Обеспечение обороноспособности страны это функция государства

Обновлено: 24.04.2024

1) Функция обороны страны – состоит в деятельности по поддержанию достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, направлена на защиту суверенитета и территориальной целостности государства.

2) Ведение захватнических войн – направлена на присоединение новых территорий, имеющих стратегическое значение или богатых сырьевыми ресурсами. Сегодня захватнические войны потеряли традиционный характер. Они ведутся одним государством – США, и внешне уже не направлены на присоединение территорий; их первоочередные цели – разгром вооруженных сил государства, разрушение экономической инфраструктуры, установление политического господства; но стратегические цели остались неизменными – получение экономических, политических, военных и прочих «дивидендов».

3) Поддержание мирового порядка – деятельность государства по предотвращению войн, участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, избавление от излишков оружия массового поражения. Эта функция тесно связана с функцией обороны страны, и включает также деятельность, направленную на постоянную модернизацию вооружённых сил, поддержание их в боеготовности, так как поддержка мирового порядка под силу только мощной военной державе.

4) Сотрудничество с другими государствами – развитие экономических, политических, культурных отношений с другими странами.

Рассматривая вопрос о классификации функций, следует иметь ввиду, что всякое деление во многом условно, в том числе, деление функций на внутренние и внешние. Деятельность государства внутри страны в экономической, политической, социальной, идеологической и других сферах – зависит от внешних условий, от внешнеэкономических, внешнеполитических и др. связей. Кроме того, следует учитывать, что функции не остаются неизменными, они постоянно развиваются, одни отмирают, другие появляются.

Государственный аппарат – понятие, особенности. Механизм государства.

Для осуществления социального назначения, реализации функций в государстве формируется специальная структурная организация, называемая государственным аппаратом.

Государственный аппарат – это система государственных органов, наделённых властными полномочиями и осуществляющих функции государства.

Государственный аппарат имеет следующие признаки:

1) элементами государственного аппарата являются государственные органы, то есть государственные структуры, обладающие властными полномочиями по управлению обществом;

2) это система государственных органов; характер системы обеспечивается общими принципами формирования и деятельности государственных органов, их иерархичностью и взаимодействием, единством конечной цели;

3) государственный аппарат осуществляет государственную власть и функции государства.

Часто в юридической литературе понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» рассматривают как тождественные. Но многие авторы наполняют эти понятия разным содержанием. Так некоторые видят различие в том, что понятие «механизм государства» отражает функционирующий государственный аппарат. Другие авторов, например д.ю.н. В.А. Толстик, считают, что государственный аппарат включает в себя лишь государственные органы, непосредственно осуществляющие государственную власть, а в понятие «механизм государства» помимо них включаются так называемые «материальные придатки» – вооружённые силы, милицию, принудительные учреждения и т. д., опираясь на которые, государственные органы осуществляет свою властную деятельность. Представляется, что последняя точка зрения ближе к истине, но её необходимо подкорректировать путём включения в механизм государства помимо названных элементов государственных учреждений, государственных предприятий и других государственных структур, которые не осуществляют государственную власть, но участвуют в реализации функций государства. Именно осуществление всеми элементами механизма государства функций государства является основным системообразующим признаком. Таким образом:

Механизм государства – это система властных государственных органов, вооружённых сил и других силовых структур, государственных учреждений и предприятий во взаимодействии осуществляющих функции государства.

Орган государства – понятие, признаки и виды.

Первичной единицей государственного аппарата является государственный орган.

Орган государства – это относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, осуществляющий определённый вид управленческой деятельности государства и наделённый для этого властными полномочиями.

Орган государства обладает следующими признаками:

1) представляет собой относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, связанный с другими государственными органами отношениями координации и соподчинения;

2) государственный орган обладает, как правило, внутренней структурой, то есть состоит из подразделений (отделов, департаментов, секторов), объединённых единым руководством и единством целей;

3) государственный орган состоит из служащих, то есть людей, которые выполняют работу по управлению, наделены для этого соответствующими правами и обязанностями, связаны служебной дисциплиной;

4) имеет определённую закреплённую в нормативно-правовых актах компетенцию, то есть совокупность его властных прав и обязанностей, посредством которых государственный орган и осуществляет свою властную деятельность;

5) для реализации своих полномочий государственный орган наделяется необходимой материальной базой и финансовыми средствами.

Внешние функции государства – деятельность страны на международной арене, цель которой заключается в решении различных внешнеполитических задач.

К основным отраслям реализуемых направлений относятся:

  • налаживание взаимовыгодного сотрудничества;
  • прикладывание усилий для обеспечения мира;
  • защита от внешнего нападения;
  • помощь в развитии мировой экономики.

Они реализуются через целый комплекс действий, связанных с полноправным участием страны в геополитических процессах. Современный мир характеризуется тенденцией к укреплению межгосударственных отношений. По этой причине при рассмотрении внешних функций автоматически анализируются и внутренние.

Сотрудничество

Правительство осуществляет комплекс действий, цель которых заключается в налаживании равноправных международных связей в сфере:

  • политики;
  • экономики;
  • культуры.

Основное условие – учет не только собственных, но и чужих интересов при любой деятельности. Подход, связанный с использованием внешних функций, позволяет решать интеграционные вопросы и сложные задачи совместными усилиями с другими участниками сотрудничества.

Экономика

Международные экономические отношения включают:

  • разделение труда;
  • координация торговли;
  • обмен инновационными разработками;
  • развитие кредитно-финансовых связей;
  • кооперативное и специализированное производство.

Перечисленные вопросы предполагают решение большого количества задач, которые курируются Организацией Объединенных Наций (ООН). Данная структура поделена на несколько специализированных учреждений, каждое из которых ведет деятельность в определенной сфере. Решение финансовых вопросов находится в юрисдикции Экономического и Социального Совета. Указанные структуры в свою очередь включают объединения различных органов: комитетов и комиссий. Представители этих организаций разрабатывают и предлагают решения в области:

  • экономики;
  • природных ресурсов;
  • строительства и планировки;
  • науки и техники;
  • жилой недвижимости.

Экономическое и социальное сотрудничество развивается под контролем ОПП – организации, решающей продовольственные, сельскохозяйственные и трудовые задачи. Внешние функции государства также связаны с деятельностью МВФ и МБРР. Для официального интернационального экономического взаимодействия заключаются двухсторонние контракты и договоры.

Политика

Сотруднические связи в политической области охватывают все уровни государственной власти:

  • межправительственный;
  • межпарламентский;
  • органы местного самоуправления.

Главный международный инструмент взаимоотношений в сфере политики – ООН. Организация Объединенных Наций ведет контроль политических интересов разных стран. В случае возникновения конфликта, ответственность за его урегулирование лежит на Совете Безопасности. Данная структура наделена широкими полномочиями для поддержания мира и развития межнациональных отношений.

Политическая стабильность и безопасность также поддерживается и региональными объединениями: американскими, арабскими, африканскими.

Для решения вопросов в сфере политики правительство часто прибегает к дипломатическому методу, устраивая переговоры между двумя или несколькими сторонами.

Культура и наука

Культурное и научно-технологическое сотрудничество предполагает обмен:

  • произведениями искусства;
  • инновациями и разработками;
  • музыкальными и сценическими достижениями.

Также в данную сферу включена совместная подготовка специалистов, налаживание отношений между учеными, спортсменами, деятелями культуры, проведение международных фестивалей и конференций. В ООН контроль и решение культурных и научно-технологических вопросов осуществляется работниками ЮНЭСКО и МАГАТЭ. Представители разных государств устраивают двухсторонние и многосторонние переговоры, в ходе которых рассматриваются важные задачи и проблемы. В обсуждении могут принимать участие и неправительственные организации.

Охрана окружающей среды

Сотрудничество в этой области предполагает проведение комплексных мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки на планете. Главная задача – создание чистых климатических условий, в которых люди смогут жить и развиваться, не беспокоясь о патогенном воздействии экологии на здоровье. Деятельность по охране окружающей среды, осуществляется:

  • региональными органами;
  • специализированными учреждениями ООН;
  • межгосударственными структурами.

Чтобы улучшить экологическое состояние планеты, участники обмениваются открытиями и достижениями в области медицины, космонавтики, биологии, электроники.

Защита

Оборона страны от нападения извне – одно из основных направлений международной деятельности. Анализ исторических событий показал, что защита страны от внешней агрессии остро необходима для государственно-организованного общества.

Советский историк Э. В. Шамарин считал, что территориальная целостность должна обеспечиваться посредством укрепления обороноспособности на случай внезапного вторжения. Поэтому функция обороны страны в СССР понималась как ряд процедур по защите от агрессии.

Помимо военных средств меры предосторожности принимаются при помощи:

  • политического воздействия;
  • экономических шагов;
  • дипломатии.

Для предотвращения нападения в мирное время укрепляется дееспособность армии. В случае возникновения угрозы территориальной целостности оборона переходит в форму вооруженного сопротивления. Для этого все государственные ВС объединяются в одну структуру.

Функция обороны в России основывается на поддержании обороноспособности общества, которое в случае необходимости сможет обеспечить безопасность, отстоять суверенитет, защитить население и территорию. Мощные вооруженные силы позволяют:

  • оказывать содействие обеспечению международного мира;
  • вести независимую и авторитетную политику с целью поддержания мирового порядка;
  • взаимодействовать во всех сферах деятельности с другими участниками.

В политике, осуществляемой РФ, в приоритете находится переход от конфронтации и соперничества к сотрудничеству и диалогу с целью обеспечения общегосударственной безопасности.

Функции обороны страны

Данное понятие включает в себя все мероприятия и действия, выполняемые правительством для укрепления обороноспособности, как в мирное время, так и в условиях войны. Оборонительная деятельность проводится в соответствии с военной доктриной по пяти направлениям:

  1. Постоянное повышение боеспособности и боеготовности. Этот пункт предполагает совершенствование вооруженных сил посредством развития мощности, мобильности, профессионализма, умение использовать все виды спецтехники и оружия.
  2. Усиление вооруженной мощи. Высокая обороноспособность зависит от того, насколько развита экономика, и эффективно ли используется научно-технический прогресс. При правильном применении описанных условий можно не только обеспечить материальное благосостояние граждан, но и улучшать оборонный потенциал. Военная промышленность напрямую зависит от экономического развития, поскольку для нее требуются финансовые ресурсы. При наличии достаточного количества денег можно производить новейшие образцы техники и оружия, создавать стратегические запасы сырья и продовольствия.
  3. Охрана границ. Эта задача – ответственность пограничных войск. К ее выполнению также могут привлекаться специальные подразделения. Они должны гарантировать пограничный режим в соответствии с действующими законодательными нормами.
  4. Организация гражданской обороны. В мирное время периодически проводится комплекс процедур, цель которых заключается в подготовке граждан к возможному нападению и проверке работы различных предприятий в боевых условиях.
  5. Тренировка резерва. Данный пункт включает обучение людей, состоящих на учете, но определенных в запас. В случае агрессии они будут мобилизованы и использованы в качестве личного состава. Обязательность проведения военной подготовки резерва зависит от действующего законодательства.

Развитие экономики – важнейшее условие укрепления обороноспособности. Оно позволяет получить ресурсы для обеспечения армии современной техникой и вооружением, строительства стратегических объектов, развития военизированной промышленности, проведения военно-научных исследований. Эта функция тесно переплетается с социальной, поскольку для поддержания обороноспособности необходимо удовлетворять нужды военнослужащих и их семей, предоставляя:

  • охрану здоровья;
  • отдых;
  • жилье;
  • пенсию;
  • коммунальные услуги.

Чтобы укрепить воинскую дисциплину, привлекаются органы охраны правопорядка. Они дополнительно защищают имущество солдат, их законные права и свободы.

Оборонная политика

Государства мирового сообщества проводят целый комплекс политических действий, обеспечивающих международную безопасность:

  • снижение объема изготовляемого вооружения;
  • уничтожение ядерного оружия;
  • борьба с производством боеголовок массового поражения (бактериологических, химических, биологических).

Цель перечисленных процедур – гуминизировать противостояние между отдельными участниками конфликта. Предотвращение военных столкновений благоприятно сказывается на общемировой экономике, культуре, экологии и других сферах жизни. Страны, принимающие участие в такой политике, оказывают содействие в обеспечении мирных взаимоотношений. В их числе состоит и Россия. Комплекс мер также предусматривает сотрудничество в нейтрализации преступности (контрабанды, наркоторговли, терроризма). Кроме того, такие меры позволяют предотвратить межнациональные конфликты, гарантировав защиту прав человека и национальных меньшинств.

Интеграция в международную экономику

Данная функция налаживает взаимосвязь между государствами во всем мире, охватывая различные отношения в сферах:

Экономическая интеграция позволяет сохранить мировой порядок и установить стабильные связи между странами с учетом трех принципов.

Каждое признанное государственное образование имеет право:

  1. Самостоятельно выбирать форму интеграционных связей.
  2. Распоряжаться природными ресурсами, расположенными на его территории, на свое усмотрение.
  3. Получить равные права и отсутствие дискриминационного отношения.

Перечисленные принципы являются основой системы государственно-правовой защиты собственности и инвестиций.

Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.

С этой целью государство выполняет ряд задач:

решение экономических и социальных проблем;

обеспечение целостности государства;

управление хозяйством и обществом;

оборона собственной территории.

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

Функции государства классифицируются:

-по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,

-по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),

-по значению: на основные и дополнительные,

-по видимости: на явные и латентные,

-по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функцийгосударства на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

В соответствии с установившимися взглядами, государство – это ядро политической организации общества, которое регулирует отношения между классами, нациями и социальными группами и выражает их интересы на международной арене. Являясь, как правило, орудием воли господствующего класса или какой-либо иной социальной группы, государство в то же время берет на себя решение общих вопросов по обеспечению существования общества как целостной социальной системы / 3, стр.452 /.

В результате длительного исторического развития, государство стало неотъемлемым элементом функционирования не только отдельного общества, но достоянием современной цивилизации. Форма государственного устройства и социально-политическое содержание деятельности государства находят свое выражение в его функциях. Важнейшими функциями государства являются функции руководства и управления сферами жизни общества: социальной, экономической, политической и духовной. Наряду с ними государство занимается также выполнением ряда специфических функций: обеспечение общественного порядка; вопросы государственной безопасности; оборона страны и др. С этой целью государство с помощью специально созданных органов, институтов, учреждений и организаций вырабатывает и осуществляет политику в области обеспечения военной безопасности или обороны страны, которая носит название военной политики.

Направленность военной политики определяется военно-политической концепцией государства, которая в концентрированном виде формулируется в его военной доктрине и базируется на военной идеологии государства. Для осуществления военной политики государство создает военную организацию, основу которой составляют Вооруженные Силы и другие войска, а также военно-промышленный комплекс страны.

Основываясь на вышеизложенном логическом построении, приведем определения основных категорий и проследим механизм выполнения государством одной из своих важнейших функций – обороны страны.

Военная идеология – это система взглядов и идей, выражающая отношение высших органов государственной власти к войне и другим формам вооруженного насилия, а также к армии – как главному орудию осуществления военной политики. Военная идеология не существует самостоятельно. Она является частью идеологии как формы общественного сознания, и находит свое выражение в Конституции и военной доктрине страны, воинских уставах и других документах, регламентирующих деятельность военной организации государства.

Военная политика, в классическом понимании, представляет собой систему взглядов, отношений и деятельности общества и его социально-политических институтов, непосредственно связанных с созданием военной организации, подготовкой и применением средств вооруженного насилия в политических целях / 3, стр.1179-1180 /.

Существует несколько иное определение: Военная политика – это составная часть общей политики государства, направленная на создание и функционирование военной организации, подготовку и применение насильственных средств для достижения политических целей / 10, стр. 105 /.

Военная политика выступает как составная часть общей политики государства. Основным субъектом военной политики выступает государство, созданные им органы и учреждения. Субъектами военной политики, кроме того, являются народы, классы, нации, партии, а также должностные лица: политические и военные руководители. Основным объектом военной политики выступает военная теория и практика – особая область деятельности людей, которая непосредственно связана с войной и армией, с подготовкой и ведением войны, созданием и использованием военной мощи государства.

Военная политика представляет собой органическое единство теоретической и практической сторон. Теоретическая сторона охватывает раскрытие закономерностей и принципов военной деятельности, анализ военно-политической обстановки, прогнозирование и предвидение в военном деле, выработку военно-стратегических установок, определение принципов военного строительства и др. Практическая сторона военной политики включает создание и поддержание необходимой военной мощи страны, строительство Вооруженных Сил, обеспечение их боевой и мобилизационной готовности, организацию производства оружия и военной техники, создание и развитие оборонной инфраструктуры, формирование морально-психологической готовности граждан к защите страны, создание и накопление мобилизационных резервов, международное военное сотрудничество и др.

Субъекты военной политики, в первую очередь политическое и военное руководство страны, органы государственной власти осуществляют военно-политическую деятельность. Эта деятельность представляет собой непосредственные усилия по формированию необходимой для государства военно-политической обстановки. В зависимости от характера решаемых задач, военно-политическая деятельность может быть подчинена либо предотвращению войны, развитию мер доверия, либо подготовке к военной экспансии.

Деятельность политического и военного руководства Российской Федерации направлена на предупреждение, срыв или отражение вооруженного нападения на нашу страну, обеспечение ее безопасности любыми методами, в том числе и военными. Это выражает волю всего многонационального народа России и полностью соответствует нормам и принципам международного права.

Следовательно, теоретическая сторона военной политики создает методологическую основу и правовую базу военно-политической деятельности, закрепляет ее в военной доктрине и других документах, а практическая непосредственно направлена на создание и поддержание необходимой для решения политических задач военной мощи государства.

Из вышесказанного следует, что функция обороны страны составляет важное направление деятельности государства и реализуется через его военную политику, которая является составной частью общей политики государства и направлена на непосредственное создание военной организации, подготовку и применение средств вооруженного насилия для достижения определенных политических целей.

Политика, политические цели – первичны, вооруженное насилие, война – вторичны. Именно таким образом понимали взаимосвязь войны и политики великие мыслители, теоретики и историки К.Клаузевиц, Ф.Энгельс, В.Ленин.

Справочно:

Клаузевиц Карл Филипп Готфрид фон (1780-1831гг.) – немецкий военачальник, теоретик и историк, генерал-майор прусской армии. С 1812 по 1814г. проходил службу в армии России. Автор программы национального освобождения германии от Наполеона путем народной войны в союзе с Россией. Во время Отечественной войны 1812 года был квартирмейстером (начальником штаба) кавалерийского корпуса П.П.Палена, затем Ф.П.Уварова и П.Х.Виттенштейна. С 1813г. – начальник штаба Сводного русско-прусского корпуса. В 1814г. вернулся на прусскую службу. С 1815г. – начальник штаба армейского корпуса. С 1818г. – директор Всеобщего военного училища. С 1831г. – начальник штаба армии на польской границе.

К.Клаузевиц самостоятельно изучил свыше 180 войн и походов, проходивших с 1566 по 1815гг. Написал ряд военно-исторических трудов, главным из которых является исследование «О войне». Впервые сформулировал положение о том, что война – это продолжение политики. Правда, при этом рассматривал лишь внешнюю политику государства, не понимая ее связи с внутренней. Считал политику как выражение интересов всего общества.

В.И. Ленин развил теорию К.Клаузевица, дав определение: «Война есть продолжение политики иными, именно насильственными средствами». При этом он имел в виду не только внешнюю, но и внутреннюю политику государства, рассматривая их во взаимосвязи.

По своему предназначению военная политика призвана:

- аналитически оценивать необходимость, возможность и пределы использования военной силы государства;

- определять наличное состояние военной угрозы или опасность жизненно важным интересам общества, государства и личности;

- выявлять количественные и качественные характеристики необходимой и достаточной военной силы для нейтрализации опасностей и угроз;

- вырабатывать и практически воплощать формы и методы применения военной силы, осуществлять политическое руководство военными акциями государства.

Правовая основа оборонной функции государства содержится в Конституции РФ, федеральных законах «Об обороне», «О безопасности», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», других нормативно-правовых актах.

Справочно:

В Конституции РФ определены основные задачи Российского государства, к числу которых относится и обеспечение государственной безопасности, укрепление мира, развитие международного сотрудничества. Этим задачам соответствуют основные направления деятельности Российского государства, его функции, включая и деятельность по обороне страны, военному строительству.

Правовое регулирование деятельности по обеспечению обороны и безопасности страны и руководству Вооруженными Силами закреплено в Законе РФ “О безопасности” от 5 марта 1992 года. Указанный закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны определены в Федеральном законе «Об обороне» (31 мая 1996 года, № 61-ФЗ).

Согласно упомянутому закону под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Правовую основу обороны страны составляют также ряд других законов, основными из которых являются:

- Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих», устанавливающий права, обязанности и ответственность военнослужащих, определяющий основы государственной политики по правовой и социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

- Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», определяющий основы порядка прохождения военной службы гражданами Российской Федерации;

- Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», осуществляющий правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливающий права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций (независимо от форм собственности) и их должностных лиц, граждан Российской Федерации, в этой области;

- законы, определяющие задачи, структуру и особенности прохождения службы в иных войсках и воинских формированиях, не входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации (законы Российской Федерации “О федеральных органах правительственной связи и информации”, “О государственной границе”, “О милиции”, федеральные законы “О пожарной безопасности”, “Об органах федеральной службы безопасности”, “О Железнодорожных войсках Российской Федерации”, “О внешней разведке”, “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации”, “О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции”, другие законы).

Наиболее полно система официальных взглядов на использование средств военного насилия в политических целях раскрывается в Военной доктрине государства, которая в целом направлена на обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, защиту ее жизненно важных интересов.


Понятия функций государства

Функции государства - определяемые его сущностью и социальным назначением основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Виды функций государства

Функции государства бывают как внешние, так и внутренние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняю т друг друг а . 1


Внутренние функции:

Экономическая функция

Ее содержание заключается в осуществлении государством мер по развитию экономики: промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и других областей — путем образования государственных предприятий, принятия законов в экономической сфере, создания условий для деятельности негосударственных предприятий, экономики и др. 2


Правоохранительная функция

Она состоит в деятельности государства по обеспечению правопорядка, защите прав и законных интересов человека путем точного и полного соблюдения законодательства всеми гражданами, организациями и государственными органами.

Социальная функция

Она призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. Например, государство должно:
- выплачивать пенсии пожилым людям

- платить пособия по безработице

- оказывать помощь многодетным семьям

Культурно-просветительская функция


Она направлена на подъем культуры и образовательного уровня граждан, создание условий их участия в культурной жизни, науке, искусстве.
Например:
-создание и финансирование школ,колледжей,институтов.

Экологическая функция

-запрещение загрязнения, и наказание за нарушения.

Внешние функции:

Оборонительная функция

- охрана границ (пограничные войска)

Экономическое сотрудничество с другими странами

Это объективный процесс развития многообразных экономических и научно-технических связей между странами.

Борьба за мир и мирное существование

Это тип отношений между государствами с различным общественным строем, который предполагает: отказ от войны как средства решения спорных вопросов между государствами, разрешение их путём переговоров.

Научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами

Поощрению международного сотрудничества в научной и культурной сфере способствует, например, Экономический и Социальный Совет ООН.

Взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды

ЮНЕП (англ. UNEP United Nations Environment Programme)-программа ООН по окружающей среде существует с 15 декабря 1972 г.
Главной целью ЮНЕП является организация проведения мер,направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: