Объективная необходимость законности и правопорядка в условиях формирования правового государства

Обновлено: 19.04.2024

Правопорядок - это порядок, основанный на праве; это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом.

Вне права или без права правопорядок немыслим. Назначение права - вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями. Поэтому правопорядок выступает как "состояние урегулированности общественных отношений" (В.В. Борисов).

Отсюда следует, что характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечение правопорядка в значительной мере зависят от того, как трактуется право:

    1. если под правом понимать лишь высокие, но абстрактные идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, общедемократические принципы ("неписаное право"), то и понятие правопорядка окажется расплывчатым, аморфным и неустойчивым. В этом случае создается иллюзия необязательности соблюдения государственных установлений, законов, предписаний - достаточно лишь придерживаться определенных взглядов, убеждений;
    2. если под правом подразумевать исходящие от публичной власти четкие, формально определенные и обязательные для всех юридические нормы, выражающие указанные выше ценности ("писаное право"), то появляется реальная возможность установления в обществе твердого порядка и стабильности, их обеспечения, гарантирования, мы получаем правопорядок.

    Большинство правоведов - теоретиков и практиков - склоняется ко второму варианту интерпретации права, ибо, как заметил еще И.А. Ильин, при всех различиях во мнениях понятие права упирается в конечном счете в понятие нормы. Именно поэтому ни одна из предлагающихся ныне концепций права не исключает из его состава нормы, а лишь дополняет их рядом других компонентов. Впрочем, оба подхода вполне сопрягаемы и вовсе не противоречат друг другу.

    Основа правопорядка:
      • правопослушное поведение граждан и их объединений.

      Правопорядок и общественный порядок

      Следует различать понятия "правовой порядок" и "общественный порядок". Они соотносятся как часть и целое, последнее понятие несколько шире первого. Если правопорядок, как сказано выше, основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе (моральных, корпоративных, обычаев, традиций и т.д.). Это - результат общесоциальной регуляции, которая, конечно, включает в себя и правовую.

      В этой связи необходимо подчеркнуть, что правопорядок и общественный порядок не совпадают лишь частично. Правопорядок является ядром, центральным элементом общественного порядка и в решающей степени покрывает его, поскольку основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений закрепляется, опосредуется, охраняется правом (отношения собственности, социально-экономического и политического устройства, положения личности, ее права, свободы, обязанности; семейные, трудовые, гражданские, административные и иные отношения).

      Так что правовое поле тоже достаточно широкое, за его пределами находятся лишь морально-этические, личные, интимные, дружеские и некоторые иные отношения, не требующие юридической регламентации или даже объективно не подконтрольные (не подвластные) такому воздействию. Правопорядок выражает прежде всего волю государства, но объективно в нем заинтересованы все.

      Различия между правопорядком и общественным порядком:
        1. не совпадают по своему генезису , происхождению, эволюции; если общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условие существования, то правопорядок в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, а именно когда возникают публичная власть, право, законы; он - атрибут государства;
        2. разная нормативная основа ; если правопорядок базируется на праве и является в конечном счете результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;
        3. по-разному обеспечиваются ; если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок - на силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия; за первым стоит мощь государства, за вторым - влияние (давление) всего общества;
        4. разные последствия нарушения; при нарушении правопорядка - могут быть применены юридические санкции, при нарушении общественного порядка - также меры морального характера;
        5. не тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу; общественный порядок шире правопорядка.

        Следует заметить, что на уровне обыденного сознания общественный порядок понимается чаще всего несколько упрощенно (узко), а именно как порядок в общественных местах - на улицах, площадях, в парках, зонах отдыха, в помещениях для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий (стадионах), в общественном транспорте и т.д. Такое представление в принципе верно, но неполно, так как в действительности общественный порядок предполагает социальную упорядоченность всех общественных отношений , а не какой-то их части.

        Соотношение законности и правопорядка

        Названные понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся как причина и следствие: есть законность - есть и правопорядок, нет законности - нет и правопорядка.

        Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми и повсюду строго соблюдаются (законность), то результатом такого положения является четкий правовой порядок. И напротив, если правопорядок слаб, непрочен, расшатан, то это свидетельствует о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов и основанных на них подзаконных актов. Одно предполагает другое.

        Законность логически предшествует правопорядку, связь здесь жесткая, причинно-следственная. Не случайно в повседневном общественно-политическом лексиконе эти понятия обычно ставят рядом: укрепление законности и правопорядка, нарушение законности и правопорядка. Процесс один. Правопорядок - реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов, требований всех юридических норм. Правопорядок - продукт, итог законности .

        1. Объективная необходимость законности и правопорядка в условиях формирования и становления правового государства.

        2. Понятие и основные принципы законности.

        3. Понятие правового порядка. Соотношение общественного и правового порядка.

        4. Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и государственной дисциплины.

        5. Гарантии укрепления законности и правопорядка: понятие и виды.

        Практическое (семинарское) занятие (2 час):

        1. Объективная необходимость законности и правопорядка в условиях формирования и становления правового государства.

        2. Понятие и основные принципы законности.

        3. Понятие правового порядка. Соотношение общественного и правового порядка.

        4. Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и государственной дисциплины.

        5. Гарантии укрепления законности и правопорядка: понятие и виды.

        Самостоятельная работа обучающихся (2 часа):

        1. Изучить понятие и виды дисциплины.

        2. Провести соотношение законности и дисциплины.

        3. Охарактеризовать уровень законности и правопорядка в современном Российском государстве.

        Контрольные вопросы:

        1. Понятие и формы проявления законности в современном обществе.

        2. Законность и демократия: их взаимозависимость.

        3. Юридическая ответственность как гарантия законности. Меры ее обеспечения.

        4. Понятие общественного порядка. Место и роль правопорядка в обществе.

        5. Дисциплина: понятие и виды.

        Рекомендуемая литература:

        1. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001.

        2. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). 2-е изд., доп. М., 2005.

        3. Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. Вопросы теории. Саратов, 1977.

        5. Кулапов В.Л. Проблемы теории государства и права: учебное пособие. Саратов, 2006, 2009. 378 с.

        6. Ленин В.И. О «двойном» подчинении и законности // Полн. собр. соч. Т. 45.

        9. Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. А.В. Малько. М.: Юрлитинформ, 2012. 592 с.

        1. Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 2006.

        2. Бахрах Д.Н. Вопросы законности в государственном управлении // Правоведение. 1992. № 3.

        4. Беляева О.В. Общественный порядок и правопорядок в профилактике деятельности полиции // Наука и практика. 2012. № 2 (51).

        5. Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М., 1992.

        6. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976.

        7. Вопленко Н.Н. Социалистическая законность и применение права. Саратов, 1983.

        8. Евдокимова Е.Г., Романов Р.А. Правовой режим законности: теория и история // Правоведение. 2001. № 5.

        9. Ефремов А.Ф. Принципы и гарантии законности. Самара, 1999.

        10.Зайцев В., Винокурова Ю. Проверка законности правовых актов органов местного самоуправления // Законность. 1993. № 6.

        11.Закон в переходный период: опыт современной России // Государство и право. 1995. № 10.

        12.Зорькин В.Д. Верховенство права и конституционное правосудие // Журнал российского права. 2005. № 12.

        13.Казаков В.Н. О некоторых чертах современного международного правопорядка // Государство и право. 2003. № 4.

        14.Казаков В.Н. Правовой порядок: от идеи до ее материализации. Подольск, 2012.

        15.Каламкарян Р.А. Российская Федерация: XXI-й век. Юридическая безопасность страны и ее граждан в правовом государстве (по материалам научно-практической конференции) // Государство и право. 2003. № 10.

        16.Кехлеров С. Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов // Законность. 1993. № 7.

        17.Колоколов Н.А. Законность и правопорядок: в поисках новых парадигм // Мировой судья. 2009. № 10.

        18.Корельский В.М. Демократия и дисциплина в развитом социалистическом обществе. М., 1997.

        19.Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. № 3.

        20.Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Журнал российского права. 1998. № 1.

        21.Кунев А.Н. Роль юристов в укреплении законности и правовой культуры // Современное право. 2011. № 2.

        22.Лисюткин А.Б. К понятию законности // Правоведение. 1993. № 5.

        23.Лучин В.А. Контроль за соблюдением законодательства на выборах и референдуме. М., 1991.

        24.Михайлов А.Е. Институт прав человека в правовой жизни государства и общества // Право как ценность и средство государственного управления обществом. Вып. 2 / Редкол.: Анисимов П.В. и др. Волгоград, 2005.

        25.Михайлов А.Е. О понятии «государственная безопасность» и её принципах // Актуальные проблемы государственной безопасности Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2008.

        27.Назаров П.С. Некоторые теоретические вопросы правопорядка // Вопросы теории государства и права. 2003. № 4.

        28.Рабинович П.М. Проблемы теории законности развитого социализма. Львов, 1979.

        29.Сауляк О.П. Правопорядок в коллективистских и индивидуалистических обществах: сущность, основные характеристики, поиск новой модели // Государство и право. 2006. № 4.

        30.Сауляк О.П. Законность и правопорядок на пути к новым парадигмам. М., 2009.

        31.Тихомиров М.Ю. О механизме обеспечения законности в управлении экономикой // Советское государство и право. 1990. № 2.

        32.Фомин А.А. Юридическая безопасность субъектов российского права. Саратов, 2005.

        Нормативно-правовые акты и иные правовые документы:

        1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 2014.

        Государство управляется с помощью различных методов и средств - экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних важнейшее место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силы этого сделать еще никому не удавалось.

        Законы и их соблюдение - древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе. Ничего лучшего, более разумного и рационального человечество пока не придумало. Не будь законов, любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Законов не было лишь на самых ранних, незрелых стадиях развития истории, когда господствовали простейшие, подчас примитивные формы общежития.

        Все эти изречения полны глубокого смысла, опыта, мудрости. Сократ говорил: "Что законно, то и справедливо". В законе воплощен коллективный разум, потому он и авторитетен, ставится превыше всего, почитается. По крайней мере, так должно быть. Право издревле называли искусством добра, беспристрастности и объективности, а в законе видели некое высшее божественное установление. Заметим, что здесь речь пока не идет о несовершенных законах, которые заведомо могут быть; закон мыслится как собирательный, положительный образ, как идеал.

        Разумеется, законы обязана соблюдать и сама власть, создающая эти законы, считать себя связанной ими. В противном случае она не будет иметь морального права требовать этого от других и, следовательно, не сумеет обеспечить должного порядка в обществе. Известный русский юрист А.Ф. Кони писал: "Власть не может требовать уважения к закону, когда сама его не уважает, ибо граждане вправе отвечать на ее требования: "Врач, исцелись сам". В подчинении власти собственным законам - суть правового государства, ибо там, где кончаются законы, начинается произвол. В свою очередь, законы должны основываться на идеях естественных прав человека и гражданина, свободного развития личности. Эти права как раз и служат ограничителем власти, ее возможного произвола.

        Закон, как известно, является формой выражения воли народа - единственного источника власти. Именно поэтому ни один монарх, царь, король, президент не вправе издавать законы, а только подзаконные акты. Принятие законов - функция законодательных органов, которые потому и называются законодательными. Правда, в древности отдельные монархи все же издавали законы, но это были времена неразвитой демократии или даже полного ее отсутствия при всевластии правителей.

        В чем же конкретно заключается объективная необходимость законности и правопорядка в современных российских условиях? В том, что без них невозможно решить стоящие перед обществом задачи, а именно:

        1) успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства;

        2) построение гражданского общества и правового государства;

        3) эффективное функционирование институтов демократии, политической системы;

        4) реализация прав и свобод человека, упрочение их гарантий;

        5) четкая работа государственного аппарата, всех его звеньев, органов, структур, должностных лиц;

        6) борьба с преступностью, коррупцией, правовым беспределом, терроризмом;

        7) обеспечение правотворческого, правоприменительного, а в более широком плане - управленческого процесса;

        8) формирование политико-правовой культуры и повышения правосознания личности и всего общества.

        Для претворения в жизнь всех этих и других задач требуются организованность, порядок, дисциплина. Понятно, что они касаются не только рядовых членов общества, но и властных структур, правящих элит, власти в целом. Стабильная правовая ситуация выступает важнейшей предпосылкой всякой иной - экономической, социальной, политической, морально-психологической. России, как никогда, нужны законность и порядок.

        Особенно они необходимы сейчас в сфере экономики, которая наполовину является мафиозно-теневой, находится вне юридического поля; там царят свои правила, свое "правосудие". В не меньшей степени нуждается в правовом упорядочении и политико-информационная сфера, где развернута беспощадная война компроматов, используются грязные избирательные методы и технологии, "игры без правил", подковерная борьба. Поэтому лозунг о "диктатуре закона" является сегодня актуальным.

        Отсутствие должного порядка в стране негативно сказывается и на ее международном престиже. В западных средствах массовой информации усиленно создается "неприглядный образ" России - плохо управляемой, коррумпированной и непредсказуемой; страны, запутавшейся в реформах, объятой хаосом и неразберихой. Законы здесь никто не уважает, господствует криминал. Демократия нередко перерастает во вседозволенность. Понадобятся годы, чтобы разрушить этот образ.

        Последние предложения и меры, предпринимаемые вновь избранным Президентом России, направлены как раз на преодоление этих опасных тенденций, укрепление государственности и законности, наведение порядка в стране, повышение управляемости обществом. В этой связи вполне оправданным выглядит, в частности, создание независимых территориальных прокуратур в федеральных округах. Эти органы вместе с уже существующими структурами прокуратуры будут осуществлять надзор за единообразным пониманием и строгим соблюдением российских законов и прав граждан, норм Конституции РФ.

        Законность – это основанный на праве режим государственного руководства обществом, состоящий в строгом и единообразном соблюдении норм права всеми государственными органами, физическими и юридическими лицами.

        Основными принципами законности являются:

        1) единство законности, т. е. однообразное правовое регулирование однородных общественных отношений на всей территории государства по отношению ко всем субъектам права;

        2) всеобщность законности;

        3) верховенство закона, т. е. только принятый высшим законодательным органом в установленном порядке нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой;

        4) недопустимость противопоставления и подмены законности и целесообразности;

        5) связь законности и культуры;

        6) неотвратимость наказания за нарушение законности;

        7) презумпция невиновности;

        8) защита прав и свобод человека как приоритетная цель законности.

        Правопорядок – система упорядоченных и гарантированных государством общественных правоотношений, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества.

        Существование правопорядка означает, что граждане и другие субъекты права беспрепятственно используют свои права и добросовестно выполняют обязанности, что нарушения запретов, если они совершаются, влекут восстановление нарушенных прав и применение к правонарушителям предусмотренных законом мер государственного принуждения. Вопросами правового государства занимались такие ученые-мыслители, как Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека, Локк, Монтескье, Радищев, Герцен и др. Правовое государство законодательно (обычно на конституционном уровне) закрепляет права и свободы человека и гражданина, обязуясь эти права и свободы не только не нарушать, но и обеспечивать их системой юридических гарантий.

        Правовое государство – форма организации политической власти, характеризующаяся верховенством закона, легитимностью власти, наличием политико-юридических механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности, обеспечивающих беспрепятственное осуществление ее прав и свобод.

        Можно выделить принципы правового государства, отличающие его от государства неправового:

        1) наиболее полное обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина;

        2) наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;

        3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, их взаимное ограничение с помощью системы сдержек и противовесов;

        5) верховенство закона;

        6) взаимная ответственность государства и личности;

        7) высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

        8) наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права;

        9) соответствие внутреннего законодательства государства общепризнанным нормам и принципам международного права и др.

        Данный текст является ознакомительным фрагментом.

        Продолжение на ЛитРес

        55. Воззрения Дж. Лильберна на правовое государство

        55. Воззрения Дж. Лильберна на правовое государство Дж. Лильберн выступал за уничтожение палаты лордов, реорганизацию палаты общин на демократических началах. Все должностные лица должны быть подотчетны парламенту. В основе государственной власти, по мнению Дж.

        Глава 14. Законность и правопорядок

        Глава 14. Законность и правопорядок Законность представляет собой режим точного и неуклонного исполнения и соблюдения всеми субъектами права. В юридической литературе выделяют семь основных принципов законности: верховенство закона над всеми другими правовыми актами;

        § 4.1. Правовое государство и его признаки

        § 4.1. Правовое государство и его признаки Правовое государство - многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его

        33. Законность и правопорядок

        33. Законность и правопорядок В ст. 15 Конституции РФ закреплен принцип законности, утверждающий всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных нормативных актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом и

        34. Правовое государство

        34. Правовое государство Правовое государство – это государство, в котором созданы условия для обеспечения прав, свобод человека, гражданина, а также необходимые механизмы для их дальнейшей реализации.Основные принципы:а) демократическая власть;б) реализация принципа

        1.6. Гражданское общество и правовое государство

        1.6. Гражданское общество и правовое государство Гражданское общество: понятие и признаки Гражданское общество – это совокупность негосударственных и неполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных),

        Правовое государство: понятие и принципы

        Правовое государство: понятие и принципы Правовое государство – это особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную,

        Глава двадцать вторая. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

        Глава двадцать вторая. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Горизонты государства и права. Характеристика и понятие гражданского общества. Право и гражданское общество. Государство и гражданское общество. Правовое государство: понятие и признаки. Государство

        Глава 28. Законность и правопорядок

        Глава 28. Законность и правопорядок § 1. Законность – важнейшая правовая категория Законность – фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.Право

        Глава 31 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

        Глава 31 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 31.1 Развитие идей правового государства Конституции ряда современных государств закрепили их характеристику в качестве правовых. Но идея правового государства не является порождением лишь нынешних обществ. В юридической литературе

        § 13. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей

        § 13. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей Верховенство (главенство, примат) закона – понятие сложное. В нем необходимо разобраться.Над кем и над чем должен главенствовать закон? В первую очередь над государством с его мощным аппаратом и

        Правопорядок - установленный в обществе порядок отношений, урегулированных нормами права, и основанный на их точном соблюдении, на принципах законности. Правопорядок охраняется государством.

        Законность:

        • 1) точное и неуклонное исполнение законом; по Конституциям России и Татарстана является принципом государственной деятельности и одной из основных обязанностей граждан;
        • 2) режим, при котором закон господствует в любой общественно-значимой деятельности; законность - непременный элемент демократии.

        Законность в России и Татарстане обязаны соблюдать все без исключения граждане, должностные лица, государственные и общественные организации. Высший надзор за законностью осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры субъектов федерации, в их числе прокурор Республики Татарстан, а также городов и районов.

        Ни одно развитое общество не может существовать без твердого исполнения законов. Что толку для общества, если законы не будут исполняться? Английский философ Джон Локк (1632 - 1704) по этому поводу очень метко заметил: "Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались". Точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми без исключения лицами называется законностью.

        Законность похожа на плотину, которая сдерживает от произвола и беззакония. Древнегреческий философ Гераклит (конец 6 и начало 5 в. до н.э.) отмечал: "Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену". Стоит появиться маленькой трещине, через которую это беззаконие промоет себе путь, как погибнет вся плотина, она пойдет новыми трещинами, и ее снесет мощный поток. Законность прочна, пока в ней нет трещин и отверстий. Много веков назад французский король Франциск I произнес слова, которые стали ныне уже ныне знаменитыми: "Fiat justitia et pereat mundus!" Перевод звучит на первый взгляд странно: "Пусть торжествует правосудие, даже если погибнет мир!" Для чего торжествовать правосудию, если погиб мир? Дня кого тогда торжествовать? Эти слова, на наш взгляд, надо понимать так: если будет торжествовать правосудие и закон, то мир, наоборот, не погибнет.

        Самая высокая благородная цель не может достигаться незаконными средствами.

        Древнегреческий философ Сократ (470/469—399 гг. до н.э.) преподал нам урок абсолютного совпадения провозглашаемых принципов и их практического воплощения.

        . На склоне лет Сократ был обвинен в безбожии (отрицании богов Олимпа, самого Зевса). На суде он вел себя независимо и с достоинством. Афинский суд приговорил философа к смертной казни. Его друг Критон накануне казни посетил его в тюрьме и предложил ему бежать, так как осудил его несправедливо. Но Сократ, мудрый и правдивый человек считал, что это было бы бесчестно: лучше подчиниться чужой несправедливости, чем совершать ее самому. И о ответил: ". Если бы, чуть только собрались мы отсюда удрать. вдруг пришли Законы и само Государство и, заступив нам дорогу, спросили: ''Скажи-ка, Сократ, что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который пытаешься совершить, погубить . Законы и все Государство? Или, по-твоему, еще может стоять целым и невредимым то государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы, но по воле частных лиц становятся недействительными и отменяются?" Сократ отказался от побега. Позднее приговор в отношении Сократа был признан неправильным. Но было уже поздно.

        Может быть, Сократ не любил жизнь? Нет! Накануне казни попросил сидящего здесь же какого-то музыкант научить его играть на лире одну песню. Тот спросил недоуменно: "К чему, раз ты все равно умрешь?" Сократ ответил: "Чтобы знать ее перед смертью".

        Смерть Сократа была свидетельством не тупого законопослушания, а стала одной из форм борьбы за справедливость Сбежать и тем превратить приговор в ничто, сделать его недействительным. Это средство низкое и недостойно человека, значит, им нельзя и пользоваться. Достигнуть высокой цели можно лишь правыми средствами.

        На законность опирается существующий правопорядок.

        Правопорядок - состояние упорядоченности отношений в обществе, урегулированных нравом, когда законы действуют, механизм правового регулирования функционирует без сбоев. Правопорядок - результат осуществления законности, претворения в жизнь требования неукоснительного соблюдения и исполнения юридических норм всеми субъектами права (ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Правопорядок существует там, где реально, практически осуществляется режим законности. Правопорядок - результат действия законности, он выражает степень осуществления ее требований.

        Законность, как явление правовой жизни, основывается на определенных принципах.

        Законность - точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми субъектами правоотношений.

        Основные принципы законности:

        • верховенство закона, т. е. соответствие всех нормативных актов Конституции и законам (ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации);
        • единство законности на территории государства, единообразное понимание и применение законов на всей территории государства;
        • равенство граждан перед законом, проявляющееся в равенстве общего конституционною правового статуса гражданина - совокупности его конституционных прав, свобод и обязанностей (ч. 1 ст. 6 и ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).

        Средства, при помощи которых обеспечивается полное и последовательное проведение в жизнь требований законности, Называются гарантиями законности (и, соответственно, правопорядка). Гарантии можно разделить на экономические, политические, духовные и специально-юридические. Многие гарантии указаны в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан.

        Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


        Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

        Автор статьи

        Куприянов Денис Юрьевич

        Куприянов Денис Юрьевич

        Юрист частного права

        Страница автора

        Читайте также: