Обеспечение обороны страны и безопасности государства это метрология

Обновлено: 19.04.2024

Метрологическое обеспечение – это область деятельности человека, которая, наряду с техническим регулированием, подлежит всестороннему нормативно-правовому регулированию. Это позволяет скоординировать действия Росстандарта, Федеральных органов исполнительной власти, многочисленных метрологических служб и их подразделений, различных юридических и физических лиц по обеспечению единства измерений в стране.

Законодательная метрология – раздел метрологии, включающий комплексы взаимосвязанных и взаимообусловленных общих правил, а также другие вопросы, нуждающиеся в регламентации и контроле со стороны государства, направленные на обеспечение единства измерений и единообразия средств измерений.

Законодательная метрология является одним из компонентов метрологического обеспечения и отражает законы, постановления правительства, технические регламенты, международные и национальные стандарты, нормы, правила, требования, рекомендации и другие нормативные документы, обеспечивающие регламентацию и контроль со стороны государства сферы метрологического обеспечения (рис. 2.1). Предметом законодательной метрологии является установление юридических и технических требований по применению единиц физических величин, эталонов, методов и средств измерений, направленных на обеспечение единства и требуемой точности измерений в интересах государства и общества.

Особую актуальность законодательная метрология имеет при организации метрологического обеспечения в сфере обороны и безопасности страны и, в частности, в Вооруженных силах РФ. Знание нормативно-правовых актов и правильное использование нормативно-технической документации позволяют избежать нарушений метрологических правил и норм при метрологическом обслуживании вооружения и военной техники, обеспечить безопасность жизни людей и охрану окружающей среды, защитить от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Рис. 2.1. Содержание законодательной метрологии

Право – это система общеобязательных правил (норм) поведения, установленных либо санкционированных государством, закрепленных в официальных документах и поддерживаемых силой государственного принуждения. Это результат правотворческой деятельности государства.

Правовое регулирование– форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащихся в нормах права.

Нормативность означает, что содержанием права являются общеобязательные правила поведения, правовые нормы.

Норма права (правовая норма) – форма выражения права, которая обладает следующими признаками: обязательность, общий характер, многократность применения, регулирование наиболее важных для государства отношений в обществе. Нормы права устанавливаются и охраняются государством, в том числе путем государственного принуждения.

Нормы права классифицируются в зависимости от того, какую сферу отношений они регулируют. В соответствии с этим право делится на отрасли: конституционное право, административное право, гражданское право, финансовое право, трудовое право, земельное право, жилищное право, семейное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право, исправительно-трудовое право.

Норма права может быть воплощена в одном нормативном акте или может быть как бы «разбросана» по различным нормативным правовым актам.

Нормативные правовые акты – официальные документы, содержащие юридические нормы (т.е. общеобязательные правила поведения), принимаемые государственными органами либо иными уполномоченными органами или лицами. В РФ в систему нормативно-правовых актов входят: Конституция; законы; подзаконные акты (Рис.2.2).

Нормативно-правовой акт – документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы. Это форма выражения правовых норм.

Нормативно-правовым актам присущи следующие признаки:

1) в них устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права;

2) они облекаются в форму официального документа;

3) они принимаются уполномоченными на то государственными органами.

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Особый порядок принятия означает, что в России законы принимаются парламентским путем или путем референдума.

Законы делятся на три группы: конституционные законы, федеральные (обычные) законы и законы субъекта Федерации, принятые по предмету ведения субъекта Федерации. По юридической силе федеральный закон занимает второе место после конституции (основного закона).

Отдельная разновидность текущих законов – кодексы, представляющие собой сложные систематизированные акты по какой-нибудь отрасли права.

Документ– материальный объект, содержащий в зафиксированном виде информацию, оформленную в установленном порядке, имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение.

Самыми многочисленными подзаконными актами являются нормативные документы – документы, устанавливающие правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

На рис.2.2 показана классификация юридических актов.

Пирамида подчиненности нормативно-правовых актов приведена на рис.2.3.

Рис. 2.2. Классификация юридических актов

В Российской Федерации в сфере метрологического обеспечения (МлО) применяются следующие федеральные законы:

1. Закон «Об обеспечении единства измерений»

2. Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»

3. Закон «О техническом регулировании»

4. Закон «О защите прав потребителей»

5. Технические регламенты по обеспечению единства измерений

6. Трудовой кодекс РФ.

Рис. 2.3. Пирамида подчиненности нормативно-правовых актов

Порядок разработки нормативных документов в области метрологического обеспечения отражен в соответствующих рекомендациях по метрологии.

Обеспечение единства измерений (ЕИ) является частью метрологического обеспечения (МлО), которое определяется как установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.

Предметом законодательной метрологии является установление технических и юридических требований по применению единиц физических величин, эталонов, методов и средств измерений, направленных на обеспечение единства и необходимой точности измерений в интересах общества.

Законодательная метрология отражает аспекты государственного регулирования в области обеспечения единства измерений и метрологической деятельности посредством законов и подзаконных актов, которые вводятся в практику через Государственную метрологическую службу и метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц.

К области законодательной метрологии относятся:

- Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений (ГРОЕИ);

- Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);

- испытания и утверждение типа средств измерений (СИ);

- поверка и калибровка СИ;

- подтверждение соответствия СИ;

- метрологическая экспертиза (МЭ);

- государственный метрологический надзор (ГМН);

- организационные вопросы аккредитации и других видов метрологической деятельности.

Обеспечение единства измерений (ОЕИ) – деятельность, направленная на установление и применение научных, правовых, организационных и технических основ, правил, норм и средств, необходимых для достижения заданного уровня единства измерений.

В большинстве стран создана правовая база метрологии и законодательная метрология служит инструментом государственного управления, объект которого – обеспечение единства измерений и защита прав потребителей. Законодательные акты, принятые парламентами этих стран, гармонизированы с методическими документами Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ) и метрологическим законодательством промышленно развитых стран.

Деятельность по ОЕИ направлена на охрану прав и законных интересов граждан и установленного правопорядка и экономики, а также на содействие экономическому и социальному развитию страны путем защиты от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений во всех сферах жизни общества на основе конституционных норм, законов, постановлений правительства и нормативных документов.

Правовую и нормативную основу обеспечения единства измерений в Вооруженных Силах РФ составляют Федеральный закон РФ «Об обеспечении единства измерений», постановления Правительства РФ, комплекс основополагающих технических регламентов, государственных стандартов (ГОСТ; ГОСТ Р; ГОСТ В; ГОСТ РВ), правил (ПР 50.2. ) и рекомендаций (МИ) по метрологии, методики поверки средств измерений и военные поверочные схемы, согласованные с Министерством Обороны РФ постановления Росстандарта, Приказы Министра Обороны РФ и командующих видами и родами ВС по вопросам метрологического обеспечения в ВС РФ.

Сфера обороны и безопасности РФ определена: законом «Об обороне», законом «О безопасности», Положением «О системе обеспечения единства и точности измерений в сфере обороны и безопасности РФ» (Постановление Госстандарта 1997г.№10), Положением «Об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности РФ» (Постановление Правительства РФ 2009 г. №780).

В настоящее время законы «Об обеспечении единства измерений» действуют более чем в пятидесяти странах – членах Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ). В Российской Федерации закон РФ «Об обеспечении единства измерений» №4871 появился в 1993 году. В соответствии с этим законом государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в РФ осуществлял Госстандарт России. В 2004 году в связи с реформой системы государственного управления эти функции были разделены между Департаментом технического регулирования и метрологии Минпромторга России и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (краткое наименование Ростехрегулирование, а с 2010 г. – Росстандарт). В 2008 году был принят новый Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» №102-фз.

Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» №102-фз (2008г) регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их применении, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений. В нем вместо государственного метрологического контроля и надзора (ГМКН) используется понятие государственного регулирования обеспечения единства измерений (ГРОЕИ) и определены шесть форм ГРОЕИ. Введен уведомительный характер информирования о деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений для сферы ГРОЕИ. Установлено, что проекты нормативно-правовых актов подлежат обязательной метрологической экспертизе. Закон учитывает документы Международной организации законодательной метрологии и положения Федерального закона «О техническом регулировании».

Целями Федерального закона «Об обеспечении единства измерений являются:

1) установление правовых основ обеспечения единства измерений в РФ;

2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

4) содействие развитию экономики РФ и научно-техническому прогрессу.

По сравнению с ранее действовавшим и отмененным Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» 1993 г. №4871, новый закон позволяет:

· устранить избыточное государственное регулирование в области обеспечения единства измерений и ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов;

· совершенствовать эталонную базу страны;

· создать систему аккредитации в области обеспечения единства измерений, соответствующую современным направлениям экономического развития и международным подходам к аккредитации;

· гармонизировать нормативную правовую базу с международным законодательством в области метрологии;

· создать условия для признания на международном уровне национальных эталонов и результатов измерений;

· создать основанный на конкуренции рынок работ и услуг в области обеспечения единства измерений.

Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) РФ, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в определенной области деятельности и производства, создают метрологические службы и определяют в пределах их компетенции перечни измерений, относящихся к сфере ГРОЕИ, по согласованию с ФОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений (т.е. Минпромторгом и Росстандартом). Структура и краткое содержание ФЗ «Об обеспечении единства измерений» №102-фз представлены в таблице 2.1.

от 2 октября 2009 года N 780

Об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации

(с изменениями на 3 июня 2017 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим деятельность в области обороны и безопасности Российской Федерации, привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 октября 2009 года N 780

ПОЛОЖЕНИЕ
об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации

(с изменениями на 3 июня 2017 года)

1. Настоящее Положение устанавливает особенности обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства, регулирует отношения участников работ по обеспечению единства измерений в этой области и распространяется на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие деятельность в области обороны и безопасности государства в соответствии с федеральными законами "Об обороне" и "О безопасности", и находящиеся в их ведении Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, а также организации промышленности, выполняющие государственный оборонный заказ.

2. Основными целями обеспечения единства измерений в области обороны и безопасности государства являются:

а) достижение требуемой точности, достоверности и сопоставимости результатов измерений при выполнении государственного оборонного заказа и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники, технических средств (далее - вооружение, военная и специальная техника), обеспечивающих их готовность к применению и эффективность использования по назначению, безопасность и безаварийность;

б) обеспечение инновационного развития военных технологий, переоснащения войск (сил) современным высокоточным оружием и боевой техникой;

в) обеспечение эффективности научных исследований, опытно-конструкторских работ, производства и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники, сокращение сроков их создания и испытаний;

г) поддержание боеспособности воинских частей и здоровья личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

д) достижение необходимой точности и достоверности результатов измерений при боевом, техническом и тыловом обеспечении войск (сил), осуществлении мероприятий по защите экономической безопасности государства;

е) обеспечение режима секретности и защиты государственной тайны;

ж) повышение эффективности антитеррористической деятельности;

з) экономия всех видов ресурсов в ходе создания и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники;

и) обеспечение качества вооружения, военной и специальной техники и повышение их надежности.

3. Обеспечение единства измерений в области обороны и безопасности государства организуется с учетом требований живучести, мобильности, автономности, оперативности, экономической эффективности и защиты государственной тайны.

4. Деятельность по обеспечению единства измерений в области обороны и безопасности государства осуществляется метрологическими службами федеральных органов исполнительной власти, метрологическими службами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и находящимися в их ведении метрологическими организациями, решающими задачи обеспечения единства измерений, а также метрологическими службами организаций промышленности, выполняющих государственный оборонный заказ.

5. Министерство обороны Российской Федерации определяет головную научно-исследовательскую испытательную организацию по обеспечению единства измерений в области обороны и безопасности государства, выполняющую задачи научного обеспечения и межведомственной методической координации метрологических работ, исследования, поддержания и применения военных эталонов единиц величин Министерства обороны Российской Федерации в качестве исходных эталонов для обеспечения единства измерений в области обороны и безопасности государства и резерва государственных первичных эталонов единиц величин, метрологического обеспечения перспективных военных технологий и инновационного развития вооружения, военной и специальной техники.

6. Техническую основу обеспечения единства измерений в области обороны и безопасности государства образуют военные эталоны единиц величин Министерства обороны Российской Федерации, прослеживаемые к государственным первичным эталонам единиц величин, эталоны-переносчики, рабочие эталоны и мобильные метрологические комплексы различного назначения, стандартные образцы и рабочие средства измерений военного и специального назначения.

К средствам измерений военного и специального назначения относятся средства измерений, разработанные и (или) применяемые для измерений в области обороны и безопасности государства.

7. Установление обязательных метрологических требований к измерениям, в том числе показателей точности измерений, обязательных требований к техническим системам и устройствам с измерительными функциями, средствам измерений военного и специального назначения, их составным частям, программному обеспечению и стандартным образцам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, стандартизации и обеспечении единства измерений федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками в нормативных правовых актах, технической документации (конструкторской, технологической и программной документации) на оборонную продукцию и процессы и документах по стандартизации.

8. Установление обязательных метрологических требований при выполнении государственного оборонного заказа осуществляется федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками в нормативных правовых актах, технической документации на оборонную продукцию и процессы, документах по стандартизации и государственных контрактах.

9. Установление особенностей отнесения технических средств к средствам измерений военного и специального назначения, испытаний средств измерений военного и специального назначения в целях утверждения типа и порядка утверждения их типа, поверки средств измерений военного и специального назначения, аттестации эталонов единиц величин и методик (методов) измерений, применяемых в области обороны и безопасности государства, а также особых требований к знаку указанной поверки осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности государства, по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации.

10. Особенности организации и ведения разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений в области обороны и безопасности государства устанавливаются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности государства.

11. Порядок передачи единиц величин от государственных первичных эталонов единиц величин военным эталонам единиц величин устанавливается Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

12. Обязательная метрологическая экспертиза образцов и комплексов вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них организуется федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками, уполномоченными в пределах своей компетенции устанавливать к ним обязательные требования.

Порядок проведения обязательной метрологической экспертизы образцов и комплексов вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими деятельность в области обороны и безопасности Российской Федерации, по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

ГОСТ Р 8.000-2015

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

State system for ensuring the uniformity of measurements. Basic principles

Дата введения 2016-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы" (ФГУП "ВНИИМС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 53 "Основные нормы и правила по обеспечению единства измерений"

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.

Введение

Настоящий стандарт разработан на основе и взамен национального стандарта ГОСТ Р 8.000-2000 "Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения".

Необходимость пересмотра указанного национального стандарта вызвана изменениями законодательства в области обеспечения единства измерений. В Федеральном законе от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" отсутствует само понятие "Государственная система обеспечения единства измерений". Однако это понятие устоялось в отечественной метрологической практике за более чем 35-летнюю историю своего существования. При этом можно утверждать, что, несмотря на то, указанный термин не упоминается в действующем законодательстве, сама система по-прежнему существует и развивается.

Государственная система обеспечения единства измерений, как и ранее, включает в себя научную (фундаментальную и прикладную), правовую, организационную, нормативно-методическую и техническую составляющие, условия функционирования и требования к которым несколько изменились.

1 Область применения

Настоящий стандарт определяет общие положения, цель, задачи и состав системы обеспечения единства измерений в Российской Федерации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ Р 8.568 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 8.820 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение. Основные положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с указанным* всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины "единство измерений", "средство измерений", "стандартный образец", "эталон единицы величины" по Федеральному закону [1]; "величина", "измерение", "значение величины", "метрологическая прослеживаемость", "метрологическая совместимость", "метрологическая сопоставимость" по словарю [2], "шкала измерений" по рекомендациям [3], "средство контроля", "испытательное оборудование" по ГОСТ 16504, "полнота измерительной информации", "достоверность измерительной информации", "своевременность измерительной информации" и "актуальность измерительной информации" по ГОСТ Р 8.820, "аттестация испытательного оборудования" по ГОСТ Р 8.568, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 обеспечение единства измерений: Деятельность, направленная на установление и применение научных, правовых, организационных и технических основ, правил, норм и средств, необходимых для достижения состояния измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин или в значениях по установленным шкалам измерений, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы.

3.2 система обеспечения единства измерений: Совокупность субъектов, норм, средств и видов деятельности, предназначенная для обеспечения единства измерений.

3.3 сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений: Сфера деятельности, в которой управление субъектами, нормами, средствами и видами деятельности по обеспечению единства измерений в Российской Федерации осуществляется на основании нормативных правовых документов, принятых в установленном порядке.

3.4 метрологическое обеспечение познавательной, производственной деятельности и деятельности по оказанию услуг (метрологическое обеспечение): Систематизированный набор средств и методов, направленных на получение информации о величинах, характеризующих свойства материальных объектов, обладающей* свойствами, необходимыми для выработки решений по приведению объекта управления в целевое состояние.

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3.5 метрологическая служба: Структурное подразделение центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и (или) его территориального органа, юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица либо объединения юридических лиц, работники юридического лица, индивидуальный предприниматель, организующие и (или) выполняющие работы и оказывающие услуги по обеспечению единства измерений и (или) в области метрологического обеспечения.

4 Общие положения

4.1 Целями государственного регулирования обеспечения единства измерений являются:

а) установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;

б) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

в) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

г) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.

4.2 Деятельность по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению реализуется, как в областях деятельности, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, так и вне этой сферы и направлена на обеспечение лиц, принимающих управляющие решения, актуальной, полной, своевременной и достоверной информацией о значении величин, полученных в результате измерений, испытаний, контроля, выполняемых при осуществлении следующих видов работ:

- по испытанию оборудования, процессов, продукции;

- по контролю условий реализации процессов и эксплуатации продукции;

- по измерениям, испытаниям, контролю в процессе производства, эксплуатации, утилизации продукции, ремонта технических устройств и систем или оказания услуг;

- и других видов работ.

4.3 Деятельность по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению осуществляется в соответствии с:

- указами Президента Российской Федерации, правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти;

- настоящим стандартом и другими национальными, межгосударственными, международными и региональными стандартами, принимаемыми в установленном порядке;

- иными организационными и методическими документами, принимаемыми Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, федеральными органами исполнительной власти, корпорациями, предприятиями и общественными объединениями.

4.4 Обеспечение единства измерений в стране осуществляется:

- высшими органами государственной власти;

- федеральными органами исполнительной власти;

- юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

- общественными организациями и объединениями.

При этом юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется также деятельность по метрологическому обеспечению.

4.5 Совокупность всех организационных элементов и видов деятельности, связанных с решением задач по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению, объединяется в Государственную систему обеспечения единства измерений (далее - ГСИ), включающую в свой состав следующие подсистемы:

- научную (фундаментальную и прикладную);

4.6 Нормы, правила, положения и требования, формируемые в рамках ГСИ должны быть взаимоувязаны с нормами, правилами, положениями и требованиями документов по техническому регулированию, Государственной системы стандартизации и других общетехнических и организационно-методических документов.

5 Цель и задачи ГСИ

5.1 Цель ГСИ состоит в создании правовых, нормативных, организационных, методических, технических и экономических условий для решения задач в области обеспечения единства измерений и метрологического обеспечения.

5.2 Основными задачами ГСИ являются:

- разработка оптимальных принципов управления деятельностью по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению;

- установление системы единиц величин и шкал измерений, допускаемых к применению на территории Российской Федерации;

- организация и проведение фундаментальных научных исследований с целью создания более совершенных и точных методов и средств воспроизведения единиц величин;

- создание и обеспечение эффективного функционирования системы передачи единиц величин и шкал измерений, обеспечивающей метрологическую прослеживаемость результатов измерений к государственным первичным эталонам, включая задачи ее нормативно-методического обеспечения;

- создание экономически рациональной системы государственных эталонов, обеспечивающей функционирование системы передачи единиц величин на всей территории Российской Федерации и для всех заинтересованных организаций, вне зависимости от форм их собственности, а также граждан;

- установление основных понятий метрологии, систематизация соответствующих им терминов и определений;

- создание и внедрение в практику работы метрологических служб эталонов единиц величин, и иных технических средств, повышающих эффективность поверки и калибровки средств измерений, средств контроля, а также аттестацию испытательного оборудования;

- установление общих метрологических норм и правил, соблюдение которых является необходимым условием обеспечения единства измерений и обеспечения сопоставимости и совместимости результатов измерений, испытаний и контроля;

- установление требований к эталонам единиц величин, средствам измерений, методикам измерений, методикам поверки и калибровки средств измерений и средств контроля, аттестации испытательного оборудования и других требований, соблюдение которых гарантирует получение результатов измерений, испытаний и контроля с заданными показателями точности;

- разработка и экспертиза разделов метрологического обеспечения федеральных и иных государственных программ, в том числе программ создания и развития производства оборонной техники;

- осуществление в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений:

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации.

2. Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим деятельность в области обороны и безопасности Российской Федерации, привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Признать утратившим силу абзац седьмой пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 8, ст. 598).

Председатель Правительства
Российской Федерации

2 октября 2009 г.

Положение
об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 г. N 780)

С изменениями и дополнениями от:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2017 г. N 677 в пункт 1 внесены изменения

1. Настоящее Положение устанавливает особенности обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства, регулирует отношения участников работ по обеспечению единства измерений в этой области и распространяется на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие деятельность в области обороны и безопасности государства в соответствии с федеральными законами "Об обороне" и "О безопасности", и находящиеся в их ведении Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, а также организации промышленности, выполняющие государственный оборонный заказ.

2. Основными целями обеспечения единства измерений в области обороны и безопасности государства являются:

а) достижение требуемой точности, достоверности и сопоставимости результатов измерений при выполнении государственного оборонного заказа и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники, технических средств (далее - вооружение, военная и специальная техника), обеспечивающих их готовность к применению и эффективность использования по назначению, безопасность и безаварийность;

б) обеспечение инновационного развития военных технологий, переоснащения войск (сил) современным высокоточным оружием и боевой техникой;

в) обеспечение эффективности научных исследований, опытно-конструкторских работ, производства и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники, сокращение сроков их создания и испытаний;

г) поддержание боеспособности воинских частей и здоровья личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

д) достижение необходимой точности и достоверности результатов измерений при боевом, техническом и тыловом обеспечении войск (сил), осуществлении мероприятий по защите экономической безопасности государства;

е) обеспечение режима секретности и защиты государственной тайны;

ж) повышение эффективности антитеррористической деятельности;

з) экономия всех видов ресурсов в ходе создания и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2017 г. N 677 пункт 2 дополнен подпунктом "и"

и) обеспечение качества вооружения, военной и специальной техники и повышение их надежности.

3. Обеспечение единства измерений в области обороны и безопасности государства организуется с учетом требований живучести, мобильности, автономности, оперативности, экономической эффективности и защиты государственной тайны.

4. Деятельность по обеспечению единства измерений в области обороны и безопасности государства осуществляется метрологическими службами федеральных органов исполнительной власти, метрологическими службами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и находящимися в их ведении метрологическими организациями, решающими задачи обеспечения единства измерений, а также метрологическими службами организаций промышленности, выполняющих государственный оборонный заказ.

5. Министерство обороны Российской Федерации определяет головную научно-исследовательскую испытательную организацию по обеспечению единства измерений в области обороны и безопасности государства, выполняющую задачи научного обеспечения и межведомственной методической координации метрологических работ, исследования, поддержания и применения военных эталонов единиц величин Министерства обороны Российской Федерации в качестве исходных эталонов для обеспечения единства измерений в области обороны и безопасности государства и резерва государственных первичных эталонов единиц величин, метрологического обеспечения перспективных военных технологий и инновационного развития вооружения, военной и специальной техники.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2017 г. N 677 в пункт 6 внесены изменения

6. Техническую основу обеспечения единства измерений в области обороны и безопасности государства образуют военные эталоны единиц величин Министерства обороны Российской Федерации, прослеживаемые к государственным первичным эталонам единиц величин, эталоны-переносчики, рабочие эталоны и мобильные метрологические комплексы различного назначения, стандартные образцы и рабочие средства измерений военного и специального назначения.

К средствам измерений военного и специального назначения относятся средства измерений, разработанные и (или) применяемые для измерений в области обороны и безопасности государства.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2017 г. N 677 в пункт 7 внесены изменения

7. Установление обязательных метрологических требований к измерениям, в том числе показателей точности измерений, обязательных требований к техническим системам и устройствам с измерительными функциями, средствам измерений военного и специального назначения, их составным частям, программному обеспечению и стандартным образцам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, стандартизации и обеспечении единства измерений федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками в нормативных правовых актах, технической документации (конструкторской, технологической и программной документации) на оборонную продукцию и процессы и документах по стандартизации.

8. Установление обязательных метрологических требований при выполнении государственного оборонного заказа осуществляется федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками в нормативных правовых актах, технической документации на оборонную продукцию и процессы, документах по стандартизации и государственных контрактах.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2017 г. N 677 в пункт 9 внесены изменения

9. Установление особенностей отнесения технических средств к средствам измерений военного и специального назначения, испытаний средств измерений военного и специального назначения в целях утверждения типа и порядка утверждения их типа, поверки средств измерений военного и специального назначения, аттестации эталонов единиц величин и методик (методов) измерений, применяемых в области обороны и безопасности государства, а также особых требований к знаку указанной поверки осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности государства, по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации.

10. Особенности организации и ведения разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений в области обороны и безопасности государства устанавливаются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности государства.

11. Порядок передачи единиц величин от государственных первичных эталонов единиц величин военным эталонам единиц величин устанавливается Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2017 г. N 677 в пункт 12 внесены изменения

12. Обязательная метрологическая экспертиза образцов и комплексов вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них организуется федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками, уполномоченными в пределах своей компетенции устанавливать к ним обязательные требования.

Порядок проведения обязательной метрологической экспертизы образцов и комплексов вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими деятельность в области обороны и безопасности Российской Федерации, по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации.

Определены особенности обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности.

Положение распространяется на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие деятельность в области обороны и безопасности, находящиеся в их ведении войска, воинские формирования и органы, а также предприятия, выполняющие гособоронзаказ. Единство измерений обеспечивается метрологическими службами указанных органов и организаций.

Единство измерений обеспечивает достоверность и сопоставимость результатов, сопутствует инновационному развитию военных технологий, сокращению сроков создания и испытания вооружений и др. При этом необходимо учитывать требования живучести, мобильности, автономности, оперативности, экономической эффективности и защиты гостайны.

Головную научно-исследовательскую испытательную организацию по обеспечению единства измерений определяет Минобороны России. Она, в частности, должна заниматься научным обеспечением метрологических работ, применением военных эталонов единиц величин Министерства. Определена техническая основа обеспечения единства измерений.

При размещении госзаказов обязательные метрологические требования к измерениям определяются заказчиками в нормативных правовых актах, технической документации на оборонную продукцию и процессы, документах по стандартизации и госконтрактах. Госзаказчики также организуют обязательную метрологическую экспертизу образцов и комплексов вооружения, военной и специальной техники, их проектной и конструкторской документации.

Положение о метрологическом обеспечении обороны в России утратило силу.

Постановление Правительства РФ от 2 октября 2009 г. N 780 "Об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации"

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 октября 2009 г. N 41 ст. 4766

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 3 июня 2017 г. N 677

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Обеспечение единства измерений в сфере обороны и безопасности государства организовано и осуществляется в подсистеме (СОЕТИСОБ), организационную основу которой составляет Метрологическая служба Вооруженных Сил РФ, метрологические службы федеральных органов исполнительной власти сферы обороны и безопасности государства, метрологические воинские части и подразделения (МВЧП).

Нормативной правовой базой системы обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности является Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»; Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»; Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; постановление Правительства РФ от 2.10.2009 г. № 780, которым было утверждено «Положение об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. № 137, установившее, что военные эталоны Минобороны России являются резервом государственных эталонов и исходными эталонами для обеспечения деятельности Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в соответствии с Федеральным законом «Об обороне»; распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2004 г. № 1736-р о создании межведомственной (сопряженной) унифицированной системы технического обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов сферы обороны и безопасности РФ.

Cистема обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности (СОЕТИСОБ) государства включена в состав межведомственной (сопряженной) унифицированной системы технического обеспечения (МУСТО) Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, создаваемой в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2004 г. № 1736.

Функционирование системы обеспечения единства измерений в сфере обороны и обеспечения безопасности государства соответствует возложенным на силовые ведомства и войска (силы) задачам, основывается на военных эталонах Минобороны России и обеспечивает необходимый уровень единства и точности измерений в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах Российской Федерации.

К основным особенностям обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности относятся:

· закрытый характер работ, ТТХ вооружения, военной и специальной техники, наименований и мест дислокации организаций;

· специальные требования к живучести (надежности и стойкости к внешним воздействиям), мобильности, автономности, оперативности и готовности к действию метрологических средств и организационных структур;

· необходимость совмещения поверки и восстановления средств измерений военного значения в МВЧП;

· необходимость поверки средств измерений военного назначения, входящих в состав вооружения, военной и специальной техники, без демонтажа непосредственно в местах их эксплуатации;

· создание по решению Правительства РФ межведомственной унифицированной (сопряженной) системы технического обеспечения силовых структур, в состав которой самостоятельной частью входит метрологическое обеспечение;

· планирование и осуществление мероприятий по метрологическому обеспечению в составе технического обеспечения войск (сил);

· наличие значительного числа специальных военных эталонов и средств измерений военного назначения.

Обеспечение единства измерений в сфере обороны и безопасности при выполнении государственного оборонного заказа осуществляется с применением тех же форм государственного регулирования, что и при обеспечении единства измерений в гражданских сферах.

Техническую базу обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности образуют военные эталоны Минобороны России, эталоны переносчики и их мобильные комплексы, подвижные метрологические комплексы (подвижные лаборатории измерительной техники) и рабочие эталоны метрологических воинских частей и подразделений.

Организационную основу обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности составляют метрологические службы, метрологические воинские части и подразделения (МВЧП) и поверочные органы федеральных органов исполнительной власти, Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов сферы обороны и безопасности. Создание метрологических служб для обеспечения единства измерений в этой сфере является обязательным.

Классификация видов метрологического обеспечения в области обороны и безопасности представлена на рисунке 1.8.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: