Объективность судебной власти это

Обновлено: 23.04.2024

Для выполнения своего предназначения судебная власть должна обладать определенными, только ей присущими свойствами. К ним относятся: самостоятельность и независимость; полнота и исключительность; верховенство в системе юстиции; объективность и беспристрастность; политическая нейтральность; легитимность.

Все эти свойства судебной власти связаны между собой и разграничение некоторых из них возможно только теоретически. Они наличествуют объективно, переплетаясь и дополняя друг друга, и проявляются в полномочиях судебной власти, ее организации и формировании, статусе судей и процедуре деятельности, взаимодействии с другими ветвями власти, обеспечивая выполнение возложенных на суд задач.

Самостоятельность и независимость судебной власти проявляется в ее организационном отграничении от других ветвей власти, осуществлении судебных функций независимо от посторонних влияний при соблюдении тайны совещания при вынесении решений на основе закона и внутреннего убеждения, сформированного в результате всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Самостоятельность, как и независимость судебной власти, выражается в отсутствии административного подчинения нижестоящих судов вышестоящим, как это имеет место в системе органов исполнительной власти. Решения суда не подлежат утверждению и, вступив в законную силу, становятся общеобязательными для исполнения не всей территории республики. Самостоятельность судебной власти осуществляется в пределах и порядке, предусмотренных законом, а независимость судей сочетается с их подчинением закону. Судебная власть должна не создавать, а применять нормы права к конкретным жизненным случаям и отношениям.

Полнота и исключительность судебной власти означает полноту ее полномочий при осуществлении правосудия, полновластие суда при разрешении подведомственных споров и конфликтов. Судебная власть не делит функцию правосудия ни с какой иной властью, то есть является исключительной по своему характеру. Это проявляется и в общеобязательности вступивших в силу решений суда, невозможности их отмены даже высшими органами государственной власти и управления. Только вышестоящие судебные инстанции в предусмотренном законом порядке при наличии законных оснований вправе проверить и прокорректировать судебные решения, вынесенные органами судебной власти.

Объективность и беспристрастность суда являются неотъемлемыми свойствами судебной власти, без которых она превращается в судилище и произвол, неприемлемые для правового, демократического государства. Этот принцип требует непредвзятого, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, собирания и проверки как обвинительных, так и оправдательных доказательств. При лично, прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела судья (суд) подлежит отводу или должен заявить себе самоотвод.

Верховенство судебной власти определяется прежде всего тем, что она формируется высшей, верховной властью. Суды осуществляют принадлежащую им власть от имени государства, независимо от чьей-либо воли, в точном соответствии с Конституцией и законами. Судьи в конституционном порядке наделяются полномочиями по отправлению правосудия. Верховенство судебной власти проявляется в ведущем, лидирующем ее положении в системе юстиции. Она контролирует досудебное производство и принимает окончательное решение по юридическим вопросам, отнесенным к ее компетенции. Судебная власть проверяет законность действий нотариальных органов и судебных исполнителей. Судебной власти принадлежит окончательное, авторитетное слово по вопросам конституционности законов, декретов, указов Президента.

Политическая нейтральность судебной власти проявляется в том, что суды и судьи, как арбитры в разрешении правовых споров и конфликтов в обществе, должны быть вне политики и политической борьбы. Судьи не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, чтобы избежать политических влияний и пристрастий. Они не вправе поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или иных политических акциях, то есть активно заниматься политической деятельностью.

Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, поскольку депутатская деятельность носит политический характер. Полномочия судьи приостанавливаются в период его участия в избирательной кампании в качестве кандидата в Президенты, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов – на время его участия в избирательной кампании. Требования политической нейтральности закреплены в ст.123 Кодекса «О судоустройстве и статусе судей Республики Беларусь».

Государственной власти присуще такое свойство как легитимность, под которой следует понимать совокупность оснований для оправдания господства одних людей над другими. Судебная власть является частью государственной власти и потому ей также свойственна легитимность. Легитимность судебной власти состоит в ее соответствии прогрессивным человеческим ценностям. Судебная власть будет легитимной, если она организована так, чтобы соответствовать основополагающим целям государства, дополнять законодательную и исполнительную власти, быть гарантом их надлежащего функционирования.

Легитимность судебной власти усматривают в ее соответствии закону, установленной им процедуре ее формирования, организации и деятельности. Судебная власть считается легитимной при доверии к ней народа, его поддержке и признании авторитета выносимых ею решений.

Правосудие.

Правосудие является одним из направлений государственной деятельности, именуемой правоохранительной. В процессе осуществления правосудия принимаются решения по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, прав и свобод субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений, политических партий и т.д. Поэтому правосудию отведена ведущая и ответственная роль в государственной деятельности.

Правосудие – это самостоятельный вид государственной деятельности, главная и основная функция судебной власти, осуществляемая специальным субъектом – судом.

Судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия народных заседателей посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства (ст.2 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей»).

Компетенция суда проявляется в его деятельности и представляет собой совокупность действий суда, совершаемых в определенной последовательности и образующих судебный процесс. И, таким образом, правосудие – это правоприменительная деятельность суда. При этом правовые нормы образуют основу судебной деятельности, организуют осуществление функции правосудия, придают ей определенную направленность. Правовые нормы являются основным, фундаментальным регулятором правосудия. Право в наибольшей мере вторгается в деятельность по реализации правосудия и упорядочивает поведение субъектов как носителей общественных отношений.

Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным в совершении преступления и назначения ему соответствующей меры уголовного наказания. Такова роль правосудия и при определении правовых последствий, вытекающих из рассмотрения споров, связанных с реализацией трудовых, жилищных, семейных, авторских и других имущественных и неимущественных прав, предоставленных гражданину.

Судебные решения, принимаемые в процессе отправления правосудия – приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам, определения, постановления в соответствии с законом наделяются особыми свойствами. Рассмотрим отличительные признаки (свойства) правосудия, к которым относятся следующие:

● правосудие осуществляется только особым органом – судом. Это означает, что правосудие включено в систему государственных функций, которая осуществляется специально созданными для этого органами - судами. Государство в данном случае гарантирует не возлагать функцию правосудия на другие специально созданные государственные органы и наиболее важные с точки зрения государства юридические конфликты будут разрешаться судом, вне желания сторон рассмотреть возникший конфликт другим государственным органом;

● рассмотрение и разрешение дела есть правоприменительная деятельность суда и должно базироваться на конкретных правовых нормах. Вместе с тем, лишь наиболее важные стороны правосудия подвергнуты правовому регулированию, а в остальном государство доверяет суду действовать по своему усмотрению, опираясь на индивидуальное сознание (правосознание – выделено нами И.А., Н.И.) судьи. Каждый шаг судьи невозможно регламентировать и потому в ряде случаев в законе содержатся лишь общие рекомендации о его деятельности. Тем самым ему предоставляется определенная свобода в выборе варианта поведения. В таких случаях суд использует свое усмотрение, но решение, принятое судом исходя из своего усмотрения, влечет те же правовые последствия, что и решение, принятое на основе конкретного правового предписания.

Для обеспечения целесообразного и справедливого судебного решения необходимо сочетание норм права и судебного усмотрения, ограниченного их пределами. Роль судебного усмотрения при осуществлении правосудия определяется уровнем детализации правового регулирования, который избрал законодатель. Этот показатель будет неодинаков и зависит от важности той или иной сферы общественных отношений, подвергаемых правовому регулированию. По мнению Бибило В.Н. судебное усмотрение выступает «в двух формах (не менее): когда суд из нескольких конкретных правовых норм выбирает одну и применяет её; когда конкретных правовых нормы». Вместе с тем, следует констатировать, что в любом случае суд действует на основе закона.

● осуществление правосудия не произвольно, а посредством конкретных, установленных законом способов (обязательный признак правосудия). Действия суда совершаются в определенной последовательности при соблюдении предусмотренной законом юридической процедуры. Эти действия образуют судебный процесс, который включает в себя «научно обоснованный порядок судебного рассмотрения и разрешения юридических дел…». Осуществление правосудия в процессуальной форме означает как установленный порядок производства судом по делу в целом, так и условия, последовательность проведения судом отдельных действий при рассмотрении конкретного дела;

● общеобязательность решений судебных органов является одним из важных свойств. Это значит, что вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда, вынесенные при рассмотрении уголовного дела, являются обязательными для всех государственных и общественных организаций, учреждений, предприятий, независимо от форм собственности, должностных лиц и граждан на всей территории Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 14 Кодекса О судоустройстве и статусе судей требование судьи, вытекающее из его полномочий и предъявленное в соответствии с законодательством, является обязательным и подлежит исполнению в установленный срок всеми государственными органами, иными организациями, а также должностными лицами и гражданами. Информация, истребуемая судьей в связи с рассматриваемым делом, предоставляется бесплатно. Неисполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу, и требований судьи влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством. Например, статья 423 УК предусматривает уголовную ответственность за неисполнение приговора, решения или иного судебного акта.

Одной из гарантий обязательности исполнения требования суда (судьи) является ответственность за неуважение к суду. Проявление неуважения к суду со стороны должностных лиц или граждан, принимающих участие в деле, присутствующих в судебном заседании, а также совершение кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду, влекут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

● значительную роль играет фактор принятия решения судом по рассматриваемому вопросу от имени государства. Применение меры государственного принуждения и взыскания от имени государства является мощной профилактической функцией судебной деятельности.

Свойства (признаки), характеризующие судебную власть, проявляются в назначении судебной власти в обществе и государстве, ее содержании, процедуре реа­лизации, взаимодействии с законодательной и испол­нительной ветвями власти. Эти свойства закреплены прежде всего в Конституции Республики Беларусь, а также в других правовых источниках курса «Судоуст­ройство».

Свойствами судебной власти являются обязатель­ность судебных решений, самостоятельность и незави­симость, полнота и исключительность, верховенство в системе юстиции, объективность и беспристрастность, политическая нейтральность, легитимность.

Обязательность судебных решений определяется тем, что вступившие в законную силу решения и иные требования (распоряжения) суда подлежат обязатель­ному исполнению на всей территории государства. Обя­зательность судебных решений также означает, что факты, установленные судебным решением, имеют преюдициарное значение.

Самостоятельность и независимость судебной вла­сти состоит в том, что суд выполняет свою деятель­ность самостоятельно, без подчинения какому-либо органу или должностному лицу, в том числе и выше­стоящим судам. Решения по делу принимаются судом единолично и не требуют внешнего утверждения и одоб­рения. Судьи при осуществлении правосудия независи­мы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешатель­ство в деятельность судей по отправлению правосудия не допускается и влечет предусмотренную законодательст­вом ответственность.

Полнота и исключительность судебной власти оз­начает, что судебная власть осуществляется только су­дами в лице судей и народных заседателей. Рассматри­ваемое свойство означает и то, что решения суда могут быть отменены либо изменены лишь вышестоящими судебными инстанциями, при наличии к этому преду­смотренных законодательством оснований и условий.

Объективность и беспристрастность судебной власти заключается в том, что судьи и народные заседатели рас­сматривают и разрешают юридические споры непредвзято (при отсутствии какой-либо заинтересованности в исхо­де дела) и всесторонне (посредством исследования всех обстоятельств дела, как обвинительного, так и оправда­тельного характера). Гарантией данного свойства судеб­ной власти является содержащийся в процессуальном за­конодательстве институт отвода (самоотвода) судей и на­родных заседателей от участия в рассмотрении судом дела при наличии обстоятельств, ставящих под сомнение их беспристрастность и объективность.

Верховенство судебной власти прежде всего проявляется в особом правовом статусе суда среди правоохрани­тельных органов, а также в том, что она формируется высшими органами и должностными лицами государства (Парламентом, Президентом) и осуществляется от имени Республики Беларусь.

Политическая нейтральность — важнейшая черта судебной власти, обеспечивающая беспристрастность и объективность суда. Рассматриваемый принцип от­страняет судей от занятия активной политической деятельностью (судьи не вправе состоять в политичес­ких партиях и общественных объединениях, прес­ледующих политические цели, оказывать им любые виды поддержки; не вправе осуществлять депутатскую деятельность и публично высказывать свои политиче­ские взгляды и т.д.).

Легитимность судебной власти заключается в ее со­ответствии законодательству: установленной им про­цедуре формирования, организации и деятельности судебной власти. Судебная власть признается легитим­ной при доверии к ней населения.

Рассмотренные признаки судебной власти, определяющих ее сущность, проявляют себя вовне посредством свойств судебной власти, среди которых есть:

- общие свойства – они присущи власти вообще

- специфические свойства – присущи только судебной власти, отличающие ее от законодательной и исполнительной ветвей власти.

Свойства судебной власти позволяют понять роль и назначение судебной власти в современном государстве, ее функции, характер и объем полномочий, необходимых для ее реализации, а также пределы ее возможностей.

Общие свойства судебной власти:

1. Социальный характер судебной власти обусловлен тем, что судебная власть, как и любая другая, реализуется только в сфере социальных общественных отношений и не распространяется на явления природы, мир животных и т.д.

2. Регулирующее и организующее воздействие судебной власти –разрешение судами правовых конфликтов устраняет локальную социальную напряженность и восстанавливает правопорядок в обществе, что существенно влияет на развитие общественных отношений. Тем самым применение судом права к конкретному случаю позволяет судебной власти дополнять и уточнять то организующее воздействие, которое оказывает на общественные отношения законодательная власть.

3. Осознанность и целенаправленность судебной власти –судебная власть реализуется только тогда, когда возникает необходимость и целесообразность в ее осуществлении и субъекты права сами обращаются за судебной защитой. А значит, судебная власть оказывает целенаправленное воздействие на подвластный объект с тем, чтобы добиться изменения его поведения.

4. Волевой характер судебной властисвязан с тем, что она осуществляет целенаправленное и волевое воздействие на поведение субъектов правоотношения и на общественные отношения.

5. Объективность судебной власти.Судебная власть, прежде всего, опирается на право, которое отражает общественные потребности, интересы и ценности. Однако для объективности судебной власти не меньшее значение приобретают процессуальные права, интересы и мнения участников судопроизводства. Суд обязан принимать во внимание позицию каждой стороны спора, оценивать аргументы и обосновывать в своем решении, почему он принимает одни аргументы и не принимает другие, чтобы стороны понимали, на чем основано решение суда.

6. Легитимность властихарактеризует отношение власти и подвластных, показывает степень согласия подвластных на действия и решения власти. Без легитимности власть теряет свою силу и авторитет. Для судебной власти это очень важное свойство, которое предполагает, что сам суд обязан заботиться о том, чтобы стороны спора понимали его действия и решения, признавали их справедливость и признавали авторитет судебной власти.

7. Принудительный характер судебной властипроявляется в доминировании, господстве воли властвующего субъекта над волей подвластных. Принуждение – это универсальный всеобщий принцип власти. Специфика принуждения судебной власти состоит в том, что оно всегда отличается конкретностью и персонифицированностью. Определяя вид, характер, размер принуждения, суд в своем решении обязан указать его точно и определенно, не допуская относительности, неопределенности, приблизительности. Суд указывает все данные правонарушителя, кроме которого ни на кого больше это принуждение не может быть переложено.

Специфические свойства, присущие исключительно судебной власти:

1. Особая предметная область осуществления судебной власти – она включает правовые конфликты и иные вопросы, разрешение которых отнесено законом к компетенции суда.

1) материально-правовые конфликты, разрешение которых отнесено к компетенции суда в силу прямого указания закона. Например, дела об административных правонарушениях рассматриваются и разрешаются не только судом, но и органами исполнительной власти, поэтому в законе прямо указано, какие из них отнесены к компетенции суда;

2) правовые конфликты, относительно которых в законе закреплено лишь общее право субъекта на судебный порядок их рассмотрения и разрешения. Например, имущественные споры между гражданами или юридическими лицами могут быть разрешены ими без вмешательства суда, но стороны имеют право в случае необходимости обратиться с иском в суд за защитой нарушенного права. Только волеизъявление субъекта нарушенного права вводит подобные правовые конфликты в сферу предметной области судебной власти, а законодатель устанавливает лишь общее право на обращение в суд;

3) конфликты правового характера, о которых закон не упоминает и не может их предвидеть, но они возникают в практике (в силу исключительного стечения фактических обстоятельств) и требуют своего разрешения. Например, в силу выявившемся в конкретном деле противоречия национального закона международным правовым нормам или прецедентным решениям Европейского суда по правам человека.

2. Ситуационность судебной власти – она остается «невидимой и пассивной» до момента прямого обращения к ней уполномоченного субъекта. Суд не вправе сам инициировать возбуждение производства, даже если конфликт выявлен им самим. До этого момента она – лишь потенциальная возможность власти. Судебной властью в полном объеме своих полномочий она становится только после того, как состоится соответствующий процессуальный акт обращения к судебной власти за разрешением конкретного правового конфликта.

Вместе с тем, индивидуальная сторона конфликта предопределяет «разовую» востребованность судебной власти и индивидуально-поднормативный характер ее актов. Именно поэтому неправомерно ставить перед судебной властью задачи глобального характера, такие как борьба с преступностью, коррупцией, наркобизнесом и т.п. Негативные противоправные явления общего характера находятся за пределами предметной области судебной власти и входят в предметную область законодательной или исполнительной ветвей власти.

3. Нормативность судебной власти –оперирую нормами материального права – как меры должного поведения, судебная власть призвана соотнести эту нормы с конкретным действием лица и принять решение об их совпадении или расхождении, на основании чего вынести решение по делу о противоправности или правомерности совершенного деяния.

Форма осуществления судебной власти также нормирована и проявляется в особой процессуальной форме (речь идет о видах судопроизводства, определенных ч.2 ст.118 Конституции РФ). Процессуальная форма создает устойчивый, юридически определенный и обязательный порядок производства по делу. Тем самым нормы процессуального права становятся мерилом, относительно которого оценивается законность действий и правосудность решений самого суда.

Данное свойство позволяет отличать судебную власть от законодательной и исполнительной, которые могут сами нормировать общественные отношения, создавать, изменять или отменять правовые нормы. Судебная власть может и должна следовать нормам, установленным законодательной или исполнительной властью, но при этом одновременно контролировать соответствие самих этих норм Конституции РФ, а также нормам и принципам международного права.

Таким образом, общие и специфические свойства судебной власти показывают, что действуя в предметной области правовых конфликтов, посредством судопроизводства судебная власть проявляется себя как особое социальное отношение. При этом одна сторона – суд – имеет преобладающее право и возможность воздействовать на сознание, волю и поведение другой стороны – участников судопроизводства, целенаправленно организовывать поведение этой стороны, управлять им, а в случае необходимости – принуждать к подчинению с целью восстановления нарушенного права и обеспечения его верховенства.

Судебная власть – это вся система правосудия, т.е. совокупность независимых судов, осуществляющих от имени государства правоприменительную (юрисдикционную) деятельность по окончательному разрешению правовых споров (конфликтов), а также иные предусмотренные законом полномочия, связанные с отправлением правосудия. Ведущая функция судебной власти, ее главное назначение во всесторонней защите прав и свобод человека и гражданина, т.е. не карающая, а правозащитная задача. Как записано в ст. 3 Закона о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь, суды призваны охранять от посягательств гарантированные Конституцией и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

Свойства судебной власти.

1.самостоятельность и независимость– это организационное отграничение ее от других ветвей власти, осуществление судебных функций независимо от каких бы то ни было посторонних влияний при соблюдении тайны совещательной комнаты, на основе закона и внутреннего убеждения, сформированного в результате всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела. Самостоятельность, как и независимость судебной власти, выражается также в отсутствии административного подчинения нижестоящих судов вышестоящим, как это имеет место в системе органов исполнительной власти. Решения судов не подлежат утверждению и, вступив в законную силу, становятся обязательными для исполнения на всей территории государства. Вместе с тем нужно отметить, что самостоятельность судебной власти осуществляется в пределах и порядке, предусмотренных законом, а независимость судей сочетается с их подчинением только закону. Правосудие осуществляется на основе закона и в порядке, установленным законом;

2.полнота и исключительность Полнота и исключительность судебной власти означает полноту ее полномочий при осуществлении правосудия, полновластие суда при разрешении подведомственных споров и конфликтов. Иначе говоря, судебная власть не делит функцию правосудия ни с какой иной властью, т.е. является исключительной по своему характеру. Это проявляется и в общеобязательности вступивших в законную силу решений суда, невозможности их отмены даже высшими органами государственной власти, т.е. Парламентом и Президентом. Только вышестоящие судебные инстанции в предусмотренном законом порядке при наличии законных оснований вправе проверить и прокорректировать судебные решения, вынесенные органами судебной власти. Президент обладает лишь правом помилования осужденных (ст. 84 п. 19 Конституции), а Парламент – правом принятия решения об амнистии (ст. 97 п. 2 Конституции). ;

3.верховенство в системе юстиции Верховенство судебной власти определяется тем, что она формируется высшей, верховной властью (Парламентом или Президентом). Суды осуществляют принадлежащую им власть от имени Республики, независимо от чьей-либо воли, в точном соответствии с Конституцией и законами. Судьи в конституционном порядке наделяются полномочиями по отправлению правосудия. Далее, верховенство судебной власти проявляется в ведущем, лидирующем ее положении в системе юстиции. Она контролирует досудебное производство и принимает окончательные решения по юридическим делам, отнесенным к ее компетенции. Судебная власть проверяет законность действий нотариальных органов и судебных исполнителей. Судебной власти принадлежит окончательное, авторитетное слово по вопросам конституционности за-конов, декретов и указов Президента. ;

4.объективность и беспристрастность Объективность и беспристрастность суда также неотъемлемое свойство судебной власти, без которых она превращается в свою противоположность, в судилище и произвол. Названный принцип требует непредвзятого, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, собирания и проверки как обвинительных, так и оправдательных доказательств. ;

5.политическая нейтральность Одним из необходимых свойств судебной власти является ее политическая нейтральность. Суды и судьи, как арбитры в разрешении правовых споров и конфликтов в обществе, должны быть вне политики и политической борьбы. Чтобы избежать политических влияний и пристрастий, судьи не могут состоять членами политических партий. ;

6. легитимность Легитимность судебной власти усматривают в ее соответствии закону, установленной им процедуре ее формирования, организации и деятельности. Судебная власть считается легитимной при доверии к ней народа, его поддержки и признании авторитета выносимых ею решений.

Судебная защита прав и свобод человека может быть обеспечена только компетентным и независимым правосудием, осуществляемым на началах справедливости и беспристрастности. Такое правосудие предполагает соблюдение каждым судьей правил профессиональной этики, честное и добросовестное исполнение своих обязанностей, проявление должной заботы о сохранении как своих личных чести и достоинства, так и достоинства и авторитета судебной власти.

Государственные гарантии независимости, неприкосновенности, несменяемости судей, недопустимости вмешательства в их деятельность, высокий уровень материального и социального обеспечения являются не личной привилегией судей, а средством обеспечения целей правосудия - вынесения законных, обоснованных и справедливых судебных решений.

Судьи Российской Федерации, основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства о судебной системе и статусе судей Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, развивая и конкретизируя их в целях обеспечения права каждого на справедливое и своевременное рассмотрение дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, а также установления стандартов поведения судей как основы общественного доверия к судебной власти и качеству правосудия, осознавая свою ответственность перед обществом за надлежащее отправление правосудия, принимают Кодекс судейской этики.

Судебная практика и законодательство — "Кодекс судейской этики" (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) (ред. от 08.12.2016)

Заслушав доклад председателя комиссии Совета судей Российской Федерации по этике, судьи Арбитражного суда Уральского округа Решетниковой И.В. о внесении изменений в Кодекс судейской этики, IX Всероссийский съезд судей постановляет:

16.1.3. Основной задачей является определение практического взаимодействия комиссии и Управления, направленного на реализацию положений антикоррупционного законодательства и соблюдение судьями требований, установленных Законом Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и Кодексом судейской этики.

2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Кодексом судейской этики, настоящим Положением и Регламентом Совета судей Российской Федерации.

3. Квалификационная коллегия судей изучает и обобщает опыт работы в целях реализации норм Кодекса судейской этики, разрабатывает рекомендации по совершенствованию деятельности.

За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Федерального конституционного закона, федерального закона о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью Конституционного Суда Российской Федерации по решению Конституционного Суда Российской Федерации может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

Объективность и беспристрастность судьи рассматриваются в качестве обязательных условий надлежащего осуществления правосудия и Кодексом судейской этики (утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года), который устанавливает, что при исполнении своих профессиональных обязанностей в целях объективного рассмотрения дела судья должен быть свободен от каких-либо предпочтений, предубеждений или предвзятости и должен стремиться к исключению каких-либо сомнений в его беспристрастности (пункты 1 и 2 статьи 9).

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" квалификационной аттестацией судьи признается оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, результатов судебной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым данным Законом и Кодексом судейской этики. Для оценки профессиональных знаний и умений в соответствии с пунктом 11 статьи 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" к представлению прилагаются материалы, свидетельствующие о профессиональной деятельности судьи, в том числе справки о количестве и качестве рассмотренных судьей дел за период, прошедший со дня последней аттестации.

Подобный подход к интерпретации ограничений, связанных с предпринимательской деятельностью, нашел отражение в Кодексе судейской этики (утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года): статья 19 данного Кодекса, воспроизводя предписание подпункта 4 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", в соответствии с которым судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, вместе с тем предусматривает, что судья может инвестировать средства и распоряжаться своим имуществом, включая недвижимость, а также извлекать прибыль из других источников, например, от сдачи недвижимости в аренду, если только эта деятельность не предполагает использование судейского статуса (пункты 1 и 2).

В ныне действующем Кодексе судейской этики, принятом на VIII Всероссийском съезде судей 19 декабря 2012 года, требования к беспристрастности судьи закреплены в еще более жесткой форме. В статье 9 "Принцип объективности и беспристрастности" провозглашено: объективность и беспристрастность судьи являются обязательными условиями надлежащего осуществления правосудия; поведение судьи в ходе судебного разбирательства и вне стен суда должно способствовать поддержанию уверенности общества и участников процесса в объективности и беспристрастности судьи и органов судебной власти" (пункт 1); при исполнении своих профессиональных обязанностей в целях объективного рассмотрения дела судья должен быть свободен от каких-либо предпочтений, предубеждений или предвзятости и должен стремиться к исключению каких-либо сомнений в его беспристрастности (пункт 2); судья должен отказаться от рассмотрения дела, если есть предусмотренные законом основания для отвода судьи, либо если может возникнуть конфликт интересов, либо может возникнуть ситуация, ставящая под сомнение беспристрастность судьи (пункт 4); судья должен избегать ситуаций, когда личные взаимоотношения с участниками процесса могут вызвать обоснованные подозрения или создать видимость наличия у судьи каких-либо предпочтений или предвзятого отношения; при возникновении подобной ситуации судье следует проинформировать об этом лиц, участвующих в деле (пункт 5).

5. Квалификационная коллегия судей оценивает уровень профессиональных знаний судьи и умение применять их при осуществлении правосудия, результаты судебной деятельности, деловые и нравственные качества судьи и соответствие его требованиям, предъявляемым Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Кодексом судейской этики.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: