Обеспечение права граждан на судебную защиту как принцип уголовного процесса рб

Обновлено: 22.04.2024

ст. 26 Конституции: «никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

Только суд выносит свои решения именем государства. Ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непосредственного, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон.

Конституцией РБ гарантируется защита прав и свобод каждого компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Граждане РБ имеют право на судебную защиту от покушений на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, а также от неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц. Значение судебной защиты прав человека в том, что без нее все остальные юридические институты, методы, влияющие на реализацию прав, остаются недейственными.

С 1994 года решения органов предварительного расследования о применении такой меры пресечения, как заключение под стражу, могут быть обжалованы в суд. Вместе с тем, процессуальные действия, связанные с прекращением уголовных дел, особенно по так называемым нереабилитирующим основаниям, длительное время не ставились под контроль суда. И, таким образом, органами расследования граждане фактически признавались виновными в совершении преступления, хотя такое признание – исключительно прерогатива суда.

Прекратить производство по уголовному делу в силу утраты деянием общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием обвиняемого или примирением с потерпевшим, а также в случае применения мер административного взыскания может только суд. Прекращение производства по уголовному делу по указанным основаниям не допускается, если обвиняемый или потерпевший возражают против этого

Суды иногда и сами нарушают права человека, т.е. игнорируют требования действующих процессуальных кодексов, допускают судебные ошибки. В этой связи особое значение приобретает контроль за законностью и обоснованностью решений со стороны как вышестоящих судов, так и общественности.

15)Независимость судей и подчинение их только закону. Гарантии судейской независимости.

Принцип независимости судей и подчинения их только закону нашел закрепление во многих законодательных актах:

· Конституции Республики Беларусь (ст. 110),

· «Законе о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» (ст. 9),

· Законе о КС (ст. 2),

· процессуальных кодексах (ст. 22 УПК, ст. 11 ГПК, ст. 7 ХПК).

Так, ст. 110 Конституции Республики Беларусь гласит: «Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону».

Значение данного конституционного положения – в стремлении законодателя обеспечить такие условия, в которых суд мог бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого-то ни было давления или иного воздействия извне, на основе только требований закона и внутреннего убеждения.

Независимость судей, таким образом, следует рассматривать как непременное условие вынесения судом законных и обоснованных решений.

С другой стороны, говорить о реальной самостоятельности судебной власти можно только лишь при последовательном обеспечении системой гарантий, закрепленных в ст. 9 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»: Гарантии:

1) особый порядок избрания, назначения судей и освобождения их от должности;

2) неприкосновенность судей;

3) особая юридическая процедура осуществления правосудия;

4) тайна совещания судей при вынесении решений и запрещение требования ее разглашения;

5) ответственность за неуважение к суду и вмешательство в разрешение конкретных дел;

6) создание необходимых организационно-технических условий для деятельности судов;

7) материальное и социальное обеспечение судей, соответствующее их высокому статусу.

Представляется, что к числу гарантий независимости судей следует отнести и право судьи на отставку.

Право на защиту – один из важнейших принципов уголовного процесса в Республике Беларусь и выражается в предоставлении каждому подозреваемому и обвиняемому реальной возможности осуществлять защиту своих прав и интересов в уголовном процессе как лично, так и с помощью защитника.

Защитником в уголовном процессе является лицо, которое по основаниям и в порядке, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – УПК), осуществляет защиту прав и законных интересов подозреваемого или обвиняемого и оказывает им юридическую помощь. Как правило, в качестве защитников участвуют профессиональные юристы – адвокаты.

УПК предусматривает возможность участия и близких родственников либо законных представителей обвиняемого (при наличии документов, удостоверяющих этот факт), при этом закон не обязывает указанных лиц иметь юридическое образование.

Однако возможность участия указанных лиц предоставляется лишь обвиняемому (т.е. лицу, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого) и только в суде. В качестве защитника может быть допущен лишь один близкий родственник или законный представитель. При этом суд может допустить в качестве защитника близкого родственника или законного представителя, но не обязан это делать.

В соответствии с УПК защитник допускается к участию в уголовном деле с момента вынесения в отношении лица постановления о возбуждении уголовного дела, а также с момента фактического задержания, применения меры пресечения, признания лица подозреваемым или предъявления обвинения.

Не играет роли, какое процессуальное, следственное действие проводят правоохранительные органы (берутся объяснения, составляется протокол допроса, проводится проверка показаний на месте), лицо (фактически оно становится участником уголовного процесса – подозреваемым или обвиняемым) вправе требовать защитника и участвовать в следственных действиях только с участием защитника. Неявка защитника, надлежащим образом уведомленного о месте и времени проведения следственного действия, влечет недопустимость проведения указанного действия без письменного согласия обвиняемого или подозреваемого.

УПК содержит одно из главных условий соблюдения права на защиту, а именно право беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально без ограничения количества и продолжительности бесед. Фактически в производстве по уголовному делу участвуют защитники по приглашению/соглашению и защитники по назначению.

Защитники по приглашению участвуют в производстве по делу на основании заключенного с подозреваемым или обвиняемым или с их согласия договора. Труд защитника в этом случае оплачивается указанными лицами. Подозреваемый или обвиняемый (их законные представители, а также близкие родственники, другие лица по просьбе или с согласия подозреваемого или обвиняемого) в этом случае вправе сами выбрать определенного защитника из любой юридической консультации, и в любой момент прекратить его полномочия путем расторжения договора об оказании юридических услуг (при условии что отказ от защитника не является вынужденным), заключить соглашения с несколькими защитниками (закон не ограничивает их количество).

Защитники по назначению – это защитники, которые назначаются через территориальную коллегию адвокатов (районную юридическую консультацию) по ходатайству подозреваемого или обвиняемого, а также по требованию органа, ведущего уголовный процесс, когда участие защитника по делу обязательно, однако он не приглашен либо у подозреваемого или обвиняемого не имеется денег на оплату его труда (случаи обязательного участия защитника предусмотрены ст.45 УПК). Ходатайство подозреваемого или обвиняемого может заявляться устно и отражаться в процессуальных документах (протоколах допросов, протоколе задержания) или подаваться письменно отдельным документом (написанным в произвольной форме и подписанным подозреваемым или обвиняемым).

В случае отсутствия денег на оплату труда защитника при наличии ходатайства подозреваемого либо обвиняемого ему предоставляется защитник за счет средств местного бюджета. Однако закон предусматривает возможность возложения на обвиняемого или его законного представителя обязанности впоследствии возместить расходы по оказанию ему юридической помощи.

В случае участия защитника по назначению указанные лица не могут требовать участия какого-то конкретного лица или требовать более одного защитника для осуществления их защиты. Равно как ни следователь, ни суд не могут рекомендовать к участию в деле какого-то определенного защитника.

Право на защиту – это именно право, поэтому УПК предусматривает возможность в любой момент (как в ходе расследования по материалам или уголовному делу, так и в ходе судебного рассмотрения в суде первой и вышестоящих инстанций) отказаться от защитника, если отказ от защитника и не является вынужденным. Отказ от защитника должен быть выражен устно, о чем делается отметка в процессуальных документах (например, протоколе допроса, протоколе судебного заседания), либо письменно (подозреваемым или обвиняемым подается ходатайство в произвольной форме). В случае установления обстоятельств, которые вынуждают лицо отказаться от защитника, отказ не принимается, и подозреваемый или обвиняемый обеспечивается защитником из средств местного бюджета. При этом отказ от защитника не лишает подозреваемого, обвиняемого права в дальнейшем ходатайствовать о допуске защитника к участию в производстве по уголовному делу в любой момент, но до начала судебных прений.

Конституционное право граждан на судебную защиту реализуется путем предоставления каждому возможности беспрепятственного обращения в суд, осуществления правосудия на основе Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов, обеспечения равенства всех перед законом и судом.

Задачей общих судов является защита личных прав и свобод граждан, государственных и общественных интересов, социально-экономических и политических прав, обеспечение правильного применения законодательства при осуществлении правосудия.

Изучение практики применения судами законодательства, обеспечивающего право граждан на судебную защиту, показало, что суды в основном правильно решают вопросы, связанные с возбуждением дел по заявлениям граждан, проводят их необходимую подготовку к судебному разбирательству, принимают меры к рассмотрению дел и материалов в установленные законом сроки. При этом в большинстве судов обеспечена возможность для ознакомления граждан с порядком и условиями обращения в суд, основными требованиями, предъявляемыми законодательством к заявлениям и документам, подаваемым при обращении в суд, содержится полная информация о приеме граждан по вопросам, относящимся к компетенции судов.

Вместе с тем в работе судов имеют место и факты невнимательного отношения к обращениям граждан, случаи необоснованного отказа в возбуждении дел, несоблюдения правовых норм, устанавливающих порядок и сроки рассмотрения дел и материалов.

В целях правильного применения законодательства, обеспечивающего право граждан на судебную защиту, повышения ее доступности и эффективности Пленум Верховного Суда

постановляет:

1. Обратить внимание судов, что в целях обеспечения гарантии на судебную защиту, установленной ст. 60 Конституции Республики Беларусь, и реализации ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах судам надлежит принимать меры к созданию условий для беспрепятственного обращения граждан в суд и их активного участия в судопроизводстве, не допускать формального подхода к рассмотрению заявлений о возбуждении дел, а также нарушений установленных законом сроков и порядка рассмотрения дел и материалов, строго следовать принципам и нормам, обеспечивающим их справедливое и гласное разбирательство.

2. Судам надлежит иметь в виду, что граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей (ст. 70 ГПК). При этом полномочия на ведение дела в суде дают представителю право на совершение от имени представляемого всех процессуальных действий. Права представителя, перечисленные в ч. 2 ст. 79 ГПК, должны быть специально оговорены в доверенности, выданной представляемым, либо в устном заявлении, сделанном в суде, что отражается в протоколе судебного заседания.

3. В случаях обращения в суд несовершеннолетних, а также граждан, признанных ограниченно дееспособными (ст. 59 ГПК), при отсутствии у них законного представителя, в целях обеспечения гарантии реального равноправия сторон следует принимать меры для привлечения законного представителя или назначения таким лицам представителя согласно ст. 77 ГПК, а также признавать необходимым по таким делам участие прокурора.

4. При назначении и подготовке судебного разбирательства уголовных дел судам надо проверять, привлечены ли к участию в уголовном процессе все заинтересованные лица, в том числе законные представители несовершеннолетних или недееспособных: обвиняемого, лица, совершившего общественно опасное деяние, потерпевшего, гражданского истца. Если это требование закона в ходе досудебного производства выполнено не было, суд (судья) обязан вынести определение (постановление) о признании соответствующих лиц законными представителями (ст. 56 УПК).

5. Судам при применении правил подсудности, установленных Гражданским процессуальным кодексом и другими законами, не допускать формального подхода к решению вопросов, связанных с принятием заявлений граждан к производству суда.

В случаях неподсудности дела суду, которому адресовано заявление гражданина, в определении судьи об отказе в возбуждении дела должно быть указано, в какой суд следует обратиться заявителю.

Если до начала рассмотрения дела поступило ходатайство о его передаче в другой суд в целях более быстрого и правильного рассмотрения, суд должен его разрешить в соответствии с правилами ст. 52 ГПК.

6. Разъяснить судам, что при установлении недостатков в заявлении (жалобе) гражданина судья в определении об оставлении документа без движения обязан указать на конкретные недостатки, препятствующие принятию заявления (жалобы), и установить срок, достаточный для их исправления (ст. 111 ГПК). В случае если к заявлению необходимо приложить соответствующие документы (ч. 2 ст. 109 ГПК), судья должен оказать содействие в их истребовании, если об этом заявлено ходатайство.

Оставление заявления без движения по основаниям, не предусмотренным законом, недопустимо.

7. В целях усиления гарантий права на судебную защиту лиц, которым преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, суды не должны допускать необоснованного возвращения заявлений о возбуждении уголовных дел частного обвинения. При этом следует учитывать, что к таким делам применяются правила подсудности, установленные главой 32 УПК, с учетом особенностей производства по делам частного обвинения.

Заявление о возбуждении уголовного дела частного обвинения может быть возвращено лишь в том случае, если оно не соответствует требованиям ч. 2 ст. 426 УПК и имеющиеся недостатки препятствуют его принятию. Решение об этом должно приниматься в форме постановления, содержащего конкретные указания на недостатки, подлежащие исправлению (п. 24 ст. 6 УПК).

8. Судам надлежит иметь в виду, что в целях обеспечения доступа к правосудию Налоговым кодексом Республики Беларусь, а также Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2007 г. N 704 "О некоторых вопросах уплаты государственной пошлины", иными законодательными актами для некоторых категорий граждан при их обращении в суды установлены льготы по уплате государственной пошлины.

В силу ст. 130 ГПК решение суда или судьи об освобождении полностью или частично от уплаты судебных расходов в доход государства должно основываться на учете имущественного положения гражданина. При этом следует принимать во внимание, в частности, размер заработной платы и (или) доходов, возраст, состояние здоровья, количество иждивенцев, иные обстоятельства, объективно свидетельствующие о затруднительном материальном положении заявителя. Если приобщенных к заявлению об освобождении от судебных расходов документов о материальном положении заявителя недостаточно, судья по его ходатайству истребует дополнительные.

9. В целях создания условий для надлежащего исполнения судебного решения суд как по заявлению заинтересованного в исходе дела лица, так и по своей инициативе может принять меры по обеспечению иска в соответствии с правилами главы 25 ГПК. Такие меры должны соответствовать характеру заявленных требований, реально обеспечивать исполнение возможного судебного решения и приниматься своевременно, по заявлению юридически заинтересованных в исходе дела лиц - в день поступления заявления, а по собственной инициативе - при возникновении обоснованных сомнений в добросовестности поведения ответчика.

В ходе производства по уголовным делам о преступлениях, последствиями которых явилось причинение имущественного, физического или морального вреда, судам надлежит разъяснять лицам, которым он причинен, право на предъявление гражданского иска в уголовном процессе и своевременно принимать меры к его обеспечению путем наложения ареста на имущество обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за его действия (ст. 132 УПК).

10. Суды должны принимать меры, обеспечивающие реализацию положений ст. 62 Конституции Республики Беларусь, гарантирующей право каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод. Если при обращении в суд или в процессе гражданского судопроизводства будет установлено, что гражданин нуждается в юридической помощи, судья обязан разъяснить его право на получение юридической помощи путем обращения в соответствующую коллегию адвокатов и что в случаях, предусмотренных ст. 28 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь", юридическая помощь оказывается за счет средств коллегии адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов.

11. Обратить внимание судов, что право на получение юридической помощи в уголовном судопроизводстве имеет не только обвиняемый, но и потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик. В случаях, указанных в законе, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств (ч. 5 ст. 20 УПК).

Обвиняемый имеет право пользоваться помощью защитника (адвоката) с момента предъявления обвинения (п. 5 ч. 2 ст. 43 УПК). В судебном разбирательстве суд обязан обеспечить участие защитника в деле как по ходатайству самого обвиняемого, так и в случаях, когда участие защитника является обязательным по закону, а сам обвиняемый, его законные представители или близкие родственники защитника не пригласили (ч. 1 ст. 45 УПК). Отказ от защитника может быть принят, если он заявлен обвиняемым по собственной инициативе, добровольно и не связан с отсутствием средств для оплаты юридической помощи (ст. 47 УПК).

12. Судам следует строго соблюдать установленные процессуальным законодательством требования о разъяснении прав участникам судебного разбирательства, выяснении их мнения по вопросам, подлежащим разрешению судом, и получении их согласия на производство соответствующих действий в случаях, предусмотренных УПК и ГПК.

Недопустимы любые ограничения прав участников судебного разбирательства, обусловленные незнанием языка или недостаточным владением языком, на котором ведется производство по делу. Необеспечение этим лицам возможности пользоваться в любой стадии процесса родным языком является существенным нарушением ст. 50 Конституции Республики Беларусь, а также ст. 21 УПК и ст. 16 ГПК.

Суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить их право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать в суде на родном языке.

В случаях незнания языка, на котором ведется производство по делу, участники судебного процесса обеспечиваются услугами переводчика.

13. Судам надлежит иметь в виду, что строгое соблюдение установленных процессуальным законодательством сроков и порядка рассмотрения дел и материалов является важной составляющей в реализации права граждан на своевременную и эффективную судебную защиту их прав и законных интересов.

В целях искоренения волокиты, необоснованных приостановлений и отложений дел, неоправданных длительных перерывов судебных заседаний судьям необходимо обеспечить надлежащую подготовку каждого дела к разбирательству, строго соблюдать установленный порядок рассмотрения дел в судах.

Применение предусмотренных законом форм упрощенного и ускоренного судопроизводства не должно влечь нарушений прав участников процесса.

14. Обратить внимание судов, что реальное восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан возможно лишь при вынесении законного, обоснованного и справедливого судебного постановления. Поэтому суды должны тщательно исследовать характер спорного правоотношения по гражданскому делу, обстоятельства уголовного дела или дела об административном правонарушении и обеспечивать их разрешение в строгом соответствии с Конституцией Республики Беларусь, действующим законодательством и правилами его применения, установленными ст. 7 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 года .

Вступает в силу 13 января 2007 г.

15. Судьям не допускать нарушений процессуальных норм, определяющих сроки назначения и рассмотрения дел в судах второй инстанции. При поступлении кассационных (частных) жалоб или протестов на приговоры, решения или иные судебные постановления судам принимать соответствующие меры к надлежащей подготовке судебных дел к кассационному рассмотрению.

Не допускать необоснованного отказа в приеме кассационных жалоб, исключить случаи отложений разбирательств кассационных дел по вине судов, поскольку это приводит как к неоправданному затягиванию вступления в законную силу обоснованных судебных постановлений, так и к несвоевременному исправлению ошибок.

16. Судам обеспечить надлежащий учет всех поступающих жалоб и заявлений граждан и строгий контроль за их прохождением и рассмотрением в установленные законом сроки.

Председатели районных (городских), межгарнизонных военных, областных, Минского городского и Белорусского военного судов несут личную ответственность за своевременное и качественное рассмотрение жалоб и заявлений граждан.

При поступлении жалоб на вступившие в законную силу судебные постановления судам надзорной инстанции обеспечивать полное и объективное их изучение, не допуская при этом необоснованных отказов в опротестовании незаконных судебных постановлений, а при отказе в принесении протеста убедительно аргументировать принятое решение в ответе на жалобу.

17. Обратить внимание судов, что расширению доступа к правосудию способствует создание в судах условий, необходимых для приема граждан в удобное для них время по всем вопросам, относящимся к компетенции судов. В помещениях судов должно находиться достаточно информационного материала о порядке и условиях обращения в суд, об основных правах и обязанностях заявителей и участников судебного процесса, о порядке обжалования судебных решений и действий суда, о месте нахождения юридических консультаций и времени их работы.

Руководителям судов всех уровней регулярно практиковать осуществление выездного приема граждан с широким оповещением населения о его времени и месте.

18. Судам необходимо иметь в виду, что своевременное и надлежащее исполнение вступившего в законную силу судебного постановления является основным средством реального восстановления нарушенного права, подлежащего судебной защите. Поэтому суды должны в полной мере использовать предоставленные законом средства судебного контроля за исполнением приговоров и решений.

Приостановление исполнительного производства должно иметь место в случаях, предусмотренных законом, а решение об этом на стадии исполнения необходимо принимать с извещением сторон и других заинтересованных лиц.

Судам обеспечить законность и объективность при разрешении жалоб на действия судебных исполнителей.

19. Обратить внимание судей и работников аппаратов судов на необходимость соблюдения делового стиля в работе и корректного отношения к гражданам.

Судебные документы, составленные по результатам процессуальных действий, должны излагаться в доступной для понимания форме, в соответствии с нормами юридической и языковой грамотности.

20. Верховному Суду Республики Беларусь, областным, Минскому городскому и Белорусскому военному судам периодически анализировать состояние уровня правосудия, обеспечения права граждан на судебную защиту, принимать меры к устранению выявленных недостатков, обобщать и распространять положительный опыт работы судов по данному направлению.

Обсудив практику обеспечения подозреваемому, обвиняемому права на защиту в уголовном процессе, в целях правильного и единообразного применения законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь

постановляет:

1. Обратить внимание судов, что обеспечение права на защиту является принципом уголовного процесса, который выражается в предоставлении каждому подозреваемому, обвиняемому реальной возможности осуществлять защиту своих прав и интересов в уголовном процессе как лично, так и с помощью защитника. Поэтому орган, ведущий уголовный процесс, обязан неукоснительно соблюдать установленные законом предписания о средствах и способах защиты подозреваемого, обвиняемого, создавая необходимые условия для реализации стороной защиты своих процессуальных прав и выполнения обязанностей.

2. Правом на защиту, помимо подозреваемого и обвиняемого, обладают осужденный, оправданный, а также лицо, совершившее общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, в состоянии невменяемости либо заболевшее после совершения преступления психической болезнью, лишающей его возможности сознавать значение своих действий или руководить ими. Это право реализуется ими в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

3. Необходимо иметь в виду, что участие защитника в производстве по уголовному делу обязательно, когда об этом ходатайствует подозреваемый или обвиняемый, а также в случаях, прямо предусмотренных уголовно-процессуальным законом (ч. 1 ст. 45 УПК).

Несоблюдение этих требований закона является нарушением права на защиту. В таких случаях показания, данные подозреваемым, обвиняемым в отсутствие защитника, не имеют юридической силы, признаются недопустимыми доказательствами (ч. 3 ст. 8, ч.ч. 4, 5 ст. 105 УПК) и не могут быть положены в основу обвинения.

4. В случае задержания подозреваемого, а равно применения в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу орган уголовного преследования обязан обеспечить указанным лицам получение за счет средств местного бюджета юридической консультации адвоката до начала их первого допроса. Реализация такого права не зависит от характера выдвинутых подозрения или обвинения, а также от отношения к ним подозреваемого, обвиняемого.

5. Разъяснить судам, что подозреваемый, обвиняемый, их законные представители, а также близкие родственники, другие лица по просьбе или с согласия подозреваемого, обвиняемого вправе пригласить для участия в производстве по материалам и уголовному делу защитника по своему выбору (п. 1 ч. 1 ст. 46 УПК).

При невозможности для избранного подозреваемым или обвиняемым защитника участвовать в производстве по уголовному делу в сроки, установленные п. 4 ч. 2 ст. 46, ч. 6 ст. 255 УПК, орган, ведущий уголовный процесс, обязан предложить подозреваемому, обвиняемому пригласить другого защитника, а при отказе от приглашения другого защитника - обеспечить защитником по назначению через территориальную коллегию адвокатов.

Орган, ведущий уголовный процесс, не вправе рекомендовать кому бы то ни было приглашение определенного защитника.

6. Судам следует иметь в виду, что закон не ограничивает число защитников, которые могут защищать одного подозреваемого, обвиняемого, равно как и число подозреваемых, обвиняемых, которых может защищать один защитник.

Если по делу привлечены два и более подозреваемых или обвиняемых, между интересами которых имеются противоречия (например, признание виновности одним и отрицание ее другим; в показаниях подозреваемых, обвиняемых о роли каждого в преступлении, форме вины, мотивах, целях, последствиях преступления), и хотя бы один из них имеет защитника, то в соответствии с положениями ч. 3 ст. 45 УПК надлежит обеспечить защитниками других подозреваемых или обвиняемых.

7. Отказ от защитника может быть принят органом, ведущим уголовный процесс, в любой момент производства по материалам и уголовному делу, если он заявлен подозреваемым, обвиняемым по собственной инициативе и добровольно, а в случае задержания или применения меры пресечения в виде заключения под стражу - обязательно в присутствии защитника, с которым заключено соглашение или который назначен через территориальную коллегию адвокатов (ч. 1 ст. 47 УПК). Не принимается отказ от защитника в случаях, когда его участие обязательно по закону (пп. 2 - 6 ч. 1 ст. 45 УПК).

Если подозреваемый или обвиняемый отказался от участия защитника в производстве по уголовному делу, необходимо выяснить, не вызвано ли это отсутствием средств для оплаты юридической помощи, неявкой защитника для участия в следственном действии или в суд, иными обстоятельствами, свидетельствующими о вынужденном отказе, который органом, ведущим уголовный процесс, не может быть принят.

Отказ от защитника не лишает права подозреваемого, обвиняемого в дальнейшем ходатайствовать о допуске защитника к участию в производстве по уголовному делу.

8. При установлении хотя бы одного из обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 87 УПК, орган, ведущий уголовный процесс, обязан принять решение об отводе защитника в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 84 УПК. В этом случае в производстве по уголовному делу надлежит обеспечить участие другого защитника по приглашению или путем назначения через территориальную коллегию адвокатов.

9. Судам следует иметь в виду, что любое ограничение прав подозреваемого, обвиняемого, их законных представителей, защитников, обусловленное незнанием ими языка, на котором ведется уголовный процесс, является недопустимым. Необеспечение этим лицам права совершать юридически значимые действия на родном языке или на языке, которым они владеют, а также невручение подозреваемому, обвиняемому процессуальных документов, подлежащих в соответствии с требованиями закона обязательному вручению в переводе на их родной язык или на язык, которым они владеют, признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона.

Подозреваемому, обвиняемому, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу, орган, ведущий уголовный процесс, обязан обеспечить участие переводчика и защитника в производстве по уголовному делу (ст. 21, п. 3 ч. 1 ст. 45 УПК).

Если в производстве по уголовному делу в качестве защитника в соответствии с международным договором Республики Беларусь принимает участие адвокат - гражданин другого государства, то незнание им языка, на котором ведется уголовный процесс, не может являться основанием для отказа в допуске к участию в деле. В таких случаях органом, ведущим уголовный процесс, обеспечивается участие переводчика в установленном законом порядке.

10. Обратить внимание судов на обязательность участия защитника в производстве по уголовному делу, если подозреваемый или обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту (п. 4 ч. 1 ст. 45 УПК).

К лицам, которые в силу своих физических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту, следует относить, в частности, лиц, страдающих существенным дефектом зрения, слуха или речи (слепые, слабовидящие, глухие, слабослышащие, немые, лица с тяжелыми нарушениями речи и другие), либо лиц с такими анатомическими дефектами или хроническими заболеваниями, которые ограничивают возможность реализовать ими свое право на защиту.

К психическим недостаткам, в силу которых подозреваемый, обвиняемый не могут самостоятельно осуществлять свое право на защиту, следует относить постоянные или временные психические расстройства, предусмотренные действующей в Республике Беларусь Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10), утвержденной Всемирной ассамблеей здравоохранения и принятой к использованию на территории Республики Беларусь с 1 января 2002 г. (приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 сентября 1999 г. N 296), которые не исключают вменяемости, но свидетельствуют о неспособности лица в полной мере понимать характер и значение своего процессуального положения, правильно воспринимать, оценивать и использовать в свою защиту обстоятельства, опровергающие выдвинутое подозрение, обвинение или смягчающие ответственность, а также осуществлять свои процессуальные права и обязанности.

11. В целях обеспечения права защитника участвовать в допросах подозреваемого, обвиняемого, а также в других следственных действиях, проводимых с участием подзащитного, орган, ведущий уголовный процесс, обязан надлежащим образом и своевременно уведомить защитника о месте и времени проведения таких следственных действий.

При условии соблюдения этого требования неявка защитника для проведения следственных действий с участием подозреваемого или обвиняемого не является препятствием для их проведения при наличии письменного согласия подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, предусмотренных пп. 2 - 5 ч. 1 ст. 45 УПК.

Если защиту подозреваемого или обвиняемого осуществляют несколько лиц, процессуальное действие, в котором предусмотрено участие защитника, не может быть признано незаконным из-за участия в нем не всех защитников подозреваемого или обвиняемого.

12. Разъяснить судам, что защитник, вступивший в дело вместо ранее участвовавшего, на стадии предварительного расследования с момента допуска к участию вправе знакомиться не только с постановлениями о возбуждении уголовного дела, о признании подозреваемым, о задержании, о привлечении в качестве обвиняемого, о применении меры пресечения, с протоколами задержания, допросов и иных следственных действий, произведенных с участием подозреваемого или обвиняемого в отсутствие защитника, но и с протоколами допросов и иных следственных действий, произведенных с участием подозреваемого или обвиняемого в присутствии выбывшего из дела защитника.

13. Судам следует иметь в виду, что на любой стадии производства по материалам и уголовному делу подозреваемый, обвиняемый вправе беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально без ограничения количества и продолжительности бесед (п. 7 ч. 2 ст. 41, п. 6 ч. 2 ст. 43, п. 2 ч. 1 ст. 48 УПК).

14. Разъяснить судам, что признание вины подозреваемым, обвиняемым не лишает защитника права оспаривать выдвинутое подозрение или обвинение и ставить вопрос о прекращении производства по делу, а на стадии судебного разбирательства - и об оправдании обвиняемого.

Защитник не вправе самовольно прекратить свои полномочия и без согласия подзащитного передоверить полномочия по осуществлению защиты другому лицу, а также действовать против интересов подзащитного и препятствовать в осуществлении принадлежащих ему прав (ч. 3 ст. 48 УПК).

Если юридическая помощь в соответствии с законом оказывается подозреваемому, обвиняемому защитником по назначению, освободить его от обязанности оказания этой помощи может только орган, ведущий уголовный процесс.

15. В целях обеспечения реализации права на защиту, а также создания защитнику условий для выполнения им своих функций орган, ведущий уголовный процесс, должен обеспечивать строгое соблюдение требования закона о праве подозреваемого, обвиняемого знать, в чем он подозревается или обвиняется, а также давать показания по существу выдвинутых подозрений или обвинений.

16. Осуществление защиты должно способствовать строгому соблюдению принципа презумпции невиновности, в силу которого недопустимо возлагать на обвиняемого обязанность доказывать свою невиновность. При этом бремя доказывания обвинения и опровержения доводов защиты лежит на стороне обвинения.

Учитывая, что на защитника возложена обязанность использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выявления обстоятельств, оправдывающих подозреваемого, обвиняемого, смягчающих ответственность обвиняемого, и оказывать им необходимую юридическую помощь, недопустимы не основанные на законе ограничения защитника в реализации им своих процессуальных прав, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

17. Обратить внимание судов, что подозреваемый, обвиняемый, их законные представители и защитники при назначении и проведении экспертиз, касающихся установления обстоятельств, имеющих значение для выдвинутого подозрения или обвинения, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 229 УПК наделены правами, которые являются одной из составляющих права на защиту.

18. Судам следует иметь в виду, что уголовное дело должно быть назначено к судебному разбирательству в пределах срока, предусмотренного законом, с тем, чтобы с учетом объема, сложности дела и других обстоятельств обвиняемый, его законный представитель и защитник при необходимости имели реальную возможность ознакомиться с материалами дела и подготовиться к защите.

При этом судам следует строго соблюдать установленные законом сроки извещения обвиняемого, законного представителя и защитника о времени и месте судебного разбирательства, вручения обвиняемому копий процессуальных документов (ч. 4 ст. 281, ч. 2 ст. 316 УПК).

19. Разъяснить судам, что по ходатайству обвиняемого определением (постановлением) суда в качестве защитника в суде может быть допущен один из близких родственников либо законных представителей обвиняемого (ч. 3 ст. 44 УПК). При разрешении такого ходатайства судам надлежит оценивать способность этого лица выполнять функции защитника, а также проверять, имеются ли обстоятельства, препятствующие его участию в производстве по уголовному делу (ч. 1 ст. 87 УПК) либо которые могут отрицательно повлиять на качество защиты.

Полномочия законного представителя в связи с обретением им статуса защитника не прекращаются.

20. Обратить внимание судов, что замена защитника в судебном разбирательстве производится по правилам, предусмотренным ч. 3 ст. 46 УПК, и не препятствует дальнейшему рассмотрению уголовного дела. Вновь вступившему в дело защитнику по его ходатайству предоставляется время, необходимое для подготовки к участию в судебном разбирательстве (ч. 3 ст. 295 УПК).

21. Судам надлежит строго соблюдать требования закона о праве защитника, равно как и обвиняемого, самостоятельно осуществляющего свою защиту, выступить с речью в судебных прениях. Не допускать ограничений в продолжительности выступлений определенным временем при изложении обстоятельств, имеющих отношение к рассматриваемому делу (ч. 3 ст. 345 УПК).

Несоблюдение этих требований, а также непредоставление обвиняемому последнего слова, за исключением случаев удаления обвиняемого из зала судебного заседания в соответствии с положениями ч. 1 ст. 307 УПК, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона.

22. Обратить внимание судов, что после провозглашения приговора председательствующий обязан не только разъяснить обвиняемому, его законному представителю и защитнику право ознакомиться с протоколом судебного заседания, но и обеспечить возможность такого ознакомления (ч. 7 ст. 308 УПК). Об изготовлении и подписании протокола указанные лица должны быть своевременно извещены.

Если обвиняемый ходатайствует об ознакомлении с протоколом судебного заседания совместно с защитником, суд уведомляет об этом защитника. В случае неявки защитника обвиняемому должно быть разъяснено, что он может ознакомиться с протоколом самостоятельно. При отказе от ознакомления составляется соответствующий акт.

23. При поступлении кассационной жалобы или протеста суд, постановивший приговор (постановление, определение), извещает об этом обвиняемого, его законного представителя и защитника, интересов которых касается жалоба или протест, и обеспечивает им возможность ознакомиться с поступившими жалобами и протестами (ч.ч. 1 и 2 ст. 373 УПК).

Недопустимо рассмотрение дела судом кассационной инстанции без участия обвиняемых, их законных представителей, защитников, если они не были своевременно извещены о дне рассмотрения уголовного дела.

24. Судам надлежит иметь в виду, что в соответствии с требованиями п. 4 ст. 391 УПК рассмотрение дела без участия защитника в тех случаях, когда его участие по закону является обязательным, влечет безусловную отмену приговора суда.

Нарушение права на защиту в иных формах следует признавать существенным нарушением уголовно-процессуального закона, если оно путем лишения или стеснения гарантированных законом прав подозреваемого, обвиняемого, их законных представителей и защитников препятствовало суду всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства уголовного дела и повлияло или могло повлиять на постановление законного и обоснованного приговора. К таким нарушениям, в частности, могут быть отнесены: ограничение подозреваемого, обвиняемого в праве пригласить защитника; неотстранение от участия в производстве по уголовному делу защитника, подлежавшего отводу; ограничение обвиняемого в праве давать показания в судебном разбирательстве, в том числе по новому обвинению, предъявленному в суде государственным обвинителем; признание обвиняемого виновным в совершении преступления, по которому обвинение ему не предъявлялось.

25. Разъяснить судам, что осужденный, оправданный, их законные представители и защитники могут быть приглашены на заседание суда, рассматривающего уголовное дело в порядке надзора, в случаях, когда заслушивание их объяснений может способствовать объективному и всестороннему рассмотрению доводов протеста и принятию по делу законного и обоснованного решения. В таких случаях этим лицам обеспечивается возможность ознакомления с протестом (ч. 3 ст. 411 УПК).

26. При разрешении в порядке ст.ст. 402, 402-2 УПК вопросов, связанных с исполнением приговора, суд по ходатайству осужденного, его законного представителя допускает к участию в деле защитника, приглашенного ими, а также близкими родственниками, другими лицами по поручению или с согласия осужденного.

27. В случаях установления фактов нарушения права подозреваемого, обвиняемого на защиту в любой стадии уголовного процесса судам в соответствии с положениями ст. 33 УПК следует реагировать вынесением частных определений (постановлений).

28. Признать утратившими силу: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 10 декабря 1993 г. N 11 "О практике применения законов, обеспечивающих право на защиту в уголовном процессе" (Судовы веснiк, 1994 г., N 1), а также абзац 11 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. N 5 "О порядке применения некоторых постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 39, 6/280), содержащий ссылку на данное постановление Пленума.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.».

Статья 47 Конституции РФ провозглашает:

«1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2.Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.».

1. Конституция РФ провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием, и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Это свидетельствует о том, что Российская Федерация не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных государственных функций.

Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов - судов.

Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения. Таким образом, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц и отсутствуют какие-либо формализованные ограничения на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам России, но и иностранцам, а также не имеющим гражданства лицам.

Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, как принадлежащие индивиду в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления, но не противоречащие закону. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.

Судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти. В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи, на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц.

2. Весьма важное значение в сфере усиления защиты прав и свобод личности принадлежит положению Конституции РФ о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции).

На суд как орган правосудия кроме защиты субъективных прав посредством рассмотрения дел об уголовных и административных правонарушениях, разрешения споров между участниками частноправовых отношений возлагается конституционная обязанность контролировать деятельность публичной власти в сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в судебном порядке могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Граждане вправе обжаловать как сами решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, так и послужившую основанием совершения этих действий (решений) информацию либо то и другое одновременно. При этом граждане освобождены от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (бездействия), однако должны доказать факт нарушения этими действиями (бездействием) своих прав и свобод. Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий возлагается на органы и лица, действия (бездействие) которых обжалуются.

В зависимости от вида оспариваемых актов, содержания публично-правового спора, его субъектного состава и характера обжалуемых действий таким судом может быть Конституционный Суд РФ или конституционный (уставной) суд субъекта РФ, Верховный Суд РФ и другие суды общей юрисдикции, суды арбитражной юрисдикции.

Конституционный Суд РФ обеспечивает реализацию права граждан и их объединений на судебную защиту посредством проверки конституционности федерального закона или закона субъекта Федерации, примененного в конкретном деле, осуществляемой по их жалобам на нарушение конституционных прав и свобод.

3. Среди межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее востребованным у российских граждан является Европейский суд по правам человека, куда они получили возможность обращаться с 5 мая 1998 года после ратификации Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Свою деятельность он осуществляет на основе принципа субсидиарности, подключаясь к вопросу реализации конвенционных положений, являющихся составной частью российской правовой системы, лишь в спорных ситуациях после исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты.

Федеральным законом о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что Российская Федерация признает в силу самого факта и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией этих договорных актов. Следовательно, обязательный характер на территории страны имеют и постановления Суда, принятые в отношении Российской Федерации, что непосредственно влияет на уровень судебной защиты, осуществляемой российскими судами.

4. Статьи 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливают, что все равны перед законом и судом и что каждый при определении его гражданских прав и обязанностей имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. По смыслу этих положений право каждого на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом, означает, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда. Соответственно часть 1 статьи 47 Конституции РФ гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Для организации судопроизводства важным является определение подсудности рассматриваемых дел в качестве суда первой инстанции, которая закреплена процессуальным законодательством. Гражданский процессуальный кодекс РФ устанавливает подсудность гражданских дел мировому судье (ст. 23), районному суду (ст. 24), военным и иным специализированным судам (ст. 25), судам субъектов Российской Федерации (ст. 26), Верховному Суду Российской Федерации (ст. 27). В каждой из этих статей приводится перечень дел, подлежащих рассмотрению в соответствующем суде по первой инстанции.

Подсудность дел арбитражным судам регламентируется статьей 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции судами субъектов Российской Федерации, суда по интеллектуальным правам Российской Федерации и федеральных арбитражных судов округов.

Правовой институт подсудности позволяет установить компетенцию конкретного суда судебной системы на разрешение конкретного дела в качестве суда первой инстанции, что оказывается весьма важным в условиях существования двух параллельных судебных систем судебной власти.

Объединение двух действующих высших судебных органов позволит исключить не только конкуренцию судов двух параллельных ветвей судебной власти при принятии подсудных дел, поскольку вся судебная система станет замыкаться на один Верховный Суд Российской Федерации, но и конкуренцию судебных решений и постановлений высших судебных органов по вопросам правоприменения.

5. В части 2 статьи 47 Конституции РФ гарантируется право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом, причем исключительная мера наказания - смертная казнь - может быть назначена только при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20).

Значение конституционного права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей заключается в том, что процессуальная форма суда присяжных обеспечивает более надежную защиту прав и свобод человека и гражданина от незаконного и необоснованного обвинения и уголовного наказания, уменьшает риск судебной ошибки и произвольного осуждения подсудимого. Функционирование суда присяжных имеет важное общественно-политическое значение, заключающееся в предъявлении повышенных требований к качеству предварительного расследования и судебного разбирательства, профессионализму органов дознания, следователей, прокуроров, адвокатов и судей, соблюдению ими как своих профессиональных обязанностей, так и требований Конституции РФ и уголовно-процессуального законодательства.

Согласно статье 1 Федерального закона от 20.08.2004 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разделены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судьей (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т.е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого. Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения или особого снисхождения.

Процессуальная форма суда присяжных содержит двойной процессуальный механизм защиты невиновного человека от ошибок, обвинительного уклона профессиональных и непрофессиональных судей. Благодаря этому механизму суд присяжных по своему правозащитному потенциалу не имеет себе равных.

Эта форма судопроизводства зарекомендовала себя положительно и может быть с полным основанием отнесена к достижению судебной реформы.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: