Обеспечение согласованной работы различных государственных органов это

Обновлено: 27.03.2024

Сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованной деятельности органов государственной власти.

Эта функция важна для взаимодействия органов государственной вла­сти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов госу­дарственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъ­ектами РФ[13].

Законодатель не перечисляет все случаи, при которых Президент РФ может использовать согласительные процедуры. Но в некоторых закона прямо предусматривается использование Президентом России согласи­тельных процедур. Такое указание, например, имеется в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об об­щих принципах организации законодательных (представительных) и ис­полнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» от 29 июля 2000 г. В нем говорится, что Президент РФ вправе обращаться в законодательный (представительный) орган госу­дарственной власти субъекта РФ с представлением о приведении в соот­ветствие с Конституцией РФ, федеральными конституционными закона­ми и федеральными законами конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации или иного нормативного правового акта законода­тельного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Но в случае возникновения разногласий Президент РФ использует со­гласительные процедуры для их разрешения. В случае недостижения со­гласованного решения Президент Российской Федерации может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Конституция не раскрывает понятие согласительных процедур. Следо­вательно, Президент свободен в выборе конкретных согласительных про­цедур, суть которых состоит в выдвижении компромиссных вариантов и в конечном счете в достижении согласия.

Согласительные процедуры призваны обеспечить решение проблемы без элементов принуждения. Естественно, что в процессе согла­сования Президент выступает не как одна из сторон, а как общенациональный авторитет.

Наиболее распространенная форма решения спора, к которой часто прибегают стороны, — это непосредственные переговоры. Значение непо­средственных переговоров особенно велико потому, что при их помощи имеется возможность не только найти выход из спорной ситуации, но и предотвратить сам конфликт. Следует приветствовать включение в догово­ры и соглашения как между Федерацией и ее субъектами, так и между субъектами, положений о проведении взаимных консультаций по интере­сующим участников вопросам.

В качестве примера действенности согласительных процедур под руко­водством Президента можно привести переговоры о достижении общих Целей в деятельности федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, партий, профсоюзов, общественных и религиозных объединений, в результате чего 28 апреля 1994 г. был открыт для подписания Договор об общественном согласии. Договор был подписан более чем 800 участниками, что, несомненно, ста­билизировало политическую ситуацию в стране.

Образование согласительных комиссий и организация переговоров сторон уже использовались Президентом для достижения согласия сто­рон. В последнем случае нередко переговоры проводятся либо им лич­но, либо с участием представителей Президента. Проводились перего­воры об урегулировании спорных вопросов о правовом положении го­рода Норильска и находящихся в нем предприятий между Краснояр­ским краем и Таймырским (Долгано-Ненецким) автономным округом. После того как на завершающей стадии в переговорах принял участие помощник Президента Российской Федерации, между спорящими сто­ронами 2 ноября 1995 г. был заключен Договор «О бюджетных отноше­ниях между органами государственной власти Красноярского края и ор­ганами государственной власти Таймырского (Долгано-Ненецкого) ав­тономного округа».

Если применение согласительных процедур не приведет к согласо­ванному решению, Президент, в соответствии с Конституцией, может передать разрешение спора на рассмотрение суда. Выбор суда зависит от характера спора и компетенции суда. Конституционный Суд Россий­ской Федерации, вправе разрешать споры о соответствии Конституции ряда нормативных актов субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции).

Возможность обращения Президента в суд в случаях, предусмотрен­ных ст. 85 Конституции, установлена и в других федеральных законах. Так, в ст. 116 Гражданского процессуального кодекса РСФСР указано, что. Верховный Суд Российской Федерации по первой инстанции рассматривает дела «по разрешению споров, переданных ему Президентом Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Конституции Российской Федерации*> между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федера­ции». Согласительные процедуры, как следует из ст. 85 Конституции, могут применяться Президентом практически во всех случаях обнаружив­шихся разногласий[14].

Но в любом случае исключается передача дела в международный суд, поскольку речь идет о внутренних вопросах жизни одного государства.

Полномочия Президента по формированию органов государственной власти регулируются в двух основных формах:

а) Президент в пределах своей компетенции со­здает новые или упраздняет уже имеющиеся ор­ганы государственной власти

б) Президент в пределах своей компетенции назначает или участвует в назначении, а также освобождает или участвует в освобождении соответ­ствующих должностных лиц.

Полномочия Президента в области кадровой политики относятся к чис­лу важнейших полномочий главы государства, позволяют ему в широком смысле этого слова разместить на ведущих постах государственных орга­нов свою команду. Но кроме того следует иметь в виду, что Конституция не отдает право назначения должностных лиц безоговорочно в одни руки, т.е. Президенту, а предусматривает различные формы их назначения. Не­которые из должностных лиц назначаются и освобождаются от должности Президентом непосредственно, другие — по представлению или после консультации с соответствующими федеральными государственными ор­ганами, или по их предложению.

Основные полномочия Президента РФ в области кадровой политики закреплены в ст. 83 Конституции РФ. Президент с согласия Государст­венной Думы назначает Председателя Правительства РФ.

Согласие Государственной Думы дается в форме постановления, которое принимается большинством голосов от общего числа депутатов. Данное Государственной Думой согласие на назначение конкретного лица Председателем Правительства не связано сроком полномочий Думы и дей­ствует до тех пор, пока Правительство либо не сложит с себя полномочия в связи с вступлением в должность нового Президента РФ, либо пока оно не уйдет в отставку по решению Президента.

После вступления в должность или после отставки Правительства Пре­зидент вносит предложение о кандидатуре Председателя Правительства не позднее двухнедельного срока. Если предложенная Президентом кандида­тура отклоняется Государственной Думой, то новая кандидатура должна быть внесена Президентом в течение недели (ст. 111 и 117 Конституции). Это направлено на то, чтобы Правительство как носитель исполнительной власти в стране действовало практически без сколько-нибудь продолжи­тельных интервалов.

В соответствии со ст. 83 Конституции Президент принимает реше­ние об отставке Правительства Российской Федерации. При этом, если при назначении Председателя Правительства необходимо согласие Госу­дарственной Думы, то решение об отставке Правительства принимается Президентом самостоятельно.

Президент назначает на должность и освобождает от должности за­местителей Председателя Правительства и федеральных министров (ст. 83). Условием реализации этого правомочия является то, что ука­занное назначение на должности н освобождение от них производится «по предложению Председателя Правительства», причем не оговарива­ется, в каком порядке и в какой форме это предложение делается, хотя, по нашему мнению, эти процедуры следовало бы закрепить законодательно, что позволило бы избегать случайных, неоправданных назначений на столь высокие должности.

Президент в соответствии с п. «е» ст. 83 Конституции РФ представ­ляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Су* да Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской!« Федерации, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении! от должности Генерального прокурора Российской Федерации.

Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.

К основам конституционного строя относится принцип разделения властей. В соответствии с ним власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует строгого разграничения их компетенции, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие.

Главенствующую роль в государственной системе играет Президент. Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объём его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, её эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.

Активная координирующая роль Президента находит воплощение как в системе сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс полномочий органов государственной власти федерального уровня, так и в отношениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент участвует в нормотворчестве, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Порядок и механизм реализации этих полномочий Президента конкретизированы в федеральных конституционных законах и федеральных законах.

Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

В порядке, предусмотренном Конституцией, Президент реализует своё право законодательной инициативы, а также право на подписание либо отклонение федеральных законов. Этим обеспечивается эффективность участия Президента в законотворческом процессе. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории страны. Президент обеспечивает единство системы исполнительной власти в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения. Если Правительство принимает постановления и распоряжения, противоречащие Конституции, то Президент вправе отменять эти решения Правительства.

Конституционные полномочия Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти связаны с выдвижением кандидатур на замещение государственных должностей, назначение на которые производится парламентом. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора. Он также вносит в Совет Федерации предложение об освобождении Генерального прокурора от должности. Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка, а также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности.

Являясь гарантом Конституции, всей системы конституционной законности, Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству.

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Это происходит в первую очередь, если эти акты противоречат Конституции страны, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Для разрешения разногласий между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти субъектов федерации Президент вправе использовать согласительные процедуры. Если согласованное решение не найдено, Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды ;

в.1) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала ;

в.2) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни ;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

е.1) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики ;

е.2) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности ;

е.3) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы ;

е.4) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений ;

е.5) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным ;

е.6) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры ;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Редакция пункта "а" части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря).

Комментарий к статье 30
Данная статья Закона конкретизирует одно из основных направлений деятельности Президента: обеспечение взаимодействия и согласованного функционирования всех органов государственной власти (ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации). Для реализации этой задачи в отношении Правительства глава государства принимает различные меры к обеспечению взаимодействия Правительства с палатами Федерального Собрания и прежде всего с Государственной Думой.
Конечно, добиться согласованного функционирования этих органов весьма непросто, учитывая разные политические ориентации парламентского большинства и членов Правительства. Конституционные полномочия Президента позволяют ему в случае неразрешимых противоречий между Парламентом и Правительством либо отправлять Правительство в отставку, либо путем назначения выборов Государственной Думы нормализовать политическую обстановку в стране .
--------------------------------
См.: Научно - практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1997. С. 362.
Особое место в этой сфере деятельности Президента занимает организация согласованной работы Администрации Президента и Правительства. Здесь характер взаимодействия существенно отличается от отношений Правительства с законодательной властью. Они выражаются в постоянных деловых контактах, согласовании проектов, которые готовятся в этих государственных структурах, большей степенью ответственности за эту работу. Решениями Правительства и Президента урегулированы различные стороны совместной деятельности: в области правотворчества как при подготовке указов Президента, так и при подготовке постановлений Правительства, затрагивающих пограничные сферы деятельности Правительства и Президента.
Положения комментируемой статьи Закона имеют императивный характер. Это означает, что в целях ее реализации Президент должен использовать свои полномочия, а также различные политические методы давления, дозволенные законом, включая средства массовой информации для выполнения своей конституционной задачи. Однако его полномочия в этой области не безграничны, поскольку реализуются "в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом", т.е. не должны выходить за рамки положений этих актов.
Так, к примеру, Президент не вправе действовать в отношении Правительства как глава Правительства, преобразовать Правительство Российской Федерации в иной орган, например в Кабинет Министров, или брать непосредственное руководство этим органом в свои руки. Он также не уполномочен Конституцией назначать членов Правительства без представления (предложения) Председателя Правительства, не вправе распределять обязанности между Председателем Правительства и его заместителями, поскольку это прерогатива самого Председателя.
Конституционная практика последних лет знает случаи активного участия Президента в организации согласованного функционирования Правительства с другими структурами государственной власти. Так, в 1997 году при рассмотрении проекта федерального бюджета и вопроса о недоверии Правительству депутатами Государственной Думы Президент выступил перед ними и его аргументация во многом помогла урегулированию разногласий между этой Палатой Парламента и Правительством.
Особое внимание уделяется главой государства обеспечению слаженной работы внутри системы органов исполнительной власти, укреплению координационных функций министров и других членов Правительства в связи с формированием новой структуры федеральных органов исполнительной власти .
--------------------------------
Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 22. Ст. 2727.
Установлено, что координацию деятельности госкомитетов, федеральных комиссий, федеральных служб, российских агентств и федеральных надзоров России осуществляют в соответствии со схемой, утверждаемой Правительством, Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. В целях повышения роли членов Правительства в координации работы соответствующих федеральных органов власти введено важное правило о том, что проекты решений Правительства по вопросам, относящимся к ведению госкомитета, федеральной комиссии, федеральной службы, агентства или федерального надзора, а также бюджетные заявки и предложения по штатной численности вносятся на рассмотрение Правительства членом Правительства - куратором соответствующего ведомства.
В свою очередь для обеспечения интересов курируемого ведомства предусматривалось, что в случае, если координация деятельности федерального органа исполнительной власти возложена на федерального министра, то руководитель этого федерального органа исполнительной власти входит по должности в состав коллегии соответствующего министерства Российской Федерации. Таким образом, федеральное министерство как бы обрастало сетью курируемых им органов исполнительной власти, находящихся по иерархии исполнительных органов ниже, чем министерство. Идея заключалась в том, чтобы основная работа по взаимодействию этих структур осуществлялась на уровне министерств, а не через Правительство в лице его руководящих органов.
Особо выделялись в упомянутом Указе федеральные органы исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент. Координация их деятельности в пределах компетенции федерального Правительства была возложена непосредственно на Председателя Правительства.
Для оценки взаимоотношений федерального Правительства и Президента необходимо иметь в виду, что приоритетные полномочия в этой области даны Президенту. Это видно из содержания ст. ст. 30, 31, 32, 35 настоящего Закона. Вместе с тем правовая основа их отношений не содержит элементов прямого административного подчинения Правительства Президенту.
В принципе Президент не должен вмешиваться в дела Правительства. Конституционный статус Правительства требует от главы государства соблюдения дистанции по отношению к Правительству, иначе он не сможет выполнять координирующие функции по обеспечению согласованного функционирования власти.
Действующая Конституция не обусловливает жесткую "сцепку" Президента именно к Правительству. Нынешнее положение является скорее свидетельством соответствующих политических ситуаций, нежели следствием конституционной доктрины . Это подтвердил и Президент в своей предвыборной программе "Россия: человек, семья, общество, государство", заявив, что необходима переориентация основной деятельности главы государства; что всю полноту ответственности за экономический блок вопросов должно нести Правительство, а задача Президента - определять основные цели экономической политики, контролировать их достижения. По мере стабильности в обществе, признания всеми политическими силами незыблемости основ конституционного строя будут меняться и принципы формирования Правительства.
--------------------------------
См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1997. С. 470.

Заседание Совета по развитию городских территорий и общественных пространств

Одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации является местное самоуправление. Его гарантии закреплены в Конституции РФ.

«В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», — говорится в статье 12 Основного закона.

Кроме того, вопросам местного самоуправления посвящена отдельная, 8 глава Конституции РФ. В ней, в частности, приписывается, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

Поправками в Конституцию, поддержанными россиянами в ходе общероссийского голосования, также уточняется, что местное самоуправление наряду с органами государственной власти входит в единую систему публичной власти в РФ, они «осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

Основополагающими элементами местного самоуправления являются его самобытность и самостоятельность в решении вопросов местного значения, под которыми понимается финансово-экономическая и организационная обособленность муниципальных образований, закрепление в законодательстве предметов ведения и полномочий местного самоуправления.

Полномочия органов МСУ, в свою очередь, прописаны в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем используется понятие «вопросы местного значения», под которыми указанным Федеральным законом понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Кроме того, вопросы ведения органов местного самоуправления прописаны и в других федеральных законах.

К таким полномочиям, в частности, относятся:

— создание муниципальных предприятий и учреждений и осуществление их финансового обеспечения;

— установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;

— организация тепло- и водоснабжения, водоотведения;

— организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

— утверждение генеральных планов городского округа, городского поселения, правил землепользования и застройки;

— дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения;

— присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети;

— создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением;

— создание условий для обеспечения жителей поселения, городского округа, внутригородского района услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

— подготовка, материально-техническое обеспечение и проведение местных выборов и референдумов;

— разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры;

— утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд;

— утверждение правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов;

— участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципальных образований;

— организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района, городского округа;

— выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;

— обеспечение проживающих в городском округе, городском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями;

— сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, городского округа;

— создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, муниципального района, городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

И многие другие. Подробнее о полномочиях органов местного самоуправления вы можете узнать на сайте профильного Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: