Обмен правовой информацией с иностранными государствами

Обновлено: 19.04.2024

Уже в сентябре этого года российские налоговики получат первый пакет сведений об иностранных активах российских плательщиков. Раньше налоговые органы тоже получали такую информацию от своих зарубежных коллег. Но только по запросу, который был выборочным и во многом зависел от степени заинтересованности конкретного налогового органа в конкретном плательщике. Теперь обмен информацией о зарубежных счетах и компаниях или структурах станет автоматическим. Но, это не значит, что налогоплательщик никак не может на него влиять. Правда, для этого нужно иметь четкое представление о том, как такой обмен работает.

Как это работает

Термин «автоматический обмен» означает, что у держателей счетов в иностранных банках дополнительной обязанности представлять какие-либо документы не возникает. Сами налоговые органы заниматься сбором информации тоже не будут. Основная нагрузка по работе с финансовой информацией возложена на финансовые институты, в частности банки, депозитарии, страховые организации, пенсионные фонды. Они должны будут проанализировать открытые у них счета, определить их фактических, а не номинальных бенефициаров, установить их налоговое резидентство, а затем выгрузить обработанные сведения в общую систему передачи данных, откуда доступ к ней и получат налоговые органы.

По большей части организации финансового рынка уже располагают необходимой информацией. Ее собирают, чтобы идентифицировать клиентов (KYC) и соблюсти требования антиотмывочного закона. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115ФЗ

Но в рамках автоматического обмена организации финсектора вынуждены также активно взаимодействовать со своими клиентами и запрашивать у них дополнительную информацию. Так, многие зарубежные банки уже проводят проверки (due diligence) существующих клиентов. В том числе и российских.

В рамках этих проверок банк устанавливает, является ли лицо, заключившее договор банковского счета, номинальным держателем. Если да — просит раскрыть информацию о фактическом бенефициаре. Аналогично устанавливают бенефициарных владельцев компаний, даже тех, владение которыми осуществляют через трасты или номинальных акционеров, и подтверждают их налоговое резидентство. При этом анализируют информацию из баз данных финансовых институтов — начиная от почтового адреса и телефона и заканчивая тем, куда идут денежные средства со счета.

Кто подпадает под обмен

Так как обмен автоматический, то есть безусловный, он не зависит от воли и интереса налоговых органов. Если налогоплательщик соответствует формальным критериям, то он подпадает под обмен. Для каждой категории владельцев счетов - свои критерии. Сейчас вы поймете почему. Критерии нужно знать, чтобы быть увереными: счет под автоматический обмен не попадает.

Про счета физических лиц. Что касается счетов физических лиц, то информация о них попадет в периметр обмена в любом случае.

Если у финансового института нет оснований полагать, что имеющиеся у него сведения неверны или неактуальны, то проверка на этом заканчивается. По крупным счетам — свыше 1 млн долл. — проводят более тщательную работу: анализируют документы, направляют запрос к клиентскому менеджеру.

Если в результате проверки сложно или невозможно установить налоговое резидентство бенефициарного владельца счета, информацию о нем направят во все потенциально заинтересованные государства.

Про счета организаций. Не все счета компаний подпадают под автоматический обмен. Так, исключены из-под обмена счета юридических лиц, на которых менее 250 тыс. долл.

Если на счете организации больше 250 тыс. долл., то банк должен установить, является она активной или пассивной. Под обмен подпадают только пассивные компании.

Если более половины дохода компании за предыдущий год были пассивными, а более 50 процентов активов порождают пассивные доходы, то такая компания признается пассивной.

Есть исключения, при которых компания всегда признается активной, даже если получает пассивный доход. Например, компании, чьи акции обращаются на организованном рынке ценных бумаг и предприятия с государственным участием.

Про счета трастов. Траст может быть признан пассивной нефинансовой организацией. В этом случае банк, в котором у такого траста открыт счет, направит в налоговые органы информацию не только о его бенефициарах, но и об учредителях.

Вместе с тем если траст занимается инвестиционной деятельностью или торгует ценными бумагами, то он может быть признан организацией финансового рынка. Соответственно в рамках автоматического обмена у такого траста возникнет обязанность собирать и подавать информацию по счетам своих бенефициаров в налоговые органы. Следует учитывать, что штраф за ненаправление финансовой информации составляет 500 тыс. руб., за невключение клиента — 50 тыс. руб. за каждый факт выявленного нарушения.

Пассивные доходы: дивиденды, проценты, роялти, рента, доход от торговли ценными бумагами и иными финансовыми активами, страховые премии, а также доход от сделок с иностранной валютой.

Какую информацию передадут

Когда счет подпадает под автоматический обмен, то организация финансового рынка передает в страну налогового резидентства держателя (бенефициарного владельца) следующую информацию:

  • имя держателя (бенефициарного владельца), ИНН, дату и место рождения;
  • реквизиты счета;
  • остаток денежных средств на конец года;
  • по счетам депо: размер дивидендов или процентов и иного дохода, полученного в отношении активов на счетах, а также сумму выручки от продажи активов;
  • по депозитным счетам: сумму полученных на счет процентов.

Само по себе получение этих сведений российскими налоговиками не влечет за собой налоговых рисков. Автоматический обмен не имеет для российских налоговых резидентов последствий при условии, что они соблюдают нормы налогового и валютного законодательства.

В противном случае автоматический обмен может привести к тому, что у российских налоговых органов появится доступ к информации, подтверждающей нарушение наших законов.

Так, налоговики могут узнать об иностранных компаниях, в которых российские налоговые резиденты являются бенефициарными владельцами, а следовательно, признаются контролирующими лицами по законодательству о КИК. В таком случае налогоплательщику грозят штрафы за неподачу уведомлений о КИК и об участии в иностранной организации: 100 тыс. руб. и 50 тыс. руб. соответственно за каждую компанию или структуру.

Более того, обнаружение «незадекларированных» КИК может привести к доначислениям НДФЛ с прибыли такой компании и 20-процентному штрафу за его неуплату.

Существенные риски возникают и в связи с совершением валютных правонарушений. В рамках автоматического обмена налоговые органы получат информацию о банковских счетах и вкладах, по которым не были поданы уведомления об их открытии и отчеты о движении денежных средств.

Сам по себе штраф за данное правонарушение несущественен — до 5 тыс. руб. Но не стоит думать, что это единственное возможное наказание.

ФНС предупредила, что все операции по счету, о котором не подано уведомление, являются незаконными валютными операциями. За это — штраф от 75 до 100 процентов от суммы такой операции (письмо от 16.08.2017 № ЗН-3-17/5523@).

В дополнение к проверке незаконных валютных операций налоговые органы могут проанализировать поступления на счет, открытый за рубежом, и обнаружить незадекларированный доход, который подлежит налогообложению в РФ. В результате налогоплательщику также грозят доначисления НДФЛ и штрафы.

Что нужно успеть сделать

До того как автоматический обмен информацией заработает и налоговики станут получать финансовую информацию из-за рубежа о российских налоговых резидентах, располагающих иностранными активами и счетами, необходимо всесторонне оценить потенциальные налоговые и валютные риски.

Во-первых, следует проанализировать национальное законодательство страны, где расположены финансовые институты, в которых открыты счета. Каждое государство, участвующее в автоматическом обмене, может адаптировать и ужесточать положения об автоматическом обмене. Во-вторых, нужно:

  • оценить размер и характер дохода, поступающего на зарубежные счета;
  • удостовериться, что в отношении счетов и компаний были поданы все необходимые уведомления;
  • уплатить с доходов необходимый налог;
  • проверить, чтобы по счетам не было незаконных валютных операций.

Если валютное или налоговое законодательство все же нарушили, то для многих российских налогоплательщиков самым простым и удобным способом легализовать зарубежные счета и компании может стать добровольное декларирование в рамках амнистии капиталов (Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ).

По налоговым периодам 2015–2017 годов предусмотрено освобождение от налоговой ответственности в виде штрафа за невключение прибыли КИК в налоговую базу (подп. 1 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ).

Статья 10. Обмен информацией и правовая помощь

Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничают с компетентными органами иностранных государств на стадиях сбора информации, предварительного расследования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений.

(в ред. Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уполномоченный орган и иные органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предоставляют соответствующую информацию компетентным органам иностранных государств по их запросам или по собственной инициативе в порядке и на основаниях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации или на основе принципа взаимности.

(в ред. Федеральных законов от 30.10.2002 N 131-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Передача компетентным органам иностранного государства информации, связанной с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, осуществляется в том случае, если она не наносит ущерба интересам национальной безопасности Российской Федерации и может позволить компетентным органам этого государства начать расследование или сформулировать запрос.

Информация, связанная с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, предоставляется по запросу компетентного органа иностранного государства при условии, что она не будет использована без предварительного согласия соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, предоставивших ее, в целях, не указанных в запросе.

Органы государственной власти Российской Федерации направляют в компетентные органы иностранных государств запросы о предоставлении необходимой информации и дают ответы на запросы, сделанные указанными компетентными органами, в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, направившие запрос, обеспечивают конфиденциальность предоставленной информации и используют ее только в целях, указанных в запросе.

(в ред. Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исполняют в пределах своей компетенции запросы компетентных органов иностранных государств о конфискации доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма, а также о производстве отдельных процессуальных действий по делам о выявлении доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма, наложении ареста на имущество, об изъятии имущества, в том числе проводят экспертизы, допросы подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших и других лиц, обыски, выемки, передают вещественные доказательства, налагают арест на имущество, осуществляют вручение и пересылку документов.

(в ред. Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Расходы, связанные с исполнением указанных запросов, возмещаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Государства - участники настоящего Соглашения (далее Стороны), основываясь на Соглашении об информационном обеспечении выполнения многосторонних соглашений от 24 сентября 1993 года, а также Соглашении об обмене экономической информацией от 26 июня 1992 года, Соглашении об обмене информацией в области внешнеэкономической деятельности от 24 сентября 1993 года и других документах, принятых в рамках Содружества,

согласились о нижеследующем:

С целью эффективного выполнения многосторонних и двусторонних соглашений между государствами-участниками Содружества, создания единого информационного пространства и развития сотрудничества в правовой сфере Стороны согласились осуществлять обмен правовой информацией в рамках Тематического перечня нормативно-правовых актов (открытых к публикации), подлежащих межгосударственному обмену (прилагается).

Стороны, используя собственные национальные информационные ресурсы, организуют эталонные базы данных правовых актов высших органов законодательной и исполнительной власти государства.

Стороны договорились, что Исполнительный секретариат Содружества Независимых Государств организует интегрированную базу данных многосторонних соглашений государств-участников Содружества, решений Совета глав государств, Совета глав правительств, Координационно-консультативного комитета Содружества и на основании ее предоставляет информацию для обмена.

Стороны, осуществляя согласованные меры по созданию единой распределенной системы обмена правовой информацией, соответственно определяют:

полномочный орган (министерство, комитет, ведомство), осуществляющий координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного обмена правовой информацией;

перечень субъектов - пользователей информацией;

правовой режим информации - нормативно установленные правила, определяющие степень открытости. порядок документирования, доступа, хранения, распространения и защиты информации.

Стороны обеспечивают взаимный доступ и доступ Исполнительного секретариата, Межпарламентской ассамблеи и других органов Содружества Независимых Государств к национальным ресурсам правовой информации, определенной для совместного использования (банкам данных), поддерживают их в актуальном (контрольном) состоянии и несут ответственность за полноту, точность, достоверность и своевременность предоставления информационных данных и услуг.

Стороны считают необходимым осуществлять обмен правовой информацией:

на основе Концепции межгосударственной подсистемы обмена правовой информацией;

с ведением единого классификатора отраслей законодательства;

с использованием действующих информационно-коммуникационных ресурсов систем Сторон, а также вновь создаваемых систем конфиденциальной связи.

Информация банков данных может использоваться вне системы только с разрешения Сторон, собственностью которых она является.

Соглашение открыто для присоединения любого государства, заинтересованного в обмене правовой информацией, с согласия всех Сторон.

Каждая Сторона может выйти из данного Соглашения, направив соответствующее письменное уведомление государству-депозитарию.

Действие Соглашения для такой Стороны прекращается по истечению двенадцати месяцев со дня получения депозитарием уведомления.

Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания.

Совершено в Москве 21 октября 1994 г. в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенные копии.

Примечание. Соглашение не подписано Туркменистаном и Украиной.

10 февраля 1995 года к настоящему Соглашению присоединился Туркменистан.

9 декабря 1994 года Премьер-министр Украины от имени Правительства Украины подписал настоящее Соглашение.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Соглашению об обмене
правовой информацией
от 21 октября 1994 года

Тематический перечень
нормативно-правовых актов, подлежащих
межгосударственному обмену

1. Основы государственного строя

2. Гражданское право

4. Гражданско-процессуальное законодательство

5. Арбитражный процесс

6. Трудоустройство и занятость населения

8. Социальное страхование и социальное обеспечение

9. Финансы и кредит

10. Народное хозяйство (в целом)

11. Предприятия и предпринимательская деятельность

13. Капитальное строительство и капитальный ремонт

14. Градостроительство и архитектурные комплексы

15. Сельское хозяйство и агропромышленные комплексы

17. Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения

18. Транспорт и связь

22. Охрана здоровья граждан

23. Физическое воспитание населения

24. Охрана окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов (в целом)

Государства - участники настоящего Соглашения (далее - Стороны), основываясь на Соглашении об информационном обеспечении выполнения многосторонних соглашений от 24 сентября 1993 года, а также Соглашении об обмене экономической информацией от 26 июня 1992 года, Соглашении об обмене информацией в области внешнеэкономической деятельности от 24 сентября 1993 года и других документах, принятых в рамках Содружества, согласились о нижеследующем.

С целью эффективного выполнения многосторонних и двусторонних соглашений между государствами - участниками Содружества, создания единого информационного пространства и развития сотрудничества в правовой сфере Стороны согласились осуществлять обмен правовой информацией в рамках Тематического перечня нормативно-правовых актов (открытых к публикации), подлежащих межгосударственному обмену.

Стороны, используя собственные национальные информационные ресурсы, организуют эталонные базы данных правовых актов высших органов законодательной и исполнительной власти государства.

Стороны договорились, что Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств организует интегрированную базу данных многосторонних соглашений государств - участников Содружества, решений Совета глав государств, Совета глав правительств, Координационно-консультативного Комитета Содружества и на основании ее предоставляет информацию для обмена.

Стороны, осуществляя согласованные меры по созданию единой распределенной системы обмена правовой информацией, соответственно определяют:

полномочный орган (министерство, комитет, ведомство), осуществляющий координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного обмена правовой информацией;

перечень субъектов - пользователей информацией;

правовой режим информации - нормативно установленные правила, определяющие степень открытости, порядок документирования, доступа, хранения, распространения и защиты информации.

Стороны обеспечивают взаимный доступ и доступ Исполнительного Секретариата, Межпарламентской Ассамблеи и других органов Содружества Независимых Государств к национальным ресурсам правовой информации, определенной для совместного использования (банкам данных), поддерживают их в актуальном (контрольном) состоянии и несут ответственность за полноту, точность, достоверность и своевременность предоставления информационных данных и услуг.

Стороны считают необходимым осуществлять обмен правовой информацией:

на основе Концепции межгосударственной подсистемы обмена правовой информацией;

с ведением единого классификатора отраслей законодательства;

с использованием действующих информационно-коммуникационных ресурсов систем Сторон, а также вновь создаваемых систем конфиденциальной связи.

Информация банков данных может использоваться вне системы только с разрешения Сторон, собственностью которых она является.

Соглашение открыто для присоединения любого государства, заинтересованного в обмене правовой информацией, с согласия всех Сторон.

Каждая Сторона может выйти из данного Соглашения, направив соответствующее письменное уведомление государству - депозитарию.

Действие Соглашения для такой Стороны прекращается по истечении 12 месяцев со дня получения депозитарием уведомления.

Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания.

Совершено в городе Москве 21 октября 1994 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Фото: Сергей Карпухин / Reuters

Налоговые органы стран Содружества независимых государств договорились о начале автоматического обмена информацией о доходах и имуществе компаний и граждан. Об этом сообщил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов на заседании координационного совета руководителей налоговых служб государств СНГ, передал корреспондент РБК.

Россия уже участвует в глобальном автоматическом обмене налоговой информацией с 88 юрисдикциями — это 76 стран и 12 территорий. Однако из восьми других стран СНГ пока к автообмену подключился только Азербайджан.

Для автообмена внутри СНГ налоговые органы стран-участниц утвердили форматы протоколов. Отчеты будут включать сведения о доходах компаний и граждан, полученных в другом государстве, а также их транспортных средствах и недвижимости за рубежом, уточнили в Федеральной налоговой службе. «С Азербайджаном будем обмениваться данными на латинице, все остальные страны приняли русский язык за основу», — рассказал глава ФНС Михаил Мишустин.

Протокол об обмене информацией в СНГ уже утвердили Казахстан и Киргизия, в России процедура должна завершиться до конца года. Для обработки данных еще предстоит создать программное обеспечение. Тестовый обмен намечен на август 2020 года, а на постоянной основе он будет производиться с 2021 года.

Существует три основных способа сотрудничества налоговых органов разных стран в борьбе с уходом от налогов и отмыванием средств:

  • обмен налоговой информацией по запросу — EOIR (Exchange of Information on Request);
  • обмен данными об операциях транснациональных компаний — CbC (Сountry-by-Country reporting);
  • автоматический обмен по единому стандарту — CRS (Common Reporting Standard).

Это часть глобального плана борьбы с размыванием налоговой базы и выводом прибыли (Base Erosion and Profit Shifting, BEPS).

Автообмен налоговой информацией внутри содружества стоит учитывать гражданам, которые задекларировали налоговое резидентство в другой стране СНГ, но фактически проживают в России, пояснил РБК директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ Александр Токарев. Это важная новость и для тех, кто не раскрыл налоговым органам сведения о своих активах в странах СНГ.

Сейчас сложно оценить перспективы такого обмена: пока не до конца понятны даже результаты первого автообмена в рамках ОЭСР, отмечает Токарев. «Это большой массив данных, который налоговые органы не всегда могут оперативно проанализировать», — указал он. Во всяком случае сейчас не известны прецеденты доначислений в результате автообмена налогов и штрафов бизнесменам, не задекларировавшим прибыль, полученную от иностранных компаний.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: