Обеспечение соблюдения норм служебной этики на государственной службе

Обновлено: 17.04.2024

Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего

Указом Президента РФ от 12.08.2002 N 885 утверждены общие принципы служебного поведения государственных служащих.

1. Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 22.10.2013 N 284-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.


В статье раскрыты свойства этической составляющей на государственной службе, проанализирован Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.

Ключевые слова: этика, государственная служба, государственный служащий.

Актуальность выбранной темы

На сегодняшний день важно понимать, что соблюдение государственным служащим этических норм, компетенции и механизма ответственности в современных условиях необходимо, и занимает одну из верхних ступеней работы государственного аппарата. Помимо этого, хотелось бы выделить почти абсолютное отсутствие комплексных теоретических исследований по данной проблематике, учитывающих современные законодательные акты о государственной службе. На сегодняшний день в России присутствует проблема правового оформления норм профессиональной нравственности государственного служащего. Так же обществу необходимы высококвалифицированные государственные служащие, которые владеют не только теорией, но и знают её применение на практике, те, кто могут стабильно работать в условиях жесткой конкуренции при этом соблюдать этические принципы и моральные, социальные нормы в деловых отношениях. Они должны уметь выстраивать конструктивное сотрудничество друг с другом.

Понятие иприменение Управленческой этики

Работа государственной власти на прямую зависит от организации труда и в большом комплексе составляющих качеств государственных служащих. На сегодняшний день все больше возрастает заинтересованность к основным вопросам этики, что относится к их моральным и социальным нормам и принципам [3].

Не маловажную роль играет такая составляющая как управленческая этика, это довольно молодая сфера этико-прикладного знания, но уже на сегодняшний день она набирает большие обороты применения в части управленческой деятельности. Управленская этика в свою очередь состоит из огромного комплекса правил и форм делового общения, поведения, позволяющая корректно выстраивать межличностные отношения как в трудовом коллективе, так и с другими структурами государственной службы [1].

Управленческая этика так же имеет основные области применения:

– отношения организации со своими работниками;

– отношения работников с организацией;

– отношения организации с населением, структурами государственной службы, поставщиками [4].

Рассмотрение характерных черт этики государственного служащего

С каждым годом все четче формируются характерные черты этики государственного служащего, среди которых можно выделить:

– степень этики государственного служащего напрямую зависит от личных качеств;

– рост неудовлетворенности населения работой государственными структурами, кто как результат можно увидеть в занижении оценок деятельности и уровня этики государственных служащих;

– уровень этики государственного служащего не зависит от степени карьерных предпочтений;

– наличие стажа работы и профессионального опыта в органах власти выступает основным критерием профессиональной квалификации и этики государственного служащего.

Исходя из вышеизложенного, следует определить условия, необходимые для создания развитой этики в сфере государственной власти:

– большее осуждение и ужесточение контроля коррупционной составляющей;

– формирование корректного образа государственного служащего, который будет включать в себя обладание высокими моральными и социальными нормами;

– формирование соответствующих моральных и нравственных принципов и личностных качеств неприятия преступного поведения и коррупционных отношений;

– устойчивость законодательства и власти, в части не только нормативно-правовых закреплений социально-проблемных стандартов поведения, регулирующих государственных служащих, но и с выявлением коррупционной составляющей.

В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что в России отсутствуют полноценные условия необходимые для создания развитой этики в сфере государственной власти, что в свою очередь образует ряд проблем при формировании этики российского государственного служащего:

– отсутствие образования государственных служащих, соответствующего квалификационным требованиям по определенной государственной должности;

– несоответствие профессиональной подготовки государственных служащих требованиям по занимаемым должностям;

– отсутствие юридического оформления и представления норм профессиональной дисциплины государственного служащего, что в дальнейшем формирует пробел в законодательстве;

– необходимость в высококвалифицированных государственных служащих, которые владеют не только теорией, но и практикой управления, и развития. Обладают навыком планировать и работать в условиях загруженности, которые соблюдают моральные и этические принципы в работе.

Известно, что целью высшего образования является подготовка высококвалифицированный специалист и гражданин, который в дополнение профессиональные компетенции, он также имеет следующее: он имеет нетерпеливый к коррупционному поведению, уважительный относится к закону и праву.

Правовое регулирование этики государственных служащих

Комплекс актов, среди которых имеется Указ Президента РФ: «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12 августа 2002 г. N 885; «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)" от 19.11.2002 N 1336; «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)" от 10 марта 2009 г. N 261, является подтверждением того, что в нашем государстве оценили масштаб проблемы.

Впервые в российском законодательстве установлены правовые нормы регулирующие поведение государственных служащих. Так же нормы в отношении государственных служащих дадут возможность сведение коррупционного фактора на минимальный уровень. Так же следует подчеркнуть, что только посредством совершенствования нравственных ценностей у государственных служащих можно добиться успехов в данной сфере.

Введение Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее — Типовой кодекс), позволило четко формулировать, и устанавливать принципы профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения с целью обеспечения достойного выполнения служебных полномочий.

Если изучить статьи Типового кодекса, то можно выделить следующие принципы государственного служащего: нейтральность, защита прав и свобод граждан, добросовестность, корректность, терпимость, уважение и др. [2].

Развитие нормы и стандартов нравственности имеют место только в той части профессиональной деятельности, где имеется компетентность на соответствующем уровне, профессиональные знания, чувство ответственности.

Одно из обязательных условий морали любого человека, в особенности государственного служащего это, соблюдение профессиональной этики и общечеловеческих моральных и социальных норм.

Существуют специфические моменты в организации государственного управления и его функционирования, которые вступают в противоречия с требованиями к государственным служащим. Неблагоприятными влияющими особенностями на государственного служащего являются:

– форма оплаты труда в сфере государственной служб — отсутствие должного контроля в сфере стимулирования, отсутствие мотивирования со стороны государства;

– текучесть рабочей силы;

– выстроенность по вертикалям деятельности.

Нас сегодняшний день можно уверенно сказать, что профессиональная этика государственных служащих является нестабильной, зависящей от комплекса обстоятельств.

Заключение

К числу определённых наиболее острых вопросов, необходимо отнести: неполное развитие государственности Российской Федерации; отсутствие единства и недостатков в законодательстве о государственной службе, повышение статуса и социальной привлекательности государственной службы в российском обществе, что создает интегральную проблему — слабую эффективность работы государственной власти и их аппаратов.

В качестве первичной проблемы, требующей решения, является улучшение статуса государственной службы. Одним из решений этой проблемы является привлечение на работу в государственный аппарат кадров соответствующих определенным критериям: образованность, компетенция, неподкупность, социальная ответственность, честность, профессиональная подготовленность. В свою очередь необходима поддержка со стороны государства, которая будет достойно вознаграждать за их добросовестный труд.

В целях стойкости и защиты авторитета государства и доверия к его служащим со стороны общества, каждый государственный служащий, в рамках персональной ответственности, обязан следовать требованиям этических и моральных норм поведения, которые соответствуют его статусу.

Социальное состояние общества на прямую зависти от компетенции, уровня понятия моральных и социальных норм государственными служащими, которые в свою очередь являются проводниками политики государства.

  1. Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом. Под общей ред. В. П. Иванова. — М: Известия, 2003. — 247 с.
  2. Гериханов, С. С. Особенности этики государственного служащего / С. С. Гериханов. Москва: Буки-Веди, 2016. — С. 34–37.
  3. Киселев С. Г. Государственная гражданская служба. Учебное пособие. — М: ГУУ, 2007. — 284 с.
  4. Ионова А. И. Этика и культура государственного управления: Учебное пособие / Под общей редакцией Г. В. Атаманчука. — М.: Издательство РАГС, 2003. — 164 с.

Основные термины (генерируются автоматически): служащий, государственная служба, Российская Федерация, государственная власть, служебное поведение, норма, управленческая этика, профессиональная этика, Типовой кодекс, федеральная программа.


В статье рассматриваются современные требования к профессиональной этике государственных гражданских служащих.

Ключевые слова: мораль, профессиональная этика, государственная служба, служебное поведение, коррупция, конфликт интересов

The article examines modern requirements for the professional ethics of civil servants.

Keywords: morality, professional ethics, civil service, official conduct, corruption, conflict of interest

Актуальность исследования современных требований к профессиональной этике государственных гражданских служащих обусловлена тем, что этика государственного гражданского служащего считается одним из действенных способов повышения эффективности государственной службы, регулирования конфликта интересов и противодействия коррупции.

Научную литературу, посвященную исследуемой проблеме профессиональной этике государственных гражданских служащих в практике государственного управления составляют научные труды таких ученых, как В. К. Белолипецкий [8], Ф. В. Даминдарова [10], А. И. Ионова [11], С. Ю. Кабашов [13], Л. В. Ладатко [14], А. М. Кузнецов [12], И. А. Омельченко [16], Е. В. Охотский [17], А. И. Турчинов [18] и др.

В настоящее время в системе государственной гражданской службы возрастают требования к нравственным и этическим качествам государственных гражданских служащих.

Это необходимо, во-первых, потому, что авторитет власти впрямую зависит от нравственных качеств государственных гражданских служащих, их порядочности, честности, самоотверженности в служении государственным интересам.

Во-вторых, серьезные нарушения моральных норм государственными гражданскими служащими являются основным фактором, дестабилизирующим общество, становятся предметом пристального внимания населения.

В-третьих, сама специфика профессии — быть проводником государственной воли, находиться в центре общественного внимания. Работать с населением, в определенной степени ограничивать свои гражданские права и многое другое — диктует необходимость разработки специфических нравственных норм поведения. В системе государственной службы многое делается для воспитания необходимых государственному гражданскому служащему качеств честности, неподкупности и порядочности.

Подтверждением того, что в нашем государстве оценили актуальность проблемы, необходимость преодоления нравственного дефицита в кадровом корпусе государственных гражданских служащих, являющихся комплексом нормативно-правовых документов, включающих правила этического поведения государственных гражданских служащих, необходимо назвать федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3], федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» [4], указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об общих принципах организации служебного поведения государственных гражданских служащих» [5], указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2019 года № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» [7].

В вышеперечисленных нормативно-правовых документов впервые установлены правовые нормы служебного поведения государственных гражданских служащих. Определена необходимость в нормах, которые дадут возможность сократить коррупционные проявления в государственной службе. Более того, подчеркивается, что успехов в данной сфере достигнуть возможно только посредством совершенствования в деятельности государственных гражданских служащих нравственных ценностей. В рамках реализации вышеперечисленных нормативно-правовых документов Программы был разработан и одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» [19]. В кодексе в числе прочих сформулирована группа норм, связанная с морально — этическими принципами в деятельности государственного гражданского служащего.

В результате анализа нормативно-правовой документации и Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих можно выделить три основных блока нравственных качеств и норм, необходимых государственному служащему:

— первый блок норм человеческого характера (честность, порядочность, скромность, добросовестность, чуткость, отзывчивость, уважение к личности);

— второй блок норм внутриаппаратного поведения (отзывчивость, стрессоустойчивость, дисциплинированность, толерантность, коммуникабельность, умение хранить государственную тайну, недопущение угодничества, панибратства, интриг и сплетен);

— и третий блок норм разрешения служебных конфликтов (толерантность, уравновешенность, отсутствие экстремизма и умение находить компромисса).

В целях определения уровня развития этики и культуры профессиональной деятельности государственных гражданских служащих нами проведен опрос среди государственных гражданских служащих. Сбор информации осуществлялся с помощью анкетного опроса. В опросе участвовали 30 государственных гражданских служащих. Рассмотрим некоторые результаты проведенного опроса.

Результаты анкетирования показывают, что государственная служба испытывает острую нехватку нравственно подготовленных кадров. На вопрос «Как Вы считаете, насколько остро стоит сегодня проблема нравственности государственных гражданских служащих?» — были получены следующие ответы: 54,9 % отметили, что проблема стоит очень остро, 28,9 % — не очень остро и только 4,3 % опрошенных высказали мнение, что такой проблемы нет, и 11,9 % затруднились с ответом.

Респонденты выявили наиболее болевые точки в отношении нравственности государственных гражданских служащих, которая составляет основу их этики и культуры. На вопрос «Каковы, на Ваш взгляд, основные причины безнравственного поведения определенной части государственных гражданских служащих?»: были даны такие ответы (в процентах):

40,9 — отсутствие должной требовательности вышестоящих органов, руководителей;

38,3 — низкая общая культура государственных гражданских служащих;

37,5 — общее падение нравственности в обществе;

31,7 — отсутствие должного контроля со стороны общества;

30,5 — слабая правовая база, регламентирующая поведение государственных гражданских служащих;

27,0 — недостаточное нравственное воспитание государственных гражданских служащих;

20,8 — неудовлетворительные материальные условия жизни государственных гражданских служащих;

62,7 — в значительной степени;

21,7 — в средней степени;

7,5 — в малой степени;

1,6 — практически не способствует;

6,5 — затруднились ответить.

Следует отметить, что самооценка государственных гражданских служащих уровня этики и культуры профессиональной деятельности завышена в сравнении с мнением других служащих. Чуть больше половины опрошенных государственных гражданских служащих к элементам этики и культуры профессиональной деятельности относят «культуру взаимоотношений в коллективе» (59,20 %) и «знания служащих» (41,80 %).

Почти половина респондентов отметили «нормы и правила трудового поведения» (46,35 %). Такие элементы этики и культуры профессиональной деятельности, как «умения служащих» (3,65 %) и «ценности» (23,85 %) назвали менее четверти респондентов, а «навыки служащих» (28,08 %) и «профессиональная этика» (27,50 %) — более четверти респондентов.

Представления государственных гражданских служащих в целом вписываются в предлагаемую модель этики и культуры профессиональной деятельности. Но государственные гражданские служащие в меньшей степени уделяют внимание таким компонентам, как знания, умения и навыки, в то время как ядром этики и культуры профессиональной деятельности является компетентность, включающая в себя знания, управленческие умения и навыки.

Профессиональные знания приобретаются в процессе обучения (школьного, вузовского и послевузовского, путем самообразования, переподготовки или повышения квалификации) и подразумевают знание теорий и методов управления, процессов управленческой деятельности, основ организации процессов управления и безопасности труда. Управленческие умения возникают в процессе осуществления управленческой деятельности и проявляются в разработке организационных документов, подготовке и проведении организационных мероприятий, осуществлении контроля исполнения управленческого решения.

Поскольку в исследовании использовался компетентностный подход, указанные качества компетентности выступают важными факторами, влияющими на получаемые результаты.

Этика и культура профессиональной деятельности включает в себя нормы и ценности, которые должны соблюдаться менеджерами любого звена управления:

— юридические, отраженные в нормативно-правовых актах (профессиональная этика государственного гражданского служащего состоит в знании и выполнении законодательных норм);

— морально-этические (не зафиксированы в официальных документах, но выступают регулятором профессиональных отношений и профессионального поведения, так как в них отражены вопросы блага, справедливости, совести, долга, ответственности, чести и др.);

— организационные (устанавливают структуру органов государственного управления, порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей, а также правила внутреннего распорядка);

— профессиональные (представляют собой систему компетенций, в том числе управленческих, а также опыт государственного служащего).

Анализ данных позволяет сделать вывод, что приоритетными ценностями государственных гражданских служащих выступают такие обусловленные коммуникативными свойствами личности ценности этико-профессиональных отношений, как честь и достоинство — 47 %, справедливость и честность — 41 %, исполнительность и аккуратность — 35 %. (Можно было выбрать несколько вариантов ответа). Далее следуют ценности самооценки и поведенческой стратегии: независимость — 33 %, рационализм — 27 %, самоконтроль — 28 %, здоровье — 25 %. Замыкают перечень доминирующих ценности достижения и личностного развития: целедостижение — 17 %, труд и его результат–16 %, профессионализм — 12 %, познание — 6 %, развитие — 7 %, общественное признание — 7 % (см. рисунок 1).

Ценности государственных гражданских служащих

Рис. 1. Ценности государственных гражданских служащих

Этика и культура профессиональной деятельности включает в себя совокупность индивидуальных профессиональных знаний, служебных отношений, выражающихся в стиле управления государственного гражданского служащего.

Такой результат подтвердил предположение: указанные нормы формируют профессиональную этику и культуру и образуют совокупность элементов, определяющих управленческую деятельность государственного гражданского служащего.

Следовательно, более 50 % респондентов считают, что данные нормы профессиональной этики и культуры имеют важное значение в деятельности государственных гражданских служащих.

Подводя итоги, следует отметить, что подавляющее большинство государственных гражданских служащих считают, что они обладают необходимыми личностными и профессиональными качествами для эффективного исполнения своих функциональных обязанностей. Особенно считают себя трудолюбивыми, умеют работать с документами, четко контролируют исполнение управленческих решений.

Тем не менее, по анкетным данным видно, государственные гражданские служащие, как они сами считают, не обладают достаточно высоким уровнем этики и культуры профессиональной деятельности. Более половины респондентов оценили свой уровень этики и культуры профессиональной деятельности как «средний» (57,80 %). Большинство считают, что они не всегда правильно организовывают рабочее время, непродуманно планируют свой труд, проявляя нужную инициативность, не умеют адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, не способны эффективно работать с посетителями, не всегда соблюдают этику и культуру, правила служебного поведения с коллегами.

Мешают, как считают государственные гражданские служащие «большое количество бумажной волокиты», «привлечение к работе, не соответствующей функциональным обязанностям», «несовершенство правовой базы государственного управления», «неэффективная система материального стимулирования» и т. д. Что, в свою очередь, вызывает у них психологический дискомфорт, неуверенность в будущем, боязнь проявить инициативу, а еще больше — нежелание добросовестно трудиться.

Для того, чтобы процесс служебных отношений не носил спонтанный, непредсказуемый характер, а был более-менее организованным, протекал нормально и обеспечивал ожидаемый результат, он должен подчиняться не только установленным правовым нормам, требованиям служебной этики и культуры профессиональной деятельности, но и вполне определенным правилам поведения на государственной службе. Эти правила в своей совокупности обозначаются «служебный этикет», и «культура взаимоотношений в коллективе». В них концентрировано проявляются все важнейшие составляющие этики и культуры профессиональной деятельности государственных гражданских служащих.

Меньше половины респондентов нормы и правила поведения в коллективе отметили на 46,40 %. Применительно к служебным отношениям этик и культура взаимоотношений в коллективе или деловой этикет — это совокупность специфических правил, регламентирующих поведение служащих в их профессиональной среде, внешние проявления взаимоотношений в процессе профессиональной деятельности во всем многообразии форм и правил служебного общения.

Это правила, воспитывающие навыки согласовывать свои действия с понятиями об уважительности, доброжелательности и доверии. Они учат искусству не только произвести хорошее впечатление и вызвать доверие к себе, но и умениям организовать дело, обеспечивать должный порядок. В профессиональной деятельности не бывает мелочей. Отсюда корректность, деликатность, тактичность, последовательность, требовательность к себе и подчиненным. Все эти вышеперечисленные личностные и профессиональные качества являются ярким проявлением гармонии, основой внутренней и внешней управленческой культуры государственных гражданских служащих. Высокий уровень этики и культуры профессиональной деятельности всегда характеризуется тактичностью, чувством меры, которое позволяет точно улавливать границу между обязательным, дозволенным и недопустимым, запретным.

Современные методы развития этики и культуры профессиональной деятельности требуют от государственных гражданских служащих формирование знаний, управленческих концепций, проектов программ, развитие профессиональных отношений, мотивацию творческой деятельности в сфере управления, утверждение уважения в обществе к общественным институтам, государству, законам, морали, праву, разработку и внедрение технологий, которые объединяют между собой все вышесказанные рекомендации.

Подводя итоги, следует отметить, что в самом определении государственной службы заложено нравственное начало, определяющее службу государству и обществу как основу профессиональной деятельности государственных гражданских служащих. Государственная служба — это не просто профессиональная деятельность частных лиц по обеспечению реализации полномочий органов государственной власти, это в первую очередь социально-правовой институт, призванный выполнять роль связующего звена между государством и гражданским обществом и, следовательно, стоять на страже интересов граждан и общества в целом.

К основным функциям профессиональной этики относят: — регулятивную, направленную на создание нормального морального климата на государственной службе и повышение ее социальной эффективности; — ценностно-ориентированную, призванную обеспечить знание государственными гражданскими служащими моральных приоритетов, нравственных требований и норм своей профессиональной служебной деятельности; — воспитательную, направленную на формирование нравственных качеств и повышение нравственного уровня государственных гражданских служащих, мотивацию их этического поведения.

С нашей точки зрения понимание профессиональной этики государственной службы как социального института, осуществляющего функции посредника между государством и обществом, имеет принципиальное значение. Оно предполагает, что государственные гражданские служащие в своих поступках и особенно при разработке и принятии государственных решений обязаны руководствоваться не только положениями и нормами закона, но и этическими принципами и нормами нравственного поведения.

Мы полагаем, что в настоящее время вопрос совершенствования профессиональной этики государственных гражданских служащих является одним из актуальных вопросов данной сферы. Он нуждается в более детальной разработке со стороны органов государственной власти и научного сообщества в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, служащий, государственная служба, профессиональная этика, культура, норма, служебное поведение, государственная власть, государственное управление, управленческая деятельность.


Особенности этики государственного служащего

Гериханов Сулейман Саид-Магомедович, студент

Чеченский государственный университет (г. Грозный)

В статье раскрыты особенности этики государственных служащих, проанализирован Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, регламентирующий поведение данной профессиональной группы.

Ключевые слова: государственная служба, государственные служащие, этика, профессия, компетентность, Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих

Моральные нормы и принципы работы государственного служащего приводят к усилению внимания к вопросу их профессиональной этики. Сфера государственной службы сформировала определённые особенности профессиональной этики государственного служащего. Рассмотрим эти особенности поподробнее. Во-первых, личностные характеристики служащего оказывают влияние на уровень его профессиональной этики. Процесс становления и развития социальной и профессиональной компетенции государственных служащих происходит в условиях преодоления кризиса в обществе. Так, в случае неудовлетворённости граждан работой в государственной структуре, оценка деятельности занижается, как следствие и уровень этики государственного служащего.

Российское законодательство подробно регламентирует вопрос организации государственной службы, существуют определённые признаки и принципы в организации системы государственной службы. Также законодательно определён статус государственного служащего, который претерпел некоторые изменения [5, c.630]. За последнее десятилетие в Российской Федерации были произведены существенные изменения в сфере расширения нормативного регулирования государственной службы. Была сформирована специальная нормативная база, регулирующая трудовые отношения государственных гражданских служащих [7, c.88].

Сегодня в России наблюдается проблема отсутствия правового оформления норм профессиональной нравственности государственного служащего. Помимо этого обществу требуются высококвалифицированные государственные служащие, владеющие теорией и практикой управления и развития, работающие в условиях жёсткой конкуренции, соблюдающие этические и нравственные принципы в деловых отношениях.

Социально-профессиональная группа государственных служащих обладает единой ментальной основой, неким бюрократическим сознанием. Многие современные государственные служащие могут не иметь профильного образования, поэтому среди них встречаются инженеры, экономисты, юристы. Именно поэтому молодые специалисты проходят не только адаптируются к профессии на новом месте, но и параллельно проходят вторичную профессиональную социализацию [2, c.527].

Поведение государственного служащего играет важную роль в его деятельности, так как его действия и поступки не только являются его визитной карточкой, но и влияют на отношения с сотрудниками, гражданами. От того, как будет вести себя служащий с коллегами и гражданами, будет зависеть имидж государства в целом. Поведение, согласно словарю Ожегова С. И., представляет собой образ жизни и действий [4, c.370]. Другими словами, поведение это характер поступков в отношении кого-либо, чего-либо в соответствии с правилами этикета (например, правила поведения в общественных местах, поведение за столом). Государственные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Они должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

Что касается России, там также накоплен значительный опыт действия этических кодексов. На настоящий момент принято более 30 кодексов этики в органах государственной власти России, около 68 кодексов этики действуют в субъектах Федерации. Они полностью воспроизводят положения Типового кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих РФ.

Первым принципом госслужащего, является осуществление должностных полномочий в рамках дозволенного. Вторым принципом является исключение влияния личных и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей. Далее хотелось бы выявить соблюдение справедливости, которое исключает возможность влияния на их служебную деятельность. Проблема внедрения этических кодексов в России заключается в особенностях отечественной правовой системы, возможность юридически оформить нормы и их принципы является достаточно ограниченной. Во-первых, нести наказания могут только те, кто нарушает правовые нормы. Нормы этики оставляют возможность произвольного общения. Во-вторых, корпоративная ответственность, то есть, этичное поведение организаций по отношению к обществу, легко превращается в произвол начальства. В-третьих, при слабом развитии гражданских институтов моральная ответственность «не работает», а привлекать к юридической ответственности за не этические поступки не позволяют принципы права.

Ну и наконец, если законодательством предусмотрены меры юридической ответственности за коррупционные правонарушения, то дублировать подобные положения в кодексе этики попросту бессмысленно. Невыполнение этических норм не является основанием для применения мер ответственности по трудовому законодательству. Таким образом, наказание госслужащих за нарушение положений кодексов этики противоречит трудовому законодательству. Нарушение государственным служащим положений Типового кодекса подлежит лишь моральному осуждению.

Таким образом, одним из главных нормативно-правовых документов, содержащий основные требования к служебному поведению сотрудников, является Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Он представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие независимо от замещаемой ими должности [6].

В Типовом кодексе также указано, что в служебном поведении государственный служащий должен воздерживаться от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами [2, c.527].

Типовой кодекс, таким образом, представляет собой свод принципов профессиональной служебной этики и содержит основные правила служебного поведения, регламентирующий поведение государственного служащего, независимо от занимаемой им должности. Целью создания Типового кодекса является установление этических норм и правил государственного служащего, обеспечивающих достойное выполнение госслужащими своей профессиональной деятельности. Типовой кодекс укрепляет авторитет государственных служащих, обеспечивает доверительное отношение к органам государственной власти, обеспечивая единые нормы поведения госслужащих.

Кроме этого, Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержит ряд обязанностей для гражданского служащего, которые описывают правила поведения работников на службе. Так, например, гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне. Он должен исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; проявлять корректность в обращении с гражданами; проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации; учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий [3].

Все перечисленные правила поведения, а также обязанности служащего являются важной составляющей его профессиональной деятельности, именно поэтому очень важно, чтобы служащий больше внимания уделял своему поведению, поступкам, отношению к своим коллегам и гражданам. Описывая роль поведения для сотрудников государственных органов, необходимо также обратить внимание на так называемую систему стимулирования и мотивирования сотрудника, которая может быть представлена в виде системы поощрения и награждения за гражданскую службу. Поощрение и награждение можно считать прямым или косвенным «принуждением» к совершению нужного действия работником в интересах организации.

Система поощрения и награждения направлена на повышение, развитие уровня культуры работников, их профессионализма. Поощрение и награждение можно также рассматривать как метод воспитания. Раньше, будучи студентами, государственные служащие постоянно использовали в процессе обучения в вузе формы поощрения (отметка или оценка). Следует также обратить внимание, что поощрение и награждение вызывают положительные эмоции, способствуют возникновению уверенности обучающегося в свои силы, формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности. Отсюда можно сделать вывод, что поведению, как элементу организационной культуры, следует начинать уделять внимание в высшей школе.

Говоря о поощрении и награждении, необходимо также сказать и о дисциплинарном взыскании. Дисциплинарное взыскание может быть применено к работнику за совершение им дисциплинарного проступка, который представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей (например, нарушение должностного регламента, положений, приказов руководителя и т. п.). Представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» [3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что поведение, поощрения и награждения, а также дисциплинарные взыскания — важная составляющая организационной культуры в профессиональной деятельности государственного служащего. Они способствуют развитию профессиональных ценностей, а также созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе, являются одним из критериев общественного мнения о государственной службе и государстве.

Поведение представляет своего рода показатель профессионализма и воспитанности человека. Таким образом, поведению должны обучать и воспитывать не только дома, в школе, но и в высшей школе. Именно институт ориентирован на обучение навыками поведения, которые необходимы в профессиональной деятельности. Роль высшей школы для будущих государственных служащих очень велика, так как именно в процессе обучения студенты получают все необходимые знания и навыки, необходимые им для дальнейшей профессиональной деятельности [1, c.142].

Сегодня профессиональная этика государственных служащих отличается определённой нестабильностью, находясь в зависимости определённых обстоятельств. Но государственный служащий — это лицо нации и государства, залог его успешного функционирования. Этика государственных служащих, соблюдение ими нравственных ценностей, профессиональных установок способствует позитивному формированию демократии в обществе, улучшая информационную прозрачность и работу госслужащих. Морально регулирование — это дополнение правового регулирования профессиональной деятельности госслужащего. А профессиональная этика государственных служащих предполагает наличие нравственных ориентиров в поведении людей в сфере их профессиональной деятельности, способствуя её развитию и совершенствованию.

  1. Высыпкова Ю. С. Поведение государственных служащих: роль и необходимость формирования в высшей школе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 141-143.
  2. Дрыгина Н. Н. Государственные служащие как социально-профессиональная группа // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 526-530.
  3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собр. законодательства РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215. Гл. 3, Ст. 18; Гл. 12, Ст. 55, 57.
  4. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 24 изд-е., испр. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. 640 с.
  5. Римская В. Г. Особый статус государственного (муниципального) служащего на современном этапе функционирования института государственных служащих // Молодой ученый. — 2015. — № 12. — С. 630-631
  6. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих: одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21) // Официальные документы в образовании. 2011. № 36. Ст. 3, 10, 27, 28.
  7. Шатова Т. А. Регулирование труда государственных служащих: постановка проблемы [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 87-90.

Основные термины (генерируются автоматически): служащий, Российская Федерация, служебное поведение, государственная служба, профессиональная деятельность, профессиональная этика, Типовой кодекс этики, поведение, типовой кодекс, высшая школа.

I. Общие положения

2. Типовой кодекс является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее - государственные (муниципальные) служащие).

3. Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.

4. Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную службу Российской Федерации либо муниципальную службу (далее - государственная и муниципальная служба), обязан ознакомиться с положениями Типового кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

5. Каждый государственный (муниципальный) служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Типового кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного (муниципального) служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Типового кодекса.

6. Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих.

7. Типовой кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными (муниципальными) служащими своих должностных обязанностей.

8. Типовой кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных (муниципальных) служащих, их самоконтроля.

9. Знание и соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: