Образец заявления в суд о взыскании денежных средств за страховку по кредиту в сбербанке судебными

Обновлено: 28.03.2024

Банковская деятельность связана с рисками невозврата выданных займов. Причиной может быть форс-мажор, несчастный случай на производстве, увольнение или смерть заемщика. Поэтому банки вынуждены себя подстраховывать. Для оформления кредита часто требуется страхование жизни и здоровья или залогового имущества. Страховка ложится на плечи заемщиков. При наступлении страхового случая банк получает свои деньги обратно. Попробуем разобраться, можно ли отказаться от полиса и как получить свои деньги в этом случае.

  1. Можно ли отказаться от страховки
  2. О чем гласит новая редакция закона
  3. Какие страховки подлежат возврату
  4. Схема возврата страховых выплат
  5. Возврат в «период охлаждения»
  6. До и после 14 дней
  7. При досрочном погашении
  8. После уплаты кредита
  9. Возврат страховки самостоятельно
  10. Помощь юристов при возврате кредитной страховки
  11. Необходимые документы при возврате страховки
  12. Образцы заявления
  13. Как получить возврат по коллективной страховке
  14. Как возврат страховки влияет на размер кредитной ставки
  15. Реакция популярных банков на возврат страховки
  16. Дополнительные вопросы
  17. Заключительная часть

Можно ли отказаться от страховки

В России действует Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1. Он запрещает коммерческим организациям навязывать гражданам дополнительные услуги. Одна из таких услуг – страхование. Приобретение страховки должно осуществляться добровольно. Следовательно, заемщик вправе отказаться от покупки полиса.

Обязанность оформить страховку должна вытекать прямо из закона (ст.935 ГК РФ). Получение банковского кредита под условием не подпадает под эту норму (исключение – залоговые займы). Поэтому человек должен сам решить, нужен ли ему полис.

Однако банкиры перекладывают потенциальные убытки на потребителей посредством договора. Например, если заемщик откажется оформить страховку, то процентная ставка по кредиту возрастает. Так они косвенно принуждают потребителей покупать полис. Во избежание недоразумений гражданам нужно внимательно изучать положения договора до его подписания.

Банки обычно пытаются навязать страхование кредитных рисков, жизни и здоровья заемщика, залогового имущества. Первые два направления являются добровольными. От этой страховки можно не только отказаться, но и произвести возврат денег. Правило действует независимо от времени уплаты человеком страховой премии. А вот страхование залогового имущества – обязательно. Отказ от такого полиса не предусмотрен.

Выбор страховых компаний также ограничен. Банки обычно предлагают страховщиков, с которыми они сотрудничают. Отдельные организации учреждают собственные страховые компании (Альфастрахование, РСХБ-Страхование).

О чем гласит новая редакция закона

В 2020 году были внесены правки в следующие законы:

ФЗ от 21.12.2013 №353-ФЗ.

ФЗ от 16.07.1998 №102-ФЗ.

Изменений коснулись положений о потребительском кредитовании, ипотечных займов и вопроса о досрочном прекращении договоров страхования. По новым правилам заемщики могут вернуть часть денег, потраченных на страховку. Например, в случае досрочного погашения кредита.

При этом банк вправе поднять ставку по кредиту, если заемщик отказался от страховки или не оплатил страховой полис свыше 30 календарных дней (ст.11 ФЗ от 21.12.2013 №353-ФЗ).

Какие страховки подлежат возврату

Возврат денег осуществляется только при добровольном страховании. Сюда относится страхование кредитных рисков или жизни и здоровья заемщика.

Не подлежат возврату следующие виды добровольного страхования:



Схема возврата страховых выплат

Порядок действия застрахованного лица:

Подготовка пакета документов.

Подача заявления в страховую компанию.

Получение уплаченной страховой премии обратно.

Деньги перечислят на тот банковский счет, который страхователь укажет в заявлении. Обычно это происходит в течение 10-14 дней с момента обращения.

На заметку! Если во время рассмотрения заявления о досрочном прекращении договора наступит страховой случай, то страховщик может вернуть деньги и отказать в выплате компенсации. Второй вариант – он возместит убытки банка, но не вернет деньги заявителю.

Возврат в «период охлаждения»

Возврат страховки по кредиту допускается в период охлаждения – 14 дней. Отсчет времени начинается с момента оформления договора. В случае отказа от страховки заемщику возвращается вся сумма страховой премии (п.4 Указания ЦБ РФ от 20.11.2015 №3854-У). Право страхователя на отказ от полиса должно быть прописано в договоре. Это правило распространяется только на случаи добровольного страхования. Например, когда заемщик берет кредит и оформляет одновременно страхование жизни и здоровья.

Отказ от страхования залогового имущества не предусмотрен даже в период охлаждения.

На заметку! Возврат страхового возмещения допускается, при условии, что за 14-дневный период не наступил страховой случай.

До и после 14 дней

Период, в течение которого можно отказаться от страховки, должен быть указан в договоре. Минимальный срок – две недели.

В случае отказа от страховки в течение 14 дней страхователю возвращают всю сумму страховой премии. Если отказ произошел в 2-недельный срок, но после даты начала действия полиса, тогда СК вправе удержать часть премии пропорционально сроку действия договора.

Схема отказа от страховки:



При досрочном погашении

Возврат страховки при досрочном погашении кредита предусмотрен законом. В этом случае у заемщика отпадает необходимость в страховке. Он может отказаться от страховки и вернуть часть премии, которая была уплачена при оформлении договора.

Сумма возврата страховки при погашении кредита рассчитывается исходя из оставшегося количества дней до истечения срока действия договора. В случае отказа со стороны страховой компании страхователю придется обращаться в суд.

После уплаты кредита

Вернуть деньги за страховку по факту погашения кредита нельзя. Правило действует только в случае досрочного выполнения обязательств. Плановое погашение займа в законе о возврате страховки не предусмотрено. Срок действия страхового полиса и кредитного договора истекает одновременно. Следовательно, услуга со стороны страховщика предоставлена в полном объеме.

Возврат страховки самостоятельно

Механизм возврата денег в российских банках примерно одинаков. Рассмотрим порядок действий заемщика на примере ВТБ. Исходная точка – заемщик закрыл кредит досрочно. Дальнейшие действия:

Нужно взять справку в банке об отсутствии задолженности по кредиту. Документ должен содержать номер договора, сумму займа и дату его погашения.

Страхователь обращается в страховую компанию и пишет заявление о досрочном расторжении договора.

Страховщик изучает документы и производит полный (частичный) возврат страховой премии. Деньги зачисляются на реквизиты получателя.

Если страховая компания отказывается вернуть ей уплаченные деньги, тогда страхователю придется обращаться в суд.



Помощь юристов при возврате кредитной страховки

Обратиться в страховую компанию можно самостоятельно или через посредника. Первый вариант менее затратный. Однако, если страховщик или банк откажется выплатить деньги, застрахованному лицу придется обращаться в суд. В этом случае без юриста не обойтись. При этом процедура займет от 3 до 6 месяцев.

Иногда юристам удается убедить страховую компанию вернуть деньги в досудебном порядке. Это позволяет сэкономить время и деньги на оплату пошлины и судебных издержек. Услуги юриста оплачиваются в виде аванса или по факту получения выплаты от страховщика. При этом истец может взыскать потраченные деньги с ответчика по делу.

Необходимые документы при возврате страховки

Страхователю нужно подготовить следующие документы:

Заявление об отказе от Договора страхования.

Оригинал страхового полиса.

Кредитный договор и справку об отсутствии задолженности перед банком (при досрочном погашении займа).

Квитанцию об оплате страховой премии.

Реквизиты банковского счета для перечисления денег.

В страховую компанию нужно отдать только копии документов. Оригиналы требуются для проверки. Они могут позже пригодиться. Например, при обращении в суд.

Образцы заявления

Ниже представлен образец заявления на возврат страховки по кредиту:



Подать заявление можно в течение 14 дней с момента оформления страховки. По истечении этого времени следует писать претензию в банк.



Образец заявления «Об отказе от договора страхования» нужно искать на сайте страховщика. Каждая компания разрабатывает свой формуляр.

Как получить возврат по коллективной страховке

Страховка может быть индивидуальной или коллективной. Во втором случае полис оформляется сразу на группу людей.

Как возврат страховки влияет на размер кредитной ставки

Банк заинтересован не только в возврате кредитных денег, но и в получении прибыли. Размер ставки по кредиту зависит от выбранной организации, типа и суммы займа, величины первоначального взноса и кредитной репутации заемщика. Сюда также относится наличие страховки. В случае отказа от покупки полиса ставка по кредиту может увеличиться – от 1% до 7%. Детали прописываются в кредитном договоре.

Произвести предварительные расчеты суммы переплаты можно на сайте банка. Достаточно воспользоваться онлайн-калькулятором. Пользователю нужно сравнить результаты расчетов со страховкой и без нее.

Повышенная процентная ставка позволяет банкам возместить убытки в случае несвоевременного возврата заемных денег.

Реакция популярных банков на возврат страховки

Отношение основных банков к вопросу возврата денег:

Срок возврата денег

с момента подачи заявления

Заемщик вправе отказаться от страховки в 14-дневный срок с момента заключения договора со страховщиком.

02.03.2016 г. по договору комплексного добровольного страхования автотранспортного средства № 1627RVO000171 истец застраховал автомобиль МАРКА МОДЕЛЬ, государственный регистрационный знак НОМЕР1, принадлежащий ему на праве собственности, в страховой компании НАЗВАНИЕ1.

ДАТА истец обратился в страховую компанию с заявлением о наступлении страхового случая и оплате ремонта на СТОА по направлению страховщика, предоставив полный комплект необходимых документов.

Страховая сумма (лимит выплаты) в отношении транспортного средства установлена в размере СУММА рублей по страховым рискам КАСКО — хищение, ущерб (уничтожение и повреждение).

ДАТА специалисты Регионального Агентства независимой экспертизы осмотрели автомобиль, составили акт осмотра.

ДАТА было выдано направление на ремонт № НОМЕР, где указаны объекты ремонта: панель крыши, крыло переднее правое, стекло ветровое правое, обивка крыши, дверь передняя правая, бампер передний, ДВС.

Ремонт был выполнен не в полном объеме по причине несогласования страховой компанией части ремонтных работ.

ДАТА истец подал заявление с просьбой разобраться с качеством и объемом выполненных работ на станции ООО “СтоАвто”.

ДАТА, ДАТА специалисты Регионального Агентства независимой экспертизы осмотрели автомобиль, составили акт осмотра.

После произведенного ремонта устранены не все повреждения автомобиля, полученные в ходе ДТП.

ДАТА истец обратился в НАЗВАНИЕ для оценки стоимости не выполненного ремонта поврежденных деталей и необходимых работ по восстановлению автомобиля, которому оплатил за оценку 13 000 рублей.

Согласно расчетам НАЗВАНИЕ, изложенным в “Экспертном заключении № НОМЕР, расчетная стоимость восстановительного ремонта по состоянию автомобиля после проведения восстановительного ремонта в ООО “СТО АВТО” по направлению НАЗВАНИЕ1 в не выполненной части составляет СУММА, размер затрат на проведение восстановительного ремонта с учетом износа (восстановительные расходы) составляет СУММА.

В Актах осмотра № 1246 от 07.02.2018 года и № 1250 от ДАТА зафиксированы повреждения автомобиля, которые остались после проведения согласованного ответчиком ремонта.

В Калькуляциях № 1246 и № 1250 от 13.02.2018 г. в том же Экспертном заключении рассчитана стоимость оставшейся невыполненной части ремонта.

Согласно п. 1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

В соответствии с п. 9.2.2. Правил добровольного комплексного страхования автотранспортных средств, утвержденных Приказом Генерального директора от 24.11.2014 г. № 228, размер страховой выплаты включает: расходы на восстановительный ремонт застрахованного ТС, необходимые для устранения повреждений ТС, полученных в результате страхового случая.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Обязательства сторон должны исполняться в соответствии с условиями договора, не допускается произвольное неисполнение обязательств.

Таким образом, НАЗВАНИЕ1 не выполнило обязательств по договору страхования в полном объеме.

По основаниям, изложенным выше, истец обратился в НАЗВАНИЕ1 с претензией, поступившей ответчику ДАТА, в которой просил ответчика в течении 10 (десяти) дней с момента получения претензии перечислить на свой счет сумму стоимости восстановительного ремонта СУММА , что позволит избежать судебного разбирательства и связанных с ним потерь времени и дополнительных издержек.

На случай отказа в выплате для восстановительного ремонта автомобиля или отсутствия ответа в установленный срок истец предупредил ответчика, что будет вынужден обратиться в суд за защитой своих прав, с отнесением на счет страховой компании всех судебных издержек, а также неустоек и штрафов, предусмотренных действующим законодательством РФ.

ДАТА НАЗВАНИЕ1 направил истцу письмо за номером 212, в котором ответчик сообщил истцу, что направил его на ремонт в ООО “СТО АВТО”, которое представило истцу лист согласования, сумма ремонта была согласована на СУММА рублей с учетом установленной франшизы 30 000 рублей, которые предложил истцу доплатить непосредственно в ООО”СТО АВТО”.

Фактически, такой ответ является отказом в добровольном удовлетворении требований, изложенных в претензии, что дает истцу право обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Отказом и переживаниями, связанными с тем, что автомобиль спустя более года после ДТП так и не восстановлен по вине ответчика, истцу причинены нравственные и физические страдания, то есть моральный вред, который оценивается истцом в 30 000 рублей.

В соответствии с п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 50 % от взысканной суммы, о применении данного штрафа истец просит суд.

Для получения юридической помощи по данному делу, в том числе для досудебной подготовки, направления претензии, подготовки и направления иска, представления интересов истца в суде, истец обратился к адвокату Антонову А.П., которому по Соглашению на ведение дела №НОМЕР от ДАТА заплатил СУММА, что подтверждается квитанцией. Указанную сумму истец просит в случае удовлетворения иска взыскать с ответчика на основании статей 98 и 100 ГПК РФ.

Согласно части 1 статьи 29 ФЗ РФ “О защите прав потребителей” потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Ответчик согласно условиям договора страхования должен был обеспечить выполнение ремонта автомобиля истца на станции технического обслуживания автомобилей, чего до настоящего времени не сделал, потребитель 05.03.2018 года предъявил требование о выплате соответствующей компенсации в сумме 148 352 (сто сорок восемь тысяч три пятьдесят два) рубля 00 копеек. Ответчик такую выплату в установленный законом 10 дневный срок не произвел, в связи с чем должен оплатить неустойку за неисполнение отдельных требований потребителя на основании части 3 статьи 31 ФЗ РФ “О защите прав потребителей”, размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 указанного закона, а именно 3% от стоимости невыполненных услуг за каждый день просрочки (на день подачи иска 5 апреля 2018 года — 21 день). Что составляет 1483,52*3*21= 93 461,76 рублей.

В связи с вышеизложенным и в соответствии со статьями 309, 310, п. 1 ст. 929 ГК РФ ст. 98, 100 ГПК РФ, ст. 13 Закона РФ “О защите прав потребителей”

П Р О Ш У С У Д:

Взыскать с Самарского филиала НАЗВАНИЕ1 сумму стоимости невыполненной части восстановительного ремонта СУММА, моральный вред — СУММА, расходы на услуги представителя — СУММА, неустойку за неисполнение требований потребителя — СУММА, стоимость услуг по оценке — СУММА штраф за неисполнение требований потребителя — 50% от суммы, присужденной судом по данному делу.

29.03.2016 г. между мной и Публичным акционерным обществом “Плюс Банк” (ПАО “Плюс Банк”) был заключен кредитный договор №НОМЕР1 на сумму 385 766 рублей со сроком возврата до 18 марта 2021.

Одновременно с оформлением кредитного договора от 29.03.2016 №НОМЕР1 с ООО “НАЗВАНИЕ1” был заключен Договор страхования транспортного средства от 29.03.2016 СЕРИЯ1 №НОМЕР2 с условием о выплате страховой премии в размере 125 766 рублей. Срок страхования по договору установлен с 29.03.2016 по 29.03.2019.

21.10.2017 застрахованное транспортное средство было отчуждено мной ФИО2 по договору купли продажи.

За время действия договора страхования у меня не было страховых случаев и обращений за возвратом страховой премии. Подпункт “В” п.9 страхового полиса СЕРИЯ1 №НОМЕР2 от 29.03.2016 предусматривает, что договор страхования прекращает свое действие, в том числе, в случае гибели или утраты застрахованного транспортного средства по причинам иным, чем наступление страхового случая.

Согласно п.1 ст.2 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ», страхование — отношения по защите интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

В соответствии с п.2 ст.4 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ», объектами страхования от несчастных случаев и болезней могут быть имущественные интересы, связанные с причинением вреда здоровью граждан, а также с их смертью в результате несчастного случая или болезни (страхование от несчастных случаев и болезней).

В силу п.п.1 и 2 ст.9 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ», страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.

Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Согласно ст.934 ГК РФ, по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).

Исходя из положений названных норм права в их взаимосвязи, следует, что страхование от несчастных случаев представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических лиц, связанных с причинением вреда их здоровью, а также с их смертью в результате несчастного случая или болезни. Защита указанных имущественных интересов осуществляется путем выплаты страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам обусловленной договором страхования суммы (страховой суммы) при наступлении предусмотренного договором страхового случая и возможна только при наличии у страховщика такой обязанности.

В соответствии с п.1 ст.958 ГК РФ, договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. К таким обстоятельствам, в частности, относятся: гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая; прекращение в установленном порядке предпринимательской деятельности лицом, застраховавшим предпринимательский риск или риск гражданской ответственности, связанной с этой деятельностью.

При досрочном прекращении договора страхования по обстоятельствам, указанным в п.1 приведенной статьи, страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование (абз.1 п.3 этой же статьи).

Из анализа приведенных норм права следует, что под обстоятельствами иными, чем страховой случай, при которых после вступления в силу договора страхования возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось, в данном случае подразумеваются обстоятельства, приводящие к прерыванию отношений по защите имущественных интересов истца, связанных с причинением вреда его здоровью, а также с его смертью в результате несчастного случая, что лишает всякого смысла страхование от несчастных случаев, по которому невозможна выплата страхового возмещения и, следовательно, приводит к досрочному прекращению договора страхования.

При этом перечень приведенных в п.1 ст.958 ГК РФ оснований для досрочного прекращения договора страхования не является исчерпывающим.

Если страховая выплата при наступлении страхового случая по условиям договора будет равна нулю, в силу чего на страховщика невозможно возложить обязанность произвести страховую выплату, то согласно п.1 ст.958 ГК РФ действие договора страхования от несчастных случаев прекратится досрочно, поскольку при таких обстоятельствах существование предусмотренных договором страховых рисков, как предполагаемых событий, на случай наступления которых проводится страхование, прекращается, а наступление страхового случая при отсутствии обязательства страховщика произвести страховую выплату становится невозможным. В таком случае на основании положений абз.1 п.3 ст.958 ГК РФ, страховщик имеет право только на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.

Кредитный договор и договор страхования имущества заключены на срок с 29.03.2016 до 29.03.2019, то есть на 1 096 дней. Договор купли-продажи имущества был заключен 21.10.2017, то есть по прошествии 572 дня. Поэтому (1096-572)/1096 суммы страховой премии (65 577 рублей) подлежит возврату.

Многие автолюбители не понаслышке знают о том, как нелегко общаться со страховой компанией: возместить реальный ущерб после ДТП получается далеко не у каждого. Но если действовать юридически грамотно, справедливости добиться все же можно. Правильно составленная претензия к страховой компании может помочь решить спор, не доводя дело до суда.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

В статье расскажем:

Когда нужно писать претензию?

Основная цель составления претензии в страховую компанию – потребовать от нее выполнить свои обязательства по выплате компенсации в соответствии с заключенным договором страхования. На практике часто происходят случаи, когда страховая компания сильно занижает стоимость нанесенного ущерба после ДТП или вовсе затягивает с выплатой. Это является нарушением договора страхования.

Законодательством о страховании предусмотрено обязательное досудебное обращение в страховую компанию до подачи иска в суд. Это значит, что без предварительного направления претензии страховой компании подать на него в суд не получится. Поэтому претензия – первый и обязательный шаг к решению конфликта со страховой компанией.

Что является нарушением по полису ОСАГО?

Обязательства страховой компании по осуществлению страхового возмещения по полису ОСАГО довольно подробно регламентированы Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – ФЗ «Об обязательном страховании»). Поэтому независимо от того, с какой страховой компанией заключен договор страхования, права и обязанности сторон договора будут одинаковыми. Рассмотрим наиболее распространенные нарушения со стороны страховой компании.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «Об обязательном страховании» компания-страховщик обязана иметь своего представителя в каждом регионе. При этом, они должны быть уполномочены на рассмотрение заявлений потерпевших, проведение экспертизы и на осуществление выплат. Любые попытки заставить страхователя обращаться к страховой компании в другой регион являются нарушением его прав.

Занижение размера страховой выплаты

Хотя статья 12 ФЗ «Об обязательном страховании» содержит требование о проведении независимой технической экспертизы поврежденного имущества, на практике для страховых компаний такие экспертизы проводят «свои» оценщики. В результате страхователь получает сумму значительно меньше ожидаемой. В этом случае потерпевший праве обратиться за проведением экспертизы в другую организацию и в претензии к страховой компании о занижении выплаты потребовать доплатить недостающую сумму.

Важно! Если сумма ущерба занижена не более, чем на 10 %, расхождение в суммах считается в пределах статистической достоверности (п. 3.5 Методики определения размера расходов на восстановительный ремонт, утвержденной Положением Банка России от 19.09.2014 N 432-П). Иными словами, взыскать недостающую разницу можно только если она превышает 10 % от суммы возмещения ущерба.

Страховщик нарушает сроки осуществления выплаты

Согласно п. 21 ст. 12 ФЗ «Об обязательном страховании» у страховой компании есть 20 календарных дней на рассмотрение заявления потерпевшего. По истечении данного срока страховая компания обязана выполнить одно из трех действий:

Если ничего из вышеперечисленного сделано не было, имеет место ненадлежащее оказание услуг страхования. П. 21 ст. 12 ФЗ «Об обязательном страховании» обязывает страхователя в случае несоблюдения данных сроков выплатить пострадавшему неустойку в размере:

  • 0,5 % от суммы страхового возмещения за каждый день прострочки (либо от предельной суммы возмещения, если сумма возмещения не определена) – если не выдано направление на ремонт или не направлен отказ в выплате;
  • 1 % от суммы страхового возмещения за каждый день просрочки – если страховое возмещение не выплачено вовремя.

Пример. Заявление о выплате страхового возмещения подано в страховую компанию 01 февраля. Страхователь оценил стоимость ущерба, подлежащего возмещению, в 100 000 рублей. Деньги были выплачены пострадавшему лишь 10 марта, т.е. спустя 37 дней с момента подачи заявления. Таким образом, страховая компания обязана выплатить в дополнение к страховому возмещению неустойку в размере 100 000 руб. х 17 дней х 1 % = 17 000 рублей.

Страховщик неправомерно отказывает в выплате

Страховщик может отказать в выплате страхового возмещения, ссылаясь на самые разные причины. Чаще всего отказ происходит, когда виновник в ДТП не определен, а спорная ситуация находится на рассмотрении в суде. В таком случае основанием для предъявления претензии на отказ в выплате страхового возмещения будет судебное решение, определяющего виновника ДТП и, соответственно, сторону, убытки которой подлежат возмещению.

Произведен некачественный страховой ремонт автомобиля

В этом случае можно потребовать вернуть деньги за некачественно произведенный ремонт. Однако здесь имеется один нюанс: деньги можно вернуть именно за ту часть ремонта, которая выполнена некачественно, а не за весь ремонт.

К примеру , если при замене нескольких деталей одна оказалась некачественной, деньги вернут только за бракованную деталь и стоимость ее установки. Формально в законе это условие не указано, но сложившаяся судебная практика исходит из соразмерного возмещения вреда (см. Определение Верховного Суда РФ от 03.09.2019 по делу № 7-КГ19-14).

Претензия в транспортную компанию

Как составить претензию в транспортную компанию? Пошаговый порядок

Претензия к туроператору на возврат денег

Претензия к туроператору на возврат денежных средств

Претензия застройщику об устранении недостатков

Претензия застройщику об устранении недостатков

Как написать и подать претензию по ОСАГО?

Порядок урегулирования споров по ОСАГО содержится в статье 16.1 ФЗ «Об обязательном страховании». Так, в случае нарушения прав страхователя, для защиты своих прав он должен подать претензию в страховую компанию.

Срок подачи претензии по ОСАГО формально ограничен лишь сроком исковой давности, который составляет 3 года, но чем быстрее подать претензию – тем больше шансов решить спор в свою пользу.

Содержание претензии

Претензия к страховой компании должна быть мотивированной и содержать копии документов-доказательств, обосновывающих требования потерпевшего. Это может быть договор страхования, документы на автомобиль, независимая экспертиза, судебное решение, акт о совершении ДТП и другие документы.

Претензию следует начать с шапки, в которой указываются контакты отправителя и страховой организации, в адрес которой документ направляется. Для страховщика это ФИО руководителя, наименование организации, адрес и ОГРН. Чтобы у страховой компании была возможность связаться с заявителем, важно указать ФИО, свой обратный адрес и телефон.

Подборка наиболее важных документов по запросу Исковое заявление о возврате страховки по кредитному договору (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Исковое заявление о возврате страховки по кредитному договору

Судебная практика: Исковое заявление о возврате страховки по кредитному договору

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Исковое заявление о возврате страховки по кредитному договору

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Является ли страхование способом обеспечения обязательств?
(Архипова А.Г.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2018, N 8) В относительно недавнем Определении Верховный Суд, пожалуй, впервые поставил перед собой вопрос о том, является ли страхование обеспечением, и дал на него отрицательный ответ. Обстоятельства этого дела достаточно типичны. Между банком и гражданином был заключен кредитный договор. Одновременно с ним был заключен договор страхования жизни и здоровья гражданина, а также риска недобровольной потери работы. Срок действия страхования совпадал со сроком, на который был предоставлен кредит, страховая сумма по договору страхования - с суммой кредита. Выгодоприобретателем по договору страхования был назначен банк.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Страхование как способ обеспечения обязательств заемщика по договору потребительского кредита: некоторые вопросы теории и практики
(Кратенко М.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2015, N 9) Р. обратился с иском к ООО "СК "Факел" о взыскании части страховой премии. Исковые требования мотивировал тем, что заключил кредитный договор на приобретение автомобиля. Одновременно с заключением кредитного договора и залога автомобиля ему был оформлен полис страхования жизни и здоровья на срок пользования кредитом - 60 мес. При заключении договора страхования Р. оплатил страховую премию в полном объеме. Р. досрочно возвратил сумму кредита и направил в ООО "СК "Факел" заявление о возврате части страховой премии. Ответчик в возврате страховой премии отказал, сославшись на условия страхового полиса и Правил страхования, которыми не предусмотрен возврат части страховой премии при расторжении страхователем договора страхования до наступления страхового случая.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: