Объем и перечень государственно властных прав и обязанностей государственного органа это

Обновлено: 27.03.2024

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
  1. Каждый имеет право на жизнь.
  2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
  1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

  1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
  2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
  1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
  2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
  5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

  1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
  2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.
  1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
  3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
  1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
  2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
  1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
  2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
  2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
  2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
  1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
  3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
  1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
  2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
  1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
  2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
  2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
  3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

  1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
  2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
  1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
  2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Государственный аппарат состоит из различных по порядку формирования, структуре и роли в осуществлении власти государственных органов.

Государственный орган - это составная часть механизма государства (физическое лицо или организация), наделенная государственно-властными полномочиями и участвующая в осуществлении функций государства.

Таким образом, государственный орган:

1. Представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;

2. Наделен властными полномочиями, в том числе возможностью применения принуждения;

3. Образуется и действует на основе правовых актов, которые определяют его компетенцию.

Компетенция государственного органа - это объем и перечень государственно-властных полномочий, закрепленных за этим органом, а также его юридические обязанности.

Кроме того, часто в понятие компетенции включается перечень вопросов, по которым данный орган вправе самостоятельно принимать властные решения.

Государственные органы реализуют свою компетенцию в трех формах:

- Первой формой является издание нормативно-правовых актов.

- Вторая форма - это принятие актов применения права.

- Третья форма - представляет собой организационную деятельность государственного органа.

Органы государства различают по нескольким критериям:

1) по срокам полномочий все государственные органы делятся на временные и постоянные. Временные органы создаются для достижения краткосрочных целей, тогда как постоянные функционируют без ограничения срока. Например, к временным органам в России в 1917-1918 гг. относились Временное правительство и Учредительное собрание;

2) по месту в иерархии государственные органы подразделяются на высшие и местные. В федерациях помимо них существуют еще и органы власти субъектов федерации. Примером высшего органа власти в Российской Федерации является Государственная Дума Федерального Собрания РФ; примером органа власти субъекта федерации является правительство Москвы; примером местного органа власти - мэр Владивостока;

3) по характеру осуществления компетенции различают коллегиальные и единоначальные государственные органы. К первым относится Верховный суд Российской Федерации, ко вторым - Генеральный прокурор РФ;

4) по порядку формирования государственные органы бывают первичными, т. е. избираемыми непосредственно населением, и производными, которые формируются первичными. Примером первичных органов может служить Московская городская дума, производных - Федеральная служба безопасности РФ;

5) по правовым формам деятельности выделяют правотворческие (парламенты), правоприменительные (правительства) и правоохранительные (суды, органы внутренних дел) государственные органы;

6) в соответствии с принципом разделения властей государственные органы делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Несмотря на многообразие государственных органов все они составляют единый властный механизм, посредством которого реализуются функции государства.

Для осуществления управленче­ских, административных, социальных и идеологических функций создаются государственные учреждения и орга­низации.

Совокупность органов, учреждений и организаций, осуществляющих в обществе государственную власть, называ­ется государственным аппаратом.

Под государственным аппаратом понимается система го­сударственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государствен­ное управление.

Основную роль в них играют должностные лица. Под их руководством выполняют свои задачи государственные пред­приятия и учреждения. Кадровой основой предприятий и уч­реждений являются государственные служащие. Они работа­ют в органах государства. Из них состоит государственный аппарат.

В демократических государствах в качестве базовых принципов функционирования властных структур выделяют: представительство интересов граждан в государственном аппарате; разделе­ние властей на законодательную, исполнительную и судебную при их разумном взаимодействии; демократизм (учет интересов большинства при принятии важнейших решений с оставлением для меньшинства права отстаивать свои интересы всеми законными средствами); законность; глас­ность деятельности государственных органов; профессионализм и компетентность.

Структура государственного аппарата определяется функ­циями государства и зависит от тех конкретных задач, кото­рые оно призвано решать в конкретно-историческую эпоху. Первичной ячейкой государственного аппарата выступают его органы и учреждения.

Государственные учреждения — государственные орга­низации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и другие учреждения связи и транс­порта).

Государственный аппарат — это не механическое соеди­нение его органов, а упорядоченная, целостная система. Смысл этой системы состоит в том, что каждый орган государ­ства выполняет определенные управленческие функции, имеет свое пространство ответственности. В современном обществе содержание функций государственных органов определяется конституцией и другими законодательными актами.

Государственный аппарат состоит из следующих струк­турных элементов:

1. Служащие, профессионально занимающиеся управле­нием и получающие за это материальное вознаграждение.

2. Иерархичная система государственных органов и уч­реждений, которые правомочны совершать действия, направ­ленные на урегулирование всех сфер общественной жизни.

3. Материальные средства, которые необходимы для функ­ционирования первых двух элементов.

Многообразие функций государства, форм и методов их реализации обусловливает наличие достаточно развитой сис­темы государственных органов. В их числе в современном де­мократическом государстве выделяют: главу государства; органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы судебной власти; органы государственного принуждения (органы внутренних дел, государственной без­опасности, прокуратура, исправительные учреждения); во­оруженные силы.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

ü Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата

ü Принцип разделения властей, который исключает возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц .

ü Принцип демократизма у позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства

ü Принцип законности, означающий обязательность соблюде­ния законов во всех звеньях государственного аппарата

ü Принцип гласности, обеспечивающий открытость деятель­ности государственных органов

ü Принцип профессионализма и компетентности государст­венных служащих, гарантирующий высокий уровень реше­ния вопросов государственной жизни

ü Принцип федерализма (в федеративных государствах), обеспечивающий разграничение предметов ведения между феде­рацией и ее субъектами

Государственные органы — составные части аппарата го­сударства (физические лица или организации), наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства. Эти органы имеют юри­дическую основу деятельности (нормы права); действуют от имени государства; могут применять принуждение; структур­но обособлены.

Государственный орган— это организация, учреждение, создаваемое для осуществления определенного вида государ­ственной деятельности, выполняющее определенные функ­ции по управлению делами общества.

Компетенция государственного органа — это объем и перечень государственно-властных полномочий, закреплен­ных за этим органом, а также его юридические обязанности.

Кроме этого, часто в понятие компетенции включается пе­речень вопросов, по которым данный орган вправе самостоя­тельно принимать властные решения.

Признаки государственных органов:

· осуществляют от имени государства его задачи и функции в определенной области;

· обладают властными полномочиями;

· имеют определенную компетенцию (закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей);

· имеют определенную структуру (систему служб и численный состав — штат);

· обладание властными полномочиями, которое выраже­но в праве издавать обязательные государственные акты и осу­ществлять контроль за их исполнением;

· выполнение четко определенных видов государствен­ной деятельности;

· наличие организации и ресурсов для осуществления на­меченных функций;

· действуют на определенной территории;

· образуются и прекращают свою деятельность в установленном законом порядке.

Государственный орган может издавать юридические акты, обязательные для исполнения те­ми, кому они адресованы; применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов.

Государственный аппарат осуществляет свою деятельность в двух формах: организационной — направлена на внедрение в деятельность органов государства научных и эффективных методов организации труда, выработку и реализацию реко­мендаций по ее совершенствованию и т. п. и правовой — носит властный характер, реализуется в общеобязательных предпи­саниях, адресованных соответствующим субъектам.

К государственным органам относятся законодательные, исполнительные и судебные орга­ны, органы прокурорского надзора.

Принцип разделения властей основан на ряде положений: законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом власти; исполнительная власть ограничена в нормотворчестве и занята исполнением законов; должен быть баланс полно­мочий между органами власти; судебные органы являются независимыми; ни одна из властей не вмешивается в деятельность другой; споры властей решаются конституционным путем (в РФ — с привлечением Конституционного суда).

Органы законодательной властинаходят свое выражение в ус­тановлении наиболее важных, обязательных правил поведения и деятельности физических и юридических лиц, органов госу­дарства и общественных организаций. Законодательная власть осуществляется представительным органом. Представитель­ный орган в разных государствах имеет разные национальные названия (конгресс — в США, Верховная Рада — на Украине, Федеральное Собрание — в России).

Парламент состоит из членов парламента — депутатов. В подавляющем большинстве стран депутаты имеют свобод­ный мандат. Они рассматриваются как представители всего народа, а не только своего избирательного округа, и поэтому они не обязаны выполнять наказы жителей округа. Депутаты не могут быть досрочно отозваны избирателями.

Во многих странах члены парламента обладают депутат­ским иммунитетом. Это означает, что депутат не может быть подвергнут полицейскому аресту, кроме того, против него не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является.

Парламент формирует или принимает участие в формиро­вании высших органов государства. В России Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение председателя правительства, на Украине Верховная Рада дает согласие пре­зиденту на назначение председателя Комитета по антимо­нопольной политике, председателя Фонда государственного имущества, генерального прокурора. Парламент ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объ­являет амнистию, принимает бюджет.

Парламент осуществляет контроль за деятельностью ис­полнительной власти и других высших органов власти. Ис­пользуются следующие формы контроля: постановка вопроса о вотуме доверия правительству, дебаты по различным аспек­там политики государства, отчеты правительства и министров перед парламентом, парламентские слушания и расследова­ния, импичмент.

К основным функциям исполнительной властиотносятся исполнение законов и распорядительная деятельность, регу­лирующая посредством исполнительных актов основные сферы общественной жизни.

Аппарат исполнительной власти возглавляет глава госу­дарства. Глава государства— это конституционный орган и од­новременно высшее должностное лицо государства, представ­ляющее государство вовне и внутри страны. Глава государства — символ государственности. В одних странах глава государства рассматривается как неотъемлемая часть парламента, т. е. за­конодательной власти без его подписи закон не действителен (монарх в Великобритании, президент в Индии). В других — глава государства является одновременно и главой государст­ва, и главой исполнительной власти (Египет, США). А в неко­торых странах лицо, являющееся главой государства, не может входить в состав какой бы то ни было ветви власти (Германия, Италия). Глава государства может быть национальным симво­лом, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другим институтам государства, единоличным правителем (Саудовская Аравия).

Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором — пра­вительство, избираемое парламентом.

Наряду с главой государства органом исполнительной влас­ти является правительство. Правительство— это коллегиаль­ный орган исполнительной власти, состоящий из министров. Правительство осуществляет административно-распоряди­тельную деятельность, под его руководством находятся госу­дарственные учреждения, вооруженные силы, финансы, меж­дународные дела. В состав правительства часто включаются «министры без портфеля» — лица, которые выполняют специ­альные поручения правительства.

Исполнительная власть в рамках своих полномочий осуществляет все виды деятельности государственного аппарата: принятие решений, организацию их исполнения, контроль за выполнением. Поэтому управленческие органы имену­ются государственным аппаратом в узком смысле.

Повседневная практическая работа по претворению в жизнь законодательных решений при­надлежит исполнительным, управленческим органам.

В современном мире государственно-административный аппарат представляет собой развет­вленную систему министерств, ведомств, служб управления государственными предприятиями и т. д. Заняты на профессиональной основе в государственном аппарате — государственные слу­жащие. Среди них — должностные лица, которые в силу занимаемой ими должности наделены особым кругом полномочий.

Судебные органы— традиционная ветвь государственной власти. Судебные органы осуществляют правосудие.

Органы прокуратурыпредназначены для осуществления надзора за точным и единообразным исполнением законов органами государства, должностными лицами и гражданами.

Государственные служащие работают на постоянной и профессиональной основе. В отличие от должностных лиц высшего ранга, они не зависят от результатов выборов. Деятельность госу­дарственных служащих, именуемых также чиновниками, или бюрократией, регулируется в боль­шинстве стран мира специальными законами «О государственной службе».

телефон нейтральное герб

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

1. По какому главному классифицирующему признаку отрасли права отделяются друг от друга?

а) по социальному назначению;

б) по источникам;

2. Виды субъектов права:

а) физические и юридические лица;

б) физические лица, государственные органы;

в) физические и юридические лица, граждане;

г) юридические лица, иностранцы.

3. Что из указанного не входит в предмет теории государства и права?

а) сущность и значение политических явлений;

б) принципы, аксиомы, презумпции права;

в) система юридических категорий и понятий;

г) закономерности возникновения права.

4. Невозможно различие партийной принадлежности премьер-министра и партийного большинства парламента в республике какого типа?

в) смешанной;

г) все ответы верны.

5. Объем и перечень государственно-властных прав и обязанностей государственного органа:

в) государственность;

6. Что из указанного не относится к правотворческой деятельности?

а) восполнение пробелов в праве законом;

б) разрешение споров о праве;

в) отмена юридических норм;

г) обновление законодательства.

7. Состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на соблюдении и исполнении всеми субъектами права всех без исключения действующих социальных норм?

а) общественный порядок;

Г) дисциплина.

8. Какие признаки отличают государство от других систем социального управления? (определить исчерпывающий перечень).

а) государственная территория, публичная власть, президент, право, политическая система;

б) суверенитет, государственная территория, парламент, право, законы, органы государственного управления;

в) публичная власть, государственная территория, суверенитет государства, налоги, право;

г) государственная власть, территория и механизм государства, право, таможенные сборы.

9. Средства, приемы, способы совершения правонарушения в составе правонарушения относятся к:

б) объективной стороне;

в) субъекту;

г) субъективной стороне.

10. Вы поступили в высшее учебное заведение. С точки зрения юридических фактов по правовым последствиям это:

а) правоустанавливающий факт;

б) правоизменяющий;

г) все ответы верны.

11. Какую отрасль права необходимо применить чтобы привлечь к ответственности лицо, совершившее преступление?

б) уголовное;

12. Что из перечисленных понятий соответствует понятию «государственный аппарат»?

а) принципы построения органов государства, их компетенция на уровне федерации и субъектов федерации;

б) система государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства;

в) механизм образования центральных и местных государственных органов;

г) система государственных органов и общественных организаций, при помощи которых управляется государство.

13. Какой ветвью власти или органом государства осуществляется признание несоответствующих законам актов исполнительной ветви власти?

а) законодательной, парламентом;

б) судебной, судом соответствующей компетенции;

в) прокуратурой, через прокурорский надзор;

г) исполнительной, издавшим акт органом.

14. Возведенная в закон воля социальной группы характеризует право как:

а) назначение права;

б) нормативность права;

в) сущность права;

г) ценность права.

15. Конкретные права субъекта в правоотношении:

а) права гражданина;

б) права человека;

в) субъективное право;

Понятие, предмет, методология и функции теории государства и права.

Методология теории государства и права – это выбор определенного подхода, совокупности принципов, методов и приемов в исследовании государственно-правовых явлений и процессов.

Методы теории государства и права:

Всеобщие методы, отражающие философский, мировоззренческийподходы к действительности:

· метафизический, рассматривающий государство и право как неизменные, вечные институты;

· диалектический (материалистический и идеалистический), связывающий существование государства и права с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы) и божественной силой, объективным разумом либо с сознанием человека, с согласованием воли людей, насилием и др.

Общенаучные методы – это приемы, которые применяются на отдельных этапах научного познания. К ним относятся:

· системный подход, ориентирующийся на выявление многообразных типов связей исследуемого объекта;

· функциональный подход, нацеленный на выяснение отдельных функций явления, процесса.

Методы логического исследования явлений:

· анализ – мысленное расчленение исследуемого объекта на части;

· синтез – процесс объединения в единое целое свойств, частей, выделенных посредством анализа;

· индукция – опытное изучение явлений, когда от отдельных фактов переходят к общим положениям;

· дедукция – выведение из общих положений частных, конкретных знаний, суждений;

Частнонаучные методы – приемы, которые заимствованы из других технических, естественных и гуманитарных наук. Это, в частности:

· конкретно-социологический метод позволяющий с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере;

· статистический метод, с помощью которого получают количественные показатели того или иного государственно-правового явления;

· кибернетический метод, помогающий с помощью системы понятий, законов и средств кибернетики познать явления и процессы в государстве и праве.

Среди частнонаучных особое место занимаютчастноправовые методы:

· формально-юридический, позволяющий дать определения юридических понятий, выявить их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний, показать противоречивость правовых актов и т.д. Этот метод стремится выразить правовое знание четко и вполне определенным образом;

· сравнительно-правовой метод – мощный инструмент познания государственно-правовых явлений, процессов. Он позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы – законы, прецеденты и другие для выявления их общих и особенных свойств. Сравнительный метод породил компаративистику – науку, определяющую требования к отбору понятий, юридических конструкций
и других для сравнения. В условиях стремления к образованию
единого правового пространства компаративистика и лежащий в ее основе сравнительно-правовой метод приобретают исключительную значимость;

· правовой эксперимент. Современная методология стремится возродить экспериментальную основу правотворчества. Положения ряда указов Президента РФ «до принятия соответствующего закона»
позволяют экспериментально проверить ряд подзаконных актов
и учесть результаты их «деятельности» при подготовке и принятии соответствующих законов.

Функции ТГП:

Ø Онтологическая – познание сущности правовых явлений

Ø Гносеологическая – развитие правового познания

Ø Политическая – разработка принципов управления государством, осуществления государственной власти

Ø Идеологическая – обоснование и приведение в систему идей о праве, создание основы для формирования политической и правовой культуры

Ø Прогностическая – научное прогнозирование развития государственно-правовых процессов

Ø Организаторская – выработка рекомендаций для решения конкретных государственно-правовых проблем

Ø Методологическая – определение направлений исследований отраслевых юридических дисциплин.

Место ТГПв системе юридических наук определяется её предметом, методом и социальной ролью.

ТГП фундаментальная юридическая наука, обобщающая юридические знания, имеющая методологическое значение для других юридических наук – формирует основные государственно- правовые категории, которые впоследствии используются другими правовыми науками.

Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной.

Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы.

Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям .



Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: