Обеспечение безопасности личности общества и государства как функция государства

Обновлено: 22.04.2024

I. Общие положения

1. Настоящая Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.

3. Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

4. Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

5. Настоящая Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны.

6. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

национальная безопасность Российской Федерации (далее - национальная безопасность) - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности;

национальные интересы Российской Федерации (далее - национальные интересы) - объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития;

угроза национальной безопасности - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам;

обеспечение национальной безопасности - реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов;

стратегические национальные приоритеты Российской Федерации (далее - стратегические национальные приоритеты) - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности;

система обеспечения национальной безопасности - совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов.


Исследуются подходы к определению понятия «механизм государства» в ракурсе реализации государством функции по обеспечению национальной безопасности с помощью специальных органов государства.

Ключевые слова: государство, национальная безопасность, механизм государства.

Государство — политическая форма организации общества на определенной территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется все населения страны, главной функцией которой является защита от внешних и внутренних угроз [1].

Обеспечение безопасности личности, гарантирование прав и свобод — это прямая обязанность государства по отношению к личности. Взаимоотношения личности и государства, личности и общества строятся на основе единства их прав и обязанностей по отношению друг к другу. Только при таком условии осуществляется баланс интересов личности, общества и государства, посредством которого достигается стабильность мирного разрешения возникающих проблем и конфликтов [2].

Субъектом обеспечения национальной безопасности является тот, кто может обеспечить защиту национальных интересов. В ст. 2 ранее действовавшего Закона РФ «О безопасности» 1992 г. в качестве основного субъекта обеспечения безопасности было представлено государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

В Федеральном законе «О безопасности» нет статьи, которая указывала бы на то, что государство является основным субъектом обеспечения национальной безопасности. В гл. 2 этого закона представлены только полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности.

Личность, социальные общности, институты, т. е. общество в целом тоже являются субъектом обеспечения национальной безопасности, просто государство выступает как основной субъект, поскольку оно наделено специальными правами и полномочиями имеет соответствующие органы и институты, которые позволяют осуществлять деятельность по обеспечению национальной безопасности [3].

Ш. Монтескье отмечал, что, осуществляя роль «охранника, блюстителя, гаранта порядка и покоя граждан, главного заступника и бдительного попечителя их интересов», государство, однако, может превратиться в угрозу для безопасности личности и общества. Для того чтобы предотвратить эту угрозу, существует принцип «разделения властей», являющийся сегодня нормой для всех демократических государств [4].

Задача законодательной власти от имени государства выступает разработка и реализация системы правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере национальной безопасности. Высшие государственные органы определяют основные направления деятельности всех органов государственной власти и управления в этой области, формируют или преобразуют органы обеспечения национальной безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью, выделяют им соответствующие ресурсы [5].

Конституция РФ предусматривает исключительную компетенцию Российской Федерации в области безопасности (п. «м» ст. 71), а общественную и экологическую безопасность относит к компетенции субъектов РФ (п. «б», «д» ст. 72). Таким образом, четкое разграничение сфер компетенции в области национальной безопасности России и субъектов РФ представляется важным направлением правового регулирования.

К субъектам обеспечения национальной безопасности можно отнести не только государственные органы, но и отдельные социальные группы и личность. Это нашло отражение в ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О безопасности»: «Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности». Различные общественные объединения выявляют опасности и угрозы, мобилизуя общественное мнение.

Эффективность деятельности государственных органов по обеспечению национальной безопасности в большой степени зависит от инициативы граждан в своевременном предоставлении информации об угрозах национальной безопасности и оказании помощи государственным органам. Участие граждан в обеспечении национальной безопасности определяется законодательством (например, право на участие в выборах в органы государственной власти и управления). Личную безопасность каждый человек может обеспечить себе, действуя в рамках закона, не пренебрегая интересами общества и государства [6].

Государство обеспечивает национальную безопасность всей своей мощью, которая определяется его геополитическим положением, уровнем развития экономики, природными ресурсами, военным потенциалом. Надежно обеспечивается национальная безопасность в сильном государстве, но применение вооруженной силы возможно только в случае защиты его национальных интересов. При обеспечении национальной безопасности предусматривается приоритет невоенных средств (правовых, политических, дипломатических и др.). Поэтому при выполнении даже внутренних функций главной целью является восстановление законности и правопорядка, создание условий для решения конфликта «несиловыми» методами [7].

На основе анализа определения понятия государства как основного субъекта реализации национальной безопасности предлагается рассмотреть механизм государства, который содержит в себе механизм обеспечения исследуемой категории.

В. А. Козлов определяет механизм государства как систему органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства [8].

Сходной точки зрения придерживается М. И. Абдулаев, рассматривая механизм государства как совокупность государственных организаций, направленную на непосредственную реализацию государственной власти, обеспечение руководства обществом [9].

До недавнего времени широкое распространение имело определение механизма государства, предложенное В. В. Копейчиковым: «Механизм государства включает в себя всю систему советских государственных организаций — организованных государством коллективов людей, обеспечивающих руководство и непосредственное осуществление функций государства. Государственные организации, образующие в своей совокупности механизм государства в зависимости от существа стоящих перед ними задач (своего основного назначения) и вытекающих отсюда различий в компетенции, порядке образования, внутренней структуре и т. д., делятся на органы государства, государственные предприятия и государственные учреждения» [10].

М. И. Байтин определяет механизм современного Российского государства как пронизанную едиными, законодательно закрепленными принципами, основанную на разделении властей и располагающую необходимыми материальными придатками систему государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства [11].

Под механизмом государства в современной литературе понимают систему специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляются государственное управление обществом и защита его основных интересов [12].

Механизм обеспечения национальной безопасности — динамическая система, в которой выделяются следующие этапы: формулирование интересов, защита которых будет обеспечиваться; выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам общества и государства; выработка системы мер по противодействию угрозам; нейтрализация угроз; осуществление мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности. [13].

Основным структурным элементом механизма государства является система его государственных органов и учреждений, обеспечивающих защиту основных интересов государства и общества [14].

Одним из центральных субъектов обеспечения безопасности личности, общества и государства является правоохранительная система государства — это система государственных органов обеспечивающих защищенность личности, общества и государства от противоправных действий [15].

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (структура) — Президент Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации, судебная система Российской Федерации, система прокурорского надзора, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Совет безопасности Российской Федерации [16].

С нашей точки зрения, именно фундаментальная потребность общества в безопасности, защите от внешних и внутренних угроз и являлось предпосылкой возникновение системы органов, осуществляющих функции защиты. Государственные органы по осуществлению безопасности государства и общества должны быть выделены в особую, базовую систему органов государства, составляющую основной элемент механизма государства. [17]

Представляется целесообразным выделить из системы органов государственного управления систему органов по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, определив их как государственновластные органы, включающие систему оперативных подразделений и должностных лиц, специально созданных для охраны внешней и внутренней безопасности государства, обеспечивающих стабильность конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, реализацию конституционных прав граждан и действующих на основании и в строгом соответствии с законом. [18]

Таким образом, реализация мер, направленных на обеспечение национальной безопасности, осуществляется посредством механизма государства с привлечением к этому процессу негосударственных организаций и отдельных индивидов. При этом органы по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации представляют собой государственно-властные органы, включающие систему оперативных подразделений и должностных лиц, специально созданных для охраны внешней и внутренней безопасности государства, обеспечивающих незыблемость конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан и действующих на основании и в строгом соответствии с законом.

  1. 1 Абдурахманов М. И., Баришполец В. А. Основы национальной безопасности России. — М.: Норма, 2003. С. 93.
  2. Устрялов Н. В. Элементы государства. — М.: Луч, 2004. С. 512.
  3. Курбатов М. Д. Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. — М.: Ученый, 2003. С. 31.
  4. Нижник Н. С. Национальная безопасность: концептуальные основания и феноменологическая характеристика. — СПб.: Эстет, 2002. С. 312.
  5. Там же. С. 112.
  6. Аврутин Ю. Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел (опыт системного исследования). — СПб.: Знания, 1998. С. 139.
  7. Нижник Н. С. Указ. соч. С. 167.
  8. Козлов В. А. Лекции по общему государственному праву. — СПб.: СПбГУ, 1989. С. 211.
  9. Абдулаев М. И. Проблемы теории государства и права. — СПб.: Норма, 2003. С. 83.
  10. Копейчиков В. В. Механизм социалистического государства. — М.: Луч, 1968. С. 30.
  11. Байтин М. И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. — М.: Эстет, 1996. № 3. С. 9.
  12. Пьянов Н. А. Указ. соч. С. 273.
  13. Нижник Н. С. Указ. соч. С. 169.
  14. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Российская газета. 1995. № 3.
  15. Нижник Н. С., Ахмедов Ч. Н. Правоохранительная система как субъект обеспечения безопасности личности, общества и государства.- М:Успех, 2004. С. 159.
  16. Устрялов Н. В. Элементы государства: Территория. Население. Власть // Вестник китайского права. Сб. 2. Харбин, 1931. Апрель-июнь. С. 512.
  17. Лабуш Н. С. Силовой механизм государства и обеспечение национальной безопасности. — М.: Норма, 2009. С. 311.
  18. Алехина О. М. Теоретико-методологические аспекты проблемы определения понятия государственного механизма РФ // Право: теория и практика. 2001. № 3. С. 54.

Основные термины (генерируются автоматически): национальная безопасность, механизм государства, Российская Федерация, орган, государство, государственная власть, обеспечение, общество, система органов, субъект обеспечения.


Актуальность рассмотрения данного вопроса связана с тем, что задача формирования, упорядочения, совершенствования и устойчивого функционирования системы обеспечения общественной безопасности является актуальной для любой цивилизованной страны.

Для Российской Федерации на современном этапе её развития решение данной задачи особенно актуализируется, учитывая возрастание угроз внешнего характера и связанных с ними обострение внутренних угроз нормальному состоянию общественной безопасности.

Обеспечение общественной безопасности традиционно является приоритетом важности глобального характера для всей в целом страны, учитывая общее состояние законности и правопорядка в России. Ухудшение её состояния отражается на состоянии национальной безопасности и становится предметом озабоченности для всего общества и государства.

Именно поэтому Стратегия национальной безопасности Российской Федерации обозначает, что обеспечение общественной безопасности является приоритетным в деле удовлетворения интересов общества и государства. [3, п.31]

Следовательно, рассмотрение вопросов, касающихся понятия и обеспечения общественной безопасности, как одного из важнейших составляющих национальной безопасности, является актуальным и злободневным.

Исследуя генезис понятия «общественная безопасность», можно предположить, что оно формулировалась основываясь, во-первых, на этимологии самого слова «безопасность», определяемой семантикой русского языка (безопасность — отсутствие опасности или ее угрозы кому-либо или чему-либо сохранность, надежность [5;7]), на сопоставлении опасности и безопасности и их диалектике, и, во-вторых, из ранее законодательно закреплённого общего понятия «безопасность», которое содержалось в Законе Российской Федерации «О безопасности» [1] и обозначенного как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

К ним относятся определения, сформулированные в работах Борзенкова Г. Н., Комиссарова В. С., Беляевой Л. И., Босхамджиевой Н. А., Камилова М. А., Кармолицкого А. А., Воронова А. М. Романовой А. М. и многих других.

В них безопасность характеризуется как отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений, катаклизмов для объекта, системы, как их реальная защищенность от опасностей, способность надежно противостоять опасностям и угрозам.

Другая группа определений — это определения, в которых безопасность рассматривается в более широком контексте, с позиций внутренней организации, функционирования и развития какого-либо объекта, системы, их взаимодействия с окружающей средой. Они выражают их «способность к эффективному предотвращению или устранению различного рода опасностей и угроз прогрессу и развитию». [4; 8; 9 и другие] В них безопасность рассматривается не столько как «состояние» объекта, а в основном как функциональная деятельность. Такие определения сформулированы на основе функционально — деятельностного подхода к пониманию сути безопасности. Безопасность в них трактуется не только как возможность и способность кого-либо или чего-либо охранять, оборонять себя, а, прежде всего как свойство объекта, системы выживать, развиваться и совершенствоваться, их способность сохранять свои особые качества, как отсутствие противоречий в функционировании и развитии объекта, системы, которые могут привести их к разрушению.

Именно с позиции такого подхода, по-нашему мнению, представляется целесообразным подойти к определению общественной безопасности.

Следует отметить, что все современные определения и характеристики общественной безопасности принципиально не противоречат друг другу, а дополняют и развивают, конкретизируют и углубляют представления о безопасности как социальном явлении, о ее сущности. Они ориентируют на то, что по своей сущности общественная безопасность представляет собой определенное состояние объекта, системы, взаимосвязь, взаимодействие и соотношение всей совокупности условий и факторов, обеспечивающих сохранение, защищенность, функционирование, развитие и совершенствование объектов, систем. Однако, при функционально-деятельностном подходе, общественная безопасность может рассматриваться как явление динамичное, постоянно изменяющееся и эволюционизирующее. Такой подход ориентирует на анализ и характеристику общественной безопасности как процесса сохранения и поддержания устойчивого состояния ее как единого образования, её оптимального развития как целого, обеспечивающего защищенность личности и общества от угроз различного характера.

Функционально-деятельностный подход к пониманию общественной безопасности позволяет выявлять и оценивать реальные и потенциальные возможности общества по должному обеспечению защиты человека и общества. На его основе можно определить способности социальной системы адекватно реагировать на опасности, угрозы и вызовы состоянию общественной безопасности, действовать с упреждением по их устранению.

Общественная безопасность, как и безопасность в целом «представляет одну из ключевых категорий современной науки и практики и выступает как важнейшее свойство (атрибут) общественной системы, выражающееся в её целостности, относительной устойчивости и согласия. Иными словами, она, наряду с другими подсистемами национальной безопасности, указывает на надёжность существования и устойчивость развития общественной системы». [6] В то же самое время, общественная безопасность подразумевает и особый вид деятельности по её обеспечению, включающий систему мер, направленных на предотвращение опасностей и угроз общественной безопасности. В данном случае в качестве целевой функции общественной безопасности выступает именно защищённость человека и общества от опасностей и угроз разного характера. При этом под опасностями и угрозами можно понимать совокупность неблагоприятных факторов (явных или латентных), прямо или косвенно влияющих на нормальное состояние общественной безопасности.

При определении содержания общественной безопасности, по-нашему мнению, не следует ограничиваться использованием термина «защищенность». На наш взгляд, понятие «защищенность» характеризует некую статику рассматриваемого явления. Между тем состояние защищенности возникает вследствие предпринимаемых соответствующих мер, направленных на противодействие определенным угрозам.

Следует отметить, что угрозами общественной безопасности являются не только противоправные посягательства, но и другие угрозы (например, природные, техногенные и другие).

С позиции такого подхода представляется возможным полагать, что в широком смысле общественная безопасность — это понятие, характеризующее уровень противодействия угрозам различного характера нормальному состоянию общественной безопасности и степень защищенности человека и общества.

Соответственно, было бы логичнее в определении общественной безопасности обозначить наступательную позицию общества по должному обеспечению защиты жизненно важных интересов и противодействию угрозам. В таком случае, понятие общественной безопасности звучало бы так: общественная безопасность — это состояние защищённости человека и общества от угроз различного характера (противоправных, природных, техногенных и иных), достигаемое противодействием данным угрозам различными общественно-государственными мерами превентивного характера.

В данном случае общественная безопасность, как понятие, характеризует уровень противодействия угрозам общественной безопасности и степень защищённости интересов человека и общества.

При этом, сущность общественной безопасности как социального явления составляют состояние и качество реально сложившихся социальных отношений в обществе, которые обеспечивают необходимый уровень защищённости общественной безопасности и позволяют государству прогнозировать, предупреждать, выявлять и устранять угрозы её нормальному состоянию. Проявляется сущность общественной безопасности в повышении уровня жизни населения, снижении уровня правонарушений и преступлений; в функционировании системы противодействия угрозам безопасности человека и общества; в динамичности системы обеспечения общественной безопасности (ее способности своевременно выявлять и нейтрализовывать опасности и угрозы её нормальному состоянию, своевременно перестраиваться в соответствии с изменением обстановки).

Иными словами, введение в научный и нормативно-правовой оборот предложенного авторского определения «общественная безопасность» ориентирует на динамичные характеристики, связанные с диагностикой возникающих угроз нормальному состоянию общественной безопасности, способствует совершенствованию деятельности субъектов, реализующих указанную функцию, сделав приоритетными такие направления деятельности, как прогнозирование угроз, их профилактика, а также разработка и реализация мер по противодействию этим угрозам.

Чаще чем в научной литературе, общественная безопасность употребляется в нормативных и правовых актах, однако, пожалуй, единственное нормативное закрепление её понятия содержится в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, [2] которая трактует её как «состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [3, п.4].

Если исходить из данного определения, предложенная нами формулировка понятия «общественная безопасность» не только согласуется с толкованием, содержащимся в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации (далее — Концепция), но также содержательно дополняет её и выступает понятием, характеризующим уровень защищённости человека и общества (то есть понятие отражающее степень удовлетворённости их интересов в защищённости).

Заметим, что указанная Концепция определяет общественную безопасность как одну из приоритетных направлений государственной политики. [3, п.п.1,4].

При этом, данной Концепцией, как условие достижения целей системы обеспечения общественной безопасности обозначается важность определения и нейтрализации угроз общественной безопасности путём применения различных мер политического, организационного, социально-экономического, информационного, правового и иного характера [3, п.п. 5, 25, 29].

Основными целями обеспечения общественной безопасности являются: достижение и поддержание необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера; повышение уровня защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от террористических угроз; сохранение гражданского мира, политической, социальной и экономической стабильности в обществе и другие. [3, п.25, 26].

Таким образом, анализ Концепции позволяет установить, что в ней общественная безопасность определяется не только как понятие, определяющее состояние защищённости человека и общества, но и как деятельность, сочетающая в себе комплекс превентивных мер предупреждения угроз различного характера.

Базовый документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности (частью которого, как мы отметили ранее, является общественная безопасность [3, п.1]) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, определяет национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, под которыми понимаются, соответственно, объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищённости и устойчивого развития и важнейшие направления обеспечения национальной безопасности. [3, п.6]

Вторым по значимости стратегическим национальным приоритетом, после обороны страны, Стратегия определила государственную и общественную безопасность, [3, п.31] провозгласив, что состояние национальной безопасности напрямую зависит от степени её реализации и эффективности функционирования системы её обеспечения. [3, п.32] При этом, целями государственной и общественной безопасности, Стратегия определила, защиту конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе. защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В Стратегии также перечислены основные угрозы нормальному состоянию общественной безопасности, [3, п.43] направления и способы её обеспечения [3, п.44, 45, 46, 47]

Таким образом, можно заметить, что целевая ориентация общественной безопасности характеризуется не только состоянием её защищённости, но и предполагает определение и нейтрализацию угроз общественной безопасности путём применения комплекса мер различного характера. Данный вывод также подтверждает, что авторское определение понятия «общественной безопасности» наиболее согласуется со смыслом анализируемых Стратегии и Концепции.

Соответственно, обозначив общественную безопасность как важнейший стратегический национальный приоритет, следует определить её как состояние защищённости человека и общества от угроз различного характера (противоправных, природных, техногенных и иных), достигаемое противодействием данным угрозам различными общественно-государственными мерами превентивного характера.

Основные термины (генерируются автоматически): общественная безопасность, угроза, национальная безопасность, нормальное состояние, Российская Федерация, различный характер, общество, безопасность, техногенный характер, гражданский мир.

Для защиты интересов личности и общества эволюционно сформировалась социальная организация, высшей формой которой является государство и его институты. Социальная организация также включает организации граждан, в частности политические партии, общественные организации, которые защищают интересы отдельных слоев общества.

Государство в соответствии с действующим законодательством является основным субъектом обеспечения безопасности граждан. Свои функции в этой области государство осуществляет через совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной властей, прокуратуры, государственных, общественных и иных объединений, организаций и граждан. Таким образом, граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством и нормативными актами субъектов Федерации. Имеются также государственные организации, непосредственно обеспечивающие безопасность: контрольные и надзорные организации; организации, осуществляющие мониторинг, отдельных составляющих безопасности.

Существующий уровень научного осмысления обществом и осознания отдельными личностями опасностей, связанных с негативной динамикой ЧС природного, техногенного и социального характера, пока не соответствует их реальной значимости для безопасности личности, общества, государства и человечества. Это приводит к запаздыванию адекватной реакции общества, государства, мирового сообщества на возникающие угрозы, возрастанию в связи с этим всех видов ущербов и, как результат, кризисному развитию социально-экономических систем, деградации природной среды, ставит под угрозу устойчивое развитие отдельных государств и человечества в целом.

Также имеет место несоответствие существующей социальной организации общества постоянно изменяющемуся спектру опасностей и угроз. Поэтому необходимо научное осмысление места человека в современном мире, всего спектра опасностей и угроз для устойчивого развития человечества, обоснования направлений совершенствования социальной организации общества, приведения ее в соответствие со все новыми и новыми реалиями, в частности, ухудшением окружающей среды и возможностью глобального изменения климата, процессом экономической глобализации, учета их часто непредсказуемых последствий в интересах выработки рациональных управляющих воздействий, обеспечения устойчивого развития.

Роль государства в обеспечении техноприродной безопасности. В последние годы во всех развитых странах большое внимание уделяется теории национальной безопасности, разработке направлений и механизмов ее реализации в государственной политике, в том числе в части, касающейся техноприродной и экологической безопасности. В период «холодной» войны концепции национальной безопасности в большинстве государств, том числе в России и США, фокусировались главным образом на военной опасности и угрозах, связанных с понятием внешнего врага. В 70-х годах впервые встал вопрос о внесении существенных коррективов во взгляды на национальную безопасность. Причиной этому был глобальный энергетический кризис и связанное с этим рассмотрение в ООН вопросов охраны окружающей среды. Произошла определенная экологизация общественного сознания и международных отношений. Начиная с середины 70-х годов в основных развитых странах акцент, стали делать на виды безопасности, не относящиеся к сфере вооруженной борьбы. В настоящее время, в интегральное понятие национальной безопасности обычно включаются такие ее виды, как политическая, военная, экономическая, экологическая, информационная, террористическая и др.

Угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внешней и внутренней (в том числе природно-техногенной) безопасности. Так как основным субъектом обеспечения безопасности является государство, то состояние безопасности достигается проведением им единой государственной политики в данной области, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и самого государства.

Государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом, выполнения своих функций, которые свести к двум основным:

· управленческо-обеспечительная (создание условий и правил для поддержания нормальной жизни и развития общества);

· охранительная (пресечение нарушений установленного порядка, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного состояния).

Государственная и общественная безопасность

42. Стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

43. Основными угрозами государственной и общественной безопасности являются:

разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам;

деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование "цветных революций", разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;

деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе;

преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;

стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.

44. Главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности.

45. Обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля (надзора), совершенствования единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики), разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений.

46. Особое внимание уделяется искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов. В этих целях реализуются Национальная стратегия противодействия коррупции и национальные планы противодействия коррупции, в обществе формируется атмосфера неприемлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительная практика в указанной области.

47. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности:

совершенствуются структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти, развивается система выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деструктивной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, наносящей ущерб национальным интересам, актов терроризма, проявлений религиозного радикализма, национализма, сепаратизма, иных форм экстремизма, организованной преступности и других преступных посягательств на конституционный строй Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, государственную и частную собственность, общественный порядок и общественную безопасность;

создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов, а также противодействия участию российских граждан в деятельности преступных и террористических группировок за рубежом;

укрепляется режим безопасного функционирования, повышается уровень антитеррористической защищенности организаций оборонно-промышленного, ядерного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов;

совершенствуется система выявления и анализа угроз в информационной сфере, противодействия им;

принимаются меры для повышения защищенности граждан и общества от деструктивного информационного воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций, иностранных специальных служб и пропагандистских структур;

осуществляется комплексное развитие правоохранительных органов и специальных служб, укрепляются социальные гарантии их сотрудникам, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения государственной и общественной безопасности;

повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности.

48. Обеспечение национальной безопасности в пограничном пространстве осуществляется путем развертывания на государственной границе Российской Федерации высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов и систем, повышения эффективности пограничной деятельности, совершенствования межведомственного взаимодействия и межгосударственного пограничного сотрудничества, активизации процесса международно-правового оформления государственной границы и социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации.

49. Обеспечение национальной безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области пожарной безопасности осуществляется путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем, взаимодействия с аналогичными иностранными системами, повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, развития системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения, поддержания на должном уровне современной технической оснащенности и готовности пожарно-спасательных сил, развития системы принятия превентивных мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров на основе совершенствования надзорной деятельности, проведения профилактических мероприятий, а также путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: