Общегосударственный финансовый контроль включает в себя налоговый

Обновлено: 18.04.2024

Общегосударственный финансовый контроль включает в себя контроль, осуществляемый президентом; законодательными органами власти, как непосредственно (парламентский контроль), так и через специально созданные органы (контрольно-счетные органы); контроль исполнительными органами власти.

Президентский контроль в Российской Федерации осуществляется Контрольным управлением, которое контролирует ход реализации ежегодных Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и других программных документов главы государства, выполняет другие задачи.

Парламентский контроль включает в себя обсуждение основных направлений политики правительства, в том числе в области финансов; рассмотрение и утверждение бюджета, отчета о его выполнении; контрольную деятельность. Например, в Индии — это парламентские комитеты (государственной от- четности, бюджетных предложений, по делам государственных предприятий). В США такими органами, например, являются Бюджетное управление конгресса (БУК) и Главное контрольно-финансовое управление (ГКФУ).

Основное назначение БУК снабжать Конгресс, в том числе бюджетные комитеты, информацией по финансово-экономическим вопросам, анализировать исполнение финансовых программ. Ключевой функцией ГКФУ, как главного органа, контролирующего исполнение бюджета, является осуществление контроля за правительственными расходами. Этот орган пользуется определенной независимостью от обеих ветвей власти. В ряде стран (Австрия, Германия, Испания, Франция, др.) в качестве независимого органа государственного финансового контроля выступают Счетные палаты.


В России парламентский контроль (через деятельность различных комитетов и комиссий) осуществляет Совет Федерации и Государственная Дума. Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации на федеральном уровне представлена на рис. 9.7.

Органами внешнего государственного финансового контроля в России является Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов РФ.


Основной задачей Счетной палаты как высшего органа внешнего государственного ауди- та (контроля) является организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; оценка эффективности предоставления налоговых льгот, преимуществ; другие задачи.


Финансовый контроль в системе исполнительных органов власти в Российской Федерации осуществляют федеральные службы, деятельность которых контролирует Минфин России, а также Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая находится в ведении Правительства Российской Федерации.


Особым статусом обладает Банк России, который осуществляет в основном надзорные функции за деятельностью кредитных организаций. Росфиннадзор в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; осуществляет надзор за исполнением законодательства РФ в части организации финансово-бюджетного контроля и надзора, осуществляет другие полномочия.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, в том числе через свои территориальные органы.

Задачей предварительного контроля является предупреждение нецелевого и незаконного расходования бюджетных средств. Текущий казначейский контроль проводится в процессе исполнения бюджета и предусматривает проведение анализа оперативной информации об использовании бюджетных средств, данных текущей отчетности об исполнении бюджета.

Основными функциями Росфинмониторинга являются: контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; сбор, обработка, анализ и проверка информации об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю; выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Кроме того, Росфин-мониторинг осуществляет надзорные функции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействует с компетентными органами иностранных государств.

БК РФ Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

(п. 3 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.


Финансовый контроль— экономическое понятие, которое может иметь самый широкий спектр интерпретаций. Рассмотрим наиболее популярные из них в российской экспертной среде, а также изучим ряд важнейших аспектов данного вида контроля.

Понятие финансового контроля

Под финансовым контролем подразумевается процедура либо совокупность процедур, направленных на оценку соответствия деятельности той или иной организации в области управления денежными средствами нормам, установленным в законодательных правовых актах, утвержденных на различных уровнях.

Рассматриваемый термин часто отождествляется с понятием финансовой проверки. В ряде случаев это вполне допустимо, но следует понимать, что проверка — это лишь один из возможных методов финансового контроля.

Наряду с проверками финансовый контроль может выражаться в виде:

  • анализа;
  • обследования;
  • наблюдения.

Изучим их специфику подробнее.

Смотрите образец Положения о службе внутреннего контроля предприятия в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Основные методы финансового контроля: проверка, анализ, обследование, наблюдение

Проверка предполагает осуществление мероприятий, направленных на выявление фактов нарушения организацией норм управления денежными средствами. Она носит достаточно комплексный характер и может предполагать задействование широкого спектра дополнительных методов.

Сущность второй процедуры, формирующей финансовый контроль либо являющейся его составной частью, — анализа — заключается вобнаружении не только фактов нарушений в процедурах управления финансами предприятия, но и причинно-следственных связей, обуславливающих возможные отклонения в финансовой деятельности проверяемой организации от установленных норм. Анализ в рамках финансового контроля характеризуется рассмотрением процессов управления финансами на предельно низком уровне максимально локализовано.

Обследование, в свою очередь, направлено не на выявление фактов нарушения норм управления финансами, а на своевременный поиск причин, их обуславливающих.

Наблюдение — «облегченный» вариант обследования, предусматривающий обнаружение причин, обуславливающих нарушения в управлении финансами, однако не по причине акцентированного их поиска, как при обследовании, а в силу того, что они становятся очевидным образом заметными при общем ознакомлении с деятельностью объекта контроля.

Рассмотрим несколько простых примеров задействования тех или иных методов финансового контроля.

Пример 1. Метод проверки и анализа

Аудиторская фирма «Партнер» стала проверять первичные документы ООО «Мастер» и выявила методом проверки, что таковые составлены сприменением некорректных бланков. Посредством анализа было выявлено, что причина тому — использование устаревшей бухгалтерской программы, вкоторой прописаны утратившие силу формы бланков.

Пример 2. Метод обследования

Аудиторская фирма «Инвестор» стала проверять первичные документы ООО «Кутюрье». Спомощью метода обследования инфраструктуры и ПО, используемых фирмой, было выявлено, что на компьютерах проверяемой организации установлена устаревшая бухгалтерская программа, вследствие чего стало очевидно, что бланки первички, созданные с ее помощью, составлены неправильно.

Эксперт аудиторской фирмы «Инвестор», получив в распоряжение главный бухгалтерский ПК ООО «Печатник», увидел на рабочем столе операционной системы значок программы бухучета в версии 4.0, в то время как актуальной уже давно стала версия программы 12.0, и сразу уведомил бухгалтерию отом, что ПО устарело, и бланки первички заполняются, таким образом, некорректно.

Основные функции финансового контроля

Полезно будет рассмотреть ключевые функции финансового контроля как экономического института. Ключевыми можно назвать следующие функции:

  • правоохранительную;
  • профилактическую;
  • корректирующую;
  • аналитическую.

Что касается первого пункта, здесь финансовый контроль выступает в качестве инструмента по выявлению нарушений законодательства (бюджетного, налогового, административного, гражданского, корпоративного). Таким образом, проверяющая организация содействует защите прав тех субъектов, которые могут пострадать в силу допущенных объектом контроля недоработок в части следования нормам соответствующей отрасли права.

Подробнее о налоговом контроле, который является одним из наиболее масштабных типов финансового контроля, читайте в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».

В свою очередь в рамках профилактической функции финансовый контроль может предупреждать последствия нарушений норм законодательства в указанных отраслях права, если те или иные недоработки, допущенные проверяемой организацией, удастся выявить еще до того, как юридически значимые действия по управлению финансами будут осуществлены соответствующим субъектом.

Корректирующая функция предполагает задействование финансового контроля как инструмента, стимулирующего необходимые изменения в политике управления денежными ресурсами проверяемой организации. Контролирующий орган выявляет недоработки в данной области, после чего объект финансового контроля принимает меры по их устранению и корректирует, таким образом, свою систему управления финансами.

Аналитическая функция финансового контроля предполагает выявление причин и закономерностей, которые приводят к нарушениям объектами контроля норм законодательства в части управления финансовыми ресурсами.

Ключевые задачи финансового контроля

Важнейший аспект изучения специфики финансового контроля — рассмотрение задач, характерных для этой деятельности. Эксперты подразделяют задачи финансового контроля на 2 основные группы:

  • те, что связаны с обеспечением законности процедур управления организацией финансовыми ресурсами;
  • те, что связаны с правовой защитой заинтересованных лиц, имеющих отношение к объекту финансового контроля,— собственников, распорядителей, акционеров.

Что касается задач первого типа, то ключевыми из них можно назвать проверку:

  • корректности и целостности кассовой и бухгалтерской документации;
  • инфраструктуры системы управления финансами ворганизации;
  • компетенций специалистов, отвечающих за управление финансами;
  • соответствия действий, связанных с управлением финансами, законодательным критериям в аспекте сроков, применения тех или иных форм, задействования каналов обмена документами;
  • фактов, подтверждающих целевое расходование организацией денежных средств.

В числе ключевых задач финансового контроля, относящихся ко второй категории:

  • проверка и анализ проработанности и стабильности системы принятия решений по управлению капиталом в организации;
  • анализ алгоритмов проверки качества принятия соответствующих решений;
  • оценка эффективности задействования финансовых ресурсов с точки зрения прибыльности фирмы (если речь идет о коммерческой структуре) либо сведения к минимуму расходов (если рассматривается деятельность бюджетной организации).

Рассмотрим еще один полезный аспект финансового контроля.

Экономическое значение финансового контроля

Экономическое значение финансового контроля можно проследить в таких аспектах, как:

  • стимулирование стремления объектов контроля к обеспечению законности процедур управления финансами;
  • оптимизация структуры управления капиталом в коммерческой фирме либо в бюджетной организации — как результат, повышение эффективности работы соответствующих субъектов;
  • содействие решению системных экономических задач государства и общества — с точки зрения стабильности налоговых платежей в бюджет государства или муниципалитета, обеспечения занятости граждан, развития рыночных отношений.

Таким образом, институт финансового контроля имеет большое значение как для экономики государства, так и для локальных хозяйственных систем — бюджетных и коммерческих.

Рассмотрев понятие и значение финансового контроля, изучим специфику 2 его масштабных разновидностей — государственного и муниципального контроля.

Сущность государственного финансового контроля в РФ

Существует 2 основных подхода к пониманию государственного финансового контроля.

Во-первых, под таковым можно понимать деятельность госструктур, выполняющих проверку юридически независимых от проверяющего органа субъектов. Таковыми могут быть как государственные структуры, так и частные.

В первом случае особенность государственного финансового контроля будет заключаться в том, что его субъекты выясняют, насколько соответствует установленным нормам деятельность проверяемой организации по управлению главным образом бюджетными средствами. Но в тех случаях, когда бюджетная организация осуществляет предпринимательскую деятельность (например, если речь идет об автономном учреждении), предметом финансового контроля может быть также и управление внебюджетными средствами.

Подробнее о примечательных нюансах бухотчетности в автономных и иных госучреждениях читайте в статье «Составляем план счетов бюджетного учета— образец-2020».

Если объект контроля — частная фирма, то проверка может быть связана с выявлением нарушений тех или иных норм законодательства, которые имеют отношение к коммерческой деятельности проверяемой организации, например, в части налогообложения и отчетности.

Во-вторых, государственный финансовый контроль может осуществляться в отношении юридически зависимых от проверяющего органа структур. Он предполагает осуществление проверки деятельности какого-либо подразделения ведомства или органа в целом штатными специалистами либо направляемыми вышестоящим органом. В этом случае речь чаще всего идет о проверке эффективности расходования бюджетных средств, но если коммерческая деятельность предусмотрена для той или иной госорганизации, то в рамках проверки исследуется также корректность ее осуществления.

Государственный финансовый контроль может также классифицироваться, исходя из сферы экономической деятельности. Например, проверки могут быть налоговыми, таможенными, денежно-кредитными и т.д.

Государственный финансовый контроль осуществляется преимущественно посредством проверок, то есть действий, направленных на выявление фактов нарушения норм законодательства, регулирующего управление финансами. Государственные проверки подразделяются на 2 категории — камеральные и выездные.

Проверки первого типа предполагают осуществление сотрудниками проверяющей госструктуры необходимых действий в пределах места нахождения соответствующего органа. Выездные проверки предполагают осуществление необходимых действий по месту нахождения проверяемой организации.

Государственный финансовый контроль: основные НПА

Какие источники права из числа действующих в РФ регулируют государственный финансовый контроль? Главными из них можно назвать:

  • Бюджетный кодекс РФ, в частности, главу 26;
  • указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095.

Первый источник права определяет:

  • виды государственного, а также муниципального финансового контроля, осуществляемые в РФ;
  • объекты финансового контроля;
  • методы финансового контроля;
  • полномочия органов финансового контроля;
  • специфику и источники официального документооборота между субъектами и объектами контроля.

Указ Президента № 1095 — это фактически единственный принятый на федеральном уровне НПА, закрепляющий на официальном уровне институт государственного финансового контроля и определяющий основные органы, которые являются его субъектами. В частности, речь идет о таких структурах, как Счетная палата, Центробанк, Минфин.

Отметим, что указ № 1095 устанавливает, что государственный финансовый контроль может осуществляться любыми органами, компетентными ввопросах поступления и расходования денежных средств в рамках национальной бюджетной системы.

Государственный контроль: сущность постановлений и предписаний

Особенность государственных проверок состоит в том, что по их итогам сотрудниками проверяющей инстанции оформляется акт, в соответствии скоторым в адрес организации, являющейся объектом финансового контроля, может быть направлено постановление либо предписание.

В чём их особенности?

В соответствии с п.2 ст.270.2 БК РФ под представлением следует понимать документ, выданный органом финансового контроля, в котором отражаются:

  • информация о нарушениях норм бюджетного законодательства и иных НПА, касающихся бюджетных процессов, которую проверяемая компания должна рассмотреть в течение 30 дней либо срока, определенного в документе;
  • требования о принятии проверяемой организацией мер по устранению выявленных недоработок, а также причин и условий, повлиявших на их возникновение.

В соответствии с п.3 ст.270.2 БК РФ под предписанием понимается источник, в котором фиксируются требования об устранении организацией допущенных нарушений норм бюджетного права, а также, если это предполагается из результатов проверки, — требования о возмещении компанией ущерба государству, нанесенного объектом проверки вследствие допущенных нарушений бюджетного законодательства.

Если проверяемая организация не исполнит предписание органа государственного контроля, касающееся возмещения ущерба, то соответствующая проверяющая структура вправе обратиться в суд с иском овзыскании возмещения — таковы положения п.4 ст.270.2 БК РФ.

Специфика муниципального финансового контроля в Российской Федерации

Достаточно близким к рассмотренному выше понятию государственного финансового контроля является муниципальный контроль. В принципе различие между ними сводится главным образом к тому, что по Конституции РФ государственная власть отделена от местной, и соответствующие институты финконтроля характеризуются юридической независимостью.

Главное отличие муниципального финансового контроля от государственного, таким образом, — это уровень выполнения проверяющими организациями своих функций, а также способ учреждения соответствующих органов. Госструктуры формируются при участии органов власти на федеральном или региональном уровне. Муниципальные структуры, в свою очередь, формируются местными органами власти, при этом они, как правило, не подотчетны государственным. Однако их деятельность основывается на положениях местных НПА, которые не должны противоречить региональным либо федеральным источникам права. В этом смысле некоторая субординация между государственными и муниципальными субъектами финансового контроля всё же может прослеживаться.

С точки зрения используемых методов, а также специфики взаимодействия сюридически зависимыми либо независимыми субъектами работа муниципальных проверяющих структур в целом схожа с деятельностью государственных структур. Также, как и в случае с проверками госструктур, органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах, формируют акты, выносят постановления либо предписания. Их проверки также подразделяются на камеральные и выездные.

Как правило, органы, осуществляющие финансовый контроль на уровне местной власти, имеют меньший спектр полномочий по сравнению сгосударственными. В принципе юрисдикция муниципальных проверяющих достаточно редко распространяется на юридически независимые субъекты — как правило, только в тех случаях, когда нужно проверить, как расходуется муниципальный бюджет.

Можно также отметить, что обычно государственные органы финансового контроля формируются строго по вертикали — соответствующие ведомства утверждаются на федеральном уровне, после чего в регионах открываются их территориальные подразделения. Муниципальные органы власти в РФ могут, в свою очередь, утверждать собственные ведомства, отвечающие за финансовый контроль, а также активно обращаться к внешним субъектам контроля, таким как, например, аудиторы, общественные группы, НКО.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Деятельность организаций бюджетной сферы находится под постоянным пристальным контролем со стороны различных органов и служб. И это неудивительно, ведь обязанность государства – следить за использованием казенного имущества и расходованием бюджетных средств. Часть этой ответственности возложена и на сами учреждения.

Итак, существуют несколько видов контроля:

  • внутренний контроль;
  • внутренний финансовый контроль (ВФК),
  • внутренний государственный/ муниципальный финансовый контроль;
  • внешний государственный/ муниципальный финансовый контроль,
  • ведомственный контроль,
  • внутренний финансовый аудит (ВФА).

Конечно, многих такое "обилие" видов контроля пугает. Потому что неясно, какой из них должно осуществлять само учреждение, а какой – функция контролирующих органов? В чем отличие, например, внутреннего контроля от ВФК, а ВФК от ВФА? Одинаковы ли "контрольные" обязанности у казенных, бюджетных и автономных учреждений? Забегая наперед скажем, что все не так страшно. Давайте разбираться.

Внутренний контроль

Осуществляют казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Проводить его обязывает ст.19 Закона № 402-ФЗ о бухгалтерском учете, причем буквально одной строкой: учреждение обязано организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. И здесь для бюджетных и автономных учреждений хорошая новость: на этом все требования по внутреннему контролю для АУ и БУ заканчиваются! Как именно будет организован внутренний контроль в учреждении, кто, когда, как и что именно будет проверять, решает уже само учреждение и закрепляет это в локальном акте.

Внутренний ФИНАНСОВЫЙ контроль (ВФК)

Осуществляют участники бюджетного процесса, в том числе органы власти, органы местного самоуправления и казенные учреждения. Бюджетные и автономные учреждения – получатели субсидий участниками бюджетного процесса не являются, а потому мероприятия внутреннего ФИНАНСОВОГО контроля не проводят.

Об обязательности осуществления ВФК с 2019 года говорится в ст. 160-2.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Этот вид внутреннего контроля одним из элементов, своего рода дополнением к внутреннему контролю по Закону № 402-ФЗ.

Что же отличает ВФК от "просто" внутреннего контроля, ну, кроме наличия в формулировке слова "финансовый"? Что должны делать казенные учреждения в рамках ВФК, чего не требуется от АУ и БУ? А дело в том, что казенные учреждения как участники бюджетного процесса наделены рядом бюджетных полномочий, в частности:

  • составлять и исполнять бюджетную смету,
  • принимать и исполнять обязательства в пределах ЛБО
  • вести БЮДЖЕТНЫЙ учет (по Инструкции № 162н) и составлять БЮДЖЕТНУЮ отчетность (по Инструкции № 191н).

И внутренний ФИНАНСОВЫЙ контроль в казенном учреждении – это действия в целях оценки качества исполнения именно бюджетных полномочий. Эти контрольные процедуры – часть каждого бюджетного полномочия КУ.

Начиная с 2020 года порядок осуществления внутреннего финансового контроля не регулируется специальными нормативными правовыми актами. Определить порядок осуществления ВФК с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий КУ нужно самостоятельно. Но если в вопросах, не связанных с исполнением бюджетных полномочий (например, использование имущества, списание ГСМ, работа с подотчетными лицами и т.д), казенное учреждение, так же, как и АУ/БУ может организовать внутренний контроль на свое усмотрение, то в части внутреннего ФИНАНСОВОГО контроля бюджетных полномочий "простор для творчества" все же ограничен положениями БК РФ и федеральными стандартами внутреннего финансового АУДИТА.

Внутренний финансовый аудит (ВФА)

Насколько качественно в казенном учреждении организован внутренний финансовый контроль, призван оценить внутренний финансовый АУДИТ. Поэтому Стандарты ВФА – основа для организации не только аудита, но и внутреннего финансового контроля.3. Внутренний финансовый аудит (ВФА)

На бюджетные и автономные учреждения обязанность по осуществлению внутреннего финансового аудита не распространяется, поскольку они, повторимся, не являются участниками бюджетного процесса. А вот добровольно организовать у себя ВФА бюджетные/ автономные учреждения вполне могут.

Максимум важной и полезной информации, ответы на множество вопросов по различным видам контроля – в специальной Памятке для специалиста по финконтролю и аудиту в бюджетной сфере. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Важно понимать, что ВФА – это не контроль одного уровня над другим. Это своеобразное продолжение, следующая ступень внутреннего финансового контроля. Задача ВФА – сделать внутренний финансовый контроль максимально эффективным. Для этого аудиторы казенного учреждения оценивают, как работает ВФК в учреждении, есть ли какие-то слабые места, насколько такая система ВФК обеспечивает качественное исполнение бюджетных полномочий, достоверность бюджетной отчетности, эффективность использования бюджетных средств. Информацию обо всем этом аудиторы должны представить руководителю учреждения вместе с предложениями по повышению качества ВФК.

ВЕДОМСТВЕННЫЙ контроль

Он как раз представляет собой схему межуровневого контроля. Это контроль органа-учредителя в отношении подведомственных учреждений – и казенных, и бюджетных, и автономных. Проверять, как учреждения расходуют выделеные им средства (ЛБО и субсидии), как используется закрепленное за ними имущество, каково состояние финансово-хозяйственной деятельности учреждений и т.д. учредителя обязывают положения:

  • Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
  • Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и № 223-ФЗ о закупках;
  • нормативных актов, принятых на уровне публично-правовых образований.

Непосредственно ведомственные проверки проводят контрольно-ревизионные отделы органа-учредителя либо специальные органы/ управления, например, в структуре местной администрации. Порядок осуществления ведомственного контроля определяют нормативные акты самих ведомств.

Внутренний ГОСУДАРСТВЕННЫЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ финансовый контроль

Добавляя к уже знакомому нам понятию внутреннего финансового контроля слово "государственный" или "муниципальный", получаем финансовый надзор на уровне соответственно субъекта РФ или муниципального образования. На федеральном уровне внутренний государственный/ муниципальный контроль осуществляет Казначейство, а на региональном и местном – органы государственного/ муниципального финконтроля субъектов РФ и муниципальных образований, например, департамент финансово-бюджетного надзора. Эти контролирующие структуры созданы внутри системы органов власти, потому и контроль – внутренний.

Внутренний государственный/ муниципальный контроль – это прежде всего проверка законности расходования бюджетных средств и целевого их использования. Но это не значит, что в рамках внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля проверяют только получателей бюджетных средств – казенные учреждения. Объектами этого вида контроля являются все типы учреждений.

Необходимость проведения такого контроля установлена п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса. С 1 июля 2020 года органы внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля должны осуществлять проверочные мероприятия в соответствии с федеральными стандартами. Учреждения в своей деятельности этими стандартами не руководствуются. Однако же учреждения могут и должны знать о своих правах и обязанностях при проведении контрольных мероприятий – они прописаны в Стандарте. Как и порядок обжалования результатов проверки, действий или бездействия контрольного органа – по этим вопросам есть специальный Стандарт.

Поднимается еще на ступень выше. Здесь – ВНЕШНИЙ государственный/ муниципальный финансовый контроль. Почему внешний? Потому что его осуществляют органы, созданные вне системы органов власти, – Счетная палата на федеральном уровне и контрольно-счетные органы (КСП) – на уровне регионов и муниципальных образований.

ВНЕШНИЙ государственный/ муниципальный финансовый контроль

Такой вид контроля установлен п. 2 ст. 265 Бюджетного кодекса. В рамках внешнего контроля проверять могут любые учреждения. Например, при обязательной внешней проверке годового отчета ГРБСа могут быть выборочно проверены АУ и БУ – получатели целевых субсидий или средств МБТ, предоставленных ГРБСу и затем распределенных учреждениям.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галишникова Екатерина Викторовна

Актуальность выбранной темы обусловлена значительной ролью налогообложения в обеспечении финансово-экономической безопасности страны. В статье рассматривается механизм налогового контроля в Российской Федерации и его роль в системе государственного финансового контроля, даются рекомендации по повышению его эффективности.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галишникова Екатерина Викторовна

Правовое регулирование и правовая природа налогового контроля: взгляд с позиции административного права

Текст научной работы на тему «Роль и место налогового контроля в системе государственного финансового контроля»

УДК 336.225 Экономические науки

Галишникова Екатерина Викторовна, студентка 4 курса, экономический факультет, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

РОЛЬ И МЕСТО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация. Актуальность выбранной темы обусловлена значительной ролью налогообложения в обеспечении финансово-экономической безопасности страны. В статье рассматривается механизм налогового контроля в Российской Федерации и его роль в системе государственного финансового контроля, даются рекомендации по повышению его эффективности.

Ключевые слова. Налог, налоговый контроль, финансовый контроль, администрирование, собираемость налогов, налоговые органы

Abstract. The relevance of the topic chosen due to the significant role of taxation to ensure financial and economic security of the country. The article discusses the mechanism of tax control in the Russian Federation and its role in the system of state financial control, recommendations are made to improve its efficiency.

Keywords. Tax, tax control, financial control, administration, tax collection, the tax authorities

Важная роль налогов и сборов как элементов налоговой системы и как источников доходов бюджетов разных уровней, в том числе субъектов РФ, обусловливает приоритетность налогового контроля как направления деятельности налоговых органов. Ведь преимущественно именно в рамках налогового контроля ежедневно происходит реализация не только государственных, но и региональных интересов в налоговой сфере. Это,

естественно, вызывает повышенное внимание к изучению возможностей совершенствования налогового контроля, в том числе за налогообложением физических лиц.

Налоговый контроль входит в систему государственного финансового контроля, который призван обеспечить законность, целесообразность и результативность образования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов.

Государственный финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах. Во-первых, как строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов. Во-вторых, как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций [1]. Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором - упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Назначение государственного финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает.

Виды государственного финансового контроля весьма разнообразны. Их принято классифицировать по следующим критериям [2]:

- регламент осуществления - обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

- время проведения - предварительный, текущий (оперативный), последующий;

- субъекты контроля - президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов;

- объекты контроля - бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Если рассматривать налоговый контроль, то он является обязательным финансовым контролем со стороны уполномоченных на то исполнительных органов власти. А по времени, он может быть и предварительным, и текущем и последующим (рисунок 1).

Рисунок 1 - Место налогового контроля в системе государственного финансового контроля

Налоговый контроль, являясь одним из видов государственного финансового контроля, осуществляется по некоторым его направлениям, основным из которых является проверка выполнения финансовых обязательств организациями и физическими лицами пред государством и муниципальными образованиями. Налоговый контроль также проводится в отношении предупреждения и устранения нарушений налоговой дисциплины.

Следует также отметить, что определенные черты государственного финансового контроля характерны и для налогового контроля. Налоговый контроль представляет собой разновидность финансовой деятельности государства, так как он осуществляется в связи с образованием публичных денежных фондов. Нормы права, регулирующие отношения в сфере государственного финансового контроля, образуют самостоятельный правовой институт общей части финансового права, а нормы права, регулирующие отношения в сфере налогового контроля, - институт налогового права [3].

Официальное определение налогового контроля в налоговое законодательство России было введено Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-Ф3. С тех пор в ст. 82. гл. 14. «Налоговый контроль» НК РФ звучит: «Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом» [4].

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом» (п. 1 ст. 82 НК РФ) [4].

По моему мнению, избранные законодателями формулировки налогового контроля не совсем неудачны - вместо общей характеристики объясняемого понятия НК РФ ограничивается перечислением его составных элементов. Причем зачастую путая или необоснованно отождествляя его методы и формы. Отсутствие легального определения фактически в течение восьми лет с момента вступления в силу Ч. 1 НК РФ [4], а также его современная неудачная трактовка обусловили появление в научной литературе множества определений понятия «налоговый контроль».

Можно выделить группу экономистов (А. В. Демин, Ю. А. Крохина,

А. Н. Попонова и др.), характеризующих налоговый контроль в широком и узком смысле. При этом каждый вкладывает свой смысл в каждый из подходов. Так, у А. Н. Попонова в первом случае речь идет о всех сферах деятельности уполномоченных органов; во втором случае - о проведении собственно налоговых проверок. А. В. Демин налоговый контроль в широком смысле идентифицирует с контролем государства за соблюдением налогового законодательства; налоговый контроль в узком смысле - с властными действиями уполномоченных органов государства.

В свою очередь, Ю. А. Крохина категорию «контроль государства» использует для определения налогового контроля в узком аспекте. Тогда как, широкое толкование налогового контроля связывает с совокупностью мер государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.

Рассматривая функциональное предназначение налогового контроля, подавляющее количество авторов определяет налоговый контроль через контроль за соблюдением налогового законодательства. Однако, есть такие, кто разграничивает дефиниции «налоговый контроль» и «контроль за соблюдением налогового законодательства». Так, В. А. Парыгина указывает, что последний шире первого, а А. П. Зрелов придерживается обратной точки зрения. Я согласна с позицией ученых, отождествляющих «налоговый контроль» с понятием «контроль за соблюдением налогового законодательства».

Проведенный анализ определений налогового контроля, данных иными специалистами по налогообложению, позволил выделить три основные точки зрения по этому вопросу.

Первая точка зрения заключается в том, что налоговый контроль рассматривается как специфическая деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению соблюдения налогового законодательства. Этой позиции придерживаются Е. Ю. Грачева, О. В. Болтинова, О. Н. Ногина и др.

Наконец, ряд специалистов (А. В. Брызгалин, Д. А. Ильиных, И. И. Кучеров, А. Т. Щербинин и др.) подходят к определению налогового

контроля более системно - они подчеркивают, что налоговый контроль следует рассматривать в нескольких аспектах - организационном, методическом, техническом. Согласно А. Т. Щербинину, первый из них представляет собой выбор форм налогового контроля, состав его субъектов и объектов; второй охватывает методы осуществления контрольных действий; третий раскрывает совокупность приемов проверок.

На мой взгляд, сторонники первой точки зрения, концентрируя внимание на деятельности государственных органов, осуществляющих налоговый контроль, упускают из виду методическую и правовую стороны налогового контроля. Сторонники второй точки зрения, говоря о налоговом контроле как о совокупности приемов, методов, способов, упускают из виду субъектов налогового контроля, т.е. те государственный органы, которым законодатель предоставил право применять эти методы. Сторонники третьей точки зрения справедливо отмечают сложность и многоплановость понятия «налоговый контроль», однако, описывая подходы к определению этого феномена, они не дают самого определения.

По моему мнению, в целом содержание налогового контроля должно рассматриваться на основе двойственного характера отношений:

- как функциональный элемент государственного управления налоговыми отношениями;

- как деятельность по исполнению налогового законодательства, осуществляемая уполномоченными органами государственной исполнительной власти, исполнительными органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами, вытекающую из сущности налоговых отношений.

А полное определение налогового контроля должно содержать указание на субъекты и объекты контроля, правовую основу контроля, цели контроля.

На этой теоретической основе государственный налоговый контроль нами рассматривается как деятельность уполномоченных государственных органов, формы и методы которой регламентированы законодательством РФ, с

целью обеспечения полного и своевременного выполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными обязанными лицами налоговых и иных обязательств, возлагаемых на них налоговым законодательством РФ в связи с их деятельностью или имущественным положением.

Сущность налогового контроля раскрывается в его функциях: обеспечение поступлений в бюджеты разных уровней за счет налоговых платежей; воспрепятствование посредством проверки исполнения налогового законодательства уходу от налогов со стороны налогоплательщиков; соблюдение налогоплательщиками налоговой дисциплины и налогового законодательства, полноты и своевременности уплаты налоговых платежей; выявление резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты [5].

Таким образом, при осуществлении налогового контроля решаются стратегические задачи, от которых напрямую зависит наполнение государственной казны, а именно:

- обеспечение правильного, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет;

- привлечение нарушителей законодательства о налогах и сборах к ответственности и возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налоговых обязанностей;

- предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах.

Предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах как

задача в повседневной деятельности налоговых органов трансформируется в совершение должностными лицами налоговых органов определенных действий в рамках своих полномочий [6].

1. Селиванов А. С. Финансово-правовое регулирование форм налогового контроля в Российской Федерации : автореф. дис. . канд. юр. наук / А. С. Селиванов. - Москва, 2012. - 21 с.

2. Нестеренко А. С. Организационно-методическое обеспечение эффективного налогового контроля в России : автореф. дис. . канд. экон. наук / А. С. Нестеренко. - Саратов, 2011. - 19 с.

3. Морозова Г. В. Развитие системы налогообложения доходов физических лиц : дис. . канд. экон. наук / Г. В. Морозова ; Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. Саранск, 2009

4. Налоговый кодекс Российской Федерации // Справочно-правовая система Консультант-Плюс. 2015.

5. Поролло Е.В. Налоговый контроль: сущность и место в системе государственного финансового контроля // Пространство экономики. - 2013. -№3. - С. 84-88.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: