Областной суд рб это

Обновлено: 28.03.2024

Областные суды образуют второе, среднее звено в системе судов общей юрисдикции. К этому звену относится и Минский городской суд. Эти суды являются вышестоящими для районных (городских) судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь.

Особенности правового статуса судов второго звена судебной системы:

l действуют в качестве всех трех судебных инстанций: первой, второй (кассационной) и надзорной;

l осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, находящихся на территории области или города Минска, и оказывают им помощь в применении законодательства;

l имеют организационно-функциональную структуру, включающую две судебные коллегии и президиум;

l обеспечивают специализированное отраслевое рассмотрение дел, что проявляется в наличии судебных коллегий по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам.

Надзор за судебной деятельностью областных и Минского городского судов осуществляется Верховным Судом, а организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности возложено на Министерство юстиции Республики Беларусь.

Областной, Минский городской суды состоят из председателя суда, заместителей председателя суда, судей и народных заседателей. Количественный состав этих судов устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ч. 2 ст. 24 Закона). Он зависит от объема работы суда, количества населения, проживающего на его территории, числа районных (городских) судов, за которыми необходимо осуществлять надзор.

Председатель областного, Минского городского судов и его заместители назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на семь лет

Количество народных заседателей для среднего звена судебной системы составляет 25 человек на одного судью.

выше десяти лет лишения свободы, а также по делам несовершеннолетних

В областных и Минском городском судах имеются судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам. Они состоят из председателя коллегии, судей и народных заседателей соответствующего суда.

Судебные коллегии действуют в качестве судов первой и второй (кассационной) инстанций (ч. 1 ст. 30 Закона).

Так, судебная коллегия по уголовным делам рассматривает по первой инстанции дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступлениях против государства, о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь.

Если мера наказания за совершенное преступление превышает десять лет лишения свободы, то дело рассматривается не судьей единолично, а коллегиальным составом суда.

Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает по первой инстанции лишь отдельные категории гражданских дел. Это, в частности, дела по жалобам на отказ в регистрации местных общественных объединений граждан.

Рассмотрение всех гражданских дел по первой инстанции осуществляется судьей единолично.

Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется тремя судьями. С этой целью в судебных коллегиях председателем суда образуются составы судей для разрешения в качестве суда второй инстанции дел (

Председатель областного, Минского городского судов прежде всего является судьей, поэтому в круг его полномочий входят процессуальные функции, связанные с рассмотрением судебных дел. Он вправе: председательствовать в судебных заседаниях коллегии при разбирательстве дел по первой инстанции и в кассационном порядке;

Как руководитель органа судебной власти среднего звена председатель областного (Минского городского) суда:

l руководит работой аппарата суда и организацией работы судебных коллегий;

l созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

l распределяет обязанности между заместителями председателя суда;

l образует из числа судей составы судебных коллегий и представляет их на утверждение президиуму суда;

l организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;

Председатель областного (Минского городского) суда имеет двух заместителей, которые одновременно являются председателями судебных коллегий по уголовным и гражданским делам.

Заместители председателя осуществляют руководство работой судебных коллегий;

l могут председательствовать в судебных заседаниях либо назначают председательствующими членов коллегии;

l организуют работу судебных составов коллегии; представляют отчеты президиуму суда о работе коллегий;

ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов; участвует в работе Пленума Верховного Суда с правом решающего голоса

Состав и компетенция президиума и судебных коллегий областного, (Минского городского) суда.

Президиум областного, Минского городского судов образуется в составе председателя суда, заместителей председателя суда, судей этого суда в количестве, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Состав президиума суда утверждается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции, Председателя Верховного Суда и председателя областного, Минского городского судов.

Заседания президиума проводятся по мере необходимости. На практике это происходит не реже двух раз в месяц.

Полномочия президиума можно разделить на процессуальные и организационные.

К процессуальным относится рассмотрение уголовных и гражданских дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

При рассмотрении судебных дел в заседании президиума вправе участвовать прокурор области, прокурор города Минска или его заместители.

Организационныеполномочия президиума призваны обеспечить надлежащий уровень работы структурных подразделений и аппарата данного суда и единообразное направление судебной практики районных (городских) судов.

К ним относится: утверждение по представлению председателя суда составов судебных коллегий; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

В заседаниях президиума, не связанных с рассмотрением судебных дел, могут по приглашению председателя суда принимать участие остальные судьи данного суда, председатели и судьи районных (городских) судов, руководители органов юстиции, научные работники,

На заседаниях президиума рассматриваются и вопросы об организации работы по жалобам, поступающим в данный суд (о деятельности канцелярии суда по приему посетителей, ведению делопроизводства и тд)

Военные суды в РБ

Своеобразие их правового статуса заключается в следующем:

l военные суды – часть системы общих судов и на них в полной мере распространяются конституционные нормы об основах судебной власти, законодательства о судоустройстве и статусе судей, уголовно-процессуальный и гражданский процессуальный кодексы, разъяснения Пленума Верховного суда Республики Беларусь;

l наряду с осуществлением общих для всех органов правосудия задач на военные суды возложено выполнение ряда специфических функций. Они призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность Республики Беларусь, боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил, с нарушениями воинской дисциплины и установленного порядка несения службы;

l система военных судов не соответствует административно-территориальному делению государства, а построена с учетом структуры и организации Вооруженных Сил. Она состоит из трех звеньев: межгарнизонных военных судов, Белорусского военного суда и Военной коллегии Верховного Суда;

l обладают определенной автономией по отношению к судам общей юрисдикции (районным, городским), между ними отсутствуют организационные и процессуальные связи. Эти две самостоятельные, обособленные подсистемы общих судов соприкасаются лишь в Верховном Суде – общем для них высшим судебным органом;

l рассматривают дела в отношении узкого круга субъектов – лиц, на которых распространяется статус военнослужащих. Это дела о всех преступлениях, совершенных указанной категорией граждан, а также гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы.

Уголовные дела могут быть предметом рассмотрения военных судов, если на обвиняемого в совершении преступления распространяется статус военнослужащего.

Военнослужащими являются граждане Республики Беларусь, состоящие на военной службе в Вооруженных Силах, пограничных, внутренних и иных войсках, воинских формированиях, перечень которых утверждается Президентом Республики Беларусь.

К исключительной подсудности военных судов относятся уголовные дела о преступлениях против военной службы. Это уклонение от призыва на военную службу, явки на сборы, от воинского учета, самовольное оставление части или места службы, дезертирство и другие.

Уголовные дела о преступлениях рассматриваются военным судьей единолично, если мера наказания за их совершение не превышает десяти лет лишения свободы. Во всех остальных случаях дело должно рассматриваться коллегиальным составом суда: военным судьей и двумя народными заседателями. Если соучастником военнослужащего являлся несовершеннолетний, то уголовное дело также должно рассматриваться коллегиальным составом суда.

Военные суды рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы: о переводах, возмещении материального ущерба, предоставлении отпуска, по жалобам военнослужащих на неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления

Не подлежат обжалованию в суд действия органов управления и воинских должностных лиц, которые совершаются ими в сфере управления войсками (о передислокации войск, проведении учений), а также в организации боевого дежурства, несении караульной службы и т.п. В отличие от судов общей юрисдикции, военные суды не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.

В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законом, могут быть образованные специализированные суды.

3.

Принципы судебной системы РБ – ст. 109 Конституции РБ, ст. 7-15 КоСиСС, ст.4 КоСиСС.

ст. 109 Конституции РБ: принцип территориальности и специализации.

ст. 7-15 КоСиСС, ст.4 КоСиСС:

Принципы:

1. Единства судебной системы,

2. Законности при осуществлении правосудия,

3. Равенства граждан и организаций перед законом и судом. Состязательности и равенства сторон при осуществлении правосудия.

4. Участия граждан в осуществлении правосудия.

5. Права граждан и организаций на судебную защиту.

6. Гласности при осуществлении правосудия.

7. Коллегиального и единоличного рассмотрения дел.

8. Языка судопроизводства и делопроизводства в судах.

9. Обязательности судебных постановлений и требований судьи.

10. Использования государственных символов Республики Беларусь в судах.

4.

Причины необходимого существования в государстве системы судов:

1. Совокупность судов способствует обеспечению их общедоступности для населения. В Республике Беларусь организация системы судов соответствует административно-территориальному устройству государства, что позволяет им охватить своей юрисдикцией каждый регион государства, обеспечив гражданам возможность обращаться в суд.

2. Система судов позволяет распределять между ними компетенцию рассмотрения дел различных категорий в зависимости от отрасли правового регулирования (например, юридические конфликты в области хозяйственной деятельности и проблемы конституционности нормативного правового акта), субъектов, участвующих в деле (юридические лица, военнослужащие), степени сложности разрешения возникшего конфликта и др.

3. Наличие системы судов создает правовой режим, позволяет свести к минимуму возможность судебной ошибки, поскольку решения нижестоящих судов являются предметом пересмотра для судов вышестоящих инстанций (основания и порядок подобной деятельности урегулированы соответствующим процессуальным законодательством).

5.

Звено судебной системы – это совокупность организационно обособленных однотипных судов, имеющих одинаковую структуру и наделенных однородными полномочиями, занимающими одинаковое место в судебной системе.

Звенья судебной системы принято различать, потому что суды различаются объемами компетенции.

Суды общей юрисдикции подразделяются на 3звена судебной системы:

1. Первое(основное) звено объединяет все районные суды и равные им по полномочиям и структуре городские суды;

2. Второе (среднее) звено – включает областные суды и Минский городской суд.

3. Третье (высшее) звено – Верховный Суд РБ

Система Военных Судов:

1. Основное звено – межгарнизонные военные суды,

2. Среднее звено – Белорусский военный суд,

3. Высшее звено – Военная коллегия Верховного Суда РБ.

Хозяйственные Суды объединены в 2 звена:

1. Областные суды и хозяйственный суд г. Минска,

2. Высший Хозяйственный Суд РБ.

6.

Судебная инстанция – это суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел.

В судебной системе судов общей юрисдикции действуют:

1. Суды первой инстанции,

2. Суды второй инстанции,

3. Суды надзорной инстанции.

В концепции судебно-правовой реформы предложено ввести в наше судопроизводство апелляционную инстанцию.

В настоящее время в Республике Беларусь апелляционные инстанции созданы в системе хозяйственных судов, где действуют:

1. Суды первой инстанции;

2. Суды апелляционной инстанции;

3. Суды второй (кассационной) инстанции;

4. Суды надзорной инстанции.

Кроме того, принятие Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей предопределило введение апелляционной инстанции и в системе общих судов. Так, ст.36,46 данного Кодекса, определяя компетенцию областного (Минского городского), Белорусского военного судов, Верховного Суда Республики Беларусь, закрепляют их правомочие рассматривать в апелляционном порядке в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела. В связи с этим при необходимости Президентом Республики Беларусь в областном (Минском городском), Белорусском военном судах, в Верховном Суде Республики Беларусь может быть образована апелляционная судебная коллегия.

Каждая судебная инстанция обладает только ей присущими признаками.

Судом первой инстанции обычно называют суд, наделенный компетенцией принимать решение по существу данного дела. По уголовным делам это вопросы о наличии состава преступления и о применении или неприменении мер уголовной ответственности, о размере причиненного ущерба и др. ПО гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть суды всех звеньев в пределах предоставленных им законом полномочий. Основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные (городские) суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Чуда Республики Беларусь. Содержание компетенции судов первой инстанции определено в соответствующем процессуальном законодательстве.

По смыслу закона под судами апелляционной инстанции понимаются суды, уполномоченные повторно и в полном объеме рассматривать дела, по которым решение еще не вступило в законную силу, если какая-либо из сторон не согласна с ним и подала апелляционную жалобу. В подобных случаях происходит новое разбирательство дела по существу и по его итогам выносится новое решение.

Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность судебных постановлений, не вступивших в законную силу (приговор либо решение суда вступает в законную силу в течение 10 дней, как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве). Исключение составляет хозяйственное судопроизводство. Поскольку согласно ст. 282 ХПК кассационная жалоба (протест) может быть подана на судебное постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции. В системе судов общей юрисдикции в Республике Беларусь судами кассационной инстанции являются: судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по гражданским делам областных судов, Минского городского суда в отношении приговоров и решений районных (городских) судов, а также Белорусский военный суд в отношении судебных актов межгарнизонных военных судов; судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам, военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь в отношении приговоров и решений областных судов, Минского городского суда, Белорусского военного суда. Хозяйственным судом кассационной инстанции является Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Надзорной инстанциейявляются подразделения судов, наделенные правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу.

В системе общих судов судами надзорной инстанции в Республике Беларусь являются: президиумы областных и Минского городского судов, Президиум Белорусского военного суда, судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по гражданским делам и военная коллегия Верховного Суда; Президиум Верховного Суда. Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, является Президиум Высшего Хозяйственного Суда. Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении постановлений Президиума Высшего Хозяйственного Суда является Плену Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Следует также отметить, что понятия «судебное звено» и «судебная инстанция» не рассматриваются применительно к конституционному и административному судопроизводству в силу предметной и процессуальной специфики разрешения юридических конфликтов Конституционным Судом Республики Беларусь, а также рассмотрения дел об административных правонарушениях судьями общих судов.

Контрольные вопросы и задания

1.Дайте понятие и общую характеристику судебной системы Республики Беларусь.

2.Назовите принципы построения судебной системы.

3.Дайте краткую характеристику звеньев судебной системы нашей республики.

4.Назовите и охарактеризуйте судебные инстанции.

5.Проанализируте соотношение понятий «судебная инстанция» и «судебное звено».

1.Построенная на принципах территориальности и специализации единая судебная система РБ по своей природе децентрализована. В рамках ее функционируют три самостоятельные судебные подсистемы, т.е. общие суды, хозяйственные суды и конституционный суд.

Подсистема судов общей компетенции трехзвенная. Высшим звеном является высший суд. К среднему звену – областные, минский городской и белорусский военный суды. Низшее звено – районные, городские, межгорнизонные военные суды. В системе общих судов могут создаваться специальные суды, т.е. по делам несовершеннолетних, семейные, административные, но подобные суды не учреждены.

Подсистема хозяйственных судов двухзвенная, ее возглавляет высший хозяйственный суд, второе низшее звено приставлено судами областей и хозяйственным судом г. Минска. На уровне районного, городского делопроизводства создание хозяйственных судов не предусмотрено. В системе хозяйственных судов на низшем уровне могут создаваться специализированные хозяйственные суды, т.е. по банкротству, земельные, налоговые. В настоящее время они не учреждены.

Конституционный суд призван осуществлять конституционное правосудие. Законодательную основу судебной системы составляет конституция, кодекс "о судоустройстве и статусе судей" и другие НПА.

На территории действуют суды, не входящие в судебную систему страны – международный арбитражный суд и экономический суд СНГ.

2.Компетенция, характеристика и порядок деятельности конституционного суда определен конституцией РБ (ст.116) и кодексом РБ "о судоустройстве и статусе судей" (ст.19-27). Основной функцией суда является осуществление контроля за конституционностью нормативных актов в государстве. К такого рода деятельности конституционный суд приступает при поступлении к нему соответствующего предложения от президента, палаты представителей, совета республики, верховного суда, высшего хозяйственного суда и Совмина.

Вторая функция – дача по предложению президента заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами парламента конституции РБ.

Состав: 12 судей. 6 судей назначаются президентом, 6 – избираются советом республики. Председатель конституционного суда назначается президентом с согласия совета республики из числа судей конституционного суда сроком на 5 лет. Заместитель председателя избирается конституционным судом из состава судей по предложению председателя сроком на 5 лет.

Конституционный суд правомочен принимать решения и приступать к работе, когда в его состав назначено (избрано) не менее 8 судей. Заседание проводится гласно, в торжественной обстановке с соблюдением всех требований судебного этикета. Итоговое решение принимается в закрытом совещании при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если голоса судей разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение конституционного суда подлежит обязательному исполнению на всей территории государства.

3.Районые, городские и специальные суды образуются, реорганизуются и ликвидируются президентом РБ по совместному представительству министра юстиции РБ и председателя верховного суда.

Районный, городской суд – представитель низшего, самого многочисленного звена в системе судов общей юрисдикции. Районный, городской суд, а также специальный суд образуются в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления и в районе города. Районный, городской суд рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда 1 инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда 1 инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях, а также рассматривает материалы об исполнении судебных постановлений, изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику. Специальный суд рассматривает дела, отнесенные законными актами к его компетенции, изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Количество судей для каждого районного, городского, специального суда устанавливается президентом. Суды состоят из председателя, судей и народных заседателей. При наличии 5 и более судей в суде вводиться должность заместителя председателя суда. При наличии 10 и более судей в составе районного, городского, специального судов вводиться должность 2 заместителей председателя суда.

Председатель суда и его заместитель назначаются на должность сроком на 5 лет президентом по совместному представительству министра юстиции и председателя верховного суда. Председатель, его заместитель рассматривают и разрешают дела в судебном заседании, организуют работу суда, руководят работой аппарата суда, осуществляют другие полномочия.

В районном, городском, специальном судах функционирует аппарат суда, призванный обеспечивать выполнение судом возложенных на него функций. Работниками аппарата суда являются заведующий канцелярией, секретари суда и судебные заседатели, помощники председателя суда, делопроизводитель, консультант, архивариус, инженер-программист, оператор копировально-множительной техники, судебный исполнитель и др.

4.Областной и минский городской суды учреждаются в каждой области и г. Минске и являются судами 2-го звена системы судов общей юрисдикции. В связи с этим их полномочия, состав и структура отличаются от районных судов. Областные суды рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда 1 инстанции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях. Могут рассматриваться в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке, осуществляется надзор ха деятельностью нижестоящих судов, оказываться им помощь в применении законодательства, изучаться и обобщаться судебная практика, ведут и анализируют судебную статистику.

В состав областного суда входят председатель, заместитель, судьи и народные заседатели. В структурном плане суд состоит из президиума и двух судебных коллегий: по уголовным делам и по гражданским делам. При необходимости президент по совместному представительству министра юстиции и председателя верховного суда в областном суде могут образовывать кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и другие для специального рассмотрения дел. Председатель организует деятельность соответствующего суда, распределяет обязанности между своими заместителями, вызывает президиум суда и председательствует на его заседании, назначает судей в качестве председателей в судебных заседаниях, распределяет обязанности между судьями, вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора, ведет личный прием граждан, организует работу соответствующего суда по приему граждан и рассматривает обращения граждан.

5.Военные суды входят в судебную систему РБ. Они являются судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в вооруженных силах и других воинских формированиях государства.

Подсистему военных судов составляют межгорнизонные военные суды (низшее звено), белорусский военный суд (среднее звено) и военная коллегия верховного суда (высшее звено). Военным судам подсудны гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы, например, споры о восстановлении на военной службе в случае незаконного увольнения, а также уголовные дела о всех преступлениях совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего. Рассматривание военными судами уголовных дел в отношении других лиц не допускается.

Межгорнизонные военные суды образуются не по территориальному принципу, а в зависимости от численности и дислокации воинских частей вооруженных сил и других воинских формирований. Военные суды учреждаются президентом РБ. В целом состав и полномочия межгорнизонных военных судов полностью совпадает с составом и полномочиями районных и городских судов.

Белорусский военный суд по своему правовому положению приравнивается в областному, минскому городскому судам. Белорусский военный суд рассматривает в качестве суда 1 инстанции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях. Он может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, кассационном порядке. Белорусский военный суд осуществляет надзор за судебной деятельностью судов, оказывает им помощь в применении законодательства. Он изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику. Состав и структура Белорусского военного суда аналогична составу областного суда. Подсистема военных судов замыкается на военной коллегии верховного суда РБ.

6.Верховный суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и состоит их председателя суда, 1 заместителя, заместителей, судей верховного суда и народных заседателей. Количественный состав определяет президент. В структуру суда входят:

1) пленум верховного суда

2) Президиум верховного суда

3) 4 судебные коллегии верховного суда

· судебная коллегия по гражданским делам

· по уголовным делам

· по делам интеллектуальной собственности

Верховный суд рассматривает в пределах своей компетенции:

1) в качестве суда 1 инстанции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях.

2) Гражданские и уголовные дела в апелляционном и кассационном порядке

3) Вносит в конституционный суд РБ предложения о даче заключения по конституционности НПА

4) Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и дает разъяснения по вопросам применения законодательства

5) Оказывает помощь судьям общих судов по применению законодательства

6) Разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства

7) Изучает деятельность общих судов

8) Решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РБ, а также вопросы сотрудничающих с судами иностранных государств, иностранных и международных организаций.

Обозначенные компетенции распределены между структурными подразделениями. Пленум верховного суда осуществляет все перечисленные полномочия, за исключением рассмотренных и разрешенных дел. Пленум также выполняет ряд организационных полномочий, он утверждает состав судебных коллегий и их председателей, избирает квалифицированную коллегию судей верховного суда.

Пленум верховного суда действует в составе председателя суда, 1 заместителя, заместителей, председателя и судей, а также председателя областных (минского городского) и белорусского военного судов.

Президиум верховного суда рассматривает:

1) в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела

2) ходатайства о проверке конституционности НПА и в случае признания их обоснованными в 10 дневный срок обращается в конституционный суд с предложением о даче заключения

3) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата верховного суда, председателя, судей нижестоящих общих судов

4) заслушивает председателей судебных коллегий верховного суда и председателей нижестоящих общих судов о деятельности судебных коллегий верховного суда. Судебные коллегии избираются из числа судей верховного суда и утверждаются пленумом верховного суда.

1) рассматривают в качестве суда 1 инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, за исключением судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности, которая рассматривает гражданские дела в качестве суда 1 инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам

2) гражданские и уголовные дела в апелляционном и кассационном порядке

3) изучают и обобщают судебную практику общих судов, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства

Председатель верховного суда назначается из числа судей верховного суда президентом с согласия совета республики сроком на 5 лет. 1 заместитель и заместители председателя назначаются из числа судей верховного суда президентом по представлению председателя верховного суда сроком на 5 лет.

Аппарат верховного суда состоит из секретариата пленума и президиума, управления жалоб и приема граждан, отдела обобщения судебной практики, отдела работы законодательства, организации управленческого сектора кадровой работы и судебной статистики, финансово-хозяйственного управления , научно-консультативного совета и редакционной коллегии журнала «судебный вестник».

7.Хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющие правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений. Система хозяйственных судов двухзвенная. Ее составляют высший хозяйственный суд и хозяйственные суды областей (и г. Минска). В системе хозяйственных могут создаваться специализированные хозяйственные суды (земельные, налоговые и т.д.). Возглавляет систему хозяйственных судов высший хозяйственный суд. Он является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие путем разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, осуществляет надзор за судебной деятельностью хозяйственных судов.

Высший хозяйственный суд:

1) рассматривает дела по 1 инстанции в кассационном порядке, порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам

2) вносит в конституционный суд предложения о даче заключения а конституционности НПА

3) изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирует отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, дает разъяснения по вопросам применения законодательства

4) оказывает судьям хозяйственных судов помощь по применению законодательства

5) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирует отношения в сфере предпринимательской и другой хозяйственной деятельности

6) осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов

Высший хозяйственный суд состоит из председателя суда, 1 заместителя, заместителей председателя и судей. Председатель высшего хозяйственного суда назначается президентом из числа судей этого суда с согласия совета республики сроком на 5 лет.

В структурном плане суд действует в составе пленума суда, президиума, кассационной коллегии, судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда 1 инстанции, судебной коллегии по банкротству и судебной коллегии по налоговым спорам.

Хозяйственные суды областей и г. Минска и специализированные хозяйственные суды представляют 2 звено системы хозяйственных судов. Они состоят из председателя суда, его заместителей и судей. Хозяйственные суды областей и г. Минска:

1) рассматривают дела в качестве суда 1 инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам

2) изучают и обобщают судебную практику, ведут и анализируют судебную статистику

3) готовят предложения по совершенствованию законодательства, регулируют отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Председатели хозяйственных судов областей и г. Минска, специализированных хозяйственных судов, их заместители назначаются президентом по совместному представительству Минюста и председателя высшего хозяйственного суда сроком на 5 лет.

Председатели хозяйственных судов областей и г. Минска и специализированных хозяйственных судов:

1) организуют деятельность соответствующего суда

2) осуществляют общее руководство аппаратом суда, назначают на должности и освобождают от должности работников аппарата суда по согласию с председателем высшего хозяйственного суда

3) распределяют обязанности между своими замами

4) председательствуют на судебных заседаниях, назначают судей в качестве председательствующих на судебном заседании

8.Международный арбитражный третейский суд не входит в судебную систему РБ. Их организация, компетенция и порядок деятельности определены законом от 9 июля 1999г. «о международном арбитражном суде». Различают 2 вида:

1) постоянно действующий арбитражный суд, созданный некоммерческой организацией, содействует внешнеэкономическим связям (белорусская торгов0-промышленная палата). Органом такого суда являются председатель суда, президиум и арбитры.

2) третейские органы (суды), образуемые по согласию сторон для разрешения отдельных споров. Данным судам подведомственны споры между любыми субъектами права, возникающие при осуществлении международных экономических связей, если местонахождение хотя бы одного из них находится вне территории РБ. Дела для разрешения передаются в суд только при обоюдном согласии участников спора. Язык судопроизводства в судах определяется по соглашению сторон в спорах, либо составом суда. Вынесенное по делу международным арбитражно-трудовым судом решение исполняется на территории РБ в общем порядке, установленном процессуальным законодательством. Обжалование решения допускается путем подачи ходатайства об его отмене в высший хозяйственный суд РБ.

9.Экономический суд СНГ – это один из постоянно действующих органов СНГ, расположенный на территории РБ в г. Минске. Компетенция, организация и порядок деятельности суда определено соглашением о статусе экономического суда СНГ и регламентом экономического суда СНГ. К ведению суда относятся разрешение межгосударственных экономических споров одной (или обе) из сторон которого является государство-участник СНГ. Суд также осуществляет толкование международных договоров, актов СНГ и бывшего СССР. Экономический суд образуется из равного числа судей по 2 судьи от каждого государства-участника. Председатель суда и его заместители избираются судьями и утверждаются советом глав государств СНГ сроком на 5 лет. В структурном плане суд состоит из коллегии суда, полного состава суда и пленума суда. Коллегии экономического суда утверждаются полным составом суда в количестве 3-5 судей сроком на 1 год. Полный состав экономического суда состоит из всех судей суда, высшим коллегиальным органом является пленум. Пленум экономического суда СНГ действует в составе всех судей суда, а также председателей высших хозяйственных арбитражных судов государств-участников.



Согласно Конституции Республики Беларусь судебная власть в стране принадлежит судам.

Судебную систему представляют:

Все судебные разбирательства проводятся в установленном порядке. Образование чрезвычайных судов запрещается.

Суды общей юрисдикции в Беларуси

В Беларуси суды общей юрисдикции занимаются гражданскими, уголовными, административными и экономическими делами , а также делами по военнослужащим.

В систему судов общей юрисдикции входят:

Конституционный суд Республики Беларусь

Основной целью работы Конституционного суда Беларуси является проверка соответствия нормативных правовых актов статьям Конституции.

Конституционный суд состоит из 12 экспертов по правовым вопросам высокой квалификации . Эксперты должны:

Президент Беларуси назначает шесть судей, еще шесть избираются Советом Республики .

Председатель суда назначается Президентом Беларуси с одобрения Совета Республики.

Срок полномочий судьи Конституционного суда – 11 лет.

Здание Верховного суда Республики Беларусь в Минске

Председатель Верховного суда Беларуси Валентин Сукало

Здание Конституционного суда Республики Беларусь в Минске

Председатель Конституционного суда Беларуси Петр Миклашевич

Международная конференция, организованная Верховным судом при сотрудничестве с БДИПЧ ОБСЕ и Советом Европы (Минск, февраль 2020 г.)

Международная конференция, организованная Верховным судом при сотрудничестве с БДИПЧ ОБСЕ и Советом Европы (Минск, февраль 2020 г.)

Совещание по вопросам совершенствования деятельности судов общей юрисдикции с участием Президента Республики Беларусь (Минск, апрель 2019 г.)

Судебная система Республики Беларусь – это совокупность судов Республики Беларусь, установленных Конституцией Республики Беларусь и Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей».

В ст. 109 Конституции Республики Беларусь сказано, что система судов строится на принципах территориальности (областные, районные, городские суды) и специализации (суды общей и специальной юрисдикции).

В ст. 5 Кодекса «О судоустройстве и статусе судей» сказано, что судебную систему Республики Беларусь составляют:

- Конституционный Суд Республики Беларусь – орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

- общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;

- хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.

Система общих и хозяйственных судов строится на принципах территориальности и специализации.

Образование чрезвычайных судов запрещается.

Конституционный Суд Республики Беларусь призван обеспечивать верховенство Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» и иными законодательными актами.

Общие и хозяйственные суды в Республике Беларусь призваны защищать гарантированные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений.

Систему общих судов составляют:

- районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды;

- областные (Минский городской), Белорусский военный суды;

- Верховный Суд Республики Беларусь.

В системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др.

Систему хозяйственных судов составляют:

- хозяйственные суды областей (города Минска);

- Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

В системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др.

Каждый суд рассматривает определенный круг дел, отнесенных законом к его компетенции. Определению того, к ведению какого суда относится дело, служит подсудность.

Различают вышестоящие и нижестоящие суды. Так вышестоящим по отношению к районному суду будет областной суд, который в свою очередь будет нижестоящим по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь.

В судебной системе судов общей юрисдикции действуют суды первой и второй инстанции. Суды первой инстанции рассматривают дело в первый раз. Суд первой инстанции, вынесший судебный акт, не может сам его изменить или отменить. По общему правилу, решения суда вступают в силу через 10 дней. В течение этого времени стороны могут обжаловать (подать жалобу), а прокурор опротестовать (подать протест) в вышестоящий суд. Если подана жалоба или протест, то решение суда не вступает в силу до тех пор, пока вышестоящий суд не рассмотрит дело и не вынесет по нему судебный акт – определение. Судами первой инстанции могут быть все суды общей юрисдикции. Судами второй инстанции могут быть все суды общей юрисдикции, за исключением районных (городских) судов.

Органы внутренних дел

Органы внутренних дел, согласно ст.1 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» от 17 июля 2007 года, представляют собой государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них данным Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Основными задачами органов внутренних дел являются:

- защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций;

- защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;

- профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, расследование уголовных дел, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией;

- розыск лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный или административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

- организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий;

- участие в реализации государственной политики в области гражданства и миграции;

- оказание на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, помощи гражданам, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей.

Деятельность органов внутренних дел осуществляется на принципах законности, уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, гуманизма, единства системы органов внутренних дел и централизации управления ими, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности, независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.

Систему органов внутренних дел образуют организационно:

- Министерство внутренних дел (центральный аппарат);

- территориальные органы внутренних дел – главное управление внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления, отделы внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций), управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел и подчиненные ему отделы, отделения, линейные пункты (далее, если не указано иное, – органы внутренних дел на транспорте);

- учреждения образования и организации здравоохранения, созданные для обеспечения выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел.

Функционально систему органов внутренних дел образует:

- подразделения предварительного расследования;

- подразделения по гражданству и миграции;

- подразделения финансов и тыла;

- органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.

В систему органов внутренних дел входят также иные подразделения, которые создаются по решению Министра внутренних дел, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, и другие организации, создаваемые по решению Президента Республики Беларусь.

2.4 Органы предварительного следствия и дознания

Под предварительным расследованием преступлений понимается деятельность специальных государственных органов государства по сбору, проверке и оценке доказательств, установлению обстоятельств преступления.

Материалы предварительного расследования исследуются в судебном заседании, что дает возможность суду разобраться во всех деталях преступления, окончательно решить вопрос о виновности или невиновности обвиняемого, а также вынести обвинительный или оправдательный приговор.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливает две формы предварительного расследования преступления: предварительное следствие и дознание. Основное различие между ними состоит в том, что дознание производится по сравнительно несложным уголовным делам о преступлениях, перечисленных в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь. Предварительное следствие осуществляется по преступлениям, представляющим значительную общественную опасность.

Предварительное расследование (дознание и следствие) создает предпосылки для рассмотрения дела в суде. Судебное следствие производится судом с учетом материалов предварительного расследования.

К органам предварительного расследования относят органы предварительного следствия и дознания соответственно. К органам предварительного следствия относят следственные аппараты органов прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (ст. 36 УПК). К органам дознания относят милицию, органы государственной безопасности, командиров воинских частей, начальников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, начальников следственных изоляторов, таможенные органы, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, глав дипломатических представительств и консульств и др. (ст. 37 УПК).

Предварительное расследование называется предварительным потому, что оно осуществляется до судебного разбирательства. В процессе судебного слушания решается вопрос о виновности или невиновности лица, назначается наказание за совершенное преступление. В судебном заседании исследуются материалы, собранные в процессе предварительного расследования.

Дела частного обвинения возбуждаются и рассматриваются судом по жалобе потерпевшего, поданной в суд. Эти дела суд может прекратить в случае примирения сторон. Если стороны не примирятся, то выносится приговор. По этим делам предварительное расследование не производится.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: