Образец заявления в военный суд о незаконном увольнении образец заполнения

Обновлено: 22.04.2024

Заявление о признании незаконным приказа об увольнении военнослужащего, восстановлении на военной службе

В Омский гарнизонный военный суд
г. Омск, ул. Спартаковская, 7

Заявитель: В,
Омская область, ____, в/ч ___

Должностные лица: Командир войсковой части ____,
г. Екатеринбург, ул. _____

Командир войсковой части ____,
Омская область, р.п. ____, вч ____

Заявление
о признании незаконным приказа об увольнении военнослужащего,
восстановлении на военной службе

Я проходил военную службу по контракту в звании майора в должности командира ___ батальона войсковой части ___.

По приказу командира войсковой части ___ № ___ от "__" ____ 10.2009г., с "__" 10.09г. я исключен из списков личного состава воинской части ___.

Данный приказ издан на основании приказа командира войсковой части ______ от "__" 09.2009г. № __ об увольнении меня с военной службы в запас в связи с организационно-штатным мероприятиями.

Данное увольнение считаю незаконным по следующим причинам.

Общая продолжительность моей службы в Вооруженных силах РФ в календарном исчислении на дату увольнения составляет 15 лет __ дней.

За время прохождения службы жильем я не обеспечивался, однако являюсь нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку собственного жилья не имею.

Своего согласия на увольнение в запас без предоставления мне жилого помещения я не давал.

В соответствии с п. 1 ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Таким образом, поскольку общая продолжительность моей службы составляет более 15 лет, я нуждаюсь в улучшении жилищных условий, мое увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями без моего согласия не допускается.

Данная позиция подтверждается судебной практикой Верховного суда РФ. Так, в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2009г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 03.06.2009г., указано:

"..Таким образом, по делу установлено, что Н. в период прохождения военной службы жильем обеспечен не был и своего согласия на увольнение в запас без предоставления жилья не давал…

При таких данных приказ командира воинской части от 12 февраля 2007 г. об увольнении заявителя с военной службы без предоставления жилья противоречит положениям статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

В соответствии с п. 2 ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих", в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия - равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.

На основании изложенного, прошу суд:

1. Признать незаконным и недействующим с момента издания приказ командира воинской части _____ от "__" 09.2009г. № __ об увольнении В. в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и приказ командира воинской части _____ № __ от "__" 10.2009г. об исключении В. из списков личного состава воинской части ___;

2. Возложить на ответчиков обязанность по восстановлению В. на военной службе в ранее занимаемой должности с обеспечением всеми видами довольствия с даты незаконного исключения из списков личного состава воинской части.

На основании ст.ст. 29, 254 ГПК РФ, заявление подано по месту жительства заявителя.

Подборка наиболее важных документов по запросу Исковое заявление о восстановлении на военной службе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Исковое заявление о восстановлении на военной службе

Судебная практика: Исковое заявление о восстановлении на военной службе

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Московского городского суда от 20.06.2019 N 33а-4295/2019
Обстоятельства: Определением административное исковое заявление возвращено.
Решение: Определение отменено. Из разъяснений, данных в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" следует, что лица, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, граждане, пребывавшие в мобилизационном людском резерве, вправе оспаривать в военных судах действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных лиц в период прохождения военной службы, военных сборов, пребывания в мобилизационном людском резерве (например, дела по административным исковым заявлениям лиц, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе и т.п.).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Исковое заявление о восстановлении на военной службе

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: О применении военными судами процессуального законодательства при рассмотрении административных и гражданских дел
(Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2019, N 12) В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 29 мая 2014 г. N 8, лица, уволенные с военной службы, вправе оспаривать в военных судах действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных лиц в период прохождения военной службы (например, дела по административным исковым заявлениям лиц, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе и т.п.).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н., Лагвилава Р.П.)
("Юстицинформ", 2018) - лица, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, граждане, пребывавшие в мобилизационном людском резерве, вправе оспаривать в военных судах действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных лиц в период прохождения военной службы, военных сборов, пребывания в мобилизационном людском резерве (например, дела по административным исковым заявлениям лиц, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе и т.п.);

Нормативные акты: Исковое заявление о восстановлении на военной службе

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8
(ред. от 28.06.2016)
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" Лица, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, граждане, пребывавшие в мобилизационном людском резерве, вправе оспаривать в военных судах действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных лиц в период прохождения военной службы, военных сборов, пребывания в мобилизационном людском резерве (например, дела по административным исковым заявлениям лиц, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе и т.п.).

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017) В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно признал незаконным оспариваемое решение жилищного органа о снятии административного истца с учета нуждающихся в жилом помещении, восстановив его права на обеспечение жильем в избранном месте жительства после увольнения с военной службы.

Конфликты с начальством и последующие незаконные увольнения, случаются как в гражданском коллективе, так и среди военнослужащих. Другое дело, что при их рассмотрении и восстановлении справедливости в армии специалисты руководствуются не Трудовым кодексом России, а нормами специализированного законодательства. Алгоритм защиты прав военного включает в себя возможность обращения к вышестоящему начальству, а также напрямую в военный суд по принадлежности.

Законодательные нормы для военнослужащих

Для того чтобы, быстро получить ответы на свои вопросы , обращайтесь за юридической консультацией в онлайн-чат справа или звоните по телефону: 8 (800) 302-32-85

Порядок и основания увольнения военного со службы изложен в ст. 51 закона №53-ФЗ. Досрочно расторгнуть контрактные отношения по решению командования могут при условии, что:

  • Военный имеет два и более непогашенных дисциплинарных взыскания за последние 12 месяцев, либо совершил одно, но грубое нарушение – такое поведение расценивается как неисполнение условий контракта;
  • Человека был лишен звания;
  • К служащему утрачено доверие;
  • В силу вступил приговор суда о назначении наказания в виде заключения под стражу;
  • В результате проведения организационно-штатных мероприятий сокращена должность военного или расформировано само подразделение, а адекватной замены для высвобождающихся специалистов не нашлось;
  • Военному ограничили доступ к гостайне либо запретили занимать должности в армии;
  • Военнослужащего уличили в потреблении наркотических или психотропных веществ либо он отказался от проведения обследования для их обнаружения в организме.

Неисполнение условий контракта – наиболее часто встречающаяся причина досрочного увольнения контрактника. Однако самого факта привлечения к дисциплинарной ответственности недостаточно для того, чтобы немедленно составлять приказ об исключении из состава ВС РФ. В соответствии с п. 41 Постановления Пленума ВС РФ №8 от 2014 года принять подобное решение должна специально созданная комиссии при проведении внеочередной аттестации.

Особые основания для увольнения

Отдельно нужно сказать о ситуациях, когда контрактника увольняют по причине совершения преступлений или административных проступков, не совместимых с высоким званием военнослужащего ВС РФ (например, кража, вождение в нетрезвом состоянии, необоснованное применение насилия или превышение полномочий). В данном случае даже прекращение уголовного дела не всегда станет основанием для отмены решения об увольнении.

Совершение преступления, по определению, компрометирует военного. Вот почему восстановить свое доброе имя и право на продолжение службы ему поможет только полное оправдание или закрытие производства по делу по реабилитирующим обстоятельствам (например, признание незаконных действий офицера вынужденными).

Если претензии правоохранительных органов исчерпываются в связи с наступлением амнистии, назначением условного наказания с учетом искреннего и деятельного раскаяния либо примирением сторон, то это не означает автоматического прекращения разбирательств с командованием. Другое дело, что начальство может не доводить дело до увольнения, а ограничиться строгим выговором или другим видом дисциплинарного взыскания.

Стоит упомянуть, что вынесение выговора за совершенное административное правонарушение само по себе является наказанием, поэтому уволить по тому же обвинению нельзя. Досрочное расторжение контракта на тех же основаниях будет считаться двойным наказанием за один проступок. Если дисциплинарных наказаний накопилось несколько, это правило работать не будет, и увольнение будет признано законным.

Порядок увольнения по инициативе командования

Полный список проступков, которые могут привести к дисциплинарному наказанию и порядок их применения приведены в главе 4 Указа Президента №1495, а также в ст. 28.4 закона №76-ФЗ. Важно помнить, что наказание за совершенное деяние командир может назначить не позднее 30 дней со дня поступления информации о проступке подчиненного.

Если ситуация потенциально может закончиться увольнением из армии, то начинают данную процедуру с созыва аттестационной комиссии, которая сделает свои выводы на основе отзывов руководителя и коллег провинившегося лица.

Предварительная подготовка к комиссии

Дисциплинарный устав ВС РФ предлагает общий алгоритм подготовки материалов для проведения внеочередной аттестации служащего, уличенного в преступлении или грубом неисполнении условий контракта, ст. 81 Устава:

  1. Предварительное разбирательство (на уточнение обстоятельств отводится не более 10 суток).
  2. Квалификация проступка (незначительный или грубый). В случае грубого нарушения составляется протокол.
  3. Документ направляется командиру части, который в течение 2 суток должен принять свое решение: наказать своей властью или передать материалы в суд.

Общий срок разбирательства не может превышать 30 дней. Еще 10 дней дается самому военнослужащему на предоставление возражений и доказательств своей невиновности.

Работа аттестационной комиссии

Плановая и внеплановая аттестация военнослужащего проводится в соответствии с Приложением №1 к Приказу Министра обороны №444. О факте ее созыва и предстоящей внеочередной оценке действий контрактника должны предупредить за 14 дней до ее начала.

В адрес сформированной комиссии направляются аттестационные листы, содержащие отзывы непосредственного командира увольняемого и его сослуживцев. В них должны содержаться данные о ситуации, максимально объективная оценка произошедшего, а также вывод о соответствии занимаемой должности.

В случае с досрочным увольнением из армии аттестационные лист утверждается не прямым начальником провинившегося, а вышестоящим командиром.

Важно помнить, что аттестуемый имеет право ознакомиться с опросными листами, и в случае несогласия подать свои возражения. Наличие подписи об ознакомлении является обязательным условием для дальнейшего принятия решения об увольнении. Изучить материалы и, при необходимости, составить заявление о несогласии с ними, военнослужащий должен до момента подачи аттестационных листов высшему руководству или на рассмотрение комиссии.

По итогам проведенного заседания комиссия составляет протокол, в котором фиксирует заключение о необходимости прекращения воинского контракта или признании изложенных обстоятельств недостаточными для увольнения служащего. Выводы комиссии заносятся в аттестационный лист и направляются вышестоящему командиру для принятия решения.

Оценка отзывов коллег и командира

Обобщенный вид и содержание аттестационного листа приведен в Приложении №1 к Порядку из Приказа №444. В нем должны отражаться:

  • Информация о военнослужащем (ФИО, звание, образование, срок службы и прочее);
  • Отзывы коллег с указанием их званий и должностей;
  • Мнение прямого командира;
  • Утверждение вышестоящего начальника;
  • Данные об ознакомлении с подписью аттестуемого;
  • Вывод комиссии.

В отзывах коллег и командиров должна прозвучать оценка профессиональных качеств военного, соблюдения им дисциплины, сознательности при исполнении обязанностей, организаторских качеств, а также состояния здоровья. Информация, содержащаяся в аттестационном листе, должна быть максимально объективной. Ответственность за правдивость представленной информации возлагается лично на прямого командира.

Если при оспаривании причин и оснований для увольнения будет доказано, что они носят оттенок личностного неприязненного отношения, решение комиссии будет пересмотрено. В случае, когда данные будут искажены намеренно, то к дисциплинарной ответственности может быть привлечен сам командир.

Почему стоит бороться

Увольнение «по статье» в гражданской сфере оставляет шанс найти новое место по такому же профилю. Иногда такие работники заявляют об утере трудовой книжки и начинают профессиональную жизнь заново. В армии так не получится: увольнение по негативным обстоятельствам и досрочное расторжение контракта по виновным действиям служащего навсегда закрывают возможность снова вступить в ряды вооруженных сил в России. В данном случае невозможно перевестись в другую часть или род войск.

Кроме этого, военный теряет право на:

  • Выбор более приемлемого основания для увольнения (даже если контракт заканчивается, достигнут предельный возраст или есть проблемы со здоровьем);
  • Выплату единовременного пособия;
  • Льготы, которые за служащими сохраняются даже после выхода в отставку;
  • Накопительную ипотеку (придется выплачивать кредит на общих основаниях, а иногда дело может закончиться принудительной реализацией жилья в счет погашения долга перед Минобороны).

Однако если часть выплат была получена до даты подписания приказа об увольнении и исключения из списков личного состава, то удержать или потребовать их возврата командование уже не сможет.

Порядок обжалования увольнения

Если обжалование решений командования в порядке подачи внутренних возражений по высшим уровням армейской иерархии не принесло результата, остается только судебный порядок. После издания приказа об увольнении у считающего себя невиновно пострадавшим контрактника есть 3 месяца для подачи иска в гарнизонный суд.

Если решение бороться за свое место в армии принято с опозданием, можно попробовать восстановить течение пропущенного срока подачи документов в суд. Для этого потребуется доказать, что причины пропуска крайней даты обращения были уважительными (болезнь, необоснованное содержание под стражей, семейные обстоятельства, требовавшие присутствия истца, и прочее).

Если суд первой инстанции принял неудовлетворяющее заявителя решение, остается возможность обратиться сначала с апелляцией (до вступления решения в силу), а затем в кассационном порядке (если апелляция не дала результатов). В процессе оспаривания некоторые дела доходят по Верховного и даже Конституционного судов РФ.

Судебная практика

Надоело читать? Позвоните юристу и он быстро вас проконсультирует по любым вопросам (бесплатный звонок по всей России): 8 (800) 302-32-85

Несогласные с тем, что их уволили из армии, да еще и с компрометирующей формулировкой в приказе, могут обратиться с административным иском в военный суд своего гарнизона, ст. 7 закона №1-ФКЗ. Стандартный набор исковых требований:

  • Восстановление в прежней или равной должности;
  • Восстановление в списках личного состава;
  • Возмещение ущерба (начисление недоплаченного денежного содержания, выдача жилищного сертификата или выплата компенсации для его приобретения);
  • Возмещение морального вреда.

Есть две основные стратегии, которыми пользуются представители истцов: доказывание ошибочности выводов аттестационной комиссии или отмена приказа командования в связи с несоблюдением тонкостей процедуры оформления увольнения (по формальным признакам).

Примером успешного обжалования факта необоснованного увольнения можно считать решение гарнизонного суда г. Воронеж по делу №2а-98/2017. В процессе исследования материалов судом было установлено, что на опросном листе аттестационной комиссии нет подписи истца, что является необходимым условием для дальнейших действий командования. Приказ об исключении из рядов Вооруженных сил был отменен, звание и должность восстановлены, денежное содержание доплачено, затраты на адвоката возмещены в разумных пределах.

Доказать нецелесообразность принятого командиром или комиссией решения гораздо сложнее. К примеру, в деле №2а-20/2018, рассмотренному в гарнизонном суде г. Краснодар, истцу не удалось убедить судью в том, что сокращение определенных должностей в армии и увольнение служащих по результатам организационно-штатных мероприятий (ОШМ) было необоснованным.

Законодательство предусматривает обязанность ответчика возместить не только недополученное денежное содержание, моральный и материальный вред, но и затраты на ведение судебного процесса. И если размер пошлин за подачу иска зафиксирован на государственном уровне, то суммы, потраченные на адвокатов, могут быть необоснованно завышены. Поэтому судьи, принимающие решение об их компенсации, руководствуются принципом соразмерности, учитывая оценку сложности дела, времени, потраченного на ведение процесса и прочее. В результате итоговый размер возмещения может быть меньше, чем заявленный в договоре с юристом.

Подводные камни и скрытые трудности

Отмена приказа об увольнении по формальному признаку не означает, что процесс не будет инициирован снова, но уже с более внимательным отношением к деталям и процедуре. В рассмотренном выше решении Воронежского суда военного пытались исключить из списков кадрового состава в связи с тем, что он ранее был привлечен к ответственности в виде штрафа за проступок, предусмотренный ст. 158 УК (кража). Отсутствие подписи об ознакомлении с мнением аттестационной комиссии стало причиной отмены приказа командира. В то же время, сам факт, дискредитирующий военного, никуда не делся.

Точно такая же возможность остается и в случаях, когда человека пытались уличить в некомпетентности или неисполнении служебных обязанностей. С момента восстановления в прежней должности к военному, выигравшему суд, будет приковано гораздо больше внимания.

Самому контрактнику, вступающему в борьбу за свое место в армии, нужно аккуратно относиться ко всем документам, которые он подписывает. К примеру, если военный, не получивший жилья до дня увольнения, дает свое письменное согласие на исключение из списков личного состава, ни один суд не сможет восстановить его право на заработанную квартиру или денежную компенсацию на ее приобретение.

Даже после полного удовлетворения исковых требований, большинство заявителей не стремится вернуться на службу, а ограничивается выплатой присужденного денежного содержания и возмещением вреда. Нежелание продолжать «боевые действия за должность», чаще всего, становиться причиной отказа военнослужащего от права на восстановление после незаконного увольнения.

Подборка наиболее важных документов по запросу Иск в суд о незаконном увольнении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Иск в суд о незаконном увольнении

Судебная практика: Иск в суд о незаконном увольнении

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 392 "Основания для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу (по вновь открывшимся или новым обстоятельствам)" ГПК РФ
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Отказывая в пересмотре решения суда по иску о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, суд обоснованно исходил из того, что оснований, предусмотренных статьей 392 ГПК РФ, для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения суда не имеется, поскольку указанные истцом доводы, содержащие ссылку на показания свидетеля при рассмотрении мировым судьей уголовного дела, не являются теми юридическими фактами, которые могут послужить основанием для пересмотра решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам, кроме того, данные показания свидетеля не ставят под сомнение выводы суда первой инстанции о законности увольнения истца; вступивший в законную силу приговор суда, которым установлены заведомо ложные показания свидетелей, фальсификация доказательств либо преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела, отсутствует.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 152 "Предварительное судебное заседание" ГПК РФ "В предварительном судебном заседании 6 марта 2018 г. суд первой инстанции применяя положения части 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Кайтагского района. Суд первой инстанции пришел к выводу, что прокурором Кайтагского района пропущен предусмотренный частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации месячный срок на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора о восстановлении на работе, о применении последствий пропуска которого заявлено стороной ответчика. При этом суд указал, что 20 апреля 2017 г. Алибеков Б.М. и Алибеков С.Б. получили трудовые книжки с записью об увольнении, и в тот же день они обратились в прокуратуру Кайтагского района по вопросу незаконного увольнения, между тем в суд с исками в интересах Алибекова Б.М. и Алибекова С.Б. прокурор обратился лишь 31 января 2018 г. по истечении более девяти месяцев с момента, когда прокурору Кайтагского района стало известно о нарушении трудовых прав Алибекова Б.М. и Алибекова С.Б."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Иск в суд о незаконном увольнении

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Увольнения прокуроров - анализ ситуаций
(Кокорева В.)
("Трудовое право", 2020, N 1) Сегодня никого не удивишь увольнением, в прессе постоянно мелькают случаи увольнения по инициативе работодателя, а суды завалены исками о признании приказа об увольнении незаконным и восстановлении на работе. Почему такое происходит?

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Изменение условий при помощи введения неполного рабочего дня
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 3) Пособие сотруднице не выплачивалось. В связи с задолженностью по заработной плате она подала заявление о приостановлении работы в порядке ст. 142 ТК РФ. Позже она обратилась в суд с иском о признании незаконным увольнения и выплате зарплаты и пособий. В свою очередь, компания-работодатель подала встречный иск. Фирма просила признать поведение истицы злоупотреблением правом. Ее действия компания считала направленными на получение заработной платы по трудовому договору без выполнения должностных обязанностей. Позиция сотрудницы сводилась к тому, что ей не выплатили пособие, задержали зарплату. Компания указывала на отсутствие долга, уведомляла сотрудницу "об отсутствии оснований для приостановления работы, а также указала, что истец продолжает находится в отпуске по уходу за ребенком".

Нормативные акты: Иск в суд о незаконном увольнении

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021) К. обратилась в суд с иском к государственному органу о признании незаконным ее увольнения с государственной гражданской службы Российской Федерации по п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (истечение срока действия срочного служебного контракта; далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ), о восстановлении ее в должности ведущего специалиста-эксперта юридического отдела.

"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, возникающим из трудовых правоотношений спортсменов и тренеров"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2015) Пример. Г. обратился в суд с иском к спортивному клубу о признании незаконным увольнения с работы - расторжения контракта профессионального хоккеиста Континентальной хоккейной лиги (срочного трудового договора) по пункту 5 части первой статьи 81 ТК РФ, предусматривающему право работодателя расторгнуть трудовой договор с работником в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

На основании приказа от "___"________ ____ г. N ___ и в соответствии с контрактом от "___"________ ____ г. N ___ истец проходил военную службу в воинской части N _____ в должности ___________________________ в звании ________________ с окладом ________ (_________________) рублей.

Незаконным увольнением истцу причинены убытки в виде ______________________ на сумму ________ (_________________) рублей, что подтверждается ______________________.

Кроме того, незаконным увольнением истцу причинен моральный вред в форме ___________________________, который оценивается в ________ (________________) рублей.

Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия - равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения.

Согласно п. 22 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237, восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пп. ___ п. ___ ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", п. 22 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237, ст. ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса, прошу:

1) признать незаконным увольнение истца;

2) отменить приказ об увольнении от "___"________ ____ г. N _____;

4) восстановить истца в воинском звании - ___________________________________;

5) взыскать с ответчика компенсацию причиненных незаконным увольнением убытков в виде ____________________________ на сумму ____________ (_________________) рублей;

6) взыскать с ответчика денежную компенсацию причиненного незаконным увольнением морального вреда в виде ____________________________ на сумму ________ (_______________) рублей.

1. Копия приказа N ___ от "___"________ ____ г. о приеме истца на военную службу.

2. Копия контракта N ___ от "___"________ ____ г. о прохождении военной службы.

3. Копия приказа N ___ от "___"________ ____ г. об увольнении истца с военной службы.

4. Справки о размерах недополученных истцом денежного и иных видов довольствия.

5. Документы, подтверждающие причинение убытков истцу.

6. Документы, подтверждающие причинение морального вреда истцу.

7. Расчет суммы исковых требований.

8. Копии искового заявления и приложенных к нему документов ответчику.

9. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

10. Доверенность представителя от "___"________ ____ г. N ____ (если исковое заявление подписывается представителем истца).

11. Доказательства отказа ответчика от удовлетворения требования истца.

12. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, за подачу жалобы (заявления) в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы, уплачивают государственную пошлину в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 1 Постановления Правительства РФ от 06.06.2005 N 352 "О порядке осуществления расходов военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, по уплате государственной пошлины за подачу жалобы (заявления) в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы").

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: