О порядке взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов на досудебной стадии

Обновлено: 25.04.2024

В связи с изменением уголовно-процессуального законодательства в целях улучшения состояния законности при осуществлении уголовного преследования и обеспечения неукоснительного соблюдения конституционных прав граждан, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

1.1. На всех стадиях уголовного судопроизводства обеспечить действенный надзор за соблюдением гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законности, безотлагательное принятие мер, направленных на восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных.

1.2. Осуществляя надзор за законностью действий и решений органов следствия и дознания, уделять особое внимание правовому и фактическому положению потерпевших. С целью защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, принимать меры к обеспечению гражданских исков в уголовном деле.

1.3. Организовать исполнение требований закона и порядка применения к гражданам процессуальных мер принуждения.

1.4. При проверках законности задержания граждан по подозрению в совершении преступлений и их пребывания в изоляторах временного содержания в каждом случае выяснять основания и мотивы такого решения, проверять соблюдение прав подозреваемых.

В случае обнаружения у задержанного телесных повреждений, получения сведений о незаконном задержании либо применении к лицу незаконных методов ведения следствия организовывать проверку, а при наличии к тому оснований выносить мотивированное постановление и направлять материалы для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствующий следственный орган.

Систематически проверять обоснованность содержания лиц в камерах административно-задержанных, пресекая случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях.

Практиковать проведение проверок мест содержания задержанных в вечернее и ночное время.

1.5. Ответственно подходить к вопросу о даче дознавателю согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании подозреваемому или обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; тщательно изучать все материалы, являющиеся основанием для направления в суд такого ходатайства; учитывать данные о личности, возрасте, семейном положении, а также другие существенные обстоятельства; решать вопрос положительно только в тех случаях, когда имеются основания, предусмотренные ч. 1 ст. 108 УПК РФ, а применение иных мер пресечения невозможно.

При рассмотрении в ходе досудебного производства в судебных заседаниях вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока содержания под стражей принципиально отстаивать избранную точку зрения, приводя четкие и убедительные аргументы.

1.6. Обеспечить участие прокуроров в судебных заседаниях при рассмотрении судом ходатайств следственных органов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, продлении сроков содержания под стражей; принимать меры к изучению материалов, а в необходимых случаях - уголовных дел; при выявлении нарушений прав граждан занимать принципиальную позицию по устранению допущенных нарушений; ориентировать суд на принятие законного решения.

1.7. Прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в следственных изоляторах (военным прокурорам - на гауптвахтах) регулярно, в том числе в вечернее и ночное время, проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных. При выявлении лиц, содержащихся там без законных на то оснований, а также лиц, срок содержания под стражей которых истек, незамедлительно принимать меры к их освобождению. По каждому факту незаконного содержания граждан в следственном изоляторе проводить проверки, материалы которых при наличии оснований передавать в соответствующие следственные органы.

В случае обнаружения иных нарушений закона тщательно выявлять их причины и принимать меры к их устранению.

При подготовке и согласовании отчетов, содержащих данные о количестве заключенных под стражу, проводить сверки с отчетными данными подразделений Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России) о количестве лиц, освобожденных органами следствия, дознания и судом. В случае расхождения данных о количестве освобожденных из-под стражи лиц устанавливать причины этого, добиваться внесения достоверных сведений и мерами прокурорского реагирования - привлечения к ответственности лиц, допустивших сокрытие указанных фактов.

1.9. На всех стадиях досудебного производства особое внимание обращать на соблюдение права подозреваемого и обвиняемого на защиту. При этом иметь в виду, что заявленный этими лицами отказ от защитника не должен быть вынужденным и может быть принят лишь при наличии реальной возможности участия защитника в деле.

1.10. При получении сведений об оставлении без присмотра и помощи несовершеннолетних детей подозреваемых или обвиняемых, других иждивенцев, а также престарелых родителей, нуждающихся в постороннем уходе, обеспечить выполнение следователями и дознавателями требований ст. 160 УПК РФ.

1.11. По результатам проверки постановления о прекращении уголовного дела и признании данного решения законным и обоснованным обращать внимание на неукоснительное соблюдение требований ст. 133 - 135 УПК РФ.

1.12. Постоянно совершенствовать работу по поддержанию государственного обвинения; назначать государственных обвинителей заблаговременно, с тем чтобы обеспечить тщательное изучение ими материалов уголовного дела. Активно участвовать в судебном следствии; последовательно проверять полноту, всесторонность и объективность собранных в процессе предварительного расследования доказательств; всемерно способствовать установлению судом истины, необходимой для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения. При определении своей позиции по поводу наказания строго руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание.

При расхождении позиции государственного обвинителя и прокурора, утвердившего обвинительное заключение, безотлагательно принимать согласованные меры, обеспечивающие законность и обоснованность государственного обвинения. В соответствии со ст. 246 УПК РФ в необходимых случаях решать вопрос о замене государственного обвинителя либо о поддержании обвинения лично прокурором, утвердившим обвинительное заключение или обвинительный акт. Считать нарушением служебного долга как требование о постановлении обвинительного приговора при отсутствии доказательств виновности подсудимого, так и необоснованный отказ государственного обвинителя от обвинения.

В соответствии с законом настойчиво добиваться в апелляционном, кассационном и надзорном порядке устранения нарушений, допущенных судом, обжаловать все незаконные, необоснованные и несправедливые судебные решения по уголовным делам. Уделять особое внимание повышению качества апелляционных, кассационных и надзорных представлений, их аргументированности и мотивировке, добиваться исключения случаев принесения необоснованных представлений, регулярно анализировать практику кассационного, апелляционного и надзорного обжалования.

1.13. Систематически информировать общественность, в том числе через средства массовой информации, о мерах, принимаемых прокурорами по укреплению законности и усилению защиты конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур постоянно контролировать состояние соблюдения конституционных прав и свобод граждан в каждой стадии уголовного судопроизводства.

2.1. Совершенствовать формы делового взаимодействия подразделений, осуществляющих надзор за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, за законностью исполнения уголовных наказаний, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Организовать постоянный обмен информацией, необходимой для своевременного принятия мер реагирования.

2.2. По каждому случаю освобождения из-под стражи в связи с прекращением уголовного преследования в стадии следствия, дознания или судом либо постановки оправдательного приговора проверять материалы дела на предмет законности привлечения к уголовной ответственности. Не позднее 10-дневного срока составлять мотивированное заключение о законности принятых решений и мерах, которые необходимо принять.

Для обеспечения оперативного изучения правильности решения и достаточности мер реагирования копии заключений по делам областной подсудности по фактам освобождения из-под стражи в связи с прекращением уголовного преследования судом либо постановки оправдательного приговора представлять непосредственно в Главное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, а в случае прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям и освобождения из-под стражи в процессе следствия - в Главное управление по надзору за следствием.

2.3. Комплексно, не реже одного раза в полугодие, анализировать состояние прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, сопоставляя для этого данные органов прокуратуры (в том числе результаты проверок ИВС), внутренних дел и ФСИН России (в том числе о гражданах, поступивших с телесными повреждениями; об освобожденных из ИВС, следственных изоляторов и гауптвахт), судебного департамента, отчеты правоохранительных органов, сведения, поступающие от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и из правозащитных организаций, жалобы граждан, публикации в средствах массовой информации и пр.

Результаты обобщения использовать для совершенствования организации надзора, контроля исполнения, работы с кадрами и профессиональной учебы.

О результатах изучения состояния надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, в том числе о причинах постановления судами оправдательных приговоров и отказов государственных обвинителей от обвинения, ежегодно к 25 января и 25 июля информировать соответствующие подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2.4. Усилить организующую роль коллегий в укреплении законности при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов следствия, дознания судебного рассмотрения уголовных дел. Регулярно заслушивать на заседаниях коллегии отчеты прокуроров по этим вопросам. Принять меры к повышению роли прокуроров в деле устранения выявленных нарушений закона.

2.5. Положение с соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве систематически рассматривать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, в ходе которых освещать выявленные прокуратурой нарушения, принципиально ставить вопрос об их устранении и недопущении впредь.

3. Главному управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главному управлению по надзору за следствием, управлению по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, управлению по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, Главному управлению и управлениям в федеральных округах, другим подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации контролировать положение дел с соблюдением конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве, комплексно решать возникающие проблемы.

При выездах на места с проверками и оказании помощи в обязательном порядке знакомиться с организацией надзора на этом участке и проверять ход исполнения настоящего приказа.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Настоящий приказ опубликовать в журнале «Законность».

Считать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 13 ноября 2000 г. № 141 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве».

С целью установления единого порядка взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов при организации деятельности по возмещению ущерба, причиненного государству преступлениями приказываем:

1. Следователям, руководителям следственных органов, дознавателям, начальникам подразделений дознания, органам дознания:

1.1. В случае выявления факта причинения преступлением ущерба государству:

в рамках расследования уголовного дела в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) принимать своевременные меры к установлению характера и размера вреда, причиненного преступлением;

при наличии оснований незамедлительно извещать соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления о возможности предъявления гражданского иска по уголовному делу.

1.2. При поступлении от лица, уполномоченного представлять интересы государства, муниципального образования, гражданского иска выносить в установленном порядке постановление о признании его гражданским истцом.

1.3. В ходе предварительного расследования по уголовному делу наряду с установлением имущества, подлежащего конфискации в соответствии со статьей 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, принимать меры к установлению иного имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, на которое может быть наложен арест в целях обеспечения исполнения приговора в части заявленного гражданского иска, взыскания штрафов, других имущественных взысканий.

Запрашивать необходимые сведения в банках и иных кредитных организациях, территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, подразделениях Госавтоинспекции, налоговых и иных органах, а также по месту работы подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

В целях выявления возможной связи финансовых операций подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, которыми нанесен ущерб государству, с легализацией денежных средств или иного имущества, полученных в результате совершения таких преступлений, направлять в установленном порядке соответствующие запросы в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

При выявлении имущества, подлежащего аресту, незамедлительно возбуждать перед судом ходатайство в порядке, предусмотренном статьей 115 УПК РФ.

Установив имущество за пределами Российской Федерации, принимать необходимые меры в порядке, предусмотренном статьями 453, 454 УПК РФ, с целью наложения ареста на это имущество компетентным органом или должностным лицом иностранного государства.

1.4. В случае непредъявления гражданского иска представителями государственных органов, органов местного самоуправления в течение 10 суток с момента их извещения о наличии оснований для иска обеспечить направление надзирающему прокурору письменного уведомления о характере и предполагаемом размере причиненного вреда для решения вопроса о предъявлении гражданского иска в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 44 УПК РФ. К уведомлению приобщать копии документов, подтверждающих характер и размер причиненного ущерба, копию извещения о возможности предъявления иска.

По мотивированному запросу прокурора в течение 5 суток с момента его получения направлять прокурору дополнительную информацию, необходимую для подготовки им искового заявления. В случае невозможности представления указанной информации руководителю соответствующего органа в установленный срок уведомлять прокурора о причинах.

1.5. При направлении в суд ходатайства о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, одновременно уведомлять об этом прокурора.

1.6. В случае необеспечения лицом, которому арестованное имущество передано на хранение в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 115 УПК РФ, его сохранности своевременно инициировать проведение процессуальных проверок по фактам растраты, отчуждения, сокрытия или незаконной передачи арестованного имущества, а также принимать исчерпывающие меры по его розыску и возврату.

1.7. Не допускать фактов направления уголовных дел прокурору с обвинительным заключением, актом или постановлением до принятия необходимых мер по установлению характера и размера вреда, причиненного преступлением, подтвержденных соответствующими материалами.

2. Прокурорам, осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия:

2.1. Обеспечивать в рамках имеющихся полномочий действенный надзор за принятием должностными лицами органов предварительного расследования необходимых и достаточных мер, направленных на возмещение ущерба, причиненного преступлением государству.

2.2. При принятии решения в соответствии со статьями 221, 226 и 226.8 УПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 44 УПК РФ, в обязательном порядке рассматривать вопрос о возможности предъявления гражданского иска в уголовном деле.

2.4. Обеспечивать обязательное участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении ходатайства о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

2.5. При наличии оснований своевременно обжаловать в вышестоящую судебную инстанцию решение суда, принятое по ходатайству о наложении ареста на имущество.

2.7. В случаях установления фактов бездействия должностных лиц органов предварительного расследования, выразившегося в непринятии мер по возмещению ущерба, требовать от их руководителей незамедлительного устранения нарушений закона.

2.8. Систематически, но не реже одного раза в полугодие, проводить анализ работы с указанием мер, принятых в целях возмещения ущерба, причиненного преступлениями государству, для последующего доклада Генеральному прокурору Российской Федерации о состоянии работы в данной сфере деятельности.

3. Федеральной службе по финансовому мониторингу:

3.1. Принимать меры к выявлению признаков, свидетельствующих о проведении операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, направленных на легализацию (отмывание) доходов, полученных в результате совершения преступления, причинившего ущерб государству.

3.2. По запросам правоохранительных органов, а также в инициативном порядке направлять в соответствии со своей компетенцией в правоохранительные органы информацию и материалы, в том числе содержащие сведения, способствующие установлению подлежащего аресту имущества подозреваемых, обвиняемых или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

4. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации, Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, руководителя Федеральной таможенной службы, директора Федеральной службы судебных приставов, директора Федеральной службы по финансовому мониторингу:

4.1. Организовать ознакомление подчиненных сотрудников с настоящим приказом.

4.2. Обеспечить контроль за исполнением настоящего приказа.

4.3. Обеспечить приведение в соответствие с настоящим приказом ведомственных правовых актов и при необходимости организовать разработку организационно-распорядительных документов и методических рекомендаций по его реализации.

Генеральный прокурор
Российской Федерации

Министр внутренних дел
Российской Федерации

Министр Российский Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий

Директор Федеральной
службы безопасности
Российской Федерации

Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации

Директор
Федеральной службы
Российской Федерации
по контролю за оборотом
наркотиков

Руководитель
федеральной таможенной службы

Директор
Федеральной службы
судебных приставов -
главный судебный пристав
Российское Федерации

Директор Федеральной
службы по финансовому мониторингу

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, ФСБ России, Следственного комитета РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы по финансовому мониторингу от 29 марта 2016 г. N 182/189/153/243/33/129/800/220/105 "О порядке взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов на досудебной стадии уголовного судопроизводства в сфере возмещения ущерба, причиненного государству преступлениями"

С целью установления единого порядка взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов при организации деятельности по возмещению ущерба, причиненного государству преступлениями, приказываем:

1. Следователям, руководителям следственных органов, дознавателям, начальникам подразделений дознания, органам дознания:

1.1. В случае выявления факта причинения преступлением ущерба государству:

в рамках расследования уголовного дела в соответствии с пунктом 4 части 1 статья 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) принимать своевременные меры к установлению характера и размера вреда, причиненного преступлением;

при наличии оснований незамедлительно извещать соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления о возможности предъявления гражданского иска по уголовному делу.

1.2. При поступлении от лица, уполномоченного представлять интересы государства, муниципального образования, гражданского иска выносить в установленном порядке постановление о признании его гражданским истцом.

1.3. В ходе предварительного расследования по уголовному делу наряду с установлением имущества, подлежащего конфискации в соответствии со статьей 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, принимать меры к установлению иного имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, на которое может быть наложен арест в целях обеспечения исполнения приговора в части заявленного гражданского иска, взыскания штрафов, других имущественных взысканий.

Запрашивать необходимые сведения в банках и иных кредитных организациях, территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, подразделениях Госавтоинспекции, налоговых и иных органах, а также по месту работы подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

В целях выявления возможной связи финансовых операций подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, которыми нанесен ущерб государству, с легализацией денежных средств или иного имущества, полученных в результате совершения таких преступлений, направлять в установленном порядке соответствующие запросы в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

При выявлении имущества, подлежащего аресту, незамедлительно возбуждать перед судом ходатайство в порядке, предусмотренном статьей 115 УПК РФ.

Установив имущество за пределами Российской Федерации, принимать необходимые меры в порядке, предусмотренном статьями 453, 454 УПК РФ, с целью наложения ареста на это имущество компетентным органом или должностным лицом иностранного государства.

1.4. В случае непредъявления гражданского иска представителями государственных органов, органов местного самоуправления в течение 10 суток с момента их извещения о наличии оснований для иска обеспечить направление надзирающему прокурору письменного уведомления о характере и предполагаемом размере причиненного вреда для решения вопроса о предъявлении гражданского иска в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 44 УПК РФ. К уведомлению приобщать копии документов, подтверждающих характер и размер причиненного ущерба, копию извещения о возможности предъявления иска.

По мотивированному запросу прокурора в течение 5 суток с момента его получения направлять прокурору дополнительную информацию, необходимую для подготовки им искового заявления. В случае невозможности представления указанной информации руководителю соответствующего органа в установленный срок уведомлять прокурора о причинах.

1.5. При направлении в суд ходатайства о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, одновременно уведомлять об этом прокурора.

1.6. В случае необеспечения лицом, которому арестованное имущество передано на хранение в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 115 УПК РФ, его сохранности своевременно инициировать проведение процессуальных проверок по фактам растраты, отчуждения, сокрытия или незаконной передачи арестованного имущества, а также принимать исчерпывающие меры по его розыску и возврату.

1.7. Не допускать фактов направления уголовных дел прокурору с обвинительным заключением, актом или постановлением до принятия необходимых мер по установлению характера и размера вреда, причиненного преступлением, подтвержденных соответствующими материалами.

2. Прокурорам, осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия:

2.1. Обеспечивать в рамках имеющихся полномочий действенный надзор за принятием должностными лицами органов предварительного расследования необходимых и достаточных мер, направленных на возмещение ущерба, причиненного преступлением государству.

2.2. При принятии решения в соответствии со статьями 221, 226 и 226.8 УПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 44 УПК РФ, в обязательном порядке рассматривать вопрос о возможности предъявления гражданского иска в уголовном деле.

2.4. Обеспечивать обязательное участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении ходатайства о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

2.5. При наличии оснований своевременно обжаловать в вышестоящую судебную инстанцию решение суда, принятое по ходатайству о наложении ареста на имущество.

2.7. В случаях установления фактов бездействия должностных лиц органов предварительного расследования, выразившегося в непринятии мер по возмещению ущерба, требовать от их руководителей незамедлительного устранения нарушений закона.

2.8. Систематически, но не реже одного раза в полугодие, проводить анализ работы с указанием мер, принятых в целях возмещения ущерба, причиненного преступлениями государству, для последующего доклада Генеральному прокурору Российской Федерации о состоянии работы в данной сфере деятельности.

3. Федеральной службе по финансовому мониторингу:

3.1. Принимать меры к выявлению признаков, свидетельствующих о проведении операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, направленных на легализацию (отмывание) доходов, полученных в результате совершения преступления, причинившего ущерб государству.

3.2. По запросам правоохранительных органов, а также в инициативном порядке направлять в соответствии со своей компетенцией в правоохранительные органы информацию и материалы, в том числе содержащие сведения, способствующие установлению подлежащего аресту имущества подозреваемых, обвиняемых или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

4. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации, Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, руководителя Федеральной таможенной службы, директора Федеральной службы судебных приставов, директора Федеральной службы по финансовому мониторингу:

4.1. Организовать ознакомление подчиненных сотрудников с настоящим приказом.

4.2. Обеспечить контроль за исполнением настоящего приказа.

4.3. Обеспечить приведение в соответствие с настоящим приказом ведомственных правовых актов и при необходимости организовать разработку организационно-распорядительных документов и методических рекомендаций по его реализации.

С целью обеспечения надлежащего исполнения требований совместного приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 182, МВД России N 189, МЧС России N 153, ФСБ России N 243, Следственного комитета Российской Федерации N 33, ФСКН России N 129, ФТС России N 800, ФССП России N 220, Росфинмониторинга N 105 от 29.03.2016 "О порядке взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов на досудебной стадии уголовного судопроизводства в сфере возмещения ущерба, причиненного государству преступлениями" (далее - совместный приказ), руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров других специализированных прокуратур, прокуроров городов и районов и приравненных к ним прокуроров:

принять меры к организации работы по своевременному и квалифицированному решению вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (далее - государству) преступлениями;

обеспечить надлежащий учет и анализ данной работы.

2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации установить следующий порядок взаимодействия подразделений при разрешении вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного государству преступлениями:

2.1. В управлении по надзору за расследованием особо важных дел:

обеспечивать в рамках имеющихся полномочий действенный надзор за принятием должностными лицами органов предварительного расследования необходимых и достаточных мер, направленных на возмещение ущерба, причиненного государству преступлением;

осуществлять подготовку и предъявление гражданских исков в уголовном деле (часть 3 статьи 44 УПК РФ) в порядке и сроки, установленные совместным приказом;

согласовывать проекты исковых заявлений с управлением по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе;

передавать одновременно с направлением уголовного дела в суд копию предъявленного прокурором гражданского иска вместе с копией утвержденного обвинительного заключения в подразделение, которому поручено поддержание государственного обвинения по данному делу;

обеспечивать обязательное участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении ходатайства о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

2.2. В управлении по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе:

рассматривать направленные для согласования проекты исковых заявлений в порядке части 3 статьи 44 УПК РФ в срок не позднее дня, следующего за днем их поступления. О результатах незамедлительно сообщать в управление по надзору за расследованием особо важных дел;

при поступлении информации о наличии оснований для предъявления в порядке статьи 45 ГПК РФ иска о возмещении ущерба, причиненного государству преступлением, либо об оставлении гражданского иска в уголовном деле без рассмотрения или передаче судом вопроса о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства обеспечить подготовку и направление в суд соответствующего иска.

2.3. В Главном уголовно-судебном управлении и управлении по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции согласно компетенции:

прокурорам, поддерживающим государственное обвинение, способствовать принятию судом законных, обоснованных и справедливых решений, в том числе при разрешении исков, предъявленных в порядке части 3 статьи 44 УПК РФ;

в случае отказа судом в удовлетворении иска или частичного удовлетворения заявленных требований при наличии оснований решать вопрос об оспаривании судебного решения;

о результатах рассмотрения судом гражданского иска в уголовном деле информировать подготовившее иск подразделение;

об оставлении судом гражданского иска без рассмотрения либо о передаче судом вопроса о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства незамедлительно информировать управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.

2.4. В Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства:

обеспечить действенный надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями в части исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений об удовлетворении требований прокурора о возмещении ущерба, причиненного государству преступлениями.

3. Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора определить в органах военной прокуратуры порядок организации работы по возмещению ущерба, причиненного государству преступлениями.

4. Прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров других специализированных прокуратур:

принять к сведению положения настоящего указания при организации работы по возмещению ущерба, причиненного государству преступлениями;

проводить систематически, но не реже одного раза в полугодие, анализ данной работы с указанием мер, принятых в целях возмещения ущерба, причиненного преступлениями государству;

отражать соответствующую информацию в докладных записках, которые представлять к 30 июля и 30 января в управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью, а также по направлениям деятельности в Главное уголовно-судебное управление, Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе. Военным прокурорам в те же сроки докладывать о результатах работы в Главную военную прокуратуру.

5. Главное уголовно-судебное управление, Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе и Главную военную прокуратуру:

изучать и анализировать по направлениям деятельности результаты работы прокуроров по обеспечению возмещения ущерба, причиненного государству преступлениями, не реже одного раза в полугодие. Итоги обобщений использовать при планировании и осуществлении своей деятельности;

представлять информацию о результатах анализа ежегодно в срок до 10 февраля в управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью для проведения итогового обобщения.

6. Управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью аналитическую справку о состоянии работы в сфере возмещения ущерба, причиненного государству преступлениями ежегодно не позднее 1 марта представлять заместителю Генерального прокурора Российской Федерации, курирующему работу данного подразделения, для последующего доклада Генеральному прокурору Российской Федерации.

7. Контроль за исполнением указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Указание Генеральной прокуратуры РФ от 3 апреля 2017 г. N 236/8 "Об организации работы по возмещению ущерба, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям преступлениями"

В связи с изменением уголовно-процессуального законодательства в целях улучшения состояния законности при осуществлении уголовного преследования и обеспечения неукоснительного соблюдения конституционных прав граждан, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:

1.1. На всех стадиях уголовного судопроизводства обеспечить действенный надзор за соблюдением гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законности, безотлагательное принятие мер, направленных на восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных.

1.2. Осуществляя надзор за законностью действий и решений органов следствия и дознания, уделять особое внимание правовому и фактическому положению потерпевших. С целью защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, принимать меры к обеспечению гражданских исков в уголовном деле.

1.3. Организовать исполнение требований закона и порядка применения к гражданам процессуальных мер принуждения.

1.4. При проверках законности задержания граждан по подозрению в совершении преступлений и их пребывания в изоляторах временного содержания в каждом случае выяснять основания и мотивы такого решения, проверять соблюдение прав подозреваемых.

В случае обнаружения у задержанного телесных повреждений, получения сведений о незаконном задержании либо применении к лицу незаконных методов ведения следствия организовывать проверку, а при наличии к тому оснований выносить мотивированное постановление и направлять материалы для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствующий следственный орган.

Систематически проверять обоснованность содержания лиц в камерах административно-задержанных, пресекая случаи задержания подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях.

Практиковать проведение проверок мест содержания задержанных в вечернее и ночное время.

1.5. Ответственно подходить к вопросу о даче дознавателю согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании подозреваемому или обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; тщательно изучать все материалы, являющиеся основанием для направления в суд такого ходатайства; учитывать данные о личности, возрасте, семейном положении, а также другие существенные обстоятельства; решать вопрос положительно только в тех случаях, когда имеются основания, предусмотренные ч. 1 ст. 108 УПК РФ, а применение иных мер пресечения невозможно.

При рассмотрении в ходе досудебного производства в судебных заседаниях вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока содержания под стражей принципиально отстаивать избранную точку зрения, приводя четкие и убедительные аргументы.

1.6. Обеспечить участие прокуроров в судебных заседаниях при рассмотрении судом ходатайств следственных органов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, продлении сроков содержания под стражей; принимать меры к изучению материалов, а в необходимых случаях - уголовных дел; при выявлении нарушений прав граждан занимать принципиальную позицию по устранению допущенных нарушений; ориентировать суд на принятие законного решения.

1.7. Прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в следственных изоляторах (военным прокурорам - на гауптвахтах) регулярно, в том числе в вечернее и ночное время, проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных. При выявлении лиц, содержащихся там без законных на то оснований, а также лиц, срок содержания под стражей которых истек, незамедлительно принимать меры к их освобождению. По каждому факту незаконного содержания граждан в следственном изоляторе проводить проверки, материалы которых при наличии оснований передавать в соответствующие следственные органы.

В случае обнаружения иных нарушений закона тщательно выявлять их причины и принимать меры к их устранению.

При подготовке и согласовании отчетов, содержащих данные о количестве заключенных под стражу, проводить сверки с отчетными данными подразделений Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России) о количестве лиц, освобожденных органами следствия, дознания и судом. В случае расхождения данных о количестве освобожденных из-под стражи лиц устанавливать причины этого, добиваться внесения достоверных сведений и мерами прокурорского реагирования - привлечения к ответственности лиц, допустивших сокрытие указанных фактов.

1.9. На всех стадиях досудебного производства особое внимание обращать на соблюдение права подозреваемого и обвиняемого на защиту. При этом иметь в виду, что заявленный этими лицами отказ от защитника не должен быть вынужденным и может быть принят лишь при наличии реальной возможности участия защитника в деле.

1.10. При получении сведений об оставлении без присмотра и помощи несовершеннолетних детей подозреваемых или обвиняемых, других иждивенцев, а также престарелых родителей, нуждающихся в постороннем уходе, обеспечить выполнение следователями и дознавателями требований ст. 160 УПК РФ.

1.11. По результатам проверки постановления о прекращении уголовного дела и признании данного решения законным и обоснованным обращать внимание на неукоснительное соблюдение требований ст. 133 - 135 УПК РФ.

1.12. Постоянно совершенствовать работу по поддержанию государственного обвинения; назначать государственных обвинителей заблаговременно, с тем чтобы обеспечить тщательное изучение ими материалов уголовного дела. Активно участвовать в судебном следствии; последовательно проверять полноту, всесторонность и объективность собранных в процессе предварительного расследования доказательств; всемерно способствовать установлению судом истины, необходимой для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения. При определении своей позиции по поводу наказания строго руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание.

При расхождении позиции государственного обвинителя и прокурора, утвердившего обвинительное заключение, безотлагательно принимать согласованные меры, обеспечивающие законность и обоснованность государственного обвинения. В соответствии со ст. 246 УПК РФ в необходимых случаях решать вопрос о замене государственного обвинителя либо о поддержании обвинения лично прокурором, утвердившим обвинительное заключение или обвинительный акт. Считать нарушением служебного долга как требование о постановлении обвинительного приговора при отсутствии доказательств виновности подсудимого, так и необоснованный отказ государственного обвинителя от обвинения.

В соответствии с законом настойчиво добиваться в апелляционном, кассационном и надзорном порядке устранения нарушений, допущенных судом, обжаловать все незаконные, необоснованные и несправедливые судебные решения по уголовным делам. Уделять особое внимание повышению качества апелляционных, кассационных и надзорных представлений, их аргументированности и мотивировке, добиваться исключения случаев принесения необоснованных представлений, регулярно анализировать практику кассационного, апелляционного и надзорного обжалования.

1.13. Систематически информировать общественность, в том числе через средства массовой информации, о мерах, принимаемых прокурорами по укреплению законности и усилению защиты конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур постоянно контролировать состояние соблюдения конституционных прав и свобод граждан в каждой стадии уголовного судопроизводства.

2.1. Совершенствовать формы делового взаимодействия подразделений, осуществляющих надзор за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, за законностью исполнения уголовных наказаний, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Организовать постоянный обмен информацией, необходимой для своевременного принятия мер реагирования.

2.2. По каждому случаю освобождения из-под стражи в связи с прекращением уголовного преследования в стадии следствия, дознания или судом либо постановки оправдательного приговора проверять материалы дела на предмет законности привлечения к уголовной ответственности. Не позднее 10-дневного срока составлять мотивированное заключение о законности принятых решений и мерах, которые необходимо принять.

Для обеспечения оперативного изучения правильности решения и достаточности мер реагирования копии заключений по делам областной подсудности по фактам освобождения из-под стражи в связи с прекращением уголовного преследования судом либо постановки оправдательного приговора представлять непосредственно в Главное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, а в случае прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям и освобождения из-под стражи в процессе следствия - в Главное управление по надзору за следствием.

2.3. Комплексно, не реже одного раза в полугодие, анализировать состояние прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, сопоставляя для этого данные органов прокуратуры (в том числе результаты проверок ИВС), внутренних дел и ФСИН России (в том числе о гражданах, поступивших с телесными повреждениями; об освобожденных из ИВС, следственных изоляторов и гауптвахт), судебного департамента, отчеты правоохранительных органов, сведения, поступающие от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и из правозащитных организаций, жалобы граждан, публикации в средствах массовой информации и пр.

Результаты обобщения использовать для совершенствования организации надзора, контроля исполнения, работы с кадрами и профессиональной учебы.

О результатах изучения состояния надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, в том числе о причинах постановления судами оправдательных приговоров и отказов государственных обвинителей от обвинения, ежегодно к 25 января и 25 июля информировать соответствующие подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2.4. Усилить организующую роль коллегий в укреплении законности при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов следствия, дознания судебного рассмотрения уголовных дел. Регулярно заслушивать на заседаниях коллегии отчеты прокуроров по этим вопросам. Принять меры к повышению роли прокуроров в деле устранения выявленных нарушений закона.

2.5. Положение с соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве систематически рассматривать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, в ходе которых освещать выявленные прокуратурой нарушения, принципиально ставить вопрос об их устранении и недопущении впредь.

3. Главному управлению по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главному управлению по надзору за следствием, управлению по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, управлению по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, Главному управлению и управлениям в федеральных округах, другим подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации контролировать положение дел с соблюдением конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве, комплексно решать возникающие проблемы.

При выездах на места с проверками и оказании помощи в обязательном порядке знакомиться с организацией надзора на этом участке и проверять ход исполнения настоящего приказа.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Настоящий приказ опубликовать в журнале «Законность».

Считать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 13 ноября 2000 г. № 141 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: