Об утверждении правил предоставления и пользования жилищем из государственного

Обновлено: 17.04.2024

Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 2006 г. № 25

г. Москва

Утратило силу с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2021 № 1498

Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 № 1417)

В соответствии со статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила пользования жилыми помещениями.

2. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. № 415 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР и Типового договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР" (СП РСФСР, 1986, № 2, ст. 10);

подпункты "в" и "г" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 января 1992 г. № 34 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых решений Совета Министров РСФСР по вопросам регулирования жилищных правоотношений" (СП РФ, 1992, № 6, ст. 31);

пункт 3 приложения № 2 к постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. № 726 "О признании утратившими силу и внесении изменений в некоторые решения Правительства Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 31, ст. 2860).

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Фрадков

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 21 января 2006 г. № 25

ПРАВИЛАпользования жилыми помещениями

(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 № 1417)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащими гражданам на праве собственности жилыми помещениями в многоквартирных домах (далее - жилые помещения).

2. Жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.

3. Жилое помещение предназначено для проживания граждан.

4. Жилое помещение может быть использовано проживающими в нем на законных основаниях гражданами (наряду с проживанием) для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг.

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 № 1417)

5. Право пользования жилым помещением имеют:

наниматель жилого помещения (далее - наниматель) и члены его семьи - по договору социального найма жилого помещения;

наниматель и граждане, постоянно проживающие с нанимателем, - по договору найма жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов коммерческого использования;

наниматель и члены его семьи - по договору найма специализированного жилого помещения;

собственник жилого помещения и члены его семьи;

член жилищного или жилищно-строительного кооператива и члены его семьи.

6. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с настоящими Правилами.

II. Пользование жилым помещением по договору социального найма жилого помещения

7. Право пользования жилым помещением по договору социального найма жилого помещения возникает на основании договора, заключенного (в письменной форме) в соответствии с Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденным Правительством Российской Федерации.

8. В многоквартирном доме наниматель и члены его семьи имеют право пользования общим имуществом в этом доме.

9. В качестве пользователя жилым помещением наниматель имеет право:

а) вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц. Вселение осуществляется с согласия (в письменной форме) членов семьи нанимателя, в том числе временно отсутствующих, и наймодателя. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей согласие остальных членов семьи и наймодателя не требуется;

б) сдавать с согласия (в письменной форме) наймодателя и проживающих совместно с нанимателем членов его семьи, в том числе временно отсутствующих, часть жилого помещения, а в случае временного выезда - все жилое помещение в поднаем на условиях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации;

в) разрешать по взаимному согласию с проживающими совместно с нанимателем членами семьи и с предварительным уведомлением наймодателя безвозмездное проживание в жилом помещении гражданам в качестве временных жильцов на условиях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации;

г) осуществлять с согласия (в письменной форме) наймодателя и проживающих совместно с нанимателем членов его семьи, в том числе временно отсутствующих, обмен занимаемого жилого помещения на жилое помещение, занимаемое по договору социального найма жилого помещения другим нанимателем, в порядке и на условиях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации;

д) требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

Наниматель имеет иные права, предусмотренные законодательством.

10. В качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан:

а) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации;

б) осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей;

в) обеспечивать сохранность жилого помещения, не допускать выполнение в жилом помещении работ или совершение других действий, приводящих к его порче;

г) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования в многоквартирном доме (квартире), соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования, обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования, а также соблюдать требования пункта 6 настоящих Правил;

д) немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию;

е) производить текущий ремонт жилого помещения;

ж) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента заключения договора социального найма жилого помещения в соответствии с законодательством;

з) информировать наймодателя в установленные договором социального найма жилого помещения сроки об изменении оснований и условий, влияющих на пользование жилым помещением;

и) допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ;

к) не производить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в нарушение установленного порядка;

л) при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Наниматель несет иные обязанности, предусмотренные законодательством.

11. Члены семьи нанимателя имеют равные с ним права пользования жилым помещением.

III. Пользование жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения

12. Специализированные жилые помещения предназначаются:

для проживания граждан на время работы, службы, обучения;

для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома;

для временного проживания граждан в связи с утратой жилого помещения в результате обращения взыскания на него;

для временного проживания граждан в связи с непригодностью жилого помещения для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг;

для проживания граждан, признанных вынужденными переселенцами и беженцами;

для временного проживания граждан, нуждающихся в специальной социальной защите;

для проживания граждан в связи с избранием на выборные должности либо назначением на государственную должность.

13. В качестве пользователя специализированным жилым помещением наниматель пользуется также общим имуществом в многоквартирном доме.

14. В качестве пользователя специализированным жилым помещением наниматель обязан:

а) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации;

б) осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей;

в) обеспечивать сохранность жилого помещения, не допускать выполнение в жилом помещении работ или совершение других действий, приводящих к его порче;

г) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования в многоквартирном доме (квартире), соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, в подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования, обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования, а также соблюдать требования пункта 6 настоящих Правил;

д) немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию;

е) производить текущий ремонт жилого помещения;

ж) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента заключения договора найма специализированного жилого помещения в соответствии с законодательством;

з) допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ;

и) не производить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в нарушение установленного порядка;

к) при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Наниматель несет иные обязанности, предусмотренные законодательством.

15. При пользовании специализированным жилым помещением наниматель не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем.

16. Члены семьи нанимателя имеют равные с ним права и обязанности по пользованию специализированным жилым помещением.

IV. Пользование жилым помещением в многоквартирном домесобственником жилого помещения и проживающими совместно с ним членами его семьи

17. Собственник жилого помещения в многоквартирном доме (далее - собственник) пользуется жилым помещением по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.

18. В качестве пользователя жилым помещением собственник пользуется также общим имуществом в многоквартирном доме.

19. В качестве пользователя жилым помещением собственник обязан:

а) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации;

б) обеспечивать сохранность жилого помещения;

в) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;

г) нести расходы на содержание принадлежащего ему жилого помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения;

д) своевременно вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.

Собственник несет иные обязанности, предусмотренные законодательством.

20. Члены семьи собственника имеют равные с ним права пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

21. Дееспособные члены семьи собственника несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

V. Пользование жилым помещением по договору найма жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондовкоммерческого использования

22. В качестве пользователя жилым помещением наниматель имеет право:

а) вселять по взаимному согласию с наймодателем и гражданами, постоянно проживающими с нанимателем, в жилое помещение других граждан в качестве постоянно проживающих с нанимателем. При вселении несовершеннолетних детей такое согласие не требуется;

б) разрешать по взаимному согласию с гражданами, постоянно проживающими с нанимателем, и с предварительным уведомлением наймодателя безвозмездное проживание в жилом помещении временных жильцов;

в) передавать с согласия наймодателя часть или все жилое помещение в поднаем.

23. В многоквартирном доме наниматель и граждане, постоянно проживающие с нанимателем по договору найма жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов коммерческого использования, пользуются также общим имуществом многоквартирного дома.

24. В качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан:

а) использовать жилое помещение только для проживания;

б) обеспечивать сохранность жилого помещения;

в) поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии;

г) не осуществлять переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя;

д) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги;

е) производить текущий ремонт жилого помещения, если иное не установлено договором найма жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов коммерческого использования.

Наниматель несет иные обязанности, предусмотренные законодательством.

25. Граждане, постоянно проживающие совместно с нанимателем, имеют равные с ним права пользования жилым помещением.

VI. Ответственность за несоблюдение Правил пользованияжилыми помещениями

26. Нарушение настоящих Правил влечет ответственность в соответствии с законодательством.

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 мая 2021 года N 292/пр

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует в течение шести лет.

в Министерстве юстиции

8 сентября 2021 года,

регистрационный N 64942

Приложение
к приказу Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 14 мая 2021 года N 292/пр

Правила пользования жилыми помещениями

I. Общие положения

1. Пользование жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащими на праве собственности гражданам и юридическим лицам жилыми помещениями в многоквартирном доме (далее - жилое помещение) осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с настоящими Правилами (часть 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; 2008, N 30, ст.3616).

2. Право пользования жилыми помещениями имеют:

наниматель жилого помещения (далее - наниматель) и члены его семьи - по договору социального найма жилого помещения;

наниматель и члены его семьи - по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;

наниматель и граждане, постоянно проживающие с нанимателем, - по договору найма жилого помещения;

наниматель и члены его семьи - по договору найма специализированного жилого помещения;

собственник жилого помещения и члены его семьи;

иные лица, пользующиеся жилым помещением на законных основаниях.

II. Пользование жилым помещением по договору социального найма

3. Право пользования жилым помещением по договору социального найма возникает на основании договора, заключенного в письменной форме и оформленного в соответствии с Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315 "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 22, ст.2126).

4. Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме в соответствии с частью 2 статьи 61 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14).

5. В качестве пользователя жилым помещением по договору социального найма наниматель имеет право:

а) в соответствии со статьей 70 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14) с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вселять в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей; с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя вселять в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы, устанавливаемой органом местного самоуправления в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14). На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя;

б) в соответствии со статьей 76 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14) передавать с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с нанимателем членов его семьи часть занимаемого им жилого помещения, а в случае временного выезда - все жилое помещение в поднаем;

в) в соответствии со статьей 80 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14) разрешать по взаимному согласию с проживающими совместно с нанимателем членами его семьи и с предварительным уведомлением наймодателя безвозмездное проживание в занимаемом жилом помещении другим гражданам в качестве временно проживающих (временных жильцов);

г) в соответствии со статьей 72 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст.14; 2018, N 31, ст.4856) осуществлять с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с нанимателем членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи, обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю;

д) в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст.14) требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

Наниматель может иметь иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором социального найма жилого помещения.

6. В качестве пользователя жилым помещением по договору социального найма наниматель обязан:

а) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей;

в) обеспечивать сохранность жилого помещения, в том числе находящегося в нем санитарно-технического и иного оборудования, не допускать выполнение в жилом помещении работ или совершение других действий, приводящих к порче жилого помещения, находящегося в нем оборудования, а также к порче общего имущества в многоквартирном доме;

г) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования в многоквартирном доме, соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования в многоквартирном доме, а также соблюдать требования пункта 1 настоящих Правил;

д) немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и сообщать о них наймодателю;

е) проводить текущий ремонт жилого помещения;

ж) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14) обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у нанимателя жилого помещения по договору социального найма возникает с момента заключения такого договора;

з) информировать наймодателя в установленные договором социального найма жилого помещения сроки об изменении оснований и условий, влияющих на пользование жилым помещением;

и) допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля (надзора) для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ;

к) не производить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в нарушение порядка, предусмотренного статьями 25, 26 и 28 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; 2018, N 53, ст.8484);

л) при прекращении права пользования жилым помещением передать по акту приема-передачи наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплатить стоимость не проведенного нанимателем текущего ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или провести текущий ремонт за свой счет, а также погасить задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Наниматель несет иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

7. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности по пользованию жилым помещением.

III. Пользование жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения

8. Право пользования жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения возникает на основании договора, заключенного в письменной форме и оформленного в соответствии с типовыми договорами найма специализированных жилых помещений, утвержденными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; 2010, N 31, ст.4206).

9. В соответствии с частью 3 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14) права нанимателя жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения определяются в таком договоре.

10. В качестве пользователя жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения наниматель обязан:

а) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации:

для временного проживания в связи с работой, прохождением службы, обучением, назначением на государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, на выборную должность;

для временного проживания нанимателя и членов его семьи в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, утратой жилого помещения в результате обращения взыскания на это помещение, признанием жилого помещения непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

для временного проживания в случае, если наниматель в установленном законодательством Российской Федерации порядке отнесен к числу граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;

для временного проживания в случае, если наниматель признан в установленном законодательством Российской Федерации порядке вынужденным переселенцем или беженцем;

для временного проживания в случае, если наниматель в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесен к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите;

для временного проживания в случае, если наниматель в установленном законодательством Российской Федерации порядке отнесен к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

б) осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей;

в) обеспечивать сохранность жилого помещения, в том числе находящегося в нем санитарно-технического и иного оборудования, не допускать выполнение в жилом помещении работ или совершение других действий, приводящих к порче жилого помещения, находящегося в нем оборудования, а также к порче общего имущества в многоквартирном доме;

г) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования в многоквартирном доме, соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, в подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования в многоквартирном доме, а также соблюдать требования пункта 1 настоящих Правил;

д) немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и сообщать о них наймодателю;

е) проводить текущий ремонт жилого помещения;

ж) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в порядке и размере, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации;

з) допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля (надзора) для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ;

и) не производить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в нарушение порядка, предусмотренного статьями 25, 26 и 28 Жилищного кодекса Российской Федерации;

к) при прекращении права пользования жилым помещением передать по акту приема-передачи наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплатить стоимость не проведенного нанимателем текущего ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или провести текущий ремонт за свой счет, а также погасить задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Наниматель несет иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

11. В качестве пользователя жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения наниматель пользуется общим имуществом в многоквартирном доме.

12. В соответствии с частью 4 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14) наниматель специализированного жилого помещения не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем.

13. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения имеют равные с ним права и обязанности по пользованию специализированным жилым помещением.

IV. Пользование принадлежащим гражданам и юридическим лицам на праве собственности жилым помещением в многоквартирном доме

14. Право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме возникает с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 2012, N 53, ст.7627).

15. В соответствии с частью 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14) в качестве пользователя жилым помещением собственник жилого помещения в многоквартирном доме (далее - собственник) вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации.

(с изменениями на 20 июня 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемые:

2. Установить, что:

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вправе передать федеральному казенному учреждению "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации полномочия по исполнению функций, связанных с реализацией Программы, в соответствии с перечнем таких полномочий, утверждаемым указанным Министерством;

финансирование исполнения федеральным казенным учреждением "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации функций, связанных с реализацией Программы, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на управление реализацией Программы;

распределение средств федерального бюджета по объектам капитального строительства, подлежащим строительству (реконструкции) или приобретению в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" Программы, утверждается главными распорядителями бюджетных средств в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных им на соответствующие цели в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и утвержденных на эти цели лимитов бюджетных обязательств по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

при реализации Программы в 2018 году допускается применение формы бланка государственного жилищного сертификата и порядка его заполнения, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы".

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации внести до 1 марта 2018 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации согласованный с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации, предусматривающего цели Программы - обеспечение качества и доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства, а также повышение индекса качества городской среды и их значения по годам реализации Программы с приложением к акту методик расчета значений указанных целей Программы.

4. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2017 года N 1710

Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"

(с изменениями на 20 июня 2022 года)

Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере

I. Оценка текущего состояния жилищной и жилищно-коммунальной сферы

Общий совокупный объем ввода жилья на территории Российской Федерации в период с 2011 по 2020 год составил 767,4 млн. кв. метров, максимальный объем ввода зафиксирован в 2015 году и составил 85,35 млн. кв. метров.

По итогам 2020 года объем ввода жилья составил 82,2 млн. кв. метров, из которых многоквартирные дома - 42,4 млн. кв. метров, индивидуальное жилищное строительство - 39,8 млн. кв .метров.

Большая часть жилищного фонда находится в частной собственности, доля которого за последние 20 лет увеличилась в 2 раза и составила в 2020 году 92,4 процента в общем объеме жилищного фонда Российской Федерации. Жилищная обеспеченность составляет 472 квартиры на 1000 человек, что близко к среднеевропейскому уровню. В то же время средняя обеспеченность населения площадью жилья пока составляет 26,9 кв. метра на человека, что приблизительно в 2 раза меньше, чем в среднем в странах Европейского союза.

Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных процедур в сфере жилищного строительства. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки территорий, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.

Стимулирование спроса на жилье обеспечено развитием рынка ипотечного жилищного кредитования. Удалось обеспечить законодательные и экономические условия для ускоренного развития ипотечного жилищного кредитования. Существенную роль в развитии ипотечного жилищного кредитования в России сыграл единый институт развития в жилищной сфере - акционерное общество "ДОМ.РФ". Благодаря деятельности этого акционерного общества банки получили доступ к долгосрочным финансовым ресурсам, что позволило повысить конкуренцию между банками и доступность кредитов для населения.

Ежегодно посредством ипотечного жилищного кредитования более 1,3-1,8 млн. семей приобретают жилье. По итогам 2020 года величина кредитных требований по кредитам (займам), обеспеченным ипотекой и (или) залогом прав требования участника долевого строительства, вытекающих из договора участия в долевом строительстве, а также поручительства по ипотечным ценным бумагам, обеспеченным закладными физических лиц, составляет около 10 процентов валового внутреннего продукта (возможен рост такой величины до 15 процентов валового внутреннего продукта, что в 1,5 раза ниже уровня такой величины в восточноевропейских странах с сопоставимой структурой собственности на жилье).

В 2020 году в целях поддержки жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования граждан в условиях ухудшения макроэкономической ситуации из-за пандемии запущена программа предоставления гражданам ипотечных жилищных кредитов (займов) по льготным ставкам для приобретения ими жилья в новостройках.

В период массового жилищного строительства установлены (обнаружены) факты недобросовестного исполнения застройщиками своих обязательств по строительству многоквартирных домов и передаче объектов долевого строительства в них гражданам - участникам долевого строительства, денежные средства которых были привлечены застройщиками для строительства указанных многоквартирных домов.

Так, на конец 2020 года в единый реестр проблемных объектов включено порядка 2900 многоквартирных домов площадью более 17 млн. кв. метров.

В целях полного исключения возможности появления новых обманутых граждан - участников долевого строительства в 2020 году проведена масштабная реформа долевого строительства и осуществлен переход на привлечение средств граждан для финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу.

В конце 2020 года строилось более 48 млн. кв. метров жилья с использованием счетов эскроу, что составляет 51 процент всего жилья, строящегося в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Одной из наиболее острых социальных проблем остается проблема обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В 2020 году был решен жилищный вопрос 28,3 тыс. семей (предоставлено из федерального бюджета 32,1 млрд. рублей).

В 2020 году (впервые после 2012 года) приняты меры по обеспечению жильем всех граждан, выезжающих из закрывающихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей населенных пунктов, решение о закрытии которых принято до 2012 года.

По состоянию на 1 января 2021 г. на учете нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на предоставление социальной выплаты) состоят 854,3 тыс. семей, подлежащих обеспечению жильем, в том числе 31,51 тыс. инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. По данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения, численность детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, составляет 283,2 тыс. человек.

В целях принятия мер по единому учету граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, будет создана единая информационная система, позволяющая вести учет категорий граждан, обеспечение жильем которых осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Программа).

Одним из направлений улучшения жилищных условий граждан является ликвидация аварийного жилищного фонда. Указанное направление осуществляется в рамках мероприятий по переселению из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 г., реализуемых государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

По состоянию на 2020 год включительно расселено 2,2 млн. кв. метров из 9 млн. кв. метров аварийного жилья, переселено 136,4 тыс. человек из 500,08 тыс. человек, проживающих в таком жилье. Оставшиеся 6,8 млн. кв. метров аварийного жилья планируется расселить до 2024 года.

Основным фактором, препятствующим устойчивому сокращению непригодного для проживания жилищного фонда, является ежегодный прирост и, соответственно, накопление жилищного фонда, который признается аварийным по итогам его обследования (около 2 млн. кв. метров в год).

В целях реализации прав собственников жилых помещений при переселении из аварийного жилищного фонда необходимо создание постоянно действующей системы обновления жилищного фонда путем создания новой программы расселения аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2017 г.

Улучшение жилищных условий граждан подразумевает не только обеспечение доступным и комфортным жильем, но и создание комфортной городской среды.

Важнейшей частью формирования комфортной городской среды является разработка и внедрение индекса качества городской среды в целях ее оценки. В ходе создания комфортной городской среды детально проанализирована среда более сотни городов России, тщательным образом изучены данные государственной и муниципальной статистики.

Индекс качества городской среды за 2020 год по Российской Федерации составил 177 баллов (выше на 4 процента по сравнению с результатами 2019 года). Количество городов с благоприятной средой за 2020 год составило 375 (33,6 процента).

По данным субъектов Российской Федерации, на 1 января 2021 г. требуют благоустройства порядка 162 тыс. дворовых и 85 тыс. общественных территорий. В период 2017-2020 годов в рамках реализации мероприятий по формированию комфортной городской среды ежегодно принимали участие около 3 тыс. муниципальных образований, в которых уже благоустроено 83225 территорий, в том числе 19915 общественных территорий (набережные, площади, парки и др.) и 63310 дворовых территорий.

II. Описание приоритетов и целей государственной политики в жилищной жилищно-коммунальной сфере

Основными приоритетами государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере являются обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствие объема комфортности жилищного фонда потребностям населения.

Приоритет в жилищной сфере - создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующего потребностям различных групп населения, а также для повышения доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации, в том числе:

формирование эффективных рынков земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;

обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктурой, вовлечение в жилищное строительство неиспользуемых или используемых неэффективно государственных и муниципальных земельных участков, в том числе посредством реализации акционерным обществом "ДОМ.РФ" своих функций;

развитие строительного комплекса и производства строительных материалов, изделий и конструкций с применением инновационных, в том числе энергосберегающих, технологий;

содействие внедрению инновационных технологий в сфере жилищного строительства, развитию отечественного производства строительных материалов, изделий и конструкций;

содействие комплексному развитию территорий;

стимулирование малоэтажной застройки;

применение механизма финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования, использование средств Фонда национального благосостояния, а также бюджетных кредитов (на возвратной основе) в целях реализации проектов по строительству, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры;

содействие в развитии государственно-частного партнерства;

совершенствование деятельности единого института развития в жилищной сфере в части обеспечения повышения доступности жилья;

повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для граждан;

развитие рынка арендного жилья (коммерческого и некоммерческого использования).

Приоритет в жилищно-коммунальной сфере - обеспечение соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения и формирование комфортной городской среды, в том числе:

создание условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию в среднесрочной перспективе аварийного жилья;

содействие в организации собственников жилья для эффективного управления многоквартирными домами путем совершенствования нормативно-правовой и методологической базы управления многоквартирными домами;

модернизация жилищно-коммунальной сферы, совершенствование тарифной политики и развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;

формирование комфортной городской среды, обеспечение возможности полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения и безопасности мест пребывания детей с родителями.

В результате реализации указанных приоритетных направлений государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере к 2030 году будет достигнут качественно новый уровень состояния жилищной и жилищно-коммунальной сферы, соответствующий мировым стандартам.

Реализация государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере будет способствовать достижению следующих целей Программы:

увеличение годового объема ввода жилья до 120 млн. кв. метров к 2030 году;

от 17 декабря 2010 года N 1050

(с изменениями на 2 марта 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемые особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.

3. Установить, что при реализации в 2015 году федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы допускается:

применение формы бланка государственного жилищного сертификата, предоставляемого участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", и порядка его заполнения, утвержденных Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 декабря 2010 года N 1050
(В редакции, введенной в действие
с 9 сентября 2015 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 августа 2015 года N 889. -
См. предыдущую редакцию)

(с изменениями на 2 марта 2021 года)

Паспорт федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы

I. Общие положения

В ходе реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в 2011-2014 годах были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.

За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством и жилищно-коммунальным хозяйством.

Мероприятия подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в 2011-2012 годах были направлены на реализацию комплексного подхода к развитию жилищного строительства и явились продолжением реализации мероприятий подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

В рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в 2011-2012 годах осуществлялись мероприятия по возмещению затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями или юридическими лицами в кредитных организациях на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономкласса, а также по строительству (реконструкции) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по комплексному развитию территорий, предусматривающих строительство жилья экономкласса, реконструкцию автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономкласса в 26 субъектах Российской Федерации. Положительным итогом реализации этой подпрограммы стало увеличение годового объема ввода жилья с 62 млн. кв. метров в 2011 году до 76 млн. кв. метров в 2014 году.

В связи с высокой заинтересованностью субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации", подтвержденной их активным участием в конкурсном отборе для участия в ней, реализация мероприятий этой подпрограммы была продолжена в рамках соответствующей подпрограммы в 2015-2017 годах.

Высокую востребованность со стороны граждан и субъектов Российской Федерации продемонстрировала подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", реализация которой осуществлялась в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и которая была направлена на оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, в первую очередь многодетных. За 2011-2014 годы в рамках этой подпрограммы улучшили жилищные условия 108,5 тыс. молодых семей.

Реализация указанной подпрограммы способствовала разработке и принятию в субъектах Российской Федерации программ по поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий и региональных программ по развитию ипотечного жилищного кредитования. Значительно увеличился размер средств, предусматриваемых в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах на финансирование мероприятий подпрограммы. Общий размер средств бюджетов субъектов Российской Федерации, привлеченных в рамках реализации подпрограммы в 2011-2014 годах, составил 39,02 млрд. рублей, размер привлеченных средств внебюджетных источников - 130,06 млрд. рублей. Значительный размер привлеченных внебюджетных средств обусловил высокую результативность использования средств федерального бюджета в рамках этой подпрограммы.

В рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в 2011-2014 годах были предусмотрены мероприятия по завершению строительства и реконструкции 16 объектов коммунальной инфраструктуры. Из них введены в эксплуатацию 11 объектов с привлечением 12,6 млрд. рублей из бюджетов субъектов Российской Федерации. Работы по 2 объектам были завершены в 2015 году за счет подтвержденных к использованию в 2015 году неиспользованных остатков субсидий из федерального бюджета, предоставленных в 2014 году. Были достроены 3 объекта за счет средств внебюджетных источников. В 2015-2016 годах осуществлялось предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на завершение строительства и реконструкции 3 объектов коммунальной инфраструктуры.

Проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, остается одной из наиболее острых социальных проблем.

Одним из наиболее эффективных способов обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, является механизм предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат для приобретения жилья посредством выдачи государственных жилищных сертификатов.

Указанный механизм использовался для обеспечения жильем граждан в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, в том числе граждан, подлежащих увольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, граждан, пострадавших в результате аварий на Чернобыльской АЭС и производственном объединении "Маяк", граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, граждан, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", и граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществлялось органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций.

За 2011-2014 годы в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы были обеспечены жильем около 55 тыс. граждан, относящихся к этим категориям.

При этом по итогам реализации этой программы в 2011-2014 годах сохраняется высокая востребованность продолжения выполнения ее мероприятий. По состоянию на 1 января 2015 года в очереди на получение государственной поддержки остаются около 296 тыс. семей, в отношении которых установлены государственные обязательства по обеспечению жильем, и около 376 тыс. молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Несмотря на достигнутые результаты, недостаточный уровень обеспеченности граждан жильем и низкая доступность жилья остаются одной из основных социально-экономических проблем Российской Федерации.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2013 году 27 процентов российских семей отметили, что испытывают стесненность в жилищных условиях, а среди семей с детьми в возрасте до 18 лет на это обстоятельство указали 48 процентов семей, 6 процентов граждан указали на плохое или очень плохое состояние занимаемого жилого помещения, общий объем ветхого и аварийного жилого фонда составляет около 94 млн. кв. метров. Из общего количества семей, указавших на стесненные условия проживания или плохое состояние жилого помещения, только около 30 процентов имеют возможность улучшить жилищные условия.

При этом даже ограниченный платежеспособный спрос на жилье существенно превосходит предложение, что в условиях свободного рыночного ценообразования ведет к росту цен и увеличению разрыва между ценой продажи жилья на рынке и себестоимостью строительства. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2014 году средняя цена продажи жилья превосходила среднюю себестоимость его строительства на 32 процента, а темп роста цен на жилье превышал как темп роста цен на строительные материалы, так и темп роста реальных располагаемых доходов населения.

Несмотря на развитие рынка ипотечного жилищного кредитования, этот инструмент остается недоступным для большинства граждан Российской Федерации в связи со значительной величиной первоначального взноса по отношению к среднему уровню доходов, а также ввиду высокого уровня процентных ставок по таким кредитам, составляющего на начало 2015 года около 18 процентов по рублевым кредитам.

Таким образом, достижение установленной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической цели обеспечения доступности жилья для всех категорий граждан и соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения является объективно невозможным без реализации комплекса мер государственной жилищной политики, ориентированных как на оказание социальной поддержки гражданам, так и на корректировку структуры рынка жилья и приведение ее в соответствие с потребностями граждан Российской Федерации и целями долгосрочной социально-экономической политики государства.

Реализация федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы осуществлялась в 2015-2017 годах в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и стала одним из основных структурных элементов государственной жилищной политики, направленных на продолжение реализации мероприятий по улучшению ситуации в жилищной сфере.

Федеральная целевая программа "Жилище" включала в себя мероприятия по двум направлениям:

оказание государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в рамках мероприятий по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, обеспечению жильем молодых семей и обеспечению жильем отдельных категорий граждан на основании решений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации;

создание условий для развития рынка доступного и комфортного жилья экономкласса, сдерживания роста цен на жилье, увеличения объемов ввода жилья и развития строительной отрасли в рамках мероприятий по поддержке программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: