Обеспечение законности правопорядка безопасности личности общества и государства это

Обновлено: 18.04.2024

Ашурбеков Т., докторант МГЮА, член Научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре РФ.

Взаимосвязь фундаментальных категорий законности и национальной безопасности выходит за рамки чисто теоретической значимости проблемы и представляет интерес для определения путей и способов развития и укрепления государственности Российской Федерации.

Обозначенный вывод основан на том, что такая особая, многоплановая и пронизывающая всю правовую жизнь общества и государства категория, как законность, в обсуждаемом контексте рассматривается в очень узком ее смысле - лишь в качестве одного из принципов организации и деятельности субъектов обеспечения национальной безопасности .

См.: ст. 5 Закона РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности".

Тема соотношения законности и национальной безопасности Российской Федерации изучена недостаточно, и даже сама ее постановка в таком контексте на первый взгляд может показаться спорной. Поэтому задача и заключается в том, чтобы выявить и раскрыть многообразие взаимосвязей этих понятий, изучить взаимоопосредованность и обоюдную детерминированность современных проблем укрепления законности и обеспечения национальной безопасности, выработать адекватные подходы и методики деятельности в этой области, которые могут быть использованы в интересах развития и усиления правовых основ обеспечения безопасности страны.

Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях обострения международных и внутренних вызовов и угроз правомерно ожидать, что юридическая наука повысит внимание к обеспечению национальной безопасности. Как представляется, в решении этой многоаспектной проблемы правовая составляющая со своим регулятивным потенциалом должна быть в качестве центральной и системообразующей.

В настоящее время власть закона как центральный компонент "силы права" еще не стала эффективным, защищающим элементом национальной безопасности России. Такого рода выводы часто находят подтверждение в оценках известных современных политологов, юристов, философов. "Утверждение власти закона - одно из самых великих достижений западной цивилизации; достижение, преимущества которого становятся тем более очевидными, когда мы имеем дело с такими странами, как Россия или Китай, которые его лишены" .

См.: Шпак А.В. Сила права в контексте национальной безопасности. Национальная безопасность современной России: основные угрозы // Сборник материалов международной научно-практической конференции. Ч. 1. Ростов-на-Дону, 2005. С. 97 - 99.
См.: Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2003. С. 22.

Между тем обеспечение национальной безопасности России остается важнейшим условием ее существования как суверенного и единого государства, продолжения и реализации многообразных реформ. Об опасности и последствиях угроз, с которыми столкнулась современная Россия, и необходимости выработки системных мер по их преодолению говорится во всех Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, иных официальных документах. Недавно эта тема была вновь обозначена в его выступлении на расширенном заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года" . Очевидно, что усиление правовых основ национальной безопасности становится стратегической задачей государства на длительную перспективу.

Сайт Президента России www.kremlin.ru. 08.02.2008. Выступление на расширенном заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года".

Принципиальное значение для изучения и анализа всего многообразия взаимосвязей законности и национальной безопасности имеет выявление того общего, что объединяет эти два системных понятия, стоящие за ними сложные явления, а также их целевых функций, направленности.

Очевидно, что этим общим, объединяющим данные понятия, является их связанность с такими фундаментальными ценностями и категориями, как интересы личности, общества, государство и право.

Нельзя не заметить, что соотношение законности и национальной безопасности - один из тех вопросов, на который невозможно дать простой ответ, поскольку, как отмечалось выше, данная их взаимоопосредованность является очень обширной. Здесь уместно вспомнить, что проблема законности - это сквозная тема всех научных исследований в различных отраслях науки .

См.: Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. М., 1966. С. 3.

Для раскрытия взаимосвязи законности как принципа поведения всех участников общественных отношений, метода формирования и деятельности всех ветвей государственной власти, как демократического правового режима и безопасности необходимо обратиться к сущности, структуре этих понятий, их предназначению и выявить главное, определяющее. Определяющая особенность законности в том, что это явление, присущее любому обществу, где есть государство, и оно всегда сопутствует государству и праву. Вне взаимосвязи эти три явления не существуют. Здесь в качестве отправного следует опираться на законность как на организационный принцип права, механизм его реализации. Законность - это стержень, вокруг которого и посредством которого устанавливается порядок и гармония в обществе и государстве, формируется правопорядок и обеспечиваются права и свободы, безопасность граждан. В таком назначении законности и заключается ее непреходящая ценность для любого общества и личности .

Демидов В.В. Законность в современном российском государстве: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2004. С. 3, 13 - 14.

При рассмотрении роли государства и права в системе безопасности страны, а также значения в ней интересов личности и общества следует исходить из аксиоматичных предпосылок: сильное дееспособное государство - необходимое и универсальное средство решения всех задач обеспечения национальной безопасности. Право, роль и значение которого по мере продвижения к правовому государству возрастают, становится одновременно важнейшим инструментом формирования новой системы национальной безопасности. Именно оно представляет тот цементирующий фактор, который позволяет закрепить систему обеспечения национальной безопасности России и придать ей стройность, четкость, функциональную подвижность .

Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Под ред. А.В. Опалева. М.: Юнити, 2004. С. 8.

В центре современной системы национальной безопасности России в качестве основы национальных интересов стоят жизненно важные интересы личности, общества и государства. Это констатация того, что в правовом государстве личность, ее права и свободы составляют высшую социальную ценность, во имя гармоничного развития и расцвета которой функционируют государство и общество, их политические, экономические, правовые, социальные и иные институты. Действующая Конституция РФ закрепила это принципиальное положение, признав, что защита прав и свобод и законных интересов личности - одна из центральных и приоритетных задач строящегося демократического государства и гражданского общества (ст. ст. 2, 17, 18, 46, 52).

Анализ основных аспектов понятия законности под углом зрения ее предназначения позволяет сделать вывод, что законность - важный фактор национальной безопасности, особенно в спектре общественной безопасности. Тесная связь и обусловленность рассматриваемых категорий прослеживается при изучении их целевых функций, направленности действия, особенно для достижения задач, стоящих в современных условиях перед обществом и государством. Целевая функция системы национальной безопасности - защита интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, что является важнейшим условием существования России как суверенного и единого государства.

Важно обратить внимание на то, что законность взаимосвязана со всеми компонентами системы обеспечения национальной безопасности - ее целями, объектами, субъектами, ресурсами. Потому ее значение столь велико для формирования и становления новой системы обеспечения национальной безопасности страны. Без стабильной законности и твердого правопорядка сегодня немыслимо успешное решение этой проблемы. В свою очередь, стабильная безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз - необходимое объективное условие существования и укрепления законности. Без решения проблемы безопасности страны в ней не может быть обеспечена подлинная законность и прочный правопорядок. Именно защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства надежно обеспечивает их существование, а также возможности прогрессивного развития.

Закон РФ "О безопасности". Ст. 1.

В обсуждаемом контексте интерес представляет следующая черта, присущая этой правовой категории. "Законность как особое общественное явление означает не просто реализацию требований права в отдельных конкретных случаях. Это - господство закона в общественной жизни, господство его, в частности, в отношениях между властью и личностью", предполагающее "недопущение какого бы то ни было произвола в отношении граждан со стороны органов государства и должностных лиц" . Таким образом, законность как эффективный инструмент функционирования и действия государства и права крайне необходима для формирования и становления цивилизованного гражданского общества, сильного демократического правового государства.

Самощенко И.О. Охрана режима законности советским государством. М., 1960. С. 14 - 24.

Для более полного обоснования вышеизложенных суждений о соотношении рассматриваемых понятий полагаю необходимым рассмотреть их взаимоопосредованность по конкретным аспектам национальной безопасности.

Наиболее выразительно взаимозависимость законности и национальной безопасности прослеживается при анализе факторов обеспечения национальных интересов во внутриполитической сфере, где основополагающее значение имеет соблюдение норм Конституции РФ, состояние развития конституционных процессов.

Политико-правовая оценка последних есть в выступлении Президента РФ на вышеупомянутом заседании Госсовета. ". Россия представляла из себя "лоскутную" территорию. В большинстве субъектов Федерации действовали законы, противоречащие Конституции России. Некоторые примеры были просто вопиющими. Например, статус отдельных территорий определялся как "суверенное государство, ассоциированное с Российской Федерацией". Подводилась база под территориальные претензии одних субъектов Российской Федерации к другим. можно было быть гражданином одного из российских регионов, не будучи гражданином России.

Государственная власть была малоэффективна. Свидетельством тому стало ослабление всех государственных институтов и пренебрежение законом. Отечественные СМИ нередко действовали в интересах отдельных корпоративных групп, по их экономическому и политическому заказу.

Значительная часть экономики контролировалась олигархическими или откровенно криминальными структурами. В глубочайшем кризисе оказалось сельское хозяйство".

Такое положение вызвало к жизни новое понятие, которым оперируют не только политики, но и ученые. Речь идет о конституционной законности. Введение в научный оборот этого понятия было свидетельством повышающейся самоценности конституционных норм и роли Основного Закона в регулировании общественных отношений. Обеспечение конституционной законности стало важнейшей задачей, от решения которой зависела дальнейшая судьба страны. К числу приоритетных вопросов в этой сфере были отнесены обеспечение верховенства Конституции РФ, суверенитета народа, территориальной целостности, развития демократии, политическая стабильность, совершенствование национальных и федеративных отношений, решительная борьба с бюрократизмом и коррупцией.

Повышенный интерес в рассматриваемом отношении представляет влияние законности на снижение остроты угроз национальной безопасности в социальной сфере. Это связано с социальной ролью права, которое признает и защищает общественно полезные интересы, интересы личности, социальных групп, общества и государства. Как известно, в общественной жизни многое определяется интересами людей, которые выступают своего рода двигателем любой деятельности в политической, экономической и социальной сферах. Понять эти интересы, выразить и реализовать довольно трудно, ибо речь идет об их согласовании и противоборстве . Масштаб, острота этого противоборства зависят от того, насколько совершенны механизмы мониторинга их состояния и правовой защиты законных интересов. Когда ведомственные, корпоративные, клановые, этноконфессиональные и иные узкогрупповые интересы оказывают чрезмерное давление на охраняемые законом интересы личности, общества и государства, то эти конфликты, безусловно, обостряются, обретают формы, угрожающие безопасности общества и государства. В этой связи решение проблемы сбалансированности жизненно важных интересов личности, общества и государства - одно из существенных условий безопасности нашей страны. Укрепление законности в данном случае является также фактором гармонизации, сбалансирования этих интересов. О правозаконности как об одном из величайших достижений либеральной эпохи, "послужившей не только щитом свободы, но и отлаженным юридическим механизмом ее реализации" , говорится, например, и в трудах известного мыслителя Ф. Хайека.

Хабриева Т.Я., Тихомиров Ю.А. Предисловие к материалам международной научно-практической конференции. Правовое обеспечение национальных интересов. М., 2005. С. 7.
Хайек Ф. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. N 11. С. 128.

Этот вывод подтверждается и социологическими исследованиями, которые показывают, что обеспечение законности как равенства людей перед законом признается основным для обеспечения национальной безопасности .

См., напр.: Кузнецов В.Н. Социология безопасности. М., 2003. С. 287.

Как полагаю, не вызывает возражений вывод о том, что законность тесно сопряжена с проблемами противодействия экстремизму и этносепаратизму, как угрозам национальной безопасности, нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению таких их последствий, как социальные, межэтнические и религиозные конфликты.

Важный аспект взаимосвязи законности и безопасности раскрывает пути и ресурсы решения проблемы борьбы с преступностью, которая в течение последних лет растет беспрецедентными для цивилизованного общества темпами и, несмотря на некоторое замедление темпов роста в последнее время, является реальной угрозой безопасности российскому обществу и государству. Основные угрозы в современных условиях представляет рост организованной преступности, коррупции, терроризма, наркомании. В этой связи в государственной стратегии борьбы с преступностью усиление и развитие правовых основ борьбы с такими видами угроз - наиболее важный и перспективный компонент обеспечения национальной безопасности. А это, в свою очередь, связано с укреплением законности и правопорядка в стране. Здесь важно сделать акцент на то, что законность как метод осуществления задач и функций государственных органов играет важную роль в упорядочении и согласованности деятельности всех органов обеспечения национальной безопасности, особенно таких, как МВД, Минобороны, ФСБ, СВР, ФСНК, ФТС. Свидетельством тому является ее закрепление в качестве одного их важных принципов организации и деятельности субъектов обеспечения национальной безопасности в Законе "О безопасности".

Следующий аспект рассматриваемого соотношения относится к применению ряда ограничительных мер, функционированию государственно-правовых режимов безопасности. Как известно, Конституция РФ предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Эти ограничения применяются в режимах закрытого административно-территориального образования, экономической зоны, оборота оружия, взрывчатых веществ, Государственной границы РФ и т.д. Обеспечение при этом законности позволяет избегать необоснованного установления ограничений, а также предотвращать применение методов и способов правового регулирования, не адекватных данному конкретному режиму, выходящих за рамки той или иной формы правового режима. Важнейшей гарантией от таких неправомерных действий выступает ст. 22 Закона "О безопасности", предусматривающая прокурорский надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности.

И наконец, о роли законности в правоприменительной практике, обеспечении ответственности за действия, представляющие угрозы национальным интересам. Здесь критерии, а следовательно, условия эффективности реализации законов в области национальной безопасности - неотвратимость ответственности за правонарушения, эффективность использования правовых средств ее защиты, процессуальная независимость всех звеньев правоохраны и правосудия в сочетании с их высокой ответственностью за конституционность и законность принимаемых актов, обеспечение беспристрастности правоохранительной службы и судей.

Обозначенные выше отдельные аспекты соотношения и взаимной обусловленности проблем укрепления законности и национальной безопасности возвращают нас к начальному пункту, с которого, по сути дела, началось обсуждение, - "сила" права срабатывает не сама по себе, тут нужны адекватные условия, потенции . Укрепление законности усилит власть закона, и право станет эффективным элементом защиты национальной безопасности России.

Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия. М., 2000. С. 140.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Государственная и общественная безопасность

41. Обеспечению государственной и общественной безопасности способствует реализация мер, направленных на усиление роли государства как гаранта безопасности личности и прав собственности, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб по защите основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, совершенствование единой государственной системы профилактики преступности, обеспечение реализации принципа неотвратимости наказания за совершение преступления, а также на формирование в обществе атмосферы нетерпимости к противоправной деятельности.

42. Несмотря на принимаемые меры, в Российской Федерации остается высоким уровень преступности в отдельных сферах. Совершается большое количество преступлений против собственности, в сфере использования водных биологических и лесных ресурсов, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также в кредитно-финансовой сфере. Растет число преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий. Дестабилизирующее влияние на общественно-политическую обстановку оказывают экстремистские проявления.

43. Сохраняются угрозы, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе вследствие изменения климата, лесных пожаров, наводнений и паводков, износа инженерно-технической и транспортной инфраструктуры, заноса и распространения опасных инфекционных заболеваний.

44. Деструктивные силы за рубежом и внутри страны предпринимают попытки использования объективных социально-экономических трудностей в Российской Федерации в целях стимулирования негативных социальных процессов, обострения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, манипулирования в информационной сфере. Не ослабевает активность разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, осуществляемой в том числе с использованием подконтрольных им российских общественных объединений и отдельных лиц. Международные террористические и экстремистские организации стремятся усилить пропагандистскую работу и работу по вербовке российских граждан, созданию на территории России своих законспирированных ячеек, вовлечению в противоправную деятельность российской молодежи. Для распространения недостоверной информации, организации незаконных публичных акций широко используются возможности глобальных интернет-компаний.

45. На фоне сохраняющихся в Российской Федерации социально-экономических проблем растет потребность общества в повышении эффективности государственного управления, обеспечении социальной справедливости, усилении борьбы с коррупцией и нецелевым использованием бюджетных средств и государственного имущества, в проведении не подверженной влиянию групповых и родственных интересов кадровой политики в органах публичной власти и организациях с государственным участием.

46. Целями обеспечения государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя Российской Федерации, обеспечение ее суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защита основных прав и свобод человека и гражданина, укрепление гражданского мира и согласия, политической и социальной стабильности в обществе, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей от противоправных посягательств, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

47. Достижение целей обеспечения государственной и общественной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение следующих задач:

1) недопущение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации, пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб, организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, наносящей ущерб национальным интересам Российской Федерации, других преступных посягательств на основы конституционного строя Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, в том числе путем инспирирования "цветных революций";

2) обеспечение безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно-политических и иных мероприятий;

3) обеспечение защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также модернизация пограничной инфраструктуры, совершенствование механизмов пограничного, таможенного, санитарно-эпидемиологического и иных видов контроля;

4) повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, совершенствование системы общественного контроля, механизмов участия граждан и организаций в обеспечении государственной и общественной безопасности;

5) развитие институтов гражданского общества, поддержка общественно значимых инициатив, развитие взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности;

6) повышение уровня антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, объектов жизнеобеспечения населения, организаций оборонно-промышленного, атомного энергопромышленного, ядерного оружейного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов;

7) предупреждение и пресечение террористической и экстремистской деятельности организаций и физических лиц, попыток совершения актов ядерного, химического и биологического терроризма;

8) снижение уровня криминализации общественных отношений, развитие единой государственной системы профилактики правонарушений;

9) предупреждение проявлений радикализма, профилактика экстремистских и иных преступных проявлений, прежде всего среди несовершеннолетних и молодежи;

10) снижение уровня преступности в экономической сфере, в том числе в кредитно-финансовой, а также в сферах жилищно-коммунального хозяйства, использования земельных, лесных, водных и водных биологических ресурсов;

11) предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе легализации преступных доходов, финансирования терроризма, организации незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ, а также использования в противоправных целях цифровых валют;

12) реализация принципа неотвратимости наказания за совершение преступления;

13) предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности, нецелевого использования и хищения бюджетных средств в органах публичной власти и организациях с государственным участием, в том числе при реализации национальных проектов (программ) и выполнении государственного оборонного заказа, а также возмещение ущерба, причиненного такими преступлениями, и повышение уровня ответственности за их совершение;

14) совершенствование института ответственности должностных лиц за действия (бездействие), повлекшие за собой неэффективное использование бюджетных средств и недостижение общественно значимых результатов национального развития;

15) выявление и пресечение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

16) противодействие незаконной миграции, усиление контроля за миграционными потоками, социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;

17) предупреждение и нейтрализация социальных, межконфессиональных и межнациональных конфликтов, сепаратистских проявлений, предупреждение распространения религиозного радикализма, деструктивных религиозных течений, формирования этнических и религиозных анклавов, социальной и этнокультурной изолированности отдельных групп граждан;

18) повышение безопасности дорожного движения;

19) повышение эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

20) обеспечение защиты населения от опасных инфекционных заболеваний, способных вызвать чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

21) прогнозирование влияния последствий изменения климата на состояние опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, транспортного комплекса, объектов жизнеобеспечения населения;

22) комплексное развитие правоохранительных органов, специальных служб, подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований в соответствии с решаемыми ими задачами, повышение уровня их технической оснащенности, усиление социальной защищенности их сотрудников, совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения государственной и общественной безопасности;

23) обеспечение правовой защиты российских граждан и юридических лиц от политически ангажированных решений иностранных и международных (межгосударственных) судов.

Обеспечение общественной безопасности имеет многоуровневый характер. В соответствии с п. "б" ст. 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье 132 Конституции Российской Федерации говорится, что осуществление охраны общественного порядка относится также и к ведению местного самоуправления.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения безопасности определено Федеральным законом от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности». Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер, реализуется государственными и муниципальными органами власти на основе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом. Наряду с этим в ее реализации участвуют также граждане и общественные объединения.

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

- прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

- определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование;

- разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

- применение специальных экономических мер;

- разработку, производство и внедрение современных видов вооружения и спецтехники;

- организацию научной деятельности;

- координацию деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов;

- международное сотрудничество, а также осуществление других мероприятий в соответствии с законодательством РФ.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности на долгосрочную перспективу являются в том числе совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также создание единой системы профилактики преступности и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.

В конце ноября 2013 года Президентом России утверждена Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности страны, является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности.

Понятие общественной безопасности определено как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Среди основных угроз общественной безопасности в Концепции названы терроризм, экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности России, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, увеличение количества преступлений, совершенных под влиянием указанных веществ и алкогольных напитков, коррупция, незаконная миграция, ухудшение технического состояния объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, гидротехнических сооружений, вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах и опасных производственных объектах и ряд других.

Общественный порядок и общественная безопасность взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности.

Общественный порядок - это нормальное функционирование социальных отношений, отсутствие рисков и угроз, которые могут нарушить нормальную жизнедеятельность людей и их прогрессивное социальное и профессиональное развитие, создающие обстановку спокойствия и защиты личности и собственности физических и юридических лиц. Общественный порядок создает все необходимые условия для обеспечения общественной безопасности, делая зависимым соответствующие правовые категории.

В развитие ст. 132 Конституции РФ Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрел два вопроса местного значения, касающихся общественного порядка: 1) п. 8 ч. 1 ст. 15 и п. 9 ч. 1 ст. 16 - организация охраны общественного порядка на территории муниципального района и городского округа муниципальной милицией; 2) п. 33 ч. 1 ст. 14 и п. 37 ч. 1 ст. 16 - создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка (в поселениях и городских округах).

Следовательно, законодатель закрепил для муниципальных образований два способа охраны общественного порядка на своей территории: профессиональными органами и силами общественности.

Однако, если Закон «О милиции» предусматривал существование муниципальных органов охраны общественного порядка (ч. 2 ст. 3), то пришедший ему на смену Закон «О полиции», реформировавший систему органов внутренних дел, не предусматривает создание в той или иной форме органов муниципальной полиции, а исходит из того, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, правовую и финансовую основу деятельности которой составляют исключительно федеральные источники.

Охрана общественного порядка силами общественности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», который устанавливает принципы и основные формы участия граждан в охране общественного порядка, участия граждан в поиске лиц, пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране общественного порядка, порядок и особенности создания и деятельности народных дружин, а также правовой статус народных дружинников.

Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии со следующими принципами:

3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;

5) взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

6) недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов.

Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.

Законом определены следующие формы участия граждан в охране общественного порядка:

  1. Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам
  2. Участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести
  3. Внештатное сотрудничество с полицией
  4. Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.

Особое внимание в законе уделено порядку создания и деятельности народных дружин.

Народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр. Порядок формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности утвержден приказом МВД России от 21.07.2014 № 599, в соответствии с которым региональный реестр ведется территориальными органами МВД России на региональном уровне и формируется на основе информации, предоставляемой территориальными органами МВД России на районном уровне. Решение о внесении народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр принимается должностным лицом территориального органа МВД России на региональном уровне, уполномоченным приказом руководителя (начальника) территориального органа МВД России на региональном уровне, в течение месяца с момента регистрации заявления в книге учета.

Народной дружине или общественному объединению правоохранительной направленности в течение 14 дней после внесения в региональный реестр выдается свидетельство.

Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.

Основными направлениями деятельности народных дружин являются:

1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;

3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с учетом положений настоящего Федерального закона.

В народные дружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников.

В народные дружины не могут быть приняты граждане:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

3) ранее осужденные за умышленные преступления;

4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

5) в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

6) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

7) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

8) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;

9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок утвержден приказом МВД России от 18.08.2014 № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи»

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику народного дружинника. Образец и порядок выдачи удостоверения, образцы форменной одежды и (или) отличительной символики народного дружинника устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать, что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:

1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;

2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;

3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;

5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;

6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;

7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.

Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.

Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.

Правопорядок - установленный в обществе порядок отношений, урегулированных нормами права, и основанный на их точном соблюдении, на принципах законности. Правопорядок охраняется государством.

Законность:

  • 1) точное и неуклонное исполнение законом; по Конституциям России и Татарстана является принципом государственной деятельности и одной из основных обязанностей граждан;
  • 2) режим, при котором закон господствует в любой общественно-значимой деятельности; законность - непременный элемент демократии.

Законность в России и Татарстане обязаны соблюдать все без исключения граждане, должностные лица, государственные и общественные организации. Высший надзор за законностью осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры субъектов федерации, в их числе прокурор Республики Татарстан, а также городов и районов.

Ни одно развитое общество не может существовать без твердого исполнения законов. Что толку для общества, если законы не будут исполняться? Английский философ Джон Локк (1632 - 1704) по этому поводу очень метко заметил: "Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались". Точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми без исключения лицами называется законностью.

Законность похожа на плотину, которая сдерживает от произвола и беззакония. Древнегреческий философ Гераклит (конец 6 и начало 5 в. до н.э.) отмечал: "Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену". Стоит появиться маленькой трещине, через которую это беззаконие промоет себе путь, как погибнет вся плотина, она пойдет новыми трещинами, и ее снесет мощный поток. Законность прочна, пока в ней нет трещин и отверстий. Много веков назад французский король Франциск I произнес слова, которые стали ныне уже ныне знаменитыми: "Fiat justitia et pereat mundus!" Перевод звучит на первый взгляд странно: "Пусть торжествует правосудие, даже если погибнет мир!" Для чего торжествовать правосудию, если погиб мир? Дня кого тогда торжествовать? Эти слова, на наш взгляд, надо понимать так: если будет торжествовать правосудие и закон, то мир, наоборот, не погибнет.

Самая высокая благородная цель не может достигаться незаконными средствами.

Древнегреческий философ Сократ (470/469—399 гг. до н.э.) преподал нам урок абсолютного совпадения провозглашаемых принципов и их практического воплощения.

. На склоне лет Сократ был обвинен в безбожии (отрицании богов Олимпа, самого Зевса). На суде он вел себя независимо и с достоинством. Афинский суд приговорил философа к смертной казни. Его друг Критон накануне казни посетил его в тюрьме и предложил ему бежать, так как осудил его несправедливо. Но Сократ, мудрый и правдивый человек считал, что это было бы бесчестно: лучше подчиниться чужой несправедливости, чем совершать ее самому. И о ответил: ". Если бы, чуть только собрались мы отсюда удрать. вдруг пришли Законы и само Государство и, заступив нам дорогу, спросили: ''Скажи-ка, Сократ, что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который пытаешься совершить, погубить . Законы и все Государство? Или, по-твоему, еще может стоять целым и невредимым то государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы, но по воле частных лиц становятся недействительными и отменяются?" Сократ отказался от побега. Позднее приговор в отношении Сократа был признан неправильным. Но было уже поздно.

Может быть, Сократ не любил жизнь? Нет! Накануне казни попросил сидящего здесь же какого-то музыкант научить его играть на лире одну песню. Тот спросил недоуменно: "К чему, раз ты все равно умрешь?" Сократ ответил: "Чтобы знать ее перед смертью".

Смерть Сократа была свидетельством не тупого законопослушания, а стала одной из форм борьбы за справедливость Сбежать и тем превратить приговор в ничто, сделать его недействительным. Это средство низкое и недостойно человека, значит, им нельзя и пользоваться. Достигнуть высокой цели можно лишь правыми средствами.

На законность опирается существующий правопорядок.

Правопорядок - состояние упорядоченности отношений в обществе, урегулированных нравом, когда законы действуют, механизм правового регулирования функционирует без сбоев. Правопорядок - результат осуществления законности, претворения в жизнь требования неукоснительного соблюдения и исполнения юридических норм всеми субъектами права (ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Правопорядок существует там, где реально, практически осуществляется режим законности. Правопорядок - результат действия законности, он выражает степень осуществления ее требований.

Законность, как явление правовой жизни, основывается на определенных принципах.

Законность - точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми субъектами правоотношений.

Основные принципы законности:

  • верховенство закона, т. е. соответствие всех нормативных актов Конституции и законам (ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации);
  • единство законности на территории государства, единообразное понимание и применение законов на всей территории государства;
  • равенство граждан перед законом, проявляющееся в равенстве общего конституционною правового статуса гражданина - совокупности его конституционных прав, свобод и обязанностей (ч. 1 ст. 6 и ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).

Средства, при помощи которых обеспечивается полное и последовательное проведение в жизнь требований законности, Называются гарантиями законности (и, соответственно, правопорядка). Гарантии можно разделить на экономические, политические, духовные и специально-юридические. Многие гарантии указаны в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Законность – это политико-правовой принцип или реальное действие права в государстве, при котором граждане, должностные лица и государственные органы, строго соблюдают законы и правовые нормы.

Законность представляет собой полное и строгое соблюдение всеми субъектами права нормативно-правовых актов и основанных в соответствии с ними иных юридических документов.

  1. Всеобщность. Данный признак означает, что никто не может уклоняться от исполнения законов, в том числе и государство.
  2. Неразрывная связь с юридическими нормами и правом. Законы являются нормативной основой законности. Чтобы обеспечить режим законности, необходимо абсолютная реализация законов, подзаконных актов и четко отработанное законодательство.

Принципы законности – это основополагающие начала, идеи, составляющие содержание законности: гарантированность, реальность, верховенство, единство.

  1. Гарантированность. Наличие эффективных и действенных средств обеспечения законности.
  2. Реальность. Стремление достичь в действиях и поведении осуществления требований, которые закреплены в правовых нормах.
  3. Верховенство. Все граждане равны перед законом, а также равенство их прав и обязанностей; закон является главенствующим в системе нормативно-правовых актах; точное соблюдение законов всеми субъектами.
  4. Единство. На всей территории Российской Федерации действуют как федеральные законы, так и законы субъектов федерации и отражают местную специфику, которые отражают местную специфику и не должны противоречить федеральным законам.

В учебной литературе и монографиях к принципам законности относят связь общей культуры с законностью; осуществление своих прав без нарушения других прав человека; осуществление со стороны общества контроля за законностью; результативную борьбу с правонарушениями.

Требования – это правовые предписания, сформированные в общем виде, исполнение и соблюдение которых делает поведение (действие, явление) законным. Это направленность законности. Требования законности и ее принципы тесно взаимосвязаны друг с другом, то есть каждый отдельный принцип развивается в совокупность требований. К примеру, принцип верховенства закона означает, что все нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции и международным актам; подзаконные акты – законам; издание их лишь уполномоченными государственными органами; своевременное обновление законов. Следовательно, через соответствующие требования законности от принципа верховенства закона можно перейти к определенным правовым предписаниям.

Гарантии законности

В каждом правовом государстве существует система гарантий правопорядка и законности.

Гарантии – это специальные меры и условия общественной жизни, которые принимаются государством и обеспечивают режим стабильного правопорядка и прочной законности в обществе.

Выделяют общие и специальные гарантии.

К общим относятся: политические, юридические, социально-экономические, международные, идеологические. К специальным: организационно-правовые; нормативные.

Политические гарантии – это совокупность элементов политической системы государства, демократизм конституционного и общественного строя, участие граждан в управлении государством.

Юридические гарантии представляют деятельность государственных органов по выявлению и пресечению нарушений правопорядка, правовую защиту человека, неотвратимость наказания.

К социально-экономическим (материальным) гарантиям относится установление эквивалентных отношений между потребителями и производителями материальных благ.

Международные включают право граждан обращаться в международный суд, реакцию со стороны правозащитников и организаций ООН.

Идеологические (нравственные) гарантии представляют благоприятную морально-психологическую обстановку в обществе, высокий уровень культуры людей, правосознания и духовности.

Сюда следует также отнести обеспечение права человека на защиту и специальные процедуры правоприменительной деятельности. При этом следует учитывать все эти и другие факторы, которые взаимосвязаны между собой.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: