Общее название совокупности налогов податей и иных повинностей населения московского государства это

Обновлено: 25.04.2024

Тяглые крестьяне — в России XV—XVIII веков и в Великом княжестве Литовском категория крестьян, обязанных платить государственные налоги и выполнять государственные повинности (тягло). В разряд тяглых крестьян в России входили частновладельческие и черносошные крестьяне, со 2-й половины XVII века — бобыли и халупники, а с начала XVIII века — холопы. С введением в 1724 году подушной подати стали частью податных сословий.

Новоприходцы — «новопорядчики», категория феодально-зависимого населения в Русском государстве в XV—XVII веках. «Новоприходцы», в отличие от старожильцев, были обедневшие крестьяне, чаще всего утратившие свой земельный надел и не имевшие средств вести собственное хозяйство. Они селились на земле феодала, заключали с ним договор («порядную запись»), по которому по истечении льготных лет они обязаны были нести государственное тягло и повинности в пользу феодала и становились равными крестьянам-старожильцам.

Бе́лые слóбоды — территории в средневековом русском городе, жители которых занимались тем же, чем посадские люди чёрных слобод и чёрных сотен. Различие состояло в том, что население белых слобод жило на территории белых земель, то есть на землях светских и духовных феодалов, и освобождалось от государственных повинностей и уплаты государственных налогов (тягла).

Повоз — повинность в Древнерусском государстве, которая заключалась в обязанности доставлять продукты сельского хозяйства по распоряжению князя (феодала) на княжеский двор, рынок или в поход. Повозом называли также обязанность крестьянина поставлять подводы для государственных нужд. Повоз постепенно заменялся денежным налогом — «повозными деньгами».

Чинш (польск. czynsz, нем. Zins — процент, от лат. census) — в Речи Посполитой оброк (деньгами), платившийся с земли или дома, отданных в чужое продолжительное владение.

Податны́е сосло́вия (также податные состояния) — в России XV — первой половины XIX веков группы населения (крестьяне и мещане), платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и другие натуральные повинности.

Феодальные повинности — повинности крестьян, отбываемые в пользу феодалов. В разные периоды и в разных местностях феодальные повинности имели свою специфику, размер и характер, разделяя феодально зависимых крестьян на многочисленные категории. Все феодальные повинности классифицировались в трёх главных формах феодальной ренты – отработочной, натуральной и денежной, которые часто сосуществовали, но на том или ином этапе преобладала одна из них.

Помещичьи крестьяне — крепостные крестьяне, принадлежащие на правах собственности дворянам-помещикам. Являлись наиболее многочисленной среди других категорией крестьянства Российской империи — в 1859 — 23 млн. человек обоего пола.

Даточные люди — ратники Русского государства, поставка которых, наряду с городовым, острожным и ямским делом, была одной из наиболее тяжёлых повинностей, ложившихся на крестьянские и посадские общины.

Цензива (фр. la censive; от cens, чинш) — в средневековой Франции форма наследственного землевладения неблагородных сословий, крестьян.

Недои́мки (также недои́мка) — не уплаченная или недовнесённая плательщиком в установленный законодательством срок часть обязательного платежа, налога или других государственных, общественных и др. сборов и подлежащая обязательному взысканию. Термин существует примерно со времён великого княжества Московского. В царской России после крестьянской реформы 1861 года основная масса недоимки состояла из непомерных по своей величине платежей крестьянского населения по выкупу своих земельных наделов и по.

Беломестцы — юридический термин в средневековой Руси в XIV—XVI веках, обозначавший население, жившее в Белых слободах на белых землях и потому освобожденное от государственных налогов и повинностей (тягла), а также городских обывателей, освобожденных от тягла на основании жалованных грамот или именных указов, за особые государственные заслуги, лично или потомственно.

Старожильцы — категория крестьян феодальной Руси XIV—XVII веков. Термин «старожильцы» в этом значении встречается в источниках XIV—XVII веках. Появился в XIV веке в силу необходимости отмежевать старинных феодально-зависимых крестьян от увеличившейся массы «новоприходцев». Старожильцы являлись исконными тяглыми крестьянами, жившими на определённых земельных участках. В XV веке старожильцы пользовались правом свободного перехода (до Судебника 1497 года), но находились в наиболее прочной зависимости.

Бобы́ль — в Русском государстве XV — начала XVIII вв. одинокий крестьянин, не имеющий земельного надела (бестягольный, нетяглый, то есть не несущий государственных повинностей). Назывались также «кутниками»; в восточных губерниях по социальному и налоговому положению близки к сословию тептярей.

Джи́зья или джи́зия (араб. جزْية‎), также харач — подушная подать с иноверцев (зимми) в мусульманских государствах. Исламские правоведы рассматривают джизью как выкуп за сохранение жизни при завоевании. От выплаты подати освобождались женщины, старики, инвалиды, нищие, рабы, монахи (до начала VIII века) и христиане, воевавшие в мусульманской армии.

Поплужное — поземельный налог, уплачиваемый натурой (зерном, медом, воском и т. п). Взимался с крестьян Киевской Руси в IX — первой пол. XIV ст. Название налога происходит от названия плуга — древнерусской единицы налогообложения. Поплужное шло на военные расходы, содержание великокняжеского двора и тому подобные цели. Аналогичный налог в Великом княжестве Литовском и на Чернигово-Северщине назывался «лановое».

Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — начале XVIII века.

Чиншевое право (от чинш) — вид зависимой собственности (лат. dominium utile), при которой владельцу (чиншевику) принадлежало право владения, пользования и распоряжения (отчуждения, обременения сервитутами и залогами, завещания) имением, с согласии верховного обладателя (лат. dominus directus) или без него, а этому последнему — лишь право на определенный постоянный оброк (чинш, Zins, cens) и другие платежи и повинности, установленные законом или обычаем.

Кормле́ние — вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.

Кругова́я пору́ка — групповая солидарная ответственность. Заключается в том, что вся группа людей отвечает по нарушенным обязательствам одного из них.

Временнообязанные крестьяне — бывшие помещичьи крестьяне, получившие личную свободу согласно Положениям Александра Второго от 19 февраля 1861 года, но не выкупившие землю у помещика и потому продолжавшие исполнять оброк или барщину за пользование помещичьей землёй.

Оброчная подать-Налог, существовавший под этим названием, возник в 1723 году в качестве добавочного подушного сбора с однодворцев и имел целью уравнять платежи последних с платежами дворцовых и вотчинных крестьян, плативших, кроме подушной подати, еще оброк своим владельцам. Определенный в размере четырех гривен с души, независимо от количества и качества земельных угодий, сбор этот, предназначавшийся на содержание гусарских полков, был увеличен в 1746 г. до рубля с души, а в 1761 г. — до 2 рублей.

Госуда́рственные крестья́не — особое сословие крестьянства в России XVIII—XIX века, численность которого в отдельные периоды доходила до половины земледельческого населения страны. В отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными, хотя (до отмены крепостного права) и прикреплёнными к земле.

Гуля́щие лю́ди, называемые также захребетники или подсуседники — в России XVI—XVIII веков, разряд населения, состоявший из вольных, не приписанных ни к служилым, ни к посадским, людей; это были отпущенные на волю господами слуги, выходцы из плена и вообще не записанные в писцовые и переписные книги. Подобно холопам, гулящие люди не несли никаких государственных повинностей и не платили податей; пользуясь свободой передвижения, они занимались ремёслами, жили работой по найму, за чужим «хребтом», как.

Белые земли (также обелённые, обельные земли, белые места) — в XVI-XVII веках земли Русского царства, население которых было освобождено от уплаты государственных налогов (тягла). Земли принадлежали крупным владельцам (как светским, так и духовным). По указу Фёдора Иоанновича около 1591 года был издан закон, по которому «обелялась» пашня помещиков, которые лично несли военную службу и жили в своих поместьях. В XVII веке, после введения двора как единицы налогообложения, от тягла была освобождена.

Посадские люди (чёрные посадские люди, люди горожане, гражанские люди) — сословие средневековой (феодальной) Руси, в обязанностях которого было нести тягло (чёрные люди), то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности.

Обро́к — одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.

Кабальное холопство — особый вид холопства, возникший и получивший юридическое определение в московском праве.

Прека́рий, устар. прека́рия (лат. precarium нечто данное во временное пользование, от лат. precarius временный, преходящий) — условное земельное держание в эпоху Средневековья, которое крупный земельный собственник передавал в пользование (на несколько лет или пожизненно) безземельному либо малоземельному человеку по его письменной просьбе, за что получатель земли (прекарист) должен был платить оброк, в некоторых случаях — выполнять барщину в пользу собственника. Механизм возникновения крепостного.

Баналитет (от фр. banal — принадлежащий сюзерену) — в феодальной Западной Европе монопольное право, по которому сеньор, обладая собственностью на мельницу, печь, виноградный пресс и т. д., мог принудить крестьян использовать его инвентарь. Крестьяне при этом расплачивались частью своего продукта или деньгами. За нарушение баналитета сеньор требовал от крестьянина штраф или конфисковывал его продукты. Баналитет принадлежал к числу наиболее обременительных для крестьян феодальных привилегий. Наиболее.

Ясачные люди — плательщики государственного налога общего характера — ясака, взимавшегося в царской России с народов Поволжья (с 15-16 вв.) и Сибири (с 17 в.).

Исла́мские нало́ги — различные формы платежей или иных податей, взимаемые с населения исламских стран.

Пекулий (лат. Peculium) — обозначение в римском частном праве обособленного имущества, которое глава семейства (pater familias) мог передать во владение какому-либо лицу для использования и получения доходов и таким образом ограничивая ответственность по обязательствам размерами пекулия.

Приказны́е лю́ди — в Русском государстве в XVI-XVII веках служилые чины, в которые набирались неродовитые люди для исполнения приказной службы.

Ре́нтные име́ния — форма земельной собственности, созданная в Пруссии законами 1866, 1890 и 1891 гг. Так называются земельные владения, которые переходят в собственность покупщика за уплату постоянной ежегодной ренты.

Чёрные земли — земельные наделы черносошных крестьян и тяглого городского населения в России XIV—XVII веков.

Смерд (мн. смерды) — категория населения по Русской Правде, крестьянин на Руси IX—XIV веков, земледелец. Изначально свободные (в отличие от холопов), по мере развития поместной системы были постепенно закрепощены. Смерды находились в прямой зависимости от князя.

Губная реформа (1530-е-1550-е годы) — реформа в Русском государстве в части местного управления, произведённая в XVI веке (во время правления матери Ивана IV Елены Глинской).

Держа́вца — временный владелец и эконом государственного имения (державы), одновременно начальник местного государственного управления и суда в Великом княжестве Литовском. До XVI века назывался наместником или тиуном.

Обязанные крестьяне — бывшие крепостные крестьяне в России, перешедшие на договорные отношения с помещиками на основании указа 2 (14) апреля 1842 года. Указ явился итогом работы секретного комитета, учрежденного 10 ноября 1839 года для определения условий освобождения крестьян, независимо от указа о вольных хлебопашцах. По соглашению помещиков с крестьянами, утверждавшемуся правительством, крестьяне приобретали личную свободу. За помещиками сохранялось право вотчинной полиции. Земля оставалась в.

Со́шное письмо — на Руси XV—XVII веков описание земельных владений на селе и в городах Русского государства, кадастровая система, единицей которой служила соха; проводилось с целью последующего поземельного обложения, то есть сбора податей и отбывания повинностей.

Полево́й наде́л — участок земли, который помещики передавали крестьянам во время проведения Реформы 1861 года.

Вилла́ны (лат. villanus; англ. villein, serf) — категория феодально-зависимого крестьянства в некоторых странах Западной Европы (Англия, Франция, Германия, Италия) в период средневековья. В Англии под вилланами понималась основная масса феодального-зависимого населения, выполняющего неограниченные отработочные повинности в пользу своего сеньора и подчинённого юрисдикции помещичьего суда.

Чёрные люди (или чернь), чёрные тяглые люди, государевы крестьяне — термин, которым русские источники XIV—XVII веков обозначали черносошных крестьян.

Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — нач. XVIII в.

Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — нач. XVIII в.
Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать» , подводную, постоялую, ямскую гоньбу и т. д.) , нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги» , «полоняночные деньги» (на выкуп пленных) , «ямские деньги») . В XVII в. наиболее тяжёлыми налогами являлись, так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать» , но употреблялся как условная единица обложения в XVIII—XIX вв. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.

Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — нач. XVIII в.
Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать» , подводную, постоялую, ямскую гоньбу и т. д.) , нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги» , «полоняночные деньги» (на выкуп пленных) , «ямские деньги») . В XVII в. наиболее тяжёлыми налогами являлись, так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать» , но употреблялся как условная единица обложения в XVIII—XIX вв. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.

тягло - рабочий скот, животные для тяги перевозки чего-нибудь
***
2. - крепостная повинность - оброк или барщина, выполняемые такой группой
***
3. - участок земли, обрабатываемый такой группой
***
4. - В Русском государстве до 18 в.: денежные и натуральные налоги, повинности неслужилого населения
***
5. - При крепостном праве: группа хозяйств или трудноспособных людей из одной семьи как единица государственного обложения, а также обложения барщиной, оброком

Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — начале XVIII века.

В древних грамотах применялось слово «тягость», позже — тягло.

Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу и так далее), нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги», «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги»). В XVII веке наиболее тяжёлыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII — XIX веках. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.


Социальный строй в Московском государстве можно охарактеризовать как военно-служилый. Его особенностью было то, что все категории населения, даже привилегированные, были обязаны служить в пользу государства, различаясь лишь объемом повинностей. На вершине социальной пирамиды находился царь. Ниже следовали феодалы: бояре и служилые люди. И те, и другие служили непосредственно государю. Они различались тем, что бояре владели вотчинами, а служилые люди – поместьями, поэтому их будут называть помещиками. Если вотчина передавалась по наследству, то поместье– это земельное владение, даваемое на время службы, как правило, военной. Доходы казны были незначительны, поэтому служилые люди должны были являться для участия в военном походе «конно, людно и оружно» за счет своих крестьян, которые им доставались вместе с поместьем.

Поскольку Московская Русь часто воевала и остро нуждалась в сильной армии, государь предоставлял значительные размеры государственных земель в поместья. Государственный фонд земель постепенно сокращался. Для того, чтобы служилые люди гарантированно могли вооружаться за счет своих крестьян, а те – не разбежались, власть пошла на установление крепостного права – зависимости крестьян от феодалов, выражавшейся в прикреплении их к земле.

Особым феодалом была церковь. Монастырям принадлежали огромные земельные владения, которые московские цари неоднократно пытались изъять. Но в московский период отечественной истории сделать это не удалось.

Внизу, т. е. в основе социальной пирамиды, находилось тяглое население. Тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей. На тяглое население падала двойная нагрузка – они служили и в пользу государства и в пользу феодалов. К их повинностям относились: оброк – налог, выплачиваемый в денежном или натуральном виде; барщина – отработка на земле феодала; церковная десятина – десятая часть полученного дохода в пользу церкви.

Тяглое население делилось на крестьян, посадское население и холопов. Крестьяне в свою очередь были черносошные, владельческие и удельные. Лучшим положение было у черносошных (черных) крестьян. Они жили на государственной земле, считались лично свободными и выполняли повинности только в пользу государства. Хуже было положение у владельческих крестьян. Они жили на земле, принадлежавшей феодалам (боярам, служилым людям, монастырям) и выполняли повинности и в пользу государства, и в пользу своих феодалов. Удельные крестьяне жили на земле, принадлежавшей лично царю и членам его семьи.

Посадское население тоже не было однородным. В основном это торгово-ремесленные слои городов. К ним относились купцы, среди которых также было деление, ремесленники и т. д.

Самой низшей категорией населения в Московском государстве были холопы, находившиеся в полной зависимости от своих владельцев.

Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — нач. XVIII в.
Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу и т. д.), нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги», «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги»). В XVII в. наиболее тяжёлыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII—XIX вв. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.

Содержание

Тягло в Московской Руси

Тягло — в Московской Руси податная обязанность более или менее осевших, состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своих размерах тягло не только превышало размеры оброка, но иногда поднималось выше платежеспособности населения. Оброк всегда считался более лёгким, чем тягло. В термине «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость»; тяглом облагался не член общины, а определённая единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел. От тягло освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкие землевладельцы служилого класса не были свободны от тягла. Привилегии духовенства постепенно были ограничены. По различным причинам, иногда выдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаются временные привилегии, даруемые в виду бедственного положения хозяйства данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие, бедные вдовы и пр. вовсе не входили в «разрубы и разметы» тяглой общины и не записывались в тягло. Вольные люди при заселении необработанной пустоши также получали льготы на тот или другой срок, в зависимости от размеров капитала и количества труда, необходимых для приведения участка в условия, годные для посева. К чисто случайным причинам освобождения от тягла относятся разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек, пожар, услуги государству и пр. В виду злоупотреблений со стороны крестьян, введены были поручные записи в том, что поселенцы до истечения льготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить подати исправно. К составу тяглого населения Московской Руси XVII в. относятся крестьянская община и посадская община. [1]

Тягло в духовенстве

Приходское духовенство, в своём духовном ведомстве, в древней Руси, было податным классом, который был обязан тяглом своему владыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми. Выражение «тяглые попы» было официальным термином. Система кормления, на которой построена вся древняя администрация, легла в основу и епархиального управления и всею тяжестью пала на белое духовенство. Административные отношения между архиереем и духовенством, о которых говорят древние акты, главным образом состоят со стороны архиерея в стремлении устроить правильность сборов, предотвратить всякое уклонение от них, в той же гоньбе за тяглым человеком, которая так характеристично проявлялась в светской администрации, — с другой, со стороны духовенства — в уклонениях от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добыть жалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, на другой, обложенный более лёгким сбором. Святительские дани и пошлины платились священноцерковно служителями при самом производстве их в духовный чин и во все продолжение их служения при церквях. Каждый ставленник, рукополагаемый во священника и диакона и посвящаемый в стихарь, обязан был платить «ставленые пошлины». После резких обличений стригольников касательно поставления пастырей на мзде, собор 1503 г. отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход к другой церкви каждый священнослужитель платил «перехожие деньги». Вдовые попы и диаконы платили «епитрахильные» и «орарные» пошлины. Безместное духовенство, служившее по найму, для которого оно становилось на крестцах (перекрестках), обложено было пошлиной «крестцовой». За явку грамот новому архиерею платилась «явленая куница» или явочные деньги. Все церкви платили в архиерейскую казну ежегодно «церковную дань» по числу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составляли пошлины за «антиминсы» для новых церквей и «венечные» с браков. При Иоанне Грозном определена была денежная сумма, которую духовенство должно было платить ежегодно за архиерейский «подъезд», хотя бы архиерей и не ездил по епархии. Кроме подъезда, оно платило ещё «московский подъём», для покрытия издержек на поездки епископа к митрополиту. Со сборами на архиереев соединялись ещё особые сборы на их чиновников и служителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались в одну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную под именем «десятильнича дохода». При поездках архиерейских чиновников духовенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерея и дворы десятильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагались пошлинами в пользу архиерейских служителей под именем «данских» и «отвозных» денег, «с оброком куницы» и «писчего». Из этого перечня пошлин видно, что белое духовенство действительно было тяглым в отношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понятие прилагалось к членам крестьянских и посадских черных общин. В наказах архиерейских поповским старостам и десятильникам на первом плане стоит сбор пошлин с духовенства, — и общий финансовый взгляд на управление, который проходит через всю древнюю администрацию, проводится здесь во всей своей силе.

Санкции за уклонение от уплаты тягла

Примечания

  1. ↑ Ср. Лаппо-Данилевский, «Организация прямого обложения в Московском государстве и пр.» (СПб.,1890); Милюков, «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII стол.» (СПб., 1892); Дьяконов, «Акты, относящиеся к истории тяглого населения в Московском государстве» (Юрьев, 1895 — 97).
  2. ↑ См. П. В. Знаменский, «Приходское духовенство на Руси. Повинности духовенства в древней Руси» («Правосл. Обозрение»,1867, т. 1); «О сборах с низшего духовенства русского в казнуепархиальных архиереев в XVII и XVIII стол.» («Правосл. Собеседник»,1866, т. 1); Ив. Перов, «Епархиальные учреждения в русской церкви в XVIи XVII вв.» (Рязань, 1882); П. В. Знаменский, «Руководство к русской церковной истории» (Казань, 1888).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

СОХА́, единица податного обложения на Руси в 13—17 веках, с которой собирался государственный поземельный налог — посошное (см. ПОСОШНОЕ) . До середины 16 века соха измерялась количеством рабочей силы — в 13—15 веках соху составляли два-три работника. При сборе податей к сохе приравнивались и другие хозяйственные единицы: кожевничий чан, невод, лавка, кузница. В конце 15 века новгородская соха равнялась трем обжам (см. ОБЖА) . Московская соха равнялась 10 новгородским и являлась податным округом разных размеров в различных регионах. В каждом случае в московскую соху входило разное количество деревень, дворов, людей и пашен. С середины 16 века в Московском государстве была введена большая соха, которая заменила прежнюю соху и состояла разного количества четвертей земли. Описание земельных владений с целью взимания налогов называлось сошным письмом. В конце 16 — 17 веках большая соха существовала на посадах, в нее входило определенное число дворов. В 1679 году большая соха была заменена подворным обложением.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "СОХА (податная единица)" в других словарях:

Соха податная единица — была податной единицей в Московском государстве начиная с XIII в. (у Татищева в его Российской Истории кн. IV, стр. 4 говорится, что в 1275 г. великий князь Василий Ярославович привез дань хану по полугривне с С. или с двух работников ) и до… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Соха, податная единица — была податной единицей в Московском государстве начиная с XIII в. (у Татищева в его Российской Истории кн. IV, стр. 4 говорится, что в 1275 г. великий князь Василий Ярославович привез дань хану по полугривне с С. или с двух работников ) и до… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Алтын податная единица — в XVII столетии в межевых актах, в сошном письме встречается иногда в виде подразделения сохи (см. Соха) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Соха (единица измерения) — У этого термина существуют и другие значения, см. Соха. Соха единица податного обложения на Руси с XIII по XVII века. Очень старое обозначение единицы оклада. Татары брали дань с действительной сохи, как земледельческого орудия при… … Википедия

Сошное письмо — Сошное письмо в России XV XVII веков описание земельных владений на селе и в городах Московского государства, кадастровая система, единицей которой служила соха; проводилось с целью последующего поземельного обложения, то есть сбора податей … Википедия

сошное письмо — описание городских и сельских земельных владений (включая угодья и промыслы) в России в XV XVII вв. с целью государственного налогового обложения (условная податная единица соха). * * * СОШНОЕ ПИСЬМО СОШНОЕ ПИСЬМО описание земельных владений в… … Энциклопедический словарь

тягло — а; мн. род. гол, дат. глам; ср. 1. В России 15 18 вв.: государственные повинности крестьян и посадских людей. Посадское т. Тянуть т. (работать на господина). 2. В России 18 19 вв.: повинность (барщина или оброк), взимавшаяся с трудоспособных… … Энциклопедический словарь

полоняничные деньги — в Русском государстве XVI XVII вв. налог для выкупа пленных, главным образом из Крыма. Взимался с окладной единицы сохи в зависимости от фактических расходов; с 1580 х гг. постоянный оклад. * * * ПОЛОНЯНИЧНЫЕ ДЕНЬГИ ПОЛОНЯНИЧНЫЕ ДЕНЬГИ, налог в… … Энциклопедический словарь

посоха — повинность тяглого населения в России XVI XVII вв. поставка посошных людей. * * * ПОСОХА ПОСОХА (посошная служба), повинность тяглового населения в России 16 17 веках, состоявшая в поставке с сохи (см. СОХА (податная единица)) как окладной… … Энциклопедический словарь

посошное — в Русском государстве XVI XVII вв. государственный поземельный налог с сохи, ямские, пятинные, полоняничные деньги и другие сборы. В 1697 заменено подворным обложением. * * * ПОСОШНОЕ ПОСОШНОЕ (посошное обложение, сошное), в Русском государстве… … Энциклопедический словарь

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: