Оао кольская горно металлургическая компания обратилась в верховный суд рф с заявлением о признании

Обновлено: 27.03.2024

от 28 марта 2002 г. N ГКПИ2002-178

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре Хоркиной В.В.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Кольская Горно - Металлургическая Компания" о признании незаконным (недействительным) Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", в редакции от 14 июня 2001 г. N 463,

28 августа 1992 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации N 632 (в редакции от 27 декабря 1994 г. N 1428, от 14 июня 2001 г. N 463) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление).

ОАО "Кольская Горно - Металлургическая Компания" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным указанного Постановления Правительства Российской Федерации, ссылаясь на то, что оно не соответствует действующему законодательству, поскольку неправомерно устанавливает налоговый платеж.

В судебном заседании представители ОАО "Кольская Горно - Металлургическая Компания" Пепеляев С.Г., Щекин Д.М. и Сасов К.А. поддержали заявленные требования и просили суд признать оспариваемое Постановление незаконным в полном объеме.

Представители Правительства Российской Федерации Фирсова Н.Г., Шаронова Е.А. и Любомирская Л.В. требования заявителя не признали и просили отказать в их удовлетворении за необоснованностью.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей удовлетворить требования заявителя, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление ОАО "Кольская Горно - Металлургическая Компания" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частью 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

В силу пункта 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются данным Кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов или сборов, не предусмотренные этим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено данным Кодексом.

Из содержания статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налог, взимаемый в федеральный бюджет, может считаться законно установленным лишь в том случае, когда непосредственно в самом федеральном законе определены его плательщики и элементы налогообложения, к которым относятся: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

При рассмотрении дела судом установлено, что плата за загрязнение окружающей природной среды по своей правовой природе обладает всеми признаками налога, перечисленными в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (обязательна, индивидуально безвозмездна, представляет собой отчуждение денежных сре дств пл ательщика для финансирования государства).

То обстоятельство, что плата за загрязнение окружающей природной среды относится к федеральным налогам, представители Правительства Российской Федерации признали в письменном отзыве на иск (заявление), а также в объяснениях в судебном заседании.

Кроме того, это подтверждается Приложением 2 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации", где плата за загрязнение окружающей природной среды содержится в разделе налоговых доходов бюджета и имеет код 1050600, что соответствует подгруппе платежей за пользование природными ресурсами группы налоговых доходов, а также Приложением 2 к Федеральному закону Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год", в котором плата за загрязнение окружающей природной среды включена в перечень федеральных налогов и сборов.

Между тем в нарушение статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации все существенные элементы указанного налогового платежа установлены не федеральным налогом, а постановлением Правительства Российской Федерации и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.

Так, пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), утвержденного оспариваемым Постановлением, установлены плательщики налога - предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории России, связанные с природопользованием.

В названном пункте Порядка установлен также объект налогообложения, к которому отнесены виды вредного воздействия на окружающую природную среду.

Пунктом 3 Порядка установлена налоговая база, представляющая собой количество загрязняющих веществ, поступающих в природную среду (объемы выбросов, сбросов, размещения отходов).

Пунктами 3 - 5 Порядка и абзацем вторым пункта 2 Постановления установлен порядок исчисления налогового платежа и, кроме того, предоставлено право вносить в него уточнения федеральным органам исполнительной власти. Между тем согласно статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогообложения могут издаваться лишь в случаях, предусмотренных законом, и не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Правительство Российской Федерации также незаконно отнесло к компетенции федеральных органов исполнительной власти вопросы определения налогового периода, налоговых ставок, порядка и срока уплаты налога, а также налоговых льгот (пункты 2 - 6 Постановления, пункты 6 - 9 Порядка).

С учетом вышеизложенного оспариваемые Постановление и Порядок, как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации (статья 6) и нарушающие права заявителя (возлагают обязанность по уплате налога, не установленного федеральным законом), должны быть признаны незаконными (недействительными).

С доводами представителей Правительства Российской Федерации о том, что оспариваемое Постановление соответствует действующему налоговому законодательству, поскольку в силу статьи 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до принятия соответствующих федеральных законов, суд согласиться не может.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 16-П от 11 ноября 1997 г. "По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О государственной границе Российской Федерации", отнесение к ведению Правительства Российской Федерации установления существенных элементов налогового обязательства не соответствует закрепленному действующим законодательством разграничению полномочий между органами законодательной и исполнительной власти.

В силу статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" указанное Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступило в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

Принимая во внимание, что оспариваемое Постановление и Порядок содержат правовые положения, аналогичные тем, которые были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 1997 г. N 16-П, суд не вправе признать их законными даже при наличии статьи 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Суд считает необходимым также отметить, что оспариваемое Постановление Правительства Российской Федерации в настоящее время противоречит и Федеральному закону от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды".

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 названного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

Приведенное положение Федерального закона является дополнительным подтверждением вывода суда о том, что плата за загрязнение окружающей среды может быть установлена только федеральным законом, а не актом Правительства Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

заявление ОАО "Кольская Горно - Металлургическая Компания" удовлетворить.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", в редакции от 14 июня 2001 г. N 463, признать незаконным (недействительным).

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.

Решение Верховного Суда РФ от 12.02.2003 N ГКПИ03-49

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" о признании незаконным Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия",

Открытое акционерное общество "Кольская горно-металлургическая компания" (сокращенное наименование ОАО "Кольская ГМК") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Как указывает заявитель, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует действующему законодательству и нарушает права юридического лица, т.к. налагает на него обязанность по уплате налога, не установленного федеральным законом.

В суде представители заявителя ОАО "Кольская ГМК" Щекин Д.М., Пепеляев С.Г., Сасов К.А. поддержали заявленные требования и пояснили, что несмотря на то, что определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. плата за загрязнение окружающей природной среды признана платежами неналогового характера, оспариваемый нормативный правовой акт является незаконным, в том числе пункты 2 и 4 Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632, а также пункты 5 и 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

Представители заинтересованного лица Правительства РФ Черкашин Е.Ю., Любомирская Л.В., Дорожкин К.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Правительства РФ и не противоречит действующему законодательству.

Выслушав объяснения представителей заявителя ОАО "Кольская ГМК" адвокатов Щекина Д.М. и Пепеляева С.Г., Сасова К.А., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Черкашина Е.Ю., Любомирской Л.В., Дорожкина К.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению частично, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации 28 августа 1992 г. издало Постановление N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.12.1994 N 1428, от 14.06.2001 N 463).

Настоящее Постановление принято в соответствии с Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды".

Статьей 6 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 года "Об охране окружающей природной среды" на Правительство Российской Федерации было возложено полномочие устанавливать порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (данный Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды").

Федеральный закон "Об охране окружающей среды", закрепляя в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (статья 3) и определяя виды негативного воздействия на нее, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, загрязнение недр и почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, электромагнитными и другими видами физических воздействий (пункты 1 и 2 статьи 16), тем самым, по существу, предписывает взимание соответствующих платежей и называет объект обложения - виды негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, им устанавливаются и другие существенные признаки этих платежей: субъекты - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 15), в общей форме облагаемую базу - выбросы и сбросы загрязняющих веществ и иные виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах нормативов, устанавливаемых в целях ее охраны (статьи 22 - 28).

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10 декабря 2002 г. N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установил, что делегирование Правительству Российской Федерации федеральным законом полномочия по установлению порядка платы и ее размеров за загрязнение окружающей природной среды и других видов вредного воздействия - с учетом характера данной платы - не может рассматриваться как нарушение конституционного предписания о законно установленных налогах и сборах и установленного Конституцией Российской Федерации разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации. При этом вводимые Правительством Российской Федерации ставки должны быть разумно обоснованными, справедливыми и соразмерными затратам органов публичной власти, связанным с осуществлением работ по охране окружающей среды от вредного воздействия, оказываемого в результате экономической и иной деятельности лиц, на которых возложена обязанность платы.

С учетом изложенного доводы заявителя о несоответствии Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 Федеральному закону "Об охране окружающей среды" являются несостоятельными.

В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" доходы федерального бюджета, поступающие в 2003 году, формируются за счет налогов, сборов, пошлин и платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Взимание платы за загрязнение окружающий среды установлено федеральным законодательством. Эти платежи носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации поручено разработать с привлечением Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора, других заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований и по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации утвердить до 1 ноября 1992 г. базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предоставлено право вносить уточнения в указанные нормативы платы и коэффициенты в связи с изменением экологической ситуации в отдельных регионах и уровня цен, а также при установлении новых видов загрязняющих веществ и вредных воздействий на окружающую природную среду.

Во исполнение данного пункта Постановления Министерство охраны окружающий среды и природных ресурсов РФ 27 ноября 1992 г. утвердило "Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы".

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает, что Правительство РФ издает постановления на основании и во исполнение Конституции РФ, Федеральных конституционных законов, нормативных указов Президента РФ.

Вышеназванные законодательные акты не предусматривают делегирование Правительством РФ полномочий федеральным органам исполнительной власти по установлению нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" сформулирована правовая позиция, согласно которой делегирование Правительству РФ Федеральным законом полномочий по установлению порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду предполагает, что нормативы платы вводятся Правительством РФ.

Как установлено в судебном заседании, ранее утвержденные "Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы" признаны недействующими Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 12 апреля 2002 г. N 187.

По объяснениям представителей заинтересованного лица Правительства РФ Дорожкина К.А., Любомирской Л.В. в настоящее время Правительством РФ готовится нормативный правовой акт об установлении ставок за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

При таких обстоятельствах суд считает, что положения пункта 2 Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 не соответствуют действующему законодательству и подлежат признанию недействующими.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 предусмотрено, что органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований:

а) с участием территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации устанавливают дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды на основании утвержденных в соответствии с пунктом 2 настоящего Постановления базовых нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, а также осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей;

б) по согласованию с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора могут понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации в статье 72 к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относит охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Правительство РФ, реализуя свои полномочия в сфере охраны окружающей среды, предоставило органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право устанавливать дифференцированные ставки платы и осуществлять корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей.

Доводы представителя ОАО "Кольская ГМК" Сасова К.А. о том, что в оспариваемом нормативном правовом акте нечетко отрегулирован вопрос о корректировке размеров платежей, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Статья 56 Налогового кодекса РФ регулирует отношения по установлению и использованию льгот по налогам и сборам. Плата за негативное воздействие на окружающую среду установлена Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Это платежи неналогового характера, поэтому доводы заявителя о несоответствии пункта 4 оспариваемого Постановления законодательству о налогах и сборах являются необоснованными.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. Таким законодательным актом является "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632.

Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает за совершение административных правонарушений применение административных наказаний, в том числе и административного штрафа. В силу статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда, стоимости предмета административного правонарушения, сумме неуплаченных налогов, сборов.

Порядок исчисления платы за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды не может рассматриваться как вид административного наказания, поэтому доводы заявителя ОАО "Кольская ГМК" о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта законодательству об административных правонарушениях не основаны на законе.

Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке.

Правительство РФ осуществляет общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти.

Федеральное законодательство не запрещает высшему исполнительному органу государственной власти при издании нормативного правового акта о порядке определения платы за загрязнение окружающей природной среды делегировать вопрос о сроках перечисления этих средств природопользователями территориальным органам федерального министерства.

Вместе с тем суд считает необходимым выйти за пределы заявленных требований об оспаривании пункта 9 Порядка, т.к. предусмотренное данным пунктом положение о взыскании с природопользователей платежей в безакцептном порядке не соответствует закону.

С 1 марта 1996 г. введена в действие часть вторая Гражданского кодекса РФ.

Согласно ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.

Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" не устанавливает безакцептный порядок списания платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

заявление ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" удовлетворить частично: признать недействующими п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и п. 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632, в части взыскания сумм платежей с природопользователей в безакцептном порядке.

В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Решение Верховного Суда РФ от 28.03.2002 N ГКПИ2002-178

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Кольская Горно - Металлургическая Компания" о признании незаконным (недействительным) Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", в редакции от 14 июня 2001 г. N 463,

28 августа 1992 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации N 632 (в редакции от 27 декабря 1994 г. N 1428, от 14 июня 2001 г. N 463) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление).

ОАО "Кольская Горно - Металлургическая Компания" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным указанного Постановления Правительства Российской Федерации, ссылаясь на то, что оно не соответствует действующему законодательству, поскольку неправомерно устанавливает налоговый платеж.

В судебном заседании представители ОАО "Кольская Горно - Металлургическая Компания" Пепеляев С.Г., Щекин Д.М. и Сасов К.А. поддержали заявленные требования и просили суд признать оспариваемое Постановление незаконным в полном объеме.

Представители Правительства Российской Федерации Фирсова Н.Г., Шаронова Е.А. и Любомирская Л.В. требования заявителя не признали и просили отказать в их удовлетворении за необоснованностью.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей удовлетворить требования заявителя, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление ОАО "Кольская Горно - Металлургическая Компания" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частью 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

В силу пункта 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются данным Кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов или сборов, не предусмотренные этим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено данным Кодексом.

Из содержания статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налог, взимаемый в федеральный бюджет, может считаться законно установленным лишь в том случае, когда непосредственно в самом федеральном законе определены его плательщики и элементы налогообложения, к которым относятся: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

При рассмотрении дела судом установлено, что плата за загрязнение окружающей природной среды по своей правовой природе обладает всеми признаками налога, перечисленными в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (обязательна, индивидуально безвозмездна, представляет собой отчуждение денежных средств плательщика для финансирования государства).

То обстоятельство, что плата за загрязнение окружающей природной среды относится к федеральным налогам, представители Правительства Российской Федерации признали в письменном отзыве на иск (заявление), а также в объяснениях в судебном заседании.

Кроме того, это подтверждается Приложением 2 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации", где плата за загрязнение окружающей природной среды содержится в разделе налоговых доходов бюджета и имеет код 1050600, что соответствует подгруппе платежей за пользование природными ресурсами группы налоговых доходов, а также Приложением 2 к Федеральному закону Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год", в котором плата за загрязнение окружающей природной среды включена в перечень федеральных налогов и сборов.

Между тем в нарушение статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации все существенные элементы указанного налогового платежа установлены не федеральным налогом, а постановлением Правительства Российской Федерации и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.

Так, пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), утвержденного оспариваемым Постановлением, установлены плательщики налога - предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории России, связанные с природопользованием.

В названном пункте Порядка установлен также объект налогообложения, к которому отнесены виды вредного воздействия на окружающую природную среду.

Пунктом 3 Порядка установлена налоговая база, представляющая собой количество загрязняющих веществ, поступающих в природную среду (объемы выбросов, сбросов, размещения отходов).

Пунктами 3 - 5 Порядка и абзацем вторым пункта 2 Постановления установлен порядок исчисления налогового платежа и, кроме того, предоставлено право вносить в него уточнения федеральным органам исполнительной власти. Между тем согласно статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогообложения могут издаваться лишь в случаях, предусмотренных законом, и не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Правительство Российской Федерации также незаконно отнесло к компетенции федеральных органов исполнительной власти вопросы определения налогового периода, налоговых ставок, порядка и срока уплаты налога, а также налоговых льгот (пункты 2 - 6 Постановления, пункты 6 - 9 Порядка).

С учетом вышеизложенного оспариваемые Постановление и Порядок, как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации (статья 6) и нарушающие права заявителя (возлагают обязанность по уплате налога, не установленного федеральным законом), должны быть признаны незаконными (недействительными).

С доводами представителей Правительства Российской Федерации о том, что оспариваемое Постановление соответствует действующему налоговому законодательству, поскольку в силу статьи 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до принятия соответствующих федеральных законов, суд согласиться не может.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 16-П от 11 ноября 1997 г. "По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О государственной границе Российской Федерации", отнесение к ведению Правительства Российской Федерации установления существенных элементов налогового обязательства не соответствует закрепленному действующим законодательством разграничению полномочий между органами законодательной и исполнительной власти.

В силу статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" указанное Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступило в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

Принимая во внимание, что оспариваемое Постановление и Порядок содержат правовые положения, аналогичные тем, которые были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 1997 г. N 16-П, суд не вправе признать их законными даже при наличии статьи 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Суд считает необходимым также отметить, что оспариваемое Постановление Правительства Российской Федерации в настоящее время противоречит и Федеральному закону от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды".

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 названного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

Приведенное положение Федерального закона является дополнительным подтверждением вывода суда о том, что плата за загрязнение окружающей среды может быть установлена только федеральным законом, а не актом Правительства Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

заявление ОАО "Кольская Горно - Металлургическая Компания" удовлетворить.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", в редакции от 14 июня 2001 г. N 463, признать незаконным (недействительным).

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.

Решение Верховного Суда РФ от 28.03.2002 N ГКПИ2002-178

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "Кольская Горно - Металлургическая Компания" о признании незаконным (недействительным) Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", в редакции от 14 июня 2001 г. N 463,

28 августа 1992 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации N 632 (в редакции от 27 декабря 1994 г. N 1428, от 14 июня 2001 г. N 463) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление).

ОАО "Кольская Горно - Металлургическая Компания" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным указанного Постановления Правительства Российской Федерации, ссылаясь на то, что оно не соответствует действующему законодательству, поскольку неправомерно устанавливает налоговый платеж.

В судебном заседании представители ОАО "Кольская Горно - Металлургическая Компания" Пепеляев С.Г., Щекин Д.М. и Сасов К.А. поддержали заявленные требования и просили суд признать оспариваемое Постановление незаконным в полном объеме.

Представители Правительства Российской Федерации Фирсова Н.Г., Шаронова Е.А. и Любомирская Л.В. требования заявителя не признали и просили отказать в их удовлетворении за необоснованностью.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей удовлетворить требования заявителя, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление ОАО "Кольская Горно - Металлургическая Компания" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частью 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

В силу пункта 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются данным Кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов или сборов, не предусмотренные этим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено данным Кодексом.

Из содержания статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налог, взимаемый в федеральный бюджет, может считаться законно установленным лишь в том случае, когда непосредственно в самом федеральном законе определены его плательщики и элементы налогообложения, к которым относятся: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

При рассмотрении дела судом установлено, что плата за загрязнение окружающей природной среды по своей правовой природе обладает всеми признаками налога, перечисленными в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (обязательна, индивидуально безвозмездна, представляет собой отчуждение денежных средств плательщика для финансирования государства).

То обстоятельство, что плата за загрязнение окружающей природной среды относится к федеральным налогам, представители Правительства Российской Федерации признали в письменном отзыве на иск (заявление), а также в объяснениях в судебном заседании.

Кроме того, это подтверждается Приложением 2 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации", где плата за загрязнение окружающей природной среды содержится в разделе налоговых доходов бюджета и имеет код 1050600, что соответствует подгруппе платежей за пользование природными ресурсами группы налоговых доходов, а также Приложением 2 к Федеральному закону Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год", в котором плата за загрязнение окружающей природной среды включена в перечень федеральных налогов и сборов.

Между тем в нарушение статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации все существенные элементы указанного налогового платежа установлены не федеральным налогом, а постановлением Правительства Российской Федерации и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.

Так, пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), утвержденного оспариваемым Постановлением, установлены плательщики налога - предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории России, связанные с природопользованием.

В названном пункте Порядка установлен также объект налогообложения, к которому отнесены виды вредного воздействия на окружающую природную среду.

Пунктом 3 Порядка установлена налоговая база, представляющая собой количество загрязняющих веществ, поступающих в природную среду (объемы выбросов, сбросов, размещения отходов).

Пунктами 3 - 5 Порядка и абзацем вторым пункта 2 Постановления установлен порядок исчисления налогового платежа и, кроме того, предоставлено право вносить в него уточнения федеральным органам исполнительной власти. Между тем согласно статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогообложения могут издаваться лишь в случаях, предусмотренных законом, и не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Правительство Российской Федерации также незаконно отнесло к компетенции федеральных органов исполнительной власти вопросы определения налогового периода, налоговых ставок, порядка и срока уплаты налога, а также налоговых льгот (пункты 2 - 6 Постановления, пункты 6 - 9 Порядка).

С учетом вышеизложенного оспариваемые Постановление и Порядок, как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации (статья 6) и нарушающие права заявителя (возлагают обязанность по уплате налога, не установленного федеральным законом), должны быть признаны незаконными (недействительными).

С доводами представителей Правительства Российской Федерации о том, что оспариваемое Постановление соответствует действующему налоговому законодательству, поскольку в силу статьи 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до принятия соответствующих федеральных законов, суд согласиться не может.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 16-П от 11 ноября 1997 г. "По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О государственной границе Российской Федерации", отнесение к ведению Правительства Российской Федерации установления существенных элементов налогового обязательства не соответствует закрепленному действующим законодательством разграничению полномочий между органами законодательной и исполнительной власти.

В силу статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" указанное Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступило в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

Принимая во внимание, что оспариваемое Постановление и Порядок содержат правовые положения, аналогичные тем, которые были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 1997 г. N 16-П, суд не вправе признать их законными даже при наличии статьи 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Суд считает необходимым также отметить, что оспариваемое Постановление Правительства Российской Федерации в настоящее время противоречит и Федеральному закону от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды".

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 названного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

Приведенное положение Федерального закона является дополнительным подтверждением вывода суда о том, что плата за загрязнение окружающей среды может быть установлена только федеральным законом, а не актом Правительства Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

заявление ОАО "Кольская Горно - Металлургическая Компания" удовлетворить.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", в редакции от 14 июня 2001 г. N 463, признать незаконным (недействительным).

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.

Задайте вопрос юристу:


Верховный Суд Российской Федерации
КАССАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ


от 15 мая 2003 года N КАС03-167

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего А.И.Федина, членов коллегии Н.К.Толчеева, Н.П.Пелевина, с участием прокурора А.В.Федотовой, рассмотрела в открытом судебном заседании от 15 мая 2003 года гражданское дело по заявлению ОАО "Кольская горно-металлургическая компания" о признании незаконным постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" по кассационной жалобе Правительства РФ на решение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2003 года, которым заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителя Правительства РФ Лохина В.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителей заявителя Сасова К.А. и адвоката Пепеляева С.Г., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Открытое акционерное общество "Кольская горно-металлургическая компания" (сокращенное наименование ОАО "Кольская ГМК") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

В обоснование заявленного требования акционерное общество сослалось на несоответствие оспоренного нормативного правового акта закону и на неправомочность передачи Правительством РФ полномочий по определению базовых нормативов платы за загрязнение окружающей среды к компетенции Министерства экологии и природных ресурсов РФ.

Верховный Суд Российской Федерации приведенным выше решением признал недействующими пункт 2 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 года и пункта 9 (в части) "Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", утвержденного этим же постановлением Правительства РФ, а в остальной части заявленные требования оставил без удовлетворения.

В кассационной жалобе Правительство РФ ставит вопрос об отмене судебного решения в части признания недействующим пункта 2 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 года N 632, сославшись на ошибочность выводов суда о незаконности делегирования Правительством РФ нормативов по установлению нормативов платы за загрязнение окружающей среды Министерству экологии и природных ресурсов РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 года, признанным Верховным Судом РФ недействующим ввиду несоответствия его закону, Министерству экологии и природных ресурсов РФ поручено разработать с привлечением Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора, других заинтересованных министерств и ведомств и по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов РФ утвердить до 1 ноября 1992 года базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предоставлено право вносить уточнения в указанные нормативы платы и коэффициенты в связи с изменением экологической ситуации в отдельных регионах и уровня цен, а также при установлении новых видов загрязняющих веществ и вредных воздействий на окружающую природную среду.

Во исполнение данного пункта постановления Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 27 ноября 1992 года утвердило "Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы".

Признавая п.2 постановления Правительства РФ не соответствующим федеральному закону, Верховный Суд РФ обоснованно исходил из того, что полномочия по установлению порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду законодатель делегировал именно Правительству РФ.

Данный вывод суда подтверждается статьей 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды", согласно которой установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

В соответствии с ч.III ст.16 приведенного Федерального закона порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации, к которым согласно ч.1 ст.2 этого же федерального закона и ч.1 ст.3 ГК РФ могут быть отнесены постановления Правительства РФ и Указы Президента РФ, но не акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, признавая незаконным п.2 оспоренного постановления Правительства РФ, Верховный Суд Российской Федерации правомерно учел правовую позицию Конституционного Суда РФ, сформулированную последним в определении от 10 декабря 2002 года N 284-О по запросу Правительства РФ о проверке конституционности оспоренного по настоящему делу постановления Правительства РФ, согласно которой делегирование Правительству РФ федеральным законом полномочий по установлению порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду предполагает, что нормативы платы вводятся Правительством РФ.

При таком положении суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности п.2 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 года, поскольку федеральный закон не содержит норм, предоставляющих Правительству РФ право перепоручать решение вопроса об установлении нормативов платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов какому-либо федеральному министерству или ведомству.

Довод в кассационной жалобе об ошибочности приведенного вывода суда первой инстанции не подтвержден правовым обоснованием.

Ссылка Правительства РФ на положения Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", согласно которым Правительство РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды уполномочено обеспечивать проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, а последние подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач, несостоятельна, поскольку приведенные положения Федерального конституционного закона не могут быть применены в отношении полномочий, которые законодатель делегировал персонально Правительству РФ.

В остальной части решение Верховного Суда РФ ни заявителем, ни представителем Правительства РФ в кассационном порядке не обжаловано.

По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства РФ - без удовлетворения.


Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: