Образец заполнения отчета по практике студента 2 курса колледжа академии правосудия

Обновлено: 24.04.2024

Отчет по практике юриста

Прохождение практики является необходимым элементом в образовательной программе любого учебного учреждения:

  1. колледжа;
  2. техникума;
  3. университета;
  4. института.

Отчет по практике позволяет оценить глубину полученных студентом знаний по выбранной специальности, его интерес к профессии. Прохождение практики является необходимым элементов закрепления полученных в учебном учреждении теоретических знаний. Причем место практики значения не имеет, ведь юристы нужны везде, в любой компании:

  • и в обществе с ограниченной ответственностью,
  • и в коммерческой фирме,
  • в правоохранительных органах (в МВД, в милиции (полиции);
  • и даже в Администрации Президента.

Помощник нужен адвокатам и нотариусам.

Практикант может самостоятельно определить, где будет проходить практику, либо обратиться за помощью к научному руководителю, который поможет пройти практику

Давайте рассмотрим особенности написания отчета по практике студентами-юристами – у них свои особенности, связанные со спецификой работы.

Отчет по практике юриста: особенности написания

Цель практики – научиться применять знания, полученные в образовательном учреждение, в практической деятельности, умение применять закон в возникшим правоотношениям. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить деятельность предприятия, организацию работы юридического отдела, рассмотреть особенности государственной и муниципальной службы;
  2. применить теоретические знания в области гражданского, трудового, процессуального права на практике;
  3. развить качества, необходимые для работы на должности юрисконсульта, научиться управлять людьми, применяя средства убеждения;
  4. принимать активное участие в деятельности юридического отдела: составлять исковые заявления и отзывы на них, участвовать в судебных заседаниях, обжаловать принятые решения, отслеживать ход исполнения;
  5. осуществлять юридическое сопровождение сделок;
  6. оказывать помощь в оформлении документов правового характера.

База практики для студента-юриста определяется с учетом специализации студента. Студенты выбирают место практики также с учетом своих перспектив на трудоустройство по профилю выбранной специальности.

Но всегда практика будущего юриста связана с работой юридического отдела, юридической службы или самостоятельной работы юриста в качестве адвоката, нотариуса

Практика позволяет приобрести необходимые навыки работы в коллективе, ознакомиться с особенностями работы юриста. Практика может быть производственной (ознакомительной) и преддипломной.

Руководство практикой на предприятии может осуществлять как непосредственно руководитель предприятия, так и работник, которому он это поручит.

По негласному правилу практикант должен выполнять все поручения руководителя, соблюдать дисциплину, избегать организационных конфликтов

Работодатель вправе установить неполный рабочий день для практиканта и определенный уровень нагрузки, дать собственные поручения. Но если студент пропускает хоть один день практики – его обязательно надо отработать.

Каждый юрист должен:

  • уметь апеллировать видами гражданско-правовых договоров
  • знать особенности договорной работы, в том числе заключать договор возмездного оказания услуг, договор купли-продажи
  • знать Конституцию РФ
  • уметь применять на практике положения Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), в том числе отличать юридическое лицо от физического, руководствоваться нормами Трудового кодекса РФ, Налогового, Административного кодексов
  • знать основы гражданского и арбитражного процессов
  • знать условия применения закона «О защите прав потребителя»
  • уметь пользоваться электронными правовыми ресурсами, такими как «Консультант Плюс», «Гарант».

При написании отчета опираться лучше на учебники, научную литературу, периодические печатные издания или их аналоги в интернете (журнал «ЮристЪ»), но год издания должен быть не старше 5 лет.

Итоги прохождения практики оформляются отчетом и дневником, ведение которого осуществляется практикантом самостоятельно

Общий срок прохождения практики определяется учебным заведение, обычно 4 недели.

В введении указывается цель прохождения и задачи, которые необходимо решить для ее достижения, определяются объект и предмет исследования.

В основной части отчета дается краткая характеристика предприятия. Полностью указывается название и организационно-правовая форма (ООО, ИП, ДОУ, Государственное учреждение), фамилию, имя, отчество руководителя, каким учредительным документом определены его полномочия. Необходимо:

  1. раскрыть структуру организации,
  2. определить условия обеспечения деятельности общества,
  3. описать функции отделов,
  4. дать анализ направлениям работы предприятия и его специфику, структуру,
  5. указать связи между отделами.

Желательно указать дату создания и достижения. С точки зрения психологии, подробное изучение предприятия и всего, что с ним связано, может положительно отразиться на мнении о практиканте потенциального работодателя.

В специальной части рассматривается деятельность отдела, в котором практикант непосредственно работал с целью выявления проблем по рассматриваемой в дипломной работе теме для выработки путей их решения.

В заключении обобщаются все выводы, которые практикант сделал при написании работы, полученный опыт, а также указываются недостатки в работе юридического отдела и предлагаются пути их решения.

Отчет по практике желательно предоставить руководителю практики заранее.

Дневник практики юриста

Дневник нужно заполнить по форме, утвержденной образовательным учреждением. В нем обязательно проставляются подписи лиц, направивших студента на практику (от учебного заведения) и принявших (от места прохождения практики)

Дневник по практике может также содержать индивидуальные задания руководителя. Бланк дневника можно скачать с сайта учебного учреждения.

Во время прохождения практики в конце каждого рабочего дня практикант должен заполнить дневник прохождения практики, фиксируя в нем выполненные задания. В интернете можно скачать различный дополнительный материал по деятельности места прохождения практики, что будет несомненным плюсом для работы. Отчет по практике также может быть положен в основу дипломной работы студента.

Готовый дневник практики нужно подписать у руководителя практики с места ее прохождения и поставить печать. Особенностью прохождения практики студентами, обучающимися на юристов, является направление их практической деятельности – она должна быть непосредственно связана с юриспруденцией.

Отчетность по практике сдается в учебный отдел по месту прохождения обучения.

Пример заполнения дневника по практике юриста

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ПРОГРАММЕ

ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ

Знакомство с сотрудниками.

Изучение нормативных документов, локальных нормативных актов организации

Рассмотрение деятельности юридического отдела, функциональных обязанностей юриста

Изучение нормативно-правовой базы, рассмотрение правовых документов, регулирующих деятельность организации

Проверка договоров на соответствие их требованиям ГК РФ

Анализ трудовых договор на соответствие действующему законодательству

Составление приказа о внесении изменений в трудовой договор

Составление претензии в соответствии с законодательством Российской Федерации, используя информационные справочно-правовые системы.

Изучение информации по делу о взыскании пени за несвоевременную поставку

Изучение порядка организации личного приема граждан, представителей учреждений, предприятий, организаций.

Осуществление приема и регистрации документов

Подготовка информационного письма в ИФНС об изменении адреса

Оформление договора купли-продажи

Участие в обработке представленных документов

Рассмотрение документации на осуществление закупки по Закону № 44-ФЗ

Совместно с экономическим отделом подготовка справки об отсутствии задолженности перед контрагентом

Составление проекта договора, направление его другой стороне

Помощь в составлении документов, подтверждающих право оперативного управления на имущество, получение разрешающих документов


[15 примеров] Образцы отчетов по практике в РГУП 2022 года

Российский государственный университет правосудия был открыт в 1998 году. До этого он был известен как Российская академия правосудия, и нынешний статус получил только в 2014 году. Это специализированное высшее образовательное учреждение, которое готовит специалистов юриспруденции и экономки. Его учредителем является Верховный суд Российской Федерации.
В структуру университета входят 25 кафедр, криминалистические лаборатории, отделы различных научно-исследовательских деятельностей, а также следующие факультеты:
1. Переподготовка и повышение квалификации действующих специалистов юриспруденции, служащих судов общей юрисдикции и Судебного департамента, а также служащих арбитражных судов
2. Подготовка специалистов для судебной системы по стандартным формам обучения
3. Подготовка специалистов на базе среднего образования юридической и экономической сфер
4. Непрерывное образование по подготовке специалистов для судебной системы
5. Экономический факультет
Также под началом РГУП действует несколько филиалов в следующих городах:
1. Иркутск
2. Хабаровск
3. Томск
4. Казань
5. Нижний Новгород
6. Ростов-на-Дону
7. Санкт-Петербург
8. Краснодар
9. Воронеж
10. Челябинск
11. Симферополь
Университет ведет международную деятельность, активно проявляя участие в международном правовом сотрудничестве.

Примеры отчетов по практике РГУП

Приведенные ниже примеры отчетов по практике Российского государственного университета правосудия помогут вам лучше понять, какой должна быть требуемая высшим учебным заведением и ГОСТом студенческая работа.

Образец отчета в РГУП

Наши специалисты уже много лет занимаются студенческими работами различных видов и направлений, в том числе и отчетами по практике. Они с удовольствием помогут вам составить собственную работу, удовлетворяющую все выставленные требования. Ниже вы можете ознакомиться с образцом готового отчета по практике для обучающихся в Российском государственном университета правосудия.

Для РГУП можно заказать следующие практики

  1. Педагогическая практика
  2. Практика по получению первичных профессиональных навыков
  3. Дистанционная практика
  4. Эксплуатационная практика
  5. Учебная практика
  6. Технологическая практика
  7. Производственная практика
  8. Преддипломная практика
  9. Практика СПО
  10. Практика СДО
  11. Ознакомительная практика
  12. Научно-исследовательская работа (НИР)
  13. Консультативная практика
  14. Изыскательская практика
  15. Геодезическая практика
  16. Научно-исследовательская работа студента, УИРС
  17. Юридическая практика

Наш сервис – отличное решение проблемы для студентов РГУП. Наши специалисты проконсультируют вас, помогут заказать свой отчет по учебной, ознакомительной, производственной или преддипломной практике, который будет готов в кратчайшие сроки и за приемлемую цену.


Практика очень важна в юриспруденции, так как эта сфера относится к регулированию правилами и правами в обществе, а работа с «обществом» предполагает постоянный контакт с людьми. Так, грамотный юрист должен обладать не только обширными знаниями, но и множеством навыков, позволяющим ему применять эти знания на практике. Эти навыки проверяются и вырабатываются в процессе практики, и самая первая юридическая практика предполагает написание отчёта – о нём и пойдёт речь.

[10 примеров] Образцы отчетов по Юридической практике 2022 года

Необходимость отчёта по юридической практике

Понять, зачем нужен отчёт, нетрудно, ведь он является доказательством того, как и насколько успешно студент прошёл практику. Изучение юриспруденции в основном опирается на то, чтобы изучить необходимые нормы права, но вот применить их можно только на практике, теоретически это никак не понять. Так, благодаря практике студент может понять, как сегодня строится работа в выбранной им юридической специализации, какие особенности её сопровождают, какие задачи могут стоять перед юристами и как их правильно решить. Иногда это позволяет не только укрепиться в правильности выбора области юриспруденции, но и захотеть её изменить.

Отчёт, в свою очередь, позволит оценить навыки студента, его знания, а также будет очень важен при написании дипломной работы, поэтому к его составлению нужно отнестись со всей внимательностью и серьёзностью. В отчёте по юридической практике нет ни одной неважной или необязательной части, каждая при проверке сыграет свою роль, поэтому важно заранее знать, какой пакет документов предстоит сдать в итоге.

Более того, при приёме на работу, особенно в ту организацию, где студент проходил практику, могут потребовать отчёт. Иногда он даже лучше даёт понять работодателю, чего ждать от молодого специалиста, чем красный диплом.

Поиск места для практики

Каждый студент имеет право самостоятельно подыскать себе место для практики, но это не обязательно. Обычно вузы уже сотрудничают с множеством организаций своего города, поэтому всегда можно изучить список партнёров и выбрать что-то оттуда. Также иногда организации, частные или государственные, сами приглашают к себе определённых студентов. В этом случае предстоит подписать договор о прохождении практики.

Причём мест, где студент юридического факультета может проходить практику, очень много, так как изучаемая специальность позволяет обратиться и в коммерческие фирмы, и в общества с ограниченной ответственностью, к любому нотариусу, адвокату и лицу, занимающемуся частной юридической практикой. Также проходить практику можно даже в правоохранительных органах и органах государственной власти, а примеру, администрациях, префектурах, мэриях и т. д.

Дополнительно место прохождения юридической практики обязательно будет зависеть от выбранной специализации. Студенты, изучающие, к примеру, уголовное и гражданское право, практикуются в разных организациях.

Правила практиканта

Во время прохождения юридической практики от студента потребуется:

  • Правильно планировать выполнение поставленных задач.
  • Уметь пользоваться всеми необходимыми нормативными правовыми актами для выполнения заданий.
  • Чётко следовать индивидуальному заданию, которое составляется с куратором.
  • Вести подробные записи о том, как проводится работа, что в ней используется и сколько времени она занимает.
  • Соблюдать все правила внутреннего распорядка организации, где проводится юридическая практика.
  • Постоянно работать с обоими кураторами практики и сдавать им работы на проверку и редактуру.

Также во время практики предстоит собрать как можно больше информации для написания будущего диплома, так как обычно к этому моменту его тема уже известна. Но бывает и так, что тема диплома меняется в процессе практики, так как студент находит более интересную тему, когда погружается в свою среду.

Этапы прохождения

Сначала выбирается подходящая организация для прохождения практики, после составляется полный план работы на последующие 3–4 недели – в какой отдел попадёт студент, какого рода задачи он будет выполнять. После практики составляется и заверяется отчёт, подбираются все установленные нормативами приложения.

При сдаче отчёта по юридической практике обычно соблюдается следующая последовательность подачи документов:

  1. Титульный лист.
  2. Программа практики, заверенная куратором — составляется как можно быстрее, чтобы сохранить время на написание отчёта.
  3. Дневник юридической практики — одна из важнейших частей всей работы, о ней подробнее далее.
  4. Отзыв с места, где практиковался студент. Иногда этот отзыв просят написать самого студента, а проверяющее лицо только ставит свою подпись. Поэтому здесь нужно перечислить свои положительные качества, но не переусердствовать, чтобы всё выглядело натурально. Однако, в таком случае эта характеристика не будет иметь большой ценности при будущем приёме на работу.
  5. Сам отчёт по юридической практике — его пишут не после практики, а в её процессе и в выделенные недели нужно уложиться и с составлением плана, и с работой, и с её описанием. Поэтому много времени не будет, всё нужно делать быстро.

Приложения к отчёту сдаются либо вместе с ним, либо отдельно, в зависимости от того, какие нормы приняты в том или ином учебном заведении.

Дневник юридической практики

Дневник практики нередко используется при написании отчёта и является обязательным приложением к нему. Но при прохождении юридической практики это документ особенно важен, так как может быть использован не только для написания отчёта, но и для дипломной работы в будущем. Более того, отчёт без дневника может являться причиной не допуска студента к экзаменам.

В дневник вносятся все задания, выполненные за день и делать эти отметки нужно ежедневно, чтобы ничего не забыть. Достоверность всех указанных данных будет подтверждена куратором практики от организации. Он заверит документ своей подписью. Это же сделает и руководитель практики от учебного заведения, когда проверит правильность оформления дневника – обычно об этом подробнее рассказывают до его написания. Нередко бланк для дневника можно скачать на сайте учебного заведения.

Просмотреть, как оформляется дневник юридической практики, можно на многочисленных примерах из интернета. Но скачивать их и выдавать за свою работу не рекомендуется, иначе весь отчёт может быть не принят, а практика не засчитывается, как пройденная. Зато посмотреть, как формулируются задачи будет полезно, да и структуру это позволит не потерять.

Структура отчёта

У каждой подобной работы есть свой принцип составления и оформления, которые установлены в каждой образовательной организации отдельно. Более того, отчёты по практике на разных специальностях также могут значительно отличаться друг от друга. Здесь – подробнее о том, какие разделы обязательно оказываются в отчётах по юридической практике и что в них необходимо отмечать.

Введение

После титульного листа с названием работы, именами руководителя практики и студента, который её проходит, а также указанием образовательного учреждения, идёт содержание работы, а после – введение. Как и везде, введение можно считать одной из главнейших частей всей работы. Ведь именно по введению составляется впечатление о том, насколько работа соответствует тематике и насколько автор понимает свои задачи.

Так, во введении должны быть:

  • Цель прохождения практики.
  • Задачи, которые помогут достичь цели.
  • Объект и предмет исследования.

Очень важно как можно чётче сформулировать цель, так как именно её нужно будет использовать в заключении. Нередко введение для отчёта написать гораздо сложнее, чем всю остальную работу, поэтому стоит тщательно продумать этот текст, чтобы сделать его коротким, но ёмким.

Основная часть

В основной части даётся характеристика организации, где проводится юридическая практика. Здесь не только отмечается, кто ею руководит им полномочия этого человека, но также:

  • Какова структура организации или компании.
  • Функции всех отделов.
  • Описать основные направления работы и их специфику.
  • Обратить внимание на связи между отделами и как организуется их совместная работа.

Стоит обратить внимание на статус компании или организации среди других подобных, отметить её достижения, что особенно важно, если планируется устроиться сюда на работу после прохождения юридической практики. Тогда отчёт, кстати, будет особенно полезен.

Специальная часть

В специальной части говорится больше о задачах, которые было поручено решить в процессе практики, насколько успешно удалось их выполнить, какие ошибки были совершены и пути их решения. Рассказывать обо всём подробно не требуется, так как для большей информации используется дневник. Главное — строго следовать плану организации практики, который тоже будет прилагаться к отчёту.

Также стоит отметить, какие задачи не были поручены, но можно было бы решить вместе с остальными, как можно было бы оптимизировать работу организации и дать оценку своей деятельности. Можно отметить, какие виды работ особенно заинтересовали.

Заключение

Заключение отчета по юридической практике не менее важно, чем введение. Ведь если во введении учащийся отражает краткую информацию об объекте, предмете исследования, задачах и целях практики, то заключение рассказывает о результатах исследования, достижении тех или иных поставленных в самом начале целей и задач. Так же тезисно отражается суть проделанной работы. Последний раздел отчета по практике должен включать в себя:

  • Краткие выводы по каждому разделу работы;
  • Информацию по достижению целей и задач практики;
  • Краткий перечень нормативно-правовых актов, которые использовались для написания работы.

Отзыв о практике юриста

После того как практика пройдена, руководитель студента должен составить отзыв о его работе, который тоже должен быть приложен к отчёту. Обычно в этом документе отмечается, насколько хорошо студент справился с поставленными задачами, изучил все аспекты работы компании или организации, в которой находился, и зарекомендовал себя в качестве хорошего специалиста.

Благодаря такому отзыву отчёт точно будет принят, но также это позволит и куратору, и студенту понять, насколько последний готов к юридической деятельности и какие навыки ему необходимо приобрести, чтобы улучшить свои профессиональные и личностные характеристики.


Каждый год обучения для всех студентов юридического направления подготовки заканчивается прохождением практики. Будущие юристы могут коротать этот период обучения в нотариальной конторе, коллегии адвокатов, суде или прокуратуре. В первую очередь все зависит от специализации студента – гражданского или уголовного права. Каждая практика оканчивается для студента написанием отчета по ней, который необходимо проверить на нормоконтроль и защитить руководителю практики от университета.

[10 примеров] Образцы отчетов по практике 2022 года

Структура

Структура отчета – первое, с чем должен определиться студент. Ее устанавливают требования ГОСТа и методические рекомендации от высшего учебного заведения. Несмотря на то, какую практику проходит студент, структура его отчета будет примерно следующая:

  1. Титульный лист
  2. Индивидуальное задание
  3. Содержание
  4. Введение
  5. Первая глава – теоретическая часть
  6. Вторая глава – практическая часть
  7. Заключение
  8. Список литературы
  9. Приложения
  10. Характеристика
  11. Дневник по практике

Стоит отметить некоторые специальные документы, которые прилагаются к отчету при его защите. Они не входят в раздел «Приложения». Это самостоятельные документы, которые помогут студентам юридического направления пройти практику и составить отчет, ничего не упустив, а также дать возможность руководителю практики от университета представить всю работу, которую выполнял практикант на предприятии.

В список обязательных документов в первую очередь входит индивидуальное задание. Его студент получает на кафедре, с его помощью он может четче представить структуру отчета и те вопросы, которые практикант должен будет рассмотреть в данный период обучения.

Также обязательным документом является характеристика студента. Его составляет руководитель практики от предприятия. Он содержит в себе краткое, но информативное мнение потенциального работодателя о будущем специалисте.

Дневник по практике является последним обязательным документов для отчета по практике юриста. Он содержит в себе всю информацию о проделанной студентом работе. Составляется практикантом с помощью индивидуального задания и методических рекомендаций университета.

Особенности

Особенности отчета по практике в юридической компании или организации ООО напрямую связаны с ее видом.

К примеру, учебная и преддипломная практика юристов очень различается, а соответственно и отчеты по ним. Если после окончания первого года обучения студенту предстоит работа с огромным количеством теоретического материала, то перед защитой ВКР к этому прибавляется еще и практический материал, а также разработка личных рекомендаций по улучшению работы компании, отдела или рассматриваемого вопроса.

Актуальность важная для любой студенческой работы. Это касается и отчета. Актуальность отчета по практике студента-юриста не должна быть ниже 70%. Стоит отметить, что высшее учебное заведение в методических рекомендациях может указать свой процент оригинальности, однако, как правило, он не превышает 85%, а для будущих юристов этот показатель не превышает 75-80%. Обусловлено это объемной теоретической частью и работой с нормативными документами.

Образцы отчета по практике юриста

Наша помощь

Наша команда поможет вам в составлении отчета по учебной, ознакомительной, производственной и преддипломной практике для юристов. Наши специалисты проконсультируют вас по любому вопросу, помогут заказать готовую работу, которая будет готова в кратчайшие сроки и за приемлемую цену.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

( г. Санкт-Петербург)

(СЗФ ФГБОУВО «РГУП»)

Отчет по прохождению

учебной практики
по профессиональному модулю:

ПМ.04 Судебная статистика
Выполнил Полинина Анна Константиновна
Специальность Право и судебное

администрирование
Форма обучения очная
Группа 305

Срок прохождения практики с 15.03.21 до

21.03.21
Место прохождения практики Невский

районный суд г. Санкт-Петербурга

(Ф.И.О. руководитель практики от Университета)

2021
СОДЕРЖАНИЕ


    1. Изучить нормативно-правовые основы ведения судебной статистики………………………………………………………………..4-5

    2. Изучить организационно-правовые основы ведения судебной статистики, подзаконные нормативно-правовые акты: Инструкции по судебному делопроизводству и ведению судебной статистики, Табель форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей…………………………………..6-7

    3. Изучить статистику, характеризующую работу суда……………………8

    В процессе обучения в ВУЗе или колледже, студенты обязаны проходить практику с целью ознакомления с особенностями работы юриста, закрепления полученных знаний и практических навыков работы в коллективе. Практика важна для студентов, так как у них формируется практические профессиональные знания и умения, приобретается практический первоначальный опыт для своей будущей профессиональной деятельности, а также она способствует углублению и закреплению теоретических знаний, соблюдению профессиональной этики и формированию правовой культуры .


    1. Знакомятся со структурой судебной системы Российской Федерации и органов, организационно обеспечивающих её деятельность;

    2. Получают первичные умения и навыки в сфере профессиональной деятельности юриста;

    3. Закрепление теоретических знаний и умение применять их на практике;

    4. Получают дополнительных знаний от специалистов предприятия;

    5. Приобретают навыков обработки с судебным делопроизводством;

    6. Изучают номенклатуры документов, обязательных для начала судебного производства.

    Я изучила данные правовые акты и могу выделить список:

    I Конституция Российской Федерации

    Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. на 30.12.2008 N7-ФКЗ)


    1. Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ (редакция от 06.12.2011 года)

    2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 года № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Россирйской Федерации" (с изменениями от 01.06.2011 года № 3-ФКЗ)

    1. Федеральный закон Российской Федерации "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" от 08 января 1998 года № 7-ФЗ (в редакции от 18.07.2011 года). Этот закон наделяет судебный департамент и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации компетенцией вести судебную статистику. В настоящей Инструкции определены правила формирования статистических отчетов по формам о деятельности судов общей юрисдикции и судимости на основе данных первичного статистического учета, ведущегося в судах и на участках мировых судей в соответствии с правилами судебного делопроизводства; отражает порядок формирования первичной статистической отчетности, ее обработки, получение сводной статистической отчетности, ее хранение и представление в заинтересованные ведомства.

    1. Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденная приказом Судебного департамента от 29 апреля 2003 г. N 36 с изменениями и дополнениями;

    1. Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округах, утвержденная приказом Судебного департамента от 15 декабря 2004 г. N 161 с изменениями и дополнениями (в приложениях содержатся документы первичного статистического учета - учетно-статистические карточки и журналы, на основе которых разработаны картотеки баз данных автоматизированного судебного делопроизводства);

    2. приказы Судебного департамента об утверждении статистической карточки на подсудимого (является единым документом первичного статистического учета подсудимых);

    3. Инструкция по ведению судебной статистики, утвержденная приказом Судебного департамента от 29 декабря 2007 г. N 169 (устанавливает правила формирования показателей и представления статистической отчетности);

    4. Ежегодно издаваемые приказы Судебного департамента об утверждении табеля и форм статистической отчетности

      1. Изучить организационно-правовые основы ведения судебной статистики, подзаконные нормативно-правовые акты: Инструкции по судебному делопроизводству и ведению судебной статистики, Табель форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей

      Правовую основу ведения судебной статистики составляют ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», в соответствии с которым ведение судебной статистики возложено на Судебный департамент и его территориальные органы (управления и отделы) в субъектах Российской Федерации, а также два нормативных акта: Табель форм статистической отчетности и Инструкция по ведению судебной статистики.

      Инструкция по ведению судебной статистики утверждена приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 169. В ней определены правила формирования статистических отчетов по формам о деятельности судов общей юрисдикции и судимости на основе данных первичного статистического учета, а также порядок формирования первичной статистической отчетности, ее обработки, получения сводной статистической отчетности, ее хранение и представление в заинтересованные ведомства.

      Систему статистической отчетности судов общей юрисдикции устанавливает Табель форм статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции и судимости, утверждаемый приказом Судебного департамента вместе с образцами форм статистической отчетности.

      Статистическая отчетность, в соответствии с Табелем, представляется в двух видах: на бумажном носителе и в электронном виде. Лица, ответственные за ведение судебной статистики, обязаны обеспечить полное соответствие данных на разных видах носителей. Отчеты на бумажном носителе направляются по почтовым каналам связи, а электронные — по телекоммуникационным каналам связи по установленным адресам электронной почты.

      В системе статистической отчетности судов общей юрисдикции можно выделить две составные части:

      • статистику, характеризующую работу суда (состоит из форм отчетности о деятельности судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции по рассмотрению уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, иных материалов судебного контроля);

      • статистику судимости (о преступности и лицах, привлеченных к уголовной ответственности и осужденных к различным видам наказаний).

      Статистическая отчетность о деятельности судов подразделяется на два вида:

      • текущую — вводится на неограниченный срок с определенной периодичностью представления в течение года. Она подразделяется на регламентную, представляющую полный набор утвержденных форм, составляемых по итогам полугодия и года, а также оперативную отчетность, формулируемую ежеквартально нарастающим итогом;

      • единовременную — вводится на ограниченный период времени, который указывается в приказе, утверждающем эту отчетность.


        1. Изучить статистику, характеризующую работу суда

        Судебная статистика - отрасль статистики, собирающая и изучающая сведения о преступлениях и иных правонарушениях, ставших известными и рассматривавшихся компетентными органами государства, а также осуществляющая учёт мер по борьбе с этими.

        Судебная статистика позволяет объективно оценить эффективность правовых институтов, например таких, как производство у мирового судьи, рассмотрение дел с участием присяжных заседателей, особый порядок судебного разбирательства, сокращенные формы гражданского судопроизводства. Показатели статистической отчетности судов отражают применение как процессуального, так и материального права. Судебная статистика при ее должной организации дает достоверную, полную и научно-обоснованную информацию о состоянии правовых отношений, возникающих в сфере судебного производства, положительных и отрицательных сторонах функционирования судебных органов, позволяет осуществлять мониторинг процессов, происходящих в судебной системе, является важнейшим источником, снабжающим юридическую науку и законодателей богатейшим фактическим материалом для дальнейшего теоретического обобщения и позволяющим осуществить связь между теорией и практикой, правовой нормой, изложенной в законе, и ее практической реализацией.

        Значимость судебной статистики для общества в целом, анализа судебной практики, совершенствования законодательства, организации криминологических и социологических исследований определяется ее качественным содержанием, которое достигается совершенствованием показателей первичного статистического учета и отчетности для удовлетворения потребностей пользователей. Организация ведения судебной статистики является одним из направлений организационного обеспечения деятельности судов. Ее содержание претерпевает существенные изменения, в том числе в связи с внедрением автоматизированных информационных технологий в судебном производстве.

        ГЛАВА 2. Прохождение учебной практики в суде

        Я студентка 3 курса СЗФРГУП, проходила учебную практику в период времени с 15 марта 2021 года по 21 марта 2021 года по модулю ПМ 04 Судебная статистика, в Невском районном суде г. Санкт-Петербурга у судьи Завьяловой Татьяны Сергеевны.

        Невский районный суд г. Санкт-Петербурга расположен по адресу: 192029, Санкт-Петербург, ул. Ольги Берггольц д. 12, Тел.: (812) 419-11-04

        Согласно статье 34 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации":

        1. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

        2. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

        3. Районный суд вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

        4. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

        5. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.


        1. Изучить нормативно-правовые основы ведения судебной статистики

        2. Изучить организационно-правовые основы ведения судебной статистики, подзаконные нормативно-правовые акты: Инструкции по судебному делопроизводству и ведению судебной статистики, Табель форм статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей

        3. Изучить статистику, характеризующую работу суда

        1. Подшивание уголовных, административных и гражданских дел;

        2. Формирование внутренней структуры дела в нужной последовательности;

        3. Составление описи и нумерация страниц дела

        4. Конвертация

        5. Направление повесток

        В ходе учебной практики, которую я проходила в Невском районном суде Санкт-Петербурга, мною были освоены все работы, предусмотренные программой практики.

        Практика направлена на приобретение студентами практических навыков работы по направлению подготовки, формирование умений принимать самостоятельные решения на конкретных участках работы в реальных условиях, на развитие юридического сознания, развитие аналитических способностей, а также на самостоятельное решение и выполнения функций формирование у студентов целостного представления о содержании, видах и формах профессиональной деятельности.

        Таким образом, в ходе прохождения учебной практики в Невском районном суде города Санкт-Петербурга, я познакомилась со структурой судебной системы Российской Федерации и органов, организационно обеспечивающих её деятельность, получила первичные умения и навыки в сфере профессиональной деятельности юриста, а так же закрепила теоретические знания и научилась применять их на практике.

        Автор статьи

        Куприянов Денис Юрьевич

        Куприянов Денис Юрьевич

        Юрист частного права

        Страница автора

        Читайте также: