О в синеокий адвокатура как институт правовой помощи и защиты 2008

Обновлено: 25.04.2024

Пособие соответствует учебной программе для высших учебных заведений и содержит системное изложение учебного курса по адвокатуре и адвокатской деятельности. Рассмотрены основные темы учебного курса "Адвокатура Украины" : причины и условия возникновения института адвокатуры: принципы адвокатской деятельности на различныхэтапах развития общества; организация, функции, направления и формы деятельности адвокатуры в Украине и других странах. Во 2-е издание включен новый актуальный материал, изменены некоторые формулировки. Определены перспективы модернизации адвокатуры в информационном обществе и условиях развития высоких технологий, обоснована взаимосвязь формирования новых направлений адвокатской деятельности с современными инновационными процессами. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических специальностей, мажет быть полезно для подготовки к сдаче квалификационных экзаменов в региональных квалификационно-дисциплинарных комиссиях адвокатуры, а также.

Издательство: "Право" (2012)

Формат: 60x84/16, 520 стр.

См. также в других словарях:

Адвокатура — Старинное здание адвокатской палаты Линкольнс инн в Лондоне. Адвокатура (лат. advocatus, что значит призва … Википедия

История Российской Империи — История России Древние славяне, русы (до IX века) … Википедия

Трунов, Игорь Леонидович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Трунов. Игорь Леонидович Трунов Портрет Род деятельности: Адвокат Дата рождения: 1961 год(1 … Википедия

Россия, Российская Федерация — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право Уголовный процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в восточной части Европы и северной части Азии.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Рим город* — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Рим, город — Содержание: I. Р. Современный; II. История города Р.; III. Римская история до падения западной Р. империи; IV. Римское право. I. Рим (Roma) столица Итальянского королевства, на реке Тибре, в так называемой Римской Кампанье, под 41°53 54 северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

К вопросу о совершенствовании оказания адвокатами бесплатной юридической помощи населению

Аннотация: Оказание юридической помощи населению представляет собой одно из важных направлений деятельности органов законодательной и исполнительной государственной власти, а также органов местного самоуправления в разных странах. Предметом нашего исследования выступает разработка предложений по устранению существующих пробелов действующего в настоящее время законодательства в сфере оказания бесплатной юридической помощи населению Российской Федерации. Представлен аналитический обзор особенностей оказания бесплатной юридической помощи гражданам в нашей стране и за рубежом. Основной акцент делается на анализе действующего законодательства, регулирующего область исследуемых правоотношений, эффективности его применения и дальнейшем совершенствовании. При проведении исследования применялась совокупность общенаучных (анализ, сравнение, обобщение) и частно-научных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов.

Новизна полученных результатов исследования определяется применением комплексного подхода к изучению материалов теоретического и эмпирического характера и, как следствие, предложением способов совершенствования реализации бесплатной юридической помощи населению России. В связи с тем, что в настоящее время имеет место сложный механизм предоставления адвокатами отчётности для получения оплаты за оказанную ими помощь предлагается разработать на федеральном уровне требования по форме и содержанию отчётности адвоката для получения вознаграждения за свой труд. Необходимо также установить на федеральном уровне минимальные размеры оплаты труда адвокатов по каждому виду юридической помощи. В целях повышения информированности граждан о возможностях получения бесплатной юридической помощи необходимо больше внимания уделять правовому просвещению (задействование средств массовой информации и Интернет-ресурсов, создание тематических разделов и баннеров, размещение информации на сайтах и в помещениях многофункциональных центров и др.). Изложенные предложения и рекомендации могут быть использованы в качестве теоретической основы для решения практических проблем, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи населению.

Обеспечение населения квалифицированной бесплатной юридической помощью, как и решение сопутствующих этому процессу задач и возникающих проблем, безусловно, обязанность государства в лице уполномоченных органов юстиции. Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан на получение квалифицированной юридической помощи, причём в определённых случаях эта помощь может предоставляться за счёт средств государства бесплатно (пункт 1 статьи 48). Юридическая помощь должна соответствовать реалиям времени, только тогда она будет действительно эффективной. Как следствие, данный правовой институт нуждается в модернизации, в процессе которой должна реализовываться «безотрывная связь между сферой нормотворчества и сферой применения права».

Актуализируют проблему необходимости максимальной доступности юридической помощи несколько факторов:

-во-первых, не достаточный уровень правовой культуры населения, и, как следствие, повышенная востребованность в оперативной помощи со стороны лиц, обладающих специальными знаниями в области права;

-во-вторых, низкий уровень доходов, в связи с чем для многих граждан весьма затруднительным является обращение за квалифицированной правовой помощью, если она не бесплатна. Современная социально-экономическая ситуация отягощена пандемией новой коронавирусной инфекции, как следствие, уровень жизни значительной части населения на сегодняшний момент можно оценить как неудовлетворительный (в ходе ежегодной пресс-конференции, которая состоялась в декабре 2020 г. Президент России В. В. Путин отметил, что 13,5 % россиян живут за чертой бедности).

Право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь как конституционное субъективное право, заключается в возможности получения физическими лицами на территории Российской Федерации без взимания платы юридических услуг, оказываемых специальными субъектами, которым предоставлено право и (или) возложена обязанность оказывать такую помощь, реализуемое во всех случаях возникновения потребности в юридических услугах при соблюдении определенных федеральным законом условий. Долгое время в нашей стране отсутствовал специальный закон, который регулировал бы вопросы оказания бесплатной юридической помощи. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Закон
№ 324-ФЗ) вступил в силу с 15 января 2012 г.

Закон «О бесплатной юридической помощи» не предусматривает оказания данной помощи в уголовном и административном судопроизводстве. В уголовном процессе бесплатная юридическая помощь оказывается адвокатами по назначению (статья 16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ). Кроме того, право на бесплатную юридическую помощь находит своё законодательное закрепление и в целом ряде других законодательных актов к коим, помимо вышеназванного закона и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, можно отнести федеральные законы «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (статья 10), «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ (статья 26), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 г. № 22-ФЗ (статья 12) и др.

Субъекты оказания бесплатной юридической помощи Закон № 324-ФЗ градирует на государственные (федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения; органы управления государственных внебюджетных фондов; государственные юридические бюро; адвокаты, нотариусы и другие субъекты, наделенные данным правом) и негосударственные (юридические клиники и негосударственные центры бесплатной юридической помощи). Часть 2 статьи 20 Закона № 324-ФЗ очерчивает круг вопросов, по которым граждане могут воспользоваться бесплатной юридической помощью, в частности к ним законодатель отнёс социальное и пенсионное обеспечение, а также сферу трудового, жилищного и семейного права.


Данным законодательным актом был урегулирован круг субъектов, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, и тех, кто её оказывает. Перечень категорий граждан, имеющих такое право, и перечень случаев её оказания могут быть расширены нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Если обращаться к зарубежному опыту, то необходимо отметить, что каждое государство градирует критерии нуждаемости лица в бесплатных юридических услугах по собственному усмотрению. Во главу угла обычно ставится уровень материального достатка. Однако, так называемая первичная бесплатная юридическая помощь, например, в большинстве стран Содружества Независимых Государств, оказывается бесплатно. Под первичной помощью в данном случае понимается наименее затратное по времени и средствам юридическое консультирование.

Для стран Европы характерно установление шкалы доходов лица, претендующего на получение бесплатной юридической помощи. В данном случае устанавливается минимальная планка. Например, в Германии, она составляет менее 15 евро в месяц. Ещё один подход предполагает индивидуальную оценку имущественных активов лица, а также его возможности оплатить юридическую помощь (данный подход характерен, например, для Хорватии).

В нашей стране оказание бесплатной юридической помощи, как уже было сказано выше, регулируется Законом № 324-ФЗ. Адвокаты, государственные юридические бюро, юридические клиники и негосударственные центры занимаются оказанием бесплатной юридической помощи по широкому кругу вопросов, рамки которых определены законодательно. Отметим, что практика наличия центров правовой помощи и правозащитных организаций, призванных оказать населению юридическую помощь бесплатно, характерна также для США.

В настоящее время участилась практика обращения граждан за оказанием бесплатной юридической помощи по делам названных категорий. Однако действующая редакция Закона № 324-ФЗ не позволяет оказывать такую помощь гражданам, имеющим право на её получение, как в виде консультирования, так и в процессуальном порядке. В этой связи, учитывая, что право на бесплатную юридическую помощь имеют наиболее социально незащищенные слои населения, предлагается обеспечить защиту их законных интересов по наиболее распространенным делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, а также по спорам трудового характера в целях недопущения трудовой дискриминации инвалидов, рискам которой они часто бывают подвержены.


Кроме того, законодательно следует закрепить такие категории как «трудная жизненная ситуация», «экстренный случай» для того, чтобы при соответствующем стечении обстоятельств, квалифицированная юридическая помощь могла быть оказана человеку незамедлительно, без сбора необходимой документации, доказывающей соответствующее право (статья 20 Закона № 324-ФЗ).

Полагаем также целесообразным принятие поправок в законодательстве об освобождении всех получателей бесплатной юридической помощи от уплаты государственной пошлины за оформление нотариальной доверенности, а также о предоставлении такого права безработным гражданам, достигшим предпенсионного возраста, и участникам долевого строительства, чьи права нарушены, при условии их включения в реестр пострадавших граждан.

Летом 2020 г. Министерство юстиции Российской Федерации вынесло на общественное обсуждение законопроект, расширяющий возможности граждан по получению бесплатной юридической помощи. Согласно инициативе Минюста, лица, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи адвоката (малоимущие граждане, дети- сироты, пожилые граждане, живущие в домах престарелых и др.), будут освобождены от платы за нотариальные действия по удостоверению доверенности на представление интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях при оказании им бесплатной юридической помощи. Данная инициатива представляется весьма обоснованной, поскольку нередко возникает необходимость для того, чтобы адвокат представлял интересы льготников в судах и государственных учреждениях, оформить доверенность у нотариуса. Для сироты или малоимущего гражданина это может стать значительной финансовой нагрузкой.

Как было отмечено выше, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные гарантии реализации прав граждан в сфере оказания бесплатной юридической помощи, в том числе путем расширения перечня категорий лиц, имеющих право на её получение (часть 4 статьи 3 Закона № 324-ФЗ). В большинстве регионов бесплатная юридическая помощь оказывается адвокатами, в 15-ти наряду с адвокатами юридическую помощь оказывают государственные юридические бюро.

Подобный смешанный вариант оказания юридической помощи характерен не только для России, но и для целого ряда стран мира. Обращаясь к мировой практике, необходимо отметить, что модели предоставления бесплатной юридической помощи в смешанной форме обычно подразделяются на три категории:

2) модель государственных защитников;

3) частно-государственная модель.

Модель judicare предполагает, что частнопрактикующие юристы привлекаются для оказания бесплатной юридической помощи, причём при каждом подобном случае с ними заключается соглашение. В США зарождение бесплатной юридической помощи началось уже в конце XIX столетия. Кроме США, данная модель нашла применение в целом ряде стран, в частности в Англии, Уэльсе, Австралии, Шотландии, Норвегии, Швеции и на большей части Канады.

Модель государственных защитников (или штатных юристов) отличается от judicare тем, что государство организует сеть специализированных учреждений для оказания юридической помощи малоимущим. В нашей стране данная модель реализуется в рамках создания государственных юридических бюро.

Частно-государственная модель смешанной формы pro bono заключается в объединении преимуществ двух вышеназванных моделей. Необходимо отметить, что предоставление юридических услуг по системе pro bono в современной России только развивается, что, безусловно, окажет положительный эффект на улучшение взаимодействия систем бесплатной юридической помощи.

Однако, при этом адвокатура как один из основных субъектов оказания юридической помощи сталкивается с целым рядом вопросов в реализации бесплатной юридической помощи. В частности, в феврале 2019 года в Совете Федерации проходил тематический круглый стол, на котором член комитета верхней палаты Федерального Собрания Ирина Рукавишникова отметила целый ряд проблемных зон, с которыми приходится сталкиваться адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь: во-первых, недостаточное региональное финансирование, во-вторых, сложный механизм предоставления адвокатами отчётности для получения оплаты за оказанную ими помощь, в-третьих, недостаточная информированность граждан о возможностях получения бесплатной юридической помощи.


Решение вышеназванных проблем видится в реформировании порядка предоставления отчетности для оплаты труда адвокатов. Необходимо разработать на федеральном уровне требования по форме и содержанию такой отчетности для получения адвокатами вознаграждения за свой труд.

Также необходимо больше внимания уделять правовому просвещению граждан. Данная проблема была также поднята на круглом столе, участники которого в рамках её решения предложили разработать ряд мероприятий на федеральном уровне, реализация которых, по их мнению, позволит повысить правовую информированности граждан и, как следствие, уровень правовой культуры.

К данным мероприятиям они отнесли, прежде всего, расширение использования Интернет-ресурсов для правового просвещения населения. В частности на уровне субъектов федерации было предложено использование официальных сайтов органов власти субъектов и местного самоуправления для правового просвещения граждан, прежде всего в отношении предоставления информации относительно особенностей оказания бесплатной юридической помощи, её формах, категориях населения, которым она может быть оказана, а также адресах, куда заинтересованное лицо может обратиться.

Интересным представляется предложение в отношении использования многофункциональных центров, поскольку востребованность данных учреждений в России весьма велика, и, как следствие, количество граждан, получающих возможность ознакомиться с информацией, касающейся, в частности, бесплатной юридической помощи, также возрастёт.

Причём, мы не должны забывать, что, несмотря на значительную информатизацию социального пространства, далеко не все граждане пользуются Интернет-ресурсами. В связи с этим, полагаем, что размещение информации на бумажных носителях в учреждениях, а также работа в этом отношении средств массовой информации также служат важной составляющей, необходимой для донесения до населения информации в отношении особенностей оказания бесплатной юридической помощи.

Необходимо отметить, что в рамках оказания бесплатной юридической помощи адвокатура, помимо участия в государственной программе оказания юридической помощи, действующей с 2011 г., два раза в год проводит Всероссийские дни бесплатной юридической помощи. Во время акции обратиться к адвокату за советом может любой человек. В 2020 г. первый такой день прошёл 1 июня с учётом установленных региональных ограничений в условиях распространения коронавирусной инфекции. В некоторых регионах акция растянулась на несколько дней. Востребованность данной акции показало количество обратившихся. Например, в Московской области помощь была оказана 4795 гражданам.

Таким образом, приведение в жизнь указанных мероприятий в рамках совершенствования системы оказания бесплатной юридической помощи населению позволит решить ряд проблем практического характера в исследуемой области.

Н.О. Сабанина - кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ОЧУВО "Международный инновационный университет"

Д.С. Ермаков - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права ОЧУВО "Международный инновационный университет"

С.А. Попов - кандидат технических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ОЧУВО "Международный инновационный университет"

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: