Обеспечение баланса между государственной и коммерческой сферами общества

Обновлено: 17.04.2024

Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов (группы, движения, некоммерческие организации, религиозные и национальные общности) созданных с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивание интересов конкретных общностей людей.

Признаки гражданского общества представляют собой такие характеристики общества, при которых можно говорить о реально функционирующем гражданском обществе в рамках общественной жизни.

Основными признаки гражданского общества являются:

1. Реальное функционирование и обеспечение системы прав и свобод личности.

2. Наличие развитой системы самоуправления.

3. Наличие реальной конкуренции между различными политическими силами.

4. Наличие высокой степени плюрализма и общественного сознания.

5. Наличие независимых СМИ и реализация на практике права человека на информацию.

6. Наличие развитого института частной собственности, доверие населения к экономическим институтам.

7.Наличие органов государственной власти, выбранных на честных и справедливых выборах.

8.Наличие правового государства

9.Политика государства, направленная на достижение реальных благ для населения.

Функции гражданского общества

· Защита частных сфер жизни людей;

· Сдерживание политической власти от абсолютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей;

· Стабилизация общественных отношений и процессов, обеспечение баланса между государственной и коммерческой сферой общества;

· Защита и продвижение общественных интересов;

· Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.

Сформировались три подхода к соотношению гражданского общества и государства:

1) государство и гражданское общество — совпадающие социальные системы;

2) государство и гражданское общество — разные социальные системы, первичным (ведущим) есть государство, которое контролирует гражданское общество;

3) государство и гражданское общество — разные социальные системы, государство выполняет служебную (подчиненную) роль по отношению к гражданскому обществу.

Признаки (черты) гражданского общества в его соотношении с государством:

1) не существует до государства и вне государства;

2) не включает государство, развивается самостоятельно — без непосредственного вмешательства государства;

3) состоит из субъектов — свободных и равноправных граждан и добровольно сформировавшихся объединений, находящихся в отношениях конкуренции и солидарности;

4) обладает определенным приоритетом перед государством, однако заинтересовано в благосостоянии государства и способствует его развитию;

5) оказывает влияние на создание и функционирование государственных органов в собственных интересах;

6) вправе требовать от государства защиты жизни, здоровья, безопасности граждан, не допуская его вмешательства в их частные интересы;

7) формирует право, которое формулируется государством в законах и иных нормативно-правовых актах, гарантирует и защищает его от нарушений со стороны кого бы то ни было. Все потребности гражданского общества реализуются посредством воли государства, выраженной в форме правового акта. Первоначально в течение длительного времени гражданское общество вырабатывает норму права в рамках фактических отношений. Благодаря признанию нормы государством фактические отношения доводятся до статуса «юридических»;

8) развивается и взаимодействует с государством в границах права, которое выступает как равный и справедливый масштаб свободы и справедливости, а не как способ навязывания государственной воли.

Государство способно содействовать развитию общества либо препятствовать ему.

20. Концепция правового государства.

Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

  1. главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
  2. равенство всех перед законом;
  3. разделение властей на три ветви;
  4. реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
  5. признание прав и свобод человека высшей ценностью;
  6. взаимная ответственность личности и государства;
  7. политический и идеологический плюрализм;
  8. стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

  1. господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
  2. признание и гарантирование прав и свобод человека .Эти права пред-ются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
  3. взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
  4. разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
  5. разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
  6. контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

21. Концепция разделения властей. Особенности разделения властей в современном российском государстве.

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Содержание и значение принципа разделения властей

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Кругом разговоры о гражданском обществе. Модно быть активным. Что же такое «гражданское общество»?

Явление не молодое, но сейчас модное, заморское, а потому обратимся к живительному первоисточнику - «Википедии»!

Там читаем: «Гражда́нское о́бщество — совокупность граждан, не приближенных к рычагам государственной власти; совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур; сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних факторов. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнёром. Согласно классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе».

Не очень понятно, это как? Быть в государстве, жить по его законам, иметь по отношению к нему права и обязанности, выбирать и в то же время быть вне его регламентации? Словоблудие какое-то. Может просто записать – если тебе не нравятся законные требования государства – можно их не выполнять? Как быть уверенным в независимости этих объединений граждан? Сколько примеров, когда это самое «гражданское общество» использует в своих целях кто угодно, иногда из-за рубежа пытаясь выступить этим самым фильтром и даже диктатором требований, а очень высокий уровень жизни «активистов» (или скорее функционеров?) этих НКО вызывает обоснованные сомнения в их истинной некоммерческой направленности. Почему недостаточно государственных мер контроля власти путем взаимодействия ветвей, контрольных органов, в том числе и выборных, сигналов граждан. Как гражданин, я вполне не могу отстоять свои интересы и в рамках государственных структур? Посмотрим, как авторы статьи «Википедии» видят суть и условия самого существования «гражданского общества»:

«В общественных науках выделяются следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность работе церкви; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации. О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Томас Гоббс, английский философ:

«Гражданское общество — это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом».

Джон Локк, английский философ:

«Гражданское общество — это общество политическое, то есть общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы».

Шарль Монтескьё, французский философ:

«Гражданское общество — это общество вражды людей друг с другом, которое для её прекращения преобразуется в государство».

Томас Пейн, американский просветитель:

«Гражданское общество — благо, а государство — неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства».

Георг Гегель, немецкий философ:

«Гражданское общество — сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нём постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер».

Карл Маркс и Фридрих Энгельс, немецкие экономисты и социологи:

«Гражданское общество — сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство».

Условия существования гражданского общества

автономизация общества, превращение человека в индивида, освобождённого от всяких уз, связывающих его с ближними.

наличие в обществе частной собственности на средства производства: «Первый, кто расчистил участок земли и сказал: „Это моё“, — стал подлинным основателем гражданского общества» (Жан-Жак Руссо);

наличие конфронтации имущих с неимущими в форме постоянно текущей «холодной гражданской войны», «хищничество богачей, разбой бедняков» (Руссо)

наличие демократии в социальной сфере;

правовая защищённость граждан;

определённый уровень гражданской культуры;

высокий образовательный уровень и высокая гражданская активность населения;

наиболее полное обеспечение прав и свободы человека;

самоуправление;

конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

сильная социальная политика государства;

многоукладная экономика;

большой удельный вес в обществе среднего класса.

По цитатам видно, что концепцию «гражданского общества» разрабатывали давно и разные мыслители пришли к абсолютно разным выводам. Но скажите, мне одному кажется, что при таких условиях основная деятельность вот этого самого «гражданского общества» - «с жиру беситься», « дурью маяться», «бабло снимать»? Естественно, что в таком понимании гражданской активности больше всего проявляется молодежь, и далеко не лучшая её часть.

Функции гражданского общества «Википедия видит так»:

«Защита частных сфер жизни людей;

Сдерживание политической власти от абсолютного господства путём контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей;

Стабилизация общественных отношений и процессов, обеспечение баланса между государственной и коммерческой сферами общества;

Защита и продвижение общественных интересов;

Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.

Постоянный мониторинг законодательства на предмет коррупционных рисков».

Знакомо? «В борьбе обретешь ты право своё». « Вся жизнь борьба, покой нам только снится..»

Я-то думал, что «гражданское общество» – это добровольное объединение граждан в первую очередь с целью самоорганизации в тех сферах, где государство по каким-то причинам не доработало, где оно и люди нуждаются в помощи, а функция контроля, вторична после функций советчика и помощника. На мой взгляд общество должно не конфликтовать с государством, чиновником, а помогать определять недоработки, узкие места, а в случае необходимости и помогать решению вопросов практически. Пример «гражданского общества» не протесты против всего плохого за все хорошее, а волонтеры поисковых отрядов, спасателей, реальных защитников животных, а не крикунов. У нас уже процветают «профессиональные волонтеры», профессионалы протестов, оказывающие заказчикам протестные слуги, и действующие по стандартным прайсам. Я могу понять желание некоторой части граждан добровольно «взвалить на себя» контрольные функции, которые легко монетизируются, так как оплачиваться могут как сторонниками, так и противниками, причем даже одновременно при деловой хватке исполнителя.

Удивителен подход к проявлению гражданской активности у наших прозападных либералов, ратующих за развитие «гражданского общества». У них это общество разделено, на правильное и неправильное. Возмущаться всем, что делает власть, к которой они рвутся, а народ их не допускает - это хорошо и правильно, возмущаться пропагандой чуждых народу ценностей, тем, что людям категорически не нравится – это неправильно.

Мне кажется, что в России должен быть свой уклад, собственное понимание роли добровольных, некоммерческих объединений граждан. Я хожу на выборы не для того, чтобы выбрать себе противников. Мы должны иметь демократическое, правовое, социальное государство, которое живя по Конституции, обеспечивает её выполнение всеми и взаимодействует с гражданами, при решении особо острых социальных вопросов, выслушивая их возражения и предложения, привлекая их, как волонтеров, к совету, помощи, а в отдельных случаях и к контролю деятельности отдельных госорганов и должностных лиц. Между государством и обществом должна быть не конфронтация, а взаимоуважение и сотрудничество на благо всего народа и процветания России. Вот чего нам не хватает.

Если подвести итог, то я хочу жить в государстве, где увидев брошенный пакет, человек просто поднимет и выбросит его в урну. Если он увидит, что мусор просто некуда бросить, или улица не убирается, то направит в соответствующую службу заявление о проблеме , посоветует поставить урну и почаще убирать, а если не найдет понимания там – пожалуется властям, или соберет единомышленников-волонтеров и сам решит проблему , а не как модно сейчас – увидев мусор, создать НКО, собрать финансирование и организовать митинг бездельников под лозунгами «Уберите мусор»! Кстати, а кто убирать будет мусор оставленный участниками такого митинга?


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Теория гражданского общества

Гражданин — человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделённый совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

Происхождение и теория гражданского общества.

Попытки "развести" государство и гражданское общество.

Истоки теоретических разработок проблем гражданского общества уходят в античную философию.

В числе первых мыслителей «заметивших» гражданское общество как самостоятельную субстанцию, называют Платона. Он первым заметил элементы гражданского общества в рамках общей своей теории «идеального государства». Остро критикуя государственную власть, Платон создал учение об «идеальном человеческом обществе». Учение о добродетелях, мудрости, мужестве, просветленном эмоциональном состоянии явилось базой понятия «гражданское общество». Платон в общей теории гражданского общества первым сделал очень важный вывод о том, что кроме государственно-организованной есть и другие формы жизнедеятельности общества.

Аристотель рассматривал собственность и наличие среднего класса как главные признаки гражданского общества.

Концепция гражданского общества в работах этих мыслителей базировались на идеях естественного права и общественного договора.

Наиболее заметный след в становлении теории гражданского общества оставил итальянский мыслитель Никколо Макиавелли(1469-1527), отдавая дань времени, он считал, что высшим проявлением человеческого духа является государство, а смыслом и счастьем жизни — служение ему. Одновременно он полагал, что государь, имеющий возможность и право управлять подданными с помощью страха и насилия, не будет этим злоупотреблять, не будет нарушать имущественных и личных прав подданных, чтобы не возбудить их ненависть. Наиболее явственно различает Ма-киавелли государство и гражданское общество в рассуждениях о соотношении политики и нравственности. По Макиавелли, политическая власть и политическая деятельность безнравственны, потому как безнравственна сама природа политических отношений.

Разделение понятий "государство" и "гражданское общество" Гоббсом.

Английский философ Томас Гоббс впервые вводит в научный оборот понятие «гражданское общество» и провозглашает его примат перед государством. Гоббс подчеркивает двойственность гражданского общества:

1) государство не связано с гражданскими законами, обычаями, правом. Оно как бы отделено от гражданского общества;

2) государство подчиняет себе все и вся через понятие гражданское общество. Гоббс различает понятия «государство» и «гражданское общество».

Примат гражданского общества перед государством Локка.

Джон Локк (1632-1704), родоначальник классического либерализма, активно используя понятие гражданского общества, провозглашает в определенной мере его примат перед государством. Поэтому государство возникает только тогда, когда в обществе возникает в этом потребность. Следовательно, государство не является вечным атрибутом общества. Основой общества, в том числе и гражданского общества, Локк считает собственность. Он подчеркивает главную доминанту гражданского общества – ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества.

Важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры. Общество вражды людей друг с другом.

Шарль Луи де Монтескье (1689-1755) в произведении "О духе законов" рассматривает гражданское общество как результат исторического развития, как четвертую ступень человеческой истории после естественного состояния, семьи, героического времени. По его мнению гражданское общество есть вражда людей друг с другом. Монтескье различает в гражданском обществе три вида законов: гражданские, государственные, политические. Гражданские законы регламентируют отношения, принципы гражданского общества. Это отношения собственности, добровольных объединений граждан. Государственные законы – регламентируют главным образом политические права и свободы этих же граждан. Монтескье прямо указывает, что гражданское общество есть важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры со стороны властных структур.

Общественный договор Руссо. Формулирование понятия.

Жан Жак Руссо (1712-1778) показывает гражданское общество как общество, преобразованное в государство с помощью общественного договора. Он, провозглашая народный суверенитет, обосновывает право народа на свержение абсолютизма и отчуждение от власти демократически выбранного правительства.

Эммануил Кант (1724 -1804) заметно углубил представления о гражданском обществе и выявил главный путь формирования гражданского общества – сочетание свободы каждого со свободой других. По Канту гражданское общество основано на таких априорных принципах:

1. Свобода члена общества как человека;

3. Самостоятельность члена общества как гражданина.

Гражданское общество и государство как самостоятельные институты.

Принципиально новыми положениями обогащает понимание гражданского общества Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - гражданское общество выступает как система индивидов, которые с помощью труда удовлетворяют собственные потребности и потребности других. Фундамент гражданского общества Гегель видит в следующем:

1. Частная собственность;

2. Общность интересов;

3. Всеобщее равенство граждан;

4. Защищенность человека от случайностей.

В отличие от других Гегель рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные институты. Гражданское общество имеет место не внутри, а наряду с государством, отмечал Гегель, и оно зависит от государства и в какой-то мере поглощается им. Основной свой вывод Гегель сформулировал следующим образом – если государство для поддержания законности вторгается в пределы гражданского общества или вмешивается в деятельность судебных органов, то оно как бы выступает против гражданского общества. Государство и гражданское общество – есть противоречивое единство. Они могут существовать только на базе множества сословий, т.е. развитой социальной структуры общества. Гегель рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные институты. В государстве представлена общая воля граждан, гражданское общество же – это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.

Марксизм и гражданское общество.

Антонио Грамши ( 1891-1937) , теоретик-марксист, гражданское общество рассматривал в тройном историческом контексте:

1. Когда оно уничтожено государством ( дореволюционная Россия);

2. Когда государство является его «внешней» формой (итальянское государство);

3. Когда существует сбалансированное отношение между государством и гражданским обществом (развитые западные страны).

Он представлял гражданское общество как такое общество, которое в будущем поглотит государство и перерастет в самоуправление масс. Грамши отмечал, что гражданское общество и государство – это два уровня политики и смысл гражданского общества полнее всего выражают политические партии и другие общественные движения.

В современной политологии общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей. Политическая власть с целью своего упрочения создает политическую систему и ее основу - государство.

В современной политической науке с учетом выводов зарубежных исследователей дается следующее определение:

«Гражданское общество – это человеческая общность, включающая добровольно сформировавшиеся первичные негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества; это совокупность негосударственных отношений и сфера проявления свободных индивидов, организаций и ассоциаций граждан».

Политологи выделяют следующие исторические типы гражданского общества :

= социальные образования (сословие, социальная группа, класс);

= общество как совокупность граждан страны;

= мировое сообщество граждан.

Содержание гражданского общества может быть представлен следующим образом:

в экономической сфере – такие структурные элементы: негосударственные предприятия и объединения, кооперативы, коллективные хозяйства. Экономические атрибуты гражданского общества – естественная интеграция, конкуренция, свободные рыночные отношения;

в социальной сфере – это семьи, общественные организации и движения, негосударственные СМИ, органы самоуправления, механизм формирования и выражения общественного мнения и интересов в цивилизованной форме без насилия;

в политической сфере – создаваемые по необходимости политические партии, общественно-политические организации, клубы. Это борьба за соблюдение демократических принципов, традиций и процедур;

в духовной сфере – это наличие свободы мысли, совести, слова. Это самостоятельность и независимость от государственных и политических структур деятельности творческих и других объединений граждан в духовной сфере.

Концепция гражданского общества:

Томас Гоббс, английский философ:

Гражданское общество — это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом.

Джон Локк, английский философ:

Гражданское общество — это общество политическое, то есть общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы.

Шарль Монтескьё, французский философ:

Гражданское общество — это общество вражды людей друг с другом, которое для её прекращения преобразуется в государство.

Томас Пейн, американский просветитель:

Гражданское общество — благо, а государство — неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства.

Георг Гегель, немецкий философ:

Гражданское общество — сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нём постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер.

Гражданское общество — сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство.


  1. На первом этапе происходит разделение гражданской и государственной сфер общества. Начинается взаимодействие гражданского общества и аппарата государственной власти посредством современных демократических механизмов (выборы, референдумы, митинги, петиции и т. д.). Развивается преимущественно частная сфера общественной жизни, появляются различные институты, организации, обслуживающие частные интересы людей. В данный период преобладает система классического капитализма — с частной собственностью, рыночной экономикой, свободной конкуренцией. Главными классами на этом этапе являются предприниматели и рабочие. Для продолжения формирования гражданского общества необходимо правовое государство с рыночной экономической системой.

  2. Далее начинает развиваться не только частная, но и общественная сфера жизни. Гражданское общество, которое было вынуждено самостоятельно защищать экономические интересы различных социальных слоёв передаёт эти обязанности государству, которое становится благодаря этому не только правовым, но и социальным. На данном этапе сглаживается конфликт между интересами капиталистов и наёмных рабочих, общество стремится к компромиссу между интересами различных социальных групп. Основное место занимает средний класс, а также укрепляются позиции сервисного класса — это менеджеры, коммерсанты, аналитики.

  3. На финальном этапе формирования гражданского общества происходит его глобализация и плюрализация. Классовая борьба стремится к нулю, поляризация общества (вражда между его классами) практически исчезает. Различные социальные группы имеют разные интересы только в силу своих культурных особенностей, а не из-за вражды с другими группами. Разнообразные субъекты гражданского общества вырабатывают собственные стратегии и пути развития, а в самом обществе практикуется толерантность, терпимость ко всему спектру социальных групп, классов, этнических групп и т. д.

  • Защита частных сфер жизни людей;

  • Сдерживание политической власти от абсолютного господства путём контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей;

  • Стабилизация общественных отношений и процессов, обеспечение баланса между государственной и коммерческой сферами общества;

  • Защита и продвижение общественных интересов;

  • Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.

  • Постоянный мониторинг законодательства на предмет коррупционных рисков

Итак, гражданское общество — это находящаяся на определенной стадии развития форма человеческой общности, с помощью, труда удовлетворяющая потребности своих индивидов. Это совокупность негосударственных отношений в обществе (эконом, социальные, национальные и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы). Это сфера самопроявления свободных индивидов и их объединений, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти.

Гражданское общество существует и функционирует в диалектическом, противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном и тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к режиму. Оно является первичным по отношению к государству, фундаментом государства. По своей природе Гражданское общество является обществом неполитическим. В недрах Гражданского общества могут возникать и возникают политические объединения.

Основополагающим условием жизнедеятельности гражданского общества является обладание каждым его членом конкретной собственностью, или участие в обладании собственностью, право использовать ее и распоряжаться ей по своему усмотрению. Важным условием успешного функционирования Гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей все богатство и многообразие интересов представителей различных групп и слоев. Следующим условием жизнедеятельности Гражданского общества является высокий уровень интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самодеятельности при включении в тот или иной институт Гражданского общества.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

к рабочей программе
7.3.2. Практические задания по дисциплине для самостоятельной подготовки к зачету

Задание 1. В истории общественной мысли гражданское общество рассматривалось как связанное с государством, но все же противоположная ему сфера. Две крайние позиции в оценке характера взаимосвязи государства и гражданского общества выразили Т. Пейн и Г. Гегель. В трактовке Т. Пейна, государство выступало «необходимым злом», поэтому гражданское общество должно максимально ограничить его власть. Для Гегеля – государство выше гражданского общества, поскольку есть воплощение разума и нравственного целого. Только оно, по мысли немецкого философа, может обеспечить свободу общества, сохранить его именно в гражданском качестве, т. е. не позволить деградировать к состоянию войны всех против всех. Гражданское общество нуждается в государстве, т. к. представляет собой пространство многочисленных размежеваний борьбы и конфликтов между частными интересами. Прокомментируйте свое отношение к этим подходам. Как сегодня рассматривается вопрос о характере взаимоотношений гражданского общества и государства?

Ответ 1: Формирование и развитие гражданского общества неразрывно связано с формированием и развитием государства, причём такого государства, где верховенствует закон и высоко развито правосознание граждан (правовое государство).

Связь «гражданское общество – правовое государство» основана на взаимовлиянии: государство посредством законодательства, политики социализации личности и т. п. формируют высокоразвитое в гражданском отношении общество. И наоборот. Гражданское общество влияет на развитие демократизации в законодательстве, на поведение институтов власти. Гражданское общество «отнимает» у правового государства некоторые его функции (например, разрешение конфликтов на местном уровне).

Вместе с тем гражданское общество и правовое государство находятся в состоянии постоянного «противовеса» друг другу , созидают, но контролируют друг друга, препятствуя одновременно поглощению общества государством и государства обществом.

Гражданскому обществу присуща высокая степень развития таких характеристик, как политическая культура и политическое сознание. Здесь наличествует активная политическая жизнь, плюрализм мнений и идеологий. Наконец, основным методом решения спорных вопросов является компромисс, консенсус, поиск национального согласия.

Важной проблемой гражданского общества является взаимопонимание общества и личности, коллектива и личности . В гражданском обществе, правовом государстве этническая, идеологическая, политическая, классовая, культурная, религиозная и любые другие общности не должны подавлять индивидуальность. Здесь индивид, ставший личностью, может выделяться, не порывая с общей ментальностью, идеей, общностью судьбы, истории, присущей данной коллективности.

Здесь имеется новая основа для самореализации личности, проявления её индивидуальности: самостоятельность, самоценность, гражданская ответственность человека, способного и желающего рассчитывать на свои собственные силы, самодеятельность соревнования. Условием и результатом такого развития становится всё более полное превращение общества в гражданское целое, а государства – в правовое политическое единство 1 .

Функции гражданского общества


  • Защита частных сфер жизни людей;

  • Сдерживание политической власти от абсолютного господства путём контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей;

  • Стабилизация общественных отношений и процессов, обеспечение баланса между государственной и коммерческой сферами общества;

  • Защита и продвижение общественных интересов;

  • Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.

  • Постоянный мониторинг законодательства на предмет коррупционных рисков [6]

  1. сельских поселений или небольшого муниципального района;

1) доведение до населения Сосенское Ленинского муниципального района Московской области (далее - поселение) полной и точной информации о проектах муниципальных правовых актов, а также вопросах, выносимых на публичные слушания;

2) обсуждение и выяснение общественного мнения по проектам муниципальных правовых актов и вопросам, выносимым на публичные слушания;

3) оценка отношения населения поселения к рассматриваемым проектам муниципальных правовых актов, а также вопросам, выносимым на публичные слушания;

4) выявление предложений и рекомендаций со стороны населения по обсуждаемой проблеме.


  1. городского округа или муниципального района, который включает большую совокупность поселений и значительную численность населения.

1. Председательствующим на слушаниях является председатель Думы, Глава городского округа, либо лицо, уполномоченное на проведение публичных слушаний на основании соответствующего муниципального правового акта.
2. Информационные материалы к слушаниям, проекты рекомендаций и иных документов, которые предполагается принять по результатам слушаний, включая проекты муниципальных правовых актов, готовятся комиссией (комиссиями) Думы, уполномоченным органом.
3. Перед началом проведения публичных слушаний проводится регистрация его участников.
4. Представителю комиссии (комиссий) Думы, уполномоченного органа, или участнику слушаний председательствующий предоставляет слово для доклада по теме публичных слушаний. По окончании выступления докладчик отвечает на вопросы участников слушаний. Слово для выступления предоставляется председательствующим в порядке поступления заявок, которые подаются заблаговременно как в устной, так и письменной формах.
5. Продолжительность обсуждений определяется характером вопросов. Председательствующий на слушаниях вправе принять решение о перерыве в слушаниях и их продолжении в другое время.
6. Время выступления участников определяется председательствующим, исходя из количества выступающих и времени, отведенного для проведения публичных слушаний.
7. Председательствующий назначает секретаря публичных слушаний, который ведет протокол публичных слушаний.
8. Протокол публичных слушаний должен содержать информацию о месте проведения публичных слушаний, вопросы, выносимые на публичные слушания.
Письменные замечания и предложения участников публичных слушаний подлежат включению в протокол с указанием даты представления указанных замечаний и предложений.
Задание 4. Вы руководитель многопрофильной компании, созданной в начале 1990-х гг. Вы можете развивать бизнес в сфере услуг, производства или переработки. Масштаб вашего бизнеса — регион. Расскажите о своей стратегии работы в девяностые, нулевые, десятые и в текущем году, включая выбор бизнеса и выстраивание взаимодействия с властью.
Задание 5. Сформулируйте собственное отношение к актуальности или несвоевременности вопроса о необходимости принятия в современной России кодекса государственного служащего. Ответ письменно подкрепите собственными 4-5 примерами.
Задание 6.Какие общественные и/или политические институты (укажите не менее пяти) способны формировать этические нормы поведения у госслужащих в Российской Федерации? Аргументируйте ответ.
Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственного служащего, доверия граждан к государству и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения государственных служащих.

Кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей.

а) служит основой для формирования должной морали в сфере государственной службы, уважительного отношения к государственной службе в общественном сознании;

б) выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных служащих, их самоконтроля.

3. Знание и соблюдение государственным служащим положений Кодекса является одним из критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.

В Российской Федерации общие принципы служебного поведения государственных служащих определены Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 и представляют собой краткие основы поведения, которыми государственным служащим надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

Дальнейшее развитие вопрос требований к служебному поведению государственных служащих получил в положениях Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и указах Президента Российской Федерации, регламентирующих деятельность комиссий государственных органов по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

1 февраля 2007 года Россия присоединились к «Группе государств против коррупции» (ГРЕКО), став полноправным участником этой международной организации, созданной для мониторинга антикоррупционных стандартов. С целью выполнения рекомендаций, выработанных ГРЕКО по итогам оценки состояния борьбы с коррупцией в России в 2008 году, сегодня создана и функционирует законодательная база противодействия коррупции, приняты организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

В рамках этой работы в мае 2010 года Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработан проект типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих. Решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. федеральным органам государственной власти поручено разработать и утвердить в соответствующих ведомствах «этические кодексы».

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 апреля 2011 г. № 555 утвержден Кодекс этики и служебного поведения гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации (далее – Кодекс).

Исследовательская работа на тему: “Организации гражданского общества и их рол.

Исследовательская работа на тему: “Организации гражданского общества и их роль в формировании гражданской ответственности и человеческого достоинства”
Подготовила ученица 9 класса
МОУ Куркинская СОШ №1
Андронкина Татьяна

Гражда́нское о́бщество (организация) — это некоммерческая организация, один и.

Гражда́нское о́бщество (организация) — это некоммерческая организация, один из гарантов соблюдения прав человека, совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур, но не вне рамок государства как такового. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнёром.

Объединения и общественные организацииЭкономическая сфера (рабочие союзы.

Объединения и общественные организации
Экономическая сфера (рабочие союзы, союзы предпринимателей, ассоциации банкиров и т.д.)
Социальная сфера (семья,страховые фонды, общества защиты прав потребителей, общества ветеранов войны и труда)
Духовная сфера (религиозные объединения, сообщества ученых, союзы деятелей культуры и т.д.)


Условия существования гражданского общества (организации):наличие демократии.

Условия существования гражданского общества (организации):
наличие демократии в социальной сфере;
правовая защищённость граждан;
определённый уровень гражданской культуры;
высокий образовательный уровень и высокая гражданская активность населения;
наиболее полное обеспечение прав и свободы человека;
самоуправление;
конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;
сильная социальная политика государства;
многоукладная экономика;
большой удельный вес в обществе среднего класса.

Функции гражданского общества (общественных организаций):Защита частных сфер.

Функции гражданского общества (общественных организаций):
Защита частных сфер жизни людей;
Сдерживание политической власти от абсолютного господства путём контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей;
Стабилизация общественных отношений и процессов, обеспечение баланса между государственной и коммерческой сферами общества;
Защита и продвижение общественных интересов;
Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.

Историческая роль Гражданское общество (организация) является важнейшим элеме.

Гражданское общество (организация) является важнейшим элементом в системе сдержек и противовесов современного общества, позволяющим контролировать и ограничивать деятельность институтов государственной власти и бизнеса, предотвращая нарушения закона и их чрезмерное вмешательство в частную жизнь граждан.
Гражданское общество (организация) позволяет эффективно продвигать интересы различных социальных групп, защищать их права, в том числе посредством выдвижения законодательных инициатив.
Институты гражданского общества, функционирующие на основе сотрудничества и кооперации различных социальных групп, сглаживают социальные противоречия и гармонизуют общественные отношения.

Негативная оценка:Гражданское общество может служить эффективным инструментом.

Негативная оценка:
Гражданское общество может служить эффективным инструментом для делегитимизации властных институтов (Арабская весна, «Оранжевые революции»).
Финансовая политика благотворительных фондов часто изменяется, их поддержка общественных организаций ограничена коротким временным промежутком, что часто приводит к имитации решения социальных проблем и распаду действительно независимых общественных организаций.
Льготное налогообложение общественных организаций создает широкое поле возможностей для различных коррупционных схем ухода от налогов и не целевого расходования средств благотворительных фондов.
Финансирование из внешних источников создает возможность влияния на деятельность некоммерческой организации в направлении, противоречащем национальным интересам страны, в которой данная организация находится.

Существенным недостатком в работе общественных организаций и объединений явля.

Существенным недостатком в работе общественных организаций и объединений является то, что между гражданскими формированиями еще не наблюдается устойчивой, системной и организованной связи, которая необходима для создания силы, способной повлиять на власть в случаях нарушений прав и свобод человека и гражданина.

Формирование гражданской ответственности и человеческого достоинстваФормирова.

Формирование гражданской ответственности и человеческого достоинства
Формирование гражданской ответственности и человеческого достоинства непосредственно зависит от гражданского общества и в частности общественных организаций. Но, прежде всего, на это влияет- объективное состояние общества, уровень развития демократии, гуманность. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека с помощью гражданского общества и общественных организаций.

Основная цель гражданского воспитания - воспитание в человеке нравственных ид.

Основная цель гражданского воспитания - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества. Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития демократического общества. Гражданское воспитание утверждает гуманный подход к развитию личности человека. Оно строится на основе его потребностей и возможностей их удовлетворения в процессе преодоления отчуждения личности от институтов власти, изменений приоритетов в пользу образования и культуры.Гражданское воспитание тесно связано с нравственным воспитанием.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: