностным лицом, возглавляющим проверку, в соответствии с правовыми актами Министерства обороны.

Количество проверяемых подразделений (учебных групп) устанавливается должностным лицом, возглавляющим проверку, и доводится до командиров проверяемых соединений, воинских частей не позднее чем за 10 суток до начала проверки.

Уровень теоретической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил проверяется в ходе контрольных занятий по ВПП в форме зачета с оценкой или тестирования в объеме изученных на момент проверки тем согласно учебным планам (программам) военно-политической подготовки.

Для определения оценки проверяемому военнослужащему Вооруженных Сил в форме зачета задается не менее трех вопросов. В целях объективного определения степени усвоения знаний проверяемому задается не более трех дополнительных вопросов.

Ответ на вопрос оценивается:

"отлично", если в полном объеме и последовательно раскрыто его содержание, при ответе правильно использовались основные понятия и термины;

"хорошо", если раскрыто содержание вопроса, но при ответе допущены неточности и ошибки;

"удовлетворительно", если показаны нетвердые знания по существу поставленного вопроса, с трудом раскрыто его основное содержание;

"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".

Индивидуальная оценка военнослужащего Вооруженных Сил определяется:

"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".

Оценка снижается на один балл, если проверяемый на момент сдачи ВПП имеет дисциплинарное взыскание за совершенный грубый дисциплинарный проступок.

Если военнослужащий Вооруженных Сил не прибыл на контрольное занятие по ВПП без уважительной причины, то он оценивается "неудовлетворительно".

Руководители учебных групп оцениваются вместе с проверяемой учебной группой с учетом уровня их знаний по программе ВПП, методике проведения занятий и общей оценки руководимой учебной группы.

Оценка подразделению (учебной группе) по ВПП определяется на основе индивидуальных оценок военнослужащих Вооруженных Сил:

"отлично", если средний балл не менее 4,7;

"хорошо", если средний балл не менее 3,7;

"удовлетворительно", если средний балл не менее 2,7;

"неудовлетворительно", если средний балл менее 2,7.

Для анализа состояния ВПП воинским частям по итогам контрольных проверок по отдельным вопросам выставляется оценка по ВПП. При этом органу военного управления, управлению воинской части оценка по ВПП определяется на основе индивидуальных оценок военнослужащих Вооруженных Сил.

от 3 декабря 2015 года N 717

(с изменениями на 8 ноября 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях повышения уровня правовой работы, укрепления законности и правопорядка в деятельности органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации

2. Возложить на главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителей центральных органов военного управления, командующих объединениями, командиров соединений и воинских частей, начальников (руководителей) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации персональную ответственность за состояние правовой работы в подчиненных органах военного управления, воинских частях и организациях.

3. Главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации:

обеспечить соблюдение законности и правопорядка во всех видах деятельности войск (сил) и органов военного управления.

4. Признать утратившими силу:

пункт 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 октября 2013 года N 775дсп "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по списанию с учета сумм ущерба".

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра обороны Российской Федерации.

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.Шойгу

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 3 декабря 2015 года N 717

Наставление по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации

(с изменениями на 8 ноября 2018 года)

I. Общие положения

1. Правовая работа - комплекс мер нормотворческой, правоприменительной и правовоспитательной направленности, разрабатываемых и осуществляемых с использованием правовых средств органами военного управления, командирами (начальниками), подразделениями (должностными лицами) юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации*, органами по работе с личным составом в пределах их компетенции в целях обеспечения законности и правопорядка, соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, реализации требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, общевоинских уставов, нормативных правовых (правовых) актов Министерства обороны, успешного решения задач боевой подготовки, повышения боевой и мобилизационной готовности войск (сил), воинской и трудовой дисциплины, защиты прав и законных интересов воинских частей, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил по вопросам их служебной деятельности.

* Далее в тексте настоящего Наставления, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерство обороны; Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом; юридическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации - юридической службой; органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации - воинскими частями; территориальные управления имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, региональные управления и территориальные органы военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, территориальные управления (отделы) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, региональные управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и военные комиссариаты - региональными (территориальными) органами Министерства обороны; региональные управления правового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - региональными управлениями правового обеспечения.

2. Правовая работа в Вооруженных Силах проводится на стадии:

формирования правовых норм;

соблюдения, исполнения и применения правовых норм.

3. Деятельность воинских частей, командиров (начальников), подразделений (должностных лиц) юридической службы, органов по работе с личным составом по реализации комплекса мер, указанных в пункте 1 настоящего Наставления, включает в себя проведение правовой работы при:

издании командирами (начальниками) воинских частей приказов (директив, указаний, приказаний) и других служебных документов;

упорядочении и систематизации правовых актов Министерства обороны, приказов (директив) командиров (начальников) воинских частей;

ведении справочной работы в воинских частях;

организации деятельности подразделений юридической службы и методического руководства правовой работой в нижестоящих подразделениях (должностных лиц) юридической службы;

производстве административных расследований;

организации консультирования военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, членов их семей;

обеспечении действий войск (сил) в вооруженных конфликтах;

организации и ведении договорной работы в воинских частях;

организации и ведении работы по защите в судах прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (по их поручениям), Министерства обороны, Министра обороны Российской Федерации и воинских частей;

организации правового обучения военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил;

осуществлении иных направлений деятельности*.

* Проведение правовой работы по не регламентированным настоящим Наставлением направлениям деятельности регулируется иными правовыми актами Министерства обороны.

4. Твердое знание командирами (начальниками) воинских частей Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, их высокая правовая культура* являются необходимым условием организации служебной деятельности, успешного выполнения общих, должностных и специальных обязанностей.

* Под правовой культурой понимается совокупность социально полезных качеств, которые находят свое проявление в организаторской, административной, воспитательной и иных видах деятельности, основанной на знании и глубоком уважении российского законодательства, его правильном понимании, исполнении и применении в соответствии с определенными законодательством требованиями.

5. Командир (начальник) воинской части обязан:

устанавливать полномочия и ответственность должностных лиц воинской части в вопросах организации и осуществления правовой работы;

издавать приказы (директивы) в пределах предоставленных полномочий;

планировать мероприятия по организации правовой работы, своевременно вносить в планы необходимые изменения и уточнения и добиваться их выполнения;

координировать правовую работу, проводимую в воинской части;

принимать меры, направленные на обеспечение законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, защиту прав и законных интересов воинской части;

обладать знаниями правовых минимумов и требовать этого от подчиненных;

организовывать правовое обучение подчиненных военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, направленное на усвоение ими установленных правовых минимумов;

внедрять новые, передовые методы, способствующие повышению эффективности правового обучения и воспитания военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил;

вносить предложения по совершенствованию правовой работы;

обеспечивать в пределах своих полномочий реализацию положений нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих права, свободы и обязанности военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил;

организовывать контроль за состоянием правовой работы в воинской части.

6. Командир (начальник) воинской части, имеющий в непосредственном подчинении подразделение (должностное лицо) юридической службы, кроме того, обязан:

утвердить положение о подразделении (обязанности должностного лица) юридической службы, разработанное в соответствии с Положением о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 700, и с учетом особенностей и задач, решаемых воинской частью;

организовать в установленном порядке материально-техническое обеспечение подразделения (должностного лица) юридической службы (персональными электронно-вычислительными машинами, средствами связи, справочно-правовыми системами, периодическими изданиями правового характера, канцелярскими принадлежностями, транспортом, техническими и другими средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них задач (должностных обязанностей);

осуществлять подбор кадров для замещения должностей юридического профиля и организовывать их обучение по программам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации);

рассматривать заключения, справки и доклады подразделения (должностного лица) юридической службы;

принимать меры по устранению выявленных нарушений законности и правопорядка, защите прав и законных интересов воинской части;

вносить предложения по совершенствованию правового обеспечения;

непосредственно руководить подчиненными подразделениями (должностными лицами) юридической службы;

согласовывать предложения по проведению организационных мероприятий в подчиненных подразделениях (в отношении должностных лиц) юридической службы с вышестоящим подразделением (должностным лицом) юридической службы.

II. Правовая работа при подготовке и представлении на подпись проектов правовых актов Министерства обороны, приказов (директив) командиров (начальников)

7. Подготовка и представление на подпись проектов правовых актов Министерства обороны осуществляется в соответствии с Инструкцией по подготовке и представлению на подпись проектов правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 декабря 2014 года N 888 "О порядке подготовки, оформления и государственной регистрации официальных документов Министерства обороны Российской Федерации".

Подготовка проектов приказов (директив) командиров (начальников)

8. Подготовка проектов приказов (директив) командиров (начальников) осуществляется соответствующими подразделениями (далее - подразделения) воинских частей по поручению вышестоящего командира (начальника) или в инициативном порядке в соответствии с инструкцией о порядке разработки, согласования и представления проектов приказов (директив) на подпись командиру (начальнику) воинской части, разрабатываемой в соответствии с настоящим Наставлением и утверждаемой в каждой воинской части*.

* Подготовка проектов приказов (директив) командиров (начальников) осуществляется, если иное не установлено настоящим Наставлением, с учетом требований по подготовке служебных документов, установленных соответствующими правовыми актами Министерства обороны.

9. Подготовка приказов (директив) командиров (начальников) по поручению вышестоящего командира (начальника) воинской части осуществляется как одним подразделением, так и несколькими подразделениями, указанными в поручении, с учетом их предназначения и возложенных на них задач.

При этом организация работы по подготовке приказов (директив) командиров (начальников) возлагается на подразделение, руководитель которого в поручении указан первым или назначен ответственным (далее - подразделение-разработчик).

10. Другие подразделения, указанные в поручении, обязаны обеспечить своевременное представление предложений, необходимых документов, справок, расчетов и других материалов, а при необходимости подготовки проекта приказа (директивы) командира (начальника) в сжатые сроки - выделение специалистов.

11. По своей инициативе подразделение подготавливает проект приказа (директивы) командира (начальника) при необходимости решения вопросов, возникающих в процессе повседневной деятельности, устранения возможных противоречий в правовых актах, множественности правовых актов по одному и тому же вопросу, актуализации правовых норм.

12. Подготовка проекта приказа (директивы) командира (начальника) должна начинаться с изучения существа вопроса, подлежащего урегулированию, действующих по этому вопросу законодательных актов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Министерства обороны, вышестоящих командиров (начальников), командира (начальника) воинской части, практики их применения, справочного материала (обобщения, предложения, отчеты, доклады и другие материалы), а также научной литературы и материалов периодической печати по рассматриваемому вопросу, данных социологических и иных исследований, если такие проводились.

13. Подготовка проекта приказа (директивы) командира (начальника) осуществляется исходя из требований конкретности в определении целей и задач, средств их достижения, соответствия законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, обеспечения необходимыми материально-техническими средствами и финансовыми ресурсами, определения исполнителей и сроков выполнения, назначения должностных лиц, ответственных за контроль выполнения приказов (директив) командиров (начальников).

14. Приказы (директивы) командиров (начальников) не должны противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, правовым актам Президента Российской Федерации, в том числе издаваемым им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, правовым актам Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их компетенции, правовым актам Министерства обороны.

15. Приказы (директивы) командиров (начальников) должны полностью охватывать рассматриваемые вопросы, действовать длительное время без изменений. По одному и тому же вопросу должен действовать, как правило, один правовой акт.

1. Общественно-государственная подготовка (далее именуется - ОГП) является одним из основных предметов обучения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации* и важнейшей формой государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания.

2. В ходе занятий по ОГП основное внимание уделяется практике обучения и воспитания личного состава Вооруженных Сил, изучению военнослужащими вопросов отечественной истории, традиций армии и флота, проблем государственного и военного строительства, военной педагогики и психологии, законодательства Российской Федерации и норм международного гуманитарного права.

3. Общее руководство ОГП возлагается на командиров (начальников) воинских частей, а планирование ОГП - на начальников штабов воинских частей. Непосредственную организацию проведения занятий по ОГП и контроль за ним осуществляют органы воспитательной работы Вооруженных Сил.

4. ОГП проводится:

с солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и офицерами - в системе боевой, командирской и профессионально-должностной подготовки;

с курсантами (слушателями) военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны - при изучении предусмотренных учебными планами и программами гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

с лицами гражданского персонала воинских частей - по планам командиров (начальников) воинских частей по социально-политическим, экономическим и правовым вопросам методом информирования.

Планирование ОГП осуществляется на учебный год.

5. Занятия по ОГП проводятся командирами (начальниками) воинских частей, а также должностными лицами органов воспитательной работы Вооруженных Сил в соответствии с учебными планами:

с офицерами центральных органов военного управления, военных округов (флотов), объединений, профессорско-преподавательским составом военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны, военных кафедр (факультетов военного обучения) при образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научно-исследовательских организаций Министерства обороны - 16 часов в год, в том числе 8 часов в дни профессионально-должностной подготовки;

с офицерами соединений, воинских частей (кораблей), подразделений, военных комиссариатов - 6 часов в месяц, в том числе 3 часа в дни командирской подготовки;

с солдатами, матросами, сержантами, старшинами, проходящими военную службу по контракту, а также прапорщиками и мичманами - 2 часа в неделю в утреннее время;

с солдатами, матросами, сержантами, старшинами, проходящими военную службу по призыву, - 2 раза в неделю по 2 часа в утреннее время;

с переменным составом в школах прапорщиков (мичманов), а также в учебных воинских частях, готовящих специалистов и младших командиров, - 2 раза в неделю по 2 часа в утреннее время;

с лицами гражданского персонала воинских частей - не менее 1 часа в месяц.

В ходе учений, боевых походов, полевых выходов, при выполнении задач в составе миротворческих сил, а также при нахождении подразделений в отрыве от пунктов постоянной дислокации ОГП организуется и проводится по отдельному плану не менее 1 часа в неделю.

6. Контроль за усвоением пройденных тем по ОГП осуществляется в ходе проведения контрольных занятий по итогам периода обучения, а также при инспектировании и проверках войск (сил).

Контрольные вопросы по ОГП разрабатываются органами воспитательной работы Вооруженных Сил.

7. При инспектировании и проверках войск (сил) количественный состав проверяемых, оценка индивидуальных знаний по ОГП военнослужащих, оценка по ОГП учебным группам и воинским частям определяются в соответствии с требованиями правовых актов Министерства обороны.

8. Для подготовки к занятиям руководителям групп ОГП предоставляется 4 часа служебного времени в неделю. В воинских частях с руководителями групп ОГП проводятся по мере необходимости, но не менее одного раза в месяц, двухчасовые инструктивно-методические занятия, а в соединениях и воинских частях перед началом каждого периода обучения - двухдневные учебно-методические сборы под руководством заместителей командиров по воспитательной работе.

9. Участие руководящего состава объединений, соединений и воинских частей в проведении занятий по ОГП осуществляется:

командирами объединений, соединений и воинских частей - не менее двух занятий в период обучения;

заместителями командиров объединений, соединений и воинских частей - не менее трех занятий в период обучения;

начальниками отделов (отделений), служб объединений, соединений и воинских частей - не менее четырех занятий в период обучения с различными категориями военнослужащих.

10. Основные требования к учебно-материальной базе ОГП:

на военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, иметь две тетради по 48 листов на учебный год, ручку;

на учебную группу иметь две карты (политическая карта мира и карта Российской Федерации), 2-3 наглядных пособия на каждую тему, две указки (для руководителя группы и слушателя), журнал боевой, командирской (профессионально-должностной) подготовки, комплект учебных пособий по ОГП, учтенных в библиотеке воинской части, и подборку литературы, соответствующей основным разделам учебного плана;

руководителю группы иметь по одной тетради для конспектов лекций, планов проведения самостоятельной подготовки, семинара (беседы) и самостоятельной работы.

11. Для проведения занятий по ОГП в масштабе подразделения используются технические средства воспитания, имеющиеся в воинской части.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: