Обращение в суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании нормативно правового акта недействующим

Обновлено: 19.04.2024

1. Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) наименование федерального органа исполнительной власти, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт;

2) название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;

3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом или его отдельными положениями;

4) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;

5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;

6) перечень прилагаемых документов.

2. К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 настоящего Кодекса, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.

3. Подача заявления в Суд по интеллектуальным правам не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Комментарий к ст. 193 АПК РФ

1. В отличие от общих требований, предъявляемых к содержанию заявления (ст. 125 АПК), в нем дополнительно должны быть указаны: данные о наименовании органа, должностного лица, принявшего нормативный правовой акт; о наименовании этого акта и дате его принятия; о правах и законных интересах организации, гражданина, которые нарушаются оспариваемым актом или его отдельными положениями; о нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, которому противоречит оспариваемый акт или его отдельные положения; об органе массовой информации и дате опубликования акта. Копия оспариваемого акта должна быть приложена к заявлению.

2. Названные дополнительные требования по оформлению заявления необходимы для правильного и быстрого разрешения спора. К заявлению должны быть приложены: доказательства направления копии заявления другим лицам, участвующим в деле; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; копия свидетельства о регистрации в качестве юридического лица; документы, подтверждающие полномочия представителя на подписание заявления; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования.

Если отсутствие в заявлении ссылки на указанный нормативный правовой акт выявлено при решении вопроса о принятии заявления, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству или в судебном заседании, то арбитражному суду следует предложить заявителю уточнить содержание его требования.

3. Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действия оспариваемого нормативного правового акта.

Следовательно, по делам об оспаривании нормативных правовых актов не может быть применена такая обеспечительная мера, как приостановление действия оспариваемого акта.

Вопрос о принятии заявления к производству арбитражного суда решается судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд. Арбитражный суд обязан принять к производству заявление, поданное с соблюдением требований, предусмотренных ст. ст. 125, 126 АПК. О принятии заявления к производству арбитражный суд выносит определение, которое направляется не позднее следующего дня лицам, участвующим в деле.

Несоблюдение требований к заявлению, предусмотренных ст. ст. 125, 126 АПК, может послужить основанием для оставления заявления без движения (ст. 128 АПК) или его возвращения (ст. 129 АПК).

Судьей арбитражного суда производятся действия по подготовке дела к судебному разбирательству (ст. ст. 133 - 136 АПК). После подготовки дела судья выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству, которое направляется лицам, участвующим в деле (ст. 137 АПК).

Судебная практика по статье 193 АПК РФ

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 193, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 21, 137 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.

Довод заявителя о том, что настоящее дело должно быть рассмотрено Судом по интеллектуальным правам в силу статьи 193 АПК РФ, правомерно отклонен Президиумом Суда по интеллектуальным правам как основанный на неверном толковании норм процессуального права.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы норм процессуального законодательства не свидетельствует о допущенных Судом по интеллектуальным правам норм права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

При обращении прокурора или соответствующего органа в Суд по интеллектуальным правам в заявлении о признании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим должно быть указано, в частности, в чем заключается нарушение (угроза нарушения) оспариваемым актом или его отдельными положениями публичных интересов или прав и (или) законных интересов граждан, организаций, иных лиц. Отсутствие такого указания в заявлении, нарушение иных требований, предъявляемых АПК РФ к заявлению, являются основанием для оставления заявления без движения (статья 128, часть 2 статьи 192, статья 193 АПК РФ).

Административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа власти

Образец административного искового заявления о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ (или: представительного органа муниципального образования) (общая форма)

В … районный суд
(верховный суд республики/
краевой/областной суд/
суд города федерального
значения/суд автономной
области/суд автономного округа) …
(указать республику/край/область/город
федерального значения/автономную область/
автономный округ)

Административный истец: … (Ф.И.О.)
адрес: …, (место жительства или пребывания),
(дата и место рождения),
телефон: …, факс: …, адрес электронной почты: …

Представитель административного истца: …
(данные с учетом ст. 54 - 57 КАС РФ),
адрес: …, телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …

Госпошлина: ____ рублей

Административное исковое заявление
о признании недействующим нормативного правового акта
органа государственной власти субъекта РФ
(или: представительного органа муниципального образования)

"___"______ __ года …… (указать наименование органа государственной власти субъекта РФ (или: представительного органа муниципального образования)) был принят … (указать вид нормативного правового акта, например, Указ, Постановление, и т.д.) N __ о … (указать наименование нормативного правового акта, иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте), который был опубликован "__"______ ___ года в … (указать источник опубликования).

Административный истец является субъектом отношений, регулируемых … (указать вид нормативного правового акта) от "__"_______ __ года N __, принятым административным ответчиком, поскольку _____, что подтверждается _______.

(Вариант: … (указать вид нормативного правового акта) от "__"______ __ года N ___ применим к административному истцу, поскольку _______, что подтверждается ______.)

Административный истец считает … (указать вид нормативного правового акта) от "__"_______ ___ года N ___ о … (указать наименование нормативного правового акта) принятый административным ответчиком, противоречащим статье ___ Федерального закона … (указать наименование и реквизиты закона, иного нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу) в части _______ и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, а именно _______, что подтверждается ______.

Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 2 ст. 20, ст. ст. 208, 209 Кодекса административного судопроизводства РФ,

признать недействующим … (указать вид нормативного правового акта) от "__"______ ___ года N __ о (указать наименование нормативного правового акта) полностью (или: в части _____ ) как не соответствующий законодательству Российской Федерации.

Приложение:
1. Копия оспариваемого нормативного правового акта.
2. Документы, подтверждающие нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
3. Документы, подтверждающие сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом.
4. Уведомление о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
5. Документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело.
6. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
7. Доверенность представителя административного истца от "___"_______ __ года N __ и документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования (если административное исковое заявление подано представителем).
8. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.

"__"______ __ г. Административный истец (представитель): ________/ Подпись________/ (Ф.И.О.)

Комментарии:

Разъяснения Верховного Суда РФ:

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части"

Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 "О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ"

Ведение дел только через представителей

Согласно ч. 9 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ и при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным ст. 55 КАС РФ.

Госпошлина в суд

Госпошлина при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации определяется в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и составляет: для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 4 500 рублей.

Приложение документов к административному исковому заявлению

О прилагаемых к административному исковому заявлению документов см. статью 126 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: