Объединились города был на руси иваном третьим введен судебник для суда какой год

Обновлено: 23.04.2024

Сегодня, дорогие братья и сестры, хочу вам напомнить об одном юбилее, о котором все забыли, хотя его должно праздновать с общегосударственным размахом. Юбилей серьезный. Полтысячи лет тому назад, в 1497 году государем Иваном Третьим в совете с избранными людьми разных чинов был издан судебник.

Не думайте, что это маловажное событие. Во-первых, это первый общерусский судебник со времен Правды Русской Ярослава Мудрого, великого князя Киевского. Их разделяют с середины XI века до конца XV века целых 4 столетия. И до того в раздробленной Руси общерусского законодательства и быть не могло. Во-вторых, Иоанн Третий — первый настоящий создатель России, создатель Русской державы, первой в истории Русской державы.

К сожалению, вас продолжают учить и в средней, и в высшей школе тому, что некогда была Киевская держава, а потом она, к сожалению, «феодально раздробилась». Так вот, «единая Киевская держава» была выдумана за письменным столом, она никогда не существовала. Государством в домонгольской Руси было любое княжество, без исключения. И принципиальной разницы в этом плане между XI веком и XIII веком не было. Единственное отличие от XI-XII веков было в том, что в XIII-XIV веках мы подвергались иноземным вторжениям со всех сторон, что конечно ослабляло связи между княжествами. Но государством по-прежнему оставалось каждое княжество. А в конце XV века появляется Россия.

То был долгий процесс. Строго говоря, мы не можем точно указать дату создания единой России, указать год этого события. Наиболее подходящий год, конечно, 1480. Это год Стояния на Угре, год разгрома Орды, год уже фактического прекращения исторического существования Орды. С этого года Иоанн Третий законно пишется «самодержцем», что ровным счетом ничего больше не значит, кроме того, что он государь отныне суверенный, что над ним другого государя больше нету. То было, конечно, важнейшее, ключевое событие. Причем до того уже были присоединены Новгородские земли и почти все Великорусские земли. Все земли, находившиеся под русским управлением, были объединены.

И все-таки, как мне кажется, то было хоть и важнейшее событие, но не итог, не подтверждение того, что Россия начала существование в качестве единой и суверенной державы. Например, Великое Тверское княжество было присоединено только через 5 лет, в 1485 году. Не все еще было решено также с титулом государя.

Мы должны помнить, что именно Иоанн Третий первым среди великих князей Владимирских и Московских писался «царем», правда, осторожно, сдержано, но все же мы не имеем ни малейшего основания считать первым царем Иоанна IV, кстати сказать, в высшей степени неудачного монарха, во второй половине царствования переставшего быть царем и ставшего тираном. Мы должны считать первым царем, как и считали русские люди в то время, Иоанна Третьего. Таким образом, он наш первый царь, а царь — титул императорский. Значит, он и первый глава Российской империи, которая тогда еще называлась Русским царством.

Кстати, напомню вам, в 1980 году мы с некоторым скрипом, с помехами со стороны всех не любящих Россию и русских, которых всегда было много, отпраздновали славный юбилей Куликовской победы святого благоверного князя Димитрия, а ведь должны были бы в тот же год праздновать и Иоанна Третьего, окончательный разгром Орды ровно через сто лет. Но тогда про Стояние на Угре в 1480 году никто не вспомнил. Так давайте вспомним хотя бы 1497 год. А почему? А потому что это было последнее существенное дело создателя Российской державы по ее устроению.

В сущности, конечно, не один Иван создал Россию. Ее создали все русские люди, но всегда есть избранные творцы народного, национального деяния. Здесь мы должны посчитать таковыми всех бояр московских, прежде всего представителей старомосковской боярской знати. Они из поколения в поколение рука об руку с владимирскими и московскими князьями трудились над созданием России. Бояре Иоанна Третьего были потомками бояр Дмитрия Донского, а многие из них и потомками бояр Александра Невского. Потому, конечно, нашей славной русской аристократией были избранные люди, создававшие Россию.

Но всегда есть вождь. И вождем был Иоанн Васильевич. И если создание России олицетворяется его добрым именем, его доброй памятью, то мы должны считать временем создания России, конечно, все его пребывание на престоле. А он пребывал на престоле долго. Вокняжился в 1462 году, а скончался в 1505 году. Полных 42 года на престоле! Даже немного дольше. Это счастье, это Божий дар русским людям, что первый и несомненно, если не лучший, то один из лучших наших царей так долго царствовал, если хотите, был рекордсменом по времени правления. Было бы куда хуже, если бы 42 года продержался его внук Иван IV со своей мерзостной опричниной, по сути дела отступничеством церковным. Или куда хуже было бы, если бы 42 года продержался Петр I с его антицерковной политикой и его реформами, враждебными церкви, православию. Не оставлял Господь Россию, дольше всех правил Иоанн Третий.

За это время, как я уже говорил, он объединил русские земли, оставшиеся в русском управлении, то есть официально вернул Ярославские, Новгородские, Тверские земли, а фактически также Псковские с Рязанскими. Тем самым он же поставил задачу воссоединения русских земель, находившихся тогда под нерусским управлением, то есть земель Великого княжества Литовского, которые мы сейчас называем почему-то Украиной и Белоруссией.

Он разгромил Орду в 1480 году и тем самым поставил задачу решать проблемы взаимоотношений с наследниками Орды, с Казанью, с Астраханью, Сибирским ханством, что было выполнено при его преемнике. Он же ввел Россию в круг европейских держав, явил себя государем великого государства и поставил тем самым задачу добиться у западноевропейцев в первую очередь признания за Россией полного юридического права быть преемницей Византии, быть преемницей Нового Рима, «Третьим Римом». Вспомним, что двуглавый имперский римский орел стал русским гербом тоже в славные годы правления Ивана Третьего.

Он был благочестив, и в его правление была успешно проведена тяжелейшая борьба со страшной нечистью, как правильно теперь говорить, не с ересью, а что гораздо хуже, с антисистемой, которую тогда называли «ересью жидовствующих». Но если еретик есть в сущности христианин, уклонившийся от церковного учения, и всегда можно надеяться убедить его отказаться от неверных, еретических взглядов, то в так называемой ереси жидовствующих мы имели дело именно с антисистемой, со скрытым тайным антихристианством, стремящимся разложить православие на земле Русской, разрушить православную культуру. И победа над ересью жидовствующих тоже деяние времен Иоанна Третьего.

Он немало сделал для внутреннего устроения общерусского государства. Именно при Иване Третьем, как отмечали многие историки, начиная с Карамзина, из вотчинного совета владимирских князей боярская дума превратилась в аристократическое правительство России. Он регулярно вводил в думу потомков бывших князей — князей Суздальского дома (Шуйских), князей Литовской фамилии, князей Тверского дома. И таким образом боярская дума из Московской (Московско-Владимирской) стала Русской.

Иван Третий создал и русскую армию. Раньше она состояла из дружин и городовых полков. Своей поместной реформой Иван создал армию всей России.

И, наконец, Судебник. Естественно, это увенчание государственного созидания, ибо каждое государство имеет свои законы. Это второй русский закон в истории после Ярослава Мудрого. Обращусь вкратце к одному моменту в Судебнике 1497 года. Есть одна застарелая ошибка, которую вы встречали в учебной литературе, что Судебник Ивана Третьего, введя норму крестьянского перехода от вотчинника к вотчиннику в Юрьев день, тем самым якобы ограничил крестьянский переход. Думается, это неправда. Дело все в том, что до Ивана Третьего никакая норма вообще не регламентировала крестьянского перехода. Из этого не следует делать вывод, что крестьяне могли перейти в любой момент, ибо властный вотчинник мог бы сказать: «Права твоего никто не ограничивает, а я тебя не отпущаю!» И кому жаловаться будешь? А теперь, с созданием Судебника право уйти крестьянина к другому владельцу гарантировал закон и авторитет государя. Таким образом, Иван Третий не готовил крепостничество, а наоборот, оградил крестьянина от закрепощения. Вспомним его и за то добром!

Мы плохо знаем своих великих, мы мало читаем жития святых и совсем забываем тех, кто не был прославлен, тех, которых мы должны прославить, должны перед Небесами. Весьма прискорбно, весьма печально, что мы мало изучаем жизнеописание Иоанна Третьего. Я перечислил его многие достославные деяния и должен вам сказать, что неполезно нашим школьниками лучше всего знать имена Ивана IV и Петра I на фоне многих славных и доброжелательных государей русской истории. Вряд ли кто-нибудь со мной не согласиться, что это так. Неполезно изучать историю царей прежде всего на примере двух тиранов. А ведь у нас других и не было до коммунистического порабощения. Для сравнения, в итальянской истории были десятки и десятки тиранов. И, может быть, начинать изучение истории царей надо с Ивана Третьего.

И еще одно. К тем, кому уже довелось быть прославленным святой православной церковью, мы обращаемся на молитве прямой, мы служим им молебны, мы молимся об их заступничестве. Но мы можем иметь молитвенную связь и с теми, кто еще не прославлен. Мы делаем это на панихидах. Может быть, пора нам всем усердно поминать непрославленных праведных Земли Русской на панихидах, а среди них и первого государя Русского Иоанна Третьего, памятника которому мы до сих пор не воздвигли в нашем Отечестве!

Иван 3 был назначен судьбой восстановить единовластие на Руси, не вдруг принял сие великое дело и не считал всех средств дозволенными.

Карамзин Н.М.

Князь Иоанн Васильевич Третий

Правление Ивана 3 длилось с 1462 по 1505 годы. Это время вошло в историю России как начало объединения земель удельной Руси вокруг Москвы, что создавало основы единого государства. Так же именно Иван 3 был тем правителем, при котором Русь избавилась от татаро-монгольского ига, длившегося практически 2 века.

Иван 3 начал правление в 1462 году в возрасте 22 лет. Престол к нему перешел по завещанию от Василия 2.

Управление государством

Начиная с 1485 года, Иван 3 провозглашает себя государем всея Руси. С этого момента начинается единая политика, направленная на укрепление международного положения страны. Что касается управления внутреннего, то власть князя тяжело назвать абсолютной. Общая схема управления Москвой и всем государством при Иване 3 представлена ниже.

Управление государством при Иване 3

Князь, конечно, возносился над всеми, но церковь и боярская дума совсем немного уступали по значимости. Достаточно отметить, что:

  • Власть князя не распространяется на церковные земли и боярские вотчины.
  • Церковь и бояре имеют право чеканить собственную монету.

Благодаря Судебнику 1497 году на Руси приживается система кормления, когда княжеские чиновники получают широкие полномочия в плане местного управления.

При Иване 3 впервые была реализована система передачи власти, когда князь назначал себе приемника. Так же именно в эту эпоху начали формироваться первые Приказы. Были основаны приказ Казна и Дворец, которые ведали поступлением налогов и распределением земли дворянам за службу.

Объединение Руси вокруг Москвы

Покорение Новгорода

Новгород в период прихода к власти Ивана 3 сохранял принцип управления через вече. Вече выбирало посадника, который определял политику Великого Новгорода. В 1471 году обострилась борьба боярских группировок «Литвы» и «Москвы». Это велелось в бойню на вече, в результате которой победу одержали литовские бояре, которых возглавила Марфа Борецкая, жена вывшего посадника. Сразу же после этого Марфа подписала вассальную присягу Новгорода Литве. Иван 3 тут же отправил в город грамоту, требуя признать в городе главенство Москвы, но новгородское вече было против. Это означало войну.

Летом 1471 году Иван 3 отправляет войска на Новгород. Сражение случилось у реки Шелони, где новгородцы потерпели поражение. 14 июля случилось сражение у стен Новгорода, где москвичи победили, а новгородцы потеряли убитыми порядка 12 тысяч человек. Москва укрепила свои позиции в городе, но сохранила новгородцам самоуправление. В 1478 году, когда стало очевидно, что Новгород не прекращает попыток уйти под власть Литвы, Иван 3 лишил город всякого самоуправления, окончательно подчинив его Москве.

Вывоз вечевого колокола Новгорода в Москву - 1478 год

Новгородом теперь правил московский наместник, а знаменитый колокол, символизировавший вольность новгородцев, был отправлен в Москву.

Присоединение Твери, Вятки и Ярославля

Тверской князь Михаил Борисович, желая сохранить независимость своего княжества, женился на внучке великого князя Литовского Каземира 4. Это не остановило Ивана 3, который в 1485 году начинает войну. Положение для Михаила осложнялось тем, что многие тверские бояре уже перешли на службу к московскому князю. Вскоре началась осада Твери, а Михаил бежал в Литву. После этого Тверь без сопротивления сдалась. Иван 3 оставил для управления городом своего сына Ивана. Так произошло подчинение Твери Москве.

Вятка имела систему управления схожую с Новгородом. В 1489 году Тверь подчинилась власти Ивана III, перейдя в управление Москвой вместе с старинным городом Арск. После этого Москва укрепилась как единый центр объединения русских земель в единое государство.

Внешняя политика

Внешняя политика Ивана 3 выражалась в трех направлениях:

  • Восточное – освобождение от ига и решение проблемы казанского ханства.
  • Южное – противостояние с Крымским ханством.
  • Западное – решение пограничных вопросов с Литвой.

Восточное направление

Ключевая задача восточного направления – избавление Руси от татаро-монгольского ига. Результатом стало стояние на реке Угре в 1480 году, после которого Русь обрела независимость от Орды. 240 лет ига были завершены и началось возвышение московского государства.

Жены князя Ивана 3

Иван 3 дважды был в браке: первая жена – тверская княгиня Мария, вторая жена – Софья Палеолог из рода византийских императоров. От первого брака у князя был сын – Иван Молодой.

Софья (Зоя) Палеолог была племянницей византийского императора Константина 11, но после падения Константинополя она переехала в Рим, где жила под покровительством римского папы. Для Ивана III это был прекрасный вариант для брака, после смерит княгини Марии. Этот брак позволял соединить правящие династии России и Византии.

  1. Россия склонит Золотую Орду к войне с Турцией.
  2. Россия в той или иной форме примет католичество.

Послы приняли все условия, и Софья Палеолог отправилась в Москву. 12 ноября 1472 года она въехала в столицу. Примечательно, что на въезде в город, движение было на несколько дней остановлено. Связано это было с тем, что во главе делегации ехали католические священники. Иван 3 считал преклонение перед чужой верой признаком неуважения к собственной, поэтому потребовал, чтобы католические священники спрятали кресты и перешли вглубь колонны. Только после удовлетворения этих требований движение продолжилось.

Престолонаследие

В 1498 возник первый спор о престолонаследии. Часть бояр требовали, чтобы наследником Ивана 3 стал его внуку Дмитрий. Это был сын Ивана Молодого и Елены Волошанки. Иван Молодой был сыном Ивана 3 от брака с княжной Марией. Другая группировка бояр высказывалась за Василия, сына Ивана 3 и Софьи Палеолог.

Великий князь заподозрил свою жену, что она хотела отравить Дмитрия и его мать Елену. Было объявлено о заговоре, и некоторые люди были казнены. В результате у Ивана 3 возникло подозрение к своей жене и сыну, поэтому в 4 февраля 1498 году Иван 3 называет своим приемником Дмитрия, которому на тот момент было 15 лет.

После этого в настроениях великого князя случились перемены. Он решил вновь расследовать обстоятельства покушения на Дмитрия и Елену. В результате уже Дмитрий был заключен под стражу, а Василий назначен князем Новгорода и Пскова.

В 1503 году умерла царевна Софья, и здоровье князя стало заметно хуже. Поэтому он собрал бояр и объявил своим наследником Василия, будущего князя Василия 3.

Итоги правления Ивана 3

В 1505 году князь Иван 3 умирает. После себя он оставляет великое наследство и великие дела, которые было суждено продолжать его сыну Василию. Итоги правления Ивана 3 можно охарактеризовать следующим образом:

  • Устранение причин раздробленности Руси и объединение земель вокруг Москвы.
  • Начало создание единого государства
  • Иван 3 был одним из сильнейших правителей своей эпохи

Иван 3 не был образованным человеком, в классическом смысле этого слова. Он не мог в детстве получить достаточно образование, но это компенсировалось его природной смекалкой и сообразительностью. Многие называют его хитрым царем, поскольку он очень часто хитростью добивался нужных ему результатов.

Важным этапом правления князя Ивана третьего был брак с Софье Палеолог, в результате которого Россия стала сильной державой, и ее стали обсуждать во всей Европе. Это, бесспорно, дало толчок для развития государственности в нашей стране.

Великий князь Иван Третий в 1497 году утвердил единый для всей Руси сборник законов. В историю он вошел как Судебник Ивана 3. Новый кодекс был введен с целью юридического объединения государства. Документ излагал нормы уголовного и гражданского права, формулировал виды преступлений и систему наказаний. Судебник 1497 года четко определял взаимоотношения феодалов и земледельцев, включая право перехода крестьян к другим помещикам в Юрьев День.

Судебник Ивана 3 от 1497 года

История создания Судебника

Сборник законов формировался на основе правовых документов Московского княжества и других русских земель. Предварительный вариант Судебника был составлен в 1491 году. Он включал в себя местные указы, уставные и жалованные грамоты, отдельные статьи Русской Правды и Псковской Судной грамоты.

Разработчиком кодекса принято считать думного дьяка Владимира Гусева. Ряд историков полагает, что Гусев работал не один, а с боярами Семеном Ряполовским, Иваном и Василием Патрикеевыми, дьяками Курицыным, Жуком и Долматовым.

Иван Третий со своими сыновьями и Боярской думой обсуждал Судебник в течение всего сентября 1497 года. Окончательное утверждение документа произошло в конце месяца. Впервые письменное свидетельство о Судебнике зафиксировано в 1556 году в мемуарах австрийского дворянина Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом в Московском княжестве.

Особенности и структура документа

Историки располагают единственным текстом Судебника Ивана 3, изданного в 1497 году. Рукопись обнаружили в начале 19 века, в подмосковном монастыре. Исследования показали, что документ — не подлинник, а копия, выполненная тремя разными людьми.

Статьи кодекса не были пронумерованы. Тематических рубрик по отраслям права не было. Изложение шло сплошным текстом, разделенным только красными заголовками. Всего насчитывается 36 частей, разбитых на более мелкие подпункты.

Современные историки выделяют в тексте Судебника Ивана 3 всего 68 статей. Они могут быть распределены на 5 категорий:

  • уголовное право;
  • гражданское право;
  • организация работы центрального суда;
  • функции местного суда;
  • система наказаний.

Дополнительные статьи устанавливают правила проведения судебного процесса и принятия свидетельских показаний.

Структура суда по Судебнику

Высшей судебной инстанцией, согласно новому своду законов, объявлялся Боярский суд. Его полномочия возлагались на бояр, входивших в Думу и на приказных дьяков. Боярский суд ведал правонарушениями, совершенными местными судьями, дьяками и подьячими, служилыми людьми, а также самими членами Боярской Думы.

sud-na-rusi

Великокняжеский суд осуществлялся самим Московским князем или его сыновьями. Он стоял выше боярского суда и занимался делами особой сложности, а также «пересудом» (рассмотрением апелляций).

Судебные функции на периферии исполняли наместничьи суды в лице наместников и волостелей. Они проводили разбор дел и допросы через своих служащих — тиунов. Судебник закрепляет право членов местного самоуправления вести контроль над действиями наместников и волостелей. Представители горожан и крестьян должны были присутствовать во время наиболее значимых судебных процессов.

Кодекс строго запрещает судьям любого ранга брать взятки

Посула от суда не имати никому

Судебник 1497 года

Первые статьи документа устанавливают точные нормы взимания судебных пошлин. Сумма рассчитывалась в зависимости от характера преступления и его доказанности в суде.

Систематизация преступлений

Судебник Ивана 3 перечисляет различные виды правонарушений, направленных против личности и собственности, в том числе:

  • убийство;
  • разбой;
  • воровство;
  • поджог;
  • клевета;
  • оскорбление;
  • нарушение договора займа.

Одной из задач судопроизводства 15 века было устрашение, поэтому наказанием чаще всего служила смертная казнь. Судебные расходы и возмещение убытков истцу покрывались за счет конфискации имущества ответчика.

Кража, совершенная впервые, наказывалась битьем кнута на площади и возмещением убытков. Если же вор попадался вторично или усугублял кражу убийством собственника, его предавали смертной казни.

Наиболее серьезной категорией преступлений считалась деяния, направленные против государства и церкви. Судебник 1497 года определял, что к этой группе относится убийство господина, церковная кража, крамольные слова против княжеской власти или церкви, шпионаж и сговор с врагом. Наказанием за эти правонарушения служила смертная казнь.

Отношения землевладения

Судебник Ивана Третьего отразил важнейший момент в становлении крепостного строя на Руси. Он утверждал право крестьян на переход от одного феодала к другому лишь единожды в год. Этот срок составлял неделю до и неделю после Юрьева дня — по святцам, 26 ноября.

Переход крестьян в Юрьев день

Новое положение вводилось из-за возросшего среди феодалов спроса на рабочую силу. Освоение земель, присоединенных к Руси Иваном 3, требовало большого количества зависимых крестьян. Свободный выход противоречил интересам бояр и помещиков.

Уходя к другому хозяину, крестьянин должен был внести особую выплату — «пожилое». Сумма зависела от местоположения деревни — жители лесной полосы платили вдвое меньше, чем на степных территориях.

Новопорядчики, то есть, люди, прожившие 1 год в данном землевладении, обязывались отдать «четверть двора» — четвертую часть своего имущества. Старожильцы (прожившие 4 года) отдавали весь «двор». Новая система стала первым правовым актом по прикреплению крестьян к земле.

Значение Судебника

Свод законов 1497 года — один из первых в Европе общегосударственных юридических кодексов. Подобных документов в 15 веке не было в большинстве развитых стран, включая Англию и Францию. Судебник Ивана 3 закрепил правовой статус различных социальных групп Московской Руси, установил принципы классовой юстиции, чем способствовал дальнейшему утверждению феодального строя.

Большинство положений Судебника регулярно применялись на практике, но наказания часто смягчались.

Человекоубийство, если только оно не было совершено для грабежа, редко наказывалось смертной казнью

Записи Герберштейна

Судебник оставался главным источником права при Василии Третьем, Иване Грозном и Федоре Иоанновиче. Новые своды законов в дальнейшем создавались на основе Судебника 1497 года.

Судебник Ивана 3-го — нормативно-правовой акт, который вобрал в себя все существовавшие на Руси законы, указы и нормы судопроизводства.

Судебник Ивана 3-го был создан и принят в 1497 г. и стал первой попыткой собрать все существующие нормы права и создать единый документ, который служил бы основой для работы государственных судов. Хотя Судебник был одним из самых главных документов в тот период, официально он не имел силы единого юридического документа.

История создания Судебника Ивана 3-го

Во времена правления Ивана 3-го Русь постепенно начала переход от старой политической системы к новой — феодализму. Чтобы урегулировать возникающие отношения между землевладельцами (феодалами) и крестьянами, необходимо было создать соответствующие правовые нормы. По сути, Судебник 1497 г. служил исключительно для того, чтобы закрепить права феодалов над крестьянами и урегулировать процесс наказаний за свершенные деяния. Именно поэтому Судебник до сих пор считается настоящим памятником феодализма.

Имя создателя неизвестно, однако принято считать, что авторами могли быть князь Патрикеев, дьяки Долматов, Курицын и Жук.

Причины создания Судебника Ивана 3-го

В 15-м в. Русь заканчивала процесс объединения земель и создания единого государства. Чтобы удержать страну вместе, была создана новая система отношений, приняты новые нормы права и созданы новые законы.

Смена политического строя требовала совершенно новой системы управления, которая должна была опираться на законодательство. Однако все правовые документы, которые существовали на тот момент, были либо устаревшими, либо непонятными и зачастую недоступными. В правовой сфере царил хаос, что сильно затрудняло процесс судопроизводства. Чтобы упростить процесс управления государством, был создан Cудебник, который должен был стать единым государственным сводом законов.

Основы Cудебника

Чтобы создать единый свод, необходимо было объединить все нормативно-правовые документы, существовавшие до этого. Это было сделано, и в основу Cудебника легли:

    ;
  • судебные грамоты (содержали сведения о судопроизводстве в разных княжествах, а также местные нормы права);
  • уставные грамоты (регулировали местное самоуправление и представляли собой свод актов от органов верховной власти);
  • описания судебных процессов и решений по частным случаям.

Несмотря на старания собрать воедино все, что можно было найти, создать единую и четкую систему так и не удалось. Документы не были каталогизированы или систематизированы, они лишь были собраны вместе и кое-как распределены по отраслям права, однако четкой системы не прослеживалось, работа с Судебником была не очень удобной.

Ситуация усложнялась тем, что большую часть информации в своде законов представляли собой описания процессуального права (как грамотно вести судопроизводство), а гражданскому и уголовному праву уделялось значительно меньше внимания.

Содержание Cудебника Ивана 3-го

Документ состоял из нескольких разделов:

  • нормы уголовного права;
  • нормы судопроизводства для центрального суда;
  • нормы судопроизводства для местных судов;
  • гражданское право;
  • дополнительные нормативные акты.

Уголовное право

В документе были даны определения преступлениям, выявлены их основные виды и приведены меры наказаний за те или иные правонарушения. В отличие от всех предыдущих документов преступление в Судебнике Ивана 3-го определялось не как деяние против человека и его воли, а как деяние против государства и государственного строя.

Было введено несколько разновидностей преступления: преступление против государства (крамола); преступление против личности (убийство и похищение); преступление, направленное на имущество (татьба); преступление против суда.

Наказания также делились на несколько категорий. За тяжкие преступления была положена смертная казнь, а за более легкие — различные телесные наказания, которые варьировались от простых хлестаний плетью до отрезания частей тела.

Судебник не описывал такого наказания, как денежный штраф, однако оно повсеместно использовалось.

Гражданское право

Гражданское право содержало в основном сведения о привилегиях феодалов. В Cудебнике 1497 г. впервые закреплялось право феодала на владение крестьянином (закрепощение крестьян), а также процесс выхода крестьян из-под власти хозяина в Юрьев день. По сути, крепостное право как правовое явление пошло именно от Cудебника Ивана 3-го.

Помимо этого, в документе содержались сведения о частной собственности, процессе ее продажи и сдачи внаем.

Значение Cудебника Ивана 3-го

Хотя Cудебник не давал четкой систематизации и был направлен на закрепление феодализма, он все же имел огромное значение для дальнейшего становления Руси как самостоятельного единого государства с централизованным управлением.

Судебник послужил основой для более совершенного документа — Cудебника Ивана Грозного, созданного в 16-м в. (в 1550 г.).

Судебник 1497 г.

После завершения создания единого Московского государства возникла необходимость создания единого юридического документа. В Судебнике 1497 года были закреплены преступления против государства, защищены права вотчинников, устанавливались четкие сроки перехода крестьян от одного собственника к другому. Датой был выбран Юрьев день, удобное время перехода сельских работников для наименьшего ущерба сельскому хозяйству.

О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ (ЮРЬЕВ ДЕНЬ)

57. О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ. А христианам отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит.

Ст.57. О переходе крестьян. Крестьянам разрешается переходить их волости в волость, из села в село лишь в течение одного срока в году: за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после осеннего Юрьева дня. За пользование двором крестьяне платят в степной полосе рубль, а в лесной - полтину. Если крестьянин проживет у господина год, то при уходе он платит четверть стоимости двора, если два года - половину стоимости двора, три года - три четверти, а за четыре года он уплачивает стоимость всего двора.

Судебник 1497 г. о крестьянах и холопах

ТЕНДЕНЦИЯ УЖЕСТОЧЕНИЯ

В истории отечественного права неоднократно менялся подход законодателя к определению самого понятия наказания и тяжести уголовной ответственности: период ужесточения наказаний сменялся смягчением и наоборот. С XV в., с Псковской Судной грамоты и Судебника 1497 г. очевидна новая волна ужесточения уголовной ответственности. Эта тенденция продолжала действовать в период XVI-XVII вв., постепенно набирая силу, и достигла своего наивысшего пика в первой половине XVIII в. После этого, начиная с правления Елизаветы и Екатерины II, стала набирать силу обратная тенденция смягчения наказаний, также распространившаяся на длительный период. В Судебнике 1497 г. эта тенденция ужесточения выразилась в изменении системы наказаний, в появлении новых их видов, а также в расширении сферы действия смертной казни.

В нормативно-правовых актах, предшествовавших принятию Судебника, нет единства относительно трактовки смертной казни. Двинская уставная грамота 1397 года впервые в российском законодательстве вводит этот вид наказаний: «…а татя впервые продати противу поличного; а вдругие уличат, продадут его не жалуя; а уличат втретьие, ино повесити…». Однако ни Московская запись о душегубстве, ни Белозерская уставная грамота 1488 года не упоминают смертную казнь, указывая только штрафы.

РАНЬШЕ, ЧЕМ В АНГЛИИ И ФРАНЦИИ

Судебником не исчерпывалось все законодательство. Нормы церковного суда записаны были в Кормчей и княжеских уставах (Владимира и Ярослава). Да и Русская Правда все время находилась в поле зрения юристов, поскольку многие ее нормы сохраняли действенность и использовались в текущем судопроизводстве. О жизненности института «сочения следа» (по нормам ст. 77 Пространной Правды) даже в XVII в. писал В. Г. Гейман. Большой интерес к Русской Правде проявился и в том, что ее текст часто переписывался (вместе с другими законодательными актами) именно в изучаемое время. Так, около 25 списков Пространной Правды датируется XIII-XV вв., причем 15 из них падают на конец XV в., когда в Москве происходили кодификационные работы. Нормы важнейшего законодательного памятника Древней Руси интересовали юристов не только как источник для создания общерусского законодательного кодекса, но и как материал для практического судопроизводства.

Создание Судебника 1497 г. - заметная веха в истории русского законодательства. В ряде стран Европы (в том числе в Англии и Франции) общегосударственных кодексов еще не существовало. Именно поэтому имперский посол С. Герберштейн, побывавший в начале XVI в. в Москве, перевел на латинский язык значительную часть Судебника. Он представлял большой интерес для немецких юристов, составивших только в 1532 г. общегерманский свод законов.

В ЕДИНСТВЕННОМ ЭКЗЕМПЛЯРЕ

Первое упоминание о Судебнике 1497 года имеется в Записках о Московии австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом императора Максимилиана I при дворе Василия III. Опубликованные в 1556 году в Базеле на латинском языке, эти записки раскрывали содержание лишь первых статей Судебника (3—7, 9—16) о порядке решения споров при помощи судебного поединка и наказаниях за разного рода преступления.

Рукопись Судебника 1497 года была обнаружена в 1817 году П.М. Строевым и опубликована им совместно с К.Ф. Калайдовичем в 1819 году. Она остается до сих пор единственным известным списком Судебника и хранится в фонде Государственного древлехранилища Центрального государственного архива древних актов в Москве.

Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т.2 : Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства/ Под общ.ред. О.И.Чистякова. М., 1985

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: