Обеспечение согласованной работы различных государственных органов это в государственном управлении

Обновлено: 24.04.2024

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ.

Государственное управление – это деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях.

Цель государственного управления заключается в создании оптимальных условий достижения определенного уровня состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития. При структурировании целей государственного управления следует исходить из логики исторического процесса развития государства как системы, в которой каждая предыдущая цель детерминирует последующую.

Естественно, что наряду с общей определяющей целью государство выдвигает множество иных весьма значимых целей, но все они призваны развивать и дополнять основную цель. Таким образом, можно выделить цепь основных видов целей государственного управления: общественно-политические – социальные – духовные – экономические – организационные – деятельностно-праксиологические – информационные – разъяснительные. Так, например, цели социального развития определяются общественно-политическим курсом государства.

Применительно к современной России они включают обеспечение условий для развития социальной структуры, создания «среднего класса» – опоры политической стабильности, достижения достойных человека уровня и качества жизни. Целями государственного управления в экономической сфере являются определение долгосрочной стратегии экономического развития страны, создание оптимальных условий ее реализации для обеспечения реального и устойчивого роста материального благосостояния граждан.

Блок общесистемных принципов можно разделить на социально-ценностные (гуманизм, демократизм, социальная направленность) и социально-функциональные (системность, научная обоснованность, объективность, правовая упорядоченность, законность, федерализм, разделение властей, публичность, саморегулирование, причинность (казуальность), дополнительность, информационная достаточность, оптимальность, эволюционизм, вероятность прямой и обратной связей и т.д.).

На основе блока организационно-технологических принципов управления реализуется организационно-распорядительная и административно-исполнительная деятельность органов государственной власти. Среди этой группы особое значение имеют принципы разделения труда, иерархичности, оптимального сочетания централизации и децентрализации, единоначалия, сочетания федерального, регионального и местного управления, конкретности, единства распорядительства, одного начальника, делегирования полномочий, диапазона управления, и т. д. Начало разработки данных принципов положено в трудах М. Вебера и А. Файоля. Они активно разрабатываются в теории и практике отечественного управления. Эти принципы не являются специфическими для государственного управления, но могут успешно в нем применяться.

К организационно-технологическим принципам можно отнести: согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость и иерархию целей государственного управления; правовое закрепление управленческих функций в компетенции соответствующих органов государственной власти; концентрацию управленческих функций и необходимых для этой цели ресурсов в руках компетентного органа в соответствии с интересами и потребностями объекта управления; комбинирование действий организационных структур для исключения дублирования и параллелизма в их работе и, наконец, единство системы государственной власти, согласованность и последовательность процессов государственного управления; территориально-отраслевую обусловленность организационных структур; сочетание коллегиальности и единоначалия и др.

По содержанию и глубине воздействия на систему общественных отношений функции государственного управления делятся на общие и специфические. Общие функции государственного управления отражают сущностные моменты и присутствуют практически в любом управленческом взаимодействии его субъектов и объектов. В теории управления в числе таких наиболее значимых функций выделяются следующие: постановка целей и задач, прогнозирование, планирование, организация, мотивация, регулирование, контроль.

Функция планирования в государственном управлении выражается в постановке целей, определении необходимых для их достижения ресурсных затрат, способов и сроков, а также форм и методов поэтапного контроля за деятельностью объекта управления, силами которого достигается реализация планового задания.

Планирование должно быть тесно увязано с прогнозированием. Функция прогнозирования в государственном управлении представляет собой выработку обоснованного суждения о будущем развитии общества или его вариантов, путей и сроков его достижения. Прогноз является надежным инструментом принятия стратегического управленческого решения.

Организация в качестве функции государственного управления состоит в определении организационных положений, устанавливающих порядок управления и процессуального регулирования: регламентов, нормативов, инструкций, требований, ответственности и др.

Мотивацию как управленческую функцию принято чаще всего рассматривать применительно к ограниченным, локальным системам. Мудрость руководителя здесь заключается в том, чтобы не столько сформировать мотивы деятельности людей, сколько их познать, уловить и сообразовать в соответствии с ними действия по руководству системой. Применительно к государственному управлению функция мотивации принципиально та же, но отличается масштабом и содержанием. Мотивация на общегосударственном уровне приобретает вид национальной идеи.

Регулирование является важной функцией современного государственного управления. Оно может рассматриваться в широком и узком смысле. Государство путем издания законов, подзаконных и судебных актов устанавливает определенные общие правила поведения участников общественных отношений, т.е. нормативно регулирует их. Функция контроля в государственном управлении призвана обеспечивать дисциплину, законность, соблюдение режима деятельности и результативность субъектов и объектов государственного управления. В этом отношении контрольные функции смыкаются с государственным регулированием, повышают его эффективность.

Специфические функции государственного управления находят свое воплощение в конкретных проявлениях всего многообразия возникающих на практике ситуаций, где необходимо действовать только от имени государства, реализуя его компетенцию. В их числе можно назвать функции правоприменения, проведения выборов и референдумов, государственный статистический учет (перепись населения), лицензирование видов деятельности, регулирование особых правовых режимов (президентского правления, чрезвычайного положения, свободных экономических зон) и ряд других.

Под методами государственного управления понимаются официальные способы властного воздействия государственных органов на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц в пределах их компетенции и в установленном порядке.

К методам обеспечения реализации целей и функций государственного управления можно отнести социально-политические, экономические, правовые, административные, кадровые, контрольные, социально-психологические, идеологические, морального воздействия.

Блок экономических методов государственного управления определяется ролью, которую играет экономика в жизни государства. Это – приватизация, проведение налоговой, бюджетной, финансовой политики, материальное стимулирование, применение материальных санкций, предоставление субвенций и дотаций регионам, поддержка депрессивных территорий и т. д.

Средства государственного управления – это инструментарий, набор конкретных и чаще всего овеществленных предметов, используемых в данном процессе. В государственном управлении средства могут быть техническими (средства труда государственных служащих, электронные, космические), специальными (средства военные, правоохранительные, таможенного и пограничного контроля, обеспечения госбезопасности, денежной эмиссии, гражданской обороны, дипломатические), информационными и коммуникационными (средства правительственной связи и информации) и др.

Основополагающим в государственном управлении является определение роли, Места человека, общества как объекта управления. По этому критерию различают: демократический и авторитарный типы управления.

По характеру взаимоотношений центральной власти с входящими в состав государства административными, национальными единицами система управления может быть координационной и субординационной. Координационное управление реализуется в форме федерации и конфедерации. Субординационное управление базируется на строгом административном подчинении, воздействии на нижестоящих лиц органов управления, принуждении к выполнению команд, поступающих от вышестоящих органов (унитарные государства).

По критерию использования форм собственности и владения имуществом различают федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное управление.

По воздействию на управляемый объект выделяется отраслевое (функциональное) и территориальное управление. Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятий (через министерства и ведомства). Для обеспечения функционального управления образуются органы исполнительной власти по направлениям: экономика, социальное развитие, их безопасность и т.д.

По способу учета интересов объекта управления различают административное и экономическое управление. Административное управление непосредственно воздействует на интересы управляемых при помощи разрешения, запрета, принуждения, применяемых независимо от их мнения.

Экономическое управление воздействует на интересы объектов управления косвенно, т.е. через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику. Объект управления волен в выборе вариантов действий, но в случае противоречия их законодательству возмещает ущерб государству.

Государство в целях сохранения конкурентоспособности предприятий внедряет доверительное управление с использованием принципов частного предпринимательства. Оно отделяет функции владения от функций управления, которое осуществляется по договорам с органами государственного управления, трансформируется в профессиональное управление через специальных управляющих.

Антикризисное управление вводится на предприятиях для предупреждения и проведения процедуры банкротства. Оно является принудительным и внешним через арбитражных и конкурсных управляющих.

В зависимости от срока исполнения принимаемых решений управление подразделяется на оперативное, тактическое и стратегическое.

Оперативное управление призвано решать текущие и возникающие в результате нежелательных отклонений вопросы. Оно ставит конкретные задачи, количественно измеряемые ориентиры, использует ситуационный подход, при котором выбирается наиболее приемлемый вариант, исходя из сложившихся условий.

Стратегическое управление определяет цели и задачи, долгосрочную ориентацию по вопросам развития страны в целом или по отдельным сферам, объектам, территориям, задает направления работы по каждому звену управления.

Тактическое управление выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;

2) государственное управление - деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

3) муниципальное управление - деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития;

4) целеполагание - определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

5) прогнозирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности Российской Федерации, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

6) планирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания;

7) программирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации государственных и муниципальных программ, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания;

8) мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования - деятельность участников стратегического планирования по комплексной оценке хода и итогов реализации документов стратегического планирования, а также по оценке взаимодействия участников стратегического планирования в части соблюдения принципов стратегического планирования и реализации ими полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

9) система стратегического планирования - механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения;

10) документ стратегического планирования - документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая (одобряемая) органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными участниками стратегического планирования;

11) корректировка документа стратегического планирования - изменение документа стратегического планирования без изменения периода, на который разрабатывался этот документ стратегического планирования;

12) методическое обеспечение стратегического планирования - разработка и утверждение требований и рекомендаций по разработке и корректировке документов стратегического планирования;

13) цель социально-экономического развития - состояние экономики, социальной сферы, которое определяется участниками стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями;

14) задача социально-экономического развития - комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые должны быть проведены в определенный период времени и реализация которых обеспечивает достижение целей социально-экономического развития;

15) результат социально-экономического развития - фактическое (достигнутое) состояние экономики, социальной сферы, которое характеризуется количественными и (или) качественными показателями;

16) очередной год - год, следующий за текущим годом;

17) отчетный год - календарный год с 1 января по 31 декабря включительно, предшествующий текущему году;

18) отчетный период - отчетный год и два года, предшествующие отчетному году;

19) среднесрочный период - период, следующий за текущим годом, продолжительностью от трех до шести лет включительно;

20) долгосрочный период - период, следующий за текущим годом, продолжительностью более шести лет;

21) стратегический прогноз Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о стратегических рисках социально-экономического развития и об угрозах национальной безопасности Российской Федерации;

22) прогноз научно-технологического развития Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах научно-технологического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на долгосрочный период;

23) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о внешних и внутренних условиях, направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный или долгосрочный период;

24) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий систему долгосрочных приоритетов, целей и задач государственного управления, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации;

25) документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации - утверждаемые (одобряемые) Президентом Российской Федерации документы стратегического планирования, определяющие стратегические приоритеты, цели и меры внутренней и внешней политики, характеризующие состояние национальной безопасности Российской Федерации;

26) стратегия пространственного развития Российской Федерации - документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и направленный на поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации;

27) отраслевой документ стратегического планирования Российской Федерации - документ, в котором определены приоритеты, цели и задачи государственного и муниципального управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного и муниципального управления Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

28) план деятельности федерального органа исполнительной власти - документ стратегического планирования, содержащий цели, направления, индикаторы, планируемые промежуточные и окончательные результаты деятельности федерального органа исполнительной власти на среднесрочный период и предусматривающий в рамках установленных полномочий федерального органа исполнительной власти обеспечение реализации документов стратегического планирования;

29) стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации - документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации на долгосрочный период;

30) прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный или долгосрочный период;

31) государственная программа Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

32) государственная программа субъекта Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

33) стратегия социально-экономического развития муниципального образования - документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период;

34) прогноз социально-экономического развития муниципального образования - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;

35) муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования;

36) макрорегион - часть территории Российской Федерации, которая включает в себя территории двух и более субъектов Российской Федерации, социально-экономические условия в пределах которой требуют выделения отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития при разработке документов стратегического планирования;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ статья 3 дополнена пунктом 37

37) стратегия научно-технологического развития Российской Федерации - документ стратегического планирования, определяющий стратегические цели и основные задачи, направления и приоритеты государственной политики, направленные на устойчивое, динамичное и сбалансированное научно-технологическое развитие Российской Федерации на долгосрочный период.

Сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованной деятельности органов государственной власти.

Эта функция важна для взаимодействия органов государственной вла­сти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов госу­дарственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъ­ектами РФ[13].

Законодатель не перечисляет все случаи, при которых Президент РФ может использовать согласительные процедуры. Но в некоторых закона прямо предусматривается использование Президентом России согласи­тельных процедур. Такое указание, например, имеется в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об об­щих принципах организации законодательных (представительных) и ис­полнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» от 29 июля 2000 г. В нем говорится, что Президент РФ вправе обращаться в законодательный (представительный) орган госу­дарственной власти субъекта РФ с представлением о приведении в соот­ветствие с Конституцией РФ, федеральными конституционными закона­ми и федеральными законами конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации или иного нормативного правового акта законода­тельного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Но в случае возникновения разногласий Президент РФ использует со­гласительные процедуры для их разрешения. В случае недостижения со­гласованного решения Президент Российской Федерации может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Конституция не раскрывает понятие согласительных процедур. Следо­вательно, Президент свободен в выборе конкретных согласительных про­цедур, суть которых состоит в выдвижении компромиссных вариантов и в конечном счете в достижении согласия.

Согласительные процедуры призваны обеспечить решение проблемы без элементов принуждения. Естественно, что в процессе согла­сования Президент выступает не как одна из сторон, а как общенациональный авторитет.

Наиболее распространенная форма решения спора, к которой часто прибегают стороны, — это непосредственные переговоры. Значение непо­средственных переговоров особенно велико потому, что при их помощи имеется возможность не только найти выход из спорной ситуации, но и предотвратить сам конфликт. Следует приветствовать включение в догово­ры и соглашения как между Федерацией и ее субъектами, так и между субъектами, положений о проведении взаимных консультаций по интере­сующим участников вопросам.

В качестве примера действенности согласительных процедур под руко­водством Президента можно привести переговоры о достижении общих Целей в деятельности федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, партий, профсоюзов, общественных и религиозных объединений, в результате чего 28 апреля 1994 г. был открыт для подписания Договор об общественном согласии. Договор был подписан более чем 800 участниками, что, несомненно, ста­билизировало политическую ситуацию в стране.

Образование согласительных комиссий и организация переговоров сторон уже использовались Президентом для достижения согласия сто­рон. В последнем случае нередко переговоры проводятся либо им лич­но, либо с участием представителей Президента. Проводились перего­воры об урегулировании спорных вопросов о правовом положении го­рода Норильска и находящихся в нем предприятий между Краснояр­ским краем и Таймырским (Долгано-Ненецким) автономным округом. После того как на завершающей стадии в переговорах принял участие помощник Президента Российской Федерации, между спорящими сто­ронами 2 ноября 1995 г. был заключен Договор «О бюджетных отноше­ниях между органами государственной власти Красноярского края и ор­ганами государственной власти Таймырского (Долгано-Ненецкого) ав­тономного округа».

Если применение согласительных процедур не приведет к согласо­ванному решению, Президент, в соответствии с Конституцией, может передать разрешение спора на рассмотрение суда. Выбор суда зависит от характера спора и компетенции суда. Конституционный Суд Россий­ской Федерации, вправе разрешать споры о соответствии Конституции ряда нормативных актов субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции).

Возможность обращения Президента в суд в случаях, предусмотрен­ных ст. 85 Конституции, установлена и в других федеральных законах. Так, в ст. 116 Гражданского процессуального кодекса РСФСР указано, что. Верховный Суд Российской Федерации по первой инстанции рассматривает дела «по разрешению споров, переданных ему Президентом Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Конституции Российской Федерации*> между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федера­ции». Согласительные процедуры, как следует из ст. 85 Конституции, могут применяться Президентом практически во всех случаях обнаружив­шихся разногласий[14].

Но в любом случае исключается передача дела в международный суд, поскольку речь идет о внутренних вопросах жизни одного государства.

Полномочия Президента по формированию органов государственной власти регулируются в двух основных формах:

а) Президент в пределах своей компетенции со­здает новые или упраздняет уже имеющиеся ор­ганы государственной власти

б) Президент в пределах своей компетенции назначает или участвует в назначении, а также освобождает или участвует в освобождении соответ­ствующих должностных лиц.

Полномочия Президента в области кадровой политики относятся к чис­лу важнейших полномочий главы государства, позволяют ему в широком смысле этого слова разместить на ведущих постах государственных орга­нов свою команду. Но кроме того следует иметь в виду, что Конституция не отдает право назначения должностных лиц безоговорочно в одни руки, т.е. Президенту, а предусматривает различные формы их назначения. Не­которые из должностных лиц назначаются и освобождаются от должности Президентом непосредственно, другие — по представлению или после консультации с соответствующими федеральными государственными ор­ганами, или по их предложению.

Основные полномочия Президента РФ в области кадровой политики закреплены в ст. 83 Конституции РФ. Президент с согласия Государст­венной Думы назначает Председателя Правительства РФ.

Согласие Государственной Думы дается в форме постановления, которое принимается большинством голосов от общего числа депутатов. Данное Государственной Думой согласие на назначение конкретного лица Председателем Правительства не связано сроком полномочий Думы и дей­ствует до тех пор, пока Правительство либо не сложит с себя полномочия в связи с вступлением в должность нового Президента РФ, либо пока оно не уйдет в отставку по решению Президента.

После вступления в должность или после отставки Правительства Пре­зидент вносит предложение о кандидатуре Председателя Правительства не позднее двухнедельного срока. Если предложенная Президентом кандида­тура отклоняется Государственной Думой, то новая кандидатура должна быть внесена Президентом в течение недели (ст. 111 и 117 Конституции). Это направлено на то, чтобы Правительство как носитель исполнительной власти в стране действовало практически без сколько-нибудь продолжи­тельных интервалов.

В соответствии со ст. 83 Конституции Президент принимает реше­ние об отставке Правительства Российской Федерации. При этом, если при назначении Председателя Правительства необходимо согласие Госу­дарственной Думы, то решение об отставке Правительства принимается Президентом самостоятельно.

Президент назначает на должность и освобождает от должности за­местителей Председателя Правительства и федеральных министров (ст. 83). Условием реализации этого правомочия является то, что ука­занное назначение на должности н освобождение от них производится «по предложению Председателя Правительства», причем не оговарива­ется, в каком порядке и в какой форме это предложение делается, хотя, по нашему мнению, эти процедуры следовало бы закрепить законодательно, что позволило бы избегать случайных, неоправданных назначений на столь высокие должности.

Президент в соответствии с п. «е» ст. 83 Конституции РФ представ­ляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Су* да Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской!« Федерации, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении! от должности Генерального прокурора Российской Федерации.

Различными кодифицированными словарями управление понимается как функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности. То есть по своей сути управление представляет собой постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм.

Объектом управления выступают: социальная общность, коллектив, человек, явления, процессы.

Субъект управления — это всегда человек или коллектив людей, то есть так называемая администрация.

Традиционно выделяют три вида управления:

• механическое – управление технологическими процессами;

• биологическое – управление процессами жизнедеятельности живых организмов;

• социальное – управление людьми, организациями, общественными процессами.

Социальное управление как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития есть непременное, внутренне присущее свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.

Социальное управление представляет собой специфический тип отношений между людьми, поскольку это прежде всего управление людьми, группами, обществом. Важно учитывать, что такое управление всегда осуществляется целесообразно и сознательно. Поэтому следующим квалифицирующим признаком социального управления является волевое поведение и выработка определенных программ поведения. Например, управление воинским коллективом осуществляется на основе Устава Вооруженных Сил Российской Федерации, управление рабочим коллективом завода – на основе специальных локальных нормативных актов.

Разновидностью социального управления выступает государственное управление, которое в теории административного права принято рассматривать в широком и узком понимании.

Государственное управление в широком смысле — это деятельность органов всех ветвей государственной власти. Фактически в данное понятие включается деятельность по управлению государством, ввиду того что все структуры ветвей государственной власти участвуют в целенаправленной государственной политике по реализации соответствующих целей, задач, функций и несут в себе управляющее начало. Однако такое расширительное толкование государственного управления не учитывает особенности частного, поглощает их признаками общего.

Государственное управление в узком смысле — это деятельность административного характера, то есть деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов (деятельность Президента РФ, федеральных министерств, служб, агентств, органов исполнительной власти субъектов РФ). В административном праве понятие государственного управления рассматривается в узком смысле.

Признаки государственного управления

• Государственное управление – это исполнительно-распорядительная деятельность по применению законов и иных (подзаконных) нормативных правовых актов.

• В рамках государственного управления органы государственной власти в пределах своей компетенции вправе осуществлять правотворческую деятельность и контролировать ее соблюдение.

• Государственное управление распространяется не только на государственные подконтрольные сферы деятельности, но и на деятельность частных субъектов, например на некоммерческие организации.

• Государственное управление осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти, которые действуют от имени и по поручению государства.

• Государственное управление реализует полномочия юрисдикционного характера, то есть фактически обеспечивает внесудебный порядок осуществления уполномоченными органами мер принуждения (применение административно-предупредительных и пресекательных мер, назначение административных наказаний).

Виды государственного управления

• Внутреннее государственное управление.

• Внешнее государственное управление.

• Внутриорганизационное государственное управление.

Функции государственного управления

• Информационное обеспечение деятельности уполномоченных органов.

Вопрос 2. Соотношение государственного управления и исполнительной власти

Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь государственной власти. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви.

Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов в общественном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно охарактеризовать как подсистему в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма.

Исполнительная власть – непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями.

Исполнительная власть, как и любое другое проявление властных полномочий, есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение субъектов; право и возможность подчинить других своей воле. Ее отличительным признаком является то, что власть реализуется в отношении различных (коллективных или индивидуальных) элементов государственно-организационного общества. Данное качество исполнительной власти наиболее существенно, так как раскрывает ее особую государственно-правовую природу.

Исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности – не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. Следовательно, исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности. Власть – сущностное выражение такой деятельности, ее функциональной направленности и компетенционной определенности, то есть категория базового характера. В силу этого исполнительная власть не тождественна и государственному управлению, которое всегда характеризовалось как определенный вид государственно-властной деятельности.

Исполнительная власть имеет определенное субъективное выражение. Это значит, что она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно, исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Естественно, что ими не могут быть ни законодательные, ни судебные органы государственной власти.

Исполнительная власть по существу составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.

Вопрос 3. Принципы государственного управления

Принципы государственного управления делятся на две группы.

• широкое участие граждан в государственном управлении (народовластие);

• планирование и учет.

• отраслевой. Предполагает наличие единого организационного центра, которому по вертикали подчинена вся совокупность звеньев внутриотраслевого характера, то есть нижестоящие органы управления предприятий, учреждений и организаций. Предназначение данного принципа – осуществление централизованного руководства отраслевыми комплексами, единообразное решение общих для этих комплексов вопросов, наиболее полный учет особенностей и потребностей каждого из них;

• территориальный. Учитывает расположение предприятий, учреждений и организаций различного отраслевого профиля на определенной территории – в районе, городе, области, крае, республике и т. п.;

• функциональный. Обеспечивает в системе государственного управления межотраслевые связи, предназначенные для того, чтобы преодолеть несогласованность действий различных ведомств.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Тема 18 Государственное управление в области иностранных дел

Тема 18 Государственное управление в области иностранных дел Вопрос 1. Система управления в области иностранных делОсновным нормативным правовым актом, определяющим осуществление важнейших функций в области внешнеполитической деятельности, возложенных на высшие

Правительство Российской Федерации Исполнительная власть

Правительство Российской Федерации Исполнительная власть Таблица

Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ 1.1. Управление: понятие, признаки, видыУправление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате

2. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение)

2. Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение) Государственная власть в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения ее на

Тема 20. Государственное регулирование образования и науки в Российской Федерации

Тема 20. Государственное регулирование образования и науки в Российской Федерации 1. Понятие образования и его системы как объекта государственного регулирования и управления Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах

1. Государственное управление иностранными делами Российской Федерации

1. Государственное управление иностранными делами Российской Федерации Иностранные дела Российской Федерации — это область внешнеполитической деятельности государства, связанная с осуществлением разнообразных внешних связей страны с иностранными государствами и

Тема 26. Государственное управление обороной Российской Федерации

Тема 26. Государственное управление обороной Российской Федерации 1. Понятие обороны и системы военной организации государства На основании ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61 «Об обороне» под обороной понимается «система политических, экономических, военных,

Исполнительная власть

Исполнительная власть Таблица 21

Государственное управление и исполнительная власть

Государственное управление и исполнительная власть Исполнительная власть – это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти.Основные характерные черты исполнительной власти:1) это относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность)

Как соотносятся государственное управление и исполнительная власть?

Как соотносятся государственное управление и исполнительная власть? Исполнительная власть – это политико-правовая категория, в то время как государственное управление – категория организационно-правовая. Государственное управление – деятельность, без которой

86. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИВНЫМ ДЕЛОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

86. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИВНЫМ ДЕЛОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное управление архивным делом в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, правительствами республик в составе Российской Федерации, органами исполнительной

58. Правительство Российской Федерации как исполнительная власть

58. Правительство Российской Федерации как исполнительная власть Согласно гл. 6 Конституции, РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.Деятельность Правительства РФ, его основные функции и его состав регламентируются Конституцией РФ и Федеральным

§ 25. Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации

§ 25. Исполнительная и судебная власть в Российской Федерации Правительство Российской Федерации – высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные

Государственное управление является разновидностью социального управления.

Социальное управление – представляет собой влияние одних людей на других с целью упорядочения социальное важных процессов, обеспечения устойчивого развития социальных систем. Оно характеризуется такими признаками, как:

-проявляется через совместную деятельность людей, организует их для такой деятельности в соответствующие коллективы и организационно оформляет;

- имеет целью упорядочение совместной деятельности путем обеспечения согласованных индивидуальных действий участников такой деятельности через влияние на их поведение (волю);

- является властным, поскольку базируется на подчинении воли участников управленческих отношений;

- имеет особенный апарат реализации через организационно оформленные группы.

Видамисоциальногоуправления являются:

- управление в системе муниципальных органов;

- управление общественными объединениями;

- управление в сфере производства;

Нас с вами интересует государственное управление, на сферу деятельности которого в основном и распространяются нормы административного права.

Как мы уже говорили, с латинского «администрация» переводится как управление, то есть, административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на органы исполнительной власти. То есть, административное право четко выражает все особенности государственно-управленческой деятельности, являясь по своему назначению управленческим правом. В центре его внимания находятся отношения, которые непосредственно возникают в связи в практическим выполнением задач и функций государственного управления.

Все это дает нам возможность говорить о необходимости рассмотрения государственного управления как административно-правовой категории.

Как нам известно, существует три основные сферы государственной деятельности: законодательная, исполнительная и судебная. Нас интересует исполнительная деятельность, которая и представляет содержание государственного управления.

Итак, исполнительная (административная) деятельность (государственное управление) представляет собой основанную на законах реализацию исполнительными органами государственной власти исполнительно-распорядительных функций в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны общественного порядка и т.д.

Государственное управление осуществляется прежде всего органами исполнительной власти и проявляется в разных формах.

Формы государственного управления - это внешние проявления конкретных действий органов исполнительной власти или их должностных лиц, в которых реализуется компетенция этих органов (лиц).

Следует отметить, что современная административно-правовая литература рядом с термином «формы государственного управления» содержит такие понятия, как «формы реализации исполнительной власти», «административные и правовые формы» и тому подобное; их целесообразно воспринимать как похожие по смыслу и проявлению. На сегодня в науке административного права существуют разные подходы относительно классификации форм государственного управления.

Примерами форм государственного управления могут быть издание подзаконных нормативно-правовых актов; наложение административных наказаний за совершенные административные правонарушения; выполнение действий, направленных на исполнение законодательных или иных нормативно-правовых актов (выдача удостоверений, документов, разрешений, регистрация и т.п.); применение в отдельных случаях физической силы либо оружия (сотрудники полиции).

Признаки государственного управления как административно-правовой категории:

- государственное управление является одним из видов государственной деятельности наряду с деятельностью законодательной и судебной. В процессе его осуществления непосредственно реализуются функции государства. То есть, в рамках государственного управления реализуется исполнительная власть.

- государственное управление – непосредственно организующая деятельность, его назначение практически организовывать исполнение задач и функций государства. Для организационной деятельности субъектов государственного управления характерно сочетание двух направлений: осуществление ими как внешних так и внутренних исполнительных и распорядительных функций (например по организации гос. службы) то есть, можно говорить о том,

что, - государственное управлениедеятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным ее направлением является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий;

- государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти, или же органы государственного управления;

- государственное управление – это юридически властная деятельность. Его субъекты осуществляют свои функции путем использования государственно-властных полномочий, которыми их наделяет законодательство. Реализация этих властных полномочий осуществляется в административном, т.е. внесудебном порядке.

- государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение закона, она вторична по отношению к законодательной деятельности.

- государственное управление осуществляется специальными субъ­ектами, которыми являются Правительство Российской Федерации и другие органы исполнительной власти Российской Федерации.

Также, в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (в частности, статьей 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации») государственное управление осуществляет Президент Российской Федерации; в ряде случаев также государственные органы (в частно­сти, органы военного управления), имеющие определенную законода­тельными и иными нормативными правовыми актами компетенцию, направленную на реализацию законов и иных нормативных правовых актов в конкретных областях (сферах) жизни общества.

Государственное управление имеет своим основным направле­нием деятельности исполнение (проведение в жизнь) законов. Ис­полнение — основной признак государственного управления как самостоятельного вида государственной деятельности.

- государственное управление осуществляется применительно к сферам и областям жизни общества. В государственном управлении выделяются:

· сферы государственного управления, т. е. комплексы организа­ционных отношений, сгруппированные на базе единства основного назначения (профиля): экономическая сфера, охватывающая отношения экономиче­ского профиля (промышленность, энергетика, сельское хозяйство, строительство, коммуникации, охрана и использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, торговля, финансы и кредит, внешнеэкономическая деятельность, таможенное дело); социально-культурной сфера, охватывающая отношения со­циального развития (образование, наука, здравоохранение, культура, социальная защита; административно-политическая сфера, охватывающая (оборона, госбезопасность, внутренние дела, юстиция, внешняя политика).

· области государственного управления, т.е. отношения, объединяемые общностью конкретного объекта управления, его профиля и назначения (например, оборона, промышленность, транспорт, сельское хозяйство, здравоохранение и т. п.).

- государственное управление осуществляется по отраслевому и межотраслевому принципам. (то есть оно организовано по отраслям, например система органов здравоохранения, и федеральное министерство (федеральный министр) осуществляет соответствующую политику в этой отрасли а также руководит и координирует деятельность всех органов здравоохранения. Но также есть и межотраслевые органы государственного управления, которые имеют полномо­чия надведомственного характера по отношению к предприятиям, организациям и другим объектам управления, которые им органи­зационно не подчинены. Содержанием межотраслевого управления является осуществление данными органами исполнительной власти межотраслевой координации функционального регулирования по вопросам, отнесенным к их компетенции (например, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам).

- государственное управление характеризуется тем, что оно осу­ществляется как централизованное руководство либо как оперативное (непосредственное) управление.

Централизованное руководство это общее руководство, установление например общих правил и нормативов, координация деятельности отдельных отраслей. Для него характерны непрямые связи между соответствующим субъектом государственного управления и объектами управления (Например Правительство РФ и 7-я гор. больница г. Симферополь).

Непосредственное или оперативное управление характерно для прямых связей между органом управления и объектом ( МОЗ Республики Крым и 7-я гор. больница г. Симферополь )

- государственное управление с точки зрения структуры его процесса является последовательным осуществлением его субъектами ряда процедур (стадий, циклов и т.п.) в рамках стандартов и регламентов, связанных с реализацией полномочий органа исполнительной власти. То есть, грубо говоря, функции гос. управления практически реализуются в формах и методах управленческой деятельности.

- свое юридическое выражение государственное управление получает в правоприменении, административном правотворчестве, административной юрисдикции.

С учетом изложенного государственное управление как предмет административного права может быть определено как один из видов государственной деятельности, являющейся организующей, юридически властной и подзаконной, осуществляемой органами исполнительной вла­сти и иными государственными органами и состоящей в практическом исполнении его субъектами норм законодательства путем реализации своих полномочий.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: