Обращения иностранных граждан в государственные органы на каком языке

Обновлено: 18.04.2024

1. Настоящая Инструкция определяет порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане), поступающих в центральный аппарат Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - МИД России), контроля за их исполнением и организации приема граждан в соответствии с положениями Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон).

2. Для целей настоящей Инструкции используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина - направленные в МИД России или должностному лицу МИД России письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в МИД России;

2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности МИД России, территориальных органов - представительств МИД России на территории Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

3. Организацию работы в МИД России по рассмотрению обращений граждан и их приему, в том числе руководством Министерства, осуществляет отдел по работе с письмами и личными обращениями граждан Генерального секретариата МИД России (далее - Приемная).

II. Порядок регистрации и рассмотрения

письменных обращений граждан

4. Делопроизводство по обращениям граждан в структурных подразделениях МИД России ведется отдельно от общего делопроизводства.

Обращения граждан, требующие перевода на русский язык, Приемная направляет в соответствующие структурные подразделения МИД России.

Дальнейшая работа с данными обращениями осуществляется в соответствии с настоящей Инструкцией.

6. Все конверты, направленные гражданами в адрес подразделений МИД России, в том числе адресованные конкретному должностному лицу с пометкой "лично", подлежат проверке в Экспедиции на рентгеновском интроскопе "Калан-2м" с соблюдением Правил работы с почтовыми отправлениями, вызывающими подозрение на содержание веществ или предметов, опасных для жизни и здоровья людей (приложение N 1 к настоящей Инструкции).

При обнаружении подозрительного конверта составляется акт (приложение N 2 к настоящей Инструкции).

7. После вскрытия конверта проверяется наличие в нем письменных вложений. Если в конверте отсутствует письменное вложение либо обнаружилась недостача упоминаемых автором или описью документов, в РКК вносятся соответствующие отметки.

8. Обращение, поступившее вторично от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, считается повторным, если с начала рассмотрения обращения прошло больше месяца или заявитель не удовлетворен данным ему ответом. Повторному обращению при его поступлении присваивается очередной регистрационный номер.

9. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в подразделение или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

В случае если в обращении обжалуется решение или действие (бездействие) государственного органа или должностного лица, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд (часть 7 статьи 8 Закона).

10. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию МИД России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (часть 3 статьи 8 Закона).

11. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы или соответствующим должностным лицам (часть 4 статьи 8 Закона).

12. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения (часть 2 статьи 11 Закона).

13. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, о содержании письма докладывается руководству МИД России, и оно направляется в государственные органы в соответствии с их компетенцией (часть 1 статьи 11 Закона).

14. Если письменное обращение содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица МИД России, а также членов его семьи, МИД России вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом (часть 3 статьи 11 Закона).

15. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в структурные подразделения МИД России, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению (часть 4 статьи 11 Закона).

16. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель структурного подразделения МИД России либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в МИД России. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение (часть 5 статьи 11 Закона).

17. Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений (часть 6 статьи 11 Закона).

18. Ответ на обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении (часть 4 статьи 10 Закона).

19. Передача обращений граждан из одного структурного подразделения МИД России в другое, в том числе обращений граждан по принадлежности согласно резолюции руководства МИД России, осуществляется через Приемную.

20. Ответ автору обращения оформляется на бланке МИД России без указания исполнителя и его номера телефона. Фамилия исполнителя и его телефон указываются на втором, визовом экземпляре ответа. Ответ направляется за подписью руководителя структурного подразделения МИД России или его заместителя, на рассмотрении которого находится обращение.

В трехдневный срок с момента регистрации ответа на обращение гражданина структурное подразделение МИД России, ответственное за рассмотрение обращения, возвращает в Приемную РКК с пометкой о результатах рассмотрения обращения с указанием даты и регистрационного номера ответа, а также подписью исполнителя.

21. Ответ автору обращения, проживающему в иностранном государстве, направляется структурным подразделением МИД России в соответствии с установленным порядком. Адрес на конверте с обязательным указанием почтового индекса исполнитель заполняет на русском языке, а также дублирует буквами латинского алфавита адрес на иностранном языке, указанный автором обращения.

22. Обращения хранятся в подразделении, направившем ответ гражданину, в течение двух лет и по истечении этого срока уничтожаются по акту.

III. Контроль за рассмотрением обращений граждан.

Сроки рассмотрения обращений граждан

23. Контроль за рассмотрением обращений граждан осуществляют руководство МИД России, руководители структурных подразделений МИД России, Приемная.

24. Снятие обращения с контроля осуществляет руководство МИД России или по его поручению Приемная. Промежуточный ответ на обращение или перепоручение исполнения обращения другому должностному лицу или структурному подразделению Министерства не является основанием для снятия обращения с контроля.

25. Письменное обращение, поступившее в МИД России, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения (часть 1 статьи 12 Закона).

26. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Закона, руководитель структурного подразделения МИД России вправе продлить сроки рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

27. Приемная анализирует содержание обращений и результаты их рассмотрения, составляет ежемесячно сводку о работе с обращениями граждан и краткий обзор обращений в МИД России для публикации на сайте Министерства в Интернете.

28. РКК на обращения граждан хранятся в Приемной в течение двух лет и по истечении этого срока уничтожаются по акту.

IV. Организация приема граждан

29. Прием граждан, обращающихся в МИД России, проводят должностные лица Приемной, ответственные за прием.

30. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

31. Устное обращение гражданина подлежит регистрации в Приемной. Должностные лица Приемной в пределах своей компетенции вправе:

- разъяснять гражданам порядок обращения в МИД России;

- принять письменное заявление с изложением просьбы, если устные разъяснения или письменные ответы МИД России не удовлетворили гражданина, а затронутые в обращении вопросы требуют дополнительного изучения или проверки;

- в необходимых случаях для разъяснения затронутых гражданами вопросов оперативно привлекать должностных лиц соответствующих структурных подразделений МИД России.

32. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

33. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов (часть 6 статьи 13 Закона).

34. Если решение вопросов, затронутых в ходе приема, не входит в компетенцию МИД России, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

35. Прием граждан руководителем МИД России, его заместителями или по их поручению другими должностными лицами, правомочными принимать решения по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводится по заявлениям (Приложение N 3 к настоящей Инструкции) с просьбой о приеме их руководством МИД России либо руководителями структурных подразделений Министерства с изложением существа вопроса и приложением к заявлению всех необходимых, по мнению заявителя, документов.

36. Заявления передаются должностным лицам Приемной, которые после регистрации направляют их в соответствующие структурные подразделения Министерства.

РАБОТЫ С ПОЧТОВЫМИ ОТПРАВЛЕНИЯМИ, ВЫЗЫВАЮЩИМИ ПОДОЗРЕНИЕ

НА СОДЕРЖАНИЕ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ПРЕДМЕТОВ, ОПАСНЫХ

ДЛЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ

1. Основные признаки почтовых отправлений, опасных для жизни и здоровья людей:

1.1. Химические, взрывоопасные, сильнодействующие, едкие и ядовитые вещества, а также биологические агенты могут пересылаться в почтовых отправлениях:

а) в виде сыпучих сухих веществ;

б) в виде различных предметов-носителей;

в) посредством пропитки бумажных вложений с разной структурой бумаги, почтовых марок и служебных наклеек;

г) в виде металлических предметов, проводов, а также вложений по форме и размерам напоминающим спичку, небольшой цилиндр или диск, которые могут являться элементами взрывного устройства.

1.2. Характерными внешними признаками почтовых отправлений, содержащих постороннее вложение, которое может представлять потенциальную опасность для жизни или здоровья людей, являются:

а) неравномерная толщина письма (вес и форма взрывчатого (воспламеняющегося) вещества могут сделать конверт или упаковку неравномерно заполненными, сместив основной вес (центр тяжести) на одну сторону);

б) наличие необычного запаха, исходящего от отправления;

в) наличие в отправлениях сыпучих веществ;

г) наличие на упаковке отправления жировых наслоений (пятен) или проколов;

д) использование самодельных упаковок для почтовых отправлений, позволяющих злоумышленнику компактно разместить и надежно спрятать элементы взрывного устройства;

е) наличие каких-либо звуков внутри почтового отправления (тиканье, свист, шипение, жужжание);

ж) почтовая марка, оттиск календарного штемпеля на конверте не соответствуют названию государства в обратном адресе;

з) надписи на почтовых отправлениях, если они носят угрожающий характер или выполнены печатными буквами от руки, на наклейках или из вырезанных букв.

2. Порядок действий при обнаружении подозрительного почтового отправления:

2.1. Вся вызывающая обоснованное подозрение корреспонденция не вскрывается и подлежит досмотру на рентгеновском интроскопе "Калан-2м", установленном в помещении Экспедиции и предназначенном для выявления взрывных устройств и порошкообразных веществ.

2.2. Сотруднику канцелярии Приемной в случае обнаружения в полученной из Экспедиции почте подозрительного почтового отправления необходимо:

а) конверт не вскрывать;

б) выключить принудительную вентиляцию помещения, где было обнаружено подозрительное почтовое отправление, закрыть окна, фрамуги, форточки, двери;

в) прекратить доступ в помещение других сотрудников;

г) не покидая помещения, немедленно доложить об обнаружении подозрительного почтового отправления своему непосредственному начальнику;

д) подозрительное почтовое отправление поместить в полиэтиленовый пакет, завязать его подручным материалом и до прибытия специалистов оставить в закрытом помещении, где оно было обнаружено. В случае вскрытия емкости (мешок, контейнер, пакет, конверт), в котором визуально вскрытия емкости (мешок, контейнер, пакет, конверт), в котором визуально определяются следы сыпучего вещества, изъятию подлежат все почтовые отправления, пересылавшиеся в данной емкости, сама емкость, а также предметы, бывшие в непосредственном соприкосновении с ней (ножницы, ручки).

Составление акта (приложение N 2) провести в другом помещении.

е) тщательно вымыть руки, желательно теплой водой с мылом (моющим средством). Работникам, соприкасавшимся с подозрительным почтовым отправлением, прием пищи, воды и курение до приезда и соответствующих указаний специалистов ФСБ России и МВД России запрещается;

ж) при появлении любого недомогания или симптомов заболевания немедленно обратиться за медицинской помощью;

з) по прибытии специалистов ФСБ России и МВД России передать упакованное подозрительное почтовое отправление вместе с актом для исследования под расписку, в которой указываются дата, время, должность и фамилия лица, принявшего подозрительное почтовое отправление.

2.3. Руководителю Экспедиции или Приемной после получения доклада от сотрудника необходимо:

а) принять меры к запрещению доступа сотрудников в помещение, где обнаружен (вскрыт) подозрительный конверт;

в) составить пофамильный список лиц, контактировавших с письмом. Обеспечить их нахождение на рабочем месте, ограничив их контакт с другими сотрудниками;

г) после прибытия специалистов ФСБ России и МВД России обеспечить неукоснительное выполнение всех предложенных ими противоэпидемиологических и профилактических мероприятий.

Статья 15. Использование языков в работе государственных органов, организаций, предприятий и учреждений

1. В деятельности государственных органов, организаций, предприятий и учреждений Российской Федерации используются государственный язык Российской Федерации, государственные языки республик и иные языки народов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 24.07.1998 N 126-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Гражданам Российской Федерации, не владеющим государственным языком Российской Федерации и государственным языком республики, предоставляется право выступать на заседании, совещании, собрании в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях на том языке, которым они владеют. В случае необходимости обеспечивается соответствующий перевод.

(в ред. Федерального закона от 24.07.1998 N 126-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Гражданам Российской Федерации, не владеющим тем языком, на котором ведется заседание, совещание, собрание в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях, в случае необходимости обеспечивается перевод на приемлемый для этих граждан язык или на государственный язык Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 24.07.1998 N 126-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Граждане Российской Федерации вправе обращаться в государственные органы, организации, на предприятия и в учреждения Российской Федерации с предложениями, заявлениями, жалобами на государственном языке Российской Федерации, родном языке или на любом другом языке народов Российской Федерации, которым они владеют.

(в ред. Федерального закона от 24.07.1998 N 126-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Ответы на предложения, заявления и жалобы граждан Российской Федерации, направленные в государственные органы, организации, на предприятия и в учреждения Российской Федерации, даются на языке обращения. В случае невозможности дать ответ на языке обращения используется государственный язык Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 24.07.1998 N 126-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Положениями о языковых квалификационных требованиях Российской Федерации и республик могут предусматриваться определенные ограничения и нормы по использованию языков в сфере профессионального общения.

Подборка наиболее важных документов по запросу Обращения граждан на иностранном языке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Обращения граждан на иностранном языке

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 21.01.2022 N 88А-1218/2022
Процессуальные вопросы: Об отмене судебного приказа.
Решение: Отказано. Обжалуемый судебный приказ от 30 декабря 2020 г. после вынесения мировым судьей направлен должнику 26 января 2021 г., срок подачи возражений на него истек 24 февраля 2021 г. Доказательств невозможности представления возражений в указанный срок по не зависящим от нее причинам, П. не представлено, а указанные ею в заявлении причины не нашли своего подтверждения, поскольку копией заграничного паспорта гражданина Российской Федерации подтверждается выезд П. за пределы Российской Федерации в 2009-2013 годах и в 2019 г., медицинские документы также не могут быть приняты в качестве доказательств уважительности причин, поскольку исполнены на иностранном языке, не легализованы в установленном порядке и датированы 16 февраля - 21 марта 2019 г.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 20.01.2022 N 88А-1112/2022
Процессуальные вопросы: Об отмене судебного приказа.
Решение: Отказано. Обжалуемый судебный приказ от 9 апреля 2021 г. мировым судьей после его вынесения направлен должнику 28 апреля 2021 г., срок подачи возражений на него истек 26 мая 2021 г. Доказательств невозможности подачи возражений в указанный срок по не зависящим от нее причинам, П. не представлено, а указанные ею в заявлении причины не нашли своего подтверждения, поскольку копией заграничного паспорта гражданина Российской Федерации подтверждается выезд П. за пределы Российской Федерации в 2009-2013 годах и в 2019 г., медицинские документы также не могут быть приняты в качестве доказательств уважительности причин, поскольку исполнены на иностранном языке, в надлежащем порядке не легализованы и датированы 16 февраля - 21 марта 2019 г.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Обращения граждан на иностранном языке

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Обеспечение реализации конституционного права граждан на обращение органами прокуратуры: проблемы правового регулирования
(Бывальцева С.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 4) Что касается вопроса о рассмотрении обращений, поданных на иностранном языке, по данным Прокуратуры РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в регионах, ежегодно выявляется значительное число нарушений прав иностранных граждан и лиц без гражданства , которые далеко не всегда могут обратиться в прокуратуру и другие государственные органы на русском языке, а при рассмотрении обращений, поданных на иностранном языке, у граждан возникают проблемы , несмотря на то что в соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ "иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации" .

Нормативные акты: Обращения граждан на иностранном языке

"Обзор практики рассмотрения в 2014 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2015) В качестве способов преодоления языкового барьера усыновители указывали на самостоятельное изучение русского языка в объеме, необходимом для понимания основных потребностей ребенка (в еде, воде, отдыхе и т.д.), а также на возможность обращения за помощью к русскоговорящим родственникам, друзьям и знакомым, в том числе имеющим усыновленных детей из России. При этом в некоторых случаях (например, при рассмотрении дел о международном усыновлении в Вологодском областном суде) заявителями представлялось нотариально удостоверенное заявление лица, владеющего русским языком и языком государства, гражданами которого являются усыновители, о принятии обязательства по оказанию помощи усыновителям в общении с ребенком, а ребенку - в овладении иностранным языком.

"Обзор практики рассмотрения в 2013 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014) Помимо выяснения таких юридически значимых обстоятельств, как состояние здоровья, род занятий, круг общения, финансовые, жилищные условия усыновителей, их личностные качества, суды исследовали также вопрос о том, владеют ли усыновители русским языком. Если усыновители не владели русским языком, то суд выяснял, каким образом они планируют преодолевать языковой барьер с учетом возраста ребенка и периода, необходимого для его адаптации и овладения языком страны проживания. Обобщение практики показало, что, как правило, усыновители планировали прибегать к помощи знакомых и родных, владеющих русским языком, педагогов либо они имели русскоговорящую домработницу или няню. Кроме того, некоторые усыновители планировали устроить детей в дошкольные либо школьные учреждения, в которых имелись русскоговорящие воспитатели и педагоги. Другие усыновители имели договоренность с частными лицами, владеющими русским языком, о том, что они помогут ребенку изучить иностранный язык.

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

3.1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

29 июня, 27 июля 2010 г., 7 мая, 2 июля 2013 г., 24 ноября 2014 г., 3 ноября 2015 г., 27 ноября 2017 г., 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 21 апреля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2006 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Законом урегулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, для рассмотрения которых установлен иной порядок. Порядок рассмотрения также распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматриваются в течение 30 дней. Регламентируется порядок действий органов власти и должностных лиц при поступлении обращений по вопросам, не относящимся к их компетенции. Устанавливаются общие правила ведения личного приема граждан.

Установлена ответственность должностных лиц за нарушение порядка работы с обращениями граждан, а также предусмотрена возможность взыскания в судебном порядке с самих граждан расходов, понесенных в связи с проверкой их обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 11 мая 2006 г. N 70-71, в "Российской газете" от 5 мая 2006 г. N 95, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 19-П взаимосвязанные положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1), 30, 33, 45, 55 (часть 3) и 76, в той мере, в какой они - в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, - препятствуют распространению положений настоящего Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в том числе введению законом субъекта РФ положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу c 8 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: